Соблюдать субординацию

Содержание

Субординация между начальником и подчинённым — что это, как соблюдать

Во многих социальных группах отношения между их членами регулируются таким понятием, как субординация. Википедия характеризует это понятие как следование правилам взаимоотношений между людьми, находящимися на разных иерархических ступенях в своей социальной группе.

Соблюдение таких взаимоотношений является обязательным в отношениях между подчинёнными и руководителями, а также между старшими и младшими.

Оглавление:

  • Правила субординации
  • Взаимоотношения руководителя и подчинённых
  • Субординация военнослужащих
  • Вопросы субординации в семье

Согласно другому определению, субординацией можно считать свод правил этикета, который определяет отношения между сотрудниками коллектива или другой социальной группы.

В трудовых коллективах принято различать две разновидности субординации:

  1. Вертикальная — взаимоотношения между руководителем и подчинённым. Иерархия в этом случае определяется сверху вниз.
  2. Горизонтальная субординация включает в себя взаимоотношения между сослуживцами одного положения. В этом случае предполагается взаимное уважение, доброжелательность и равномерное разделение трудовых обязанностей.

Такой тип взаимоотношений в коллективе позволяет правильно выстроить приоритеты и наметить цели, к которым необходимо стремиться. При соблюдении всеми членами группы правил субординации удаётся сохранить здоровую эмоциональную обстановку, исключить конфликты, оскорбления, фамильярное пренебрежительное отношение между членами коллектива, а также между руководством и подчинёнными.

Это интересно: что является условием успешной деятельности?

Взаимоотношения руководителя и подчинённых

Отношения подчинённых и начальства зависят от множества факторов. Самые главные из них — это поддержание трудового процесса и авторитета.

Чтобы у сотрудников была возможность соблюдать правила субординации в деловых отношениях, руководителю необходимо точно и правильно излагать основные положения служебной дисциплины, уделять большое внимание этике общения и установить границы дозволенного. Такое поведение руководства имеет большое значение для эффективности трудового коллектива. Без чётких правил сотрудники чувствуют себя неуверенно и очень редко проявляют инициативу. Им может быть непонятно, как расценивать обращение руководителя — как просьбу или как приказ. Чтобы не возникало неприятных недоразумений, каждый работник должен чётко знать и понимать нормы и правила поведения в этой компании.

Это интересно: социум это что за понятие, значение в философии.

Ниже приведено несколько рекомендаций для руководителей:

  1. Если сотрудник не спешит с выполнением своей работы, ему необходимо напомнить, что руководитель ждет от него результата. В противном случае подчинённый может счесть, что руководитель забыл о поручении и его можно не выполнять. Кроме того, подчинённый должен помнить о том наказании, которое последует, если он не выполнит возложенное на него поручение.
  2. Критика работника должна касаться исключительно рабочих вопросов. Переход на личности и оскорбления в адрес сотрудника недопустим.
  3. Ни в коем случае не следует давать советы и поручения личного характера, так как ответственность за результат будет нести тот, кто эти советы дал.
  4. Даже в самых сложных и критических ситуациях руководителю необходимо демонстрировать уверенность в себе и способность контролировать ситуацию, не следует показывать подчинённым свою неуверенность или впадать в панику. Такое поведение может сильно подорвать авторитет.
  5. Очень важно давать понять сотрудникам, что вы их цените. Особенно это касается самых лучших из них. Вознаграждение за труд должно соответствовать вложению сил, которое было сделано сотрудником.
  6. Очень важно помнить о похвале — это может быть хорошим стимулирующим ходом.
  7. Давать работнику задания необходимо исходя из характера сотрудника и сложившейся конкретной ситуации.
  8. Не менее важно помнить, что некоторые сотрудники нуждаются в постоянном контроле — без этого они не способны работать.

Субординация военнослужащих

Субординация среди военнослужащих основывается на многовековых традициях. В их число входит беспрекословное подчинение служащих своему командиру.

Звания и чины военнослужащих отражаются на их обмундировании. Понимание знаков различия позволяет военнослужащим разных званий приветствовать друг друга соответствующим образом и отдавать им дань уважения во соответствии с уставом воинской службы.

Без субординации в армии наступил бы полный хаос. Основными положениями армейской служебной субординации являются:

  1. Младший по званию беспрекословно подчиняется старшему и выполняет все его команды.
  2. Как только приказ или задание старшего по званию выполняется, об этом необходимо незамедлительно доложить командованию.
  3. Невыполнение приказа старшего по званию может повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.
  4. Все военнослужащие должны чётко следовать правилам, описанным в армейском уставе и существующим армейским традициям.
  5. Военнослужащие должны исполнять команды старшего по званию и ритуал приветствия.

Нарушения субординации в армии влекут за собой дисциплинарные взыскания.

Вопросы субординации в семье

В семье понятие субординации опирается на традиции и понятия старшего и младшего.

Традиционно главой семьи принято считать мужа. Такая особенность существует со времён патриархата. Во многих семьях лидирующее положение мужчины закреплено традициями христианской морали и домостроя.

Нормы субординации в семье обычно бывают следующими:

  1. Обязанности в семье чётко распределяются между супругами.
  2. Женщина в полной мере отвечает за ведение домашнего хозяйства.
  3. В обязанности мужчины входит финансовое обеспечение семьи и принятие решений, касающихся обучения и воспитания детей.
  4. Жена признаёт авторитет мужа в семье, как главного защитника и добытчика.

В современном обществе роли членов семьи часто бывают размыты и перепутаны. Часто бывает так, что женщина работает за двоих и зарабатывает гораздо больше мужа. В такой семье женщина может постоянно подчёркивать своё превосходство, и муж уже не чувствует себя авторитетом. Однако если в семье царит уважение к друг другу, правила субординации неукоснительно соблюдаются независимо от размеров заработка супругов.

«Родители оправдывают грубость и ханжество педагога, чтобы не подрывать авторитет»

Традиция. Иерархия. Субординация. Не думать, но слушаться. Уважение, основанное на подчинении. Уважаешь, потому что так сказано, иначе — наказание. Стой прямо, сиди ровно, смотри в глаза, отвечай подробно, изображай внимание, лови каждое слово, не спорь, считывай мысли и восхищайся ими, будь хорошим и получишь награду. Это не про армию и не про тюрьму. Это про школу.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Ведь надзирателя ты обязан слушаться, но можешь тихо ненавидеть. Имеешь право. К учителю нужно испытывать если не любовь, то симпатию. Учитель всегда Марья Ивановна, ты — Иванов или Сидоров. Если звенит звонок на урок — он «для тебя», с урока — «для учителя». Учитель может в твоём аккуратном дневнике или тетради писать на полстраницы «не сделал!», «не готов», «не удовлетворяет». Ты должен удовлетворять, стараться, а учитель — «удовлетворяет» по иерархическому принципу. Последние пару десятилетий у учителя ещё может «болеть голова», могут быть «неприятности дома», он часто устаёт. Мы всё знаем: начало года, тяжёлый осенний сезон, конец года, а там уже и межсезонье, плавно переходящее в конец учебного года. Уставать не положено, хотя это тебе 7, 8, 9 лет, а взрослому человеку — 30, 40, 50 лет.

Нужно признать, и учителю не сладко: он человек подневольный, ему нужно отчитываться, на него тоже могут кричать, жаловаться, увольнять, оценивать. Те, кто стоит над ним. Отсюда — страх. Страх за свою работу, за своё будущее, за свою личность. И он спускает этот страх ниже — детям.

Откуда такая парадигма взялась и продолжает жить в современной школе? Из церковно-приходских заведений XIX века, когда учитель был, действительно, человеком «особым», образованным? Из наших сословных представлений?

Сословные отношения, казалось бы, давно ушли в прошлое, но нет. Так и живут с нами и тянутся: всё начинается со школьной скамьи и часто остаётся с нами на всю жизнь

В крупных государственных (а иногда и частных) российских компаниях, на совещаниях у большого босса взрослые дяди и тёти так и тянут руки, так и заглядывают в глаза, так и норовят «удовлетворить», а потом приходят в «своё маленькое королевство» и кричат на секретарш. Вы можете возразить, что так не везде. Да, в том-то и дело, что сейчас у нас всё больше педагогов, альтернативных образовательных пространств и проектов, где учителя уверены, что уважение не прилагается к диплому, его нужно заслужить. Уважение — чувство взаимное. И его маркеры — не подобострастные взгляды и послушание. Оказывается, обращаться к учителю можно так, как ему удобно: и Вера Сергеевна, и Дима или Паша. И что сидеть можно под столом и на столе, на полу и на подоконнике, что можно спорить и честно говорить, что нравится, а что нет, можно задавать неудобные вопросы или давать глупые ответы. При таком столкновении различных парадигм: когда в частном садике и дома вполне либеральничают, а потом приходишь в школу и попадаешь в жёсткую систему ограничений и условностей, ребёнку ещё сложнее понять, что от него хотят и как с этим жить дальше. Особенно когда родители, наслушавшись советов окружающих, видят откровенное ханжество и грубость педагога, но всё равно оправдывают его, «чтобы не подрывать авторитет». И забывают, что нельзя подорвать то, чего нет.

Почему в школах по-прежнему авторитарный подход

Сегодня всё больше людей признаёт, что авторитарный подход к обучению чаще всего деструктивен в начальной школе и точно неприемлем для многих подростков: тёплые, уважительные, близкие отношения между учителем и детьми служат дополнительной мотивацией к учёбе. Почему он до сих пор распространён в школе? Что хорошего в жёстких формальных отношениях?

Их просто установить. Границы жёсткие. Протокол взаимоотношений понятный, чёткий и не подразумевающий никакой гибкости. Не нужно работать над отношениями, тратить на это время, специально учиться этому. Просто перечисляем правила поведения, наказания за неподчинение и вперёд — грызть гранит науки.

Тут вы скажете, что ребёнок должен уважать взрослого, иначе «на шею сядет и ножки свесит»! Да, сядет и свесит, если сможет. Но именно потому, что ему с детства показывают, кто сильный — тот и прав. Другой модели ребёнок не видит. Как только летят границы или просто слегка раздвигаются — уважение может исчезнуть полностью. Это очень заметно, когда работаешь с группами детей из разных учебных заведений. Когда, например, на экскурсию приходят дети из альтернативных школ: ты запросто можешь представиться по имени, шутить над собой, давать пять и придуриваться. И дети воспринимают это нормально. Они не пытаются проверить тебя на прочность и продолжают признавать авторитет взрослого. Со многими учениками начальных классов такой номер не пройдёт: стоит тебе сделать что-то «неположенное для учителя» (как они видят), и дети превращаются в лошадей, которым вдруг сняли шоры с глаз — внутренних границ нет.

Мало того, при таких вот формальных отношениях очень сложно создать атмосферу доверия и принятия, а значит, скорее всего, вы не сможете помочь ребёнку, даже если видите, что помощь нужна, в том числе и в учёбе. Нельзя помочь тому, кто вам не доверяет, от кого вы зависите. Способность и мотивация к учёбе падает, ведь чаще всего мотивация основана на привязанности: если я люблю человека, я начинаю разделять и его интересы.

Понятно, любить всех невозможно, но уважать нужно. И именно учитель должен демонстрировать такое уважение первым, не дожидаясь детей. Это он взрослая, зрелая личность (а иначе что он делает в классе?), а значит, он ни в коем случае не может кричать. Чего не скажешь про детей — они-то только учатся, доли лобные не сформированы, гормоны, опять же, подростковые, опыта и терпения мало. Простой пример: кто должен первым здороваться? Младший со старшим? Но ведь этому нужно учиться, и желательно на положительных примерах лучших из людей (учителей). Так, может, иногда стоит не возмущаться детской грубостью, а проявить вежливость первым? Что в этом такого страшно неприличного?

Вы способны на большее, чем дети. Только в школах почему-то всё наоборот: от детей ждут больше, чем от педагогов

В старшем школьном возрасте появляются другие последствия таких отношений. Только вчера обращался на «вы», затаив дыхание, и не мог оспорить ни слова педагога, а сегодня — пожалуйста, он сидит с тобой у костра и поёт песни, такой же смертный, как все. Он не такой же, может, это ты изменился? Учитель — мессия, избранная лично и вознесённая на Олимп, нас, смертных, во много раз превышающая. Это отношение, усиленное харизмой талантливого педагога, даёт ему невероятную власть над умами, а иногда и телами подопечных. Потому что за право «приблизиться к мессии», за переход в неформальные отношения многие подростки готовы отдать многое. И тут ответственный взрослый должен чётко понимать, что это не его или её волшебная личность настолько притягательна, а скорее социальная роль, власть и иерархическая позиция.

У педагога и ученика должны быть равные права

На самом деле вопрос не в том, как называть учителя — «Марья Ивановна» или «Маша» и даже не в том, сидит ли учитель на столе, позволяет ли себе шутить над собой и вами, делится ли подробностями своей жизни. Вопрос — в чём разница ваших прав. Если вы требуете величать себя по имени и отчеству, на «вы» и предельно вежливо, не позволяйте себе при этом уничижительно обращаться к детям, сколько бы лет им ни было. Как личности — мы все равны.

Ваш стиль более демократичен? Отлично, разрешите детям общаться с вами в таком же стиле. Если вы сидите на парте, то почему они должны сидеть на стульчиках ровно, сложив ручки перед собой?

Расскажите о себе, своей семье, увлечениях, слабостях и желаниях, о том, что вы пока не умеете делать и чему могли бы поучиться у детей. Никогда не бойтесь, что таким образом потеряете авторитет. Во-первых, он всегда будет поддерживаться вашей позицией взрослого и педагога, а, во-вторых, настоящий авторитет не потерять, если расскажешь о себе правду. Даже наоборот — когда мы раскрываемся, то становимся сильнее.

А если пойти дальше, спросить, можно ли спорить с учителем? Можно ли открыто высказывать свою точку зрения? Можно ли критиковать? Может ли учитель допустить, что его предмет просто скучен и неинтересен для детей, и, если по-честному, когда не можешь сделать предмет интереснее, просто разрешить детям не демонстрировать энтузиазм. Кстати, подростки не такие злые, как принято думать. И если обсуждать с ними, что им нравится, а что нет, и какие есть предложения, они всегда рады пойти навстречу.

Сейчас принято оценивать различные сервисы: три рожицы — зелёная, жёлтая и красная. Вы нажимаете кнопку и так выражаете степень своей удовлетворённости. А если оценивать урок или предмет? Например, складывать камешки разного цвета в сосуд на выходе из класса или ставить смайлики, плюсики, что угодно. Но не для проверки начальством, а для самого учителя. Чтобы потом он мог спросить детей, а как бы сделали они. Страшно? Не то слово. Но оно того стоит, нужно просто спросить, а что я собственно хочу: быть хорошим специалистом или чтобы все мне рассказывали, что я такой. Кроме смелости, нужно время, а где его взять, когда столько отчётов не заполнено и тетрадей не проверено.

2. Субординация, или Соблюдение принципа подчиненности

Субординация – это иерархия власти. Понятие применимо к любой организации, включая коммерческие. Соблюдение субординации – это соблюдение преемственности власти и отдача распоряжений только своему непосредственному подчиненному. Нарушение субординации – приказ подчиненному, который находится ниже по служебной лестнице больше чем на один уровень.

Этому принципу сотни лет. Еще в Средние века бытовало такое утверждение: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Суть вреда при нарушении субординации:

? подрыв системы власти – подчиненный оказывается в режиме двойного подчинения: он одновременно получает указания (которые могут противоречить друг другу) от двух начальников. Это позволяет ему не отвечать за результаты работы, а иногда и вообще ничего не делать, ссылаясь на противоречивые указания как на оправдывающую его причину;

? побочным негативом является то, что вы без ведома руководителя распоряжаетесь его людьми и тем самым срываете выполнение его планов и подрываете основы его власти внутри его подразделения;

? нарушение субординации обязательно вызывает негативные эмоции у того руководителя, чьи права были нарушены.

Нарушение правила допустимо только в критических ситуациях и только при соблюдении особой процедуры:

? кроме самого приказания нужно дать подчиненному дополнительный приказ: при первой же возможности известить своего непосредственного начальника о том, что он получил этот приказ (если связь с его начальником есть, то лучше не нарушать субординацию, а отдать приказ через начальника; раз отдаем приказ через подчиненного, значит, пока связи нет, но когда-то же она появится?);

? впоследствии желательно поинтересоваться у этого начальника, доложил ли ему его подчиненный о том, что получил этот приказ.

Такая процедура позволяет избежать большинства негативных последствий, не обременять самого руководителя хлопотами и создать возможность для управляющих воздействий в будущем. Любые другие действия ухудшают ситуацию или навлекают на самого руководителя дополнительные хлопоты и ответственность.

Например, нельзя даже из лучших побуждений принимать на себя обязанность найти и проинформировать подчиненного руководителя о том, что вы нарушили субординацию и распорядились кем-то из его подчиненных. Потому что таким образом вы создаете риск непроизвольного нарушения правила. А вдруг вас отвлечет что-то важное и вы забудете ему сообщить? Тогда вы сами превратите себя в нарушителя. Даже если и не забудете, зачем обременять себя еще одной заботой? Руководитель должен принимать решения так, чтобы количество его хлопот уменьшалось, а не увеличивалось. Описанная же процедура позволяет принять решение и забыть о нем, возложив все хлопоты на самого подчиненного. Кроме того, мы оставляем для себя возможность потом при желании проверить, доложил ли подчиненный начальнику о вашем приказе.

При любом результате проверки мы выигрываем. Если доложил – мы обращаем внимание своего подчиненного на то, какой у него хороший начальник, который тщательно соблюдает субординацию и следит за соблюдением его прав как подчиненного. Если не доложил, то мы в глазах подчиненного снимаем вину с себя и перекладываем ее на недоложившего подчиненного, который теперь обязательно поплатится и за то, что не доложил, и за то, что этим «подставил» его перед вами.

В обоих случаях подобная процедура дополнительно проверяет работу управленческой вертикали.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Полное собрание материалов по теме: правила субординации на работе от специалистов своего дела.

Под таким понятием, как субординация на работе, понимают свод правил делового этикета, функция которого – установить взаимоотношения среди сотрудников коллектива. Данным понятием обозначается регламент общения как с вышестоящими руководителями, так и среди подчиненных. Субординация ассоциируется с уважением начальственного авторитета, выполнением приказов, культурой и проявлениями личной инициативы, а также занятием каждым работником определённой ниши.

Почему субординация на работе так важна

В наши дни ведется много разговоров на тему делового партнерства, позволяющего любому сотруднику стать единым членом коллектива. Это в конечном итоге укрепляет корпоративную культуру и помогает решать общие задачи. Функция партнерства – проработка важных целей и путей их достижения. Благодаря субординации обстановка в коллективе остаётся здоровой, оказываются исключены проявления фамильярности, конфликтов, оскорблений и пренебрежительного обращения.

Чем же регламентированы правила субординации? Если таковых официально установленных норм на предприятии нет, рабочий процесс может быть дезорганизован. Любой из сотрудников имеет право на информацию о том, кто способен (более того – обязан) дать ему необходимый совет, от кого следует ждать распоряжений, а чья обязанность – подчиниться. Если структура достаточно большая, без четкой регламентации не обойтись. В таких случаях, как правило, бывают прописаны принципы подчинения одних подразделений другим. Документы, регламентирующие принципы субординации – конкретные приказы и инструкции, а также устав организации.

Какой она бывает

Служебные взаимоотношения могут быть вертикальными и горизонтальными. Что имеется в виду? Названия говорят сами за себя. Первые (вертикальные) – отношения сверху вниз (начальник – подчиненный) и снизу вверх (сотрудник – руководитель). Говоря о них, по умолчанию подразумевают подчинение приказам высшего руководства.

Настоящий начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом. Ведь случаются ситуации некорректного поведения и со стороны сотрудников по отношению к руководителю. Выражаться это может в подшучивании или неуместном категоричном тоне.

Подобная фамильярность выходит работникам боком. Регулярно нарушающие принципы субординации – обычно первые кандидаты на сокращение штатов. Со своей стороны, руководитель, вникающий в личные проблемы подчинённых, способный делиться с ними переживаниями частного характера, прощающий необязательность и недисциплинированность, ведет себя недальновидно и в конечном итоге теряет положенный по должности авторитет.

Начальник всегда прав?

Но, разумеется, во всём хороша мера. Многие современные руководители страдают как раз обратными качествами – не стесняются вести себя высокомерно или обращаться с подчиненными с нескрываемым презрением. Разумеется, оздоровлению рабочей обстановки все эти крайности никак не способствуют.

Чрезмерно авторитарному стилю руководства сопутствует сниженный уровень инициативы работников. Когда от начальства идет лишь постоянный поток команд, распоряжений и приказов, подчиненные автоматически перестают интересоваться сутью производственного процесса и бывают сосредоточены лишь на слепом (порой формальном) выполнении пунктов инструкции. При возникновении внештатных ситуаций ответственности от них ждать не приходится, как и правильного решения, не подкрепленного приказом руководства.

Гибкий стиль взаимодействия с подчиненными гораздо продуктивнее. Руководитель вполне может позволить себе некоторые отступления от правил в тех ситуациях, когда требуется выслушивание независимой точки зрения. Именно на такой случай проводятся совещания и мозговые штурмы, когда решение бывает принято путем приложения совместных усилий, и оптимально прорабатывается план дальнейших операций.

Как общаться с равными

Под горизонтальными взаимоотношениями понимаются такие, которые характерны для общения сослуживцев одного уровня в собственной среде. Сюда же относятся и те, что складываются между руководителями, равными по должности. Это – субординация между коллегами одной “весовой категории”. Горизонтальные отношения строятся на принципах партнерства и равноправия. Постулаты корпоративной этики основаны на доброжелательных взаимодействиях в рабочей среде, справедливом распределении нагрузки.

Попытки принижения и постоянной беспредметной критики сослуживцев неприемлемы. Любой сотрудник, исповедующий данную линию поведения, рискует безвозвратно испортить отношения в коллективе. Да и не каждый из руководителей станет терпеть в рабочей среде склочника.

Не секрет, что в любом коллективе порой встречаются случаи попыток перекладывания сотрудниками собственных обязанностей на плечи коллег, используя, к примеру, дружеские отношения. Но бездельника на рабочем месте рано или поздно всё равно вычисляют и наказывают как в дисциплинарном, так и в денежном смысле.

Когда заместитель директора не у дел

Какие самые частые ошибки можно привести в качестве характерных примеров нарушения принципов субординации? Одна из них – наиболее распространённая – подача распоряжений подчинённому вышестоящим руководством в обход того, кто является непосредственным начальником последнего. Например, начальник цеха пытается давать указания рабочим, минуя мастера или бригадира. Таким образом авторитет главы подразделения может быть значительно снижен, и работники перестают воспринимать его всерьез.

Подобная ошибка ведет к разбалансировке управляемости всей корпоративной системы. Директор не должен включать в круг своих многочисленных обязанностей дополнительную нагрузку, касающуюся руководства персоналом. Задача контроля выполнения его поручений – дело другого сотрудника.

Другая опасность – то самое контролирующее звено (непосредственный начальник или заместитель директора) порой грешит самоуправством и требует организации рабочего процесса на собственный вкус. Во избежание недоразумений полномочия его должны быть сразу же четко оговорены. Опасность в том, что главный руководитель может и не знать всех тонкостей ситуации. В упомянутом выше примере начальник цеха поручает мастеру участка лишь четко оговоренный и закрепленный служебной инструкцией функционал.

О грубости и бестактности

Если критиковать начальника за его спиной, такое поведение не только нарушает субординацию, но и является откровенно неэтичным. Такая критика рано или поздно дойдет до ушей руководства. А больше всего рискуют те, кому “хватает ума” подчеркнуть некомпетентность начальника в случае возникновения публичного конфликта. Подрыва собственного авторитета руководство, как правило, не прощает никому.

К числу наиболее бестактных и грубых нарушений субординации относятся и попытки критиковать не служебные, а личные качества сотрудников. Здесь же – и грубый тон в высказанных отрицательных оценках проделанной работы, что во всех без исключения случаях производит тягостное впечатление.

Критикуя сотрудника или подчинённого, важно придерживаться стремления улучшить работу как его лично, так и всей организации. В попытках обсуждать поведение не должно прослеживаться стремления унизить или продемонстрировать власть.

Порой в больших и маленьких коллективах субординация на работе, как и этика делового общения, отсутствуют напрочь. Особенно грешат этим небольшие структуры, где все друг друга знают достаточно хорошо. Обращение на “ты” не всегда уместно в деловой среде, размывает грани между начальством и подчиненными, а младшему по должности в такой атмосфере трудно воспринимать руководство в истинном свете. У него снижается мотивация к безоговорочному выполнению указаний.

Чего следует опасаться

Какие последствия несет в себе несоблюдение субординации на работе? Все проявления панибратских отношений с начальством, отсутствие выполнения его указаний, некорректная критика, так или иначе, сказываются на деловых устоях предприятия и заметно снижают авторитет руководства. В качестве последствий в таких корпорациях можно наблюдать разгул дисциплинарных мер воздействия в виде выговоров, замечаний, лишений премиальных и т. п. Ну а крайней мерой расплаты за погрешности против субординации служит увольнение.

Знания тонкостей делового общения — важная деталь взаимодействия с партнёрами, подчинёнными и начальством. Чтобы не допустить промахов в общении и повысить эффективность диалога необходимо придерживаться субординации в деловых отношениях. Правила делового этикета применимы к трём плоскостям общения: начальник — подчинённый, подчинённый — начальник, партнёр — партнёр (сотрудник — сотрудник). В сегодняшней статье мы рассмотрим все плоскости, подробно остановимся на субординации на работе и в бизнесе.

Начальник — подчинённый

Отношение к руководителю зависит от ряда факторов, включая установленные нормы рабочего процесса и поддержание авторитета начальника. Для правильно поставленной субординации необходимо грамотно определить служебную дисциплину компании, этику общения с руководителем, установить рамки распоряжений для своих сотрудников. Когда персонал не уведомлен о порядках и нормах делового общения, в коллективе появляется дискомфорт, люди чувствуют неудобство при общении с начальником, не знают как воспринимать его слова (как просьбу или приказ), не проявляют инициативу. Именно поэтому каждый сотрудник с момента прихода должен быть ознакомлен с нормами деловых и рабочих отношений.

Обратите внимание на подборку советов в деловых отношения руководителя и сотрудника.

  • В случае невыполнения сотрудником Вашего распоряжения нужно напомнить ему о том, что Вы ждёте результата, иначе он решит что задание забыто, и не станет его выполнять. Подобные замечания дают понять сотруднику всю серьёзность данного ему распоряжения и возможные последствия невыполнения обязанностей.
  • Критика сотрудника должна касаться его действий и поступков на работе. Личные оскорбления и унижения не должны присутствовать в разговоре с подчинённым.

Руководитель не должен оскорблять и унижать своего подчинённого

  • Недопустимо давать советы личного характера своему подчинённому. Не забывайте о том, что ответственность за результат будет на Вас.
  • Чтобы не случилось, подчинённые не должны замечать страха и паники в действиях и словах руководителя. Иначе авторитет будет серьёзно подорван.

Сотрудники не должны видеть страх в глазах своего начальника

  • Цените труд своих сотрудников. Вознаграждение за выполненное задание должно соответствовать количеству затраченных сил и времени.
  • Не скупитесь на похвалу сотрудника. Если он проделал хорошую работу он должен получить не только финансовое, но и моральное вознаграждение. Работник должен понимать, что его труд был оценён руководством.

Сотрудник должен понимать, что его труд оценен, поэтому не забывайте объявлять благодарность и хвалить работников

  • Давайте распоряжения исходя из двух факторов: конкретной сложившейся ситуации и характера подчинённого. Некоторые сотрудники сразу приступают к выполнению поручений, ответственно подходят к работе, других нужно контролировать и следить за результатом.

При общении с подчинёнными изначально нужно выбрать форму поручений, будь то приказ, просьба, рекомендация или вопрос к размышлению. Приказы отдаются либо в случае критической ситуации, требующей немедленного исполнения, либо при общении с недобросовестным работником, который не понимает других форм указаний. Просьба используется в стандартной ситуации, выражается в доброжелательности и доверии руководителя. В случае с просьбой сотрудник может предлагать свои варианты решения проблемы, высказывать мнение о сложившейся ситуации. Подобное поведение сотрудника недопустимо при получении приказа, который не может обсуждаться и исполняется без промедлений. Просьба от приказа отличается эмоциональной подачей, строгостью в голосе.

Если руководитель ставит вопрос к размышлению, значит он ждёт обратной связи, хочет создать обсуждение проблемы. Таким образом руководители выявляют инициативных работников, которые в последствии будут решать озвученную задачу или проблему. Рекомендации даются руководителем с целью помочь подчинённому быстрее найти решение задачи, однако они могут быть не исполнены сотрудниками.

Начальник не должен допускать панибратских отношений с коллективом. Его работники выполняют функции также как и люди вне компании, которым мы платим за проделанную работу. Если отношения строятся по принципу «я плачу деньги — ты делаешь свою работу», то бизнес обычно двигается вперёд.

Руководитель не должен вставать на место подчинённых, вникать в их проблемы и спускать с рук нарушения, иначе персонал просто сядет ему на голову.

Подчинённый — руководитель

Отношения с начальником нужно также уметь выстраивать, как отношения начальника с подчинённым. Ведь от того насколько правильно сотрудник придерживается норм деловых отношений будет зависеть его дальнейшая карьера. Неумелые действия и заискивание перед руководителем могут оттолкнуть его от подчинённого, заставят его сделать негативные выводы о сотруднике. Поэтому приведём несколько примеров, показывающих правильное и ошибочное поведение в общении сотрудника с начальником.

  • Старайтесь способствовать созданию положительной атмосферы среди коллектива, ведь руководитель стремится сплотить персонал, настроить командную работу компании.
  • Свою позицию и предложения по работе необходимо высказывать тактично и вежливо, руководитель не потерпит наглые замечания в свою сторону. Используйте фразы: «Позвольте отметить…», «Как Вы отнесётесь к следующему предложению…», «А могли бы мы попробовать такой вариант…».

Свои предложения сотрудники должны озвучивать деликатно и тактично

  • Нельзя давать односложные ответы и разговаривать с начальником категорическим тоном. Руководитель может посчитать, что сотрудник к нему относится с негативом, а такие люди в коллективе не задерживаются. Первыми под сокращение попадают именно неразговорчивые и вечно недовольные подчинённые.
  • Нужно избежать прыжков «через голову» непосредственного руководителя, за исключением срочных и экстренных случаев. Такое поведение будет расценено непосредственным начальником как неуважение и сомнение в его профессионализме. Таким образом сотрудник подрывает авторитет начальника перед всем коллективом, что может послужить поводом для выговора и штрафа.
  • Нельзя входить в кабинет начальника без стука, а также не посещать его если начальник с кем то общается. Этот разговор может быть важным, а Вы можете помешать.

Между руководителями

Деловые отношения могут выстраиваться и горизонтально, например между двумя руководителями. На деловой встрече необходимо придерживаться следующих правил.

  • Говорите ясно и по существу, не нужно начинать разговор с шуток и ненужных проявлений интереса к здоровью и делам партнёра. В России встречи могут длиться несколько часов из-за некорректности поставленной цели беседы. Многие деловые люди отрицательно относятся к пустым диалогам, потому что дорожат своим временем.
  • Используйте в разговоре факты и цифры, это позволит привлечь внимание партнёра, сконцентрирует его внимание на диалоге.
  • Если собеседник начинает вести себя агрессивно сохраняйте спокойствие, это позволит понизить градус недовольства.
  • Предлагайте заготовленные пути решения проблемы, Ваша инициатива может быть оценена партнёром. Так Вы сможете показать уровень владения информацией и компетентность в вопросе.

Предлагайте свои пути решения проблемы, партнёр обязательно оценит инициативу

  • Старайтесь не отвечать на телефонные звонки, это может показаться неуважительным со стороны собеседника.
  • Обменивайтесь визитными карточками, это подчёркивает Ваш статус и позволяет сохранить контакт необходимого человека.
  • В телефонном разговоре обязательно спросите собеседника, может ли он разговаривать в данный момент.
  • Не используйте бранные слова при деловом разговоре, это характеризует руководителя как некультурного и малообразованного человека. С подобным контингентом людей стараются не иметь ничего общего в бизнесе.

Между коллегами

Найти контакт и выстроить правильное общение с коллегами также является важной задачей. Существуют сотрудники, которые благодаря хорошим отношениям перекладывают свои обязанности на товарищей, или стараются показать других в невыгодном свете перед начальством. Чтобы избежать проблем нужно грамотно поставить общение со своими коллегами.

  • При выполнении общего задания в равных частях разделите обязанности, если этого не сделал руководитель. Это поможет избежать появления «трутней», которые не будут приносить пользу в работе.

Разделяйте обязанности между коллективом поровну, чтобы никто не отлынивал о работы

  • Старайтесь избегать пересечения рабочих контактов и перехвата клиентов своих коллег. Это обязательно приведёт к конфликту и испортит отношение с коллегами. В дальнейшем работать в напряжённой обстановке будет сложно.

Переманивание клиентов обязательно приведёт к конфликту внутри коллектива

  • Не обещайте того, чего не сможете сделать. Если коллега Вас о чём-то просит (подмени меня завтра, помоги в решении проблемы), то сначала убедитесь, что Вы сможете ему помочь, и только потом давайте ответ.
  • Старайтесь избегать личных тем, работа не место для душевных бесед.
  • Не стоит самореализовываться за счёт коллег. Начальник этого может не оценить, а отношения с коллегами будут испорчены навсегда.

Последствия несоблюдения

Субординация является способом определения ответственности каждого служащего, от сотрудника до директора. Просто ответственность у каждого разная, рядовые сотрудники рискуют лишь своим рабочим местом, а директор компании своим именем, репутацией и средствами. Чем выше ответственность человека, тем больше он будет требовать со своих подчинённых. Ни одна успешная компания не может существовать без субординации и её соблюдения, на ней выстроена горизонталь и вертикаль власти.

Последствия за несоблюдение субординации зависят от того, насколько сотрудник пренебрег отношениями со своим руководством. Во-первых, это замечание от руководителя. Если сотрудник единожды нарушил нормы делового этикета и субординации, то он чаще всего получает замечание от своего начальника с указанием на его неверные действия. После замечания руководитель обычно внимательно следит за работой своего подчинённого, поэтому необходимо быть внимательнее, чтобы не дать повод для выговора.

Выговор сотруднику выносится за дисциплинарный проступок или систематическое нарушение трудовой дисциплины компании. Выговор может быть простым или строгим с занесением в личное дело. Выговор никак не отражается в трудовой книжке, но может стать причиной увольнения по статье.

Увольнение — самая крайняя мера за несоблюдение субординации. Обычно увольнение предлагается написать по собственному желанию, но если сильно огорчить начальство, то возможно увольнение по статье, за систематическое нарушение трудовой дисциплины и неисполнения прямых обязанностей. Такая отметка в трудовой книжке может кардинально повлиять на дальнейшую карьеру, или поставить на ней крест.

Построение деловых отношений в организации и за её пределами необходимо для эффективной работы бизнеса. Целью этических нормативов является установление рабочей атмосферы, в которой все понимают друг друга, относятся с уважением и доверием. Если предприниматель дорожит репутацией своей компании, то он обязан стремиться к утверждению этических стандартов как в работе с сотрудниками организации, так и с партнёрами по бизнесу.

  • Сергей

(5 голосов, среднее: 3.4 из 5)

Субординацией называют служебные отношения, построенные по принципу иерархичности и направленные на поддержание дистанции между начальником и подчиненным. Грамотное соблюдение субординации в деловых отношениях не только не мешает эффективному взаимодействию, но и способствует поддержанию рабочей атмосферы в офисе.

Принципы соблюдения эффективной субординации

Роль субординации заключается в создании рабочей атмосферы,

Чтобы субординация не превратилась в авторитарный стиль правления со стороны руководителя и не выглядела как чинопочитание со стороны подчинённого, необходимо понимать те ключевые принципы, которые лежат в её основе.
уважительность, тактичность: самый лучший способ поддерживать дистанцию на рабочем месте – быть уважительным по отношению к сотруднику, коллеге, начальнику; умение быть тактичным создаёт психологический комфорт в общении и в то же время не допускает панибратства,
иерархичность – в крупных организациях выстраивается несколько ступеней иерархии: распоряжение даётся строго вниз на одну ступень, по такой же схеме поднимаются и запросы к начальству, иными словами, пропускать уровни иерархичности нежелательно,
принцип эмоциональной нейтральности касается ровного и одинакового отношения ко всем подчинённым и начальникам без оглядки на пол, возраст, уровень подчинения или главенства, значимость или роль в коллективе,
принцип ограниченной доступности: руководителю важно быть доступным для подчинённых, однако этот доступ должен быть ограничен (например, строгими временными рамками – часами приёма, наличием секретаря или иным способом).
Роль субординации заключается в создании рабочей, спокойной атмосферы, при которой авторитет руководителя опирается на два равнозначных начала: уважительность и дистанция.

Правила поведения руководителя для поддержания субординации

Психологический климат в коллективе зависит от равного и ровного отношение ко всем сотрудникам

Все правила основываются на четырёх принципах и, естественно, могут быть дополнены в зависимости от индивидуального стиля работы начальника, сферы деятельности и психологического климата в коллективе.
Формулирование правил, их чёткое соблюдение и контроль за их выполнением всеми коллегами и подчинёнными.
Рационалистическая позиция по отношению к сотруднику: выполнение работы – результативность – оплата труда. Руководитель всегда нанимает сотрудника и оценивает его деятельность только с точки зрения её практической ценности и выгоды для общего дела.
Ответственность за коллектив и отстаивание его интересов перед вышестоящими структурами.
Требовательное, но справедливое отношение к исполнению обязанностей подчинёнными: максимальная эффективность возможна только в том случае, если каждый в коллективе знает, что его промахи будут замечены и наказаны, а находки – высоко оценены.
Соблюдение иерархии при распределении обязанностей и распоряжений: только строго на одну ступень ниже.
Демонстрация уверенности в собственной правоте и постоянного контроля за ситуацией: излишнее сомнение или неуверенность в собственной позиции воспринимается сотрудниками как слабость.
Равное и ровное отношение ко всем сотрудникам, которое всегда связано с самостоятельностью каждого члена коллектива и распределением ответственности между ними.
Умение поощрить сотрудников не только материально, но и психологически. При этом достижение отдела, структурной единицы – победа и каждого члена коллектива без необходимости уточнения конкретных имен (и тем более – роли руководителя).
Критика возможна только в адрес выполненной работы. Советы личного характера также недопустимы.
Обращение к сотрудникам в форме на «Вы».

Демократичный метод руководства допускает более тесное общение с подчиненными

Важно понимать! Руководитель имеет возможность выбрать меру строгости при соблюдении субординации: это может быть авторитарный стиль, при котором нет различия, в какой момент происходит общение, или более свободная, демократичная форма, когда в кофейне или буфете, на корпоративной вечеринке или в совместной деловой игре дистанция между ним и подчинёнными может уменьшаться.

Правила поведения для подчиненного

Стук в любую дверь офиса сейчас воспринимается как демонстрация неуверенности

Задача подчинённого – осознать правила, принятые в коллективе, и добросовестно их исполнять. Если какое-либо правило неприемлемо, то своё несогласие лучше озвучить руководителю изначально (для пояснения, мотивировки или его корректировки) или отказаться от работы в данном коллективе. Если правила основываются на четырёх основополагающих принципах, то их исполнение не будет столь уж невозможным. Главное помнить…
Профессиональный подход к выполнению обязанностей – залог успешной работы в любом коллективе и при любом начальстве.
Самостоятельность и собственная взвешенная позиция при обсуждении вопросов редко сочетаются с категоричным тоном и желанием навязать свою позицию.
Поиск конструктивных решений для всего коллектива – цель совещаний сотрудников, демонстрация постоянного согласия или перманентного несогласия говорят о непрофессионализме сотрудника.
Уважительность – это в первую очередь умение поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, а также преданность и надёжность не только руководителю, но и всему коллективу в целом.
Дополнительная ответственность повышает и права работника: если руководитель наделяет подчинённого новыми обязанностями, то спокойно отреагирует и на его деликатные вопросы о новых возможностях и правах.
Есть и стереотипы поведения неуверенного сотрудника: страх нарушить субординацию нередко превращается в неадекватное чинопочитание и боязнь начальника.
Соблюдение конкретных правил делового этикета упростит подчинённому соблюдение субординации и не вызовет психологического дискомфорта.

Кто подает руку при приветствии первым?

Слова приветствия подчинённый произносит всегда первым, а руку подаёт начальник в том случае, если посчитает нужным или уместным.

Стучаться или нет?

Однозначно – нет. Стучаться в кабинет руководителя – дурной тон. Тем более, если назначены часы приёма или в приемной начальника есть секретарь. Стук в любую дверь офиса сейчас воспринимается как демонстрация неуверенности или ещё хуже – подозрительности, что коллеги на рабочем месте заняты чем-то незаконным.

Можно ли садиться в кабинете руководителя?

Можно. На аудиенции – после приглашения вышестоящего лица. На совещании – без специального приглашения.

Вставать или нет?

Есть три случая, когда подчинённому уместно встать из-за рабочего стола при встрече с руководителем.

  1. При знакомстве и приветствии руководителя в качестве нового шефа.
  2. Рабочим утром – первый раз в день, если у начальника есть привычка специально приветствовать работников и заходить в их кабинеты.
  3. При встрече делегации, важных гостей в офисе.

Правила субординации не просто регламентируют поведение в офисе или любой деловой обстановке, но упрощают взаимодействие между работником и руководителем. В сочетании с достоинством, тактом и уважительностью к человеческой личности они сделают любую деловую коммуникацию комфортной и конструктивной.

Субординация в деловых отношениях: что это и зачем

Возможно увольнение Помните, что даже если сотрудник незаменим, и при этом позволяет себе вольности по отношению к коллегам и начальству, нужно все равно применить к нему те или иные меры наказания, вплоть до увольнения. Начальник – лидер в коллективе, он и должен контролировать соблюдение субординации.

Последствия несоблюдения правильных трудовых взаимоотношений зависят от того, насколько сильно подчиненный отступил от субординации по отношению к начальству. Одноразовое нарушение норм будет наказано посредством устного замечания и лишения премии, а вот дисциплинарный проступок или регулярное пренебрежение субординацией может закончиться строгим выговором. Выговор не заносится в трудовую книжку, однако может вполне считаться основанием для увольнения.

Естественно, другое руководство тоже имеет право это совершать, но исключительно в присутствии и при согласии непосредственного руководства. Часто в различных компаниях это правило забывается. К сожалению, часто еще происходит такое, что начальство не дает четких распоряжений подчиненным, из-за чего у тех складывается впечатление, что директор сам не знает, чего хочет.

Помните, что хороший начальник всегда точно дает понять, какие именно задачи нужно выполнить, а также ясно назначает сроки для их выполнения. И, конечно же, самая главная ошибка заключается в том, что иногда начальство выходит за рамки деловой субординации, и осуждает не качество той или иной работы, а характер или даже внешность подчиненного. Такое поведение недопустимо, оно совершенно убивает рабочую атмосферу в коллективе и унижает личное достоинство подчиненных.
Бизнес юрист Субординация в деловых отношениях: что это и зачем Субординация—это служебные отношения, которые построены по иерархическому принципу. Они нужны для соблюдения определенной дистанции между подчиненным и начальством.

Грамотная и правильная субординация положительно сказывается на продуктивности, и помогает поддерживать хорошую рабочую атмосферу в компании. Субординация в деловых отношениях работает в обе стороны, так как не только подчиненные должны слушать и уважать руководство, но и начальство должно быть тактичным и вежливым, даже тогда, когда оно недовольно работой сотрудников и делает им замечания.

Выговор водителю за несоблюдение субординации агресивную езду без

Увольнение по статье может сильно сказаться на дальнейшей карьере, так как другие работодатели не захотят брать в свою фирму сотрудников, которые склонны к нарушениям трудовой дисциплины. Если субординацию не соблюдает само руководство, то подчиненные должны пожаловаться в вышестоящие инстанции, тогда к нему будут приняты те же самые меры наказания. Рекомендации по субординации Существует несколько рекомендаций касательно того, как необходимо вести себя для того, чтобы не нарушать субординацию:

  1. Нужно избегать наглых и грубых замечаний в сторону начальства. Если вы с ним не согласны или у вас есть предложения, то высказывать их нужно в вежливой форме.
  2. Не будьте слишком категоричными при общении с начальством, не отвечайте ему односложно.

Основные советы для руководителя:

  • Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его.

    Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.

  • Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
  • Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
  • Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность.

    Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.

  • Важно ценить своих лучших сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *