Школа эстетического воспитания

Услышав словосочетание «кадетский корпус», мы сразу представляем мальчишек, браво марширующих по плацу. Но жизнь, как известно, гораздо шире наших представлений. С 2008 года в Москве, на Беговой, существует Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ,

Этим летом пансион выпустил в «большую жизнь» своих первых воспитанниц — всего 180 девочек, пришедших сюда девятиклассницами. За три года здесь многое изменилось, сейчас в пансионе 840 мест интернатного типа. Обучение ведется с 5 по 11 классы. Для поступления нужно сдать экзамены, но проходной балл не слишком высокий, ведь некоторые девочки учились в школах, где был всего один педагог, который преподавал сразу несколько предметов. Летом специальная комиссия выезжает в регионы для приема вступительных экзаменов. Результаты тестов вместе с «личным делом» каждой абитуриентки, содержащим подробнейшую информацию, например, расстояние от дома до ближайшего крупного города, передаются министру обороны страны Анатолию Сердюкову, который и принимает окончательное решение по каждой воспитаннице. Существует жесткое правило, согласно которому детей из Москвы и Санкт-Петербурга в кадетский корпус не принимают — в столицах много и других учебных заведений, а для девчонок из дальних уголков России пансион может стать тем самым единственным шансом, который позволит получить образование, соответствующее требованиям лучших вузов страны. — При поступлении у наших воспитанниц, как правило, минимальный уровень знаний, — рассказала начальник пансиона Лариса Максимова. — Поэтому мы разработали специальные программы для коррекции подготовки. На выравнивание в классе уходит довольно много времени — полгода, иногда и год. Помимо преподавателей с детьми работают психологи и воспитатели.

Режим — штука важная

Так как большинство детей живет вдали от дома, учебный год построен иначе, чем в обычной школе: большие каникулы дважды в год, зимой и летом. Министерство обеспечивает бесплатный проезд на поезде туда и обратно. В определенном смысле это приучает кадетов к самостоятельности. Родители и родственники имеют возможность встретиться с девочками на КПП дважды в месяц, и один раз в месяц, в воскресенье, можно забрать слушательницу из пансиона, но без ночевки. Распорядок дня в корпусе довольно строгий, время рассчитано до минуты. В 7 утра — подъем, занятия начинаются в 8.30. После трех пар уроков — обед, потом четвертая пара, если она есть по расписанию. Дальше — время для самостоятельной работы, всевозможных факультативов, спортивных секций, ужин. Отбой, конечно, в строго установленное время.

И все-таки пансион — это не только дисциплина, но и свои радости. Педагоги ведут большую работу с театрами, музеями, кинотеатрами, девочки регулярно бывают в самых интересных местах столицы. И к ним в гости приезжают известные люди, писатели, актеры. Не так давно были Чулпан Хаматова, Гарик Мартиросян и Ксения Собчак. Раз в месяц в пансионе проходят дискотеки, на которые приглашают ребят из Суворовского и Военного музыкального училищ. По секрету девчонки рассказали, что с некоторыми они созваниваются, переписываются, общаются в социальных сетях. Такая возможность тоже есть: на время обучения каждому курсанту выдают подключенный к Интернету ноутбук.

Умницы-красавицы

Преподаватели говорят о своих воспитанницах исключительно в превосходных степенях. Все девочки очень общительные, трудолюбивые, открытые. Каждая нашла себе в пансионе занятие по душе: танцы, художественные кружки, музыкальные уроки, спорт — целых пятнадцать видов. Причем во всем девочки добиваются больших успехов. Например, скоро поедут на чемпионат Европы по ирландскому танцу, а недавно произвели настоящий фурор, приняв участие в известной телепередаче «Самый умный», где подрастающее поколение демонстрирует небывалый уровень знаний в различных областях. Воспитанница пансиона Анастасия Варламова из Приморья поставила абсолютный рекорд, ответив на все вопросы. За восьмилетнюю историю телепередачи такое произошло впервые. Чуть более низкий результат показала Анастасия Бор-щева из Владивостока. — В финале я допустила глупую ошибку, поэтому он прошел не совсем удачно для меня! — Настя и сейчас переживает этот момент. Учеба в кадетском корпусе действительно стоит на первом месте, а вот занятий по военной подготовке у девчонок нет. Как нет и кадетской формы — есть форменная одежда, к созданию которой приложил руку известный дизайнер Валентин Юдашкин. Синие юбки и пиджачки, отделанные клетчатой тканью, — такому деловому костюму позавидует любая модница. Кстати, все девочки, как на подбор, очень стройные! Секрет очень прост: полное отсутствие фастфуда, правильное, но при этом вкусное питание, занятия спортом и постоянный контроль врачей! Разве это не лучшая в мире диета?..

Покой нам только снится

Территория пансиона — эдакий оазис посреди каменных джунглей! Плац, по которому до постройки пансиона маршировали военные музыканты, превратился в парк: газоны, клумбы с цветами, аккуратные дорожки. Здесь есть спортивные корпуса, общежития, собственный медицинский блок, а вдоль зданий неторопливо прогуливаются утки, которые, как рассказали хозяева, часто прилетают сюда из расположенного рядом зоопарка.

Внутри корпусов — хороший ремонт, чистота. Классы оснащены современным оборудованием и удобной мебелью. Но, конечно, красота эта не появилась «по щучьему велению», а была создана во многом руками тех, кто здесь работает и учится.

— Преподаватели других школ иногда бывают несправедливы по отношению к нам, — размышляет Лариса Максимова. — Мол, у вас такой ремонт, вы ни в чем не чувствуете недостатка. Но почему-то они забывают, что это пансион, а не школа, и работать здесь нужно не 8, а 24 часа в сутки. Многие сотрудники не выдерживали и месяца — уходили. Чтобы здесь работать, нужно быть настоящим энтузиастом, отдавать детям всего себя…

Вечерами учителя и воспитанницы в неформальной обстановке пьют чай, обсуждают самые разные темы и события. Девочки нуждаются не только в особом внимании, но и в воспитании. На протяжении нескольких лет они находятся под надежным крылом, но после выпуска окажутся в совершенно иных условиях. И самая главная задача, которую ставят перед собой учителя, — подготовить своих воспитанниц к тем испытаниям, которые ждут их во взрослой жизни.

Галина КОНЬКОВА, фото автора

Коллектив авторов — Школа эстетического воспитания

12 3 4 5 6 7 …25

Тамара Семеновна Комарова

Школа эстетического воспитания

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Научный редактор, автор-составитель — Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики; создатель и руководитель научной школы.

Под руководством Т. С. Комаровой защищено свыше 90 кандидатских и докторских диссертаций.

От редколлегии

Прошло почти сорок лет с того дня, когда воспитатели детских садов, преподаватели и студенты средних и высших учебных заведений познакомились с первым изданием монографии Т. С. Комаровой, посвященной формированию у детей графических навыков, без чего невозможно развитие творчества. С появлением этой книги одно из самых сложных и спорных направлений в работе с детьми по изобразительной деятельности получило научное обоснование, было положено начало многим научным трудам Т. С. Комаровой и ее учеников, связанным с развитием детского изобразительного творчества.

Сегодня Тамара Семеновна Комарова – известный ученый-педагог, высококвалифицированный специалист в области теории, истории, методики и практики дошкольного воспитания, а также эстетического воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, развития их художественных способностей.

Тамара Семеновна родилась в Москве в семье рабочих. Окончив в 1948 году 8 классов средней школы, поступила в Московское дошкольное педагогическое училище № 7 (педколледж № 3 им. Н. К. Крупской). Она училась у известного педагога Б. Р. Борщанской. С первого курса Тамара Семеновна принимала активное участие в жизни учебного заведения. В числе учащихся, успешно окончивших педучилище (1951), была направлена для продолжения образования в Педагогический институт им. В. И. Ленина, где под руководством видных ученых: Е. И. Залкинд, A.B. Кенеман, К.Н. Корнилова, В.Б. Косминской, Ф. С. Левин-Шириной, Д. В. Менджерицкой, Н. А. Метлова, Е. Ю. Демуровой, сформировались ее педагогические воззрения, которые легли в основу концепции эстетического воспитания детей.

После окончания института с 1955 по 1961 год работала преподавателем Иркутского дошкольного педучилища, воспитателем московского детского сада Фрунзенского района, воспитателем-методистом, методистом городского дошкольного методического кабинета Московского городского отдела народного образования.

В 1961 году Тамара Семеновна поступила в аспирантуру НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста». Ее научным руководителем была Н.П. Сакулина, крупный ученый в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

После защиты кандидатской Тамара Семеновна работала младшим, затем старшим научным сотрудником, ас 1976 г. заместителем директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. За это время Т. С. Комарова защитила докторскую диссертацию на тему «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду» (1980). В 1983 году заняла должность профессора кафедры общей педагогики в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, где читала лекции по истории педагогики на факультетах музыки, художественно-графическом и дошкольного воспитания. В этот период кафедру возглавлял действительный член АПН СССР А. И. Пискунов, крупный методолог, известный в нашей стране и за рубежом. Здесь работали известные педагоги: В. М. Кларин, А. Е. Дмитриев и другие.

Работа на кафедре стала для Тамары Семеновны хорошей научной школой, позволила расширить круг ее научных интересов, включив в него историю педагогики, проблемы воспитания школьников, дидактики и другие.

Одновременно она была председателем секции дошкольного воспитания Педагогического общества РСФСР, руководила дипломниками и аспирантами.

С 1991 года и до сегодняшнего дня Т. С. Комарова заведует кафедрой эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова (в настоящее время Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова), сочетая эту деятельность с работой в Международной академии наук педагогического образования и Международной педагогической академии. Кроме того, Тамара Семеновна продолжает руководить аспирантами и докторантами, являясь членом двух диссертационных советов и председателем диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по четырем специальностям.

Т. С. Комарова – заслуженный деятель науки РФ, известный ученый в области дошкольной педагогики. Ее научные интересы преимущественно связаны с одним из важнейших аспектов дошкольного воспитания – эстетическим, умственным и нравственным развитием детской личности, подготовки детей к школе.

Т. С. Комаровой впервые создана дидактически и психологически обоснованная, целостная система обучения рисованию, лепке, аппликации детей 3–7 лет в детском саду. Специальное внимание в ней было обращено на исполнительскую сторону способности к изобразительной деятельности, определена ее структура и выявлены индивидуальные особенности дошкольников, отражающиеся на характере этой деятельности.

Результаты исследований Т. С. Комаровой имеют большое теоретическое и практическое значение. Они были положены в основу совершенствования системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. По разработанной Т. С. Комаровой системе детей обучают изобразительной деятельности, развивают их творчество в дошкольных учреждениях России и странах СНЕ Система получила признание японских педагогов.

Исследования Т. С. Комаровой легли в основу программы учебного курса для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов «Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей», одним из авторов и редактором которой она является, а также в основу курса для дошкольных педагогических училищ и колледжей. При ее участии и под ее руководством создано пособие для учащихся педагогических училищ по этому курсу.

Т. С. Комарова исследовала вопросы научной организации труда и управления в системе дошкольного воспитания. Результаты этой работы отражены в сборнике научных трудов «Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания».

Большое внимание она уделяет изучению проблемы преемственности в формировании художественно-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Особое внимание Т. С. Комарова уделяет подготовке научных кадров. Под ее руководством подготовлено и защищено почти 90 кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам воспитания и образования детей дошкольного и школьного возрастов.

Много времени уделяет Тамара Семеновна пропаганде педагогических знаний, выступая с лекциями и докладами перед коллегами, студентами, педагогами-практиками. Широкую научно-педагогическую деятельность, как и во все предшествующие годы, она совмещает с работой в дошкольных учреждениях и в начальных классах школы, где под ее руководством проводятся экспериментальные исследования. Она продолжает принимать активное участие во многих научных и научно-практических конференциях как в нашей стране, так и за рубежом (Венгрия, Болгария, Перу, Португалия, Сирия, Япония и др.).

Т. С. Комаровой написано и опубликовано более 300 работ; некоторые из них переведены и изданы в Болгарии, Италии, Японии и других странах.

От автора

Школа эстетического воспитания в лице ее 88 учеников (кандидатов и докторов наук и моем – как руководителя) достигла известных успехов в развитии педагогической науки и обогащении инновационными подходами к практике работы с детьми дошкольного возраста, начальной и средней общеобразовательной школы, вузовской подготовки педагогов и системы дополнительного образования, включая повышение квалификации.

В рамках школы эстетического воспитания были разработаны вопросы развития детского художественного творчества в разнообразных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой); раскрыто значение этих видов деятельности во всестороннем развитии личности. Тематика исследований, как это видно из наших трудов и работ наших учеников (их список представлен в приложении, многие из них приобрели широкую известность), охватывает не только проблемы эстетического воспитания, но и сопряженных с этим содержанием нравственного, умственного, трудового воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Большое внимание уделяется вопросам преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой по направлению эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *