Приказ о ликвидации

Количество членов ликвидационной комиссии: сколько человек должно входить в состав данного органа

Утверждение решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) отнесено к кругу правомочий общего собрания участников такого юрлица, в случае если ликвидация производится на добровольной основе (см. п. 2 ст. 57 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ). Также данным органом ООО назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор) и определяется ее состав.

На законодательном уровне не регламентировано, сколько именно человек должно входить в такую комиссию и каковы критерии отбора в ее состав. Обычно численность и персональный состав комиссии определены в уставе ООО. Однако если это не сделано, данные вопросы разрешаются на общем собрании участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ). Чаще всего на эту роль назначают руководителя ООО, кого-либо из его участников или главного бухгалтера, хотя могут быть выбраны и иные лица. Ограничений в этой части закон также не содержит.

Даже когда в состав ООО входит всего 1 участник, для ликвидации названного юрлица все равно требуется назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Чаще всего в роли такого ликвидатора выступает как раз единственный участник ООО, хотя законом не предписано поступать только таким способом. Названную функцию может исполнять и иное лицо (лица).

Указанные назначения производятся по решению единственного участника ООО (ст. 39 закона № 14-ФЗ). Ниже по ссылке размещен пример такого документа, который может быть в дальнейшем использован в качестве шаблона для заполнения:

Решение о назначении ликвидатора — образец.

Ликвидация ООО по решению суда или налогового органа

Ликвидировать ООО можно как на добровольных началах (см. нашу статью «Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2015 году»), так и в принудительном порядке, по решению судебного органа в ситуациях, регламентированных п. 3 ст. 61 ГК РФ, в т. ч.:

  • По иску госоргана или органа МСУ.
  • Иску учредителя (участника) ООО. Причиной обращения в судебный орган в таком случае является невозможность реализации задач, поставленных перед ООО при его создании.

Представленный в п. 3 ст. 61 ГК РФ список оснований не является исчерпывающим.

К числу госорганов, наделенных законом правомочием на обращение в судебный орган с требованием о принудительной ликвидации юрлиц, относятся и органы ФНС России (п. 11 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-I).

При этом сама ФНС не правомочна выдавать ООО предписание о необходимости провести принудительную ликвидацию. Необходимо дождаться соответствующего судебного акта, т. к. процедура может проводиться только по судебному решению.

Итак, численность и личный состав ликвидационной комиссии законодателем не регламентированы. Также не определено, кто конкретно должен выступать в роли ликвидатора. Юрлицо самостоятельно определяет порядок их назначения. Для этого соответствующие положения вносятся в устав ООО. Другой вариант разрешения проблемы — определение состава комиссии и назначение ликвидатора на общем собрании участников ООО или посредством решения его единственного участника.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников, как правило внеочередном. Собрание должно быть проведено с соблюдением требований ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО). Если присутствовали все участники, то даже при нарушении процедуры собрание участников, на котором будет принят приказ о ликвидации предприятия, будет правомочным (п. 5 ст. 36 Закона об ООО).

Надо отметить, что решение о ликвидации принимается только единогласно (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если кто-то из участников не согласен, то в добровольном порядке общество уже не получится ликвидировать. В этом случае участнику – инициатору ликвидации необходимо подать в суд иск о ликвидации, но при этом он должен будет доказать, что организация не может работать или дальнейшую деятельность сложно осуществлять (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Что именно должны обсуждать участники на собрании? Законодательно это не определено, может быть обсуждена полностью процедура ликвидации, могут быть только согласовано всеми участниками решение о ликвидации и назначена ликвидационная комиссия. А затем уже выбранная ликвидационная комиссия будет решать, как организовать оптимально процедуру. При этом никаких требований по составу комиссии и должностям нет. Участники могут назначить работников общества, могут сами заниматься ликвидацией, могут привлечь постороннее лицо.

Но после того, как принято решение и назначена ликвидационная комиссия, полномочия по руководству обществом переходят к ней (п. 3 ст. 62 ГК РФ). В обязанности комиссии будут входить розыск и уведомление кредиторов, получение дебиторской задолженности и увольнение работников в связи с ликвидацией и другие обязанности, при этом необходимо соблюдать установленные сроки. Все расчеты проводить будет также ликвидационная комиссия, в том числе распределять имущество между участниками.

В связи с такими широкими полномочиями законодательством регламентирована ответственность комиссии за убытки, которые та должна будет возместить участникам или кредиторам (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

С 1 сентября 2017 года вступает в силу п. 6 ст. 57 Закона об ООО, согласно которому устанавливается предельный срок ликвидации общества – один год, продлить срок можно только в судебном порядке и не более чем на шесть месяцев.

Поэтому после вступления в силу ограничения срока процедуры по ликвидации ООО, видимо, будет необходимостью предварительная подготовка к ликвидации, как минимум инвентаризация и сверка с контрагентами.

Если в обществе один участник, то он принимает решение. Иногда это называют приказом о ликвидации организации, образец такого решения приложен к статье.

образец приказа о ликвидации организации

Уведомление о ликвидации ООО

Если принято решение о ликвидации, то об этом необходимо сообщить в налоговый орган. Срок уведомления – 3 рабочих дня (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Также необходимо опубликовать информацию о ликвидации в СМИ и уведомить кредиторов, и эта обязанность также возлагается на ликвидационную комиссию. Это может быть указано в приказе о ликвидации предприятия, образец уведомления кредиторов может быть приложен.

Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» также содержит определённые требования – кредиторам должно быть предоставлено не менее двух месяцев для предъявления претензий. Кроме того, выявленных кредиторов необходимо уведомить персонально. Впоследствии кредиторы, которые не получили информации о ликвидации, могут оспаривать ликвидацию на том основании, что ликвидационный баланс содержал недостоверную информацию, при наличии задолженности она была не отражена.

В налоговый орган на первом этапе необходимо представить:

  1. Уведомление по форме N Р15001 (утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).
  2. Решение единственного участника или Протокол общего собрания участников, на котором принято решение о ликвидации общества.

Заполнить уведомление по форме Р15001 необходимо в полном соответствии с установленными требованиями, отсутствие данных может повлечь отказ в регистрации. Например, неуказание адреса электронной почты при подаче уведомления в электронном виде стало основанием для отказа. И суд поддержал правильность позиции налогового органа, указав, что это один из обязательных реквизитов заявителя при направлении через электронные каналы связи, и его отсутствие является нарушением порядка регистрации (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2017 N Ф03-6510/2016 по делу N А73-9918/2016).

Несвоевременное уведомление налогового органа может повлечь штраф (ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *