Сколько действует медкомиссия

Что это такое

Медицинская справка — медицинский документ, содержащий краткую информацию о состоянии здоровья человека (перенесённые заболевания, прививки, кровяное давление, рост, вес, уровень физического развития и т. д.).

Необходимость получения такого документа может быть связана с различными причинами:

  1. В некоторых профессиях должна существовать гарантия, что работники полностью здоровы. Примерами могут быть врачи или повара.
  2. В других случаях, определённые требования предъявляются для того, чтобы сотрудники могли работать на должном уровне. Здесь можно привести в пример водителей.
  3. Есть ещё одна важная причина. Существуют болезни, которые носят социальный характер. Когда-то к таким заболеваниям относился туберкулёз. Необходимо проводить профилактику и диагностику таких болезней, как можно более широко, в масштабе всей страны. Медосмотр при приёме на работу — одна из возможностей охватить данными мерами возможно большее количество населения.

Медицинскую справку могут требовать, как при поступлении на работу, так и на регулярной основе через определённые промежутки времени.

В законодательстве предусмотрено, что некоторые категории граждан в обязательном порядке должны проходить медосмотр и предоставлять работодателю соответствующую медицинскую справку.

Это может быть необходимо в следующих случаях:

  1. Если на работу устраиваются граждане, которым пока не исполнилось 18 лет.
  2. Те, кто работает в тяжёлых и вредных для здоровья условиях труда.
  3. Люди, профессия которых прямо связана с транспортом.
  4. Те, кто работает в сфере общественного питания.
  5. В торговых организациях данную справку также необходимо предоставлять.
  6. Сотрудники, профессии которых относятся к сфере пищевой промышленности.
  7. Врачи и другие работники, трудовые обязанности которых относятся к лечебно-профилактической отрасли.
  8. Те, кто работает, обслуживая водопроводные сооружения.
  9. Если человек хочет работать в каких-либо детских учреждениях, он обязан пройти медицинский осмотр и предоставить справку.

Также предусмотрены другие случаи, когда справка является необходимой.

Первичный обязательный медосмотр

Для того, чтобы пройти обследование, нужно в медицинском учреждении предъявить направление. В этом документе должны быть точные и конкретные описания условий труда, перечислены вредные факторы, которые имеют место на рабочем месте.

Форма этого документа законодательством не определена. Он может подаваться в произвольной форме, при этом обязан содержать всю требуемую информацию.

Не каждое медицинское учреждение имеет право выполнять медицинский осмотр с целью определения профессиональной пригодности к профессиональной деятельности. Указанное разрешение должно быть прописано в тексте имеющейся медицинской лицензии. В некоторых случаях, такое разрешение даётся с ограничениями, относясь только к тем гражданам, которые прикреплены к этому медучреждению.

Список врачей

Предусмотрен список специалистов, которые должны участвовать в осмотре. Каждый из них должен провести обследование и зафиксировать в итоговой справке результаты.

В список входят следующие врачи:

  • хирург;
  • невропатолог;
  • терапевт;
  • ЛОР;
  • эндокринолог;
  • офтальмолог.

Если профессия имеет дополнительные требования к состоянию здоровья, возможно, что дополнительно потребуются обследования ещё нескольких врачей.

В их число, например, могут входить: психиатр, дерматовенеролог или нарколог.

Для тех, кому необходима справка 001-ГС/у, список врачей существенно меньше. В него включены только два врача: психиатр и нарколог.

Стоимость за осмотр

Оплата медосмотра выполняется за счёт работодателя. Причём это относится и к медосмотру уже принятых сотрудников и к тем, кто только устраивается в эту фирму на работу.

В частных клиниках стоимость может составлять от 5 000 до 7 000 рублей. В некоторых случаях, у предприятия может быть договор с медучреждением на определённый срок. В этом случае, фирма делает регулярные выплаты, независимо от количества людей, проходящих осмотр.

Необходимые документы

Хотя обследуют больного различные врачи, итоговую справку обычно выписывает терапевт. После этого он заверяет документ своей печатью.

В справке должны отображаться не только данные проведённого обследования, но и список ранее перенесённых болезней. Необходимо в обязательном порядке указать, когда пациент последний раз проходил флюорографическое обследование.

Если итоговая справка имеет нечёткую печать медицинского учреждения или в ней отсутствуют какие-либо необходимые данные, то этот документ впоследствии могут признать недействительным.

Сроки прохождения

Обычно время, в течение которого планируется пройти осмотр, устанавливается работодателем и не превышает 1 недели.

Видео, на котором рассказывается о медосмотре при поступлении на работу.

Периодичность прохождения и образцы документов

Такие правила обычно устанавливаются для конкретных профессий. Ответственность за регулярное прохождение медосмотров несёт предприятие.

Для офисных работников, например, данная периодичность составляет 1 раз в 2 года. Для других профессий правила могут быть другими.

Справка по форме 086/у содержит 12 разделов. В ней содержатся данные о хронических заболеваниях, которыми страдал пациент на протяжении своей жизни.

При заполнении нужно подробно указать данные медицинского учреждения, которое выполняло медицинский осмотр, информацию о пациенте.

Для каждого врача, который производил осмотр, необходимы его подпись, фамилия, должность и данные осмотра.

В справке обязательно должна быть указана причина её составления, а также учреждение, для которого она была подготовлена.

Заполнение производится тёмно-синей или чёрной шариковой или чернильной ручкой.

Кроме круглой печати терапевта, там должно быть ещё 2: треугольная отметка о том, что гражданин прошёл флюорографическое обследование и гербовая печать медучреждения.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Для кого медицинский осмотр обязателен

Трудовой кодекс РФ указывает, что претендент на должность, который был принят на работу, обязан пройти медицинский осмотр, по результатам которого выдается справка 086/у. Однако не для всех категорий работников осмотр обязателен. Существует перечень условий и должностей, при которых справка для устройства на работу – необходимый документ.

Первая категория – лица, возраст которых не превышает 18 лет. Законодатель защищает несовершеннолетних, обязуя работодателя зафиксировать состояние здоровья до поступления на службу. Это позволит выявить возникновение профессионального заболевания в ходе работы и предотвратить его. Вторая категория – лица, работа которых связана с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда. К этой категории также относятся лица, осуществляющие подземные работы. Справка для устройства на работу необходима для работников, чья деятельность связана с движением транспорта.

Некоторые категории работников подвергаются медицинскому осмотру из-за контакта с населением в ходе работы. Такими работниками являются:

  • лица, занятые в пищевой промышленности, сфере общественного питания, торговли;
  • лица, осуществляющие работу на водопроводных сооружениях;
  • лица, работающие в детских и лечебных учреждениях.

Вышеперечисленные лица подвергаются осмотру врачей при поступлении на работу и через промежутки времени при осуществлении работы (периодически). Ежегодные медицинские освидетельствования проходят работники в возрасте до 21 года. Осуществление осмотра определенными врачами работников необходимо для подтверждения соответствия уровня здоровья и предполагаемой работы, а также для предотвращения заболеваний, возникающих при выполнении работы.

Необходимо отметить, что осмотры врачей и освидетельствования психиатра включаются в рабочее время и оплачиваются работодателем.

Форма справки для устройства на работу

Справка по форме 086/у является официальным заключением медиков, подтверждающим пригодность по состоянию здоровья к выполнению определенного вида работ. Справка, фиксирующая отличное здоровье претендента на должность, является одним из гарантов допуска к какому-либо виду деятельности. В ходе обследования выясняется, готово ли лицо, претендующее на должность, выполнять свои непосредственные задачи, не возникнут ли проблемы со здоровьем, не станет ли работа на должности причиной возникновения профессиональных заболеваний.

Медицинская комиссия, выдающая форму справки для устройства на работу, состоит из:

  • хирурга;
  • невролога;
  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • отоларинголога.

Дополнительно необходимо сдать материал для проведения анализа крови и мочи, получить выписку из листа прививок, осуществить процедуру флюорографии.

Дополнительно для отдельных категорий работников может потребоваться исследование на наличие психотропных и наркотических веществ в организме, их метаболитов.

Как и любой утвержденный бланк, медицинская справка для устройства на работу заполняется с учетом следующих требований: записи осуществляются черной или темно-синей ручкой, справка заверяется тремя печатями (терапевта, медицинского учреждения и печатью, подтверждающей прохождение флюорографии).

В справке по форме 086/у указываются, кому она выдана (ФИО лица), дата рождения и адрес прописки, учреждение, где проводился осмотр, должность и специализация врачей, их ФИО, основание для получения справки.

Периодический медосмотр

С одной стороны, выходной день является временем отдыха работника (ст.ст. 106, 107

ТК РФ), которое он вправе использовать по своему усмотрению.

Напомним, что выходными днями для сотрудников со сменным режимом работы будут дни, в отношении которых в графике сменности указано, что они выходные (часть третья ст. 111 ТК РФ). Соответственно, работник имеет право отказаться от прохождения медицинского осмотра в день, являющийся для него выходным.
В то же время работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (часть первая ст. 76 ТК РФ). С другой стороны, в период прохождения медосмотра работник не трудится, то есть запрет на привлечение работника к работе в выходные дни (ст. 113 ТК РФ) и предоставление в связи с этим гарантий и компенсаций (ст. 153 ТК РФ) в данном случае не применимы.
Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляют в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя ( п. 21 приказа

Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н ).

Список контингента и поименный список лиц, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотров, работодатель направляет в соответствующую медицинскую организацию без согласования с Роспотребнадзором. 2. На основе утвержденного списка контингента составляют поименные списки сотрудников с указанием вредных и опасных производственных факторов, а также вида работ.

Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н ). Периодичность медосмотра – один раз в два года. Только в отношении ряда факторов, указанных в перечне факторов , таких как производственный шум, пониженная температура воздуха, световая среда, медицинские осмотры проводятся только при условии отнесения условий труда по соответствующему фактору к вредным условиям труда, о чем в графе «Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов» в скобках делается соответствующая пометка.

По остальным факторам, указанным в перечне , предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся по факту их наличия на рабочем месте независимо от результатов оценки условий труда.

Такие разъяснения содержатся письмах Минтруда России от 16 июля 2015 г. № 15-1/ООГ-3786 , от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242.

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам ( п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *