Типография как бизнес

Как открыть мини-типографию

Спрос на полиграфические услуги постоянно растет. Это относится как к выполнению больших тиражей, так и малых.

Основная доля малых тиражей приходится на малые типографии и салоны оперативной полиграфии. По мнению Сергея Паутова, генерального директора и владельца ООО «Питер Полиграф» (в штате четыре человека), для открытия мини-типографии необязательно изыскивать большие инвестиции, но изначально иметь в штате опытного специалиста, хорошо знающего весь печатный процесс, необходимо. Начинать можно с однокрасочной офсетной машины, на ее работе можно получать примерно $700 чистой прибыли в месяц.

Как отмечают специалисты, сейчас темпы роста в этом секторе экономики снижаются, но объем выпускаемой печатной продукции растет. Маленькая типография может раскрутиться, ориентируясь в работе на определенного заказчика, формируя под него соответствующее оборудование и работу.

> 1 шаг Регистрация

Для открытия мини-типографии достаточно зарегистрировать ЧП.
Лицензирование этого вида предпринимательской деятельности не
предусмотрено.

2 шаг Заказчик

Открытие типографии необходимо начинать с поиска постоянных клиентов и
формирования портфеля заказов.

На первых этапах работы заказы можно передавать действующим типографиям.

Перед покупкой оборудования и поиском помещения необходимо сформировать систему активных продаж. Важно выстроить четкую маркетинговую стратегию: что печатать и для кого.

«Поначалу хозяин типографии вынужден самостоятельно искать свои первые
заказы. Через личные продажи, обзвон, подключая знакомых и т.п.», —
советует управляющая филиалом ООО «Копи Р» Людмила Корыхалова. В настоящее время выделились четыре основных сегмента производства полиграфической продукции: книжно-журнальное направление, производство упаковки и этикеток, рекламная полиграфия и производство газет.

Самым насыщенным сектором рынка считается рекламная продукция. Листовки,
буклеты, календари печатают практически все типографии. Технологическая
цепочка изготовления может быть полной — от дизайнерской разработки до
послепечатной подготовки — или частичной, когда процессы распределяются на
подрядчиков.

Полная технологическая цепочка состоит из: дизайн-студии, допечатной
подготовки с выводом фотопленок, изготовлением форм (препресс берет на
себя дизайнер), печатного процесса, послепечатной подготовки (резка,
фальцовка, тиснение, подборка и т.п.).

За организацией технологического процесса следует подбор оборудования.
Стоит учесть, что клиенты предпочитают пользоваться услугами тех
типографий, в которых им смогут предложить полный спектр обслуживания: от
разработки дизайна до готовой упакованной продукции.

«Важным элементом работы малой типографии, — говорит Людмила Корыхалова, — является постоянный контроль и оптимизация процессов печати. Ошибка может закончиться переделыванием заказа за свой счет или потерей постоянного клиента». Кроме этого, будет выгодно отличаться та мини-типография, которая обеспечит качество и скорость выполнения заказа. Привлечь клиентуру можно введением дополнительных услуг. К примеру, изготовлением небольшой партии карманных календариков в дополнение к основному заказу.

3 шаг Оборудование и расходные материалы

Выбирая оборудование, необходимо следовать принципу «нужная машина в
нужное время в нужном месте».

А также помнить, какая продукция востребована на рынке и на каком
оборудовании ее печатать.

«Начинающему предпринимателю стоит подумать о покупке простейшей
подержанной однокрасочной машины типа Romayor, формата А3, копировальной рамы для изготовления форм, резака. Данное оборудование подходит для печати брошюр, документов, листовок и т.п. Для начала работы достаточно иметь $6-7 тыс.», — считает Сергей Паутов. Компанию поставщика
оборудования рекомендуется выбирать исходя из наличия сервисного центра.

Распространенными марками оборудования в России являются Romayor,
Heidelberg, Roland и другие.

5 шаг Персонал

Важным человеком, от которого зависит работа любой типографии, является
печатник.

Персонал мини-типографии может состоять из печатника, помощника печатника, резчика, специалиста, занимающегося предпечатной подготовкой, и менеджера по сбору заказов.

По мнению участников рынка, больше всего проблем с поиском печатника,
несмотря на то что эта профессия считается одной из самых высокооплачиваемых в городе. Труд печатника тяжелый и вредный. «Печатники
нужны всегда и всем. Нет такой типографии, которая не нуждалась в
печатниках», — признается Константин Ковалев, менеджер по продажам РА
«Зебра». Кадры готовят сами типографии, Северо-Западный институт печати и
учебно-методические центры переквалификации. Зачастую типографии сами
занимаются подготовкой кадров или переманивают сотрудников из других
предприятий. Поиск через объявления или рекрутинговые агентства
практически не работает, признают специалисты.

В маленьких компаниях специалист по предпечатной подготовке и дизайнер,
как правило, один и тот же человек. Менеджеры по сбору заказов должны
иметь представление о том, что такое полиграфия.

6 шаг Специфика

Урожайным периодом для работы небольшой типографии считается осень и
зимний период до Нового года.

«В этот период типографии работают в три смены», — говорит Константин
Ковалев. Проводится большое количество выставок, рекламных кампаний, идет
подготовка к встрече Нового года. Данные мероприятия требуют большого
расхода рекламной продукции.

Справка

Средняя себестоимость основных видов печатной продукции
Наименование — Тираж — Себестоимость — Конечная стоимость
Листовка А4, — 5000 экз., полноцветная, двусторонняя печать, глянцевая —$250 — $350
Журнал 48 полос, — черно-белый, цветная обложка А4, 1000 экз. —$700 — $1000
Буклет А3, — 1000 экз. — $240 — $380…

Источник: данные компаний

затраты на открытие мини-типографии

— Оборудование от $5 тыс.
— Зарплата от $1,5 тыс./месяц
— Аренда помещения от $5/м2 (в помещениях бизнес-центров до $30/м2)
— Итого от $7-8 тыс.

Евгений Волков

Источник: Деловой Петербург
Материал взят с сайта Saint Petersburg Business Guide

>Масштабирование и тиражирование социального предприятия

Наталия Зверева Глава из книги «Создание успешного социального предприятия»
Издательство «Альпина Паблишер»

Масштабирование и тиражирование предприятия

Понятия

Рост СП — это наиболее общее понятие, связанное с любыми возможностями роста социального предприятия.

Масштабирование—это увеличение масштабов деятельности социального предприятия в рамках одного юридического лица.

Тиражирование — это применение апробированной социальной бизнес-модели другими организациями в других географических, экономических или социальных условиях.

Рост является естественным развитием любого успешного предприятия. Если в СП вкладывают деньги социальные инвесторы, они, естественно, ждут максимальной социальной отдачи на каждый вложенный рубль.

Однако далеко не все социальные предприятия считают необходимым и правильным расти. Социальные инновации, найденные и хорошо зарекомендовавшие себя на местном уровне, могут быть настолько специфичны для данного сообщества, что тиражирование их в другом регионе может быть просто бессмысленным. Такие предприятия успешно работают в родном регионе до полного решения выбранной социальной проблемы и потом выбирают для себя другую сферу деятельности или, если речь идет о постоянно необходимых социальных услугах или продукции, стабилизируются на оптимальном уровне производства и продолжают работу.

Существует еще ряд объективных барьеров для роста социальных предприятий:

  1. ограниченность ресурсов;
  2. неготовность команды к изменениям;
  3. если социальное предприятие работает в форме НКО, принятие решения о росте зависит также от мнения правления организации о целесообразности роста;
  4. социальные предприятия, работающие на местном уровне, не всегда считают необходимым измерять и отчитываться о достигнутом социальном воздействии, поскольку думают, что для главных заинтересованных сторон оно и так очевидно. Но ситуация меняется, когда нужно выходить на новый уровень, показывать достигнутые результаты и доказывать эффективность собственной бизнес-модели. Не все социальные предприниматели понимают, что на этой стадии найденная модель должна быть еще раз критически оценена и адаптирована для целей роста.

Разработанные на сегодняшний день теории роста выделяют три основные стратегии на этой стадии развития СП:

  1. рост «вглубь», т. е. работа со все большим количеством людей в местном сообществе, достижение местного качественного изменения ситуации;
  2. рост «вверх» — совершенствование найденного решения социальной проблемы;
  3. рост «вширь», т. е. увеличение числа благополучателей за счет применения найденного решения в других регионах.

Прежде чем переходить к стадии роста, социальные предприниматели должны обеспечить выполнение ряда условий. Для начала у социального предприятия должна быть четко определенная миссия и основные ценности, а также разработанная и самоокупаемая бизнес-модель. Модель должна показать и доказать свою успешность и устойчивость. Не всякая бизнес-модель способна дать хорошие результаты в других географических, социальных и экономических условиях. Необходимо оценить степень ее универсальности.

Важно также четко уяснить, что удачный стартап не гарантирует от неудач на стадии роста. Рост требует не менее ответственного подхода, чем стартап, и должен иметь не менее тщательное бизнес-планирование и оценку рисков.

Необходимость роста должна быть продиктована выявленным спросом со стороны заинтересованных сторон, и в первую очередь — благополучателей и клиентов (если это разные группы), в тех секторах или регионах, в которых вы хотите применить вашу модель. Поэтому, как и при стартапе, на начальной стадии планирования роста необходимо провести маркетинговое исследование. Не последним в маркетинговой стратегии роста является вопрос позиционирования и защиты торговой марки и бренда компании. Компания уже наработала репутацию, и рост должен упрочить ее. Как пишут многие маркетологи, бренд — это обещание, данное клиенту, которое нужно держать1. И для социального предприятия столь же жизненно важно не нарушать это обещание и уметь доказать, что ты его выполняешь, как и для чисто коммерческого бизнеса. Вопрос защиты бренда становится с каждым годом все актуальнее, поскольку растет мода на социально ориентированный маркетинг. Изначально эта зона была освоена благотворительными организациями и корпорациями, практикующими корпоративную социальную ответственность. Схема их взаимодействия при этом очень проста: благотворительная организация заключает договор с корпорацией о совместной маркетинговой программе: определенный процент от продажи каждой единицы определенного товара корпорации отчисляется для финансирования конкретной программы благотворительной организации. Эта ситуация выигрышна для всех: благотворительная программа получает стабильное финансирование и продвижение, корпорация — имидж социально ответственной организации, потребитель — сознание того, что своей покупкой сделал что-то хорошее.

Зная эффективность этого вида маркетинга, многие чисто коммерческие предприятия имитируют социальные цели в рамках своих рекламных акций. Поэтому социальному предприятию важно выделить себя и свой бренд на фоне таких двусмысленных акций и в своей маркетинговой стратегии определить точное послание для своих потенциальных клиентов, которые позволят им быть на 100% уверенными в прозрачности целей СП.

И, наконец, одним из самых главных условий роста является наличие и/или возможность привлечения необходимых ресурсов. Когда речь идет о росте, встает задача не только расширения текущей деятельности и роста персонала, но и изменения качественного состава команды, ее профессионализация. Необходимо предусматривать большие расходы как на существующий персонал, который необходимо будет учить и адаптировать к новым задачам, так и на привлекаемые новые профессиональные кадры. Поэтому бизнес-модель роста должна иметь более существенный запас прочности, нежели модель стабилизировавшегося малого бизнеса.

Для привлечения партнеров и инвесторов социальные предприниматели часто используют знаменитых людей, которые занимаются благотворительной деятельностью или являются социальными активистами в сфере, близкой данному социальному предприятию. Если в обычной для них среде доступ к знаменитостям практически невозможен, то в сфере их социальной деятельности близким по миссии предприятиям реально привлечь их внимание и достичь договоренностей с известным человеком о помощи и лоббировании интересов СП перед потенциальными инвесторами и партнерами.

Если расширение начинается до выполнения этих предварительных условий или проводится слишком быстро либо требует слишком больших ресурсов, которые не под силу предприятию, есть опасность того, что преимущества решения пострадают, поскольку приоритет будет отдан цели роста, а не сохранения качественного уровня решения.

На первой стадии роста разумнее определить предел роста, поставить небольшую, но достижимую цель. После стабилизации на этом уровне можно расти дальше — до следующего предела.

Мы можем выделить следующие пути роста социального воздействия СП:

  • распространение концепции;
  • создание партнерских структур (в том числе франчайзинг);
  • создание сети филиалов.

Распространение концепции

Этот метод похож на использование открытого кода в сфере создания программных продуктов. Организация, создавшая успешную модель социального предприятия, предоставляет информацию другим организациям, заинтересованным в тиражировании этой модели. Самым существенным достоинством этого инструмента является скорость распространения и минимальные издержки. Кроме того, люди, адаптирующие подход существующей организации к ситуации в собственном регионе, знают его специфику и могут учесть ее наилучшим образом. Недостатком данного инструмента является слабый контроль качества, полноты и эффективности деятельности предприятия, тиражирующего модель, со стороны организации, создавшей модель социального воздействия.

Разумеется, такой инструмент приемлем только для социальных предприятий, которые основным критерием своей эффективности считают социальное воздействие. Для коммерческих предприятий такой подход нетипичен. Распространение концепции чаще всего происходит с помощью брошюр, инструкций, тренингов, консультаций, определения стандартов и индикаторов эффективности деятельности.

Пример 1. Стратегия распространения концепции: Aflatoun Aflatoun — известное и успешное социальное предприятие, изначально организованное социальной предпринимательницей Джеру Биллимориа (Jeroo Billimoria) в Амстердаме. Это и другие ее предприятия специализируются на улучшении условий жизни и расширении прав детей. Предпринимательница убеждена, что дети могут стать полноправными участниками социальной жизни, только получив доступ к финансовым ресурсам и услугам. Джеру Биллимориа стала инициатором таких СП, как MelJol, чьей миссией является налаживание диалога между богатыми и бедными детьми, Childline, которое занимается оказанием юридической, медицинской и психологической помощи «уличным» детям, а самое последнее, Aflatoun, сконцентрировалось на детском социальном и финансовом образовании. Из опыта собственного детства в Мумбаи Джеру знала, что доступ к качественным финансовым продуктам, прежде всего сберегательным, помог бы многим домохозяйствам с крайне низкими доходами управлять своими крохотными сбережениями и откладывать на случай необходимости медицинских услуг, на образование, важные семейные события. Нередко и дети в развивающихся странах зарабатывают наравне со взрослыми, а защитить и сберечь свои деньги не имеют возможности.

По окончании образования Джеру жила в Нидерландах, и именно там в 2002 г. стартовал ее проект Aflatoun. Он включает несколько ключевых элементов:

  • курсы для школьников по управлению финансами для разных возрастных групп (с 6 до 14 лет);
  • создание дружественных для детей финансовых продуктов и услуг;
  • формирование финансовых ресурсов у детей и навыков управления ими.

Миссией предприятия, таким образом, стало расширение прав детей путем передачи им части инструментов экономической самостоятельности. Руководитель и правление СП приняли решение не стремиться к экономическому росту своего предприятия и усиленному контролю за работой партнерских организаций. Главной своей целью они сочли экспоненциальный рост социального воздействия.

Организации, которые хотят внедрять аналогичную практику в своих странах, платят символические членские взносы и в качестве членов клуба получают доступ к обучающим материалам, возможность пообщаться с более опытными организациями в других странах. Для создания финансовых возможностей для детей предприятие создает партнерства с банками и микрофинансовыми организациями.

За годы своей деятельности предприятие достигло впечатляющих результатов: практика доступа детей к обучению и управлению финансами действует в 94 странах, в ней участвуют более 1,3 млн детей (по данным на июнь 2012 г.) в 8391 учебном заведении. Общая сумма их сбережений составила на тот период 1 439 561 евро. В этой программе задействованы 3218 социальных и 5111 финансовых предприятий2.

Создание партнерских структур

Другая модель роста СП. В рамках этой модели материнская организация находит одного или нескольких партнеров, которые на основании специального соглашения занимаются внедрением подхода материнской организации. Соглашение между сторонами может регламентировать возможность использования общего бренда, содержания программы, обязательств по инвестированию и отчетности. Такие соглашения допускают широкие возможности для установления глубины и степени партнерства, начиная от свободной кооперации до жестко регламентированных систем. Как правило, все партнеры получают преимущества от данного сотрудничества. В отличие от распространения концепции, данный метод предполагает больше возможностей для контроля со стороны материнской организации за деятельностью партнеров. Однако создание партнерских структур требует больших временных, материальных и человеческих затрат со стороны материнской организации. Эта модель, как и предыдущая, при внедрении учитывает местную специфику, что входит в зону ответственности партнеров материнского СП.

Данный метод роста социального воздействия предполагает возможности использования следующих инструментов:

  • социальный франчайзинг;
  • совместные предприятия;
  • лицензирование.

При образовании совместных предприятий несколько компаний создают одну новую, объединив свои ресурсы и ноу-хау и разделив риски.

При лицензировании происходит передача прав использования интеллектуальной собственности на определенный период за лицензионное вознаграждение.

Пример 2: Интернет-портал abgeordnetenwatch3

Интернет-портал abgeordnetenwatch предлагает познакомиться с депутатами Парламента и задать им свои вопросы. Цель создания данного портала — увеличение прозрачности и подотчетности парламентской власти и вовлечение граждан в демократический процесс. Этот подход был реализован для большинства парламентов (федерального и земельных) в Германии, а также для немецких представителей в Европейском парламенте. С целью распространения данной концепции в других странах данный интернет-портал предлагает заинтересованным предпринимателям партнерские соглашения. В рамках этих соглашений компания создает сайт для партнеров, дает доступ к своей системе, предлагает техническую поддержку и информационные материалы. При этом партнер оплачивает ежемесячный лицензионный взнос. Компании-партнеры могут осуществлять деятельность под собственным брендом и адаптировать предлагаемый подход к политическим условиям и законодательству своей страны. В настоящий момент партнерские интернет-порталы созданы в Австрии и Люксембурге.

Социальный франчайзинг представляет собой всестороннюю помощь организации (включая возможность пользования брендом) в создании аналогичной организации и налаживании ее работы за специальное вознаграждение — франшизу.

Как и бизнес-франшиза, социальная франшиза позволяет большому количеству предприятий действовать в различных регионах по одной бизнес-модели и под одним брендом. В соответствии с франчайзинговой моделью общий бренд и жесткий контроль качества необходим для того, чтобы заработать хорошую репутацию, сделать бренд узнаваемым и привлечь ресурсы для развития. Франчайзинговым организациям в силу своей юридической автономности легче приспособить модель к местным условиям, чем одному из филиалов крупной организации. Однако социальные предприниматели должны уделять существенное внимание сохранению единой миссии организации и избегать репутационных потерь, поскольку проблемы у одной организации влияют на весь бренд. Поэтому франшизода-тель должен внимательно и осторожно выбирать потенциальных франшизодержателей, оценивая их репутацию и схожесть ценностей компаний. Франшизодатель должен также создать действенный механизм контроля за ключевыми действиями франшизодержателя. Это самый тонкий вопрос, учитывая юридическую автономность сторон, поэтому он должен быть максимально точно и подробно отражен в договоре франшизы. Система контроля должна, в частности, включать параметры социальной и финансовой отчетности, которые будут служить составными частями общей отчетности бренда, поэтому должны быть унифицированы для всех франшизодержателей.

Пример 3: Рестораны Dans le Noir?

Dans le Noir? — французская компания, находящаяся под управлением Инвестиционной группы этического инвестирования, была создана и профинансирована Эдуардом де Броглие, специалистом по инновациям и социальной ответственности, при поддержке Этьена Боисронда в 2004 г. в Париже. После успешной апробации концепции в Париже модель начала распространяться по франшизе в других крупных городах мира: Лондоне, Барселоне, Нью-Йорке, Варшаве, Бангкоке, Москве, Санкт-Петербурге. За эти годы рестораны под брендом Dans le Noir? посетили более 1 млн гостей. С 2011 г. компания развивает другую линейку: спа-салоны, где работают слепые массажисты.

Схема франчайзинга в этой компании предполагает создание предприятия «под ключ», включая технико-экономическое обоснование, подбор и подготовку помещения, подбор и обучение персонала.

Инвестор несет расходы, непосредственно связанные с помещением и персоналом.

В рамках договора франшизы, который заключается на 10 лет, взимаются следующие платежи:

  • ТЭО — 9000 евро без учета налогов;
  • вступительный взнос — 29 000 евро без учета налогов;
  • ежегодные платежи 4,6% от оборота, но не менее 18 000 евро без учета налогов.

Альтернативный пакет: без вступительного взноса, но с выплатой 10% от оборота.

Расходы на командировки и проживание сотрудников франшизодержателя оплачиваются дополнительно.

Эти тарифы действуют для городов с населением более 4 млн человек. В других случаях возможно индивидуальное формирование пакета.

Кроме того, взимается гарантийный депозит в размере 20 000 евро на случай досрочного расторжения договора по вине или инициативе франшизодержателя.

Московский ресторан «В темноте?» в течение пяти лет работал по франшизе французской фирмы Dans le Noir?, а по окончании контракта был переименован в русское «В темноте?». Он функционирует действительно в полной темноте: в нем работают восемь слепых официантов. Люди в темном зале не знают, что они будут есть. Перед сеансом (так называют обед или ужин в темном зале) им предлагают выбрать меню: белое (блюда из всех продуктов), красное (мясное), синее (рыба и морепродукты), зеленое (вегетарианское) или желтое (блюда японской кухни). Но посетители не знают, какие именно блюда им принесут. И только после сеанса клиентам (если это видящие клиенты) показывают подробное меню — с фотографиями блюд, которые они ели. Днем ресторан работает как столовая для сотрудников офтальмологической клиники владельца ресторана, Игоря Медведева, а вечером — он открыт для посетителей. Ужинать сюда приходят как слепые и слабовидящие люди, так и обычные посетители, которые хотят понять, что это значит — ничего не видеть. Ресторан является прибыльным предприятием.

Филиалы

Филиалы создаются крупными компаниями для обслуживания клиентов в других регионах. Это наилучший способ расширения социального воздействия с точки зрения возможностей для контроля, но и самый затратный. Как и все крупные структуры, сеть филиалов обладает потенциалом для экономии на масштабе, менеджменте и унификации процессов, служит созданию сильного бренда и общих ценностей внутри компании. Однако сильная централизация ведет к ослаблению инициативы и качества работы филиалов. Кроме того, это самый медленный метод расширения социального воздействия из всех вышеперечисленных. Такие организации, как правило, не могут гибко адаптировать модель социального воздействия к местным условиям.

Пример: Сеть социальных геронтологических центров «Опека» ООО СГЦ «Опека» была создана в 2008 г. Алексеем Мавриным. «Опека» создает пансионаты для пожилых людей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «Опека» призвана решать острую проблему, актуальную для многих регионов России, — отсутствие качественных услуг в государственных домах престарелых и недостаток мест в них.

Санкт-Петербург — один из самых «возрастных» городов России, здесь каждый третий житель — пенсионер. Уже сегодня северная столица входит в число лидеров по развитию социальных предприятий для пожилых людей. Одним из наиболее успешных на данный момент проектов стал «Социальный гериатрический центр «Опека». Первый пансионат Алексей Маврин открыл на собственные деньги, затем привлекал кредитные средства и соинвесторов. В 2013 г. Фонд «Наше будущее» выделил «Опеке» беспроцентный заем в размере 5 млн руб.

В основу проекта легла идея достойной и интересной жизни пожилых людей, а также качественного социального и медицинского обслуживания.

В результате развития проекта были созданы шесть пансионатов в Петербурге и Ленинградской области в разных ценовых категориях и с разными уровнями комфорта, где за 1-3000 тыс. руб. в день (в зависимости от условий размещения) пенсионеры получают круглосуточный уход, питание, медицинский контроль, психологическую поддержку, бытовую реабилитацию, арт-терапию, организацию досуга и праздников. За клиентами «Опеки», как на территории пансионатов, так и на дому, ухаживают квалифицированные сиделки. В штате есть психолог и психотерапевт, а все сотрудники проходят специальную подготовку. Поэтому особая заслуга предприятия — деликатность и индивидуальный подход к пожилым пациентам.

Последним изменением в деятельности «Опеки» стало подписание 7 июля 2014 г. государственного контракта на предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми между ООО «СГЦ «Опека Комфорт»» и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Финансирование программы будет осуществляться из городского бюджета. Петербуржцы преклонного возраста, ожидающие своей очереди в государственные стационары, теперь смогут бесплатно находиться в пансионатах сети «Опека».

Рост социальных предприятий в России

В России социальные предприятия растут и развиваются очень медленно, сталкиваясь не только с внешними барьерами (слабое развитие инфраструктуры, значительное налоговое бремя, отсутствие рынка социальных инвестиций, неразвитость социального потребления, недоверие со стороны потребителей), но и с внутренними трудностями (недостаток собственных компетенций в сфере менеджмента, маркетинга и финансов, сложности с подбором квалифицированного персонала). На стадии стартапа и становления самыми существенными барьерами являются поиск достаточного финансирования и выход на проектные показатели по производству и сбыту. Следующим значимым барьером на стадии стартапа является поиск квалифицированного персонала за вознаграждение, которое предприятие может себе позволить.

На стадии роста финансирование и менеджмент являются основными источниками трудностей. Если на стадии создания социальное предприятие уже воспользовалось государственными грантами или субсидиями, этот источник на стадии роста будет уже недоступен. Финансирование необходимо будет искать в фондах венчурного или социального финансирования либо в традиционных банковских продуктах. При этом необходимо основательно подходить к вопросу сбора документов о финансовом состоянии и репутации организации и ее руководителей, поскольку ясная картина успешного бизнеса — повод для более выгодных предложений со стороны банка с точки зрения сроков, процентов и гарантий по кредиту.

Помочь российскому социальному предприятию сориентироваться на рынке социальных инвестиций могут специализированные порталы: «Банк социальных идей» фонда «Наше будущее», «Опора-Кредит» и другие. Необходимо также рассмотреть такие возможности государственной поддержки, как софи-нансирование, гарантии, субсидирование процентных ставок и возмещение по лизинговым платежам.

Для участия в зарубежных конкурсах социального предпринимательства важно понимать, что основными факторами успеха в этом направлении являются инновационность идеи, апробированность бизнес-модели, харизматичность организатора и его готовность идти до конца и убеждать любого в правильности и эффективности своего подхода.

Для западных инвесторов, а в последнее время и для российских важным фактором для принятия решения о финансировании роста организации является команда. Поэтому необходимо четко понимать и донести до инвестора, какие ключевые сотрудники обеспечили успех вашего СП на текущей стадии развития, какие вам понадобятся на стадии роста, и где и как вы планируете их привлечь.

Многие социальные предприниматели, сильно вовлеченные на начальной стадии в текущие дела СП, на стадии роста испытывают разочарование, поскольку все их время теперь уходит на управленческий процесс и решение административных вопросов, к чему не все социальные предприниматели оказываются готовы.

Менеджмент разросшейся организации требует существенной модернизации структуры управления и изменения всех функциональных обязанностей внутри команды, начинавшей бизнес, и эту команду не всегда удается сохранить. На начальной стадии команда сплачивалась сильной мотивацией, которая компенсировала низкие доходы. В растущей организации мотивация небольшой команды, результаты работы которой очевидны, отступает: у каждого своя зона ответственности и вклад каждого в общий успех уже не так очевиден. Поэтому в силу вступает как финансовая мотивация, так и создание критериев оценки эффективности деятельности каждого сотрудника, формализация миссии и ценностей компании, разъяснение и приобщение к этим ценностям каждого нового сотрудника. Руководителю компании все же желательно сохранить команду, с которой он начинал, потому что они являются «хранителями» ценностей компании, ее мотивационным стержнем.

Бывает, однако, и так, что основателю компании самому становится неинтересно руководить большой организацией, не работая непосредственно с целевыми группами клиентов. Тогда для успешного предприятия целесообразно нанять директора, более соответствующего по своим компетенциям текущим задачам, а самому заняться разработкой новых направлений деятельности. Для долгосрочного выживания компании социальный предприниматель должен иметь в виду необходимость преемственности и возможность профессионального роста и замены в случае ухода ключевых сотрудников.

а стадиях и становления и роста СП можно и нужно использовать тот факт, что в бизнес-кругах становится модным менторство и можно получить очень опытного консультанта-волонтера, который не раз и не два сам прошел на практике все стадии и болезни роста компаний и может стать бесценным советчиком для руководителя СП.

В России мы уже сейчас наблюдаем первые динамично растущие социальные предприятия, прежде всего в сфере детского дошкольного образования и развития. В качестве примера такого предприятия можно назвать «Билдинг сад» Марины Шилкиной. Марина успешно применяет бизнес-модель частно-государственного партнерства. Предприятие действует в нескольких направлениях:

  1. на стадии планирования: работает с муниципалитетами и строительными компаниями с целью планирования в строящихся высотных домах помещений на первом этаже, достаточных для организации частных детских садов, или отдельных строений со своей прилегающей территорией по проекту, разработанному СП;
  2. на стадии работы частного детского сада: договаривается с муниципальными властями о субсидиях негосударственному детскому саду. При этом в выигрыше остаются все три стороны процесса: муниципалитет получает необходимые места в детских садах быстрее и дешевле, нежели строить детский сад с «нуля» и содержать на собственном балансе, родители получают качественные услуги по дошкольному образованию детей по цене ниже рыночных, поскольку часть цены субсидируется; предприниматель создает успешный бизнес, приносящий стабильную прибыль.

В системе «Билдинг сад» работают в настоящее время около 50 частных детских садов в Москве и Московской области, в Самаре, Ярославле, Уфе.

Анализируя деятельность данного предприятия, мы можем сказать, что социальный предприниматель выбрал стратегию развития филиальной сети, а ключевыми факторами ее успеха стали эффективные коммуникации и лоббирование своей бизнес-модели.

Опыт этого социального предприятия позволяет надеяться на устойчивое и успешное развитие социальных предприятий и в других сегментах российского социального предпринимательства.

Большинство социальных предпринимателей хотят добиться максимального социального эффекта: создать больше рабочих мест для представителей социально незащищенных групп, вовлечь как можно больше людей в активную и полноценную культурную и социальную жизнь и т. д. Однако только хорошо продуманная стратегия расширения является лучшей гарантией того, что они смогут добиться заметных перемен в мире.

Мини-типография: как начать полиграфический бизнес

К услугам небольших типографий обращаются частники — владельцы небольших печатных точек; государственные организации — для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации — для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая — так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини—типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини—типографиях, средние — в средних, а крупные, соответственно, — в крупных. Здесь главное — обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие — цветные копиры, третьи — машины для офсетной печати. Ризограф — это, прежде, всего черно—белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно—белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь — для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира — от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно— или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини—типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч — тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений — это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, — она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру — от 15 тысяч долларов, новую — от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой — все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, — говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. — Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини—типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя — Riso, Duplo и Ricoh (все — японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex—Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма—производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини—типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски — это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини—типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты — для использования мини—типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6—А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини—типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини—типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге — от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему — какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый — приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь — закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини—типография занимает мало площади — можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини—типография располагалась и на 20 кв. м. — буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, — говорит Александр Ер, — если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более—менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ — то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй — бизнес кормит себя сам, третий — бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование — то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое—то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника — неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, — через год—полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, — говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно — это зависит от многого, но в среднем мини—типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты — около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников — получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры — все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини—типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны — они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело — ризограф в тридцать—сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, — считает Сергей Немцов. — Главное, чтоб был удобный подъезд к офису — погрузка—отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини—типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса — в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга — сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ — нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия — высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини—типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое—то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность — как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии — в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов
Источник: «Бизнес-журнал» №9, 2002 г.

Такие услуги, которые предоставляет типография, востребованы в различных областях деятельности и идея бизнеса на открытии типографии имеет свои перспективы.

Если Вы решили открыть такой бизнес, как типография, то у Вас будет постоянный поток клиентов.

Этот бизнес может быть разного масштаба.

Вы можете открыть совсем небольшую типографию, широкоформатную печать или же офсетную печать полного цикла.

Именно от того какой вид типографии Вы решили открыть, будут зависеть и ваши вложения.

Давайте рассмотрим такой вид бизнеса как открытие мини – типографии.

Данное учреждение будет доступно для частного предпринимателя, который хочет начать свое небольшое дело.

Преимуществом небольшой типографии является ее гибкость, чего нет в масштабных учреждениях.

Вы сможете учитывать пожелания всех клиентов и подстраиваться под различные условия.

Также в такой типографии Вы можете выполнять небольшие заказы.

Сегодня существует множество клиентов, которым необходимо что-то напечатать, но небольшим тиражом.

Большие типографии вряд ли поймут таких клиентов, а это значит, что все они Ваши.

Печать рекламной продукции

В настоящее время полиграфия рекламы поглотила все мировое бизнес-сообщество, поскольку очень трудно представить его сферу деятельности без рекламной продукции.

К таким популярным разновидностям можно отнести календари (например как у http://www.beeprint.com.ua/calendars), блокноты, плакаты, буклеты, баннеры, брошюры, листовки и многое другое.

Зачастую рекламная продукция содержит как фирменную символику предприятий, так и реквизиты, исходя из этого, основной акцент в рекламной полиграфии можно сделать на качество печати.

Плохое качество отпечатанных материалов не даст желаемого результата, а, наоборот, только отпугнет глаза потребителя, испортив имидж самой компании.

Глядя на высококачественную продукцию, всегда возникнет интерес у партнеров, спонсоров, да и у владельцев фирмы, в ней нуждаются не только начинающие фирмы, но уже и «зрелые» предприятия и большие холдинги.

В настоящее время в рекламной полиграфии используют несколько видов печати:

Сублимационная печать представляет собой нанесение изображения или текста на ткань, используя термопресс. Таким образом, ткань полностью прокрашивается, в результате чего хорошо переносится ультрафиолетовое или механическое воздействие и влажность. К такому роду печати относятся флаги, баннеры и вымпелы.

Цифровую печать широко используют для того, чтобы создать высококачественные изображения, где тираж роли не играет. Стоимость такой работы не несет значительных отличий. Основным преимуществом является предварительный просмотр макета, а также возможность сделать пробный экземпляр, корректируя материал на разных этапах.

В сольвентной печати используются специальные чернила, большим плюсом которых считается высокая устойчивость к выгоранию. Такой метод популярен при изготовлении уличной рекламной продукции, например, вывесок или витрин.

Когда стоит задача создать эксклюзивное изделие, то в таком случае прибегают к шелкографии или трафаретной печати. Принцип работы такого метода состоит в том, что краска наносится несколькими слоями, благодаря чему изделие имеет сочный и рельефный вид. Как правило, шелкографию применяют на стеклянных, металлических, тканевых, пленочных материалах разного размера.

Флексография распространена при нанесении рекламы на самоклейкую бумагу или мягкую упаковку для массового тиража. Главным преимуществом тут выступает низкая себестоимость. Используются краски, которые быстро сохнут и хорошо ложатся на разный материал.

Тампонную печать применяют для маленьких изделий, например, сувениров, шариковых ручек. Здесь оценивается невысокая стоимость и хорошее качество.

Широкоформатная печать использует специальный принтер для печати бумажных, самоклеющихся материалов, сетки или баннера. Есть возможность предварительно просматривать и корректировать настройки печати. Такой вид печати обеспечивает высококачественные и четкие изображения большого формата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *