Воинский учет в организации

Содержание

Воинский учет в организации 2019: нормативно-правовая база

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлено 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

ВАЖНО!

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Информация для заполнения карточки

Перед заполнением карточки необходимо определить, к какому из двух видов относится организация:

  • занимается только ведением воинского учета;
  • также осуществляет бронирование граждан, пребывающих в запасе.

Образовательные организации высшего профессионального образования указывают не только работников, но и студентов предпоследнего и последнего курсов, а также аспирантов очного отделения.

Карточку заполняет лицо, ответственное за ведение воинского учета на предприятии. Документ распечатывается в трех экземплярах, подписывается у руководителя компании с обязательной расшифровкой подписи. В конце документа ставятся дата составления и печать.

Все экземпляры сдаются в районную комиссию по бронированию граждан. После проверки карточки регистрируются в журнале регистрации, присвоенный номер проставляется на каждом экземпляре. Номера записи в журнале и на бланках должны совпадать. Второй экземпляр направляется в военный комиссариат, третий — возвращается и хранится в деле организации.

Пошаговая инструкция по заполнению карточки

Заполняя бланк, обратите внимание на соблюдение порядка размещения информации согласно образцу.

В п. 1 указываем полное наименование предприятия.

В пп. 2-7 прописываем сведения о руководителе (Ф.И.О., должность, номер телефона), сведения о ответственном лице (Ф.И.О., телефон), адрес предприятия (юридический, фактический, почтовый).

П. 8 заполняем при наличии вышестоящей организации. Если таковой нет, то данный пункт оставляем незаполненным.

В п. 9 указываем основные коды предприятия по порядку, как они отмечены в бланке, а также организационно-правовую форму, форму собственности (цифровой код и расшифровку).

В п. 10 пишем общее количество работающих, совместители в отчет не включаются.

В п. 10.1 указываем общее количество граждан: мужского пола, пребывающих в запасе, и женского пола, имеющих военно-учетные специальности. Данную цифру разбиваем на подпункты «а» и «б», согласно воинским званиям; из подпункта «б» высчитываем количество граждан, имеющих категорию «В» годности к военной службе (ограниченно «годен»).

П. 10.2 заполняется предприятиями, которые бронируют граждан. Здесь проставляется количество забронированных граждан.

В п. 10.3 вносим информацию о количестве работников, имеющих мобилизационные предписания. При этом граждане, указанные в п. 10.3, также учитываются в п. 10.5.

П. 10.4 включает информацию о наличии лиц призывного возраста (мужчин в возрасте 18-27 лет, обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе). Работники, указываемые в п. 10.1, не учитываются.

В п. 10.5 вносим сведения о количестве незабронированных граждан. Данный пункт будет совпадать со сведениями п. 10.1.

Пп. 12, 15.1 и 15.2 заполняют организации, осуществляющие бронирование сотрудников, пребывающих в запасе. Следует отметить, что в п. 12 указываются сведения о видах экономической деятельности и должности, по которым ведется бронирование (согласно Перечню должностей и профессий). В случае если деятельность предприятия связана или находится в ведении федерального органа государственной власти, проставляется только номер Перечня.

При ликвидации (смене юридического адреса) предприятие снимается с регистрации. Запись об этом вносится в карточку в районной комиссии в строке «Отметка о снятии с учета (ликвидации организации)».

Воинский учет: что проверяет военкомат?

Журнал «Кадровое дело», № 02 февраль 2011
Подписка на журнал «Кадровое дело»

Обязаны ли организации вести воинский учет? Как часто кадровик должен сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями об этих работниках в документах воинского учета военкоматов? Подлежат ли воинскому учету женщины?

Проверить, кто из ваших работников подлежит воинскому учету, помогут пункты 14 и 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете).

Что проверяет военкомат?

Проведение проверок за осуществлением воинского учета в компании регулируется приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719».

www.kdelo.ru
Статьи в тему: «Проводим аудит по воинскому учету» (№ 2, 2010)
«Воинский учет: как порадовать военный комиссариат» (№ 2, 2009)

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании проверяют*:

  1. полноту охвата граждан воинским учетом;
  2. качество ведения воинского учета в компании;
  3. достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан;
  4. организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
  5. выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.

Частота проверок:

  1. в организациях с численностью работающих свыше 500 человек – ежегодно;
  2. в остальных – не реже одного раза в три года.

Результаты проверок отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил (ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях) и доводят до руководителей компаний.

Документы в тему

Документ Поможет вам
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 Узнать порядок проведения воинского учета
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ Ознакомиться с рекомендациями по ведению воинского учета
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Уточнить требования к ведению воинского учета

Как правильно вести воинский учет в компании

Руководитель организации своим приказом назначает работников, ответственных за ведение воинского учета в компании, в том числе бронированию граждан. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы**.

При приеме на работу нового сотрудника специалисту службы кадров необходимо***:

  • убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – отметка о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
  • заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;
  • разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

www.kdelo.ru
Статьи в тему: «Практическое применение Положения о воинском учете» (№ 3, 2007)
«Что нового в воинском учете?» (№ 2, 2007)

Воинский учет работников ведется в разделе втором личной карточки формы № Т-2****, утвержденной Госкомстатом России*****.

Направляем информацию о работниках в военкомат

Ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета для кадровика приведена в таблице на стр. 73. Ответственность за неисполнение иных обязанностей закон не устанавливает. Например, работники, ответственные за ведение воинского учета в организации, также должны не реже раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления******.

Какие обязательные сведения и в какой срок необходимо представлять в военкомат

Срок
представления
Представляемые данные Ответственность для должностного лица за неисполнение обязанности
Две недели

– Сведения о принятых на работу/уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;

– сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, внесенные в личные карточки

Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ)
Ежегодно до 1 ноября Списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.
(ст. 21.1 КоАП РФ)
Ежегодно
в сентябре
Списки мужчин 15 и 16 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.
(ст. 21.1 КоАП РФ)

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Галина МЕРЕЖКИНА,
бухгалтер с совмещением обязанностей инспектора отдела кадров МУП «Красноярское ЖКХ» (пгт «Красный Яр» Волгоградской области):

– За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Евгений ТИТОВ,
начальник отдела кадров ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (г. Канаш, Чувашская Республика):

– Нередко работодатели отказывают работнику в приеме на работу из-за отсутствия у него документов воинского учета либо отсутствия в них отметки о постановке на воинский учет. Однако трудовое законодательство не содержит оснований для отказа в приеме на работу в этих ситуациях. Такому работнику следует:

  1. во-первых, разъяснить его обязанность по постановке на воинский учет и рассказать об ответственности за ее неисполнение;
  2. во-вторых, проинформировать военкомат об отсутствии у работника документов воинского учета либо отсутствии в них отметки;
  3. в-третьих, принять все необходимые меры для постановки на воинский учет такого работника.

Елена МОСКВИНА,
менеджер по персоналу ООО «Морон» (г. Нижний Новгород):

– За нарушения в области воинского учета предусмотрены административные штрафы. Так, непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может стоить работнику, ответственному за ведение воинского учета, штрафа в размере 300–1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). А если руководство компании не сочло нужным отпустить работника в военкомат по повестке, то за это ему грозит штраф в размере 500–1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

* Подробно о системе оценки проверок ведения воинского учета можно прочитать в электронной версии статьи на сайте www.kdelo.ru.

** Пункт 22 Методических рекомендаций.

*** Пункт 30 Положения о воинском учете.

**** Утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

***** Пункт 27 Положения о воинском учете.

****** Подпункт «д» п. 32 Положения о воинском учете.

Самое важное о воинском учете

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

Менее 500

Один сотрудник-совместитель

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *