Управление некоммерческой организацией

Добавлено в закладки: 0

Автономная некоммерческая организация это новый видом некоммерческих организаций. По закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией считается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и других функций.
В такой ситуации можно создавать негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, различные спортивные клубы и оздоровительные центры секции. По налогообложению для таких организаций будут намного благоприятнее, чем для коммерческих юридических лиц, которые занимаются похожей деятельностью.
Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не вводит членство. Но, в отличие от учреждений – субъектов права оперативного управления такая организация, по праву, обладает собственностью на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями.
Из отсутствия членства выходит то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации создаётся при ее учреждении и на будущее не может быть ни расширен, ни сокращен.

В силу этого у этой организационно-правовой формы юридического лица следующие особенности

– не основана на членстве;
– учредителями не имеют права выступать как граждане, так и юридические лица;
– является объединением имущественных взносов учредителей;
– имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации;
– учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;
– цели – предоставление различного рода услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и других услуг.
Законом не требуются ограничения по составу учредителей, в силу этого возможен только один учредитель для автономных некоммерческих организаций, так как прямого запрета нет, и приходим к выводу, что это возможно.
Имущественная база автономной некоммерческой организации сформируется путем передачи учредителями имущества в собственность некоммерческой организации, и путем приобретения имущества за счет разрешенной деятельности. И учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Законом предполагается осуществление предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая отвечает общим для некоммерческих организаций признакам.
Более того это возмездное оказание услуг в согласии с уставом организации. Так же автономная некоммерческая организация имеет право лично распоряжаться своим имуществом, и по этому законно участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Отличительным является право учредителей осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации.
Формы такого надзора законом не ограничены и, следовательно, их выбор оставлен на личное усмотрение учредителей в уставе организации.
Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, так же публичной, и путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией.
Весь контроль должен быть определен в учредительных документах организации. Таким обязательным учредительным документом в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является устав. По желанию учредителей должен быть заключен учредительный договор.
Важной формой деятельности автономной некоммерческой организации является оказание услуг в соответствии с учредительными документами. По этой причине учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами, что является нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации.
Согласно Закону о некоммерческих организациях автономная некоммерческая организация может быть переквалифицирована только в фонд.
При ликвидации автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой автономной некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Учредители при ликвидации автономной некоммерческой организации не имеют права на часть ее имущества. В отличие от фонда автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована в общем порядке ликвидации некоммерческих организаций.

>Общественные организации — Структура организации

Общественные организации.Структура организации.

При работе общественных организаций взаимодействие между членами данной организации, с другими общественными институтами и, в частности, с государством — происходит не сама по себе.

Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась. Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.

В силу специфики общественных организаций, их небольшого штата и организационной структуры, встает самый широкий набор задач, распределенных между органами общественной организации в соответствии с действующим законодательством.

Общественные организации приобретают свои права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, осуществляющие свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом организации.

Согласно законодательству Российской Федерации структура общественной организации состоит из следующих органов:

  • Высший орган управления — общее собрание членов.
  • К полномочиям общего собрания членов относится, например такие вопросы как:
  • внесение изменений в устав организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • выборы органов управления организации;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации Организации;

Сразу отметим, что это одни из основных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов, и они не являются исчерпывающими.

Более того, поскольку, общее собрание членов– это высший орган управления общественной организации, то к его компетенции Вы можете отнести те вопросы, которые посчитаете нужными.

Далее структуру общественной организации составляет постоянно действующий исполнительный орган – Правление (Совет, Президиум), который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов и проводит заседания в период того времени, которое Вы определите в уставе Вашей общественной организации. К компетенции данного органа можно отнести решение таких вопросов как:

  • выработка системы мер по реализации уставных целей Организации в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых Организацией или с ее участием;
  • созыв Общего собрания Организации, подготовка документов и материалов к Общему собранию Организации, утверждение повестки дня Общего собрания Организации;
  • организация выполнения решений, принятых Общим собранием Организации;
  • утверждение функциональных обязанностей каждого члена Президиума Организации.

Также законом об общественных объединениях определено, что в общественной организации должен быть такой орган как ревизор – это орган который, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организации.

Руководитель на наш взгляд, это самая важная фигура в общественной организации поскольку на руководителе лежит сфера взаимодействия между организацией и общественностью.
Руководитель (Председатель, Президент, Директор) его специфика и содержание деятельности, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реализация которых определяет успех деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации.

Место и роль руководителя в организации сводится к тому, что он:

  • организатор, пользующийся уважением в организации;
  • генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы;
  • администратор, способный воплощать цели организации в жизнь.

Руководитель общественной организации, как правило, осуществляет следующие полномочия:

  • представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
  • действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
  • принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
  • открывает и закрывает в банке счета Организации.

Как отмечалось выше все полномочия руководящих органов общественной организации определяются на общем собрании членов и закрепляются в ее уставе.
Законом предусмотрено то, что руководителем (единоличным исполнительным органом) может быть несколько лиц.

Структура общественной организации выделяется не только спецификой своей деятельности, но имеет также некоторые особенности в организации этой деятельности.
Как правило, общественные организации практически не имеют штатную структуру, а привлекают добровольцев, то есть людей, по собственной инициативе работающих на безвозмездной основе или за символическую плату.

Органы управления некоммерческой организации

. Структура органов управления некоммерческой организации, как правило, включает два органа управления: высший (волеобразующий) и исполнительный (волеизъявляющий).
В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом будет собрание участников или их конференция (съезд), в работе которой принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные).
В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами, например совет учредителей, либо назначаемые им лица (наблюдательный (попечительский) совет). За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций, автономных некоммерческих организаций) ограничений на субъектный (персональный) состав такого органа законодательство не предусматривает. Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительские, наблюдательные, художественные советы, комитеты партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве.
Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации. Как правило, некоммерческие организации имеют коллегиальный (президиум, правление или совет)*(306) и (или) единоличный исполнительный орган, образуемый высшим органом или учредителем организации и подотчетный им.
Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК). В случае нарушения этого требования они несут ответственность за причиненные организации убытки. Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.
Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации*(307) или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *