Рынок труда Россия

Государственная реализация регулирования рынка труда в современной России

Государство является основным регулирующим органом рынка труда, поэтому его деятельность должна быть направлена на предупреждение возникновения проблем на рынке труда и смягчение современной напряженной ситуации.

Выделяются активная и пассивная направления государственной политики в сфере занятости. Учитывая тот факт, что размер пособия по безработице в России чрезвычайно мал и вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы или пройти курсы смены квалификации, можно сделать вывод, о том, что ведется активная государственная политика по обеспечению занятости. Суть пассивной политики заключается в том, что выплачиваются повышенные размеры пособий по безработице, и оказываются иные меры материальной помощи людям, находящимся в поиске работы. В России создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости. Так, основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно занятость закреплены в «Законе о занятости населения Российской Федерации», среди которых можно выделить: развитие трудовых ресурсов, повышение мобильности населения, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, национальности, социального положения, возраста, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории страны и иностранных граждан на территории России, а также соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные направления политики государства, в основном получают свое развитие в других нормативных правовых актах, таких как федеральные и региональные программы содействия занятости населения, а также в коллективных соглашениях с участием органов государственной власти.

В 2012 году Министерство труда подготовило долгосрочную государственную программу «Содействие занятости населения» на 2013-2020 гг., состоящую из трех подпрограмм. В данной программе описаны основные направления государственной политики в сфере занятости и регулирования рынка.

Можно выделить первоочередные задачи государственной политики в сфере реализации программы:

  • · повышение гибкости и эффективности рынка труда;
  • · предотвращение роста напряженности за счет минимизации уровней безработицы;
  • · развитие институтов, рост занятости и эффективности использования труда (в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов);
  • · улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
  • · создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
  • · обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труд;
  • · создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», в первую очередь, направлена на поддержание социальной стабильности в обществе и содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске новой работы. В основном это инвалиды, родители детей-инвалидов, многодетные родители, люди пенсионного и предпенсионного возраста. В рамках данной программы планируется оснастить более 14 тысяч специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно. Также в первую подпрограмму включается разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице и развитие государственной службы занятости населения в качестве эффективного посредника между работодателями и гражданами, находящимися в поиске работы.

Вторая подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» имеет своей целью привлечение квалифицированной рабочей силы с помощью внешней трудовой миграции, обеспечения миграционного прироста и снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В настоящее время подготовлен законопроект, целью которого является совершенствование механизма определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках.

Третья подпрограмма содержит мероприятия, целью которых будет обеспечение развития самих инструментов регулирования рынка труда, развитие национальной системы квалификации и профессиональных стандартов, повышение минимального размера оплаты труда и рост зарплат. Отдельными пунктами подпрограммы выделяются такие задачи, как: развитие профессиональной мобильности населения; улучшение условий труда работников и снижение общего количества нарушений трудовых прав граждан.

В России существенным фактором, виляющим на современный рынок труда, является низкий уровень внутренней мобильности населения. Поэтому Правительство занимается разработкой мер по поддержке трудовой мобильности, например, расширение доступа к информации о вакансиях по всей территории страны и программы содействия переселению в регионы с низкой плотностью населения и нехваткой кадров.

В отдаленных субъектах РФ, в первую очередь в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, должны быть разработаны региональные программы, направленные на реализацию инвестиционных проектов и учитывающие наличие потребности в работниках. Согласно распоряжению Правительства РФ о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, новые меры стимулирования предполагается разработать для Сибири и Дальнего Востока, которые испытывают отток населения, а также в приграничных районах, в особых экономических зонах и в регионах, где реализуются крупные инвестиционные проекты или развиваются инновационные кластеры. С целью создания более привлекательных условий для переезда, гражданам выдаются компенсационные и иные выплаты.

Говоря о мотивации и стимулирования населения к труду, не стоит упускать из внимания государственную программу, которую называют «2020»: Программа создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в стране до 2020 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что в ближайшей перспективе, к 2020 году, надо создать и модернизировать 25 млн. рабочих мест. При этом Президент отметил то, что у страны есть ресурсы для решения этой амбициозной и трудной задачи, государство может помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». В Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству можно выделить следующие задачи: создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году и увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

Необходимо отметить, что в современных условиях необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает никаких сомнений, поэтому для поступательного социально-экономического развития России и ее регионов исполнительным органам власти, прежде всего на местах, следует проводить более активную политику в этой сфере.

> РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

Основные направления государственного регулирования рынка труда в России

В России регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности государства. Идет поиск оптимальных, отвечающих целям государственной социальной политики моделей регулирования. Сложности обусловлены в целом неопределенностью общей стратегии экономического развития.

В федеративном пространстве России не может успешно применяться единая политика на общенациональном рынке труда. Специфика региональных и локальных рынков слишком велика, поэтому в каждом регионе необходимо учитывать особенности при решении данных задач. Современное государственное регулирование рынка труда в России — это комплекс экономических, административных, организационных мер.

Вмешательство государства осуществляется как мерами прямого воздействия (программы создания рабочих мест, программы в области образования, подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве), так и мерами косвенного (экономического) воздействия. К экономическим мерам можно отнести помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление госзаказов, организацию общественных работ. Сюда же относятся меры по налоговому регулированию, воздействие на заработную плату.

К основным направлениям государственного регулирования рынка труда в России относятся:

  • — совершенствование нормативной правовой базы;
  • — социальное партнерство;
  • — содействие занятости;
  • — профориентация и психологическая поддержка безработных граждан, развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;
  • — социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • — содействие территориальной мобильности рабочей силы;
  • — социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Совершенствование нормативной правовой базы выражается в основном в разработке положений, направленных на совершенствование базового для политики регулирования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации.

Социальное партнерство — это сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений. Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого становится коллективный договор, отражающий вопросы занятости, организации и оплаты труда работника на предприятии и в обществе и дополняющий государственную систему регламентации трудовых отношений. Правительство, администрации субъектов РФ обеспечивают правовую основу переговорного процесса и выполняют роль третейской стороны в разрешении возникающих конфликтов.

Нормативно-правовую базу развития социального партнерства в России обеспечивают Трудовой кодекс Российской Федерации, Законы «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «О коллективных договорах и соглашениях».

Стратегическим направлением формирования партнерских отношений в России признано заключение трех- и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях управления — Генерального, отраслевого (тарифного), профессиональных, территориальных и коллективных договоров.

Основа складывающейся системы социального партнерства — это заключаемые один раз в два (или три) года Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. Необходимость развития социального партнерства вызвана массой проблем и неурегулированных отношений на рынке труда, неразвитостью партнерских отношений. Интересы работодателей все еще выражают федеральные структуры (отраслевые министерства, концерны), а не ассоциации представителей работодателей или союзов собственников. Профсоюзы концентрируют свою деятельность на распределительных функциях, а также на организации акций протеста.

В развитых странах механизмы и методы социального партнерства применяются не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных групп, слоев пересекаются в одной сфере. Социальное партнерство — новый для страны способ разрешения трудовых проблем. Теперь, по примеру западных стран, расширены права профсоюзов в области заключения и ведения коллективных договоров, участия в разрешении трудовых споров, заключения отраслевых соглашений и т. п.

Трехсторонняя комиссия, заслушав все стороны, может в соответствии с законодательством давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно-правовых правил в своей области, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и страхования, охраны труда. Механизмы социального партнерства охватывают социально-трудовые вопросы и на более низком административном уровне. Трехсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, в городах.

Содействие занятости населения осуществляется в следующих направлениях: обеспечение функционирования рынка труда и содействие в трудоустройстве; содействие развитию малого предпринимательства; организация общественных работ. Эти направления в политике государства имеют целью снижение напряженности на рынке труда, недопущение угрозы возникновения массовой безработицы, формирование эффективной структуры занятости в России. Главное в этой работе — содействие занятости социально уязвимых групп населения. Государственная политика в этом отношении ориентирована на первоочередное регулирование в отдельных регионах и отраслях с высокой концентрацией застойной безработицы.

Селективный подход к различным группам безработных выражается в особом выделении помощи социально уязвимым группам (женщинам, молодежи, инвалидам). Он проявляется в различных формах, а именно:

  • 1. Создание новых рабочих мест. При этом работодатели, создающие новые рабочие места, поощряются государством различными способами. Значительная часть вновь создаваемых рабочих мест, которые финансируются службами занятости, относится к сфере надомного труда. Это места для инвалидов и женщин, имеющих детей. Они могут быть организованы при крупных швейных предприятиях, в организациях бытового обслуживания, в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет бюджетных средств могут создаваться временные рабочие места для инвалидов, молодежи.
  • 2. Квотирование рабочих мест. Эта форма содействия трудоустройству организуется также с помощью льгот и стимулов для предпринимателей за счет бюджетных средств. Квоты могут предоставляться выпускникам общеобразовательных школ, инвалидам, женщинам с детьми. Региональное законодательство в этом отношении разнообразно.
  • 3. Содействие развитию малого бизнеса осуществляется в различных формах. В их числе — центры по подготовке кадров, обучение основам предпринимательства, помощь в организации собственного дела, предоставление кредитов на покупку оборудования. Осуществляется поощрение самозанятости населения: выдача субсидий для открытия собственного дела.
  • 4. Организация общественных работ — это способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Если в промышленно развитых странах существует большой опыт организации общественных работ для безработных, охваченных застойными формами безработицы, то в России ситуация иная. Изучение контингента занятых на этих работах показывает, что в основном это форма вторичной занятости.

Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Потребность в данной форме регулирования вызвана ситуацией, происходящей в ходе социально-экономических преобразований. Так, первичное обучение связано с безработицей среди молодежи, не имеющей профессии.

Повышение квалификации необходимо значительному числу лиц, длительное время не повышавшим свой профессиональный уровень из-за развала ранее существовавшей системы переподготовки кадров и повышения квалификации. Переподготовка обусловлена массовым высвобождением работников, в основном женщин, а также специалистов и организаций военно-промышленных комплексов (ВПК). Это почти всегда связано с полной сменой профессии.

Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам. Признанные безработными граждане получают пособия по безработице, стипендии (обучающиеся профессии), длительно состоящие на учете в органах службы занятости и потерявшие право на пособие — материальную помощь.

Обеспечение безопасности труда, регулирование оплаты труда осуществляется на базе трудового законодательства. Его основой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, трудовые соглашения, выработанные в процессе сотрудничества по социальному партнерству.( http://eclib.net/27/87.html)

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • -программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • -программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • -программы содействия найму рабочей силы;
  • -правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице. (http://studopedia.org/8-158097.html)

Рынок труда.

Рынок труда — система экономических отношений между продавцами и покупателями рабочей силы по поводу купли-продажи рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату. Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос, предложение, конкуренция среди работников и работодателей. В результате действия этого механизма устанавливаются уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы. Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда – это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Рынок труда занимает центральное положение в структуре рыночного хозяйства, выступает своего рода основой, на которой строится вся рыночная система, т.к. без рынка труда практически немыслимо оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики. Рынок труда, являясь одним из ведущих компонентов общеэкономического рыночного механизма, выполняет специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения.

Динамика рынка труда характеризуется многими особенностями, основными из которых являются

1. производительность труда наемных работников. Она может значительно изменяться в зависимости от того, насколько оптимально организован процесс труда, и от уровня личной заинтересованности работников в работе.

2. Изменение норм выработки.

3. На рынке труда встречаются собственник средств производства и собственник рабочей силы, между которыми идет торг относительно конкретного вида труда, а также условий и продолжительности использования работника.

4. постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

5. конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места. В этой борьбе побеждает тот, кто может обеспечить своим трудом собственнику капитала больше прибыли.

В целом динамика рынка труда определяется спросом на труд и предложением труда. Спрос на рынке труда зависит от:

1. Спрос на товары и услуги.

2. налоговая политика.

3. величина спроса на товары и услуги, производимые работниками;

4. уровень цен на ресурсы труда, т. е. уровень заработной платы;

5. степень заменяемости капитала трудом в процессе производства;

6. фаза экономического цикла: в фазе подъема спрос на трудовые услуги растет, в фазе спада — сокращается;

7. сложившаяся экономическая конъюнктура увеличивает или сокращает спрос на трудовые услуги;

8. НТП с одной стороны, создает предпосылки для высвобождения части работников или предъявляет новые требования к их структуре и качеству, что сопровождается сокращением занятости, а с другой — вызывает спрос на работников новых профессий и специальностей;

9. ситуация, при которой объединения работодателей действуют как монопсонии при покупке трудовых услуг, ограничивая спрос на них для снижения ставок заработной платы.

10. Деятельность профсоюзов.

Предложение на рынке труда зависит от:

1. демографические факторы (рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастная структура), предопределяющие численность населения;

2. миграция трудоспособного населения иммиграция трудоспособного населения. В Россию в 1990–1999 гг. въехало только из бывших республик СССР 7517 тыс. человек. Кроме официально зарегистрированных иммигрантов многие сотни тысяч иммигрировали нелегально; Эмиграция ведёт к сокращению предложения рабочей силы, как правило, более способной и профессионально подготовленной.

3. уровень заработной платы;

4. альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

5. уровень экономической активности различных демографических и этнических групп трудовых ресурсов. Вовлечение женщин в оказание трудовых услуг значительно увеличило предложение рабочей силы на рынке труда;

6. пенсионный возраст: более ранний выход на пенсию сокращает объемы предложения трудовых ресурсов, более поздний выход на пенсию увеличивает объемы предложения трудовых услуг;

7. мобильность в смене рода занятий, зависящая как от уровня профессионально-квалификационной подготовки работников, так и от возможности их переподготовки;

8. Не денежные факторы (сложность, престижность труда, условия труда безопасность, гарантии занятости, гарантии профессионального роста продолжительность рабочего дня, от которой зависит желание к сверхурочной работе)

9. Социальные факторы, уровень социального партнерства, Роль психологических факторов, активность профсоюзов, уровень государственного социального патронажа (действия профсоюзов как монопольных продавцов трудовых услуг, нацеленные на ограничение предложения с целью повышения ставок заработной платы).

10. Природно-географические факторы (обжитость территории)

11. организационные факторы, агентства по трудоустройству, биржи труда.

12. Институциональные факторы, которые предполагают качество трудового законодательства, уровень активности профсоюзов и союзов предпринимателей.

Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

В результате взаимодействия спроса на труд и его предложения устанавливаются ставки заработной платы. На макроуровне всегда происходит конфликт между трудом и капиталом в распределении национального дохода. Следовательно, рынок труда несовершенен, поскольку,

например, полная занятость предполагает наличие так называемой «естественной безработицы», возникающей вследствие превышения предложения труда над спросом на него. Различают две основные функции рынка труда: 1. экономическую; ее заключается в обеспечении оптимального процесса воспроизводства трудоспособного населения. 2. социальную. Она состоит в обеспечении высокого уровня жизни и качества работников и их семей.

Классификация рынков труда.

1. Пространственная сфера. региональные, местные, национальные рынки, мировой рынок труда. Рынки труда мегаполисов, где складывается особый режим

2. Временной параметр. Текущий и перспективный/прогнозный рынок труда.

3. степень ограничения конкуренции. Конкурентный, монопольный (монополия профсоюзов), монопсонический (монополия работодателей).

Характеристика

1. по критерию предложения спроса и соотношения труда. Равновесный, сбалансированный. Дефицитный, избыточный.

2. По критерию этапности. Формирующиеся и зрелые рынки труда.

Особенности российского рынка труда.

1. Недооценка квалифицированной, высококвалифицированной рабочей силы.

2. Несбалансированность в региональном отраслевом и профессионально отраслевом аспектах. Размещение производства, ресурсные базы, население на территории России крайне неравномерны (Кавказ, юг России, крупные города).

3. Продолжающиеся процессы разгосударствления экономики, которые усиливают позиции частного сектора., предъявляющего достаточно высокие требования к рабочей силе.

4. Структурные сдвиги в целом в экономике страны, в пользу сферы услуг и высокотехнологичного сектора.

5. Психология российского работника, ориентированная на государственную защиту от безработицы.

6. Высока доля скрытой безработицы (вынужденные отпуска, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).

7. Противоречивое влияние миграционных процессов на состояние российского рынка труда (статистика по эммиграции и иммиграции).

Процессы, происходящие на рынке труда, исследовали классики экономической теории А. Смит и Д. Рикардо, а также К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Кейнс. Были рассмотрены различные модели саморегулирования рынка труда.

Классическая модель рынка труда, (Рикардо, Милль, Маршалл, Пигу), исходит из того, что рыночной экономике присуща полная занятость. Поэтому государство не должно вмешиваться в процессы на рынке труда. Согласно этому подходу, безработица носит добровольный характер, поскольку связана с нежеланием работников трудиться за недостаточно высокую, по их мнению, заработную плату. Главным фактором борьбы с безработицей выступает снижение заработной платы.

Кейнсианская модель предлагает иную трактовку механизма функционирования рынка труда. По мнению Кейнса, ставка заработной платы является жесткой величиной. Спрос на труд зависит не от уровня заработной платы, а от объема производства в обществе, который, в свою очередь, определяется величиной совокупного спроса. Увеличение спроса на рабочую силу является результатом мероприятий государства, стимулирующих рост совокупного спроса в стране.

Монетаристский подход (Фридмен). с позиций данного направления, рынок труда так же не сбалансирован, а основным регулятором выступает денежно-кредитная политика. Наиболее актуальным выступает соответствие фактической занятости и полной занятости. На рынке труда в качестве основных субъектов выступает средний и крупный бизнес, мелкие фирмы в т.ч. ИП, а так же государство. С другой стороны субъектами выступают отдельные работники и профсоюзы, в целом конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми работниками. Рынок труда образует ядро экономической системы.

Безработица.

Безработица — это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. Равновесие на рынке труда достигается в том случае, когда спрос на труд равен предложению труда. Полная занятость не означает, что все трудовые ресурсы заняты в производстве ВВП. Какая-то часть трудовых ресурсов не хочет работать при данном уровне заработной платы — добровольная безработица; какая-то часть трудоспособного населения выбирает наилучшее место работы — естественная безработица. В западной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на группы:

1. занятые, к ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;

2. безработные, в эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут. Согласно определению Международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места;

3. экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу), к нему относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать;

4. экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто либо занят, либо не имеет работы.

Экономическая наука в зависимости от причин выделяет следующие основные формы безработицы:

1. Фрикционная безработица – это безработица, связанная с краткосрочным периодом поиска новой работы по инициативе самих работников, которые ищут для себя более подходящее место занятости. С ростом благосостояния размер этой безработицы может возрастать, а для ее снижения необходимо развитие информации о рабочих местах. Полная занятость в экономике предполагает существование фрикционной безработицы. особенность фрикционной безработицы заключается в том, что работу ищут готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной подготовки и классификации. Основная причина существованияфрикционной безработицы – несовершенство информации (сведений о наличии свобондых рабочих мест). К фрикционным безработным относятся люди:

· Уволенные с работы

· Уволившиеся по собственному желанию

· Ожидающие восстановления на прежней работе

· Нашедшие работу, но ещё не приступившие к ней

· Сезонные рабочие (работа не в сезон)

· Впервые и вновь появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике новым уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

2. Структурная безработица, обусловленная структурными изменениями в производстве и, как следствие, несоответствием спроса и предложения на рынке труда в отраслевом, квалификационном, региональном отношениях. Определенное количество структурно безработных также допустимо при полной занятости.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

И структурная и фрикционная безработицы связаны с поисками работы и поэтому относятся к безработицам поиска.

3. Циклическая безработица – это безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономичес-кого цикла. Низкий спрос на труд, низкий уровень совокупных расходов в экономике. Она носит «вынужден-ный» характер и превышает естественный уровень безработицы. на сегодняшний день США=9 %, Франция 9,9%, Германия5,1%, Япония 4,1%, Россия 6% Uц= Uф- U*

Скрытая безработица проявляется – неполный рабочий день, неполная рабочая неделя внеочередные отпуска, проявляется система поделённых рабочих мест. Добровольная б-ца – наличие безработных при условии свободных рабочих мест. институциональная б-ца – связана с деятельностью рыбочных и государственных инстутутов (величина пособий по безработице, налоги на доходы).занятость система экономических отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности. К занятому населению относят – работающие по найму, предприниматели, частично занятые студенты, военнослужащие (контракт), лица свободных профессий (журналист, писатель). Занятость – полная и фиктивная занятость. Полная занятость – каждый желающий, имеющий возможность работать получают вакансию. Эффективная – распределение по отраслям и сферам деятельности в соответствии с уровнем знаний, проф.подготовки и квалификации. Изменения в структуре занятости на современном этапе. 3 долгосрочные тенденции:1. Сокращение численности занятых в с\х (техника, нежелание молодежи). 2. рост занятости в наукоемких высокотехнологичных секторах экономики (хим.промышленность, приборостроение).3 рост занятости в сфере услуг (70-80%). В 60 г. 20 века Фридмен, Фелпс выдвинули теорию полной занятости и естественного уровня безработицы. полная занятость складывается на 94-96%. Естественный уровень безработицы – это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (соответствует потенциальному ВВП. норма безработицы определяется – U*= F* (безработные, для которых имеются свободные рабочие места)\R (экономически активное население). На величину естественной безработицы влияет ряд факторов – демографический, структурные сдвиги, сложившийся минимум заработной платы, деятельность профсоюзов. текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами. Важную роль в управлении естественной безработицы играет циклическая безработица. Циклический разрыв Y* (потенциальный объем производства в условиях полной занятости)-Yф (фактический объем производства).

Социально-экономические последствия безработицы:

1. замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;

2. лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

3. сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;

4. устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Потери ВВП из-за отклонения фактической безработицы от ее естественного уровня исследованы американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потен-циальные потери, связанные с циклической безработицей. «Если фактичес-кий уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отста-вание фактического ВВП от потенциального составляет 2–2,5%-коэффиц-иент Оукена». В условиях полной занятости объем производства равен Y0, а норма безработицы U0. Если занятость будет снижаться, а безработица рас-ти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отра-жает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы. (Y*-Yф)\Y*=L(uф-u*), где Y* — потенциальный объем производства в усло-виях полной занятости; Y — фактический объем национального производст-ва: uф — фактический уровень безработицы (выпускается объем Y); u* — естественная норма безработицы (выпускается объем Y*); L — коэффициент Оукена. В состоянии полной занятости Y*-U* объем производства равен Y*, а норма безработицы — u*. Если занятость снизится, то объем производства сократи-тся до Y1, а фактический уровень безработицы составит u1, если просходит дальнейшее снижение занятости то V произ-водства снижается до Y2. Следовательно, точка A лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка B. Сдвиг кри-вой Оукена происходит в двух случаях: 1) при изменении величины национального дохода при полной занятости Y* (при увеличении Y* кривая смещается вверх, при уменьшении — вниз); 2) при изменении нормы естественной безработицы u* (при увеличении u* эта линия сдвигается вправо, при уменьшении — влево).

Гистерезис безработицы.предполагает неспособность некоторых макроэкономических переменных возвращаться к своим первоначальным значениям после того, как причина их изменения устранена. Предполагает, что временные изменения некоторых переменных приводят к постоянным изменениям у других переменных. Обычно явление гестерезиса рассматривают к рынку труда и деятельности профсоюзов на этом рынке. изменения, которые качественно трансформируют характеристики рабочей силы, приводят к депроффесионализации, развитие институтов теневого рынка. в рамках гистерезиса обнаружена не только прямая зависимость между естественным и фактическим уровнем безработицы, но и обратная зависимость, когда длительное повышение фактической безработицы, может привести к росту естественной. Объяснения причин гистерезиса безработицы. что если уровень безработицы повышается, то он может и не вернуться к исходному значению даже после прекращения действия вызвавших его факторов. вывод, используемый для объяснения явления гистерезиса, состоит в том, что безработные утрачивают часть своих навыков и способностей, составляющих человеческий капитал, так что они уже не могут трудиться даже после прекращения шокового воздействия, вызвавшего рост безработицы. И не могут претендовать на прежние рабочие места (переподготовка)=> Безработица остается на высоком уровне.Профсоюзы обычно добиваются особых благ для своих членов. Например, стремятся к установлению заработной платы выше ее рыночного уровня. Граница между инсайдерами (работники члены профсоюза) и аутсайдерами изменяется в соответствие с динамикой фактической безработицы. если высокая безработица сохраняется в течение длительного времени инсайдеры, лишившиеся работы, становятся аутсайдерами, а профсоюзы перестают заботиться о перспективах их трудоустройства. Поэтому если уровень безработицы повышается в течение длительного времени, профсоюзы устанавливают заработную плату только в расчете на своих еще сохранивших свои места рабочих. В таких условиях часть прироста безработицы может стать перманентной. Гипотеза о гистерезисе, используется как основная при объяснении динамики безработицы в развитых западных странах.

26. Современный рынок труда: понятие, функции, структура, проблемы и решения

Рынок труда – это неотъемлемая часть рыночной экономики, представляющая собой совокупность экономических отношений складывающихся в сфере обмена. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Рынок труда определяет пропорциональность распределения рабочей силы в зависимости от структуры.

Составными компонентами рынка труда являются:

1. Спрос на труд — отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

2. Предложение труда – это общее количество рабочей силы, которое характеризуется численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).

3. Цена рабочей силы является ее заработная плата.

4. Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.

5. Конкуренция является основным механизмом функционирования рынка труда — как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.

Т.о., рынок труда — это специфический вид товарного рынка, отличительной особенностью которого является то, что здесь осуществляется реализация особого рода товара — рабочей силы, или способности человека к труду.

Как экономическое понятие, рынок труда отражает взаимоотношения между владельцами этого товара (наемными работниками), одновременно являющимися и его продавцами, и покупателями (работодателями). Ввиду особой специфики и важности для общества этих взаимоотношений они оформляются юридически в трудовом законодательстве.

Субъекты рынка труда:

— собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);

— наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);

— государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Государству отведена важная роль — как регулятора отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования РЫНОЧНЫХ отношений в этой сфере.

Функции рынка труда

1. Играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей современным потребностям;

2. Регулирующая — обеспечивает распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями и территориями;

3. Миграция трудовых ресурсов — активизирует мобильность рабочей силы;

4. Стимулирующая — стимулирует рост производительности труда.

5. Информационная — дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве рабочей силы, необходимой для производства и др.

Позитивные функции рынка труда реализуются посредством действия его внутренних механизмов, связанных с его функционированием и внутренней структурой.

Факторы, влияющие на динамику рынка труда:

— демографические, включающие в себя количество населения, удельный вес в нем экономически активного населения, его мобильность и др.;

— социальные, к числу которых относятся уровень жизни, социальная структура общества, степень развития отношений социального партнерства и т.д.;

— организационно-правовые, т.е. характеризующие роль государственных учреждений в организации труда и занятости населения, разработанности и качества правовой базы трудовой сферы и предпринимательства и др.

1. Структура (строение) рынка труда исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки.

2. Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

— принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

— систему подготовки кадров;

— систему найма, контрактную систему;

— фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации;

— биржи труда;

— правовое регулирование занятости.

Основные типы рынка труда:

1. Внешний рынок труда (профессиональный) предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда.

2. Внутренний рынок труда основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия, движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

3. Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

1) высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

2) работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

3) работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

4) работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

5) контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

4. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

— через миграцию труда и капитала;

— путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

5. Первичный рынок труда — характеризуется ситуацией, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология и система управления.

6. Вторичный рынок труда – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения и роста профессиональной квалификации, отсутствием профсоюзов.

Причины разделения:

  1. Различия в уровне экономической эффективности управления производством.

  2. Различие в уровне социальной эффективности труда и производства.

Рынок труда — сложная систему отношений, которая подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Сегментация рынка труда – это процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда – это рынок с четко обозначенными частями – сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от различных признаков. Ими могут быть:

— географическое положение,

— демографические характеристики,

— социально-экономические показатели,

— психографические показатели,

— поведенческие характеристики.

Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Виды рынка труда:

1. По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости:

— национальный;

— региональный;

— местный;

— международный рынки труда.

2. По степени зрелости:

— теневой (не регулируемый);

— фрагментарный;

— регулируемый.

3. По демографическим признакам:

— рынок труда молодежи;

— рынок труда женщин;

— рынок труда пожилых трудящихся.

4. По профессиональным признакам:

— рынок труда учителей, врачей, экономистов, менеджеров и т.д.

5. По характеру социально-трудовых отношений:

— профессионально открытые рынки;

— внутренне закрытые рынки (ограниченные рамками 1 предприятия).

В реальной экономической жизни на формирование рынка труда воздействуют факторы:

— демографические процессы;

— степень и особенности трудовой экономической активности социально-демографических и этнических групп населения;

— процессы миграции;

— деятельность Правительства на рынке труда;

— спрос на рабочую силу, зависящий от состояния экономической конъюнктуры.

Специфика формирования рынка труда в России

Специфика формирования рынка труда в России в очень большой мере определяется широко распространенным и внедренным в сознание многих поколений россиян трудовым менталитетом. Он, в частности, проявляется в весьма жестко закрепленном массовом сознании стереотипе уверенности людей, в основном средних и старших возрастов, в обязанности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека, в психологическом неприятии состояния безработицы. Велико влияние в этом аспекте и фактора уравнительной, «общинной» психологии.

Отсюда — известная инертность населения, неподготовленность к самостоятельному, активному решению проблем занятости, отсутствие соответствующего индивидуального опыта, навыков действий, связанных с поиском нового места работы.

Наконец, весьма важной специфической особенностью России, влияющей на формирование национального рынка труда, является пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещения населения. Например, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, занимают 64% территории РФ, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие — на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения. Учет этих обстоятельств крайне необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработки эффективных управленческих механизмов в области занятости.

Основные факторы формирования российского рынка труда

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведения обследований населения), российский рынок труда во многом еще не сложился, в нем слабо действуют рыночные регуляторы и движущие силы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина — сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов.

Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, — существование многих градообразующих предприятий. Их в настоящее время в России насчитывается более 400, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности.

Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных, с точки зрения сбыта продукции, отраслей (угольная промышленность, частично сельское хозяйство и легкая промышленность). Другим аспектом несбалансированности рынка труда является завышенная потребность населения в рабочих местах в силу низких доходов и отсутствия денежных накоплений (количественный аспект), а также обусловленный такой потребностью повышенный приток на рынок труда лиц пенсионного возраста, женщин с детьми, что ухудшает состав занятых, и несоответствие профессионально-квалификационных характеристик экономически активного населения структуре рабочих мест и тенденциям ее изменения (качественный аспект).

В современный период перехода к рыночной экономике рынок труда в России неоднороден. Его можно подразделить на «открытый» и «скрытый».

Открытый рынок труда состоит из официально организованной и неофициальной частей, охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторе. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Федеральной службе занятости, и ученические места — в системе формального профобразования. Неофициальная часть — учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не пользуются услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Их взаимоотношения осуществляются путем прямых контактов с работодателями и различного рода посредническими негосударственными структурами.

Скрытый рынок труда — это работники, сохраняющие статус занятых на условиях договора или контракта, но имеют большую вероятность потерять работу, а также избыточный резерв рабочей силы на предприятиях в предкризисный период.

Психологическая неподготовленность к происходящим переменам работников и работодателей породили ситуацию, когда при относительно незначительном росте открытого рынка труда происходит колоссальное непропорциональное увеличение объема скрытого труда. Они соотносятся на сегодня как 1:5.

Правительство стремится минимизировать рамки официального рынка труда в условиях, когда ограничены возможности финансовой и материально-технической базы. Оно пытается переложить часть функций по смягчению социальных последствий перехода к рынку на администрацию предприятий и трудовые коллективы. Последние используют для этого разнообразные методы: сохранение рабочего места с временной приостановкой оплаты труда или частичной выплатой заработной платы, организация переподготовки кадров на производстве и т.д.

Вследствие недостаточного со стороны государства регулирования процессов общественного воспроизводства (создания новых рабочих мест, структурной перестройки, стимулирования мелкого производства, закрытия нерентабельных предприятий) объем скрытого рынка увеличивается и носит застойный характер.

В условиях дальнейшего спада производства и падения уровня жизни населения в любой момент может произойти спонтанный выброс рабочей силы со скрытого рынка труда и переполнение ею открытого в силу неподготовленности инфраструктуры последнего к обеспечению людей работой, возможностью переобучения или получения пособия.

Российскому рынку труда присуще явление вторичной занятости. Одной из причин вторичной занятости является низкий уровень жизни населения. Вторичная занятость наиболее характерна для мужчин, работников более молодых возрастов, а также лиц с более высоким образовательным уровнем, т.е. для работников с повышенной профессиональной и трудовой мобильностью.

Сравнительно невысокая доля занятых дополнительной работой объясняется ограниченными возможностями многих желающих увеличить свой доход. Около 40% занятых не в состоянии работать дополнительно в силу ряда причин: отсутствие свободного времени, психофизиологического потенциала, стартового капитала, знаний, образования.

В качестве фактора, предопределяющего характер и формы занятости работников, их трудовую активность, выступает трудовая мотивация, отношение к труду.

Структура мотивации в последнее время изменилась: уменьшилась доля работников с высоким уровнем мотивации, которая характерна в основном для высококвалифицированных специалистов, значительно увеличилась доля работников, рассматривающих труд как источник средств к существованию (около 60%). Однако экономические реформы влияют на мотивацию труда не столь однозначно: несмотря на негативные изменения в структуре мотивации труда, значительно расширились возможности самореализации и проявления самостоятельности. Причем повышение инициативы характерно на только для собственников предприятий, но и для миллионов участников малого бизнеса. Проявление повышенной социально-экономической и трудовой активности в большей степени характерно для сферы торговли и обслуживания. Рост трудовой активности и изменение мотивации труда являются одной из важнейших причин, снижающих негативные последствия социально-экономического кризиса.

Основными причинами повышения трудовой мотивации граждан являются: во-первых, появление сфер деятельности, где можно больше заработать. Во-вторых, увеличение трудовой активности связано с появлением возможности иметь дополнительный доход, который можно без труда реализовать в отсутствии товарного дефицита. Низкий уровень жизни, в том числе неразвитость сферы услуг, является третьей причиной изменения трудовой активности населения. Однако, несмотря на снижение уровня жизни, даже обнищание части населения страны за последние годы, трудовая активность населения в целом по стране остается невысокой.

Наиболее бедные слои населения, не проявляют стремления к росту трудовой активности из-за наличия объективных факторов: ограниченной трудоспособности (особенно характерной для лиц предпенсионных возрастов), сложности совмещения работы с воспитанием детей — что присуще многодетным, а также неполным семьям.

Что касается среднего класса, то повышение его трудовой активности регламентируется, с одной стороны, недостаточностью образовательного и профессионального уровня, не соответствующих спросу на рынке труда, отсутствием накоплений, необходимых для обеспечения самозанятости, психологической неподготовленностью. С другой стороны, — отсутствует личная материальная заинтересованность в связи с несоответствием размера заработной платы стоимости издержек воспроизводства рабочей силы.

Развитие рынка труда Российской Федерации

В целях развития рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:

  • · формирование механизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных программ содействия занятости населения;
  • · осуществление комплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
  • · использование информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства.

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

Становлению полноценного рынка труда в России препятствует ряд причин:

  • · Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.
  • · По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы («институт прописки», в настоящее время — регистрации по месту жительства).
  • · Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.
  • · Экономика все еще остается высоко монополизированной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.
  • · Низкий по отношению к развитым странам уровень производительности труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *