Выездная проверка НДФЛ

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Например, ИФНС России по КАО г. Омска была назначена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Караван»(ИНН 5506789128/ КПП 550601010), расположенного по адресу 644589, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 75.(Приложение 4). Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц.

Выездная налоговая проверка в зависимости от полноты охватываемых документов может проводиться сплошным или выборочным методом.

ОАО «Караван» за 2012 года произвела следующие операции по начислению НДФЛ:

Работникам начислено:

  • — по окладу -2 146 000 руб.;
  • — стоимость подарков 7 человекам — 55000 руб.;
  • — натур оплата труда — 89 000 руб;
  • — пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием-22 379 руб;
  • — пособие по беременности и родам-102 388 руб.;
  • — компенсация за использования личного автомобиля в служебных целях — 12 500 руб;
  • — командировочные расходы 23 000 руб (в т.ч. 7000 сверхнормативные суммы)
  • — суммы выплаченных выходных пособий — 78 000 руб.
  • — суммы стандартных налоговых вычетов — 145 000 руб.

При подготовке выездной налоговой проверки анализируются результаты камеральной налоговой проверки сведений о доходах за налоговый период, которые сдаются в налоговый орган, по следующим направлениям:

  • 1. Рассчитывается средний уровень заработной платы, который соотносится со среднеотраслевым значением по субъекту РФ и величиной установленного регионом прожиточного минимума;
  • 2. Выявляется количество работников, по которым сведения о доходах не представлены (исходя из поданных в налоговый орган данных о численности работников).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП, на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключительные случаи — принятие решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов . Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

  • 1. Проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • 2. Получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • 3. Наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  • 4. Проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

ѕ четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

ѕ менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;

ѕ десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

  • 5. Непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  • 6. Иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Таким образом, проверка в ОАО » Караван» была начата 02 февраля 2013г., окончена 02 апреля 2013 года.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • 1. Истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
  • 2. Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца, если в течение шести месяцев информация не была получена);
  • 3. Проведения экспертиз;
  • 4. Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Например, В ходе ВНП ОАО «Караван» было направлено требование о предоставлении документов от 1 января 2012 года (Приложение 5):

  • 1. Учредительные документы;
  • 2. Приказ об учетной политике;
  • 3. Коллективные и трудовые договоры и контракты, заключаемые с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства, договоры гражданско-правового характера (аренды, займа и т.д.), расчетные ведомости, штатное расписание, табель учета рабочего времени;
  • 4. Система поощрений работников, оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, проезда, обучения, подарков к праздничным и юбилейным датам);
  • 5. Приказы руководителя о командировках, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами (билеты, посадочные талоны, документы, подтверждающие проживание), отчеты кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, путевые листы, товарные накладные, чеки контрольно-кассовой техники, главная книга, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Среди обстоятельств, которые свидетельствуют о целесообразности проведения выемки документов, выделяются следующие:

ѕ Поведение лица, у которого производится выемка;

ѕ Установленные факты длительного отсутствия налогоплательщика по месту регистрации;

ѕ Частые случаи обнуления счетов в банках;

ѕ Анализ других данных, полученных в ходе ВНП;

ѕ Сведения правоохранительных, контролирующих органов.

В процессе выездной налоговой проверки осуществляется проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов:

  • 1. Проверка устранения нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
  • 2. Проверка соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
  • 3. Проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
  • 4. Проверка правового оформления хозяйственных операций, в т.ч. анализ договоров налогового агента.

В ходе ВНП было выяснено, что ОАО «Караван» начислял НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля и командировочных расходов в полном объеме.

Следовательно, НДФЛ был исчислен неправильно. Расчеты НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком представлены в таблице 1.3.

Таблица 3.1

Расчет НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком

По данным налогоплательщика

По данным налогового органа

НБ= 2146000+ (55000-4000 * 7) + 22379 + 89000 + 12500 + 23000 — 145000=2174879

НБ = 2146000 + 27000 + 22379 + 89000 + ( 23000-7000 )+(12 500 -1500)- 145000 = 2166375

? Налога 2174897 * 13% = 282737

? Налога = 2166375 * 13% = 281629

Расхождение составило 1638 рублей.

По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.

Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.

Таким образом, можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа по месту нахождения организации. Проверка не может продолжаться более двух месяцев и проводится за период, не превышающий трех календарных лет. При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются факты о налоговых правонарушений или их отсутствие.

Показатели

Чтобы налоговому агенту по НДФЛ проверить себя, он должен обратиться к следующим источникам:

  1. Расчёту по страховым взносам (утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
  2. Сведениям из карточки расчётов с бюджетом – КРСБ (их можно запросить в рамках сверки).
  3. Расчёту по форме 6-НДФЛ.
  4. Справкам 2-НДФЛ.
  5. Сведениям о среднесписочной численности персонала за год (утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).
  6. Прожиточному уровню в регионе.
  7. Средней з/п по виду деятельности.
  8. Некоторым производным расчётным показателям.

Далее в таблице приведены ключевые показатели и их соотношение, которые могут говорить о возможных проблемах у налогового агента с перечислением НДФЛ с заработной платы.

Анализ уровня з/п и НДФЛ с неё
Источник (вид отчётности и др.) Показатель отчётности
1 6-НДФЛ Размер НДФЛ по ставке 13% исчисленный
2 6-НДФЛ НДФЛ по ставке 13% удержанный
3 6-НДФЛ НДФЛ по ставке 13% перечисленный
4 Карточка расчётов с бюджетом (КРСБ) НДФЛ по ставке 13%, поступивший в бюджет
5 6-НДФЛ и КРСБ НДФЛ по ставке 13%, не перечисленный в бюджет.
Определяют так:
Пункт 2 этой таблицы – п. 4
6 6-НДФЛ Общий размер дохода
7 2-НДФЛ Общий размер дохода по справкам. В том числе должностных лиц – генерального директора, главного бухгалтера.
8 6-НДФЛ Количество сотрудников
9 2-НДФЛ Количество сотрудников
10 2-НДФЛ Средняя зарплата сотрудников за месяц по налоговому агенту без учета должностных лиц – генерального директора, главного бухгалтера.
Определяют так:
П. 7 / п. 9 / 12 месяцев
11 Определяют путём подсчёта Величина средней зарплаты за месяц должностных лиц – генерального директора, главного бухгалтера
12 Сведения о среднесписочной численности Основной показатель за год
13 Код вида экономической деятельности Размер средней за месяц зарплаты
14 2-НДФЛ и код вида экономической деятельности Соотношение средней зарплаты по налоговому агенту к средней з/п по коду вида деятельности (в процентах).
Определяют так:
П. 10 / п. 13 × 100%
15 Закон субъекта РФ об установлении величины прожиточного минимума на соответствующий календарный год Величина прожиточного минимума в регионе
16 Подсчёты налогового агента и закон региона о прожиточном минимуме Соотношение средней зарплаты по налоговому агенту к прожиточному уровню в данном субъекте РФ (в процентах).
Определяют так:
П. 10 / п. 15 × 100%
17 Расчёт по взносам Количество сотрудников
18 Расчёт по взносам Общий размер выплат и вознаграждений, исчисленный в пользу сотрудников
19 Расчёт по взносам Средняя за месяц зарплата.
Определяют так:
П. 17 / п. 16 / 12 месяцев
20 2-НДФЛ и расчёт по взносам Отклонения средней зарплаты за месяц.
Определяют так:
П. 9 – п. 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *