Внедрение профессиональных стандартов

Особенности внедрения профессиональных стандартов на предприятии

Ввод указанных нормативов является сложной процедурой, требующей изучения законодательства. В частности, особенности внедрения стандартов раскрываются в Письме Минтруда РФ «Ответы на типовые вопросы» от 04.04.2016г.

Так, к особенностям внедрения таких документов относится следующее:

  • если профстандарт является обязательным к применению для конкретной должности, на нее запрещается оформлять сотрудника, который не соответствует квалификационным требованиям;
  • в случаях, обозначенных в ст. 57 и ст. 195 ТК РФ, требуется применять стандарты на всех предприятиях, вне зависимости от их формы собственности. Для прочих коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер;
  • если в стандарте и в справочнике имеется информация об одной и той же должности, руководитель предприятия имеет право воспользоваться тем документом, который сочтет более уместным;
  • увольнение подчиненного по причине несоответствия его профессиональных данных требованиям профстандарта запрещено. В первую очередь необходимо предоставить субъекту возможность получить дополнительное образование или предложить менее трудную работу;
  • введение на предприятии профстандарта не предполагает корректировок обязанностей сотрудников по умолчанию. Чтобы оформить изменения в исполняемых субъектом функциях, необходимо внедрить профстандарт в организации, ознакомить с ним работника, внести требуемую информацию в должностную инструкцию или деловое соглашение;
  • все нюансы по повышению оплаты труда сотрудника, связанные с введением нового норматива, должны решаться на местном уровне, то есть положениями коллективного или трудового соглашения, а также локальными нормативными документами;
  • если в ходе аттестации сотрудник, не подходящий под квалификационные требования стандарта, покажет нужные результаты, принятие его на должность считается правомерным.

Пошаговая инструкция внедрения профессиональных стандартов

Процесс введения указанных документов в организации проходит по следующим этапам:

  1. Формирование специализированной комиссии, которая будет осуществлять мероприятия по внедрению новых нормативов.
  2. Публикация приказа руководителя компании о введении подобных стандартов в действие. При этом возможно введение как единичного документа, так и сразу комплекса профстандартов.
  3. Оформление специального плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в учреждении. Дальнейшие действия также необходимо осуществлять в соответствии с пунктами данного документа.
  4. Изучение положений вводимых профстандартов. В частности, необходимо детально ознакомиться с квалификационными требованиями, приводимыми в документе к конкретным должностям.
  5. Осуществление ознакомительной беседы с коллективом по вопросам введения профессиональных стандартов.
  6. Детальный анализ штатного расписания. Основной целью данного пункта является группировка сотрудников, чьи должности попадают под регламент стандарта.
  7. По факту выявления всех подчиненных, которые являются подведомственными профстандарту, требуется изучить их трудовые соглашения и проанализировать их.
  8. Выявление показателей эффективности осуществляемого труда для подчиненных из предыдущих пунктов.
  9. В случае необходимости, внесение корректировок в положение об оплате труда.
  10. Также, если сотрудник не обладает достаточной квалификацией для продолжения исполнения своих обязанностей на конкретной должности, его следует направить на курсы повышения квалификации или для изучения дополнительных образовательных программ.
  11. Исходя из вводимого профстандарта, следует пересмотреть перечень исполняемых субъектами функций и, если это требуется, конкретизировать новый список трудовых обязанностей. Помимо этого, также требуется откорректировать положения относительно порядка оплаты труда.
  12. Оформление трудовых соглашений для подчиненных, чьи должностные функции попадают под регламент норматива.
  13. Пересмотр должностных инструкций. Подразумевается внесение в них корректировок, а также повторная публикация со всеми изменениями. Нередко руководители составляют новые должностные инструкции, полностью исходя из требований профстандарта.
  14. Далее следует поставить в известность сотрудников, чьи должности попадают под действие документа, а также о внесенных изменениях в должностные инструкции.
  15. В случае необходимости, со всеми подчиненными следует заново подписать трудовые соглашения.

Приказ о внедрении профстандартов

Приказ руководителя является отправной точкой в процессе внедрения профессиональных стандартов на предприятии. Регламентированной формы указанного распоряжения на данный момент не предусматривается. Однако, данный приказ, как и все прочие, должен соответствовать общим требованиям составления локальных распоряжений:

  1. На официальном бланке фирмы, в верхней части листа, должно располагаться название документа и заголовок. Таким образом, на бланке необходимо указать: «Приказ о введении профстандартов».
  2. Во вступительной части документа необходимо отобразить правовую базу, которая стала основанием для введения подобных документов.
  3. Основной текст представляет собой волеизъявление управленца. В частности, необходимо сформулировать распоряжение о создании специализированной комиссии. Требуется привести полный список членов комиссии, их ФИО и должности.
  4. Далее прописывается положение, в соответствии с которым утверждается план внедрения профстандартов.
  5. При необходимости руководитель также распоряжается о формировании аттестационной комиссии.
  6. Итоговой частью основного текста становится обозначение ответственного лица за исполнение распоряжения.
  7. В конце руководитель заверяет приказ своей подписью.

По факту составления приказа он должен быть принят к учету в Журнал приказов. Там документу отводится личный номер и прописывается дата его оформления.

Все лица, указанные в приказе, должны быть ознакомлены с текстом документа под расписку.

Нюансы, которые сопутствуют вводу профессиональных стандартов в организации

При нововведениях законодательства всегда существует множество вопросов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемные аспекты введения в действие профстандартов на предприятии.

Так, распространенным нюансом является вопрос о несоответствии наименования конкретной должности в практической деятельности и ее названия в профстандарте. Решить данную проблему можно с помощью следующих вариантов:

  1. Сделать соответствующий запрос в локальное отделение Министерства труда РФ, с прошением о предоставлении рекомендаций по данному вопросу.
  2. Применять положения документа в тех ситуациях, когда это не является противоречием закону. Например, если сотруднику компании предстоит досрочное оформление пенсионного отпуска, то государственными структурами будут рассматриваться квалификационные справочники. Это означает, что использование положений профстандарта до момента оформления пенсии не должно противоречить сведениям из справочника.

Также актуальным вопросом является увольнение по причине несоответствия сотрудника требования профстандарта. Так, до момента увольнения, руководитель должен обеспечить такие варианты:

  1. Предоставление сотруднику более легкой должности.
  2. Направление на курсы повышения квалификации. Например, медики подтверждают актуальность своих знаний каждые пять лет.

При этом уволить сотрудника в данных обстоятельствах можно только по факту проведения , а также его согласия на увольнение при нежелании переходить на другую работу или получать дополнительное образование.

Помимо прочего, если руководитель компании не вводит в действие профстандарты там, где подобная необходимость установлена законом, для компании предусматривается привлечение к ответственности.

В частности, используются положения ст. 5/27 КоАП РФ:

  1. Штраф для должностных субъектов составит от 1000 до 5000 руб.
  2. Штраф для частных предпринимателей также составит от 1000 до 5000 руб.
  3. Штраф для компаний предусматривается более серьезный – от 30.000 до 50.000 руб.

При выявлении первичного нарушения штраф не является строго обязательным. Правомерно выставление предупреждения. При повторном нарушении руководителя неизбежно ожидает штрафная санкция.

Таким образом, внедрение профессиональных стандартов является необходимой процедурой, имеющей множество нюансов. Для их успешного разрешения настоятельно рекомендуется изучить правовую базу данного вопроса, а также, по возможности, получить консультацию сотрудника Минтруда РФ.

Внедрение профессиональных стандартов в организации и их практическое применение

С 2017 года на территории Российской Федерации начала свое активное действие система профессиональных стандартов. После того как по данной теме были изучены ключевые вопросы, у многих работодателей возник технический вопрос: как именно осуществляется внедрение профстандартов?

Что касается уровня, связанного с действием нормативных актов, детального и последовательного ответа на данный вопрос не имеется, поскольку ни закона, ни какого-либо принятого постановления пока не имеется. Есть только определенный проект, разработанный Министерством труда РФ. Это свидетельствует лишь о том, что каждый руководитель фирмы должен заняться разработкой собственной системы по введению стандарта с учетом законодательных позиций.

При этом в рамках ведения деятельности можно применять только положения профессионального стандарта, который утвержден в рамках Приказа Министерства Труда РФ, а также который прошел регистрацию в Министерстве юстиции.

Размещенными в сети проектами пользоваться не рекомендуется, поскольку у них отсутствует какая-либо юридическая сила. В данной ситуации целесообразнее всего обратиться к положениям единых квалификационных справочников.

Пошаговый алгоритм и план

Теперь стоит отдельно рассмотреть все этапы по внедрению профессиональных стандартов максимально детально и подробно.

  1. Назначение со стороны руководителя комиссии, состоящей из числа работников. В приказы содержатся данные о членах комиссии. Желательно, чтобы в составе рабочей группы присутствовали сотрудники кадрового отдела, экономисты, юристы, специалисты в сфере охраны труда.
  2. Проведение первого заседания с целью определения фронта работы и составление пошагового плана, связанного с внедрением профессиональных стандартов. В рамках законодательства конкретная форма плана не утверждена, так что он может содержать в себе абсолютно любые положения, которые придутся по нраву комиссии. После этого документ утверждается планом.
  3. Чтобы можно было соотнести тексты стандартов и трудовых опций, необходимо сравнить штатное расписание и разделы норм. Стоит напомнить о том, что далеко не всегда название профессии в стандарте совпадает с типом должности, отмеченной в расписании.
  4. Для того чтобы привести наименование должностей в полное соответствие с текстами, необходимо исключить из расписания старые показатели и внедрить новые особенности. При всем этом с работником происходит заключение дополнительного соглашения. Если служащий не хочет подписывать этот документ и желает сохранить наименование должности в прежнем виде, работодатель может провести организационно-штатные работы.
  5. Внесение определенных изменений в должностную инструкцию, если это необходимо, в связи с переменами в рамках трудовых опций. Данные действия осуществляются строго с согласия служащего.
  6. Изменения, касающиеся систем оплаты труда персонала. Это нужно для того, чтобы каждый сотрудник получал строго полагающуюся ему сумму.
  7. Что касается осуществления мероприятий по аттестации, то они не являются обязательными, однако необходимы для возможности определения со стороны работодателя квалификации служащих и понимания, соответствуют ли данные знания должностям.
  8. Если возникают иные задачи, ставится вопрос об их оперативном и качественном решении.

Поскольку требований касательно формы и содержания плана не имеется, стоит рассмотреть примерный перечень задач, содержащихся в бумаге:

  • детальное уточнение списка стандартов, которые следует применить;
  • проверка должностей работников;
  • сверка договоров труда и ЛНА;
  • внесение изменений в контракты по труду;
  • составление перечня вопросов в целях проведения аттестации согласно общим положениям;
  • проверка сотрудников на предмет соответствия требованиям;
  • составление отчетности.

Это лишь приблизительная вариация плана, связанная с внедрением профессионального стандарта. Он может дополняться и прочими пунктами по желанию и усмотрению руководителя.

Часть 1 семинара по внедрению профессиональных стандартов представлена ниже.

Последствия от неисполнения

В ходе внедрения на предприятие определенных профессиональных стандартов в рамках его деятельности могут возникнуть некоторые трудности. В связи с проведением пересмотра документации, изменением системы оценки и разработкой специальных программ есть вероятность увеличения объема работы для кадровых структур и служб.

Есть, кроме этого, вероятность возникновения финансовых затрат, которые связаны с обучением сотрудников. Ведь сплошь и рядом встречаются ситуации, когда у сотрудника имеется высшее образование престижного ВУЗа, но он работает не по специальности.

Ситуация усугубляется еще и тем, что для осуществления определенных типов деятельности законодательство обязывает сотрудников заняться прохождением профессиональной переподготовки или получением образования. Например, для специалистов, имеющих медицинское образование, обязательным условием является прохождение повышения квалификации не реже, нежели раз в 5 лет.

При этом работодатель обязуется решить вопрос с этими действиями в самостоятельном порядке (ст. 196 ТК РФ). Помимо этого, есть вероятность обеспечения обучения лиц, поступающих на работу, предполагающую вредные условия труда.

Компания сама должна отслеживать факт принятия новых профессиональных стандартов и обеспечивать их своевременное внедрение во избежание административного наказания.

Если будет совершено нарушение трудового законодательства и прочих актов, которые включают в себя нормы трудового права, есть вероятность наложения штрафа. Размер его составляет от 1000 до 5000 рублей, а если речь идет о юридических лицах, то от 30000 до 50000 руб.

Если нарушение совершено не в первый, а в очередной раз, предполагается привлечение к ответственности в большем размере:

  • штрафная санкция от 10000 до 20000 рублей;
  • дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • взыскание от 50000 руб. (для юридических лиц).

Контроль применения профессиональных стандартов и соответствия работников необходимому перечню требований осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Также эта ответственность возлагается на государственную инспекцию по труду.

В итоге проверок инспекторы первостепенно обратят внимание на локальные документы, а затем перейдут к оцениванию уровня образования работников. Для подтверждения знаний они могут попросить документы о проведенной аттестации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *