Расписка в получении трудовой

Особенности трудовой книжки

Трудовая книжка – очень важный документ. Её главное предназначение заключается в учете трудового стажа, на основе которого в дальнейшем каждому гражданину начисляется пенсия.

Кроме того, трудовая книжка бывает необходима при поиске работы: она дает потенциальным работодателям представление о будущем сотруднике, в том числе позволяет оценить его квалификацию и уровень. Связано это с тем, что документ включает в себя не только сведения о предыдущих местах работы человека, причинах его увольнения, но и о повышениях по службе, награждениях, поощрениях и дисциплинарных взысканиях.

Таким образом, при помощи трудовой книжки можно составить достаточно полный и подробный профессиональный портрет работника.

Открывается трудовая книжка при первом устройстве человека на работу и в дальнейшем сопровождает его на протяжении всей активной трудовой деятельности.

Нормы по ведению и хранению трудовых книжек прописаны в законодательных актах РФ, которые, между прочим, относят данный вид документов к бланкам строгой отчетности, а, значит, и четко регулируют правила их содержания.

Основные нюансы составления расписки, образец документа

Если вам потребовалось сформировать расписку в получении трудовой книжки, а на предприятии не имеется шаблона этого документа, можно написать расписку в произвольной форме. Ниже располагаются советы по составлению документа, а также его образец.

Для начала общая информация: расписка пишется в простой письменной форме от руки в свободном виде на обыкновенном листе бумаги или на фирменном унифицированном бланке работодателя.

Расписку можно печатать и на компьютере, но этот способ оформления не очень приветствуется, так как в случае возникновения разногласий между сторонами провести графологическое исследование (на предмет установки принадлежности почерка тому или иному человеку) будет затруднительно.

Расписку следует писать четко, без помарок и ошибок, а если таковые все же случились, лучше не исправлять их, а составить документ заново.

Текст расписки обязательно должен включать в себя:

  1. Наименование организации–работодателя.
  2. Место и дату составления документа.
  3. Фамилию-имя-отчество человека, который забирает трудовую книжку, его паспортные данные (в том числе дату рождения), адрес регистрации и место проживания.
  4. Если получение трудовой происходит по доверенности, в бланке расписки следует сделать об этом соответствующую отметку (с указанием даты и места выдачи доверенности). Точно также в расписку вносятся сведения о том, кто отдает документ.
  5. Далее указывается номер трудовой книжки и прочие идентификационные характеристики. Здесь же важно отметить и то, для каких целей передается документ.
  6. В завершение расписку следует заверить автографом человека, который забирает трудовую (при этом надо удостовериться в том, что подпись идентична той, что проставлена в его паспорте) и подписью лица, ее выдавшего.

Расписка, как правило, делается в единственном экземпляре и остается в кадровом отдела предприятия, где вкладывается в личное дело работника. К ней тут же прилагаются копии каждого листа трудовой книжки (удостоверенные печатью организации и подписью ответственного сотрудника) на тот случай, если владелец трудовой умудрится потерять ее и потребуется сделать дубликат.

Правила написания расписки

Если у вас возникло желание ознакомиться, как грамотно оформляется расписка в получении трудовой книжки при увольнении, тем не менее, образец вы не нашли по месту работы, ее вполне можно составить в вольной форме.

Далее предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по ее составлению.

  • Бумага пишется в письменной форме в простом виде от руки на чистом листе бумаги или фирменном бланке предприятия. Кроме того, ее можно напечатать на компьютере, тем не менее, данный вариант не из лучших, так как при возникновении спорных ситуаций, доказать, что она составлялась конкретным лицом будет проблематично.
  • Бумага составляется без исправлений и ошибок. Любые исправления не приветствуются и если таковые возникли, стоит его переписать.
  • Текст должен состоять из таких сведений:
    – название предприятия;
    – место и дата составления;
    – ФИО лица, которое пишет расписку, паспортные сведения.
    В том случае, когда ее получение происходит по доверенности, об этом делается отметка, а также в обязательном порядке указывается, кто именно забирает документ.
  • После необходимо указать номер документа и остальные характеристики, которые его идентифицируют. Очень важно указать, по какой причине лицо забирает документ.
  • В конце лицо обязательно должно поставить свою подпись, причем она должна быть максимально идентична той, что есть в паспорте. Кроме того, подпись должен поставить и тот человек, который принимает бумагу. Также, к ней в обязательном порядке должны быть приложены копии всех листов книжки, которые необходимо удостоверить печатью предприятия и подписью работника отдела кадров. Это все необходимо делать для того, чтобы при утрате владельцем своей книги с записями о работе, можно было восстановить ее сведения.

Важно! Как правило, бумага пишется в одном экземпляре и находится на хранении в отделе кадров предприятия. К слову, она должна быть вложена в личное дело сотрудника.

Расписка о получении документов при увольнении

Так, рассмотрев комплект документов, которые работодатель выдает работнику при увольнении, важно отметить, что нужно подтвердить действительность получения этих документов. Сроки выдачи и трудовой книжки регулируется Трудовым кодексом РФ. За хранение трудовой книжки в период работы полностью отвечает работодатель, поэтому он регистрирует и в журнале и хранит в сейфе. Получение трудовой книжки сопровождается следующим образом: работник расписывается в приказе (распоряжении) об увольнении, получает трудовую, ставит подпись в журнале (книге) регистрации трудовых книжек и непосредственно в трудовой книжке, а также в личной карточке работника.

Выдача справок, обязательных к выдаче, сопровождается подписью в журнале заявок о выдаче справок (если он имеется), но в связи с тем, что они являются обязательными, то заявку на нее делать не нужно. А подтверждение о получении справок необходимо организовать посредством разработки локального документа (на усмотрение работодателя), где отражаются все документы, подготовленные к увольнению.

Работнику необходимо написать от руки расписку разборчивым почерком без помарок и исправлений. В дальнейшем эта расписка подшивается к личному делу работника.

Расписка составляется в произвольной форме и должна содержать следующую информацию (реквизиты):

  • наименование организации, где составлена расписка
  • наименование документа, где отражается уточнение, о чем составлен документ (например, расписка о получении документов при увольнении)
  • дата написания расписки (последний рабочий день на данном месте работы)
  • текст о получении документов (с перечислением документов и справок)
  • подпись и расшифровка подписи работника

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Что делать, если увольняющийся отказывается ставить подпись в журнале о движении трудовых книжек?

Ответ: В этом случае составляется акт об отказе в подписи в документах и подписывается двумя свидетелями.

Вопрос №2: Сложилась ситуация, когда необходимо оформить передачу трудовой книжки родственникам умершего работника. Как быть?

Ответ: Подпись в документах ставить родственник, получающий документы. При этом для подтверждения факта смерти необходимо сделать копию свидетельства о смерти

Вопрос №3: Расписку рекомендуют оформлять в рукописной форме, но работники не желают тратить время на написание от руки, ссылаясь на новые технологии. Можно ли разработать форму расписки в электронной форме?

Ответ: Нормативных документов для формирования расписок нет, вся информация носит рекомендательный характер, поэтому есть возможность разработать и в электронной форме. Обязательна информация о том, что работник подтверждает получение документов собственноручной подписью и датой.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение: Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

>Инструкция: составляем расписку о получении трудовой книжки

Согласно законодательству, при оформлении на основное место работы трудовая книжка передается работодателю. С этого момента ответственность за ее ведение и хранение ложится на кадровика, на которого приказом возложены указанные обязанности. Данный порядок закреплен ТК РФ и подробно изложен в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Трудкнижки являются бланками строгой отчетности и должны храниться в организациях в специальных металлических шкафах (сейфах) либо отдельных запираемых комнатах, исключающих доступ к ним третьих лиц. Поэтому выдача их на руки строго ограничена. Трудовая под расписку, согласно нормативным актам, может быть выдана только по двум причинам:

  1. При увольнении сотрудника — в последний рабочий день (п. 41 Постановления);
  2. В целях обязательного социального страхования (обеспечения), например, при оформлении пенсии, социальных льгот и т. д., — по личному заявлению работника в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ).

В остальных случаях ТК РФ предписывает выдавать выписки или заверенные копии трудкнижки.

Однако на практике мы можем наблюдать, что оригиналы документов, подтверждающих стаж, могут затребовать и банки от клиентов, которые планируют взять кредит, и государственные структуры, такие как ФМС, при оформлении загранпаспортов или оформлении визы в другую страну. Данное требование противозаконно, однако спорить с данными организациями нецелесообразно, так как в противном случае можно затянуть свой вопрос очень надолго. В такой ситуации будет полезно знать, как составляется, например, расписка о получении трудовой книжки, образец которой можно скачать в статье.

Как оформляется

Порядок оформления увольнения закреплен в ст. 84.1 ТК РФ. Для завершения рабочих отношений работнику в день увольнения необходимо подойти в отдел кадров для ознакомления с приказом и получения трудовой книжки. Также свою личную подпись сотруднику необходимо проставить в личной карточке Т2 и в журнале учета движения этих бланков. При этом обязательно нужно указывать дату. Соблюдение данной процедуры соответствует требованиям нормативных актов, подтверждает факт выдачи трудовой книжки и снимает с работодателя ответственность за ее хранение. Среди бумаг, которые просит «на прощание» подписать работодатель, встречается и расписка о получении документов при увольнении, образец приводим в статье и рассказываем, обязательно ли составлять подобный документ.

Иногда сотрудники по разным причинам отказываются ставить подпись. В таких случаях составляется соответствующий акт, который необходимо приложить к журналу учета движения ТК.

Если работник не явился в день увольнения в отдел кадров, ТК РФ предписывает направить ему письменное уведомление с просьбой явиться в организацию для получения трудовой книжки либо дать согласие на отправление ее по почте. Данная мера снимает с работодателя ответственность за несвоевременную выдачу документации и освобождает от последствий в случае споров.

Некоторые работодатели, помимо перечисленных мер, требуют, чтобы была оформлена расписка от работника при увольнении. Данная мера не обязательна и является вариантом подстраховки при расставании, например, с конфликтным человеком. Однако если сотрудник отказывает работодателю в данной просьбе, то своим поведением требований законодательства он не нарушает, поэтому в данном случае акт составлять не нужно. Если для вас предпочтительнее расписка в получении документов при увольнении, образец будет полезен.

Зачем нужно подтверждение, что работник получил документы

Если же у вас возникла необходимость забрать бумаги. подтверждающие стаж, на время: для предъявления в ПФР, оформления социальной льготы или по другим уважительным причинам, то вы должны знать, что выдается трудовая книжка на руки работнику под расписку по личному заявлению. В случае положительного решения кадровый работник составляет акт приема-передачи, а подчиненный собственноручно пишет расписку.

Данная мера является обязательной, так как оформленная расписка на получение трудовой книжки в случае судебных разбирательств или утери будет подтверждением факта выдачи ее на руки владельцу. Кроме того, к ней рекомендуется приложить заверенную копию всей книжки для того, чтобы в случае ее утраты у работодателя была возможность подсчитать стаж работника для оформления дубликата.

Работнику необходимо помнить, что, согласно ч. 3 ст. 62 ТК РФ, он обязан вернуть документ строгой отчетности работодателю не позднее трех рабочих дней, со дня получения его из органа, осуществляющего социальное страхование (обеспечение). Это означает, что не стоит затягивать с возвратом, и как только надобность в нем по месту требования заканчивается, сразу же предоставить его назад в кадровое подразделение.

Как правильно составить документ

В случае, когда работнику необходимо составить расписку о получении трудовой книжки на руки, а в организации не предусмотрен ее специальный шаблон, данный документ оформляется в свободной форме.

При написании расписки следует воспользоваться общими советами по ее оформлению. Документ можно написать от руки в произвольной форме. Оформить его можно как на простой бумаге, так и на специальном бланке организации.

Также работник может набрать текст расписки на компьютере, однако этот метод имеет определенные минусы, ведь при возникновении спорной ситуации с работодателем графологическую экспертизу, позволяющую выяснить, кто является составителем документа, произвести будет невозможно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порядок рассмотрения споров в трудовых отношениях.

Документ должен быть написан разборчивым почерком, в нем не должно быть ошибок или исправлений. Если при оформлении расписки обнаружены ошибки, желательно переписать ее.

В содержании данного документа обязательно прописывается следующая информация:

  • полное наименование предприятия, выступающего в качестве работодателя;
  • дата и место оформления бумаги;
  • ФИО работника, его дата рождения и данные паспорта, информация о прописке и фактическом месте жительства;
  • если трудовую книжку получает доверенное лицо работника, в документе необходимо указать данные доверенности на совершение таких полномочий (дату и место удостоверения документа). Аналогичным образом в расписке отражается информация о лице, выдавшем трудовую книжку;
  • затем нужно указать реквизиты выдаваемой трудовой книжки. Также в этом пункте прописывается информация о целях ее получения;
  • завершается документ подписью лица, которое получает трудовую книжку (его подпись в обязательном порядке сверяется с подписью в паспорте).

Запомните! Обычно расписку оформляют в одном экземпляре, который передается в отдел кадров организации для приобщения к личному делу сотрудника.

Также к делу приобщается копия трудовой книжки работника, заверенная уполномоченным специалистом и скрепленная печатью предприятия. Это необходимо для того, чтобы в случае утраты трудовой книжки была возможность оформить ее дубликат.

Образец расторжения трудового договора по соглашению сторон

Срок давности у трудовых споров, .

Что делать, если директор не отдает трудовую книжку, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/trudovoe-pravo/esli-direktor-ne-otdaet-trudovuyu-knizhku-chto-delat.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *