Штрафы пенсионного фонда

Содержание

Секреты проверок Пенсионного фонда

В этом году плательщиков страховых взносов ожидают первые выездные проверки. Пенсионный фонд выпустил Методические рекомендации об их проведении. Документ оказался в распоряжении редакции. О том, как бухгалтерам подготовиться к встрече с проверяющими, — в теме номера.

Кто на новенького?

Новые рекомендации намного объемнее и содержательнее временной методички, которая была утверждена распоряжением Правления ПФ РФ от 11.05.2010 № 127р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В частности, в документ включены критерии, на которые ориентируется Пенсионный фонд, отбирая компании для проверки. Посмотрим, у кого больше всего шансов попасть в план на проверку.

1. Крупнейшие плательщики.

2. Плательщики, проверку которых заказали правоохранительные или иные органы.

3. Организации, подлежащие ликвидации или реорганизации.

4. Плательщики, которых не проверяли более четырех лет подряд.

5. Плательщики, по информации налоговых органов участвующие в схемах минимизации взносов.

6. Плательщики, которых приглашали на «зарплатные» комиссии, но никаких действий по результатам встреч они не предприняли (зарплата не увеличена, уточненные расчеты с большей облагаемой базой не представлены).

7. Плательщики, у которых в сведениях персонифицированного учета были выявлены несоответствия (например, в части информации о начисленных, уплаченных страховых взносах на ОПС и страховом стаже лица за один и тот же период), но пояснения по ним ПФР так и не дождался.

8. Те, кто не представил отчетность по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) более чем за один прошедший отчетный период.

9. Те, кто не представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета более чем за один прошедший отчетный период.

10. Те, кто осуществляет деятельность в сфере, где масштабы ухода от обложения страховыми взносами значительны. Источником информации могут являться налоговые органы и МВД России.

11. Льготники, применяющие пониженные тарифы страховых взносов на ОПС и ОМС.

12. Те, кто выплачивает среднемесячную зарплату (в первую очередь убыточные предприятия) на одного работника ниже МРОТ либо ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

13. Организации, не выплачивающие заработную плату свыше трех месяцев подряд.

14. Плательщики, у которых снизился объем поступления платежей по сравнению с предыдущими отчетными периодами, то есть если численность работников осталась прежней, а выплаты им урезали. По сути, этот пункт относится к тем, кто выдает часть зарплаты в конвертах.

15. Плательщики, которые сдают нулевую отчетность на протяжении нескольких отчетных периодов.

16. Плательщики, у которых есть задолженности по взносам по актам камеральных проверок свыше двух отчетных периодов подряд.

17. Плательщики, которые мигрируют между налоговыми органами, то есть неоднократно меняют местонахождение.

Отметим, что ряд показателей аналогичен тем, которые используют налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Например, критерий 7 — несоответствие сведений, 12 — зарплата ниже МРОТ, 17 — частая смена местонахождения.

Помимо приведенных критериев поводом для проверки может стать неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие расходов, финансируемых за счет средств ФСС России, и др. Таким образом, перечень причин для проверки не является закрытым. Так что в каждую организацию ревизоры могут нагрянуть в любой момент.

Кто стучится в дверь ко мне…

После того как орган контроля вынесет решение о проверке, один экземпляр такого решения надо вручить плательщику. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не регламентирует процедуру вручения решения о назначении проверки. Как это сделать, сказано в рекомендациях.

Документ передают проверяемому или его уполномоченному представителю на территории (в помещении) проверяемого или в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае следует вызвать представителя организации, направив ему уведомление по форме № 7, утвержденной приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н (далее — приказ № 957н). Другой экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки.

…и что требуют проверяющие

Одновременно с ознакомлением плательщика с решением проверяющие должны вручить ему требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Форма требования утверждена приказом № 957н (приложение № 21).

Процедура истребования документов установлена ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Методичка уточняет некоторые положения указанной нормы. Так, в рекомендациях сказано, что количество требований в рамках одной проверки неограниченно. Причем первым требованием проверяющие вправе запросить подлинники. Такое право им предоставлено ч. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомиться с подлинниками можно только на территории плательщика. После их изучения чиновники составляют список документов, подлежащих проверке. И следующими требованиями запрашивают только копии. Обратите внимание: документы рекомендовано сдавать по описи, заверяемой обеими сторонами.

Остановимся еще на одном моменте. Если плательщик не может представить бумаги в течение десяти рабочих дней с даты вручения требования, он вправе ходатайствовать о продлении срока (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Орган контроля принимает одно из двух решений: либо дает дополнительное время, либо отказывает.

Максимальных сроков на продление Закон № 212-ФЗ в этом случае не устанавливает. Как указано в рекомендациях, руководитель органа контроля самостоятельно решает, сколько времени дать плательщику. При этом проверяющие будут учитывать причины и сроки, оговоренные проверяемым лицом в ходатайстве (уведомлении). Таким образом, вероятность принятия положительного для компании решения зависит от того, насколько полно и убедительно будет обоснована необходимость продления срока представления документов.

После получения запрошенных данных специалисты ПФР изучат полноту комплекта, правильность оформления первички, в том числе подписи на ней (с точки зрения полномочий лиц, которые визировали документы) и наличие обязательных реквизитов.

ПФР: хочу все знать

В рекомендациях сказано, что проверка может быть сплошной или выборочной. В первом случае проверять будут все документы и информацию, относящуюся к начислению страховых взносов. Во втором предпочтение отдадут какой-либо конкретной статье отчетности или группе однотипных операций.

Какой вариант ожидает каждую конкретную организацию, решают непосредственно лица, проводящие проверку, с учетом объема данных, состояния бухучета плательщика и степени вероятности обнаружения нарушений.

Независимо от глубины ревизии она начнется с ознакомления с учредительными документами и учетной политикой. Первые нужны, чтобы сверить «адреса, явки, пароли», вторая — для анализа методов и способов ведения бухгалтерского и налогового учета, оформления первички и организационно-распорядительных документов.

Список документов на проверку согласно методичке, как мы уже говорили, обширный. Отметим интересный факт: во Временных рекомендациях список состоял из 16 пунктов, а нынешний — из 22 (табл. 1). Причем последними поименованы «иные документы», что дает моральное право проверяющим запрашивать любую информацию. Правда, вопросы, насколько это законно и не выйдут ли проверяющие за границы своих полномочий, в каждом конкретном случае будут решаться индивидуально. Не исключено, что в суде.

Наличие в списке некоторых документов, например трудовой книжки, вызывает недоумение. Непонятно, зачем они специалистам Пенсионного фонда. Суммы выплат, на которые начисляют страховые взносы, в таких документах не указывают. А проверка их оформления и соблюдения трудовых прав работников не входит в цели и задачи проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.

Документы и сведения, на которые ревизоры обязательно обратят внимание в ходе проверки отдельных операций, приведены в табл. 3.

справка

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Фонд идет на борьбу со схемами

При проведении выездной проверки специалисты Пенсионного фонда могут заподозрить фирму в применении способов минимизации страховых взносов. Для таких случаев в Методических рекомендациях раскрыта суть нескольких схем и приведен порядок действий проверяющих: на что обратить внимание и какие документы следует изучить. Приведем их в табл. 3.

справка

Включить компанию в план проверки чиновники могут в любой момент. Основанием для этого, в частности, может быть получение срочных заданий от вышестоящих органов ПФР, а также ФОМС и ФСС, прокуратуры и право­охранительных органов

Результат проверки — полезные дополнения

Методичка содержит указания по оформлению результатов проверки и процессуальным вопросам рассмотрения материалов. В основном они повторяют положения Закона № 212-ФЗ, но есть и некоторые уточнения.

В последний день проверки ревизоры должны составить справку по форме, утвержденной приказом № 957н, и вручить ее проверяемому лицу. В случае если плательщик уклоняется от получения справки, ее направят по почте заказным письмом. При таком варианте считается, что справка получена организацией по истечении шести дней с момента направления письма.

Далее в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть оформлен акт. Его форма и требования к содержанию также утверждены приказом № 957н. В течение пяти дней с даты подписания чиновники должны вручить акт представителю организации под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о его получении. Если плательщик взносов уклоняется от получения акта, порядок действий аналогичен изложенному выше (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

В случае несогласия с актом у организации есть 15 дней с момента его получения, чтобы представить возражения (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что указание на это право плательщика должно найти отражение в акте (п. 7 Требований к составлению акта выездной проверки, утвержденных приказом № 957н).

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение десяти дней с даты истечения срока для представления плательщиком письменных возражений по акту (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Специалисты ПФР конкретизировали отрезок времени, отведенный им для принятия решения, — 25 дней с момента вручения плательщику страховых взносов акта.

Закон № 212-ФЗ дает право органу контроля продлить этот срок, но не более чем на один месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ), например, как сказано в методичке, когда нужно получить дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения законодательства о страховых взносах. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов.

Плательщики вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. Закона № 212-ФЗ). О времени и месте их должны известить. Причем в методичке сказано, что проинформировать нужно письменно, и даже рекомендована форма уведомления. Заметим, что в Законе № 212-ФЗ о письменной форме извещения ничего не говорится.

Кроме того, рекомендации содержат предостережение органу контроля при назначении даты рассмотрения материалов проверки. Надо учитывать вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений. Таким образом, есть шансы, что даты рассмотрения материалов проверки будут назначаться не ранее шестого рабочего дня из отведенных десяти для принятия решения.

И последнее. Требования Методических рекомендаций к оформлению, содержанию и вручению решения повторяют положения ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Вызывает интерес только одно уточнение: дата решения должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.

Какие документы должны быть у компании (таблица 1)

№ п/п

Перечень документов

Примечание

Учредительные документы

Устав, учредительный договор, положение

Приказы об учетной политике

Лицензии

Расчет РСВ-1 ПФР

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов

Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации

Договоры между организацией и страховой медицинской организацией (СМО) на обязательное медицинское страхование граждан, работающих на предприятии

Необходимо приложить список граждан, застрахованных на ОМС

Регистры бухгалтерского учета

Главная книга,

журналы-ордера, мемориалы-ордера,

оборотно-сальдовые ведомости,

аналитические карточки (карточки субконто и др.), своды по заработной плате,

разработочные таблицы — машинограммы

Формы первичной учетной документации

Необходимы не только бухгалтерские, но и кадровые документы, а именно:

  • Т-1. Приказ (распоряжение) о приеме на работу;
  • Т-2. Личная карточка;
  • Т-3. Штатное расписание;
  • Т-5. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • Т-5а. Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • Т-6. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • Т-6а. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • Т-8. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);
  • Т-8а. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);
  • Т-11. Приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • Т-12. Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда;
  • Т-13. Табель учета использования рабочего времени;
  • Т-49. Расчетно-платежная ведомость;
  • Т-51. Расчетная ведомость;
  • Т-53. Платежная ведомость;
  • Т-54. Лицевой счет;
  • прочие документы.

Документы, используемые при проверке кассовых операций

Приказ о назначении кассира, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, кассовая книга, отчет кассира (второй лист кассовой книги), приходные и расходные кассовые ордера.

При наличии ККТ проверяются:

  • договор с центром технического обслуживания;
  • журнал кассира-операциониста;
  • справки-отчеты кассира-операциониста:
  • Х-отчеты;
  • Z-отчеты.

Банковские документы

Платежные документы (выписки банка, платежные поручения (требования) и проч.)

Расчетные документы

Счета и прочие документы

Трудовые договоры

Трудовые книжки работников

Договоры гражданско-правового характера

Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)

Документы по подотчетным суммам

Авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и проч.

Унифицированная форма государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

Этот документ представляется плательщиками страховых взносов, юридическими лицами — коммерческими и некоммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности в органы Росстата

Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда

Карточка налогоплательщика

При необходимости иные документы

Порядок проверки отдельных операций (таблица 3)

Наименование операции

Что проверят

Выплата денежных средств из кассы организации

Журнал-ордер, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовую книгу и регистры бухгалтерского учета.

Проведут сверку фактически выданных физическому лицу сумм по кассе с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета. В случае расхождений начислят страховые взносы

Выплата денежных средств безналичным путем

Журнал-ордер № 2 по счету 51, банковские выписки, платежные поручения, регистры бухгалтерского учета по счетам 50, субсчет «Денежные документы», 51, 52, 55.

Проверят полноту отражения в бухгалтерском учете всех операций по всем банковским счетам организации

Выплаты денежных средств по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

Приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер № 7 по счету 71.

Проверят операции по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дебет 71 Кредит 50, 51).

Авансовые отчеты и документы, которые к ним прилагаются: акт приемки выполненных работ и документ, подтверждающий факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость), служебные задания, командировочные удостоверения, журналы учета прибывших и выбывающих в командировки сотрудников, первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.), приказы руководителя об установлении повышенных норм командировочных расходов; сметы представительских расходов; гражданско-правовые договоры с лицами, выезжающими в служебные поездки за счет проверяемой организации

Выплаты в натуральной форме

Первичные документы (накладные на передачу материалов, товаров, услуг и т.п.)

Операции при реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей

Акт о ликвидации основных средств; накладную на отпуск со склада основных средств, узлов, комплектующих деталей и других основных средств, товарно-материальных ценностей; акт приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств. Эти документы будут проверять с целью выявления операций по реализации в счет оплаты труда или иного вознаграждения.

Кроме того, проверят правильность отражения результатов реализации на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

О каких схемах минимизации взносов знает ПФР (таблица 2)

Суть схемы

Как выявляют

Применение ЕНВД в 2010 г.

Выплаты работникам, занятым в деятельности на ЕНВД, облагаются по пониженным тарифам

Плательщики должны вести персональный раздельный учет выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД. Если однозначно можно установить, что выплата связана с «вмененной» деятельностью, то применяется пониженный тариф. В противном случае организацию ждут доначисления взносов исходя из общего тарифа, установленного ч. 1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ

Выплаты в пользу индивидуального предпринимателя в 2010 г.

С предпринимателем, применяющим УСН, заключен гражданско-правовой договор, выплаты по которому не облагаются взносами. Хотя фактически предприниматель является работником организации, а заключенный с ним договор имеет характер трудового

Во-первых, выплаты должны быть произведены предпринимателю за те виды деятельности, которые указаны в его свидетельстве о госрегистрации. Если в ходе проверки будет установлено, что деньги предпринимателю заплатили за ту работу (услугу), которой нет в его свидетельстве, эти суммы включат в облагаемую базу по взносам на ОПС и ОМС.

Во-вторых, гражданско-правовым договором с предпринимателем может быть прикрыт трудовой. Это выявляется при анализе условий соглашения. Если в нем есть такие условия, как подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем определенных условий труда, ежемесячная оплата, не зависящая от результата работ или услуг (то есть фактически заработная плата), такой договор с большой долей вероятности будет расценен как трудовой с соответствующими последствиями. Подписание актов приема-сдачи работ в этом случае не будет безусловным доказательством, что отношения носят гражданско-правовой характер

Замена договора авторского заказа договором купли-продажи

Передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, оформляется договором купли-продажи, выплаты по которому не облагаются взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Проверяющие определят, подпадает ли объект договора купли-продажи под объект интеллектуальной собственности (изобретения, ноу-хау, произведения науки, искусства и т.д.). Если да, то имущественные права на интеллектуальную собственность должны передаваться по договору об отчуждении исключительного права, а не по договору купли-продажи и соответственно облагаться страховыми взносами на основании ч. 1, 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ

Выплата зарплаты в конвертах

1. Компания проводит по бухгалтерии только часть заработной платы.

2. Часть зарплаты работников начисляется в пользу одного работника (например, руководителя организации) и не облагается после достижении предельной базы в 415 000 руб. (за 2010 г.). Если бы зарплата начислялась в пользу тех работников, которым затем выплачивается, то она облагалась бы до превышения облагаемой базы в сумме 415 000 руб. при начислении выплаты в пользу каждого отдельно взятого работника

Признаки схемы:

  • жалобы физических лиц на бывших работодателей о сокрытии заработной платы или неполном отражении выплачиваемых сумм в учете (такие заявления поступают, как правило, от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости);
  • наличие информации, поступающей из иных внешних источников.
  • размер зарплаты значительно ниже среднеотраслевой, регионального МРОТ или прожиточного минимума;
  • руководителю организации выплачивается максимальная зарплата в размере, превышающем 415 000 руб., а зарплата сотрудникам выдается из «фонда руководителя» без документального оформления.

Необходимо установить факт отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы. При документальном подтверждении факта применения схемы организацию ожидают доначисления взносов по аналогии в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Аннуитет

Организация заключает со страховой компанией фиктивные договоры страхования работников от несчастных случаев и болезней.

Получение такой информации может стать основанием для проверки страхователей-организаций, на работников которых оформлены такие договоры

Пенсионный фонд вправе запросить информацию у налоговых органов о контрагентах страховых компаний. Налоговые органы, проверив выписки по расчетному счету подобной страховой компании, устанавливают факты ежемесячного на протяжении года или ряда лет перечисления денежных средств по договорам страхования работников от несчастных случаев и болезней с указанием основания платежа — «страховые случаи».

При этом на счет страховой компании ежемесячно перечисляются денежные средства в виде страховых взносов по указанным договорам, а на следующий день эти деньги уходят под видом страховых выплат (аннуитетов) на карточные счета сотрудников организаций-контрагентов в качестве заработной платы. Следовательно, произойдет доначисление страховых взносов

Штрафы в ПФР

С тех пор, как за страховые платежи стала отвечать налоговая инспекция, своевременность платежей ПФР не контролирует и за нарушения по этой части не штрафует. Но в ведении Фонда остались данные персонифицированного учета. За своевременностью предоставления и достоверностью этих данных Пенсионный фонд строго следит, а за нарушения наказывает.
Речь идет о формах СЗВ-стаж и СЗВ-М, которые должны сдавать в Пенсионный фонд все работодатели.
Штрафы ПФР в 2018 году за опоздание со сдачей отчета и ошибки
Санкции прописаны в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Штрафы за оба отчета одинаковые – 500 рублей за каждого работника.
Это значит, что если вы несвоевременно подаете сведения на 5 человек, то вас оштрафуют на 2 500 руб., а если на 150 человек, то сумма составит 75 тысяч. Чем больше человек в штате организации или ИП, тем невыгоднее допускать нарушения.
На уплату штрафа в ПФР отводится 10 дней со дня получения требования. Списывать неоплаченные штрафы со счетов Пенсионный фонд не имеет права, он может взыскивать их только в судебном порядке.
Всегда ли сумма наказания считается от общего количества сотрудников, на которых подаются сведения?
Нет, это зависит от вида нарушения.
Допустим, вы опоздали со сдачей СЗВ-М или СЗВ-стаж. Тогда санкции насчитают по полной – по 500 рублей за каждого сотрудника. То же самое произойдет, если будет найдена ошибка, которая касается всего отчета в целом. Например, неверно указан период.
Если ошибка касалась только данных на одного или нескольких сотрудников, то штраф посчитают только за них. Например, если в отчете на 100 человек у трех сотрудников указан неверный ИНН, организацию накажут на 1 500 рублей.
КБК для оплаты штрафа ПФР 392 1 16 20010 06 6000 140.
Санкции за несоблюдение формата предоставления отчетности
Когда в организации или у ИП трудятся двадцать пять и более наемных сотрудников, СЗВ-М и СЗВ-стаж в бумажном виде сдавать нельзя. Такие работодатели обязаны формировать и отправлять отчет в электронном виде.
За нарушение этого правила работодателю придется раскошелиться на 1 000 рублей.
На 24 и меньше работников сведения можно подавать и в электронном, и в бумажном виде, по желанию.
Административный штраф
Если не сдать в данные персонифицированного учета в положенный срок или сдать не полностью, должностных лиц ожидает штраф в 300–500 руб., согласно статье 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
На сумму от 30 до 50 тысяч рублей оштрафуют работодателя, если в день увольнения уходящему пенсионеру не выдадут копию СЗВ-СТАЖ с его данными (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Как избежать штрафов
Не оставляйте сдачу отчетов на последний момент, чтобы при обнаружении ошибки осталось время на исправление.
Напоминаем, что форму СЗВ-М нужно сдавать ежемесячно до 15 числа после отчетного месяца, а СЗВ-стаж – раз в год до 1 марта по итогам прошедшего года. Когда в течение года какой-либо сотрудник увольняется на пенсию, СЗВ-стаж дополнительно нужно оформить только на него и отправить в ПФР в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления о начислении пенсии.
Если из Пенсионного фонда пришло уведомление об ошибке в СЗВ-стаж или СЗВ-М, отправьте корректировки в течение пяти рабочих дней.
Если вам предстоит впервые сдать сведения в Пенсионный фонд в электронном виде, заранее оформите соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом. Без этого соглашения вы не сможете отправить электронный отчет.
Для того, чтобы оформить соглашение, нужно разово посетить отделение Пенсионного фонда. Это занимает время, поэтому спохватившись в последний момент вы не успеете отчитаться вовремя, и заработаете штраф ПФР за несвоевременную сдачу отчета.
Заполнить отчеты правильно и вовремя сдать их вам поможет интернет-бухгалтерия «Моё дело». Вместе с электронным мастером вы пошагово пройдете все этапы, и система сформирует для вас отчет на актуальном бланке, заполненный по всем правилам.
Для того, чтобы отправлять электронную отчетность в ПФР прямо из личного кабинета, просто загрузите скан соглашения в сервис, введите его номер и дату. Электронную подпись мы оформим для вас бесплатно. После этого вы сможете отправлять документы в ПФР не покидая рабочего места, а протоколы о доставке будут приходить в личный кабинет, и вы сможете вовремя внести исправления, если это необходимо.
Можно ли снизить размер штрафа
Прямых указаний на такую возможность в законе нет, но судебная практика показывает, что при наличии смягчающих обстоятельств размер санкций можно оспорить.
Такими обстоятельствами могут стать, например, самостоятельное обнаружение и исправление ошибки до того, как ее обнаружили контролеры; отсутствие электричества; болезнь единственного бухгалтера; отсутствие нарушений в прошлом и т.д.
Подтверждение в Постановлении Конституционного суда от 19 января 2016 г. № 2-П, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/2017, А16-1601/2016, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2017 № А28-11249/2016, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016.
Зарегистрируйтесь в сервисе «Моё дело» — и избавьте себя от рутины по ведению бухгалтерского, налогового, кадрового учета и составлению отчетности.
Сервис рассчитает за вас налоги и взносы, сформирует платежные документы, заполнит отчеты. Помимо этого, вы сможете в неограниченном количестве пользоваться консультациями специалистов.
Подключайтесь – с нами удобно.

>Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в пфр в 2018

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР

Одной из обязанностей налогоплательщика является предоставление отчетности. За несоблюдение сроков предоставления любой отчетности предусмотрено начисление штрафных санкций. Не являются исключением и отчеты, подаваемые в Пенсионный фонд России (ПФР).

По итогам каждого отчетного и расчетного периода предприниматели, имеющие наемных сотрудников обязаны предоставлять отчеты в ПФР по форме РСВ-1 и СЗВ-М. Данные отчеты имеют разные отчетные периоды и различные сроки их сдачи.

Обратите внимание, за несвоевременное предоставление каждой формы отчетности предусмотрен свой порядок и размер начисления штрафных санкций.

Рассмотрим более подробно, с какого именно периода отчетность считается несвоевременно поданной, какие штрафные санкции для каждого вида отчетов.

Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в пенсионный фонд

Нарушение граничных сроков предоставления отчетности в ПФР приводит к начислению штрафных санкций.

Обратите внимание, страхователь привлекается к ответственности как за несвоевременно поданный отчет (даже если прострочка составляется всего лишь один день), так и за вовсе не предоставленный.

Штраф за несданный отчет в по форме РСВ-1

С 2017 года расчет РСВ-1 подается в ИФНС ежеквартально, что предусмотрено главой 34 частью 2 НК РФ. До 2017 он подавался в ПФР, что регламентировалось пунктом 1 частью 9 статьей 15 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года, который предусматривал другие сроки подачи отчета.

Таким образом, изменилась не только форма, но и сроки сдачи расчета РСВ-1, что предусмотрено п. 7 ст. 431 НК РФ.

Новые граничные термины предоставления расчета РСВ-1 в ИФНС.

Отчетные периоды Граничные термины сдачи (без учета праздников и выходных)
I квартал 30 апреля
I полугодие 30 июля
9 месяцев 30 октября
Год 30 января

Ответственность за несвоевременное предоставление РСВ-1 регламентируется несколькими нормативными актами:

  • статья 119 Налогового кодекса РФ – штраф начисляется за каждый полный и неполный месяц просрочки в размере 5% от суммы взносов, которые нужно уплатить за последний отчетный квартал (последние 3 месяца).

Формула расчета штрафа:

Штраф за расчет по взносам позже сроков = Страховые взносы к уплате по итогам I квартала, не уплаченные вовремя × 5% × Количество месяцев просрочки (полных и неполных)

Обратите внимание! Сумма штрафа не может быть менее 1000 руб. и более 30% от суммы взносов к уплате за последние 3 месяца отчетного периода.

  • часть 2 статья 15.33 КоАП РФ предусматривает наложение административной ответственности на руководителей организации-страхователя – размер штрафа может варьировать от 300 до 500 руб.

Важно! На индивидуальных предпринимателей без наемных работников административный штраф не распространяется.

Непредоставление отчетности в ПФР по форме СЗВ-М

Форма СЗВ-М действует относительно недавно (с апреля 2016 года). Работодатели, имеющие наемных работников, обязаны подавать данный отчет ежемесячно.

Отчет по форме СЗВ-М необходимо предоставлять до 10 числа следующего месяца.

За несвоевременно предоставленный отчет работодатель обязан будет оплатить штраф в размере 500 руб. за каждого сотрудника, по которому отсутствуют сведения (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Для того чтобы узнать размер штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М необходимо 500 руб. умножить на количество физлиц, за которых Вы не отчитались.

Таким образом, размер штрафа напрямую зависит от количества сотрудников, за которых не отчитался страхователь (работодатель).

Несдача отчетов в 2018 году: что изменилось

С 2017 года все полномочия по контролю за уплатой страховых взносов перешли под юрисдикцию налоговых органов, следовательно, все взыскания штрафов будут осуществляться через налоговую службу, а не ПФР.

Поэтому регламент ответственности за не предоставление пенсионной отчетности необходимо просматривать в НК РФ.

Нормы ответственности, изложенные в вышеупомянутых законах, продублированы в новой редакции НК РФ, а именно в ст. 119.

Обратите внимание, проверка данных персонифицированного учета осталась под юрисдикцией ПФР.

Изменилась сроки сдачи расчета РСВ-1 (п. 7 ст. 431 НК РФ), которые были изложены выше.

Также в 2017 изменились и сроки предоставления отчета СЗВ-М в Пенсионный фонд России – до 15 числа следующего месяца (пункт 2.2 статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

Добавился еще один отчет, который необходимо подавать в ПФР – это отчет о страховом стаже физлица. Периодичность сдачи – один раз в год, до 1 марта следующего года.

Также продолжает свое действие административный штраф за непредставление отчетности в ПФР и в ИФНС (300 – 500 руб.).

Итак, чтобы попасть в немилость контролирующих органов необязательно занижать или уклонятся от уплаты налогов, достаточно просто «опоздать» со сроками сдачи отчетности, в частности расчета РСВ-1 и СЗВ-М, и штраф Вам гарантирован!

Отчеты в ПФР в 2018 году. Сроки сдачи, штрафы за несвоевременную сдачу отчета в Пенсионный фонд России

С начала 2017 года функция администрирования страховых взносов переходит к ФНС.

Предприниматели одобряют такую государственную реформу, так как благодаря смене ответственного органа упразднятся формы отчетности РВС-1 (2,3).

В то же время, подотчетным структурам будет предложена другая редакция квартального расчета по страховым взносам.

Внимание! Вам не обязательно знать все нюансы сдачи отчетности в пенсионный фонд, если отчитываться через онлайн сервис, в таком случае отчеты могут заполняться и сдаваться в автоматическом режиме. Точно так же, можно автоматизировать ведение книги учета доходов и расходов.

Структура нового документа представлена в трех основных разделах, в зависимости от вида деятельности предприятия их может быть всего два.

Первый раздел вмещает информацию о всех расчётах, произведенных за отчетный период с указанием итоговой суммы к уплате.

Все данные должны быть максимально структурированы (представлены в таблицах, графиках и т.д.) согласно общепринятым требованиям.

Второй раздел заполняют только страхователи, которые официально отнесены к крестьянским хозяйствам. Более детальную информацию об особенностях заполнения можно найти на сайте ответственной за проверку госструктуры.

Третий раздел обязателен для заполнения всеми предприятиями, так как в нем указываются личные данные каждого сотрудника.

Перед отправкой документа в ФНС рекомендуем еще раз сверить индивидуальные страховые номера и ФИО работников, их несоответствие в будущем может привести к наложению штрафов на предприятие.

Кроме отчетного документа в новом формате для ФНС, страхователю по-прежнему необходимо предоставлять в ПФР форму С3В-М и сведения персонифицированного учета о стаже застрахованных лиц. Особенности оформления последнего стоит уточнять в местном отделении ответственного госоргана.

Сроки сдачи отчетности в ПФР

Отчетность в ПФР необходимо сдавать в четко установленные сроки, в противном случае на предприятие могут быть наложены штрафы или применены более серьезные санкции.

В 2017 году календарь подачи отчетности в данный госорган несколько отличается от предыдущего.

Форму С3В-М необходимо подавать до 15 числа каждого месяца, а не 10, как было установлено ранее.

Квартальная отчетность сдается до 30-31 числа следующего за отчетным периодом месяца. Исключением из-за прерывания работы госслужб на период праздничных дней станет первый квартал.

После него предприниматели имеют право сдать отчетность до 2 мая.

Полная годовая отчетность должна быть сдана до 30 января 2018 года.

Эта дата установлена уже с учетом продолжительности всех праздников и не подлежит изменениям в будущем.

Штрафы за несвоевременную сдачу отчета в ПФР

За каждую ошибку, неточность предоставленных данных или несвоевременную подачу отчета действующее законодательство РФ предусматривает наложение штрафных санкций или применение более строгих видов наказания (в случаях повторения нарушений). В зависимости от формы отчётности и вида нарушения сумма штрафа может разниться.

По форме С3В-М данные предоставляются на каждого сотрудника предприятия, поэтому сумма штрафа при выявлении нарушений будет высчитываться исходя из количества указанных в отчете лиц.

Это означает, что несвоевременная сдача этого вида отчетности на 5 человек умножится на базовую ставку в сумме 500 рублей. В результате заплатить придется 2500 рублей.

Касательно других видов отчетности информацию рекомендуется узнавать лично в ответственных органах, так как в разных регионах страны и квартале отчетного года сумма штрафа может меняться.

Когда в ПФР сдается нулевая отчетность?

С понятием нулевая отчетность нужно быть осторожным, так как С3В-М даже с нулевыми показателями сдается в ПФР до 15 числа следующего за отчетным периодом месяцем.

Отсутствие необходимости подачи этого документа может быть только тогда, когда предприниматель работает на себя и других оформленных сотрудников у него нет.

Если работники подписали трудовой договор, договор ГПХ или просто являются застрахованными лицами, то отчет нужно сдать в обязательном порядке. В последнем случае в форме должны быть указаны все лица, работающие на предприятии.

Автоматическая сдача отчетов в пенсионный фонд России

Сейчас возможно заполнение книги учета в автоматическом режиме, с помощью онлайн-бухгалтерии, можете попробовать прямо сейчас. Там же можно автоматизировать кадровый учет, налоговые расчеты и многое другое.

Какой предусмотрен штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М появился не так давно, вместе с необходимостью сдавать сам отчет.

Эта отчетность началась только в прошлом году и пока не до конца понята ответственными сотрудниками.

  • Что это за отчет
  • Штраф за несвоевременную сдачу
  • Уменьшение штрафа
  • Нововведения 2018 года
  • Полномочия ПФР

Что это за отчет

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Аббревиатура расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие» и представляет собой отчет для ПРФ (Пенсионного Фонда России).

Фирма обязана подавать его, начиная с 2016 года.

Буква «М» означает «месячный».

Документ представляет собой персональные данные граждан, которые заключили с фирмой трудовой или гражданско-правовой договор. Он готовится уполномоченным сотрудником, имеющим доступ к необходимым сведениям – бухгалтером или отделом кадров.

При этом срок действия самого договора не имеет значения: необходимо сообщить о нем даже, если это всего 1 день.

Если сотрудники не работают (в неоплачиваемом отпуске), но договора с ними все еще в силе, или начисления не производятся, отчет подается.

Если сотрудников нет вовсе или речь идет об ИП, то нет и договоров.

В СЗВ-М указывают:

  • сведения о фирме;
  • за какой период сдают отчет;
  • КБК (Код бюджетной классификации);
  • сведения о работнике.

Штраф за несвоевременную сдачу

Последний день сдачи бумаг – 15 число: в этот срок необходимо сдать данный за прошлый месяц.

Самый первый отчет должен был идти за апрель 2016 года, его нужно было сдать до 15 мая.

При этом закон не запрещает «сдаваться» в любой другой срок (например, 30 марта за этот же месяц), но, если в неучтенное время будет заключен еще один трудовой договор, поданный отчет будет неверным.

Примите во внимание: если 15 число попадает на выходной день, крайний срок сдвигается на первый рабочий день.

Если отчет не будет предоставлен вовремя, работодателя ждет штраф в 500 рублей за каждого неучтенного сотрудника. Для больших фирм это может стать серьезной брешью: при штате в 100 человек сумма штрафа составит уже 50 тысяч рублей.

Наказание грозит за:

  1. Несвоевременно поданный или неправильно заполненный отчет.
  2. Отсутствие данных о застрахованном работнике или неполные сведения.

Уменьшение штрафа

К сожалению, никаких законных оснований для уменьшения штрафа законом не предусмотрено.

Единственным вариантом может стать обжалование суммы через суд после прихода акта из ПФР.

В заявлении необходимо указать возможные смягчающие обстоятельства: технические проблемы, первое нарушение, признание вины и быстрое исправление ошибки и т.д.

Важно знать: наличие тяжелой болезни или командировка не могут стать достаточно веской причиной, так как вина в первую очередь лежит на фирме и заменяющем сотруднике.

Однако судебных дел пока что было немного, а потому сложно определить, каким именно будет решение. Впрочем, учитывая количество забывчивых фирм, можно ожидать положительной тенденции.

Нововведения 2018 года

Первым нововведением стало продление отчетного срока на 5 дней: в 2016 году сдать бумаги необходимо было до 10 числа, теперь – до 15.

Переносы в связи с праздниками и выходными остались в силе.

Вторым нововведением стала возможность фирмам со штатом более 25 человек сдавать отчет в электронном виде.

Обратите внимание: помимо основной формы можно также сдать дополнительную, но только до конечного срока – это позволит включить в нее сотрудников, о которых забыли в первый раз.

Также появилась новая онлайн-форма для заполнения, из которой ушли более 50% ошибок, из-за которых документ могли не принять – например, убрали лишние пробелы и исправили коды.

Полномочия ПФР

Изначально смысл отчета СВЗ-М – в выявлении работающих пенсионеров и «заморозке» их пенсий, то есть в отказе индексации.

Поскольку Пенсионный Фонд как раз управляет этими деньгами, им была введена ежемесячная отчетность, позволяющая найти «нарушителей».

Это позволит определить потребность неработающих пенсионеров в дополнительных деньгах, а также повысить их суммы.

Стоит отметить: пока что такой отчет остается на уровне эксперимента и не до конца опробован, а потому многие организации совершают ошибки при заполнении документов.

Также в полномочия ПФР входит проверка и консультация по правильности заполнения бумаг, отслеживание несдачи отчетов и наказание нарушителей.

Отчет СЗВ-М относится к обязательным бумагам, который ежемесячно должна готовить фирма на всех своих сотрудников и лиц, с которыми были заключены договора ГПХ. Сдавать их необходимо и организациям, и индивидуальным предпринимателям. В случаи непредставления или невовремя сданного отчета виновных ждет штраф.

Смотрите видео, в котором специалист подробно разъясняет правила сдачи СЗВ-М:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

Организация выездных проверов ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.

Как определяются кандидаты на проверку?

Один из разделов Методических рекомендаций посвящен планированию выездных проверок. Оно включает отбор плательщиков страховых взносов на основе ряда критериев, в том числе показателей деятельности:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков;
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • поступление от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

К сведению: Письмом от 22.02.2011 №ПА-4-2/2859@, №ТМ-30-25/1769 ФНС и ПФР сообщили, что заключили Соглашение ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации». Согласно данному документу налоговые органы предоставляют органам ПФР на федеральном уровне информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход.

Как составляется план-график проверок?

Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что территориальные органы ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок. Согласно Методическим рекомендациям ежегодный план-график проведения проверок формируется на основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки.

Территориальные органы ПФР при проведении выездных проверок осуществляют контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание: в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФ РФ и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П, план-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Решение о проведении выездной проверки.

Основанием для выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки выносится в двух экземплярах по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее – Приказ № 957н) (приложение 14):

  • первый экземпляр вручается для ознакомления проверяемому плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю) на его территории (в его помещении) или в помещении территориального органа ПФР – в зависимости от места проведения проверки;
  • второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.

После того, как плательщик страховых взносов ознакомится с решением и подпишет его, должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее выездную проверку, вручает плательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Данное требование составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 14, утв. Приказом № 957н (приложение 21).

Требования о представлении документов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Это предусмотрено ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ. Согласно ч. 2 данной статьи истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Отметим, что законодательство не предусматривает требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

К сведению: количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке (ч. 4 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

В ходе выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться:

  • Постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Постановлением от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
  • Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Обратите внимание: в соответствии со ст. 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Периоды и сроки проведения выездной проверки.

Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

В разделе VI Методических указаний установлено:

  • в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
  • срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке, при этом проверка не может продолжаться более двух месяцев;
  • общий срок приостановления выездной проверки не может превышать шесть месяцев (ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • если в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика, связанные с указанной проверкой.

Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. Проверке подвергаются:

  • при применении сплошного метода – все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов;
  • при применении выборочного метода – выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

К сведению: объем проверяемых документов и информации о деятельности плательщика страховых взносов должностные лица, проводящие проверку, определяют самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также вероятности нарушений исчисления страховых взносов.

В соответствии с п. 7.4 Методических рекомендаций комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, включает:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.);
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, учета денежных средств;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
  • банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Обратите внимание: возможный перечень документов, которые могут быть истребованы при выездной проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Как оформляются результаты выездной проверки?

В последний день выездной проверки должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов, ее проводящие, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом №957н (приложение 18). В течение двух месяцев со дня составления этой справки по результатам проверки должен быть составлен акт по форме 17-ПФР в соответствии с требованиями к акту выездной проверки, которые установлены Приказом №957н (приложения 26, 28). Следует помнить, что в акте выездной проверки не отражают неуплату текущих платежей. По текущим платежам страховых взносов составляется справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР согласно Приказу №957н (приложение 5).

Акт выездной проверки должен состоять из трех частей:

  • вводной (содержит общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов);
  • описательной;
  • итоговой.

В случае выявления нарушений законодательства РФ о страховых взносах в описательной части акта отражаются сведения:

  • выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
  • выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для их начисления;
  • выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
  • выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

В случае установления расхождений по размеру базы для начисления страховых взносов или сумме начисленных и уплаченных (перечисленных) взносов необходимо описать суть выявленных нарушений со ссылками на нормативные документы. Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных взносов.

В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные аспекты и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.

Итоговая часть акта выездной проверки содержит:

  • выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
  • предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля по устранению выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах;
  • предложения органа контроля о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и состава правонарушений;
  • указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

Акт проверки подписывается:

  • с одной стороны – лицами, проводившими выездную проверку;
  • с другой – лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки втечение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом (его уполномоченным представителем).

В течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту должно быть принято решение по результатам выездной проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального органа ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18, содержащейся в приложении 29 к Приказу №957н.

Решение по результатам выездной проверки не принимается в случае отсутствия нарушений по результатам проверки.

Материалы выездной проверки приобщаются в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.

На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Колосова И. Ю., эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица среди всех обязательств, которые накладываются на них после осуществления регистрации и начала предпринимательской деятельности в любой из отраслей, должны своевременно предоставлять отчеты в Пенсионный фонд РФ. Параллельно с этим возникает необходимость перечислять необходимую сумму средств, которая рассчитывается исходя из количества трудоустроенных и уровня из официальной заработной платы. Нарушение установленных требований становится причиной привлечения к ответственности и наложения штрафов, то есть штрафов ПФР.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00 Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Задать вопрос онлайн >> Москва и МО +7(499)703-35-33 доб. 784 С-Петербург и ЛО +7(812)309-06-71 доб. 436 Звонок по России +7(800)555-67-55 доб. 415

Привлечение к ответственности

Привлечение к ответственности и начисление штрафов от ПФР для предпринимателей может наступать в случае невыполнения следующих обязательств:

  • Регистрация в качестве единицы предпринимательской деятельности;
  • Своевременное предоставление расчета по страховым взносам по форме РСВ-1;
  • Предоставление данных после каждого установленного на законодательном уровне отчетного периода;

Ответственность за регистрацию

Согласно статье 27 ФЗ № 167 от 24.07.2009г регистрация в Пенсионном фонде в качестве работодателя осуществляется в течение 3 дней с момента получения свидетельства об образовании субъекта предпринимательской деятельности.

При этом юридические лица самостоятельно могут не предпринимать никаких действий – еще с 2004 года такую функцию за них осуществляет налоговая инспекция, в которой была осуществлена регистрация.

Ответственность за нарушение могут нести либо те юр. лица, чья регистрация осуществилась до указанного периода, либо индивидуальные предприниматели, которые должны самостоятельно встать на учет в ПФР.

Штраф за несвоевременную постановку на учет начисляется в размере 5 тыс. рублей в случае, если со дня обязательной регистрации прошел период, не превышающий 90 дней. Если пропущенный период больше, величина штрафной санкции возрастает и будет составлять 10 тыс. рублей.

Ответственность за несвоевременно предоставленный отчет

Читайте: За что штрафует трудовая инспекция согласно законодательству

Несение обязательства выплаты штрафов в первую очередь грозит тем налогоплательщикам, которые своевременно не представили отчеты по форме РСВ-1. Сотрудники Пенсионного фонда могут выставлять налогоплательщику штраф размером 5% от той суммы, какая была начислена за расчетный квартал, в котором отчетность была задержана. При начислении суммы учитывается минимально допустимый порог, составляющий 1000 рублей. В таком случае даже если отчет был нулевой (не содержал данных относительно величины средств, которые надо было перечислить по причине отсутствия работников), то все равно штраф придется выплатить. Параллельно установлен и максимальный порог возможных штрафов – их величина не должна превышать 30% от суммы предполагаемого взноса.

Дополнительной мерой является начисление штрафа тем субъектам, которые не подали отчетность в электронном виде, если количество трудоустроенных у них составляет более 25 человек – размер штрафа будет составлять 200 рублей.

При несвоевременной сдаче отчета РСВ-2 главе крестьянского (фермерского) хозяйства также грозит привлечение к ответственности с выплатой штрафа. В таком случае разница будет выражаться в том, что РСВ-2 предоставляется ежегодно, поэтому и штраф может начисляться только за 4 квартал предыдущего периода.

Наличие ошибок в предоставленном отчете РСВ

В процессе заполнения различных форм отчетности могут допускаться ошибки, связанные со следующими факторами:

  • Ошибка в расчетах. Чаще всего она возникает из-за человеческого фактора, когда обработка информации и вычисление производится вручную – в большей мере это свойственно малому бизнесу, поскольку учет и отчетность крупных предприятий осуществляется посредством специальных программ и ошибка практически исключена;
  • Ошибка при заполнении отчета. То есть расчет произведен верно, но при самом оформлении данные были искажены;
  • Отражение неполной информации – намеренно или по невнимательности (халатности) ответственных лиц;
  • Намеренное искажение информации – заведомо ложное предоставление данных с целью скрыть какие-либо данные относительно предприятия.

Независимо от того, по какой причине были допущены ошибки, штраф будет определяться в размере 5% от величины взносов, начисленных за квартал, в котором и была допущена ошибка. При этом за каждое застрахованное лицо, информация по которому искажена, не полная или отсутствует, штраф составит 500 рублей.Читайте: Ответственность главного бухгалтера в 2019 году

Несение ответственности за полное или частичное нарушение сроков перечисления средств, контроль за которыми осуществляет налоговая служба, составляет 20% от той суммы, что не поступила на счет. В случае, если будет доказано, что законодательство было нарушено умышленно, размер штрафа будет составлять уже 40% от обязательного взноса.

Стоит отметить, что наиболее действенным способом избежать несения ответственности и необходимости перечисления штрафов является своевременное проведение сверки с Пенсионным фондом по тем средствам, которые уже начислены и только подлежат перечислению.

Итак, при нарушении установленных норм законодательства относительно осуществления регистрации в Пенсионном фонде, задержке представления обязательных отчетов и допущение в них ошибок становится причиной привлечения к ответственности. Юридические и физические лица, по которым будет зафиксирован факт нарушения, должны будут выплатить сумму штрафа, зависящую от типа нарушения и той суммы перечисления, что проходила по отчету или не была своевременно выплачена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *