Социально ориентированные некоммерческие организации

1. СОНКО расшифровка

СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться , а с реестром г. Санкт-Петербурга — .

4. Участие СОНКО в госзакупках

Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

  • открытых конкурсов;
  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • электронных аукционов;
  • запросов котировок;
  • запросов предложений.

В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

(docx, 13 Кб).

Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).

Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Понятие социально ориентированная некоммерческая организация дано в 7 Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Формы социально ориентированных некоммерческих организаций:

  1. Общественные и религиозные организации (объединения).

  2. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

  3. Казачьи общества.

  4. Фонды.

  5. Некоммерческие партнерства.

  6. Частные учреждения.

  7. Государственные, муниципальные учреждения.

  8. Бюджетные учреждения.

  9. Автономная некоммерческая организация.

  10. Ассоциации (союзы).

Рассмотрим статью 31, пункт 1 «Виды деятельности», которые должны осуществлять организации, зарегистрированные в тех формах, которые перечислены выше:

  • социальная поддержка и защита граждан;

  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф;

  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

  • охрана окружающей среды и защита животных;

  • охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;

  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

  • развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

  • деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

  • проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

  • участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

  • социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

  • содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Однако существуют определенные ограничения. Так, в статье 6 Закона о бухгалтерском учете перечислены организации, которые не могут составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде:

  1. НКО, у которых поступления в виде денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили 3 млн рублей.

  2. Коллегии адвокатов.

  3. Юридические консультации.

  4. Нотариальные палаты.

  5. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

  6. Кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы).

  7. Организации государственного сектора.

  8. Государственные корпорации.

  9. Государственные компании.

  10. Политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения.

  11. СРО (саморегулируемые организации).

  12. НКО, выполняющие функции иностранного агента и другие.

В конце 2013 года Министерство финансов выпустило письмо 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность». Это письмо, разрешает до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и для составления упрощенной бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям, указанным в пункте 2 и 3 части 4 статьи 6, применять формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренных приложением №6 к Приказу 66н. Исходя из этого письма, государственные корпорации могут делать отчетность упрощенным способом. Несмотря на то что это письмо и дает право составлять отчетность в упрощенном виде по формам, предусмотренным для социально ориентированных некоммерческих организаций, делать это все же не рекомендуется, поскольку норма Федерального закона всегда выше.

Отдельно для религиозных организаций официально отменено письмо Министерства финансов от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/563@. В этом письме говорилось о том, что религиозные организации, у которых нет объекта обложения налогом на прибыль, имеют право не сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Теперь все религиозные организации также должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.

Письмо от 18 декабря 2013 года №03-02-07/2/55878 предназначается специально для религиозных организаций. В нем сказано, что если религиозная организация, помимо своего прямого назначения, еще ведет деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, то эта религиозная организация может быть признана социально ориентированной, и она также может составлять отчетность по формам для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вам также может быть интересно:

  • Бухгалтерская отчетность НКО
  • Отчет о финансовых результатах НКО
  • Бухгалтерский баланс НКО

Дополнительные продукты для НКО:

  • Программа для учета бухгалтерии НКО 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
  • Создание Официального Сайта НКО
  • Программа для учета бухгалтерии АО 1С-Рарус: Бухгалтерия для адвокатских образований
  • Создание Сайта адвокатских образований
  • Мобильное приложение для руководителей Uconto: Отчеты руководителя

«Кадровик. ру», 2012, N 8

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ В АГРЕССИВНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

Если спросить соискателей, какая компания представляется им идеальной, то, скорее всего, многие ответят, что от работодателя своей мечты они ожидают крепкой позитивной репутации и сильной позиции на рынке, соблюдения трудового законодательства и стабильной заработной платы, растущей вместе с инфляцией. Немаловажными критериями также являются возможность развития и здоровый сплоченный коллектив. Пожалуй, это основные требования, значимые для большинства кандидатов. Изучая предложения на рынке труда, соискатели в первую очередь проверяют компании на соответствие этим критериям. Однако базовым набором запросы работников не ограничиваются. В последнее время все более значимой становится социальная ориентированность компании, подразумевающая ее участие в общественной жизни.

В крупных бизнесах требования к наемным работникам могут сильно отличаться от тех, что предъявляются в средних и малых компаниях, но независимо от масштаба предприятия кадры всегда хотят чувствовать себя защищенными. Этот факт необходимо учитывать. Еще одно современное веяние на рынке труда: и в небольшом магазине, и в транснациональной корпорации наверняка найдутся сотрудники, для которых одной лишь материальной мотивации недостаточно. Они готовы признать: «Мы хотели бы, чтобы мы и наши дети могли заниматься в интересных кружках, спортивных секциях. Для нас важны такие социальные льготы, как путевки в лагеря и базы отдыха, дополнительное лечение. Надеемся, что наше предприятие сможет частично финансировать такие программы». Конечно, в существующих агрессивных условиях не все работодатели способны столь преданно заботиться о персонале, однако возможности для таких социальных программ существуют. Для этого необходимы сильная законодательная поддержка со стороны государства, готовность предприятий исполнять существующие законы, желание помогать обществу и личная инициатива каждого сотрудника. Имидж компании формируется работающим в ней персоналом, который, в свою очередь, оказывает сильное влияние на ее развитие и стиль управления. Сотрудники, заинтересованные в социальных переменах, могут способствовать тому, что работодатель будет стремиться не только к собственной выгоде, но и к благоустройству общества.

Понятие социально ориентированной компании в средствах массовой информации стало уже своего рода трендом. Что это значит? Среди основных задач такой организации — не только выполнение требований Трудового кодекса, но и поддержание корпоративных ценностей, сформированных сотрудниками предприятия, участие в социальных процессах региона. Термин «социальная ориентированность» пришел к нам из западной экономики и уже закрепился в отечественном бизнес-лексиконе. Основным носителем этой идеи стала Европа, т. к. там процесс распределения капитала давно упорядочен, большинство фирм уже имеют многолетнюю историю и новые крупные игроки появляются на рынке редко. Из-за высокой конкуренции структура рынка остается практически неизменной в течение многих лет. В такой ситуации работодателям пора задуматься «о душе», о тех ценностях, которые они смогут оставить после себя.

По материалам исследований Legatum Institute ( prosperity. com), в Германии, одной из развитых европейских стран, компании уже давно взяли социально ориентированный курс. Соблюдение трудового законодательства является на немецких предприятиях нормой, обязательной к исполнению. За отклонения от установленных правил предусмотрены жесткие санкции в виде крупных денежных штрафов. Но следованием букве закона дело не ограничивается. Не только глобальные концерны, но и организации среднего масштаба создают так называемые «общества-фонды», которые занимаются благотворительной деятельностью и оказывают помощь различным слоям населения. Непременное условие: во всех этих мероприятиях участвуют сотрудники компании.

В связи с большим притоком эмигрантов в последние годы были приняты меры по улучшению их интеграции в немецкое общество. Практически любой иностранец, получивший вид на жительство в Германии, не только бесплатно обучается рабочей профессии, но и получает возможность продолжить образование в университете. При этом на протяжении всего курса ему будет выплачиваться стипендия. Такие проекты курируются государством при обязательном участии различных компаний, представленных в той или иной земле (территориально-административной единице Германии). В любой крупной региональной газете в разделе «Работа» можно найти объявления компаний, предлагающих такую форму сотрудничества для людей, ищущих работу и желающих сменить специальность.

Интересное решение для социального проекта нашли руководители ресторана, расположенного в прекрасном старинном замке г. Висбадена. Авторская кухня, свежайшие продукты с местного рынка, великолепный вид на Рейн — это место очень популярно среди местных жителей и туристов. Треть официантов, работающих в ресторане, — слабослышащие, некоторые менеджеры являются инвалидами детства. Администрация города договорилась с владельцами заведения о том, что они трудоустраивают людей с ограниченными способностями, получая определенные льготы. Этот пример — не исключение из общепринятой практики. Если говорить о среднем или крупном бизнесе, то одним из самых приоритетных направлений помощи сотрудникам и обществу в Германии считается забота о детях. В связи с нехваткой детских садов компании организуют так называемые «сады предприятий», где родители могут оставить ребенка не с 8 до 17 часов, как в обычных садиках, а например, до 19 часов вечера. Сами родители могут влиять на программы развития, которые предлагаются их детям, и получать существенные дотации на оплату подобных услуг не только от государства, но и от компании. Единственное условие для таких мам и пап — участие в различных детских социальных программах предприятия. Например, вместе со своими детьми они могут подготовить подарки для малообеспеченных семей или воспитанников детских домов.

На заводах автомобильного концерна «Опель» в Германии все нормативные инструкции (должностные, по технике безопасности, эксплуатации оборудования и т. д.) написаны на 10 — 12 языках. Так что практически любой иностранец после обязательной практики на предприятии может в любое время быстро найти интересующую его информацию на родном языке. Для многих государств, в том числе европейских, германский опыт является прекрасным примером того, как быстро и эффективно прибыльные компании становятся не только машинами для зарабатывания денег, но и проводниками идей социальной ответственности.

А что же происходит в России? Почему до сих пор в нашей стране не столь много социально ориентированных компаний, как могло бы быть на самом деле? Конечно же, это проблема не только экономическая, но и общественная. Когда во всех отечественных организациях будут соблюдать Трудовой кодекс и его выполнение не будет являться чем-то неординарным, тогда у работодателей появится потребность перейти на новый уровень развития. Собственно, такие предприятия уже есть. Для них понятия социальной ответственности и эффективности составляют основу корпоративной политики и являются базовыми ценностями, которые переносятся на жизнь общества. Важная роль в сфере социальной ответственности отводится флагманским крупным бизнесам, в основном сырьевым, т. к. главным образом они пополняют бюджет и развивают российскую экономику. Обладая достаточными финансовыми возможностями, они могут задавать направление для остальных предприятий (особенно если являются градообразующими). Очень приятно отметить, что в корпоративных кодексах таких компаний заложены социальные задачи. Например, благотворительный фонд группы компаний «Ренова», который реализует большое количество общественных и социальных проектов, в июне 2012 г. организовал спортивный марафон. В мероприятии приняли участие сотрудники предприятий, входящих в холдинг. Каждое из них выделило по 60 000 руб. за шестерых бегунов. Собранные средства пойдут на благотворительные цели. Можно привести достаточно много таких примеров — достаточно посмотреть информацию о социальных проектах на сайтах крупных компаний.

Для средних и малых предприятий созидание в социальной сфере сдерживается такими факторами, как агрессивная конкурентная среда, недоработанное законодательство и пр. Для таких работодателей проблема экономического выживания является первоочередной, им некогда задумываться о помощи местной городской больнице, спонсорстве детского спортивного клуба или компенсации летнего отдыха для детей сотрудников. Однако работники таких компаний часто проявляют самостоятельную инициативу и ведут активную общественно-социальную деятельность: волонтерствуют в детских домах, сажают деревья, проводят благотворительные мероприятия. Из таких маленьких искорок разгорается большое пламя добрых дел, задается новый вектор в направлении социальной ответственности. В конце концов, изменить отношение компании к социальным проблемам региона могут именно сотрудники, начав, как водится, с себя.

Работу в этом направлении ведет и государство. Например, программа «Лучшие социальные проекты России» призвана поддержать курс Правительства РФ на укрепление социальной политики на основе партнерства государства, общества и частного бизнеса. Вот перечень основных задач этой инициативы: выявление и поощрение лучших социальных проектов и практик среди представителей бизнеса, общества и государства; создание инвестиционно привлекательного социального сектора; развитие партнерства между компаниями и властью в рамках решения основных проблем современной России; продвижение проектов социально ориентированных компаний и популяризация их опыта; выработка мер по включению частных компаний в деятельность в социальной сфере (здравоохранение, социальная защита, культура, образование). Такая деятельность говорит о том, что в скором будущем многие предприятия возьмут правильный курс и социально-экономический климат будет меняться в лучшую сторону.

Важную роль в формировании социальной политики играют профсоюзы. Как правило, они оказывают весомое влияние на жизнь компаний, помогая работникам отстаивать их права в спорных случаях. По сути, профсоюз — это независимый «помощник» трудового коллектива, способный оказать поддержку при возникновении сложных проблем, в том числе и житейских. Такая опора, «третья сила», поможет как предприятиям, так и государству найти правильный баланс между жестоким бизнесом и социальной ответственностью.

На данный момент не существует точных цифр, отражающих все социальные расходы бизнеса. В среднем крупные российские предприятия тратят около 1 — 2% от прибыли на различные социальные мероприятия. Данная цифра соизмерима с мировыми бизнес-стандартами, что свидетельствует о готовности компаний к переменам.

По данным руководителя Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Елены Николаевны Феоктистовой, стоимость социальных программ для сотрудников, которые относятся к социальным инвестициям, но не являются благотворительными расходами, приблизительно составляет 200 млрд руб. в год (финансовая оценка обязательств, зафиксированных в коллективных договорах). В общей сложности совокупные социальные инвестиции бизнеса достигают приблизительно 300 — 350 млрд руб. ежегодно, включая вложения в сотрудников и затраты на благотворительность. И это без учета средств (более 1 трлн руб.), которые перечисляются компаниями в рамках обязательного социального страхования в качестве взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Однако, несмотря на внушительные цифры, корпоративная социальная ответственность пока остается достаточно низкой — лишь потому, что большинство работодателей воспринимают эти финансовые потоки как обязательные выплаты, а не как средства улучшения благосостояния населения и укрепления социальной структуры общества.

Пройдет время, у предприятий появятся новые мотивы к совершенствованию. Какие бы условия ни диктовал жестокий мир бизнеса, все равно люди будут тянуться к справедливости и спокойной жизни в социально-правовом обществе. Поэтому HR-службам стоит начать с того, чтобы направить деятельность компаний в русло добрых дел. Предложив генеральному директору выделить средства для помощи ближайшему детскому дому, попросив сотрудников порадовать детишек хотя бы пару часов в выходные, можно создать ту самую «социальную базу», к которой стремится вся западная экономика. Такие добрые начинания помогут повысить лояльность персонала. Ведь у сотрудников будет пример ответственной благотворительной деятельности предприятия. Благотворительность видна всегда, в любом проявлении. Если она кем-то не замечена, это не значит, что ее нет. Взять под шефство танцевальный кружок, собрать средства на реставрацию церкви, отправить детей сотрудников на море, посадить деревья около офиса — все это звенья одной цепи, формирующие проекты под названием социально ориентированной компании. HR-службы формируют идеологию предприятия, поэтому именно им стоит задуматься о будущем и взять курс на социальные перемены.

Г. Хенинг

Германия

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *