Продление выездной налоговой проверки

Новая редакция ст. 89 НК РФ устанавливает, что в исключительных случаях выездная налоговая проверка может продолжаться до шести месяцев. Но вот основания и порядок продления этого срока устанавливает ФНС России. Как ФНС распорядилась этим правом, читайте в этой статье.

Э. ГЛУХОВСКАЯ

Действующая с 1 января 2007 г. новая редакция ст. 89 НК РФ <*>, устанавливающая правила проведения выездных налоговых проверок, получила свое развитие в положениях приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Приказ).
————————
<*> В редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Этот приказ устанавливает перечень оснований и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки и является тем самым «нормативным актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю в области налогов и сборов», к которому отсылает п. 6 ст. 89 НК РФ.

В соответствии с вышеназванной нормой Налогового кодекса РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) общий срок для проведения выездной налоговой проверки установлен в два месяца. Любое увеличение этого срока следует квалифицировать как его продление и оценивать с точки зрения правомерности. Напомним, что максимальная продолжительность срока проверки при ее продлении может составлять четыре либо шесть месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Каковы основания для продления сроков проведения выездной налоговой проверки? Приказ и приложения к нему разъясняют этот вопрос.

КОГДА ПРОВЕРКА ПРОДЛЕВАЕТСЯ

В Приказе в качестве оснований для продления сроков проведения проверки названы следующие обстоятельства:
1) проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.

С 1 января 2007 г. выездная проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика (в его помещении), так и по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Поэтому основанием для продления могут являться пожар или наводнение, случившиеся не только на территории проверяемой организации, но и на территории налогового органа, проводящего проверку;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

В отношении этого основания отметим существенное изменение, характерное для новой редакции ст. 89 НК РФ и получившее отражение в Приказе.

До 1 января 2007 г. срок проведения проверки организации, имеющей в своем составе филиалы и представительства, мог увеличиваться на один месяц по факту наличия каждого филиала (представительства).

После 1 января 2007 г. действует несколько иной порядок.

Проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более, может быть продлена на срок до четырех месяцев.

При наличии у организации менее четырех обособленных подразделений срок ее проверки также может быть продлен до четырех месяцев, но только в том случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.

А вот в случае когда организация открыла десять и более обособленных подразделений, проверка может быть продлена на срок до шести месяцев (п. 3 приложения 2 к Приказу).

При этом следует понимать, что рассматриваемое основание для продления сроков применимо только в том случае, если речь идет о проверке, назначенной в отношении организации-налогоплательщика в целом, а обособленные подразделения проверяются в комплексе.

Сроки налоговых проверок продлеваются до шести месяцев при наличии у организации обособленных подразделений, только когда комплексно проверяется сама головная организация.

Однако налоговый орган может назначить и самостоятельную проверку обособленного подразделения, являющегося филиалом или представительством, независимо от проведения проверки самого налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Срок такой проверки не может превышать один месяц <*> и исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 89 НК РФ, на наш взгляд, не может быть продлен.
————————
<*> Ранее срок самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения составлял два, а в исключительных случаях — три месяца.

Очевидно, что у налоговых органов искушение «продлить» проверку подразделений, используя общие основания, перечисленные в п. 3 приложения 2 к Приказу, будет велико. Официальных разъяснений либо сформировавшейся судебной практики на этот счет пока нет. Но для желающих поспорить с состоявшимся «продлением» налоговой инспекцией самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) правовые основания имеются;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3. ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.

По поводу сроков представления документов будем иметь в виду, что по сравнению со старой редакцией ст. 93 НК РФ срок для представления истребуемых при проверке документов увеличен с пяти до десяти дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Исчисляется он со дня вручения налогоплательщику соответствующего требования.

Если проверяемая организация не может представить документы в указанный срок, возможны два варианта развития событий.
— Первый вариант. Организации нужно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, направить налоговому органу уведомление о невозможности представить документы в этот срок.

Получив такое уведомление, руководитель налогового органа, проводящего проверку, имеет право продлить срок представления документов или отказать в продлении сроков. Об этом им выносится отдельное решение.

Продлить организации время для представления документов налоговый орган может в течение двух дней с момента получения от нее соответствующего уведомления.

Важно, что официальное продление времени для представления документов не позволяет налоговому органу воспользоваться основанием, предусмотренным подп. 5 п. 3 приложения 2 к Приказу для направления мотивированного запроса о продлении проверки в вышестоящий орган.

Увеличение времени для представления документов не дает налоговым органам права обратиться в вышестоящий орган с запросом о продлении общего срока проверки организации.

— При втором варианте проверяющий орган вправе просить вышестоящий налоговый орган о продлении сроков проведения проверки по подп. 5 п. 3 приложения 2 к Приказу.

Это происходит в следующих случаях:
а) налогоплательщик не уведомил налоговый орган о невозможности представить документы в десятидневный срок;
б) налоговый орган отказал в продлении сроков представления документов;
в) продленный срок для предоставления документов истек, а документы налоговым органом от налогоплательщика так и не получены.

Принципиальная разница между этими двумя вариантами заключается в следующем. В первом варианте общий срок проверки остается прежним, в который налоговый орган, проводящий эту проверку, обязан уложиться.

Во втором варианте срок проверки увеличивается, но только по решению высшестоящего налогового органа;

6) иные обстоятельства для продления срока проверки.

Это как раз тот самый пункт, которого опасались все налогоплательщики.

Те самые «иные обстоятельства», на которые в качестве основания для продления сроков проведения проверки указано в подп. 6 п. 3 приложения 2 к Приказу, оставляют возможность для налоговых органов практически неограниченно изыскивать поводы для продления сроков проведения проверок.

Открытый список приведенных оснований — плохая новость для налогоплательщика. При этом в описываемом случае необходимость продления определяется исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемых лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации, сложности технологических процессов и других обстоятельств (подп. 6 п. 3 приложения 2 к Приказу). Как видим, оспаривать обоснованность решения о продлении сроков проверки по «иным обстоятельствам» в большинстве случаев — занятие бесперспективное.

Для обращения в арбитражный суд с жалобой на необоснованное продление срока проведения проверки налогоплательщику дается три месяца. Они начинают исчисляться со дня получения решения о продлении.

Но упоминая возможность оспаривания, отметим, что право на обращение с подобными требованиями существует у налогоплательщика всего три месяца (глава 24 АПК РФ). На практике налогоплательщики часто пропускают этот срок. Три месяца начинают течь с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Применительно к рассматриваемому нами случаю начало течения процессуального срока придется на день получения налогоплательщиком решения о продлении сроков проверки.

КТО И КАК ПРОДЛЕВАЕТ СРОК ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В отличие от решения о проведении выездной проверки, решение о продлении срока ее проведения проверяющий налоговый орган самостоятельно выносить не вправе. Его компетенция ограничивается направлением мотивированного запроса в вышестоящий налоговый орган, который и решает дальнейшую судьбу проверки. То есть решение о продлении сроков выездной налоговой проверки должно приниматься руководителем (заместителем руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ (последний абзац п. 4 приложения 2 к Приказу).

Решение о продлении сроков проведения выездной налоговой проверки (за исключением отдельных случаев) может принять только руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Однако есть три случая, когда продлить срок проведения проверки может только руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

l при проведении повторной выездной налоговой проверки, осуществляемой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

l при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам;

l при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения проверки руководителю ФНС России представляется руководителем проверяющей группы (бригады) (п. 4 приложения 2 к Приказу).

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

По сравнению со старой редакцией этой статьи в срок проведения проверки теперь засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых документов.

Кроме того, на срок проверки теперь не влияет время фактического нахождения проверяющих на месте проверки. Эти благоприятные для налогоплательщика нововведения компенсируются сохранившимся правом налогового органа приостанавливать проверку по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, и рассмотренным выше правом продлевать срок проведения проверки на основании решения вышестоящего налогового органа.

В срок проведения проверки засчитывается время между вручением требования о представлении документов и представлением запрошенных документов. На срок проведения проверки время фактического нахождения проверяющих в организации теперь не влияет.

При определении порядка, в соответствии с которым должна проводиться соответствующая выездная проверка, в том числе применяемых правил ее продления, следует учитывать следующее.

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона N 137-ФЗ, создавшего новую редакцию ст. 89 НК РФ, налоговые проверки и иные мероприятия, с ними связанные, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона.

Это означает: если проверка началась до 1 января 2007 г., то и продлеваться она будет по правилам прежней редакции ст. 89 НК РФ.

Утвержденные Приказом N САЭ-3-06/892@ требования к продлению сроков проведения проверок распространяются только на выездные налоговые проверки, решение о проведении которых принято после 1 января 2007 г.
Сказанное следует также из текста письма Минфина России от 27.12.2006 N 03-02-07/1-338.

ПРОВЕРИМ И ВАШЕГО КОНТРАГЕНТА

Статья 93.1 НК РФ предусматривает еще и такой дополнительный способ проверки организации, как «истребование документов (информации) о налогоплательщике».

Причем истребовать документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика, налоговый орган может не только при проведении выездной проверки, но и при осуществлении «иных мероприятий налогового контроля», предусмотренных гл. 14 НК РФ (например, при проведении камеральной налоговой проверки).

Это означает право налогового органа потребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) документы (информацию), касающиеся его деятельности. Запросить документы налоговые органы могут у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.

Процедура истребования документов состоит в следующем.

Проверяющие должны направить в налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент проверяемой организации, письменное поручение. В этом поручении должны быть указаны сведения об организации-контрагенте, у которой должны быть затребованы документы: ее наименование, ИНН/КПП, место нахождения и т.п. Кроме этого должны быть указаны вид мероприятий налогового контроля или информация относительно конкретной сделки, которая интересует проверяющих, и, конечно же, перечень документов с указанием периода, к которому они относятся.

Получив такое поручение, местный налоговый орган направляет запрос контрагенту о необходимости представить документы. Причем к своему запросу об истребовании документов налоговый орган должен приложить копию поручения, которую он сам получил.

На исполнение этого запроса согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ отводится пять рабочих дней (ст. 6.1 НК РФ).

Если организация не успевает представить документы в этот срок, то она может обратиться с ходатайством о его продлении. Продлевать этот срок может местный налоговый орган.

Получив от организации запрошенные документы, местный налоговый орган направляет их в тот налоговый орган, который прислал запрос. Ну, а дальше проверяющие на основании полученных документов будут делать соответствующие выводы…

Продление и восстановление процессуальных сроков

Процессуальные сроки, назначенные судом, могут быть продлены судом (ст. 111 ГПК).

С просьбой о продлении сроков обращаются лица, для которых был установлен срок совершения определенных действий. Продление пропущенного срока может быть осуществлено и по инициативе суда.

В законе прямо не устанавливается порядок продления сроков. Это дает основание полагать, что продление процессуальных сроков может осуществляться судом без проведения специального заседания.

При решении вопроса о продлении процессуального срока принимается во внимание уважительность причины, по которой он был пропущен. Уважительной является причина, препятствовавшая или затруднявшая выполнение соответствующего действия в установленный срок (временная нетрудоспособность, командировка, семейные обстоятельства и т.п.).

Следует отличать продление процессуальных сроков от их восстановления. Продлеваться могут только сроки, установленные судом, а сроки, устанавливаемые законом, восстанавливаются.

При пропуске процессуальных сроков, установленных законом, суду следует разъяснять лицам, участвующим в деле, их право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока.

Пропуск процессуальных сроков влечет за собой лишение стороны по делу или иного лица, для которого такой срок установлен, права совершать определенные процессуальные действия (ч. 1 ст. 109 ГПК), что может существенно отразиться на результатах рассмотрения дела и, в конечном счете, на правах и законных интересах граждан и организаций. В этой связи ГПК предоставляет суду право при наличии уважительных причин восстановить пропущенный процессуальный срок. Так, например, в постановлении от 24.08.82 N 3 «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции» (в ред. от 26.12.95)*(66) Пленум Верховного Суда РФ особо подчеркнул (п. 9), что в случае подачи кассационной жалобы по истечении срока на кассационное обжалование суду следует разъяснить лицу, обжалующему решение, его право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. Такое заявление рассматривается судом, вынесшим решение, только в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды, руководствуясь действующим законодательством, проводят определенную работу по совершенствованию деятельности судов кассационной инстанции, усилению их влияния на качество рассмотрения гражданских дел судами первой инстанции, своевременному устранению допускаемых ими ошибок, улучшению профилактической работы. В результате повысились роль и значение судов кассационной инстанции в деле защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Вместе с тем в работе по рассмотрению дел по кассационным жалобам и протестам имеются существенные недостатки.

Выносимые судами кассационной инстанции определения не всегда отвечают требованиям ст.ст. 304, 311 ГПК. Иногда в них содержатся ответы не на все доводы жалобы, имеющие юридическое значение. При отмене решения с передачей дела на новое рассмотрение не во всех случаях указывается, какие процессуальные действия следует совершить суду первой инстанции.

Нередко нарушается предусмотренный ст. 284.1 ГПК срок рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

Допускаемые ошибки снижают влияние судов кассационной инстанции на качество рассмотрения гражданских дел народными судами, порождают волокиту, что отрицательно сказывается на осуществлении правосудия.

Все это обязывает суды постоянно принимать меры, направленные на совершенствование деятельности кассационной инстанции по рассмотрению гражданских дел, повышение ее роли в дальнейшем укреплении законности.

В целях устранения отмеченных недостатков, а также обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

Разрешая вопрос о принятии кассационной жалобы (протеста), следует тщательно проверять, соблюдены ли установленные законом условия и порядок возбуждения кассационного производства, в частности: обладает ли лицо, подавшее жалобу (протест), правом кассационного обжалования (опротестования); не вступило ли решение, на которое подана жалоба (протест), в законную силу и подлежит ли оно обжалованию в кассационном порядке; соблюдены ли требования закона, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы (протеста); оплачена ли кассационная жалоба государственной пошлиной в случаях, когда это предусмотрено законом. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1982 г. N 3 «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции»

Принимая кассационную жалобу (протест), судья в целях обеспечения подготовки к рассмотрению дела в кассационном порядке вправе в соответствии со ст. 287 ГПК обязать заявителя представить копии приобщенных к жалобе (протесту) письменных материалов по числу лиц, участвующих в деле, если в этих материалах содержатся данные, которые могут повлиять на вывод суда кассационной инстанции о законности и обоснованности обжалованного (опротестованного) решения.

Если кассационная жалоба (протест) не отвечает требованиям ст.ст. 286, 287 ГПК, судье необходимо предложить заявителю принять меры к устранению недостатков жалобы (протеста).

При этом надлежит иметь в виду, что кассационная жалоба (протест) может быть оставлена без движения, когда она не подписана подающим ее лицом, не содержит конкретного указания на обжалуемое решение, если к ней не приобщены все необходимые копии, а также когда она не оплачена государственной пошлиной (ч. 1 ст. 288 ГПК).

Срок исправления недостатков кассационной жалобы (протеста), установленный судьей, должен быть назначен с учетом реальной возможности получения заявителем справок, копий документов и иных материалов, необходимых для приобщения к жалобе.

Оставление кассационной жалобы (протеста) без движения должно быть оформлено вынесением определения.

Отказ в принятии кассационной жалобы (протеста) допустим лишь в случаях, когда:

  • · жалоба (протест) подана лицом, не обладающим таким правом;
  • · заявителем пропущен срок на кассационное обжалование и он не просит о восстановлении этого срока.

В определении судьи об отказе в принятии кассационной жалобы (протеста) должны быть изложены мотивы отказа. Указанное определение, так же как и определение об оставлении кассационной жалобы (протеста) без движения, может быть обжаловано в соответствии с п. 2 ст. 315 ГПК в суд кассационной инстанции, поскольку оно преграждает возможность дальнейшего движения дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1982 г. N 3 «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции»

Судам необходимо учитывать, что кассационная жалоба (протест) может быть подана не только на решение суда в целом, но и на его часть, например резолютивную, по вопросу распределения расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела, а также на дополнительное решение, постановленное в порядке ст. 205 ГПК.

Если кассационная жалоба (протест) подана не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 294 ГПК вправе в интересах законности проверить дело в полном объеме.

Проверяя, соблюден ли лицом, подавшим жалобу (протест), 10-дневный срок кассационного обжалования (опротестования), судам необходимо учитывать, что началом течения указанного срока в соответствии со ст.ст. 284, 100 ГПК является день, следующий за днем вынесения решения в окончательной форме, а не день вручения либо направления сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии решения по делу.

При исчислении срока кассационного обжалования необходимо иметь в виду, что в случае отложения судом составления мотивированного решения на срок до трех дней, срок на подачу кассационной жалобы (протеста) на решение в окончательной форме должен исчисляться со дня, следующего за днем, установленным судом для ознакомления с мотивированным решением.

В случае подачи жалобы (протеста) по истечении срока на кассационное обжалование суду следует разъяснить лицу, обжалующему решение, его право обратиться в суд с заявлением о восстановлении этого срока. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1982 г. N 3 «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции»

Заявление о восстановлении срока кассационного обжалования (опротестования) рассматривается по правилам ст. 105 ГПК судом, вынесшим решение, только в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

На определение суда об отказе в восстановлении срока на кассационное обжалование (опротестование) может быть подана частная жалоба и принесен частный протест.

В случае отмены указанного определения суд кассационной инстанции обязан рассмотреть дело по кассационной жалобе (протесту).

Имея ввиду, что присоединение к кассационной жалобе (ст. 290 ГПК) не носит характера самостоятельного обжалования судебного решения и не ограничено сроком, предусмотренным ст. 284 ГПК, заявление о присоединении к жалобе соучастников и третьих лиц, выступающих в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, может быть подано вместе с кассационной жалобой, а также самостоятельно, в том числе в процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 284.1 ГПК суд кассационной инстанции обязан рассмотреть дело по кассационной жалобе (протесту) не позднее 10 дней со дня его поступления, судье при выполнении требований п. 2 ст. 289 ГПК об извещении участников процесса о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (протеста) следует определять день направления дела в суд второй инстанции с таким расчетом, чтобы не был нарушен предусмотренный ст. 284.1 ГПК срок, а также учтена реальная возможность для лиц, участвующих в деле, лично присутствовать в судебном заседании.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд в соответствии с ч. 1 ст. 294 ГПК проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Однако в интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы жалобы и проверить решение суда в полном объеме. В частности, суд независимо от доводов жалобы отменяет решение, если оно содержит выводы о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (п. 4 ст. 308 ГПК), если дело рассмотрено незаконным составом суда, в том числе, когда дело рассмотрено судьей единолично, в то время, как оно подлежало коллегиальному разрешению (п. 4 ст. 306, п. 1 ст. 308 ГПК), и в других случаях, указанных в ч. 2 ст. 308 ГПК. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1982 г. N 3 «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассационной инстанции»

Проверяя законность и обоснованность решения, суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 294 ГПК вправе исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты. При этом необходимо учитывать, что вновь представленные доказательства могут быть исследованы, если суд кассационной инстанции признает, что они не могли быть представлены в суд первой инстанции (например, суд первой инстанции незаконно отказал в исследовании этих доказательств).

Установив на основании имеющихся, а также дополнительно представленных материалов обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции, в силу п. 4 ст. 305 ГПК вправе изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, при условии, что стороны ознакомлены с дополнительно представленными материалами, в том числе и при подготовке дела к рассмотрению судом кассационной инстанции.

В ст. 112 ГПК содержится указание на порядок принятия и рассмотрения заявления о восстановлении срока.

Заявление подается лицами, пропустившими установленный законом срок, в суд, в котором должно было быть совершено процессуальное действие и рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения данного вопроса.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 ГПК одновременно с подачей заявления о восстановлении срока должно быть совершено требуемое процессуальное действие, в отношении которого пропущен срок (подана жалоба, представлены документы).

Как и в случае продления процессуального срока, основанием восстановления является наличие уважительных причин пропуска срока. Признание причин уважительными зависит исключительно от усмотрения суда. Гражданский процесс: Учебник / Под ред.М.К. Треушникова. — М.: ООО «Городец-издат», 2003

На определение суда об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба (ч. 4 ст. 112 ГПК).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *