Увольнение по смерти сотрудника

Как внести запись?

Такое неприятное событие, как смерть одного их работников, всегда влечет для начальства оформление многочисленной документации, а также выплату денежной компенсации родственникам. Помимо этого нужно внести соответствующую информацию в трудовую книжку подчиненного. Так, при заполнении документа руководителю следует придерживаться следующих правил:

  • Запись в бланке должна быть подтверждена специальным документом – свидетельством о смерти;
  • В качестве даты увольнения нужно указать день смерти сотрудника;
  • Не допускается внесение сведений об увольнении сотрудника без составления соответствующего приказа о расторжении трудового договора;
  • Перед тем, как выдавать книжку родственникам, следует сделать ее копию для хранения в архиве предприятия.

Как правило, свидетельство о смерти работника должны предоставить члены его семьи. Однако в случае, если они так и не явились к работодателю, он, в свою очередь, может получить данный документ, обратившись в отделение ЗАГСа. Кроме самого свидетельства, основанием для прекращения трудового соглашения может послужить решение суда об установлении факта смерти.

Все записи об увольнении должны вноситься сотрудником отдела кадров, главным бухгалтером или другим лицом, ответственным за работу с документацией. Если при заполнении книжки уполномоченный работник допустил какую-либо ошибку, ее следует сразу же исправить в соответствии с нормами законодательства. Для этого нужно всего лишь оставить рядом запись с указанием на то, что данные сведения считаются недействительными. Стоит иметь в виду, что никакие зачеркивания в трудовой книжке не допускаются.

Порядок увольнения

Перед тем, как вносить в трудовую умершего работника запись о его увольнении, нужно правильно и юридически грамотно оформить процедуру расторжения договора. Так, сразу после известия о смерти подчиненного, работодатель обязан:

  • Получить от членов семьи умершего документы, подтверждающие факт смерти;
  • Составить распоряжение о расторжении трудового договора;
  • Оформить справку-расчет;
  • Закрыть личную карточку сотрудника;
  • Сделать соответствующую запись в трудовой книжке;
  • Выдать родственникам книжку и положенные выплаты.

Такой же порядок увольнения применяется и к лицам, признанным без вести пропавшими. Если сотрудник считается пропавшим больше года, с ним можно расторгнуть договор на основании статьи 42 ГК РФ. Следует отметить, что руководитель организации не сможете уволить его до тех пор, пока не будет получено решение суда. Не забывайте фиксировать отсутствие сотрудника на рабочем месте, поскольку без соответствующих актов увольнение может быть признано неправомерным.

Все выплаты родственникам сотрудника должны производиться в течение четырех месяцев с даты его смерти. Что касается самой трудовой книжки, ее следует выдать лично под расписку членам семьи умершего или отправить по почте. В обоих случаях им необходимо документально подтвердить наличие родственной связи. При обращении к работодателю сразу нескольких родственников, он должен выдать бланк одному из них по своему усмотрению. Если у владельца документа, наоборот, отсутствуют близкие, бланк остается на хранение в архиве предприятия.

Образец заполнения

После составления приказа об увольнении работника сотрудник отдела кадров должен внести соответствующую запись в его трудовую книжку. Но в этом случае правила заполнения бланка будут несколько отличаться от стандартной процедуры расторжения трудового договора. Рассмотрим этот процесс поподробнее. Итак, чтобы оформить увольнение сотрудника в связи со смертью, нужно руководствоваться следующей инструкцией:

  • Поставьте на нужную станицу трудовой печать организации;
  • В первую графу впишите порядковый номер записи;
  • Во вторую графу поставьте дату увольнения сотрудника;
  • В третьей графе укажите причину увольнения;
  • В последней графе заполните данные о приказе или распоряжении, на основании которого было расторгнуто соглашение.

Причину увольнения укажите в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ. Она может выглядеть следующим образом: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника». Все ссылки на статьи ТК РФ должны быть прописаны полностью, без использования сокращений. Дата увольнения указывается исключительно арабскими цифрами, причем число и месяц нужно вписать двузначными числами, а год – четырехзначным. К тому же, запись заверяется печатью организации, а также подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых.

Кароси

Не следует путать с Кароси (дворянский род). Протест «Никаких больше кароси» в Токио (2018)

Кароси (яп. 過労死 каро:си) — японский термин, означающий смерть от переработки. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси. Основные медицинские причины кароси — инсульт или инфаркт на фоне стресса.

Первый случай кароси был зафиксирован в 1969 году, когда умер от инфаркта 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании. Но он не считался таковым вплоть до 1980-х, когда во время японского финансового пузыря несколько руководителей бизнеса высокого ранга в полном расцвете сил и без признаков заболеваний внезапно умерли. Медиа объявили о возникновении нового феномена. Его быстро назвали «кароси» и в нём увидели новую и серьёзную угрозу для людей работоспособного возраста. В 1987 году с ростом давления общественности министерство труда Японии начало публиковать статистику по кароси. Так, по официальным данным в 2001 году было зафиксировано рекордное число жертв кароси — 143. Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше, чем 12 часов в сутки.

Рост японской экономики от упадка во время Второй мировой войны и до процветания в послевоенные декады рассматривается как один из пусковых механизмов явления, названного новой эпидемией. Стало очевидным, что рабочие не могут работать по 12 и больше часов, 6 или 7 дней в неделю год за годом без моральных и физических последствий. Часто это не оплачивается.

Особенности записи в трудовой книжке при смерти работника

Трудовая книжка ведется работодателем по основному месту работу. В случае, когда работодатель узнал о смерти работника, порядок действия сотрудников кадровой службы для прекращения действия трудового договора и внесения записи в трудовую книжку должен быть следующим:

  • Требуется подтвердить факт смерти работника. Документом, подтверждающим факт смерти, является свидетельство или справка о смерти.
  • Далее необходимо оформить приказ о прекращении трудового договора, датированный днем, когда свидетельство о смерти (или справка) поступило к работодателю. Дата же прекращения действия трудового договора это день смерти сотрудника.

Например: работник умер 7 ноября 2016 года, свидетельство о смерти поступило в организацию 15 ноября 2016 года, датой оформления приказа будет 15 ноября 2016 года. Датой прекращения действия трудового договора (увольнения) – 7 ноября 2016 года.

В практике встречается и иная позиция, согласно которой последним днем работы умершего признается последний день его нахождения на работе, за исключением случая, если в это время он был освобожден от выполнения трудовых обязанностей по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (выходные и праздничные дни, отпуска, болезнь и пр.). В этом случае день прекращения действия трудового договора совпадает с днем смерти. Однако в этом случае получается, что работник уволен вследствие собственной смерти, но в тот день, когда он был еще жив. Поэтому первый вариант представляется правильнее.

На основании приказа вносится запись о смерти в трудовую книжку.

Вносим запись в трудовую книжку о смерти работника: порядок заполнения

В графу № 1 вписывается порядковый номер записи в трудовой книжке, нумерация сквозная.

В графе № 2 проставляется дата увольнения работника. Число и месяц записываются двузначными числами, год — четырехзначными. Например, если дата прекращения действия трудового договора — 7 ноября 2016 года, в трудовой книжке делается запись «07.11.2016» без указания слова «год» или его сокращения «г.».

Графа № 3 предназначена для указания причины увольнения. Поскольку трудовое законодательство требует, чтобы все записи об увольнении вносились в трудовую книжку в строгом соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ, то в рассматриваемом нами случае в третью графу необходимо записать: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». Сокращения «п.», «ст.», «ТК РФ» не допускаются.

Графа № 4 заполняется сведениями о приказе, оформленном в связи с прекращением трудового договора по причине смерти работника. Число, месяц и год указываются в таком же виде, как и в графе № 2. Кроме того, указывается номер приказа. Сокращения также не допускаются. Пример записи: «Приказ от 15.11.2016 № _».

Запись в трудовой книжке о смерти сотрудника заверяется печатью организации и подписью сотрудника отдела кадров, внесшего запись, с расшифровкой и указанием на должность.

Выдача трудовой книжки умершего сотрудника

По общему правилу трудовая книжка при увольнении выдается работнику. В случае смерти книжка передается его родственникам, однако российское законодательство не дает четкого определения понятию «родственник». Существует ещё одно схожее понятие, используемое в законодательстве, – «члены семьи» Трудовое законодательство не устанавливает круг членов семьи. Согласно Семейному кодексу РФ к членам семьи относятся родители, супруги, дети, кроме того, ими могут быть признаны бабушки, дедушки, братья, сестры, внуки, падчерица, пасынок, мачеха, отчим. То есть, например, сожитель умершего работника на получение книжки права не имеет.

Выдача трудовой книжки члену семьи возможна либо лично под расписку, составленную в свободной форме, либо путем направления по почте при наличии письменного заявления заинтересованного лица. В обоих случаях член семьи должен удостоверить свою личность, предоставив паспорт, и подтвердить родственную связь с умершим, предоставив соответствующий документ (например, для супругов – свидетельство о браке; для родителей, детей, братьев, сестер – свидетельство о рождении и т. д.). Рекомендуется снять копии с предоставленных документов и хранить их в личном деле работника во избежание конфликтных ситуаций.

В случае, если за трудовой книжкой к работодателю обратилось несколько членов семьи умершего, книжка выдаётся одному из них по выбору работодателя.

Заключительным этапом будет внесение записи в книгу учета и движения трудовых книжек. В ней отражаются сведения о том, кому и на основании чего выдана трудовая книжка умершего сотрудника, за подписью получившего её члена семьи. Если трудовая книжка была отправлена по почте, в книге учета трудовых книжек необходимо указать реквизиты почтовой квитанции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *