Встречная проверка

Содержание

Что нужно знать

В ходе камеральной проверки у инспекторов могут возникнуть вопросы, связанные с деятельностью предприятий по отношению к другим лицам.

Налоговая запрашивает документы, которые ей необходимы для разъяснения ситуации. Встречная проверка налоговыми службами проводится только в рамках камеральной или выездной проверок.

Основанием для нее является наличие документа – письменного требования (сопроводительного письма), которое составляется налоговым органом.

Ситуации, когда может быть назначена проверка:

  • имеются подозрения на ведение двойной документации;
  • фиктивные документы или недостоверность фактов;
  • не совпадает квартал в отчетности;
  • предположения о том, что налогоплательщик скрывает реальные доходы и не отображает их в отчетности в полной мере.

Также поводом для начала встречной проверки может служить отсутствие договора между партнерами или неправильное его ведение.

Каким же образом проводится? Проверяющий сотрудник и его агент могут состоять на учете в разных службах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает, какая именно налоговая служба должна проводить встречную проверку.

Налогоплательщик должен знать такие моменты:

  • встречная проверка проводится таким образом, чтобы узнать от одного налогоплательщика информацию о другом;
  • без камеральной проверки встречная не может осуществляться;
  • предмет – информация, документация о финансово-хозяйственных отношениях нескольких лиц;
  • без письменного запроса налоговые службы не могут требовать документы.

Основные понятия

Налоговая проверка Действие процессуального характера, осуществляемое органами налоговой инспекции с целью выявления правонарушений. В ходе проверки сверяются данные налогового контроля с данными в отчетных декларациях
Декларация Акт правового характера, который формулирует принципы и цели двух сторон
Встречная налоговая проверка Это проверка, которую проводят органы налоговой инспекции с целью изучения деятельности контрагентов
Документ Носитель материала, имеющий реквизиты. В нем фиксируется вся информация о деятельности
Контрагент Одна из сторон заключаемого договора. Это физическое или юридическое лицо, которое должно выполнить определенные обязанности

Преследуемая цель

В отличие от камеральной, встречная проверка не относится к налоговым. Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

Цели проведения следующие:

  1. Подтвердить существование контрагентов и осуществление операций налогоплательщиком.
  2. Сверить информацию и данные финансово-хозяйственных операций, которые осуществляют контрагенты и плательщик налогов.
  3. Проверить подлинность документов.
  4. Подтвердить законность использования и ведения документации.

Основной целью встречной проверки является выявление подробностей совершенной сделки, полученной от нее выручки.

Инспектор налоговой службы проводит данную проверку в том случае, если считает, что налогоплательщик неправомерно использовал товары сделки или скрыл реальную сумму выручки.

Нормативная база

При осуществлении контроля за гражданами, которые уплачивают налоги, налоговые службы руководствуются несколькими документами – Конституцией, Налоговым Кодексом, нормативными актами.

Статья номер 87 НК РФ гласит, что если у налогового органа возникают вопросы, связанные с деятельностью организаций, то они вправе назначить встречную проверку.

Самостоятельной она не является, может назначаться только в соответствии с камеральной проверкой.

Налоговым Кодексом и Конституцией встречная проверка не устанавливается, она является независимой. Это скорей право, а не обязанность. Из этого правила есть исключение.

В Приказе Налоговой Службы, подписанном 27 декабря 2007 года (№ БГ – 3 – 03/461), говорится, что руководство налоговой инспекции может назначить встречную проверку в течение 10 дней.

1 января 2007 года начала свое действие статья № 93.1, утверждающая право налоговых служб требовать документы от налогоплательщика.

Также Налоговый Кодекс не устанавливает сроки требования отчетности. Согласно 129.1 статье, в случае не предъявления налогоплательщиком документов, на него возлагается штраф.

Составляет он примерно 20 000 рублей. Встречная проверка должна проводиться в соответствии со статьями 93 и 94 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Встречная проверка может назначаться согласно 2 пункту 31 статьи Налогового Кодекса. Порядок ее проведения предусматривает 14 глава НК.

Как осуществляются встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка является налоговым контролем. Обычно она начинается после окончания камеральной проверки. Налогоплательщик может и не подозревать, что в его отношении проводится данный тип проверки.

Запрашиваемые документы

Четко установленного перечня документов для проверки нет. Как правило, это документы, которые отображают деятельность предприятий с партнерами – акты, договоры, накладные и прочее.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 5 дней. Оригиналы не нужны, копий будет достаточно. К ним необходимо приложить сопроводительное письмо налоговой инспекции, проводившей проверку.

Если ответчик не успевает подготовить все документы, то он может запросить в налоговой инспекции ходатайство по увеличению срока. Также необходимо указать точную дату, когда все документы будут готовы.

Как осуществляется сопровождение налоговых проверок смотрите в статье: налоговые проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году, .

Во время встречной проверки деятельность контрагента не проверяется, а требуются лишь документы. Сначала органы налоговой службы должны отправить сопроводительное письмо, составленное в письменном виде.

Направляется оно в инспекцию по месту учета предприятия или физического лица. Обязательно должна указываться причина проверки.

После этого в продолжение 5 дней (рабочих) инспекция налоговой службы отправляет контрагенту требование предъявить необходимые документы. Документы могут запрашивать разные.

В основном, это счета по уплате налогов, документы о транспортировке груза, самое главное – договор с транспортной компанией. Ответ налоговой нужно предоставить в течение 5 дней.

В случае невыполнения – штраф. Чтобы запрос на предоставление документов был законным, необходимо придерживаться требований:

  1. Он должен быть вручен представителю предприятия лично в руки.
  2. Если запрос высылается почтой, то необходимо уведомление контрагента о его получении.
  3. Запрос должен делать тот налоговый орган, на территории которого находится организация.
  4. В уведомлении указать причину проверки и запрашиваемые документы.
  5. Все данные и требования должны быть расписаны четко и ясно.

Перед тем как отправлять документы, проверьте, что требования налоговой инспекции законны. Обратите внимание на следующее:

  • документы могут запрашивать только при наличии справки о встречной проверке;
  • указание причины запроса обязательно;
  • в требовании должны быть указаны реквизиты документов, которые необходимо предъявить;
  • налоговая инспекция не имеет права запрашивать декларации организации.

Обычно документы могут потребовать в нескольких случаях:

  • при заключении сделок на крупные суммы;
  • имеются подозрения, что договор фиктивный.

Налоговый агент имеет доступ к любым документам, он даже может запросить в банке выписки из счетов контрагентов. Поэтому избежать ответственности невозможно.

В какие сроки проводится

Проверка органами налоговой службы не может длиться более месяца. Уполномоченное лицо вправе продлить срок, но в этом случае необходимо оформить приказ.

В ходе проверки деятельность налогоплательщика можно не прекращать, и налоговое лицо не имеет права запрещать делать это. Сроки зависят от объема предстоящей работы.

Формирование пояснительной записки для налоговой

Налогоплательщиков иногда обязывают составлять пояснительную записку для налоговой инспекции. Но не все знают, как же ее писать.

В пояснительной записке содержатся данные о всей документации. Ее содержание зависит именно от документа, которые необходимо приложить к записке.

Пояснительная записка должна составляться в письменном виде, на формате А4. Если она содержит несколько страниц, то их нужно переплетать прозрачной обложкой.

Все страницы пронумеровать, начиная с титульной. Некоторые данные обязательны к написанию, некоторые пишутся произвольно.

Во время написания должен соблюдать официально – деловой стиль, ведь записка будет адресована в налоговую службу.

Обязательные сведения, которые нужно отобразить в пояснительной записке:

  • название подразделения службы налоговой инспекции, к которой адресуется записка;
  • идентификационный код юридического лица;
  • реквизиты того требования, которое послужило причиной написания пояснительной записки;
  • реквизиты документа, на основании которого предоставляются разъяснения;
  • данные о расходах и доходах организации;
  • все затраты или понесенные убытки;
  • если имеются, данные о расхождении сведений в бухгалтерском и налоговом учетах.

Как подшивать документацию

Документы для налоговой должны выглядеть презентабельно. Сделать это можно в типографии, а можно и самостоятельно. Для сшивки понадобятся нитки и иголка, клей.

Сначала нужно сложить документы в правильном порядке, обязательно пронумеровать их. Слева дыроколом сделать отверстия для ниток. Для прошивки лучше использовать банковский шпагат.

Если ее нет, то другую прочную нить. Начинать прошивать нужно с тыльной части документов, лучше несколько раз. Затем нитку необходимо завязать на узел.

После этих действий нужно взять лист – наклейку и наклеить его сверху узелка. На этом листе нужно указать данные лица, которое заверяло документы.

Видео: камеральные налоговые проверки

Лучше сразу уточнить в налоговой службе, как им требуется сшивать документы. Одни просят сшивать каждый лист отдельно, другие – все вместе.

После завершения сшивания необходимо составить опись, которую вставить в начало дела. Нумеруется она отдельно. В описи нужно указать количество документов, их названия.

Обложка обязательна. На документах, которые предназначены налоговой, можно делать не больше трех проколов. Они должны быть ровными и располагаться ровно друг под другом.

Завершающий этап

После окончания встречной проверки лицо, производившее ее, составляет акт. В нем указываются подробности проверки, результаты.

Если были обнаружены правонарушения, то акт будет прямым доказательством этого.

Завершающий этап проверки должен содержать информацию о каждом выявленном нарушении и суммы, на которую они выявлены.

С какого дня исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки узнайте из статьи: срок проведения выездной налоговой проверки.

Как составить обжалование акта выездной налоговой проверки, .

Заполненный образец на примере акта выездной налоговой проверки, .

Таким образом, встречная проверка не является обязанностью. Проводится она с целью обнаружить неточности в деятельности организаций.

О начале встречной проверки налогоплательщика не уведомляют. В случае обнаружения правонарушений возлагается ответственность.

Во время встречной проверки контрагент и его деятельность не проверяются. У него лишь истребуют документы. Предоставить их необходимо лично или через посредника.

Если предприятие сотрудничает с контрагентами, то встречной проверки избежать не удастся. Отказ инспекторам предъявить документы или отчетность грозит штрафом до 500 рублей.

Предыдущая статья: Порядок проведения выездной налоговой проверки Следующая статья: Камеральная проверка НДС

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье «Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента».

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Пример

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках «встречки», читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем .

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагентап. 3 ст. 93.1 НК РФ. При этом к требованию инспекторы должны приложить копию порученияп. 4 ст. 93.1 НК РФ. Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организацииРешение АС Свердловской области от 26.03.2008 № А60-1140/2008-С10, а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информациюпп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужноп. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ. И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках встречных проверок. Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделкеп. 2 ст. 93.1 НК РФ. И так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:

  • <или>написать письмо, описав условия сделки;
  • <или>просто представить документы по этой сделке.

Кстати, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

СИТУАЦИЯ 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции

В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы «чужим» инспекторампп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ. Отказ можно оформить так.

ООО «Космос»

г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 № 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента

Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомернымПостановление ФАС ПО от 06.09.2011 № А72-8582/2010, в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.

Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 № 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО «Круг» Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО «Круг» в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

СИТУАЦИЯ 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования

Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересуетпп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ. Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 № 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей сторонеПостановления ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А27-4698/2010.

СИТУАЦИЯ 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации

Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документыПисьмо Минфина от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519. Если ваши операции с проверяемым контрагентом «чистые», отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно ихПостановление ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09. Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры № 105 от 09.04.2010, № 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО «Круг» Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

СИТУАЦИЯ 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении

Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагентап. 1 ст. 93.1 НК РФ, а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны.

Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы «подправили» перечень истребуемых документов:

  • <или>в поручении документов указано больше, чем в требовании. Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно егоп. 5 ст. 93.1 НК РФ. Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного — они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
  • <или>в требовании указано больше документов, чем в поручении. Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за этоПостановление ФАС УО от 27.01.2012 № Ф09-8983/11. Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «Круг» (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи № 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 № 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 № 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.

СИТУАЦИЯ 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующих проверке

Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010—2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010—2011 гг.)подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008—2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г.п. 4 ст. 89 НК РФ

СИТУАЦИЯ 2. Вы получили требование по «встречке» в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП

Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНПп. 9 ст. 89 НК РФ. А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

***

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *