Сотрудничество с иностранными компаниями

Формы взаимодействия между предприятиями в процессе производства

Проанализировав факторы конкурентоспособности, можно выявить различные схемы сотрудничества малого и крупного предприятий в промышленном кластере:

  • 1. Крупное предприятие выступает в качестве поставщика/ субподрядчика, а малое предприятие является исследователем и разработчиком новых продуктов или технологий и служит полигоном для проведения исследований и разработки новых продуктов.
  • 2. Ситуация, обратная предыдущей. Малое предприятие выступает в качестве поставщика/субподрядчика, а крупное предприятие является исследователем и разработчиком новых продуктов или технологий и служит полигоном для малого предприятия (для проведения исследований и разработки новых продуктов).
  • 3. Малое/среднее предприятие самостоятельно занимается разработками и имеет возможности продажи продукции, однако производственные мощности ограничены, и поэтому оно размещает заказ на производство на крупном предприятии.
  • 4. Крупное предприятие является разработчиком нового продукта (технологии), однако данный продукт не основной (побочный), и крупное предприятие не заинтересовано в его развитии и продаёт разработку малому/среднему предприятию. Малое предприятие продолжает работу с продуктом — осуществляет его серийное производство и сбыт.
  • 5. Ситуация, обратная предыдущей: малое/среднее предприятие проводит НИОКР и продаёт разработку крупному партнёру.
  • 6. Крупное предприятие является как разработчиком, так и осуществляет продажи продукта через собственную сбытовую сеть. Однако использовать собственные производственные мощности под данный продукт для крупного предприятия невыгодно и экономически нецелесообразно, поэтому производство осуществляется на малом/среднем предприятии.
  • 7. Крупные предприятия самостоятельно осуществляют разработку и серийное производство (или закупку) и находит малое/среднее предприятие, обладающее налаженными сбытовыми каналами (или помогает их организации для продвижения своей продукции).
  • 8. Ситуация, обратная предыдущей. Малое/среднее предприятие осуществляет разработки и производство, однако не может самостоятельно вести продажи. Для этих целей находит крупного партнёра.

На основе опроса можно выявить возможные формы взаимодействия между предприятиями мелкими, средними и крупными в процессе производства.

Исходя из SWOT — анализа, можно выявить следующие формы взаимодействия:

  • Ш 1 форма взаимодействия — «Учредитель — учрежденное предприятие»;
  • Ш 2 форма взаимодействия — » Кредитор — Заемщик»;
  • Ш 3 форма взаимодействия — «Поставщик — Покупатель»;
  • Ш 4 форма взаимодействия — «Покупатель — Поставщик».

Возможны три типа взаимодействия малого и крупного предприятий в процессе создания продукта или использования инновационной технологии.

  • Ш Технологическое взаимодействие подразумевает под собой вертикальную или горизонтальную интеграцию малого и крупного предприятий в процессе производства инновационной продукции.
  • Ш Финансовое взаимодействие может выражаться в финансировании крупным предприятием малого путем либо предоставления кредита (в т.ч. товарного), либо взноса в уставный капитал, либо предоставления в пользование лицензий, товарных знаков, оборудования, помещений и т.п. на льготных условиях или безвозмездно.
  • Ш Административное взаимодействие заключается в «патронаже» малого предприятия со стороны крупной фирмы. Это может выражаться в оказании помощи в получении финансирования, в т.ч. в предоставлении объекта залога под получаемый кредит, в лоббировании интересов малого предприятия перед органами власти и различными организациями, а также в управленческом воздействии, которое может оказывать крупное предприятие на малое предприятие вследствие финансовой или технологической зависимости.
  • Ш Административное взаимодействие возможно, но его надо развивать, в то же время разрешая сложившиеся проблемы (привлечение финансовых ресурсов, высокий риск инновационного бизнеса, связанный с длительным сроком разработки и внедрения нововведений и др.).

Для выхода на определённый тип кластера надо показать, что существуют связанные отрасли, специальные ресурсы, технология и оборудование, но слабо развиты специальные ресурсы. Исходя из установленных факторов, которые сведены в SWOT- анализе, можно сделать вывод, что наиболее приемлемым типом будет являться потенциальный, так как строение кластера весьма ещё фрагментировано, но интенсивно развивается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *