УСН расходы на рекламу

4.5.5. Как обосновать расходы на рекламу

Обратите внимание: очень редко первоначальный проект рекламного бюджета принимается, что называется, в первом чтении. Обычно после того, как службы, задействованные в его составлении, подготовили бюджет на основе маркетинговой политики, своих планов, экономических расчетов и сдали его в бюджетный комитет или финансовую службу, происходит процедура защиты и согласования бюджета. Чаще всего бюджет подвергается секвестрированию.

Кроме того, не только на стадии составления проекта рекламного бюджета, но и в ходе его исполнения возникает необходимость экономически обосновать те или иные суммы расходов, заложенные в него, а также документально подтвердить как заложенные в него, так и уже израсходованные суммы.

Это оправданно, так как не секрет, что из-за значительных колебаний цен на рынке одни и те же услуги или товары можно приобрести за разные деньги, что порождает возможность недобросовестного расходования средств компании, а также ее налоговые риски согласно нормам п. 1 ст. 252 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с названной нормой Налогового кодекса РФ в расходах для целей налогообложения прибыли учитываются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные (осуществленные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 49 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

На этом основании обычно бюджетный комитет или финансовая служба очень внимательно рассматривает каждую планируемую статью (а впоследствии и каждую израсходованную статью) расходов рекламного бюджета и требует приложить к бюджету утвержденную маркетинговую политику и маркетинговые планы, экономические расчеты, прайс-листы, коммерческие предложения, другие подтверждающие и экономически обосновывающие документы. Да и в интересах самой маркетинговой службы и службы рекламы обосновать, оформить и документировать необходимость соответствующих расходных статей рекламного бюджета.

По нашему мнению, идеальный подход к обоснованию и документальному подтверждению бюджетных статей расходов рекламного бюджета можно проиллюстрировать на примере различных информационно-консультационных услуг, маркетинговых и рекламных услуг, которые чаще всего востребованы службами маркетинга и рекламы и, соответственно, заявлены в рекламных бюджетах.

Документальное подтверждение таких статей расходов рекламного бюджета сводится к следующим действиям.

1. Как минимум до заключения любого договора организацией должен быть оформлен документ, обосновывающий необходимость соответствующих рекламных затрат для ее деятельности, например в форме докладной (служебной) записки, роль которой в обосновании затрат организаций трудно переоценить.

Служебные записки, составленные надлежащим образом, не раз являлись решающим аргументом при рассмотрении в арбитражных судах налоговых споров относительно обоснованности расходов на л ого пл ател ьщи ко в (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 13.03.2002 по делу № КА-А40/1219-02, Поволжского округа от 03.01.2004 по делу № А55-8432/03-05 и др.). А ФАС Северо-Западного округа, вернув дело на повторное рассмотрение в первую инстанцию, в постановлении от 22.04.2004 по делу № А56-24863/03 прямо указал на необходимость представления в суд служебных записок.

Поэтому инициатор рекламных затрат (им может быть сам руководитель службы маркетинга или рекламы или менеджер такой службы) должен письменно аргументировать в служебной записке необходимость привлечения стороннего исполнителя (например, рекламного агентства) для оказания соответствующих маркетинговых или рекламных услуг.

В этом документе необходимо отметить, что с точки зрения предпринимательской деятельности организации существует определенная проблема, разрешить которую своими силами не представляется возможным. Далее следует объяснить причины: отсутствие в положении о соответствующем структурном подразделении (службе маркетинга или рекламы) соответствующих функций, отсутствие в должностных инструкциях работников соответствующих должностных обязанностей, отсутствие необходимых специалистов соответствующей квалификации и с опытом работы; отсутствие у штатных специалистов специальных знаний в данной предметной области и т. п. В служебной записке надо также указать, что от решения этой проблемы зависит успех конкретного прибыльного бизнес-проекта (или конкретного договора) или что решение данной проблемы обуславливает дальнейшее нормальное функционирование компании на рынке товаров, работ, услуг. На служебной записке, адресованной руководителю организации или одному из линейных руководителей, должна быть соответствующая резолюция: «Согласен».

2. Если служебная записка обсуждалась на заседании коллегиального органа управления организацией (заседание дирекции, заседание совета директоров, собрание акционеров/участников), необходимость и целесообразность таких расходов должна быть оформлена письменным решением указанного коллегиального органа.

3. В обоснование планируемой в рекламном бюджете суммы расходов инициатору затрат необходимо документально подтвердить мини-маркетинговое исследование, осуществленное им, поскольку в данном случае именно руководитель службы маркетинга или рекламы (или ее менеджер) является самым заинтересованным лицом в решении указанной проблемы и одновременно самым информированным лицом по данной проблеме. Результатом такого мини-маркетингового исследования может быть оформленное в письменном виде ценовое предложение. В нем необходимо подробно отразить:

– круг возможных исполнителей – консалтинговых компаний или рекламных агентств (поименно);

– конкретные маркетинговые или коммуникационные цели и задачи, которые ставятся перед исполнителем, а также требование выработки конкретных рекомендаций для заказчика. Это будет своего рода техническое задание, которое впоследствии будет включено в качестве одного из приложений к договору на оказание маркетинговых или рекламных услуг;

– результаты изучения конъюнктуры рыночных цен на подобного рода услуги;

– результаты проведенных предварительных консультаций о возможности заключения договоров с потенциальными исполнителями и изучения их предложений (с указанием дат таких консультаций, их участников);

– выработку предложения, сбалансированного по цене и качеству, о заключении договора на оказание соответствующих услуг с конкретным исполнителем.

4. На основании этого ценового предложения лицо, принимающее решение, ходатайствует перед руководителем организации о подписании соответствующего договора с исполнителем (рекламным агентством). Например, договора на оказание услуг по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка.

Кстати, при подписании такого договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание этого документа (посредством проверки наличия доверенности у представителя контрагента, если он не является генеральным директором, и объема его полномочий, а также приказа или протокола учредителей об избрании генерального директора). Поскольку маркетинговые услуги являются дорогостоящими, нелишним будет ознакомиться с соответствующим разделом устава рекламного агентства и получить подтверждение, что полномочия генерального директора не ограничены совершением сделок только на определенную сумму.

Подписанный сторонами договор вступает в действие, и исполнитель выполняет его условия. При этом в договоре должен быть четко обозначен предмет договора, а именно содержание услуг и их характер (либо детализированное техническое задание), причем в непосредственной увязке с формулировками ст. 264 НК РФ. Например, предмет договора на оказание маркетинговых услуг следует сформулировать так, чтобы в нем были четко видны рамки исследования, т. е. приведены цели и объект анализа, а также указана территория, на которой осуществлялся сбор информации. Это необходимо по следующим причинам.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). На данное обстоятельство было обращено внимание еще в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 № 190-О: «Налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона».

Действительно, обязательства налогоплательщиков следуют из налогового законодательства, а не из договора. Тем не менее налоговые последствия не возникают сами по себе, они вторичны по отношению к гражданско-правовым договорам, т. е. непосредственным образом зависят от предмета договора и его условий. На данное обстоятельство указал Конституционный Суд РФ в определении от 02.1 1.2006 № 444-0: налоговые последствия должны зависеть от правоустанавливающих обязательств, а именно от основания и момента возникновения права собственности, которое регулируется нормами гражданского и семейного права. В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2006 по делу № А42-9860/2005, от 29.09.2008 по делу № А05-1750/2008 и от 22.12.2008 по делу № А05-4763/2008 указано: для целей налогообложения «Принимаются во внимание правовая природа заключенного налогоплательщиком договора и фактический характер оказанных им услуг. При этом форма заключенного налогоплательщиком договора сама по себе не является основанием для взимания налога, поскольку объектом налогообложения признаются фактически осуществленные налогоплательщиком операции по реализации услуг».

Таким образом, от разновидности гражданско-правового договора и формулировок договора непосредственным образом зависят налоговые последствия у сторон сделки.

5. Во избежание споров как с бюджетным комитетом или финансовой службой, так и с налоговым органом, настоятельно рекомендуем для разрешения возможных сомнений прикладывать к договору смету или калькуляцию стоимости услуг. Например, высокая договорная цена может быть объяснена значительными трудозатратами (с указанием человеко-часов) высококвалифицированных специалистов с почасовой оплатой работы каждого высококвалифицированного специалиста. Так, калькуляцией стоимости услуг, являющейся неотъемлемой частью договора, может быть предусмотрено, что услуги оплачиваются из следующих почасовых ставок специалистов исполнителя в условных единицах (условная единица соответствует рублевому эквиваленту одного евро по курсу Банка России на день оплаты):

– старший партнер —170 час. из расчета 600 евро за час; – партнер – 100 час. из расчета 500 евро за час;

– эксперт – 50 час. из расчета 300 евро за час;

– почасовые ставки специалистов исполнителя указаны без учета НДС.

6. По результатам исполнения договора оформляется двусторонний акт приема-передачи оказанных услуг, в котором указываются место и дата его составления, описывается предмет договора, цели и задачи, поставленные перед исполнителем, реализация исполнителем поставленных целей и задач, натуральная и стоимостная оценка оказанных маркетинговых или рекламных услуг, а также ставятся подписи и печати сторон. Еще в письме Минфина России от 20.04.2000 № 04-02-05/1 подчеркивалось, что стороны должны подписать акт об исполнении обязательства, из которого виден состав и характер оказания услуг. Кстати, согласно Перечню документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденному МВЭС России 01.07.1997 № 10–83/2508, ГТК России 09.07.1997 № 01–23/13044, ВЭК России 03.07.1997 № 07–26/3628, выполнение услуг по исследованию рынка и выявлению общественного мнения, отнесенных этим документом к другим услугам, связанным с предпринимательской деятельностью, должно подтверждаться актом приемки-сдачи, счетом и счетом-фактурой.

7. Если из содержания акта недостаточно ясно, в чем именно заключались предоставленные маркетинговые или рекламные услуги, к договору желательно приложить отчет исполнителя с описанием (по возможности – максимально подробным) оказанных услуг и конкретными рекомендациями для заказчика, которые он мог бы использовать в предпринимательской деятельности (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 по делу № А10-439/05-Ф02-3106/06-С1; Северо-Западного округа от 21.11.2006 по делу № А05-2732/2006-34, Московского округа от 17.11.2006 по делу № КА-А40/10927-06). Так, при составлении отчета исполнителя по проведенным маркетинговым исследованиям рекомендуем воспользоваться образцом отчета по проведенному исследованию, рекомендованному в ст. 33 Международного кодекса маркетинговых исследований (МКМИ). Необходимо помнить, что исполнитель при представлении результатов исследования должен четко разделять результаты исследования и свою личную интерпретацию данных, равно как и свои рекомендации (ст. 31 МКМИ). При этом любой отчет по маркетинговому исследованию должен содержать разъяснения пунктов, рекомендованных в ст. 33 МКМИ, или ссылку на другой имеющийся документ, содержащий все эти пункты (ст. 32 МКМИ).

Рекомендуем следующую структуру отчета по проведенному текущему исследованию конъюнктуры рынка:

Отчет

по проведенному текущему исследованию конъюнктуры рынка, сбору информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг)

Раздел! «Основные данные»:

– для кого и кем проводилось исследование;

– цель исследования:

– названия сервисных фирм-консультантов и субподрядчиков, проводивших любую существенную часть исследования.

Раздел II «Предмет исследования»:

– описание предполагаемого и фактического охвата проблем;

– размер, характер и география распространения предмета исследования, как запланированные, так и фактически полученные данные, и там, где возможно, приведение объема собранных данных, полученных только частично о предмете исследования;

– детали метода изучения предмета исследования, а также использованные методы взвешивания (оценки);

– данные об уровне респонса (отношение количества ответов к количеству вопросов) и комментарии по поводу возможного искажения результатов из-за отсутствия ответов на заданные вопросы (если это возможно).

Раздел III «Сбор данных»:

– описание метода, с помощью которого проводился сбор информации (т. е. личное интервью, письменные анкеты или телефонные интервью, групповое обсуждение, использование механических записывающих устройств, наблюдение и другие методы);

– сотрудники, проводившие полевые исследования;

– методы контроля за качеством проведения полевых исследований;

– методы привлечения информаторов и общая характеристика использованной мотивации, обеспечивающей сотрудничество информаторов с исследователями;

– период времени, когда проводились полевые исследования;

– точное указание источников информации и их надежность в случае кабинетных исследований.

Раздел IV «Представление результатов»:

– выводы, полученные в результате исследования;

– база вычисленных процентов с четким указанием базы весового и невесового методов;

– общие указания относительно статистических границ допустимых погрешностей в отношении основных итогов, а также статистически значимых различий между ключевыми параметрами;

– использованные анкеты и другие важные материалы.

Кроме того, рекомендуем также оформить текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в виде одного из элементов маркетинговой политики организации.

8. Если цель, поставленная перед исполнителем, достигнута и результаты оказанной услуги действительно полезны организации-заказчику в ее предпринимательской деятельности, то логичным выглядит наличие еще одного документа: коллегиальное обсуждение результатов оказанной услуги с привязкой к маркетинговой политике организации-заказчика. Например, после обсуждения на заседании совета директоров результатов маркетинговых услуг по определению потребности в рекламе нового продукта, выводимого на рынок, в протоколе этого заседания должны быть даны указания по использованию результатов таких услуг при реализации соответствующего пункта утвержденной маркетинговой политики. В этом случае соответствующий протокол заседания совета директоров является документом, подтверждающим фактическое использование маркетинговых услуг в предпринимательской деятельности организации-заказчика.

Такой подход к документальному обоснованию затрат в ходе составления и исполнения рекламного бюджета поможет обосновать соответствующие суммы расходов в разрезе отдельных статей и снизит налоговые риски организации.

Это подтверждается и арбитражной практикой.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2005 по делам № А10-439/05-Ф02-5882/05-С1 и № А10-439/05-Ф02-5883/05-С1 констатируется следующее:

– обязанность обосновать и документально подтвердить расходы возложена на налогоплательщика;

– оценив доводы инспекции и имеющиеся в деле доказательства, представленные обществом в подтверждение обоснованности расходов (договор об оказании консалтинговых услуг, дополнительные соглашения к договору, отчеты о проделанной работе, составленные за каждый месяц года, в котором оказывались услуги, акты приема-сдачи оказанных услуг), суд правильно установил, что содержание услуг фактически состоит в общем описании текущего состояния рынка товаров и отдельных экономических категорий и не содержит рекомендаций, выработанных конкретно для общества;

– при выездной проверке и в ходе судебного разбирательства общество не подтвердило необходимость оказания консультационных услуг и факты использования результатов услуг в своей предпринимательской деятельности предметно определенными способами.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу № А82-8885/2004-15 рассмотрен следующий налоговый спор.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку общества. В ходе проверки установлено необоснованное отнесение обществом на расходы при исчислении налога на прибыль стоимости маркетинговых услуг. Выводы налогового органа были основаны на непредставлении налогоплательщиком актов приемки выполненных работ, а также невозможности проведения встречных проверок организаций, оказывавших маркетинговые услуги, по причине их отсутствия по юридическим адресам.

Не согласившись с выводами налогового органа, общество обжаловало принятое по результатам проверки решение в арбитражный суд.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что общество (заказчик) заключило договор с другой организацией (исполнителем) на оказание услуг маркетинга. Согласно условиям данного договора исполнитель обязался выполнить следующие услуги: консультирование заказчика по емкости потребительского рынка по категориям продукта заказчика; разработка идей по реализации продукта заказчика; консультирование по вопросам удержания рынков сбыта в условиях повышенной конкуренции на рынке автомобильной промышленности; осуществление поиска оптимального контрагента для продажи товара и др.

Арбитражный суд оценил представленные в качестве доказательств исполнения договора на оказание маркетинговых услуг документы и установил, что акт выполненных работ не содержал конкретный перечень выполненных работ. Из отчета по маркетинговому исследованию не представлялось возможным установить, что он был составлен по вышеназванному акту и имел отношение к финансовому результату деятельности общества.

Материалы дела также свидетельствовали о том, что общество заключило аналогичную сделку с другой организацией. Согласно договору последняя обязалась оказывать обществу маркетинговые услуги, в том числе проводить маркетинговые исследования рынка сырья и комплектующих, необходимых для производства дизельной аппаратуры.

Суд установил, что имевшиеся в материалах дела акты выполненных работ по договору не содержали конкретную расшифровку сумм и наименование выполненных работ. Из содержания отчета не представлялось возможным установить, что он имел отношение к вышеупомянутому договору.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии у налогоплательщика доказательств экономически обоснованного характера затрат по маркетинговому исследованию рынка и их связи с производственной деятельностью общества, являвшегося торговой организацией.

К аналогичным выводам пришел и ФАС Восточно – Сибирского округа в постановлении от 06.04.2006 № АЗЗ-9867/05-Ф02– 1356/06-С1 по делу № АЗЗ-9867/05.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку общества, по итогам которой было принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности согласно ч. I ст. 122 НК РФ.

Посчитав решение налогового органа незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Как установил суд, на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, налогоплательщиком были отнесены затраты по изучению конъюнктуры рынка: в 2002 г. – в сумме 63 277 700 руб., или 78,89 % общей суммы прочих расходов; в 2003 г. – 88 697 700 руб., или 79,24 % общей суммы прочих расходов.

Однако произведенные налогоплательщиком расходы на оплату маркетинговых услуг не обладали характером реальных затрат и не имели связи с текущей производственной деятельностью налогоплательщика, что подтверждалось имевшимися в материалах дела отчетами по изучению конъюнктуры рынка алкогольной продукции и анализом содержавшейся в них информации, представленными налоговым органом.

Кроме того, проведенные налогоплательщиком отчеты по изучению конъюнктуры рынка алкогольной продукции не могли привести производственную деятельность налогоплательщика к положительному результату, так как не содержали результатов проведенных исследований и изучения лидирующих марок алкогольной продукции, их реализации на алкогольном рынке края, рекомендаций по заключению договоров поставки с их производителями. Это подтверждалось сравнительным анализом содержавшейся в отчетах информации и результатом ее применения налогоплательщиком в производственной деятельности, для совершенствования которой были проведены спорные исследования.

Вышеуказанные отчеты отличались отсутствием связи с основным видом производственной деятельности налогоплательщика – оптовой торговлей алкогольной продукцией. Несмотря на то что в шести отчетах исследовался рынок розничной реализации алкогольной продукции, в городах, в которых было проведено исследование рынка алкогольной продукции в части розничной ее реализации, розничные торговые точки у налогоплательщика отсутствовали (у налогоплательщика имелась только одна розничная точка по реализации алкогольной продукции в г. Красноярске).

Предметом исследования семи отчетов также стал рынок розничной реализации алкогольной продукции иных регионов Российской Федерации. Однако по итогам информации, изложенной в данных отчетах, такие возможности для выхода на рынок иных регионов, как открытие филиалов, акцизных складов, лицеизирование, налогоплательщиком не были использованы. В десяти отчетах было проведено подробное исследование спроса на продукцию ликеро-водочных заводов других регионов, что с учетом осуществлявшейся налогоплательщиком производственной деятельности ставило под сомнение возможность их реального использования для оптовой реализации алкогольной продукции в Красноярском крае.

Из производственной деятельности налогоплательщика и показателей объемов продаж алкогольной продукции, достигнутых им в рассматриваемый период, следовало, что отчеты маркетинговых организаций, оплата за которые составляла около 80 % всех затрат налогоплательщика и которые представлены им в качестве документов, подтверждавших наличие у него других расходов, связанных с производством и реализацией, не отвечали деловой цели и не были предназначены для использования налогоплательщиком непосредственно в производственной деятельности.

Кроме того, из данных бухгалтерской отчетности следовало, что от осуществления основного вида производственной деятельности (оптовая реализация алкогольной продукции) налогоплательщик получил в проверяемый период убытки.

Таким образом, суд признал, что доначисление обществу налога на прибыль было правомерным, поскольку система расчетов между обществом и другими организациями не имела экономического смысла и действия общества были предприняты с единственной целью создания видимости хозяйственных операций для обоснования возмещения налогоплательщиком суммы НДС.

В качестве другого примера приведем постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 по делу № А43-42721/2005-36-1233.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов. В ходе проверки налоговый орган установил неполную уплату налога на прибыль в сумме 6 533 440 руб. вследствие необоснованного отнесения на затраты расходов на рекламу, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

По результатам проверки налоговый орган принял решение о доначислении обществу налога на прибыль и пеней.

Однако общество обжаловало данное решение в арбитражный суд.

Арбитражный суд поддержал позицию налогоплательщика. При этом суд исходил из того, что общество правомерно отнесло на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты на публикацию в СМИ статей и интервью, носящих рекламный характер.

К расходам организации на рекламу в числе прочих относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (п. 4 ст. 264 НК РФ).

В подтверждение понесенных затрат общество представило суду договоры о рекламно-информационном сотрудничестве по подготовке и размещению статей о деятельности общества, отчет «Анализ образа общества», Концепцию развития имиджевой политики общества, акты выполненных работ, опубликованные статьи в средствах массовой информации. На основании этих документов суд установил, что в проверявшемся периоде общество провело плановую работу по организации имиджевой политики предприятия, в связи с чем заказало публикации в средствах массовой информации, привлекавшие интерес общественности как к работе самого общества, так и к созданию положительных образов ее руководителей, а также к привлечению внимания общественности к проблемам общества органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что понесенные обществом расходы на публикации в средствах массовой информации статей и интервью носили рекламный характер.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Примером экономически обоснованных расходов на рекламу может послужить следующий прецедент, рассмотренный в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 № АЗЗ-25404/05-Ф02– 1873/06-С1 по делу № АЗЗ-25404/05. Суд установил, что общество являлось официальным дилером компании «Audi» и осуществляло деятельность по продаже автомобилей, в связи с чем оно было заинтересовано в продвижении автомобилей «Audi» на рынке. Рекламируя свой товар, общество стремилось сформировать и поддержать у неопределенного круга лиц интерес к своим товарам с целью способствовать реализации товаров. Исходя из вышеприведенного, суд признал затраты общества на изготовление рекламных видеоматериалов и их размещение в телевизионной программе «Коробка передач» экономически обоснованными. Разрешая данный спор по существу, судьи отметили, что в силу отсутствия нормативно установленных критериев экономической оправданности произведенных расходов налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов обоснования расходов.

Обобщение судебно-арбитражной практики показывает, что для того чтобы организация могла учесть рекламные расходы при налогообложении прибыли, она должна выполнить следующие условия:

– информация о продукции, товарах, работах, услугах должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

– такая информация должна предназначаться для неопределенного круга лиц;

– подтверждающие рекламные расходы документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями п. 1 и 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 1 ст. 252 НК РФ;

– рекламные расходы должны иметь характер реальных затрат и связь с текущей производственной (коммерческой) деятельностью организации;

– рекламные мероприятия должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ненормируемые рекламные расходы

К ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) относятся затраты:

  • на рекламные мероприятия в СМИ, в Интернете и вообще в информационно-телекоммуникационных сетях, кино и видео;

  • на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и рекламных щитов);

  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, в том числе на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самом предприятии, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества впоследствии экспонирования.

Так, ненормируемыми рекламными расходами являются:

  • размещение информации об адресе, номере телефона, оказываемых услугах в базах данных платных телефонных справочно-сервисных служб;

  • затраты на размещение интернет-рекламы;

  • затраты на продвижение сайтов;

  • на изготовление рекламных брошюр, каталогов, календарей, листовок, буклетов, флаеров, содержащих рекламную информацию;

  • вступительные взносы для участия в выставках и ярмарках и т.д.

Данные затраты учитываются в полном объеме.

Налоговый учет

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В то же время необходимо учесть, что перечень расходов, содержащийся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письма Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, от 28.10.2013 N 03-11-11/45487 и др.).

В указанный перечень включены в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Они принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). С учетом пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ по такому основанию могут быть признаны расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (смотрите также: Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу; Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли)).

К ним относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные осуществленные им виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Помимо приведенных определений рекламных расходов, в правоприменительной практике широко применяются определения терминов, данных в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Например, п. 1 ст. 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В свою очередь, объектом рекламирования согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе могут выступать как сам товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, так и изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром же здесь понимается как непосредственно продукция, так и работы, услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).

Принимая во внимание то, что распространяемая в сети Интернет информация является рекламой (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15.06.2015 N 156-05-1/2015, а также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 N 09АП-19422/13), полагаем возможным распространить на них пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аналогичные выводы делает финансовое ведомство (письма Минфина России от 08.08.2012 N 03-03-06/1/390, от 16.12.2011 N 03-11-11/317, от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 28.07.2009 N 03-11-06/2/136, от 15.07.2009 N 03-11-09/248).
Тем самым перечисленные в вопросе расходы могут быть учтены в целях налогообложения без ограничения.

Полагаем, что даже в случае размещения рекламы в сети Интернет посредством другой компании ваша организация вправе также учесть такие рекламные расходы (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/3/20842).

Документальным подтверждением данных расходов, по нашему мнению, являются:

  • договор об оказании рекламных услуг;

  • акт об оказании услуг;

  • заверенные скриншоты интернет-страниц (смотрите постановление ФАС Московского округа от 03.10.12 N А40-112441/11-90-469, обращаем Ваше внимание на то, что в судебном решении речь шла об организации на ОСНО, полагаем, что выводы суда применимы и к организации на УСН);

  • выписка банка.

К сведению:

Рекламные расходы при УСН признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются, в частности, расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (п. 5 ПБУ 10/99). Прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете организации в качестве расходов по обычным видам деятельности (коммерческие расходы) (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99).

В целях бухгалтерского учета расходы организации на рекламу не нормируются и учитываются в том отчетном периоде, в котором фактически были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п.п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) коммерческие расходы (включая затраты на рекламу продукции) учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Для целей бухгалтерского учета нормировать расходы на рекламу не нужно. Их в полном объеме можно включить в затраты того отчетного периода, в котором они были произведены, если такое предусмотрено учетной политикой (п. 9, п. 20 ПБУ 10/99).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *