Работа с иностранными компаниями

Содержание

Какое налогообложение филиала иностранной компании?

Добрый день. В соответствии с

НК РФ Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельность Вашего филиала будет квалифициораться для налоговых целей как деятельность постоянного представительства. При этом будет необходимо

встать на учет в налоговых органах РФ и платить налоги в бюджет РФ. При этом, в соответствии с

НК РФ Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации

1. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 настоящей статьи;

4.Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 настоящего Кодекса. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

то есть доходы полученные представительством минус расходы, связанные с их получением. При этом расходы должны отвечать принципам

обоснованности;
экономической оправданности;
денежной оценки;
документального подтверждения.

Налоговые ставки определены

НК РФ Статья 284. Налоговые ставки

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
1) 20 процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

При этом, в связи с наличием

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (Заключено в г. Гонконге 18.01.2016) (вместе с «Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Статья 2 Налоги, на которые распространяется Соглашение
1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы, взимаемые от имени Договаривающейся Стороны, ее политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.
2. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.
3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, являются, в частности:
a) применительно к Специальному административному району Гонконг:
(i) налог на прибыль; При этом существует приоритетность норм международного соглашения

НК РФ Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

в соответствии с которым

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (Заключено в г. Гонконге 18.01.2016) (вместе с «Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»

Статья 7

Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль предприятия Договаривающейся Стороны подлежит налогообложению только в этой Стороне, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеупомянутым образом, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этой другой Стороне, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
2. С учетом положений пункта 3 в случае если предприятие одной Договаривающейся Стороны осуществляет предпринимательскую деятельность в другой Договаривающейся Стороне через находящееся там постоянное представительство, то в каждой Договаривающейся Стороне к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало полностью независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая понесенные таким образом управленческие и общеадминистративные расходы, как в Стороне, в которой расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.
4. Если в Договаривающейся Стороне принято определять прибыль, относящуюся к постоянному представительству, на основе пропорционального распределения общей прибыли предприятия между его различными частями, никакое положение пункта 2 не препятствует этой Договаривающейся Стороне определить прибыль, подлежащую налогообложению, путем такого распределения в соответствии с существующим порядком. Однако принятый метод распределения должен быть таким, чтобы полученный результат соответствовал принципам, содержащимся в настоящей статье.
5. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству лишь на основании закупки этим постоянным представительством товаров или изделий для предприятия.
6. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.
7. В случае если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются отдельно в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.

С уважением Евгений Беляев

Если услугу предоставляет иностранное лицо

С предприятий взимаются два основных сбора: налог на прибыль и НДС. В этой статье акцент сделан на последнем. Хоть понятие НДС известно практически каждому рядовому обывателю (а руководителю подразделения успешной фирмы и подавно), порядку работы с данным налогом в России присущи свои специфические особенности. Назвать отечественное законодательство в этом плане однозначным нельзя.

Сегодня существуют два варианта. Первый предполагает, что фирма рассчитывает и перечисляет в госбюджет НДС при реализации услуг на территории РФ самостоятельно.

В другом случае данную функцию выполняет посредник, он же налоговый агент. Выбор варианта зависит от факта регистрации/не регистрации иностранной организации в органе ФНС.

В отечественном законодательстве применяются определённые понятия:

  • резидент – это юридическое либо физическое лицо, прошедшее процедуру регистрации в ФНС и состоящее на учёте в конкретном налоговом органе. На резидента в полной мере распространяются нормы национального законодательства;
  • нерезидент – под таковым понимается юридическое или физическое лицо, работающее на территории России, но зарегистрированное за её пределами в другом государстве и отвечающее за содеянное в соответствии с действующими в нём законами.

Состоящая на учёте в ФНС зарубежная фирма обязана взаимодействовать с этим ведомством напрямую, без посредников. Когда же регистрация предприятия в отечественных налоговых органах отсутствует, клиент такого учреждения будет вынужден задуматься над тем, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Дело в том, что Налоговый кодекс (далее НК) РФ выбора просто не оставляет: фискальный сбор независимо от текущего финансового положения налогоплательщика должен быть выплачен. Это именно та правовая ситуация, в которой покупатель обретает статус налогового агента, призванного решить все задачи, связанные с перечислениями в госбюджет.

Если услугу предоставляет российское юридическое лицо зарубежному

Хотя этот вопрос и несколько диссонирует с основной проблематикой данной статьи, ответ на него тоже может пригодиться. Поэтому кратко коснёмся случая, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, а также выясним, как при этом будет уплачиваться НДС предприятием с российской пропиской.

Если услуга предоставлялась на территории России, то и уплата НДС должна выполняться в установленном действующим законодательством порядке. В случае, если это происходило вне территории РФ, налогообложение не осуществляется.

Делаем вывод: место оказания услуги имеет принципиальное значение с точки зрения уплаты НДС

В России широкое распространение приобрел вид бизнеса, именуемый индивидуальным предпринимательством (аббревиатура ИП). Эту деятельность принято относить к так называемому малому бизнесу.

Специализироваться ИП могут на реализации товаров и на оказании услуг. Часть из них стремится расширить своё дело, не ограничиваясь российскими границами. Таким образом, актуальным становится вопрос о том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам.

Сразу скажем, что никаких препон на законодательном уровне в данном случае нет. Наравне с юрлицами ИП могут подписывать контракты и производить расчёты с зарубежными фирмами. Не изменяется также и порядок налогообложения. Однако при этом нужно учесть, что валютный контроль по отношению к ИП более тщательный.

Как можно определить место оказания услуги

Относительно корректного исчисления фискальных сборов действует общее правило. Формулируется оно следующим образом: налоги должны перечисляться в бюджет того государства, на территории которого услуги и предоставлялись. В целях налогообложения в мировой практике выделяется ряд признаков, на основе которых можно определить место оказания услуги.

По месту, где находится имущество

Данный признак предполагает, что предоставление услуг было связано с любым имуществом. Местом их оказания будет считаться территория государства, где это имущество находилось в тот момент. Соответственно, исчисление налогов будет производиться на основе законодательства указанной страны.

По месту фактического предоставления услуг

Характерен этот критерий для услуг, связанных со сферой повседневной жизни. Под таковыми обычно подразумеваются те, которые предоставляются в общественных стационарных организациях, предприятиях и учреждениях.

По месту основной деятельности покупателя услуг

Территория того государства, где покупатель проводит свою деятельность, тоже может признаваться местом оказания услуг. Важно, чтобы эта деятельность прошла полноценный процесс регистрации по действующим в стране законам.

Документы, способные подтвердить место оказания услуг

Для подтверждения места предоставления услуг используются такие документы:

  • контракт;
  • бумаги, подтверждающие факт оказания услуг. Это могут быть квитанции или чеки об оплате, акты приемки/передачи и пр.;
  • если услуги предоставлялись в электронном виде физлицам (но не ИП), возможно применение реестров проведенных операций с обязательным указанием их договорной стоимости.

Когда работы (услуги) признаются как реализованные в России

Выше шла речь об общих признаках, применяемых для определения места предоставления услуг. Детализируем эту информацию по отношению к РФ в таблице.

Признак Когда местом предоставления услуг будет признана РФ
По месту, где располагается имущество 1.Услуги, связанные с недвижимым имуществом (земельные наделы, капитальные постройки, здания). Их спектр достаточно широк: реставрационные, ремонтные, строительные и монтажные работы, аренда, озеленение,
2.Услуги, связанные с движимым имуществом (авиалайнеры, морские суда, а также суда внутреннего плавания): ремонт, техобслуживание, обработка, монтаж, сборка, переработка.
По месту фактического предоставления Если учреждение либо место, где предоставляется услуга, расположено на российской территории. Применение данного критерия распространяется на деятельность в самых различных сферах, начиная с туризма и спорта, включая образование, и заканчивая культурой и искусством. Например, проведение научных семинаров, организация оздоровительных лагерей и пр.
По месту основной деятельности покупателя услуг Статус места деятельности фирмы будет признан за Российской Федерацией, когда:
1. имеется государственная регистрация;
2. госрегистрации нет, но Россия указана местом, которое прописано в учредительной документации;
3. нахождения действующего на постоянной основе исполнительного органа предприятия;
4. управления учреждения;
5. расположения представительства организации;
6. жительства физлица.
Применим данный критерий для таких услуг:
1. предоставление и передача торговых марок, лицензий, патентов, авторских и приравненных к ним по статусу иных прав;
2. разработка программного обеспечения и компьютерных баз данных;
3. инжиниринговых, маркетинговых, юридических, аудиторских, бухгалтерских, агентских;
4. предоставление в аренду средств передвижения и транспортировки грузов (за исключением наземных);
5. услуги, предоставляемые с помощью сетей телекоммуникаций в электронном формате.

Исключения для работ/услуг определенных видов

На услуги по перевозке и транспортировке распространяется действие особых условий. Оказывать их разрешено не только организациям и ИП, прописанным в РФ, но и зарубежным предприятиям, не прошедшим процедуру регистрации в налоговой службе. Россия будет признана в качестве места реализации услуг данного вида, если:

  • транспортные средства, использованные для перевозки, были предоставлены российскими учреждениями либо ИП, причём хотя бы один из пунктов – назначения или отправления – располагается в пределах нашей страны. Подчеркнём, что речь идёт о воздушных и морских судах, а также судах, курсирующих во внутренних водах;
  • транспортировку продукции, подпадающей под действие процедуры таможенного транзита, выполняют предприятия либо ИП, для которых Россия является местом осуществления предпринимательской деятельности;
  • транспортировка с помощью трубопроводных магистралей выполняется отечественными организациями;
  • транспортировка воздушными судами производится авиапредприятиями из России.

Налоговые агенты по проведению оплаты НДС

Прежде всего, озвучим два определения:

  • налогоплательщик – это предприятие, деятельность которого по нормам отечественного законодательства облагается налогами;
  • понятие «налоговый агент» обозначает посредника, выполняющего расчет, удержание НДС с налогоплательщика с последующим перечислением суммы этого сбора в госбюджет.

В рассматриваемом нами случае налогоплательщиком является зарубежная фирма, взимающая плату за оказываемые ею услуги, но не прошедшая процедуру постановки на учёт в органах ФНС. Оплата НДС за иностранное юрлицо производится налоговым агентом именно ввиду того, что оно не было в своё время зарегистрировано в фискальном ведомстве России.

Налоговый агент обязан:

  • корректно и своевременно рассчитывать размер налога, удерживать его и перечислять в госбюджет;
  • учитывать объём начисленных налогоплательщику доходов и то, сколько он их в действительности получил;
  • письменно информировать фискальную службу о невозможности удержания с налогоплательщика налога и суммы числящегося за ним долга. Уведомление необходимо направить в орган налоговой инспекции, в котором прошёл процедуру регистрации сам налоговый агент. На информирование фискальной службы данному лицу отводится не более 30 дней с момента, когда ему стал известен факт наличия задолженности;
  • осуществлять сбор, подготовку и предоставление подтверждающих документов;
  • хранить на протяжении четырёх лет документы, информация из которых легла в основу осуществления расчётов налогов.

Налоговому агенту за невыполнение обязанностей грозит привлечение к ответственности:

  • по статье 199.1 УК РФ ответственность наступает, если это лицо не исполняло свои обязанности, преследуя личные цели;
  • в статье 123 НК РФ прописано, что ответственность агента наступает, если он:
    • удержал/перечислил НДС не в полном объёме;
    • вообще не проводил удержание и перечисление этого сбора. В данном случае мера наказания – это наложение штрафных санкций размером 20% от неперечисленной суммы.

Далее рассмотрим, кто может выполнять расчёты по НДС как налоговый агент при оплате услуг иностранной фирме. Напомним, что комплекс мероприятий по взиманию этого фискального сбора включает исчисление и удержание с последующим перечислением его в госбюджет.

Условия, служащие основанием для признания налоговым агентом

Прописаны основные требования, касающиеся данного аспекта, в части 2 статьи 161 НК РФ. Там сказано, что в качестве налоговых агентов признаются ИП и учреждения, зарегистрированные в органах ФНС и приобретающие у зарубежных лиц на территории России товары (услуги, работы).

Если иностранная организация предоставляет услуги через телекоммуникационные сети, в том числе с помощью интернет, в электронном формате, на этот случай распространяются нормы, прописанные в статье 174.2 части 1 НК.

Условия признания наличия у лица статуса налогового агента определяются тем, кто является покупателем предоставляемых услуг, а также принимают ли участие в сопутствующих действиях посредники. Эти сведения представлены в ниже расположенной таблице.

Кому предоставляется услуга Кто выступает в качестве налогового агента
Физлицу Зарубежные учреждения-посредники, принимающие участие в процедуре взаиморасчётов с покупателем и действующие в соответствии с договорами поручения, комиссии, агентскими либо другими соглашениями с предприятием, поставляющим услуги
ИП либо учреждению, зарегистрированному в органе налоговой службы Покупатели услуг, то есть именно такая организация или ИП
Физлицу, ИП, организации (взаиморасчёты с покупателем при этом осуществляются через посредников) Юрлица-посредники, зарегистрированные в фискальной службе:
1. обособленные структурные единицы зарубежных фирм;
2. российские предприятия и ИП, расположенные на территории России

Как можно определить налоговую базу по НДС

Термин «налоговая база» обозначает доход, который согласно действующему законодательству подлежит налогообложению. В то же время порядок определения значения этого показателя зависит от того, кем проводятся расчёты: непосредственно самим налогоплательщиком или лицом, выполняющим функции налогового агента.

Налогоплательщик

Налоговая база – это сумма денежных средств, которые получил поставщик услуг. Именно с неё будет рассчитываться и выплачиваться налог.

В случае получения зарубежной фирмой, предоставляющей услуги, авансовых выплат (частичных либо проведённых в полном объёме) величина налоговой базы будет равна их сумме, к которой добавляется размер налога. Однако в определенных случаях проведённая предоплата не ведёт к увеличению налоговой базы. В частности, когда:

  • услуга данного вида не подлежит налогообложению;
  • налогообложение осуществляется по нулевой процентной ставке;
  • продолжительность производства превышает шесть месяцев. Это условие действует только когда исчисление налоговой базы производится по мере предоставления услуг.

Налоговый агент

Это лицо проводит расчёт налоговой базы по НДС, если зарубежное предприятие-поставщик услуг не зарегистрировано в фискальной службе. В рассматриваемом случае налоговая база равна сумме полученных от предоставления услуг доходов (с учётом налога). Следует также принять во внимание, что определение её значения осуществляется по каждой из проведённых операций отдельно.

Когда нужно рассчитать НДС и перечислить его в бюджет

Исчислить размер этого налога необходимо на день перечисления иностранцу:

  • аванса в счёт предстоящего оказания услуг (выполнения работ, поставки товаров);
  • денег за реализованные услуги (товары, работы).

В контракте цена услуг (работ, товаров) указана, как правило, в иностранной валюте, и в ней же производятся расчёты с зарубежной фирмой. В то же время исчисление НДС и его перечисление в госбюджет осуществляется в рублях.

Сумму перечисленного аванса или стоимость приобретённых услуг (работ, товаров) необходимо пересчитать в рубли, применяя курс Центробанка на дату перечисления денежных средств иностранному предприятию-контрагенту. При этом сумму НДС в рублях, исчисленную с валютной предоплаты, перерассчитывать на дату подписания акта выполнения работ (получения товаров, оказания услуг) не потребуется.

Удержанный у иностранной компании НДС налоговый агент перечисляет по реквизитам органа ФНС, в котором он состоит на учёте. Порядок проведения данной процедуры, а также сроки зависят от объекта приобретения и формы расчётов с зарубежной фирмой. В частности, если:

  • при покупке у иностранца услуг и работ используется денежная форма взаиморасчётов. В этом случае перечисление НДС в бюджет и перевод средств на счёт зарубежной организации должны осуществляться одновременно. Это правило действует и по отношению к авансовым платежам;
  • у иностранца были приобретены товары и расчёт производится тоже в денежной форме, перечисление НДС должно осуществляться в общеустановленные сроки. Иными словами – не позже 25 числа каждого месяца квартала, следующего за тем, в котором было передано имущество.

Следует учитывать её один момент. Минфин обязывает исчислять НДС, удерживать его у иностранца и перечислять в госбюджет, даже если взаиморасчёты не проводятся в денежной форме. Например, когда оплата по договору предусматривает передачу имущества или выполнение работ по заказу зарубежной фирмы. Но вокруг этого требования в настоящее время ведётся полемика.

Налогообложение предприятий с иностранным капиталом

Выше было сказано, что российский рынок для зарубежных инвесторов считается достаточно привлекательным. Подтверждается этот факт большим количеством зарубежных фирм, функционирующих в нашей стране в самых разнообразных сферах деятельности.

Аудит, банковское дело, страхование – вот примеры отраслей, в которых российские компании уже давно составляют конкуренцию иностранным. На зарубежные предприятия распространяются особые условия, связанные, например, с ведением бухучёта или ограничениями на виды разрешённой деятельности

Порядок взаимодействия с органами ФНС также имеет ряд отличий по сравнению с установленным для российских организаций. Например, есть особенности по заполнению декларации о доходах и начисленных налогах, а отчёт о деятельности должен быть оформлен по специальной форме.

Статьёй 146 НК РФ закрепляется, что в качестве объектов налогообложения по НДС могут выступать предоставленные услуги, выполненные работы, а также операции по реализации товарно-материальных ценностей. Ключевым условием является то, что все эти действия должны быть осуществлены на территории нашей страны. Причём зарубежное предприятие, предоставляющее услуги, выполняющее работы или реализующее товары, не обязательно должно состоять на учёте в ФНС. В этом случае исчислением, удержанием и перечислением НДС в госбюджет занимается налоговый агент, то есть российская организация, купившая товары/услуги/работы у иностранной фирмы.

Налогообложение иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации

Публикация

Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать» на территории, где расположены ее контрагенты и потенциальные клиенты, где сформировались наиболее благоприятные условия для сбыта производимой компанией продукции. Необходимостью такого присутствия обусловлено создание деловых подразделений юридических лиц на территории других государств. Открытие таких подразделений и их деятельность регулируются нормами внутреннего права государства, где они расположены, на них распространяется также действие законодательства
государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано.
Иностранной организации для осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации необходима регистрация в виде филиала, представительства или отделения (рис. 1). При этом предпочтение отдается филиалу, поскольку филиал, в отличие от представительства, может заниматься коммерческой деятельностью, извлекать прибыль. Как правило, представительство создают в случае, когда иностранная компания впервые выходит на российский рынок или проводит маркетинговые исследования, а также в целях обеспечения доступа к головной организации, расположенной за рубежом, для российских клиентов.
И филиал, и представительство подлежат аккредитации, их регистрируют в Государственной регистрационной палате. Отделение не аккредитуется, но оно также является налогоплательщиком. Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ с момента получения аккредитации. Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством1.
Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, что полномочия Российской Федерации по взиманию налогов регулируются международными налоговыми соглашениями об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Данные соглашения определяют только порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения организаций, имеющих объект налогообложения в другом государстве. Методы реализации положений этих соглашений (порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, а также привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения) определяют внутригосударственные нормы налогового права.
Постоянное представительство
Существует также понятие «постоянное представительство иностранной организации» в налоговом смысле. Это любое обособленное подразделение (филиал, представительство, отделение) или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, связанную с:

  • использованием недр и/или других природных ресурсов;
  • проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования;
  • продажей товаров с расположенных на российской территории складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) существуют три основных признака постоянного представительства:

  1. наличие обособленного подразделения илииного места деятельности на территории РФ;
  2. осуществление иностранной организациейпредпринимательской деятельности на территории РФ;
  3. осуществление такой деятельности на регулярной основе.

«Место деятельности компании» как отдельное понятие в российском законодательстве отсутствует. Международное понятие «место деятельности компании» (place of business) Модельная конвенция ОЭСР трактует как «любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса»2, причем не имеет значения, принадлежат ли они компании или арендуются. Это может быть также любое пространство, без помещения: представитель иностранной компании проводит встречи, заключает контракты, оговаривает существенные условия, и это все само по себе уже создает место деятельности. Кроме того, место деятельности может находиться на другом предприятии, отдельные помещения которого находятся в постоянном распоряжении иностранной компании. Таким образом, можно сказать, что постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в другой стране.
Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ): «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Деятельность иностранной компании можно квалифицировать как «приводящую к образованию постоянного представительства» при одновременном наличии указанных признаков. Соответственно, в этом случае компания обязана встать на учет в налоговых органах РФ.
Если иностранная организация не имеет постоянного представительства в России, но осуществляет на ее территории, например, какую-либо сделку, то в этом случае российская организация будет выступать налоговым агентом (лицом, выплачивающим доход иностранной организации).
Бухгалтерская отчетность
Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории РФ, обязана вести бухгалтерский учет, что зафиксировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»3, а также в Положении по ведению бухгалтерского учета4 (далее — Положение).
Условием ведения бухгалтерского учета является имущественная обособленность организации (п. 10 Положения). В соответствии с этим филиал или представительство, выполняя функции юридического лица, отражают результаты самостоятельно осуществляемых хозяйственных операций на соответствующих счетах учета.
Филиалы и представительства на начало финансового года должны утвердить учетную политику, в которой предусматриваются способы ведения бухгалтерского учета. Требования к составлению учетной политики организации и ее формированию регламентируются ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Формирование учетной политики, отражающей показатели деятельности и бухгалтерский учет организации, является обязательным.
Также на все иностранные организации распространяется обязанность вести налоговый учет и составлять налоговую учетную политику. Налоговый учет осуществляется в целях получения полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, позволяющей контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления налога и его уплаты в бюджет.
В настоящее время обязанность вести налоговый учет, общие требования к организации и ведению налогового учета регламентируются главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).
Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и представлять в налоговый орган отчетность. Общие вопросы представления налоговой отчетности определены в части 1 НК РФ, а порядок составления и представления налоговых деклараций и налоговых расчетов по конкретным видам налогов — в соответствующих главах части 2 НК РФ.
Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых расчетов. Каждый налоговый расчет подается в соответствующие сроки. Объем отчетности (количество сдаваемых налоговых расчетов) для иностранных организаций может различаться.
Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет, что каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляется налоговая декларация, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.
Существуют отчетный и налоговый периоды сдачи отчетности и уплаты налогов. По многим налогам отчетным периодом является каждый квартал, а налоговым периодом — календарный год. Если по итогам отчетных периодов в определенных случаях возможно представление налоговой отчетности в упрощенной форме, то по итогам налогового периода налоговые декларации представляются в полном объеме с заполнением всех предусмотренных пунктов.
Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых декларациях и отчете о деятельности, подтверждают подписями главы представительства и главного бухгалтера организации или уполномоченных представителей, а также печатью организации.
Обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по каналам связи регламентируется Порядком предоставления налоговой декларации в электронном виде5.
Закон «Об электронной цифровой подписи»6 обеспечивает правовую основу для построения деловых отношений между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками в режиме реального времени. В соответствии с данным законом документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, что позволяет налогоплательщикам и налоговым органам обмениваться по электронным каналам связи конфиденциальной информацией.
Декларация может быть предоставлена в электронном виде по инициативе налогоплательщика, в случае если у налогового органа имеются технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС. В настоящее время все налоговые инспекции города Москвы имеют возможность принимать бухгалтерскую и налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, а все налогоплательщики — юридические лица города Москвы, в том числе иностранные организации, при желании имеют возможность сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, отказавшись от ее предоставления на бумажных носителях.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периодов представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ, если иностранная организация имеет на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, по каждому отделению налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. В связи с этим каждое отделение сдает отчетность по месту своего нахождения.
Наряду с налоговой отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, представляют годовой отчет о деятельности7 вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.
Налог на прибыль
Для иностранных организаций прибылью признается доход, полученный через постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов, которые являются экономически обоснованными. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы от долевого участия в других организациях в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту, от сдачи имущества в аренду (субаренду), в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, и др. (ст. 250 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на прибыль является год, отчетными периодами — квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 285 НК РФ). Ставка налога — 20%, распределяется в федеральный бюджет в размере 2% и в бюджеты субъектов РФ в размере 18% (ст. 284 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 307 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (которые согласно ст. 246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль в РФ), представляют налоговую декларацию8 по итогам налогового (отчетного) периода в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ. Документ заполняется и представляется всеми иностранными организациями, вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности.
Если у иностранной организации нет постоянного представительства, но она осуществляет определенную деятельность, которая приносит ей доход от источников в Российской Федерации, налог с доходов удерживает налоговый агент (российская или иностранная организация), который также подает налоговую декларацию. Налог уплачивается одновременно с перечислением дохода.
Статья 289 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога в порядке, установленном НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Иностранные организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) через постоянные отделения на территории РФ, являются плательщиками налога на добавленную стоимость на тех же основаниях, что и российские организации. В соответствии с главой 21 НК РФ они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет, а также представляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях.
Объектом налогообложения признается реализация товаров, услуг, работ на территории РФ (ст. 146 НК РФ). Налоговый период составляет квартал (ст. 263 НК РФ). Ставка налога составляет 18% (ст. 164 НК РФ). Контроль за правильностью исчисления НДС и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации. Декларация9 представляется по месту нахождения организации.
Иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, является налогоплательщиком НДС, даже если не состоит на налоговом учете. Исчисление, удержание и перечисление НДС при этом осуществляет налоговый агент — контрагент иностранной организации, состоящий на налоговом учете в РФ (рис. 2).
В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется отдельно.
В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства данные операции не являются объектами налогообложения на территории РФ (ст. 146 НК РФ). Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (ст. 171 НК РФ). Соответствующие суммы налога учитываются в стоимости работ (услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ) и возмещению из бюджета не подлежат.
Налог на имущество
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются организации, у которых в собственности находится имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с законодательством.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, объектом будет движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, а также имущество, полученное по концессионному соглашению (ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства, объектом будет находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемая по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике (ст. 375 НК РФ).
Отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев. Налоговый период — год (ст. 379 НК РФ). Ставка налога составляет 2,2% (ст. 380 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость таких объектов по данным органов технической инвентаризации. Сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, уполномоченные органы и специализированные организации, которые осуществляют учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов.
Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками налога на имущество, обязаны по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговые органы по местонахождению своих постоянных представительств, а также по местонахождению объектов недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности в РФ через постоянные представительства, налоговые декларации по налогу на имущество10.
Страховые взносы
В иностранных представительствах работают физические лица, с которыми заключаются трудовые, гражданско-правовые договоры, по которым производят выплаты и иные вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг. Данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)11. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Сумма денежных средств, поступающих за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, называется «стоимостью страхового года». Данная сумма определяется как произведение МРОТ (установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы) и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Тарифы страхового взноса следующие:

  • в ПФ РФ уплачивается 26%;
  • в ФСС — 2,9%,
  • в ФОМС — 5,1%.

Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, каждое из которых имеет свой баланс, расчетный счет, коллектив сотрудников, которым производятся выплаты (зарплата), то такое отделение подает отчетность по месту своего нахождения. Если при наличии нескольких отделений только одно из них имеет свой расчетный счет, баланс (что отражено в положении о представительстве или филиале), то сводная отчетность по всем отделениям подается в головное, которое и отчитывается перед налоговой инспекцией.
Налог на доходы физических лиц
Налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются сами физические лица: резиденты и нерезиденты Российской Федерации. Резидентами признаются физические лица, которые находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом срок нахождения не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (ст. 207 НК РФ).
Резиденты платят налог по ставке 13%, нерезиденты — 30% (ст. 224 НК РФ).
Объектом налогообложения считается доход, полученный от источников в РФ и за пределами РФ (для физических лиц — резидентов) и от источников в РФ (для физических лиц — нерезидентов) (ст. 209 НК РФ).
Постоянные представительства иностранных организаций в РФ (налоговые агенты) производят исчисление, удержание и уплату налога на доходы физических лиц.
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, который начисляется и выплачивается работникам этих обособленных подразделений.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за налоговый период о начисленных и удержанных суммах (ст. 230 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ). Соответствующую информацию следует представлять по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации по форме 2-НДФЛ, которая подается в конце года, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229 НК РФ).
Земельный налог
Земельный налог уплачивают организации (в том числе и иностранные компании) и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения являются земельные участки (ст. 386 НК РФ).
Налоговая база определяется для каждого участка и даже для каждой доли отдельно — это кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами — первый, второй и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).
Декларация12 представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Иностранная организация рассчитывает сумму налога самостоятельно и уплачивает в местный бюджет по месту нахождения земельных участков (муниципалитетов или сельсоветов). Сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ). Предел налоговых ставок установлен на федеральном уровне: от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости земли (ст. 394 НК РФ).
Транспортный налог
Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ). Объектом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (ст. 358 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными — первый, второй, третий кварталы (ст. 360 НК РФ).
Налоговая декларация13 представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, порядок и сроки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 363 НК РФ).
1 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 5 апреля 2012 г. №ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах»
2 Articles of the Model Convention with Respect to Taxes on Income and on Capital. — http://www.oecd.org/dataoecd/43/57/42219418.pdf.
3 С 1 января 2013 г. вступит в силу новый Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ.
4 Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
5 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2002 г. №БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка предоставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
6 Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №258-ФЗ).
7 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 16 января 2004 г. №БГ-3-23/19 «Об утверждении формы годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации».
8 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 5 января 2004 г. №БГ-3-23/1 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в инструкцию по ее заполнению».
9 Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. №104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения».
10 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 24 ноября 2011 г. №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм м форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения».
11 Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
12 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 28 октября 2011 г. №ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения».
13 Приказ Минфина России от 13 апреля 2006 г. №65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».

Договор с иностранным контрагентом: какую юрисдикцию и какой суд выбрать?

При заключении договора с иностранным контрагентом необходимо уделить особое внимание выбору применимого права и места разрешения споров. Многообразие вариантов порождает вопросы: право какой страны в наибольшей степени подходит для регулирования отношений сторон, какой суд сможет максимально эффективно защитить интересы российской стороны в случае возникновения спора и так ли необходимо в принципе включать эти положения в договор? Подробнее — в материале.

Еще на этапе обсуждения договора у сторон может возникнуть вопрос: насколько важным является согласование с контрагентом применимого права и места разрешения споров?

Если договор является трансграничным, условия о применимом праве и месте разрешения споров однозначно должны быть включены в договор и изложены четко, ясно и подробно.

Наличие в договоре соглашения о выборе применимого права и пророгационной или арбитражной оговорки всегда делает отношения сторон более понятными, предсказуемыми и способствует более быстрому разрешению возникающих разногласий.

Конечно, рассматриваемые в настоящей статье оговорки могут быть согласованы сторонами и впоследствии, уже после заключения договора. Но эффективность этих условий снизится: могут возникнуть риски признания договора или его части недействительным, некоторые условия договора могут противоречить императивным нормам избранного впоследствии права и т.п.

Описанные риски отсутствуют в ситуации, когда стороны сразу определяют применимое к их отношениям право, потому что условия будущего сотрудничества изначально разрабатываются на основании норм выбранного правопорядка.

Таким образом, первая рекомендация: при заключении договора с иностранным контрагентом всегда согласовывайте применимое право и место разрешения спора.

Право какой страны выбрать и какому органу доверить разрешение споров, рассмотрим далее.

Есть ли альтернатива английскому праву?

Общеизвестным фактом является то, что наиболее популярным правом, применяемым к регулированию коммерческих договоров как в России, так и в мире, является английское право.

Этому есть несколько причин, вот основные:

  • всеобъемлющая прецедентная система, разрабатываемая на протяжении веков и имеющая решения по большому кругу вопросов договорного права;

  • гибкость английской правовой системы, которая позволяет принимать решения с учетом всех фактических обстоятельств конкретного спора.

Указанные особенности присущи и другим правопорядкам англо-саксонской системы права.

Однако не меньше достоинств имеет и немецкое право, которое представляет континентальную систему права. К ним можно отнести:

  • предсказуемость правового регулирования, которая обеспечивается наличием кодифицированных источников права (основной кодекс — Германское гражданское уложение);

  • сочетание императивных норм и принципа свободы договора позволяет обеспечить прозрачность правового регулирования, при этом у сторон остаются достаточно широкие возможности для отступления от положений законодательства.

Но главное достоинство и преимущество немецкого права для российских компаний — близость к нему российского права, которое имеет схожие подходы к правовому регулированию большинства правоотношений и в своем развитии ориентируется преимущественно на эту правовую систему.

Часто, когда необходимо выбрать право для регулирования отношений сторон по договору, речь идет о выборе правовой семьи — англо-саксонской или континентальной. Но нужно учитывать тенденцию к глобализации, которая имеет место и в праве.

Сегодня различия между правовыми семьями постепенно становятся все менее и менее заметными, современные правопорядки стремятся соединить в себе достоинства обеих систем права. В дальнейшем этот процесс, несомненно, будет становиться только интенсивнее.

Для определения наиболее подходящего права необходимо в первую очередь проанализировать следующие два аспекта.

Аспект первый: правовое регулирование конкретных отношений/конкретного договора правом той или иной страны

Имеются ли пробелы в регулировании тех моментов, которые являются существенными для сторон с учетом их взаимоотношений и целей договора? Все ли императивные нормы подходят для регулирования договора или есть нормы, которые не соответствуют целям сторон, и стороны не могут или не готовы их исполнять? Насколько выбранное право защищает интересы российской компании как стороны в договоре?

Здесь стоит отметить, что многие правопорядки, в том числе и российское право, позволяют подчинить отдельные части договора праву различных стран (п. 4 ст. 1210 ГК РФ). Однако этот прием оправдан только применительно к смешанным договорам, где различному праву можно подчинить различные части, относящиеся к обособленным отношениям сторон (например, вопросы перехода права собственности в договоре лизинга).

Аспект второй: удобство разрешения потенциальных споров с применением выбранного права

Насколько распространенным является применение выбранного права? В какой стране и на каком языке будут разрешаться споры? Какую национальность имеют стороны договора?

Какие затраты с учетом места и языка разрешения споров понесет сторона, выбрав то или иное право (затраты на представителей, компетентных в рассмотрении споров с применением выбранного права; затраты на переводы и необходимость несения таких затрат и т.п.)?

С какой страной наиболее тесно связан договор? Нормы этой страны неизбежно будут применяться к отношениям сторон в определенных случаях (например, российские ГОСТы, СНиПы при разрешении споров о качестве работ или услуг, выполняемых на территории Российской Федерации). Более того, в п. 5 ст. 1210 ГК РФ прямо указано, что, если в момент выбора применимого права все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства связаны только с одной страной, выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм той страны, с которой связаны все эти обстоятельства.

Оценив в совокупности все аспекты и значимость каждого из них в конкретной ситуации, необходимо включить в договор соглашение о выбранном праве и изложить его максимально четко и недвусмысленно.

Остановимся на отдельных, наиболее важных моментах, на которые необходимо обратить внимание при формулировании такого условия.

  • Если в стране существует несколько отдельных правовых систем, в договоре следует выбрать конкретную систему. Например, право определенного штата в США.

При этом обратить внимание на правильность формулировки: если стороны хотят подчинить договор английскому праву, то условие должно содержать указание именно на «английское право» (English law) или «право Англии и Уэльса», а не «право Великобритании» или «право Соединенного Королевства».

  • Следует понимать различия формулировок «право РФ» и «законодательство РФ». В первом случае применению подлежит вся правовая система Российской Федерации, включая международные соглашения. Во втором случае применяются исключительно внутренние правовые акты РФ. С учетом некоторых особенностей и отличий данное правило может быть актуальным и для иных юрисдикций.
  • Отдельно в договор включается условие о применении сводов общепризнанных принципов и правил (например, Принципы УНИДРУА, ИНКОТЕРМС) и типовых условий договоров, разработанных международными организациями (например, ФИДИК).

Таким образом, вторая рекомендация: применимое право необходимо выбирать на основе анализа двух аспектов — (1) защищает ли правовое регулирование выбранного правопорядка ваши интересы; (2) какие затраты (ресурсов, времени, денежных средств) подразумевает выбор того или иного права и как они соотносятся с вашими целями, ожиданиями и возможностями.

Государственный суд или арбитраж?

Как видно из приведенного выше алгоритма, выбор применимого права связан с выбором места разрешения споров по договору.

Первый выбор, который необходимо сделать, определяя место разрешения спора, — государственный суд или международный коммерческий арбитраж?

Для трансграничных договоров наиболее удобным местом разрешения споров является международный коммерческий арбитраж.

Среди его достоинств можно выделить:

  • возможность выбора арбитров;

  • конфиденциальность;

  • окончательность принимаемого решения и ограниченное количество оснований для его отмены;

  • возможность выбора процедуры и языка разбирательства;

  • более быстрое рассмотрение споров по сравнению с государственными судами;

  • наличие единообразных правил признания и приведения в исполнение арбитражных решений в других государствах, а также другие преимущества.

Основным недостатком международных коммерческих арбитражей, как правило, является высокая стоимость расходов на арбитражное разбирательство.

Поэтому, если договор является простым или типичным для сторон, его цена невысока и потенциальные издержки на рассмотрение спора в международном коммерческом арбитраже сравнимы или даже превышают стоимость договора, более подходящим вариантом является передача споров на рассмотрение государственного суда. В этом случае в текст договора необходимо включить соглашение о передаче рассмотрения споров из договора определенному суду (например, Арбитражному суду города Москвы) либо компетентному суду определенной страны (например, компетентному государственному суду Австрийской Республики).

Судебные органы какой страны выбрать для разрешения споров, зависит от национальности сторон договора, применимого права, языка договора и других факторов. Важным аспектом также является быстрота рассмотрения споров государственными судами и их эффективность. Несмотря на то что российские суды часто упрекают в нарушении разумных сроков судопроизводства, в большей степени это относится все же к системе судов общей юрисдикции. По сравнению даже с некоторыми европейскими странами (например, Италия, Латвия), судопроизводство в России осуществляется в приемлемые с учетом сложности спора сроки, которые иногда даже сопоставимы со сроками рассмотрения споров в международных коммерческих арбитражах. Поэтому при выборе государственного суда стоит внимательно изучить альтернативы российскому суду, поскольку судебная система России во многих случаях является достойным соперником.

Также при выборе страны, суды которой будут компетентны рассматривать споры из договора, необходимо учитывать наличие с этой страной соглашения о взаимном признании решений государственных судов и положительной судебной практики по этому вопросу.

Какой арбитраж выбрать?

При выборе для разрешения споров международного коммерческого арбитража необходимость учитывать наличие между государствами договоренностей практически отсутствует, поскольку в 1958 г. в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, участниками которой на настоящий момент являются 157 государств, в том числе и РФ.

Если вы остановились на международном коммерческом арбитраже как месте разрешения споров, пришло время сделать следующий выбор:

  • институциональный арбитраж (постоянно существующие арбитражные центры) или

  • арбитраж ad hoc (создаваемый для разрешения конкретного спора).

Главное преимущество арбитража ad hoc состоит в возможности «приспособить» арбитраж к нюансам конкретного спора, а кроме того, стороны не связаны регламентом, положением о расходах и иными документами институционального арбитража. Тем не менее арбитраж ad hoc не получил такого широкого распространения, как институциональный, который зачастую отвечает всем требованиям сторон к процедуре разрешения споров.

Собственный институциональный арбитраж есть практически в каждой стране, большинство из них преимущественно рассматривают споры с участием компаний из своей страны, однако выделяется несколько арбитражных институтов, у которых география споров значительно шире. Это такие общепризнанные мировые арбитражные институты, как Лондонский международный арбитражный суд (LCIA), Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (SCC Institute), Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (ICC).

Рассмотрим их немного подробнее.

LCIA (Лондон)

Традиционно на разрешение этого международного коммерческого арбитража передаются наиболее дорогие и сложные споры (например, из инвестиционных контрактов с участием государства или государственных корпораций). Популярность этой институции также во многом связана с популярностью английского права в регулировании договорных отношений. Процедура рассмотрения споров в LCIA основана на активном взаимодействии арбитров и сторон спора, при этом приоритетом для арбитров являются равенство сторон и справедливость.

SCC (Стокгольм)

Стокгольмский арбитраж является наиболее популярным арбитражем среди российских компаний. Связано это с соглашением, заключенным в 1970 г. между СССР и США («Факультативная арбитражная оговорка 1977 г.»), по которому все споры между организациями из этих стран передавались на разрешение в этот институт. SCC не утратил своих лидирующих позиций для российских компаний и в настоящее время. Процедура рассмотрения споров так же прозрачна, как и в Лондоне, однако чуть менее дорогостоящая, что, несомненно, является преимуществом. Данный институт имеет репутацию справедливого и беспристрастного суда и является вторым мире арбитражем по количеству разрешаемых споров между инвесторами и государствами.

ICC (Париж)

Также является одним из лидирующих форумов в мире по разрешению споров и за 90 лет своего существования завоевал авторитет как беспристрастный, справедливый и добросовестный арбитражный институт. Имеет региональные центры в Гонгконге, Сингапуре и Нью-Йорке. Наибольшую популярность имеет при разрешении споров с участием европейских компаний. Этот институт с момента создания был ориентирован на разрешение именно международных споров, в котором стороны принадлежат к разным национальностям и имеют не только правовые, но и культурные особенности.

Также для разрешения споров с контрагентами из определенных регионов или по иным причинам можно выбрать чуть менее известные, но не менее эффективные арбитражные институты, которые можно выделить по регионам:

  • американо-австралийские — Американская арбитражная ассоциация (ААА); Австралийский центр международного коммерческого арбитража (ACICA). Затраты на арбитражное разбирательство в Америке и Австралии будут весьма высоки. Но если по каким-либо причинам необходимо избрать арбитраж в этих странах (например, головная организация находится в США, Австралии или странах Южной Америки), то в первую очередь стоит рассмотреть указанные институты;

  • европейские — Германский арбитражный институт (DIS); Торгово-промышленная палата в Женеве (CCIG); Торговая палата в Цюрихе (ZNK); Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики Австрии (WKO); Бельгийский центр примирения и арбитража (CEPANI); Нидерландский арбитражный институт (NAI) и др. Перечисленные центры арбитража могут быть выбраны для разрешения споров с европейскими компаниями;

  • азиатские — Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC); Японская коммерческая арбитражная ассоциация (JCAA); Центр международного арбитража в Гонгконге (HKIAC); Сингапурский центр международного арбитража (SIAC). Могут быть привлекательны для российских компаний, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;

  • стран СНГ — МКАС при ТПП РФ; МКАС при ТПП Украины. Как правило, на разрешение этих арбитражей передаются споры между контрагентами из стран СНГ.

Для российских компаний наиболее удобным центром арбитража является МКАС при ТПП РФ. Возможность назначить для рассмотрения спора любого арбитра (в том числе тех, кто участвует в рассмотрении споров в SCС и LCIA), а также новый Регламент позволяют эффективно разрешать в Москве даже сложные и дорогостоящие споры, которые раньше, несомненно, передавались на арбитраж в другие центры.

Также стоит выделить специализированные центры арбитража, которые ориентированы на рассмотрение определенных категорий споров. Например, арбитраж под эгидой Международной ассоциации торговли зерновыми и кормовыми товарами (ГАФТА); арбитраж при Федерации ассоциации торговли масличными культурами, семенами и жирами (ФОСФА); Арбитражный суд при Лондонской бирже металлов (LME); Международный суд по урегулированию инвестиционный споров (ICSID); Арбитражная палата зерновой биржи, Аргентина (La Camara Arbitral de la Bolsa de Cereales); Арбитражный суд Бременской хлопковой биржи; Спортивный арбитражный суд (CAS) (по спорам из договоров в сфере спорта: спонсорство, реклама и др.) и др.

Процедура рассмотрения споров в специализированных арбитражах, как правило, имеет свои особенности. Например, процедура ФОСФА предусматривает возможность апелляционного обжалования арбитражных решений; арбитром ГАФТА может быть только член ГАФТА, внесенный в список арбитров, не являющийся участником компании или фирмы, которая выступает стороной разбирательства.

При этом, несомненно, специализированные арбитражи имеют преимущество перед общими арбитражными центрами, поскольку обладают значительным опытом в рассмотрении конкретных категорий споров, расходы на них значительно ниже расходов на обычный арбитраж. Кроме того, если договор составлен на основе типовых условий, разработанных соответствующими организациями, то специализированный арбитраж становится самым эффективным средством разрешения споров при сравнительно невысоких затратах.

На основании изложенного можно заключить, что наиболее удобный способ разрешения споров из трансграничных договоров — международный коммерческий арбитраж (институциональный или ad hoc). Однако для недорогих и несложных договоров оптимальным решением может стать выбор государственного суда какой-либо страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *