Сельский туризм как бизнес

Экотуризм в деревне: с чего начать

Экотуризм как бизнес привлекателен для сельских жителей, которые ограничены в денежных средствах. Небольшого стартового

Гостевой домик

капитала будет достаточно для:

  • Приобретения или строительства небольшого домика на приусадебном участке;
  • Покупки транспортного средства, которое необходимо для перевозки туристов.

Кроме этого, потребуется закупить домашних животных и разбить небольшой огород, где будут выращиваться продукты питания. Допускается использование частного дома предпринимателя в качестве места для проживания туристов. Необходимо разделить или выделить часть комнаты под столовую, так как пища должна быть приготовлена в специальном оборудованном помещении.

Составляя бизнес план, предприниматель должен выбрать вид экотуризма, который он будет предлагать клиентам. Вариантов может быть несколько:

  • Отдых на природе в выходные дни;
  • Проживание гостей в сельской местности от 1 недели до месяца;
  • Комфортный отдых в благоустроенных коттеджах.

Если обстоятельства позволяют человеку инвестировать крупную денежную сумму в организацию сельского туризма, необходимо провести тщательное планирование. Перед тем, как воплотить бизнес идею в жизнь, предприниматель должен определиться с масштабами проекта и правильно оценить свои финансовые возможности. Эти факторы влияют на то, как будет выглядеть инфраструктура предприятия. Она включает в себя места для проживания отдыхающих, приема пищи и развлечений.

Обратите внимание! Туристический комплекс можно построить в традиционном русском стиле, в виде небольших деревянных изб, окруженных живописной природой. Питание проживающих гостей осуществляется за счет домашнего хозяйства.

Любой вид деятельности, в том числе и сельский отдых как бизнес, имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам экотуризма можно отнести:

  • Возможность получить стабильный доход от привычной и доступной деятельности;
  • Создание новых рабочих мест для жителей деревни;
  • Облагораживание территории;
  • Знакомство с новыми людьми, культурой.

Недостатками являются:

  • Сезонность бизнеса;
  • Высокие затраты на поддержание порядка в туристическом комплексе;
  • Большие расходы на рекламу и продвижение агротуризма.

Большое значение имеет месторасположение базы отдыха. Поселение должно находиться вдали от промышленных построек и оживленных трасс. Желательно, чтобы туристический комплекс окружали лес и горы, а поблизости был водоем.

Обратите внимание! Удачный выбор места для экотуризма – это половина успеха предприятия. Туристы отдают предпочтение базам, расположенным вблизи природных достопримечательностей.

Сельский туризм бизнес план

Бизнес план по экотуризму позволяет предпринимателю избежать ошибок и правильно распределить первоначальный капитал. В качестве примера рассмотрим гостевой дом, расположенный на территории приусадебного участка предпринимателя. Помещение предназначено для размещения 6 человек.

Наименование расходов Стоимость, руб.
Ремонт помещения 80000
Закупка мебели 70000
Оборудование (лодки, велосипеды, лошади) 85000
Реклама и сайт 10000
Коммунальные услуги 8000
Итого 253000

Доход будет зависеть от количества туристов, которые посещают гостевой дом. Среднее количество отдыхающих в месяц – 20 человек. Суточная аренда дома составляет 700 рублей на человека. При этом стоит учитывать доход от экскурсий, питания и развлекательных программ. Продажа дополнительных услуг увеличит средний чек до 1600 рублей. Доходность гостевого дома в месяц составит 32000 рублей.

Кстати, мы подробно рассказали о том, как получить субсидию от государства на развитие бизнеса.

Данные показатели характерны для летних месяцев. В зимний период наступает спад, и количество клиентов уменьшается. Приблизительная прибыль гостевого дома будет около 25000 рублей в год. При правильной организации работы, проект окупится в течение 12-18 месяцев.

Экотуризм доступен для любого жителя деревни, который задумывается о собственном деле. Для развития сельского туризма не требуется больших капиталовложений, начать можно с небольшого гостевого домика, а затем постепенно расширить бизнес до туристической базы. Предприниматель может получать дополнительный доход от проведения экскурсий, развлекательных мероприятий. Важно понимать, что не каждая деревня будет привлекательна для посещения туристами. Успех бизнеса зависит от расположения гостевого дома или туристической базы.

Основными преимуществами агротуризма (сельского туризма) для отдыхающих являются:

  1. Его доступность. Стоимость, по сравнению с другими видами отдыха, значительно ниже. Также, в большинстве случаев, нет необходимости в визах, другой бумажной волоките и недешевых авиа перелетах.
  2. Возможность почувствовать на себе атмосферу сельской жизни, изучить быт крестьянина.
  3. При участии в работе на ферме получить навыки в определенных видах деятельности;
  4. Естественно, что свежий воздух и натуральные, свежие продукты питания, также благотворно отразятся на здоровье туриста.

Для организаторов сельского отдыха также есть ряд преимуществ:

  1. организация сельского туризма не требует огромных материальных вложений, так как для приема и обслуживания гостей используется, чаще всего, усадьба самих фермеров, которая если и требует, то самых незначительных доработок инфраструктуры.
  2. В лице агротуриста фермер может получит бесплатного помощника по хозяйству.

Одним из важнейших аспектов сельского туризма является благотворное влияние на экономическое состояние региона, это и новые рабочие места для местного населения и дополнительные денежные средства в казну региона, в виде налогов, и сопутствующее развитие инфраструктуры, необходимое для привлечения и комфортного отдыха туристов.

Постепенно сельский зеленый туризм, когда горожане просто хотели отдохнуть на свежем воздухе в спокойной обстановке, поправляя подорванное духотой и темпом города здоровье, дополняется другими видами, например, историческим. Люди все чаще желают провести время в старом замке или бывшей усадьбе знати.

Сельский туризм в России

За остальным миром в сторону развития агротуризма начала движение и Россия. Однако пока еще в туристическом бизнесе России это довольно новое явление. Если в Европе, в связи с все растущей популярностью этого вида отдыха, под эгидой Совета Европы была создана Европейская Ассоциация по развитию сельского туризма, членство в которой имеют уже 24 страны. У нас пока занимаются вплотную всего несколько регионов. В их числе Краснодарский Край, Алтай, Карелия и несколько других. Однако в ближайшем будущем ожидается повышенный интерес во всех регионах. Хотя на первый взгляд организовать туризм в сельской местности не так уж и сложно. Но есть определенные требования, которые предъявляются к объектам сельского туризма гостями, привыкшими в своем большинстве к комфорту городской квартиры, и другим городским удобствам, они не так легко выполнимы в сельской местности российской глубинки.

Сельский туризм в России, в принципе, интересен потребителю. Согласно проведенным исследованиям большинство респондентов готовы платить от 500 до 1000 рублей в сутки, включая питание, за отдых в доме с частичными удобствами. Что же касается жителей столицы, то они готовы платить в разы больше, но и требования к комфорту заметно выше, вплоть до комфортабельного коттеджа со всеми удобствами и бытовой техникой. К сожалению большинство российских деревень не соответствуют предъявляемым требованиям.

Главная проблема российского аграрного отдыха –– слаборазвитая или вообще отсутствующая инфраструктура, в частности плохое транспортное сообщение, отсутствие места для досуга, кафе. Многие хотели бы видеть площадки для занятий спортом или для конных прогулок. В числе наиболее популярных видов досуга охота, рыбалка, отдых на речных пляжах. Они требуют специально подготовленных объектов. Еще одна проблема отсутствие внимания со стороны государства, когда ясно, что очень часто организаторам не обойтись без поддержки, хотя бы в виде послабления налогового бремени и пониженных процентов по кредитам.

Объекты сельского туризма в России классифицируют следующим образом:

  1. Гостевые домики, с небольшим хозяйством, располагающиеся в экологически благоприятных районах, с домашней едой и нехитрыми развлечениями. Доля таких объектов наиболее высока среди объектов сельского туризма в России. К сожалению многие из них имеют перечисленные выше недостатки.
  2. Агроусадьбы построенные по образцу западных ферм, которые имеют всю необходимую атрибутику и инфраструктуру. Такие фирмы могут даже подставлять экологичные и высококачественные продукты на заказ.
  3. Отечественные фермеры, приглашающие желающих почувствовать атмосферу сельской жизни и фермерского труда. К сожалению не у многих есть физические и материальные возможности позволить отдельные гостевые дома для посетителей.
  4. Очень редкие случаи образцовых сельских усадеб созданных международными организациями или при поддержке администрации.

Сельский вид туризма, как и другие виды туризма развивается с двух сторон. С одной стороны появление компаний-туроператоров, которые бы разрабатывали туры, искали клиентов, а также решали ряд организационных вопросов. С другой стороны владельцы усадьб в сельской местности, которые бы их содержали в надлежащем порядке, обеспечивая хороший отдых клиентам, а себе доход. Они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей для занятий этой деятельностью.

Изюминкой отечественного сельского отдыха может стать русская баня. Наиболее привлекательные для отдыха времена года –– лето и зима, осенью и весной же практически «мертвый сезон». Самыми популярными стали туры сроком на 5-10 дней, а также короткий отдых на выходные.

Будем благодарны если поделитесь с друзьями!

Агротуризм — набирает популярности среди желающих сбежать от городской суеты. Организовать бизнес в этой сфере несложно, особенно это актуально для сельских жителей и фермеров. А как это сделать описано далее.

Поиск клиентов, реклама

Несмотря на то, что в списке этапов, этот пункт на последнем месте, есть смысл начать поиск клиентов еще в процессе оборудования гостиницы. Это поможет избежать “простаивания”, когда все уже готово, а посетителей нет. К тому же, по количеству откликов на рекламу можно определить количество желающих посещать подобные места.

Начинать искать первых клиентов лучше через доски объявлений и социальные сети. Для этого нужно завести странички в Вконтакте, Однокласниках, Фейсбуке и предлагать свои услуги в тематических пабликах, размещать объявление на своей странице.

Можно завести и отдельную группу в соц сетях, где подробно нужно описать что предлагаете, расценки, перечень развлечений, описание местности. Выложите много красочных фото номеров и окрестностей. И всегда будьте на связи.

После того как гостиница откроется можно добавить и другие каналы рекламирования, которые могут потребовать некоторых затрат:

  • подача объявлений в газеты и на доски объявлений в интернете;
  • создание своего сайта;
  • реклама на радио и телевидении (уместно при открытии большого отеля).

Выбор местности и организация помещения

Для начала нужно определиться с количеством номеров и где именно будет располагаться гостиница. Если имеется свой большой дом, то можно прям в нем организовать несколько номеров и принимать гостей. Если такового нет, но есть участок земли, то можно построить гостевые домики, но это выйдет несколько дороже.

Находиться отель может не в любой деревне, необходимо наличие рядом леса, речки или озера. Личный сад и домашние животные — будут огромным преимуществом.

На территории гостиницы нужно разместить несколько зон отдыха:

  • игровая площадка для детей;
  • несколько столов для приема пищи на улице;
  • место для мангала;
  • несколько гамаков в саду (при наличии сада);
  • скамейки, плетеные кресла.

Номера в отеле должны быть уютными и комфортными, но нужно помнить, что люди едут за впечатлениями от сельской жизни, а значит и интерьер должен соответствовать. В каждой комнате желательно установить свой санузел с душевой. В целях экономии первое время можно обойтись общим туалетом и душем (но это если у вас всего несколько номеров). Такой выход поможет минимизировать затраты и риски, пока не появятся постоянные посетители и дополнительные финансы.

У постояльцев должен быть свободный доступ к кухне, на которой есть вся необходимая посуда, чай, кофе и чайник с кофеваркой. Проживание должно включать и трехразовое питание.

Расходы и прибыль

Самые большие вложения в агротуризм бизнес план предусматривает затраты на ремонт дома (или постройку гостевых домиков) и обустройство комнат. Большую часть инвентаря для сада, например, скамейки и столы можно изготовить самостоятельно. Закупка досок обойдется значительно дешевле, чем покупка готового оборудования.

Пример приблизительных расходов на открытие:

  • ремонт и обустройство комнат (4-х) — 200 000 рублей;
  • мебель — 150 000 рублей;
  • оборудование кухни — 80 000 рублей;
  • обустройство двора и сада (посадка цветов, газоны, столы, скамейки и т.д.) — 80 000 рублей;
  • спортивный инвентарь (велосипеды, мячи и т.д.) — 60 000 рублей;
  • регистрация бизнеса — 10 000 рублей;
  • реклама — 20 000 рублей.

Всего для открытия необходимо: 600 тыс. рублей.

Если вы обзаведетесь постоянными клиентами, то этот агротуризм будет очень прибылен. Немаловажным является и постоянное заполнение номеров как во время лета, так и в другое время года. Чтобы вас посещали постоянно, нужно хорошо продумать досуг гостей и предлагать им занятия для разного времени года.

Средняя стимость суточного проживания в такой гостинице (включая питание) — 1 000 рублей. При наличии четырех номеров в сутки можно получать 2 тыс. рублей. Следовательно, 300 тыс. в месяц. Стоимость проживания может меняться в зависимости от условий и популярности места.

Примеры того, чем можно развлекать гостей:

  • прогулки в лес, на озеро или реку;
  • барбекю во дворе/саду;
  • кормление домашних животных;
  • конные прогулки (при наличии лошадей);
  • велопрогулки;
  • рыбалка;
  • если есть лес, то можно приглашать к себе охотников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *