Процент выполнения плана формула

Система контроля над финансовыми потоками

руб.

982,1 936,5 2. среднесписочная численность работников 438 405 3. общее количество отработанных всеми рабочими человеко-часов 795408 701460 3. общее количество отработанных всеми рабочими человеко-дней 99426 89910

Решение

Для решения задачи, на основе таблицы 1 рассчитаем необходимые значения факторов

Таблица 2 – Значения факторов

Показатель план факт Отклонение от плана Выполнение плана, %
среднесписочная численность работников 438 405 -33 92,47
среднее число дней работы одного рабочего 227 222 -5 97,80
средняя продолжительность рабочего дня, часов 8,00 7,80 -0,20 97,52
среднечасовая выработка 1,23 1,34 0,10 108,13
товарная продукция, руб. 982100 936500 -45600 95,36

Рассчитаем влияние данных факторов на отклонение от плана фактической суммы товарной продукции.

1) Способом цепных подстановок.

Зависимость объема товарной продукции от факторов описывается следующей моделью:

ТП = ЧР · Д · Ч · В,

где ТП – объем товарной продукцииї;

ЧР – численность рабочих;

Д – среднее число дней работы одного рабочего;

Ч – средняя продолжительность рабочего дня;

В – среднечасовая выработка.

Плановое значение:

ТП0 = ЧР0 · Д0 · Ч0 · В0,

438 · 227 · 8,00 · 1,23 = 982 100 руб.

По цепочке подставляя фактические значения факторов (ЧР1, Д1, Ч1, В1), определим их влияние.

а) Определим влияние численности рабочих:

ТПЧР = ЧР1 · Д0 · Ч0 · В0 = 405 · 227 · 8,00 · 1,23 = 908106,2 (руб.)

ΔТПЧР = ТПЧР – ТП0 = 908106,2 – 982100 = – 73993,8 (руб.)

б) Определим влияние среднего количества дней работы одного рабочего:

ТПД = ЧР1 · Д1 · Ч0 · В0 = 405 · 222 · 8,00 · 1,23 = 888103,8 (руб.)

ΔТПД = ТПД – ТПЧР = 888103,8 – 908106,2 = – 20002,3 (руб.)

в) Определим влияние средней продолжительности рабочего дня:

ТПЧ = ЧР1 · Д1 · Ч1 · В0 = 405 · 222 · 7,80 · 1,23 = 866101,3 (руб.)

ΔТПЧ = ТПЧ – ТПД = 866101,3 – 888103,8 = – 22002,6 (руб.)

г) Определим влияние среднечасовой выработки:

ТПВ = ЧР1 · Д1 · Ч1 · В1 = 405 · 222 · 7,80 · 1,34 = 936500 (руб.)

ΔТПВ = ТПВ – ТПЧ = 936500 – 866101,3 = 70398,7 (руб.)

2) Способом абсолютных разниц.

Этим методом, влияние факторов определяется по следующими формулами:

а) влияние численности рабочих:

ΔТПЧР = (ЧР1 – ЧР0) · Д0 · Ч0 · В0 = – 33 · 227 · 8,00 · 1,23 = – 73993,8 (руб.)

б) влияние среднего количества дней работы одного рабочего:

ΔТПД = ЧР1 · (Д1 – Д0) · Ч0 · В0 = 405 · (– 5) · 8,00 · 1,23 = – 20002,3 (руб.)

в) влияние средней продолжительности рабочего дня:

ΔТПЧ = ЧР1 · Д1 · (Ч1 – Ч0) · В0 = 405 · 222 · (– 0,2) · 1,23 = – 22002,6 (руб.)

г) влияние среднечасовой выработки:

ΔТПВ = ЧР1 · Д1 · Ч1 · (В1 – В0) = 405 · 222 · 7,80 · 0,10 = 70398,7 (руб.)

3) Способом относительных разниц.

Найдем относительное отклонение каждого фактора:

ΔЧР = (ЧР1 – ЧР0) : ЧР0 = – 0,0753 = – 7,53%;

ΔД = (Д1 – Д0) : Д0 = – 0,0220 = – 2,20%;

ΔЧ = (Ч1 – Ч0) : Ч0 = – 0,0248 = – 2,48%;

ΔВ = (В1 – В0) : В0 = 0,0813 = 8,13%;

Находим влияние каждого фактора на объем товарной продукции по формулам:

а) влияние численности рабочих:

ΔТПЧР = ТП0 · ΔЧР = 982100 · (– 0,0753) = – 73993,8 (руб.)

б) влияние среднего количества дней работы одного рабочего:

ΔТПД = (ТП0 + ΔТПЧР) · ΔД = (982100 – 73993,8) · (– 0,0220) = – 20002,3 (руб.)

в) влияние средней продолжительности рабочего дня:

ΔТПЧ = (ТП0 + ΔТПЧР + ΔТПД) · ΔЧ = – 22002,6 (руб.)

г) влияние среднечасовой выработки:

ΔТПВ = (ТП0 + ΔТПЧР + ΔТПД + ΔТПЧ) · ΔВ = 70398,7 (руб.)

Итак, фактическая сумма товарной продукции по сравнению с планом уменьшилась:

— на 73993,8 руб. – вследствие уменьшения численности рабочих на 33 человека;

— на 20002,3 руб. – вследствие уменьшения среднего количества дней работы одного рабочего на 5 дней;

— на 22002,6 руб. – вследствие уменьшения средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа.

Фактическая сумма товарной продукции увеличилась по сравнению с планом на 70398,7 руб. вследствие роста среднечасовой выработки на 0,10 руб.

Общее влияние четырех факторов:

ΔТПЧР + ΔТПД + ΔТПЧ + ΔТПВ = – 73993,8 – 20002,3 – 22002,6 + 70398,7 = – 45600 руб.

Как рассчитать процент отклонения положительного от отрицательного значения

Результат вычисления этой формулы в Excel должен отображаться в процентном формате ячейки. В данном примере формула вычисления выглядит следующим образом (150-120)/120=25%. Формулу легко проверить 120+25%=150.

Обратите внимание! Если мы старое и новое число поменяем местами, то у нас получиться уже формула для вычисления наценки.

Ниже на рисунке представлен пример, как выше описанное вычисление представить в виде формулы Excel. Формула в ячейке D2 вычисляет процент отклонения между значениями продаж для текущего и прошлого года: =(C2-B2)/B2

Важно обратит внимание в данной формуле на наличие скобок. По умолчанию в Excel операция деления всегда имеет высший приоритет по отношению к операции вычитания. Поэтому если мы не поставим скобки, тогда сначала будет разделено значение, а потом из него вычитается другое значение. Такое вычисление (без наличия скобок) будет ошибочным. Закрытие первой части вычислений в формуле скобками автоматически повышает приоритет операции вычитания выше по отношению к операции деления.

Правильно со скобками введите формулу в ячейку D2, а далее просто скопируйте ее в остальные пустые ячейки диапазона D2:D5. Чтобы скопировать формулу самым быстрым способом, достаточно подвести курсор мышки к маркеру курсора клавиатуры (к нижнему правому углу) так, чтобы курсор мышки изменился со стрелочки на черный крестик. После чего просто сделайте двойной щелчок левой кнопкой мышки и Excel сам автоматически заполнит пустые ячейки формулой при этом сам определит диапазон D2:D5, который нужно заполнить до ячейки D5 и не более. Это очень удобный лайфхак в Excel.



Альтернативная формула для вычисления процента отклонения в Excel

В альтернативной формуле, вычисляющей относительное отклонение значений продаж с текущего года сразу делиться на значения продаж прошлого года, а только потом от результата отнимается единица: =C2/B2-1.

Как видно на рисунке результат вычисления альтернативной формулы такой же, как и в предыдущей, а значит правильный. Но альтернативную формулу легче записать, хот и возможно для кого-то сложнее прочитать так чтобы понять принцип ее действия. Или сложнее понять, какое значение выдает в результате вычисления данная формула если он не подписан.

Единственный недостаток данной альтернативной формулы – это отсутствие возможности рассчитать процентное отклонение при отрицательных числах в числителе или в заменителе. Даже если мы будем использовать в формуле функцию ABS, то формула будет возвращать ошибочный результат при отрицательном числе в заменителе.

Так как в Excel по умолчанию приоритет операции деления выше операции вычитания в данной формуле нет необходимости применять скобки.

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей – управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод «освоенного объема» для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

  • контроль бюджетов по отклонениям;
  • оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

  • выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);
  • оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;
  • определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;
  • подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула «факт» — «план», по расходным статьям — формула «план» — «факт».

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

(«отклонение по статье»/ «отклонение по прибыли») х 100%

В столбце «Отклонение» мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец «Удельный вес»), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов — тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье «Охрана» на 10 000 рублей, а по статье «Заработная плата» — на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является «контролем по факту свершившейся операции». Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе.

Как рассчитать процент отклонения факта от плана?

То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям «Расходные материалы» и «Реклама». Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют – это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями «производственная себестоимость» или «себестоимость реализации продукции» можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела – это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи «Заработная плата» составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, «план-факт» анализ и прочие.

Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть факторного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель — выявить причины отклонений, а именно – какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля — контроль казначейского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.

Пример

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключением выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты.

Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля — жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример

Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более дорогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил. Ведь корректировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

Версия для печати

Отклонение

это разница между бюджетными и фактическими показателями

Оцените определение:

ОТКЛОНЕНИЕ

Разность между базовым значением (например, номинальным значением) и заданным уровнем.

Оцените определение:

Один или более индекс или среднее отклоняются от следования подтвержденным тенденциям.

Оцените определение:

разница между запланированными (нормативными) и фактическими результатами. Различают благоприятные и неблагоприятные отклонения.

Оцените определение:

Расхождением между планом, или целью, или нормой и фактическим результатом.

Отклонения являются предупреждением о том, что дела идут не так, как они были запланированы.

Оцените определение:

отклонение

прогноз в отношении динамики волатильности базового актива.

Отклонением можно считать разницу в ожидаемой волатильности для опционов с различными ценами исполнения или сроками истечения.

Оцените определение:

Отклонение — прогноз в отношении динамики волатильности базового актива. Отклонением можно считать разницу в ожидаемой волатильности для опционов с различными ценами исполнения или сроками истечения.

Отклонение от следования подтвержденным тенденциям индексов или средних.

Оцените определение:

(variance) Величина, на которую фактические издержки отличаются от нормативных при системе калькуляции издержек производства по нормативным (standard costing). Отклонения могут анализироваться по причинам, их породившим, например ценовые отклонения, количественные отклонения, отклонения эффективности, отклонения ассортимента и т.д.

Оцените определение:

В страховых операциях: ставка страховой премии, которая изменяется относительно ставки, предусмотренной руководством.

В страховании океанских и морских перевозок: произвольное отклонение от обычного курса между портом отгрузки и портом назначения, не вызванное необходимостью и не следующее из разумных оснований; нарушение тарифных обязательств по договору перевозки, и т. п. Имеются различные типы отклонений, в т.ч.: географическое отклонение, отклонение рейса перевозки в результате использования другого судна вместо согласованного, отклонение в результате перевозки по железной дороге, отклонение из-за вынужденной постановки судна с бортовым грузом в сухой док, отклонение в результате необоснованной задержки и др.

Оцените определение:

» Назад

08.02.2015 02:54

Определение «план-факт анализа» заложено в его названии – это сравнение и исследование плановых и фактических значений показателей, объяснение отклонений между ними, формулировка выводов. Проще говоря, отвечает на вопрос «почему разница и что с ней делать?».

Очевидно, для такого анализа нужно иметь, как минимум, три составляющие: а) плановые данные; б) фактические значения; в) субъекта, который может всё объяснить. Так же очевидно, что на предприятии должна быть система бюджетирования (или хотя бы планирование в самом простом виде) и система учета. Т.е. получается, что для такого, казалось бы, простого занятия, как план-факт анализ, необходимо иметь уже много чего. А вопрос, нужно ли это?

Если у читателя появляется мнение, что мы хотим убедить в бесполезности план-факт анализа, то это не так. Совсем не так! И эта статья посвящена именно важности такого рода отчетности.

Какие отклонения факта от плана считать критичными

План-факт анализ, возможно, самый простой, но и один из наиболее полезных.

Отвечая на вопрос «почему?», аналитик подробно разбирает проблему. Глубоко исследует причины и обстоятельства «план-факт» отклонений, выясняет факторы, приведшие к нему. Это даёт почву для главного: сделать вывод и исправить ситуацию, если она негативная, и усилить, если наблюдается положительный эффект. В этом и есть цель.

При правильно построенном план-факт анализе, к статической картинке добавляется динамика, т.е. изменение самих показателей и их отклонений во времени, от периода к периоду. Это дополнительная информация, новыя почва для выводов, усиливающая их достоверность.

В основном, рассматриваемый анализ относится к системе управленческого учета (т.к. для подготовки и анализа необходимо правильно организовать сбор и учет информации), но может быть также и частью системы бюджетирования (т.к. призван анализировать бюджеты, иначе работа с ними будет не завершена). Не будем сейчас углубляться в вопрос принадлежности и подробно рассматривать системы учета и бюджетирования. Опишем основные шаги организации план-факт анализа, предполагая, что и учет и бюджеты в компании уже есть.

  1. Прежде всего, определяем, что анализируем. Т.е. по каким бюджетным показателям нам нужно посмотреть отклонения и сделать выводы. Это могут быть и отдельные показатели (например, KPI), и целые бюджетные формы (например, PL и CF).
  2. Необходимо проанализировать систему учета и определить, какая первичная информация будет полезна для подготовки «факта» по выбранным показателям. Если такой информации в компании нет, то нужно её начать собирать, или дать заявку программистам на её подбор из баз данных и т.п. источников. Также важно определить исполнителей, которые будут готовить первичную информацию.
  3. Нужно разработать таблицы для заполнения, придумать алгоритм и прописать формулы расчета, которые будут или помогать собирать информацию, или готовить её промежуточно-вспомогательную форму. Скорее всего, придется готовить ещё и формулы для преобразования первичной (и/или промежуточной) информации в фактическую для бюджетных показателей (т.е. считать уже непосредственно факт).
  4. Важно не забывать о регламенте взаимодействия между участниками процесса. Это документарное закрепление ответственных за подготовку информации, за подготовку итоговых фактических показателей, в каком виде передается информация, сроки подготовки и передачи, сроки готовности всех план-факт отчетов, ответственных за написание комментариев к отклонениям, конечных потребители. Регламент станет тем документом, который будет основанием для работы системы.
  5. Тестирование. Лучше всего тестирование проводить, что называется, в «боевом режиме», по реальным данным. В этом случае, возможно будет отследить не только «арифметические» ошибки, но и логические, смысловые. Если такой возможности почему-то нет, то не будет лишним протестировать на вымышленной информации – отследите ошибки вычисления, а остальное уже при реальной эксплуатации.
  6. Документировать систему план-факт анализа необходимо также, как и любую другую систему. Это придаст ей законченный вид и избавит от потери сделанных наработок.

Если сложилось впечатление, что мы слишком усложняем «такой простой» вопрос, то это лишь для его систематизации и придания понятных очертаний. На самом деле, даже если в вашей компании всё делается гораздо проще, то это значит, что какие-то вопросы вы делаете не заметно для себя, как говорят «в уме». Такое возможно пока объем обрабатываемой информации не большой. С ростом бизнеса учет может запутаться.

Как упоминалось выше, план-факт анализ занимает пограничное положение между системой бюджетирования и управленческого учета. Поэтому естественным желанием было бы ознакомиться с правилами построения этих систем. Об организации системы бюджетирования и системе управленческого учета уже были посвящены статьи ранее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *