Списание здания с баланса в бюджетном учреждении

Содержание

Порядок списания объекта недвижимого имущества с баланса учреждения

Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в решения о его списании, до момента его ликвидации (уничтожения), не подлежит учету в составе основных средств. Это следует из письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211 (см. здесь). Поэтому, объекты основных средств необходимо списывать с балансового учёта на основании акта о списании, согласованного с учредителем.

Учитывая, что при списании с балансового учёта, к акту должны прилагаться документы, подтверждающие прекращение права оперативного управления, соответственно, датой списания объекта недвижимости с балансового учёта должна быть дата, указанная в акте на списание (если иные условия не отражены в нормативно-правовых актах на региональном (местном) уровне).

При списании с балансового учёта, недвижимое имущество, подлежащее разбору (уничтожению, утилизации) одновременно должно быть отражено на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента уничтожения. Такой вывод следует из пункта 335 Инструкции № 157н и письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, отраженное на забалансовых счетах, подлежит инвентаризации в общем порядке. При проведении инвентаризации имущества, числящегося на забалансовом счёте 02, используйте инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

В какую ведомость будут занесены данные об объекте недвижимости (по балансовым счетам или по забалансовым) будет зависеть от даты, на которую проводилась инвентаризация по недвижимому имуществу.

Учитывая, что положения пункта 51 Инструкции 157н и пункта10 Инструкции 162н (см. здесь), имеют двоякий смысл, так как в них не указано, с какого именно учета списывать имущество при утилизации (с балансового или забалансового), поэтому, во избежание разногласий с проверяющими, закрепите порядок отражения имущества, подлежащего утилизации (демонтажу), в Учётной политике учреждения.

Обоснование

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1статьи 123.21 пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 1, 8 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

 имущество, которое закрепил за ними учредитель;

 имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);

 имущество, полученное учреждением другим способом (в т. ч. купленное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на его списание зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

 имущества субъекта РФ (муниципального образования);

 федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «д», «е» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с ГРБС и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Особенности списания федерального имущества установлены также в отношении:

 территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, подведомственных учреждений государственных академий наук – подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834;

 федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления внебюджетными фондами РФ, государственных академий наук – подпунктами «а», «б» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Пример оформления выбытия особо ценного движимого имущества в учреждении

Бюджетное учреждение «Альфа» в июне ликвидирует физически изношенное оборудование стоимостью 750 000 руб. Оборудование ранее было приобретено за счет средств выделенных учредителем и включено в состав особо ценного движимого имущества, поэтому его ликвидацию «Альфа» должна согласовать с учредителем. Процедура согласования утверждена учредителем.

Состав комиссии по поступлению и выбытию активов руководитель «Альфы» утвердил приказом.

После принятия решения о ликвидации оборудования комиссия составила акт о списании объекта основных средств (ф. 0504104). Далее (после оформления акта) «Альфа» направила учредителю заявление о согласовании списания имущества. К заявлению приложены следующие документы:

 акт (ф. 0504104);

 копия приказа о создании комиссии;

 копия инвентарной карточки;

 справка о балансовой стоимости оборудования;

 заключение о техническом состоянии объекта основных средств (составленное по результатам проведения технической экспертизы);

 копия протокола заседания комиссии по списанию объектов имущества.

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

На региональном и местном уровнях порядок списания имущества устанавливают соответствующие органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области порядок списания имущества установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 2 декабря 2010 № 1439-р. Порядок принятия решения о списании имущества, установленный данным распоряжением, аналогичен вышеприведенному порядку принятия решения о списании федерального имущества. Но в пункте 9 распоряжения есть условие о том, что решение о ликвидации не может быть принято если нет представителя исполнительного органа по управлению имуществом, который является членом комиссии.

Чтобы подтвердить необходимость ликвидации основного средства, иногда лучше провести независимую техническую экспертизу (оценку). Например, это бывает предусмотрено законодательством или может потребоваться, когда члены комиссии не могут сами определить, что объект не подлежит восстановлению.

Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 № 673.

Акты технической экспертизы составляют на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовая и остаточная стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

Если комиссия установила необходимость ликвидации основного средства, она составляет акт о списании имущества. Акт оформляйте на следующих типовых бланках:

 по форме № 0504105 при списании транспортных средств;

 по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);

 по форме № 0504104 при списании других основных средств (кроме транспортных).

Перечисленные формы содержат реквизит «заключение комиссии», в котором нужно указать причину списания объекта (итог результатов осмотра).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с учредителем. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 № 834, а в части уничтожения имущества разъяснен также в письме Минфина России от 19 декабря 2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, которое комиссия учреждения решила списать и которое требует демонтажа, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На учет объекты ставьте в условной оценке: один объект – 1 руб. С забалансового счета имущество списывайте по акту на списание. Эти правила из пункта 335 Инструкции № 157н, пункта 10Инструкции № 162н, пункта 12 Инструкции 174н и пункта 12 Инструкции № 183н.

Приведем пример. Пока учреждение эксплуатировало автомобиль, он являлся активом. Автомобиль попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению. После этого автомобиль – уже не актив, хоть и остается объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.

Совет: порядок учета на забалансовом счете 02 дополнительно закрепите в учетной политике. Это обезопасит вас от претензий проверяющих. Дело в том, что в пункте 51 Инструкции № 157н сказано, что в бухучете основные средства списывают, когда завершили мероприятия по разборке, демонтажу. Но не указано, с какого именно учета списывать: балансового или забалансового.

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:

 в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);

 в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).

Это предусмотрено в Методических указаниях по заполнению форм № 0504031, № 0504032, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.

При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Как провести инвентаризацию

Нужно ли проводить инвентаризацию активов и обязательств на забалансовых счетах

Проводите инвентаризацию имущества, финансовых активов, обязательств и других объектов бухучета на забалансовых счетах. Это правило прямо установили в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Инвентаризация забаланса подтвердит показатели годовой отчетности по этим счетам (п. 1.1 приложения к письму от 2 февраля 2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120).

Проверку проводите в том же порядке, что и по балансовым счетам: составьте описи, отразите результаты в акте и ведомостях. Подробнее

Как утвердить Порядок

Нужно ли в учетной политике отразить порядок инвентаризации

Порядок обязательной и добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике (п. 6, 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, приказ Минфина России от 13 июня 1995 № 49, письмо Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594). Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике.

В Порядке пропишите:

 график инвентаризаций в отчетном году. В частности, установите даты для ежегодной инвентаризации;

 сроки инвентаризаций;

 перечень имущества, обязательств, финактивов и других объектов для проверки.

В Порядке учтите специфику деятельности учреждения. Федеральные ГРБС и подведомственные им ПБС дополнительно прописывают особенности инвентаризации дебиторской задолженности, которую проводят ежеквартально. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594, письме от 10 декабря 2015 г. Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

Имущество, в отношении которого учреждением принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) следует принять к учету на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (п. 335 Инструкции N 157н).
Кто уполномочен демонтировать (утилизировать, уничтожать) имущество (оргтехника, а также прочее оборудование (лодки, моторы, бензопилы))? Должна ли это быть специализированная (лицензированная) организация? Может ли комиссия по выбытию нефинансовых активов утилизировать имущество самостоятельно и составлять акт утилизации, если специализированные организации отсутствуют либо не предусмотрены расходы?

1 апреля 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании имущества (демонтаж, уничтожение, утилизация), может осуществляться учреждением самостоятельно, без привлечения специализированной организации, при выполнении следующих условий:
1) наличие в составе комиссии технического специалиста необходимой квалификации, способного дать заключение о техническом состоянии имущества (оргтехники, прочего оборудования) и необходимости его списания;
2) наличие в штате учреждения специалистов, на которых могут быть возложены обязанности по изъятию из списываемых объектов драгоценных металлов (драгоценных камней) для их последующего направления в специализированные и (или) аффинажные организации;
3) наличие документально подтвержденной информации об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности.
Основные средства, содержащие вредные для жизни и здоровья человека вещества, относящиеся к отходам I-IV класса опасности, подлежат обязательной утилизации специализированными организациями.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 51 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
Согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
— утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
— реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании.
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в госучреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н) (далее — Комиссия).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Отметим, что во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике, а также прочем оборудовании пусть в небольшом количестве, но присутствуют драгоценные металлы.
Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ) лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее — Постановление N 731). Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее — Инструкция N 68н), которая применяется в части, не противоречащей Закону N 41-ФЗ и Постановлению N 731.
На основании п. 3.2 Инструкции N 68н с учетом п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ если списываемые (выводимые из эксплуатации) объекты основных средств (материальных запасов) содержат драгоценные металлы, то учреждение обязано направить лом и отходы драгоценных металлов в аффинажные организации или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
Кроме того, в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, — соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
К примеру, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа единый порядок списания основных средств, находящихся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных учреждений, органов государственной власти автономного округа, регламентируется Положением о порядке списания государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2011 N 327-П (далее — Положение). В соответствии с п. 2.1 Положения в состав Комиссии с целью оценки технического состояния списываемых объектов основных средств должен входить специалист, компетентность которого подтверждается соответствующими документами (копии дипломов, свидетельств, сертификатов, выписки из штатного расписания (при условии замещения должности не менее двух лет) и т.п.). Также п. 2.2 Положения определено, что в компетенцию Комиссии входит в том числе осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов годных деталей, узлов, материалов, а также цветных и драгоценных металлов, драгоценных камней с определением их количества и веса, за сдачей металлов в переработку в соответствии с действующим законодательством.
В отношении объектов основных средств с неистекшими сроками полезного использования Положение предусматривает обязательное наличие технического заключения независимой стороны, с указанием конкретных причин выхода из строя объекта (повлекших утрату эксплуатационных качеств) (п.п. 4.10, 4.11, 4.15 Положения).
С учетом изложенного можно сделать вывод, что при списании (прекращении эксплуатации) имущества реализация мероприятий, предусмотренных актом о его списании (демонтаж, уничтожение, утилизация), может осуществляться учреждением (органом власти или местного самоуправления) самостоятельно, без привлечения специализированной организации, при выполнении следующих условий:
1) наличие в составе комиссии технического специалиста необходимой квалификации, способного дать заключение о техническом состоянии имущества (оргтехники, прочего оборудования) и необходимости его списания;
2) наличие в штате специалистов, на которых могут быть возложены обязанности по изъятию из списываемых объектов драгоценных металлов (драгоценных камней) для их последующего направления в специализированные и (или) аффинажные организации;
3) наличие документально подтвержденной информации об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности.
Однако в учреждениях, как правило, нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов.
Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику (прочее имущество) самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.
Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества учреждения.
Вместе с тем согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н.
Поэтому при утилизации (уничтожении) имущества в учреждении может быть разработана форма Акта о ликвидации (уничтожении) основного средства. Данную форму учреждению следует закрепить в учетной политике.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учетная политика госучреждения;
— Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
— Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Как правильно списать имущество с баланса организации

Оформление списания основных средств Проведение процедуры списания основных средств предусматривается только в определенных ситуациях, но вне зависимости от причины должен соблюдаться определенный порядок. Перемещение любых видов имущества между несколькими структурами организации не относится к выбытию и не предусматривает возможность списания средств. Точно так же не происходит списания и при завершении использования какого-либо имущества по причине необходимости проведения монтажных мероприятий или реконструкции.
Если же стоимость объекта полностью выбывает или указанное имущество не может служить гарантией прибыли для своего владельца, то в таком случае нужно внести соответствующие изменения в определенной части бухгалтерского учета, и данное событие должно отражаться в составе доходов-расходов компании.
Списание с баланса основных средств в случае продажи помимо акта списания и договора купли-продажи сопровождается проводками:

  • Дт 01 «Выбытие» Кт 01.1 – на сумму первоначальной стоимости имущества.
  • Дт 02 Кт 01 «Выбытие» – на сумму накопленной амортизации.
  • Дт 91.2 Кт 01 «Выбытие» – на величину остаточной стоимости актива.
  • Дт 62 Кт 91.1 – отражена сумма выручки от продажи имущества.
  • Дт 91.2 Кт 68.2 – начислен НДС по реализованному ОС.

Как видно из примера, большинство проводок совпадают с алгоритмом списания имущества при износе. Вклад в уставный капитал другого предприятия Как списать с баланса основные средства, внесенные паевым взносом? Для таких целей предусмотрен счет 58. Вложение в уставный капитал другой организации часто является выгодным способом для предпринимателя.

Если период предполагаемого полезного использования полностью совпал с фактическим, то остаточная стоимость приравнялась к нулю и после составления акта о списании объект перестает числиться в активах предприятия. Когда моральный или физический износ происходит ранее запланированного, необходимо произвести расчеты, для которых понадобятся данные о:

  • первоначальной стоимости объекта (цена приобретения + установки + доставки);
  • накопленной амортизации за отработанный период (кредит соответствующего субсчета 02);
  • остаточной стоимости, равной разнице между первоначальной стоимостью и накопленной амортизацией.

Последнее значение списывают со счета 01. Конечный результат ликвидации имущества относят на финансовый результат.
Безвозмездная передача основных средств Она должна содержать четкие указания о том, как списать с баланса основные средства.

ВниманиеАктивы стоимостью менее 40000 рублей могут отражаться как материально-производственные запасы, то есть отражать их можно на счете 10, а стоимость сразу же списать в виде текущих расходов. Точно таким же правилом можно будет руководствоваться и в налоговом учете. Отдельный свод правил предусматривается для тех видов недвижимости, для которых требуется обязательная государственная регистрация.
Если постройка уже была возведена, и компания уже сделала свои капитальные вложения в него, данный объект должен перечисляться к числу основных средств вне зависимости от того, была ли проведена его регистрация в государственных органах.

Пошаговая инструкция списания автомобиля с баланса

Основания списания могут отличаться, но порядок действий в большинстве случаев схож и включает следующие этапы:

  • Составление и направление соответствующего уведомления в ГИБДД;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: нельзя списать машину с баланса, без снятия ее с регистрационного учета в ГИБДД, в противном случае, обязанность по уплате транспортного налога сохранится за вами.

Начинать процедуру следует с направления соответствующего заявления в инспекцию. Вместе с бумагой подается пакет документов, обосновывающих причины снятия с учета и дальнейшего списания с баланса транспортного средства.

  • Целесообразность списания должна быть подтверждена специальной комиссией;

Законодательно определено, что списание машины, как и любого дорогостоящего основного средства, оформляется Актом. Все члены комиссии во главе с Председателем ставят в нем свои подписи. Ответственные лица назначаются Приказом и им делегируются соответствующие полномочия принимать решения о целесообразности процедуры списания, порядке ее проведения и финансовой стороне вопроса.

  • Списание машины должно быть отражено бухгалтерскими записями в учете;

Бухучет транспортных средств ведется на синтетическом счете 01 «Основные средства». По дебету счета числятся все машины в эксплуатации фирмы. Ежемесячно по кредиту счету 02 «Амортизация основных средств» начисляется амортизация актива. В итоге разница между данными счета 01 и 02 дает балансовую стоимость основного средства на дату его списания. Это остаточная стоимость, которая станет расходом компании при выбытии транспорта с баланса. Могут появиться и дополнительные расходы на оформление документов, утилизацию и другое в зависимости от причины списания. Все они будут аккумулироваться на 91.02 «Прочие расходы».

ВАЖНО: хотя транспортное средство и выбыло с баланса, обязанность по уплате транспортного налога по месяц списания включительно сохраняется.

Порядок оформления операций списания автомобилей в бухгалтерском учете

Основным документом, регламентирующим учет основных средств, является ПБУ 06/01. В пункте 29 документа указаны основные причины списания:

  • Полный физический износ долгосрочного актива;
  • Сильные повреждения не предполагающие восстановления в результате чрезвычайных событий;
  • Хищение имущества предприятия.

В помощь бухгалтеру Минфином России 13.10.2003 г. разработаны Методические указания №91н. документ закрепляет перечень документов на списание авто. Здесь же указано, что окончательное решение о ликвидации принимает руководитель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: обязанность определять невозможность/неэффективность дальнейшего использования и/или восстановления актива принимает постоянно действующая комиссия из числа сотрудников предприятия, назначенная руководителем фирмы.

Кстати, даже если авто подлежит утилизации, некоторые узлы и детали могут быть реализованы. Задача членов комиссии составить перечень таких запчастей и указать стоимость их возможной продажи. Итоговым документом работы комиссии станет акт ОС-4а на списание автотранспорта. Это унифицированная форма Госкомстата №71а, в которой заполняется следующая информация, идентифицирующая конкретную единицу имущества:

  • Год изготовления а/м и дата постановки на учет в качестве ОС;
  • Первоначальная стоимость актива и размер начисленных амортизационных отчислений;
  • Текущий пробег автомобиля и технические характеристики узлов и деталей.

Далее идет раздел, раскрывающий причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если авто списывается в результате аварии/угона/пожара, к акту по форме ОС-4а в обязательном порядке прикладывается пакет документов, подтверждающих данные факты из соответствующих инстанций.

Записи в бухгалтерском учете фирмы при списании машины с баланса

Выбытие долгосрочного актива оформляется следующими проводками:

Дебет счета 01.02 «Выбытие ОС» Кредит 01.01 «Основные средства» — Выбытие по первоначальной стоимости;

Дебет счета 02 «Амортизация ОС» Кредит счета 01.02 – В размере ранее начисленной амортизации;

Дебет 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.02 — На сумму разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией;

Дебет 91.02 Кредит 60 – На сумму расходов сторонней компании по утилизации машины;

Дебет счета 10 «Запчасти» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы» — В размере цены возможного использования узлов и материалов;

Дебет 99 Кредит 91.9 — На финансовый результат от списания.

Особенности отражения выбытия в налоговом учете компании

Налоговым Кодексом России предписано отражать расходы на списание/выбытие/ликвидацию автотранспорта как внереализационные. Учесть все затраты фирмы на данное мероприятие можно единовременно. Такое правило закреплено ст. 265 п. 1 пп. 8 документа.

ВАЖНО: если первоначальная стоимость и амортизация в налоговом учете отличаются, эти данные нужно отразить в акте на списание.

Особенности восстановления НДС при списании авто с баланса

В момент постановку машины на учет в качестве основного средства, налогоплательщик имеет право возместить НДС с ее приобретения. Обычно компания уменьшает НДС к уплате на сумму НДС к возмещению.

При выбытии с баланса не полностью самортизированного имущества, законодатель предписывает восстановить НДС с остаточной стоимости машины. При продаже актива такого требования нет. Только при списании в порядке ликвидации.

Оценка запчастей при ликвидации машин

Мы советуем привлечь независимого оценщика для расчета предполагаемой стоимости продажи узлов и деталей, которые могут остаться от утилизированного авто. На сумму оценки в учете будет сделана бухгалтерская запись:

Дебет счета 10.05 «Запасные части» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы».

Таким образом вы избавите себя от споров с налоговым инспектором при проверке правильности начисления налога на прибыль.

Мы описали общие правила оформления списания авто в компании. Пакет документов будет разниться в зависимости от конкретной причины выбытия: кража, гибель в огне, физический износ, непригодность, безвозмездная передача.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.

Списание недвижимого имущества бюджетных организаций

Государственные квалификационные аттестаты на оценку всех видов имущества и бизнеса ! Агентство «ЭКСПЕРТ»-
в реестре экспертов
Арбитражного суда
Ростовской области (№34) Честная оценка!
Добротная экспертиза!
Невысокая стоимость!
15 лет в экспертной
деятельности! Оперативная подготовка рецензий и
отзывов на судебные экспертизы В случае необходимости- защита своих судебных экспертиз в суде Подготовка экспресс-экспертиз для консультаций заказчика Имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Все имущество госучреждений находится в государственной или муниципальной собственности, а собственником считается субъект РФ (муниципальное образование).

Особенности списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834. Согласно пункту 2 Положения № 834, под списанием понимаются действия, связанные с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, или выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления местонахождения имущества.

Списание недвижимости производится, если имущество:

-непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению из-за утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

— выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также в случае утраты.

Государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование пакет документов в составе:

— заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

— заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;

— заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;

— заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;

— списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования.

Такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах:

— списание недвижимости подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;

— в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются удостоверенной копией выписки из реестра государственного имущества;

— акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования объекта недвижимости или отдельных его составных частей.

Заключение специализированной экспертизы в отношении объекта недвижимости в случае списание недвижимости представляет собой строительно-техническую экспертизу его состояния . Экспертиза недвижимого имущества для списания, выполняемая агентством ЭКСПЕРТ, позволяет определить степень физического и морального износа объекта недвижимости, возможность или невозможность дальнейшей безопасной эксплуатации, экономическую целесообразность восстановления объекта недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *