Реорганизация МУП в ООО

В пункте 2 статьи 13 Закона о приватизации устанавливаются некоторые условия применения способов приватизации.

Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 Закона о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об открытых акционерных обществах», минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО) должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого акционерного общества (ЗАО) — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

При этом статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ) производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исходя из приведенных выше норм законодательства в настоящее время минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО) составляет 100 000 рублей, закрытого акционерного общества (ЗАО) — 10 000 рублей.

Следовательно, те предприятия, уставный капитал которых превышает 100 000 рублей в процессе приватизации подлежат обязательному преобразованию в ОАО.

Кто может, а кто должен стать ООО

Как сказано выше, с 26 июля 2011 года унитарное предприятие может быть преобразовано не только в открытое акционерное общество (ОАО), но и в общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Однако законодательством возможность преобразования в ООО предусмотрена не для всех приватизируемых предприятий. Приватизация путем преобразования в ООО возможна при условии, что один из показателей унитарного предприятия, приведенных в пункте 2 статьи 13 Закона о приватизации, не превышает предельных значений, установленных для субъектов малого предпринимательства Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Приведем перечень указанных показателей:

  • средняя численность работников;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС), определенные за предшествующие приватизации три календарных года;
  • сумма остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату.

Чтобы определить, каковы же предельные значения, при которых применим способ приватизации путем преобразования в ООО, обратимся к статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Согласно пподпункту 2 пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, малыми признаются предприятия, средняя численность работников которых составляет до 100 человек включительно; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС) установлена для малых предприятий в размере 400 млн. рублей ( в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 № 556). Предельные значения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для субъектов малого предпринимательства законодательством в настоящее время не установлены./p>

Из приведенных норм можно сделать вывод, что приватизация путем преобразования в ООО применима для унитарных предприятий с уставным капиталом, превышающим 100 000 рублей, средней численностью до 100 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не больше 400 млн. рублей.

Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия (см. письмо Минэкономразвития России от 20 января 2011 г. № Д05-166).

Надо отметить, что для ряда предприятий законодательством исключена возможность выбора будущей организационно — правовой формы в процессе приватизации.

Так, согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации, если размер уставного капитала приватизируемого предприятия (определенный в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации), ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), установленного законодательством Российской Федерации, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется только путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Полезная информация

Методологические аспекты отражения хозяйственных операций, связанных с приватизацией предприятий, разъяснены в письме Минфина России № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» и применяются в части, не противоречащей более поздним нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГУП В ООО

Директор ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Владимир Вдовин на приёме у Путина

Унитарные предприятия

возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Формирование имущества, создаваемого юридического лица возможно только за счет имущества реорганизуемых юридических лиц.

Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

В случае реорганизации унитарных предприятий в форме присоединения договор о присоединении не заключается.

— о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение;

— о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.

Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о реорганизации является основным документом для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности реорганизуемого общества.

Проводится инвентаризация имущества и обязательств реорганизуемого предприятия, которая носит обязательный характер.

Составление передаточного акта или разделительного баланса, на основании которого один хозяйствующий субъект передает другому имущество и обязательства.

В случае, если дебиторская и кредиторская задолженности касаются одного контрагента, то ее рекомендуется передавать одному из правопреемников.

· первичные учетные документы по материальным ценностям и иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

· о вновь возникших организациях в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования,

· о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и так далее.

Реорганизация ГУП

Поэтому оспариваемые действия государственного органа по проведению приватизации, по мнению суда, не были основаны на законе (постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А40-47610/11-121-352).

В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов предприятия.

Для проведения приватизации составляется передаточный акт. Его утверждает орган, который отвечает за проведение реорганизации предприятия.

Задолженность все равно придется оплатить, поскольку она переходит к правопреемнику независимо от отражения ее в передаточном акте.

Кассационный суд пришел к выводу, что взыскание с ОАО «Д.» процентов по задолженности преобразованного юридического лица правомерно.

Для отдельных предприятий предусмотрен особый порядок определения состава их активов, которые подлежат приватизации.

Имущество, которое не попало в состав подлежащих приватизации активов предприятия, изымает собственник.

Предприятие не вправе передать своему правопреемнику имущество, которое не может находиться в частной собственности, например, причал (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 г. по делу № А56-72348/2011).

Пошаговая инструкция по реорганизации ООО

В свою очередь самым не простым из изменений, которые может понадобиться зарегистрировать в ФНС является реорганизация юридического лица.

Форма заявления, уведомления или сообщения (далее – заявление 12003) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами

Используя программу ППДРЮЛ, вам необходимо достоверно внести все данные и на выходе получите готовую форму заявления.

В 2013 году были утверждены новые формы заявлений используемых при регистрации юридических лиц .Правильно заполнить заявление 12003 вам помогут требования по заполнению форм заявлений.

Здесь нужно указать в связи с чем представляется данная форма. Выбираем либо 1 – принятие решения, либо 2 – отмена ранее принятого решения.

Этот раздел не заполняется в случае реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

Е-mail необходимо обязательно заполнить в случае, если при подаче заявления используется электронная подпись.

3. Подпись учредителя. Вариантов оформления Решения/Протокола множество, поисковые системы интернета вам в помощь.

Решение/Протокол необходимо распечатать в двух экземплярах. Один предоставляется в рег. орган, второй храниться в обществе.

Регистрация юридических лиц, а так же регистрация изменений в ЕГРЮЛ и учредительных документах юридических лиц в г. Москве, осуществляется Инспекцией ФНС России № 46.

МИФНС № 46 по г. Москве располагается на территории комплекса зданий наряду с ИФНС №33, МИФНС № 45,46,47,48,49и 50, в корпусе №3.

Итак, войдя в здание МИФНС № 46 (зал подачи документов № 1), вы увидите перед собой терминалы электронной очереди (похожие терминалы установлены во многих банках и других учреждениях).

при которой одна или несколько организаций прекращают существование в качестве отдельных юридических лиц, и становятся частью компании правопреемника.

  • Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ф. 16003 );
  • Договор о присоединении;
  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа;
  • Лист записи ЕГРЮЛ.

Однако в деловом обороте принято заключать дополнительное соглашения об изменении стороны в договоре в связи с реорганизацией юридического лица.

О бизнесе

Все права на движимое, недвижимое и другое имущество остаются у его собственника, само предприятие получает его лишь во временное владение.

На практике, унитарные предприятия представлены объединениями лиц, состоящими из руководителя УП и коллектива служащих/рабочих.

Есть ли практика перехода муниципального унитарного предприятия в акционерное общество? Если ли вообще такая возможность? Как построить этот процесс?

    определяет состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия в передаточном акте.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;

4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия является основанием для увольнения.

Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.

Процедура и формы реорганизации

В отношении федерального государственного унитарного предприятия полномочия по принятию решения о реорганизации и ее проведению принадлежат Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление в соответствующей отрасли (сфере управления) в пределах, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96.

По решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом должен быть назначен орган, на который возлагается осуществление действий по реорганизации предприятия (например, территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, комиссия по реорганизации) Захарьин В.Р., Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в открытое акционерное общество //Консультант бухгалтера, N 4, апрель 2006 г.. При осуществлении реорганизации соответствующий орган публикует в средствах массовой информации сообщение о реорганизации государственного унитарного предприятия, порядке и сроках заявления требований кредиторов, изымает печати, штампы и подлинники регистрационных документов унитарного предприятия. Одновременно письменно уведомляют кредиторов и дебиторов унитарного предприятия о его реорганизации, при этом актами оформляется сверка кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого предприятия. Кроме того, о проведении реорганизации предприятия должен быть уведомлен налоговый орган и письменно ознакомлены с данным решением работники этого предприятия.

В ходе реорганизации предприятия проводится инвентаризация основных средств и малоценного инвентаря, подготавливается промежуточный баланс, актами оформляется приемка — передача документов по кадровому составу реорганизуемого предприятия (трудовые книжки, лицевые счета по заработной плате, техническая и другая документация длительного пользования).

Комиссия по реорганизации готовит также передаточный акт и представляет его на утверждение Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. В статье 59 ГК РФ применяется понятие «передаточный акт», тем не менее на практике используется термин «акт приемки — передачи имущества». Можно предположить, что разница в названиях этих документов не подразумевает различий в их юридическом статусе.

Заключительными действиями процедуры реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования, присоединения, слияния являются исключение реорганизованного предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц, снятие с учета в органе по статистике индивидуальных кодов предприятия (ОКПО) и, наконец, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.

При реорганизации унитарного предприятия вносятся необходимые изменения в устав и Единый государственный реестр юридических лиц. Предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Исключение составляют случаи реорганизации предприятия в форме присоединения к нему другого юридического лица. При этой форме реорганизации предприятие считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ существуют пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. В отношении унитарных предприятий применяются все указанные формы реорганизации, однако некоторые из них имеют специфическую реализацию (например, преобразование таких юридических лиц, как унитарные предприятия, является одновременно и приватизацией, а процедура преобразования регулируется законодательством о приватизации).

Реорганизация унитарных предприятий может происходить в форме слияния. В этом случае прекращается самостоятельное существование сливающихся предприятий и на их основе создается новое унитарное предприятие. Для осуществления реорганизации унитарного предприятия в форме слияния в некоторых случаях обязательно выполнение требований специальных норм антимонопольного законодательства.

Так, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 499. предусматривает необходимость согласия МАП России или его органа на слияние (а также присоединение или преобразование) юридических лиц в тех случаях, когда такая реорганизация может привести к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего на рынке доминирующее положение. Обязательное согласование с МАП России требуется при слиянии и присоединении унитарных предприятий, если сумма их активов по последнему утвержденному балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также при ликвидации и выделении унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Исключение составляют случаи, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

В рамках реорганизации унитарного предприятия допускается также слияние нескольких юридических лиц различной организационно — правовой формы (предприятий и государственных учреждений). Результатом такого слияния может быть создание нового унитарного предприятия.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое. «Другое» же юридическое лицо продолжает свое существование. Унитарное предприятие считается реорганизованным путем присоединения, если его права и обязанности перешли к другому юридическому лицу, а само реорганизованное в такой форме предприятие прекращается. Наиболее распространенным примером может служить присоединение одного унитарного предприятия к другому в качестве филиала, поскольку территориально объединить имущество двух унитарных предприятий в едином комплексе зачастую невозможно. При этом соответствующие изменения вносятся в устав унитарного предприятия, к которому присоединено реорганизованное предприятие.

Вместе с тем нельзя смешивать реорганизацию в форме слияния, при котором объединение юридических лиц приводит к образованию нового юридического лица, и реорганизацию в форме присоединения, в результате которого одно юридическое лицо (или несколько лиц) прекращается, а образования нового не происходит.

Реорганизация унитарного предприятия в форме разделения происходит, когда на базе реорганизуемого юридического лица, прекращающего существование, возникают новые унитарные предприятия. Новые юридические лица являются правопреемниками прекратившегося лица в соответствии с разделительным балансом. Правопреемство фиксируется также в уставах новых унитарных предприятий.

При реорганизации унитарного предприятия в форме выделения возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Целесообразность такой формы реорганизации продиктована повышением рентабельности крупных предприятий.

Реорганизация унитарных предприятий может происходить в форме их преобразования в иную организационно — правовую форму. Наиболее характерным и актуальным примером преобразования унитарных предприятий является их акционирование в порядке приватизации государственного и муниципального имущества Щелчков О.И. Приватизация предприятий: законодательство и проблемы судебно — арбитражной практики // Хозяйство и право No. 11, 1995..

Порядок преобразования унитарных предприятий с изменением формы собственности закрепленного за ним имущества регулируется законодательством о приватизации, в частности нормами Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3595..

В соответствии с законодательством решение о приватизации принимается Правительством РФ и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в рамках компетенции указанных органов. Для проведения преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества создаются комиссии по приватизации государственного имущества.

С точки зрения объема правоспособности унитарного предприятия, в отношении которого принято решение о преобразовании в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности, важно отметить, что до момента его государственной регистрации предприятие не вправе без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов на дату утверждения его последнего балансового отчета. Кроме того, не допускается совершение государственным или муниципальным унитарным предприятием сделок с недвижимым имуществом, а также увольнение более чем 10% численности работников указанного предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, и до момента государственной регистрации такого общества.

Необходимо отметить, что при проведении приватизации происходит смена собственника имущественного комплекса унитарного предприятия и в силу ст. 114 — 115 ГК РФ оно не может далее существовать в организационно — правовой форме унитарного предприятия.

Реорганизация муниципальных предприятий как способ приватизации

Общую характеристику термину дает статья 57 ГК РФ. Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.

Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:

  1. Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
  2. Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
  3. Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.

Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Особенности правового статуса Муниципальное предприятие Общество с ограниченной ответственностью
Управление и распоряжение активами МУП не признается собственником вверенного имущества. Без специального одобрения предприятия могут отчуждать только движимые вещи. Продавать, передавать в залог или аренду недвижимость без одобрения местных чиновников нельзя (ст.18 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Это существенно ограничивает коммерческую активность. Каждая крупная сделка требует длительного согласования Фирмы являются полноправными собственниками основных средств. Руководитель наделен широкими распорядительными полномочиями. Только крупные сделки одобряются собранием учредителей. При этом созывать собственников разрешено вне утвержденного графика (глава 3 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Сфера деятельности Предприятие обязано работать по направлениям, указанным в уставе. Оперативно переориентироваться на экономически перспективные сегменты объединение не может. Задания ставит местная администрация, а прибыль далеко не всегда является главной целью (ст. ст. 2, 3 и 9 закона 161-ФЗ от 14.11.02.) Сфера хозяйственной деятельности закрепляется в уставе ООО. В документе используют общие формулировки, охватывающие сразу несколько отраслей. Для реализации принципиально новых проектов собственникам достаточно вынести решение. Директору остается лишь зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ (ст. 12, 13 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Отчетность Статья 27 закона № 161-ФЗ обязывает публиковать бухгалтерский баланс и прочие документы предприятия в открытых источниках Отчетность не публикуется

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.

Порядок действий

Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01. Процедура проводится поэтапно.

Стадия реорганизации Характеристика Примечание
Составление прогнозного плана Подготовительным этапом перевода муниципальных предприятий в частную собственность является планирование. Местные власти утверждают перечень объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Иногда прогнозный план разрабатывают на период в несколько лет. В текст включают основные направления приватизационной политики, способы, порядок оценки имущества и информационного обеспечения процесса. Обязательной является характеристика объектов. В перечне указывают официальное наименование предприятий, совокупную площадь недвижимого комплекса, его местонахождение и балансовую стоимость При разработке документа местные чиновники опираются на правительственные правила № 806 от 26.12.05. Примером может служить постановление городской администрации Екатеринбурга № 2186 от 03.11.16
Формирования правового базиса Следующим шагом становится издание распоряжений организационного плана. Местная администрация должна определить орган, ответственный за приватизацию муниципального имущества. В обязательный пакет документов входят распоряжение о привлечении аудиторов, решение о начале реорганизации предприятия в хозяйственное общество и приказ о предоставлении передаточного акта. Отдельные поручения выдают руководителям МУП. Директорам приказывают провести инвентаризацию, оформить документы на землю, составить промежуточные балансы и списки активов, не подлежащих приватизации Организационно-распорядительный этап осуществляется за счет средств бюджета. Руководитель выполняет поручения на деньги реорганизуемого муниципального предприятия. Последовательность действий утверждается местным нормативным актом. Примером такового может служить решение Думы города Калуги № 73 от 30.05.12
Инвентаризация для приватизации Правила определения стоимости активов установлены ст. 12 закона 178-ФЗ. С этой целью руководителем предприятия формируется специальная комиссия. В инвентарных ведомостях отражают сведения обо всем движимом и недвижимом имуществе, денежных средствах, правах требования и обязательствах. Бесхозные ценности принимают к учету по правилам статьи 225 ГК РФ. В отдельные описи включают арендованные объекты или вещи, переданные на хранение. Непригодные к использованию активы списывают Руководствоваться следует ст. 11 закона № 402-ФЗ от 06.12.11 и методическими указаниями Минфина России № 49 от 13.06.95
Информирование кредиторов и СМИ Комиссия рассылает уведомления контрагентам о предстоящей реорганизации. Деловые партнеры вправе потребовать досрочного исполнения обязательств и покрытия убытков (ст. 60 ГК РФ). Дополнительно сообщение о преобразовании публикуется в открытых источниках Размещение информации в СМИ не освобождает комиссию от необходимости рассылки письменных уведомлений. Порядок закреплен пунктом 7 ст. 29 закона 161-ФЗ от 14.11.02
Аудиторская проверка По итогам расчетов с кредиторами составляется промежуточный баланс. После проставления отметки в налоговой инспекции этот документ передают в администрацию муниципального образования. Он становится основой для определения приватизационной стоимости имущества (п. 2 ст. 11 закона 178-ФЗ). Обязательным условием дальнейшего преобразования является положительное заключение аудиторов. Отчетность оценивают на предмет достоверности и полноты Юридическим базисом этапа становится закон № 307-ФЗ от 30.12.08
Оформление прав на землю Одновременно с предприятием в частную собственность переводят участки. Приватизации подлежит территория, занимаемая объектами недвижимости, а также земли, находящиеся в аренде или бессрочном пользовании МУП. Предоставление участков регистрируется в ЕГРП (п. 1 ст. 131 ГК РФ) Порядок отчуждения земли при приватизации муниципальных предприятий установлен ст. 28 закона 178-ФЗ
Принятие решения По итогам рассмотрения аудиторского заключения и промежуточного баланса местная администрация издает распоряжение о реорганизации в ООО. В документе закрепляют сроки и порядок преобразования конкретного МУП. Утверждению подлежит полный перечень активов, условия их передачи хозяйственному обществу, сроки, способы оплаты, возможность отсрочки, а также иные процедурные аспекты. В течение 10 суток с момента издания акт публикуется в мировой сети. Если собственником хозяйственного общества могут стать частные юридические или физические лица, объявляется стартовая цена. В документе указывается порядок проведения торгов Требования к решению изложены в ст. 14 и 15 закона 178-ФЗ
Составление передаточного акта Правила оформления документа приведены в ст. 11 закона 178-ФЗ. В перечень ценностей, передаваемых правопреемнику, включаются недвижимость, транспорт, имущественные права и прочее. Здесь же указывают оспариваемые сторонами требования (ст. 59 ГК РФ). В акте должен содержаться исчерпывающий список обязательств. Балансовая стоимость активов определяется с опорой на бухгалтерские документы. Земельные участки передаются по кадастровой цене. Форму акта разрабатывают самостоятельно по правилам бухгалтерского учета Размер уставного капитала правопреемника при реорганизации МУП должен быть равен стоимости передаваемых активов. Сумма указывается в передаточном акте (п. 1 ст. 11 закона 178-ФЗ). Имущество, не подлежащее приватизации, изымается собственником
Регистрация ООО Завершающий этап сводится к разработке устава и учредительных документов хозяйственного общества. На пост директора, как правило, назначают экс-руководителя МУП. На его плечи ложится постановка правопреемника на государственный учет. Запись в ЕГРЮЛ вносят на основании заявления Р12001 (распоряжение налоговой службы № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12) Порядок регистрации ООО, созданного в результате реорганизации установлен статьей 15 закона 129-ФЗ от 08.08.01

Коротко о сроках

Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.

  1. Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
  2. Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
  3. Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
  4. Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).

Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).

В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.

Слияние двух и более юридических лиц

Комплекс действий, связанных с завершением деятельности действующими организациями и передачей при этом всех своих прав и обязанностей вновь создаваемому обществу, называется слиянием.

Решение о слиянии организаций может быть принято их участниками или органом, наделенным соответствующими полномочиями.

В ряде случаев, несмотря на принятое решение, такое изменение возможно только с разрешения уполномоченных органов. Например, если общая стоимость активов коммерческих организаций на последнюю отчетную дату превысила 7 млрд или 10 млрд руб. их суммарной выручки от продаж предыдущего года, то их объединение возможно при согласии антимонопольного органа (ст. 27 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

ВАЖНО! В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 64 ФЗ «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ после введения процедуры наблюдения органам управления организации запрещено принимать решения о реорганизации.

В реорганизации могут принимать участие от 2 организаций, даже созданных в разных формах (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Подробнее об изменении правового статуса организаций рассказывается в статье «Реорганизация юридического лица — это…».

Чтобы, например, слиться с организацией другой формы, для начала нужно преобразоваться в форму этой организации. Например, акционерное общество может стать производственным кооперативом (ст. 104 ГК РФ). Но законы могут содержать ограничения на такие преобразования.

Особенности процедуры слияния

Реорганизация в форме слияния предусмотрена гражданским законодательством для всех организаций. При этом они имеют свои особенности:

  • Общества с ограниченной ответственностью.
    Принятие решения о преобразовании, утверждение договора слияния, устава создаваемого общества, а также передаточного акта осуществляется по каждому обществу его участниками.
  • Акционерные общества.
    В каждом обществе советом директоров перед собранием акционеров ставится вопрос о таком преобразовании и избрании членов совета директоров создаваемого лица. Акционерами принимаются такие решения, утверждается договор слияния, передаточный акт, устав.
    ВАЖНО! В случае если уставом создаваемого общества функции совета директоров возлагаются на собрание акционеров, такой совет не избирается.
  • Унитарные предприятия.
    Функции по принятию решения об изменении предприятий возложены на собственников их имущества. Они также утверждают учредительные, иные документы, связанные с реорганизацией.
    При этом слияние организаций допустимо, если имущество таких объединяющихся предприятий находится в распоряжении одного собственника (ст. 29–30 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
  • Некоммерческие организации.
    В отношении бюджетных, казенных учреждений решения о таком преобразовании и его порядке принимаются органами власти, которым подведомственно учреждение.
    Нюансы процедуры слияния могут быть связаны не только с формой организации, но и ее деятельностью (ст. 33 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ, положение «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения», утвержденное Банком России от 29.08.2012 № 386-П).

Правопреемственность при реорганизации

Вновь созданное в процессе слияния лицо принимает на себя все обязательства реорганизованных организаций.

Документом, подтверждающим такое правопреемство, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). В нем отражается переход всех прав, обязанностей к новой организации.

То есть правопреемство осуществляется в отношении всех кредиторов, должников как по существующим обязательствам (включая оспариваемые), так и по тем, которые могут возникнуть, измениться или прекратиться после того, как передаточный акт будет составлен.

К передаточному акту прикладываются:

  • бухгалтерская отчетность;
  • акты инвентаризации;
  • первичные бумаги по материальным ценностям;
  • описи иного передаваемого имущества;
  • расшифровки кредиторской, дебиторской задолженности.

Передаточный акт утверждается лицами, принявшими такое решение, и представляется при регистрации.

В порядке правопреемства к созданному лицу переходят и обязательства по уплате налогов, сборов реорганизованных лиц, а также всех причитающихся пеней, штрафов (ст. 50 НК РФ).

ВАЖНО! Процедура слияния не влияет на сроки исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Излишне уплаченные лицом до реорганизации суммы полежат либо пропорциональному распределению по его иным задолженностям, либо зачету в счет исполнения правопреемником обязанностей по погашению недоимок, а в случае отсутствия долгов — возврату правопреемнику.

Регистрация реорганизованного лица

На подачу заявления о регистрации дается 3 рабочих дня, отсчет которых начинается со дня, следующего за датой принятия решения о слиянии.

Далее организацией, последней принявшей решение о реорганизации (если иное не оговорено сторонами), дважды с разницей в месяц в издании «Вестник государственной регистрации» размещается информация о таких изменениях.

Законом может быть установлена обязанность организации письменно уведомить о своем преобразовании кредиторов.

На регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации, необходимо представить следующие документы (ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • устав;
  • решение о реорганизации;
  • договор о слиянии (если предусмотрено);
  • передаточный акт;
  • документ об оплате госпошлины;
  • документ, свидетельствующий о том, что в пенсионный фонд переданы данные о работниках (в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • о присвоении выпуску акций регистрационного номера и внесении изменений в решение о выпуске облигаций по смене эмитента (для акционерных обществ).

Документы, необходимые для завершения процедуры реорганизации, представляются в регистрирующий орган либо через 30 дней с момента последнего опубликования сообщения в журнале, либо через 3 месяца после внесения в реестр записи о начале реорганизации (письмо ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-14/14410).

Регистрация проводится по месту нахождения организации, направившей такое сообщение.

Слияние или присоединение к другой организации

Процедура оформления присоединения, так же как и слияния, подчиняется общему порядку реорганизации юридических лиц. Но важно понимать, что слияние организаций и присоединение, несмотря на их видимую схожесть, представляют собой 2 разные формы:

  • При присоединении права, обязанности организации переходят к лицу, к которому идет присоединение, тогда как при слиянии они переходят к вновь созданному лицу.
  • Процедура присоединения считается проведенной с момента внесения в ЕГРЮЛ данных о завершении деятельности присоединенной организации, а при слиянии — с момента регистрации новой организации.
  • Основным отличием присоединения является то, что организация, к которой произведено присоединение, продолжает существовать.

Также каждая процедура имеет свои особенности формирования показателей для их фиксирования в бухгалтерской отчетности организации. Например, методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н, установлены следующие правила (за исключением кредитных организаций и государственных учреждений):

  • При слиянии за день до внесения в реестр записи о возникшей организации все прекращающие свою деятельность лица составляют заключительную бухгалтерскую отчетность, закрывают счета по учету прибылей и убытков. При присоединении такая отчетность составляется только присоединяющейся организацией, которая, помимо закрытия счетов, распределяет суммы чистой прибыли.
  • На дату регистрации возникшего при слиянии лица по данным передаточного акта путем построчного объединения показателей заключительной отчетности формируется вступительная бухгалтерская отчетность. А бухгалтерская отчетность правопреемника при присоединении формируется на дату прекращения деятельности последнего присоединившегося лица.

Процедура слияния организаций имеет достаточно четкий порядок. При этом такая реорганизация имеет свои особенности, например по принятию решения об объединении, оформлению документов, необходимых для перехода прав и обязанностей, и т. п. Такие особенности предусмотрены специальными нормативными документами, регламентирующими слияние организаций в зависимости от их формы и деятельности, которую они ведут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *