Словесный товарный знак

Всё о товарном знаке: виды, понятия, определения

Наличие товарного знака (ТЗ) приравнивается к знаку качества и служит эффективным маркетинговым инструментом, обосновывающим высокую цену и популярность. О вышесказанном знали ещё в седую старину. В качестве примера стоит назвать:
— подписи, 3000 лет назад поставленные ремесленниками Индии на собственных произведениях ;
— лакомый кусочек для подделки – клеймо EVCARPI, STROBILI и многие другие от римских мастеров .

В заботе о придании индивидуальности, нуждаются не только конкретные товары (результаты материального производства), но и услуги. Таким образом, современный потребитель сталкивается не только с товарными знаками, но и знаками обслуживания. Согласно законодательству, оба понятия абсолютно идентичны по правам и особенностям практического применения. Что касается термина «торговая марка», то в отличие от западных стран, на территории нашего государства и ближнего зарубежья, — это выражение приемлемо только в быту (но не на законодательном уровне). Также не стоит путать товарный знак с логотипом (оригинальное начертание) или брендом (комплекс представлений, ассоциаций, ценностных характеристик).

Разновидности товарных знаков

Если мы милую узнаем по походке и т.д., то индивидуализацию продукта обеспечит товарный знак, представленный такими категориями:

1. Словесный, имеющий вид шрифтовой комбинации из букв, цифр, названий, девизов и слоганов. Притом, для этой роли подойдут, как известные слова, так и созданные искусственно (придуманные термины, аббревиатуры).

2. Изобразительный знак, состоящий из рисунков и прочих объектов графического вида.

3. Комбинированное обозначение может сочетать в себе элементы словесного и изобразительного варианта.

4. Звуковой вариант, представленный комбинацией звуков и мелодий, позволяющих идентифицировать те или иные товары конкретного производителя.

5. Трёхмерный знак, включающий форму, цвет, материал и др. характеристики, присущие товару или его упаковке.

Кроме того, любой из заявителей вправе рассчитывать на защиту ТЗ в конкретном цветовом решении, указанном в заявке. Помимо перечисленных разновидностей, увеличивается популярность неизвестных ранее ТЗ:
— в виде голограммы, меняющейся в соответствии с углом обзора (на кредитных картах);
— обонятельные знаки.

При наличии различительных особенностей и отсутствии повода для введения потребителя в заблуждение, товарный знак имеет право на существование. В качестве примера стоит назвать знаки разных категорий, достигшие пика успешности:
— обозначения произвольного и вымышленного характера (Apple, Sega, Visa) ;
— использование имён (Lee, Gucci, Shell) ;
— слоганы — «Золотая рыбка отдыхает»;
— знаки-цифры – 212;
— символы, картинки — эмблема верблюда в товарном знаке Camel ;
— включающие элементы — эмблема Motorolla с буквой М в круге
— фирменная мелодия звонка телефонов Nokia;
— аббревиатуры — KFC .

Секреты разработки товарного знака

Цель разработки товарного знака – сделать его узнаваемым и запоминающимся, способствующим продвижению конкретных товаров на рынке. Для выполнения этого задания необходимо:

— определиться с будущими целями и охватом доли рынка;
— сосредоточиться на конкретных элементах, отсеянных для формирования знака;
— анализ предварительно созданных разработчиками нескольких вариантов;
— поиск совпадений по базе Роспатента (определение целесообразности дальнейшей работы);
— выбор и утверждение подходящего обозначения.

Право на товарный знак

Независимо от характерных особенностей и типа разработанного обозначения, оно приобретает юридическую силу и эксклюзивные права только в результате получения Свидетельства на ТЗ. Хоть и Закон не запрещает использование незащищённого ТЗ, но и не рассматривает этот факт, как основание для борьбы за свои права. Защитить нематериальную собственность удаётся только с соблюдением специальных законодательных норм. Притом, соответствующая процедура производится государственной службой, специализирующейся на вопросах интеллектуальной собственности и располагающей соответствующими полномочиями. У нас таким органом является ФИПС.

Подтверждение государственной регистрации

Процедура регистрации разделяется на несколько этапов:

1. Определение класса ТЗ (в соответствии с классификацией МКТУ, включающей 45 классов). Сколько их будет указано в заявке – зависит от широты и разнообразия спектра деятельности заявителя. Притом, количество классов сказывается на увеличении стоимости регистрации.

2. Предварительная проверка на сходство с аналогами, защищёнными ранее полученным свидетельством или заявленными на регистрацию. Не вхождение в перечень обозначений, которые не могут служить в качестве ТЗ (ст. 1483 ГК РФ). Кроме того, не допускается введение потребителя в заблуждение, использование обозначений, указующих на товары из всеобщего употребления (ксерокс, термос, макинтош и т.д.). Основным требованием является наличие различительных особенностей.

3. Подготовка и подача заявки и дополнительных материалов в соответствующий орган.

4. Рассмотрение заявительных материалов, включающее экспертизы (формальную и по существу).

5. Вердикт Роспатента, в результате которого выдаётся свидетельство, подтверждающее регистрацию ТЗ, или выносится отказ.

6. Постановка ТЗ на бухгалтерский и налоговый отчёт.

Притом, в большинстве стран, право получения защиты зависит от внесения информации о ТЗ в специальный реестр.

Виды товарных знаков для регистрации

1. Коллективный ТЗ, право владения которым принадлежит ассоциации, группе предприятий. С выполнением законной процедуры регистрации, пользоваться этим обозначением могут все участники этой группы. ТЗ служит не только индивидуализации конкретных товаров и услуг, но и преследует информативную цель. С его помощью, потребитель узнаёт о свойствах промаркированной продукции. Относительно коллективных ТЗ, защиту обеспечит большинство государств. В РФ по этот вопрос регламентируется ст. 1510 IV части ГК РФ.

2. Общеизвестный ТЗ основывается на ст. 1508 IV части ГК РФ. Главные акценты здесь ставятся на широкую известность, обоснованную особой интенсивностью использования. Вердикт по поводу признания того или иного ТЗ общеизвестным, выносится органами исполнительной власти по ИС. В этом случае, защита является бессрочной, не ограниченной никакими временными рамками.

Обязанности по обеспечению охраны общеизвестных ТЗ, готовы взять на себя, как законодательства ряда стран, так и Парижская конвенция, Соглашение ТРИП. С принятием подобных мер, пресекается деятельность, в основе которой лежит введение потребителя в заблуждение посредством пользования знаками, предельно схожими с общеизвестными.

Чтобы причислить тот или иной знак к категории общеизвестных, прибегают к оценке специального перечня факторов (репутация знака у потребителя, географическая распространённость, срок действия, уровень известности).

Использование товарного знака

В результате успешной регистрации ТЗ, завершившейся получением Свидетельства, правообладатель получает целый набор эксклюзивных прав:

— использование в гражданском обороте для тех классов товаров и услуг, в соответствии с которыми проводилась регистрация;
— запрет на использование ТЗ третьими лицами;
— восстановление справедливости через СИП, ППС, таможенные и арбитражные органы.

Но исключительное право обладания носит территориальный характер, т.е., охранные функции действуют на территории того государства, где получено Свидетельство.

Индивидуализация товарным знаком

Индивидуализации продукции товарным знаком осуществляется таким образом:

— посредством маркировки собственных товаров, упаковок и этикеток;
— нанесение товарного знака на документацию;
— использование с рекламными целями;
— привлечение внимания потребителя через использование в глобальной сети.

Что не может контролировать правообладатель:

— упоминание ТЗ, не имеющее рекламных целей;
— использование ТЗ по предварительному согласию законного владельца;
— судьбу упаковки проданного товара;
— частные случаи использования ТЗ, лишённые коммерческих целей.

Длительность правообладания

В результате полученного свидетельства, владелец этой интеллектуальной собственности получает право исключительного пользования на период в 10 лет. Притом, привлекательный для потребителей ТЗ разрешается многократно продлять на тот же срок. Для выполнения этой процедуры потребуется заявление от правообладателя и оплата специальной пошлины. Возможностью продления стоит воспользоваться и в надежде на развитие и популяризацию.

Как дать знать, что знак находится под охраной

Третьи лица моментально осознают отсутствие выгоды в использовании охраняемого ТЗ, если рядом с ним стоит маркировка в виде латинской буквы R, вписанной в окружность. Чаще всего, такой значок проставляется сверху слева от ТЗ. Правда, вполне законным считается и его расположение в любом другом месте. Кроме того, на территории РФ вполне приемлемой считается надпись «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Кроме того, согласно ст. 5D Парижской конвенции, в качестве уведомления используются такие знаки:

— ТМ (trademark);
— SM (service mark);
-«зарегистрированный знак»;
— «Registered Trademark»;
— «Trademark»,
— «Marca registrada»;
— «Marque deposee».

Разумеется, никто не обязывает владельцев ТЗ ставить подобную маркировку. Этим поступком, совершённым по доброй воле, правообладатель предостерегает третьих лиц от правонарушения и бессмысленных трудозатрат. Но в целом ряде зарубежных стран, один из таких значков даёт понять, что заявка относительно этого обозначения уже подана.

Особенности классификации товарного знака

Существует целый ряд признаков, позволяющих классифицировать ТЗ:

1. В соответствии с объектом выделяют такие знаки: товарный знак фирмы; обозначение той или иной продукции.

2. Согласно форме подачи информации: слова или комбинации слов; сочетания из букв; цифры; изображения и конструкции объёмного характера; графический рисунок; смешанный вариант.

3. По признаку собственника: указание на принадлежность индивидуальному предприятию, определённому собственнику; принадлежность к группе организаций.

Защитить свои услуги либо товары от недобросовестных конкурентов поможет товарный знак. Примеры логотипов можно «подсмотреть» у других компаний, внеся в них собственные уникальные элементы. Если раньше подобная процедура привлекала только крупные компании, в настоящее время ситуация изменилась.

Алгоритм патентования

Как оформляется заявка на товарный знак? Пример можно посмотреть в статье. Заявка должна включать в себя следующие элементы: подробное описание знака, квитанцию об оплате, фотографию регистрируемого логотипа. В наше время на рынке услуг существует широкий спектр организаций, специализацией которых является патентование. Безусловно, придется заплатить за оказание данной услуги. Сначала нужно оплатить государственную пошлину, составить заявление на процедуру регистрации выбранного вами товарного знака, указав местонахождение заявителя, а также его наименование, описав товарный знак, перечень классов МКТУ, нуждающихся в правовой защите.

Далее регистрация товарного знака, пример которой рассматривается, предполагает подачу заявки в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Ей присваивается регистрационный номер, указывается дата приема пакетов документов. Затем осуществляется оценка товарного знака на примере уже прошедших регистрацию, целью ее является определение уникальности заявляемого знака. После окончания этого этапа, выполняется экспертиза товарного знака на полное соответствие всем существующим требованиям российского законодательства.

Особенности экспертиз

Суть формальной экспертизы состоит в проверке следующих моментов:

  • оплаты государственной пошлины за регистрацию торговой марки;
  • сути заявки;
  • присутствие в подаваемом пакете всех требуемых документов, оформленных по образцу.

Срок формальной экспертизы – один месяц после даты регистрации заявки в Патентном ведомстве.

Если возникнут какие-то вопросы к заявителю относительно поданной заявки, продолжительность срока формального рассмотрения может быть увеличена. На тот запрос, сделанный со стороны Патентного ведомства заявителю, должен быть дан ответ в срок не более 2 месяцев. Если Патентным бюро принято положительное решение по поданной заявке, заявитель получает уведомление о том, что прошение рассмотрено. При этом в уведомлении указана дата подачи заявки.

После этого идет экспертиза обозначения, которое заявлено как новый товарный знак (логотип) на уникальность. Есть несколько пунктов, оговаривающиеся в ГК РФ, согласно которым идет проверка на наличие товарных знаков аналогичного содержания, прошедших регистрацию, мониторинг отсутствия в заявленном товарном знаке негативной информации. Если у проверяющих появляются какие-то дополнительные вопросы, представители Патентного бюро, направляют их заявителю. Законодательство не имеет четкого регламента сроков рассмотрения той заявки, которая подана соискателем. В большинстве случаев продолжительность этого этапа регистрации товарного знака составляет 12-15 месяцев.

После истечения этого срока Патентным агентством выносится решение об отказе в регистрации, либо об официальной фиксации заявленного товарного знака. Если принято положительное решение, информация о новом товарном знаке публикуется в специальном бюллетене под названием «Товарные знаки». При отказе в регистрации возврата госпошлины не производится.

Для того чтобы увеличить шансы на положительный исход регистрационных действий, необходимо давать четкое описание товарного знака. Пример его желательно изучить заранее, чтобы не допустить досадных ошибок.

Если вы подали заявку на регистрацию товарного знака, то должны понимать, что после того, как она будет принята, дополнительно следует провести экспертизу уникальности заявляемого знака.

Если в ее рамках будут выявлены сходные символы либо словесные описания, заявителю предложат внести незначительные корректировки в дизайн и семантику торгового знака. Если это не будет сделано, по поданной заявке ведомство даст отрицательный ответ.

Проводится детальная проверка и словесных составляющих товарного знака, и отдельных элементов изображения. Для этого используются различные базы, которые связаны с онлайн-доступом. Если будет найден аналогичный товарный знак, но его графическая составляющая обладает высокой уникальностью, в таком случае заявителю предлагается внести изменения только в словесное описание своего логотипа. Если же найден какой-либо графический аналог заявленного к регистрации товарного знака, то будет направлен официальный отказ в осуществлении процедуры узаконивания логотипа. Следует отдельно упомянуть еще и о том, что в случае подобного отказа, возврат государственной пошлины заявителю не производится.

Именно поэтому так важно учесть все нюансы, заполняя заявку на получение охранного документа на свою продукцию (услуги, изобретение). Любая неточность, некачественные цвета, неполное описание, могут привести к отказу в регистрации заявленного изображения сотрудниками государственного регистрационного органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *