Подушная подать

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей — с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

Смотреть что такое «ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ» в других словарях:

  • Подушная подать — Подушная или поголовная подать многозначный термин: подушная подать (Древний Рим и Франция) налог «capitatio» в Древнем Риме и «capitation» в старой Франции; подушная подать налог, введённый в России Петром I в 1724 году … Википедия

  • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — в России XVIII XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. XIX в … Юридический словарь

  • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — в России 18 19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

  • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — подушный налог прямой личный налог, взимаемый с каждой души (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества. Известен с древних времен. В России введен Петром I в 1724 г. для лиц мужского пола. Отменен в период с 1887 по … Экономический словарь

  • Подушная подать — (poll tax), налог, взимаемый с каждого жителя страны. В Англии устанавливался палатой общин в 1377, 1379 и в 1380 гг. Последний в размере 1 шил. с человека, по общему мнению, явился причиной крестьянского восстания … Всемирная история

  • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — осн. прямой налог в России 18 19 вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. П. п. облагалось все муж. население податных сословий. Введению П. п. предшествовали переписи тяглого населения с кон. 1718 (см. Ревизии). Для определения… … Советская историческая энциклопедия

  • подушная подать — в России XVIII XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. XIX в. * * * ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18 19 вв. основной… … Энциклопедический словарь

  • Подушная подать — основной прямой налог в России 18 19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (См. Подворное обложение). П. п. облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). Введению П. п … Большая советская энциклопедия

  • подушная подать — в России XVIII XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. XIX в … Большой юридический словарь

  • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ — – форма налогового обложения, введённая в России Петром I взамен ранее существовавшего подворного обложения. Размер П. п. устанавливался путём деления суммы, необходимой для содержания войска, на количество мужского населения податных сословий… … Советский юридический словарь

Введение подушной подати

  • •Евгений Викторович Анисимов Императорская Россия
  • •Оглавление
  • •Часть I . Россия в конце хvii – начале XVIII века
  • •Часть II . Послепетровская империя и ее правители. 1725-1762
  • •Часть III . Империя времен Екатерины Великой и Павла I . 1762-1801
  • •Часть IV . Александровская эпоха. . 1801–1825
  • •Часть V . Царствование Николая I . 1825-1855
  • •Часть VI . Царствование Александра II. Эпоха великих реформ. . 1855-1881
  • •Часть VII . Царствование Александра III и Николая II. . 1881–1917
  • •Предисловие
  • •Часть I Россия в конце хvii – начале XVIII века Россия в конце хvii – начале XVIII века
  • •Люди и власть в допетровской России
  • •I. Служилые люди «по отечеству»
  • •II. Служилые люди «по прибору»
  • •III. Тяглые люди
  • •Кризис русского общества
  • •Переворот 1682 года. Установление триумвирата
  • •Преображенские годы Петра
  • •Кокуй и его обитатели – новые приятели Петра I
  • •Переворот 1689 года. Конец триумвирата
  • •Эпоха взросления Петра. Поездка в Архангельск
  • •Азовские походы. 1695–1696
  • •Великое посольство в Западную Европу
  • •Бунт стрельцов. 1698. Развод с женой
  • •Накануне Северной войны
  • •Создание Северного союза. Северная война
  • •»Нарвская конфузия»
  • •Как «разгрызли» Орешек
  • •Основание Петербурга
  • •Возведение островной крепости
  • •Перестройка сухопутной армии
  • •Реформа местного управления. Создание Сената
  • •Где взять деньги на войну?
  • •Преобразования в промышленности
  • •Сражения в Польше. Измена Августа II
  • •Шведское наступление. 1708–1709
  • •Украина – поле сражения. Мазепа
  • •Мятеж Булавина на Дону
  • •Полтава, славная в веках
  • •Восточная Прибалтика во власти России
  • •»Злощастный Прут»
  • •Гангут и завоевание Финляндии
  • •Строительство европейского города
  • •Победа в войне. Ништадт. 1721
  • •Петр – «Великий, Отец Отечества, император Всероссийский»
  • •Активность новой империи
  • •Коллежская реформа. Идеи камерализма
  • •Обновленный Сенат
  • •Губернии, провинции, уезды
  • •Бюрократическое государство
  • •»Поправление духовного чина»
  • •Введение подушной подати
  • •»Произведение всероссийского народа». Дворянство
  • •Русское купечество и промышленность
  • •»Простецы» в круговерти петровских реформ
  • •Реформы в сфере культуры. Образование
  • •Преобразование быта
  • •Как они развлекались
  • •Создание женского общества в России
  • •Петербург – имперская столица
  • •Русские художники
  • •Дело царевича Алексея
  • •Политический сыск. Тайная канцелярия
  • •Трагедии в семье Петра и Екатерины
  • •Личность Петра Великого
  • •Часть II Послепетровская империя и ее правители. 1725‑1762 Возведение на престол Екатерины I
  • •Екатерина I у власти. 1725–1727
  • •Император Петр II. Опала Меншикова
  • •Возвращение двора в Москву
  • •»Затейка» верховников. 1730
  • •Правление Анны Иоанновны. 1730–1740
  • •Шутовство при дворе Анны Иоанновны
  • •Войны России с Польшей и Турцией
  • •Дворянская политика при Анне Иоанновне. Экономика
  • •Регентство и свержение Бирона
  • •Анна Леопольдовна у власти. Дворцовый переворот Елизаветы Петровны
  • •Императрица Елизавета как женщина и властительница
  • •Приближенные Елизаветы Петровны
  • •Экономика и внутренняя политика Елизаветы
  • •Просвещение в России
  • •Московский университет и Академия художеств
  • •Музыка и театр времен Елизаветы
  • •Архитектура елизаветинского барокко
  • •Застолье в середине XVIII века
  • •Русский помещик времен Елизаветы у себя дома
  • •Дело Салтычихи
  • •Проект елизаветинского Уложения. «Фундаментальные законы» Ивана Шувалова
  • •Внешняя политика России при Елизавете
  • •Семилетняя война и участие в ней России
  • •Смерть Елизаветы Петровны. Петр III – император
  • •Часть III Империя времен Екатерины Великой и Павла I
  • •1762‑1801
  • •Екатерина II в юности
  • •Заговор против Петра III
  • •Дворцовый переворот. 1762
  • •Первые реформы Екатерины II
  • •Мятеж Мировича и убийство Ивана Антоновича
  • •Уложенная комиссия и Наказ Екатерины II
  • •Чумной бунт. 1771
  • •Пугачевский бунт
  • •Русско‑турецкая война. 1768–1772
  • •Чесма. 1770
  • •Первый раздел Польши. 1772
  • •Крым в составе России
  • •»Греческий проект»
  • •Войны с Турцией и Швецией
  • •Морские победы Федора Ушакова
  • •Второй и Третий разделы Польши
  • •Екатерина и революция во Франции
  • •Дела Радищева и других просветителей
  • •Совет при высочайшем дворе. Имперская идея
  • •Губернская реформа 1775 года
  • •»Жалованная грамота дворянству». 1785
  • •Экономика времен Екатерины II
  • •»Третий род» людей
  • •Екатерина II и церковь
  • •»Нижний род людей». Проект «Сельского положения». 1785
  • •Проект Конституции Екатерины II
  • •Просвещение времен Екатерины II
  • •Литература и пресса при Екатерине
  • •Наводнение 1777 года. Екатерининский Петербург
  • •Архитектура времен Екатерины II
  • •Сотворение Эрмитажа
  • •Развлечения в Петербурге
  • •Театр времен Сумарокова и Фонвизина
  • •Живопись и скульптура
  • •Одежда и прически второй половины XVIII века
  • •Еда и напитки XVIII века
  • •У истоков русской медицины
  • •Любовь, брак, женщины и дети
  • •Последние годы Екатерины II. Фавор Зубовых
  • •Смерть Екатерины II
  • •Нелюбимый наследник
  • •Пятый император XVIII века
  • •Преобразования Павла в армии. Дворянская политика
  • •Усиление бюрократизма и полицейского начала
  • •Строительство Михайловского замка
  • •Итало‑швейцарский поход Суворова
  • •Гибель Павла I в Михайловском замке
  • •Часть IV Александровская эпоха.
  • •1801–1825
  • •Вступление на трон Александра I
  • •»Молодые друзья» и проекты реформ
  • •Государственные преобразования. М. М. Сперанский
  • •Начало Кавказской войны
  • •Две войны с Наполеоном
  • •Тильзит. Союз с Наполеоном
  • •1812 Год. Начало войны
  • •Бородинское сражение
  • •Оставление и пожар Москвы
  • •Партизаны и отступление французов
  • •Освободительный поход русской армии
  • •Новый курс Александра
  • •Военные поселения
  • •Декабристы
  • •Петербург александровского времени
  • •Судьбы сестер Александра I
  • •Наводнение 1824 года
  • •Последние годы Александра I
  • •Междуцарствие и восстание на Сенатской площади
  • •Суд над декабристами и приговор
  • •Часть V Царствование Николая I
  • •1825‑1855
  • •Личность Николая
  • •Окружение Николая I
  • •Семья Николая I и Александры Федоровны
  • •Третье отделение и Корпус жандармов
  • •Крестьянский вопрос
  • •Войны с Персией и Турцией
  • •Подавление польского восстания. 1830–1831
  • •Александр Пушкин – гений и человек
  • •Уваровская триада
  • •Московские кружки. Чаадаев
  • •Николаевский Петербург
  • •Невский проспект и окраины
  • •Осень классицизма
  • •Жилище и одежда николаевской эпохи
  • •Появление ресторанов
  • •Экономика застоя
  • •Крестьянский вопрос
  • •Жандарм Европы и покоритель Кавказа
  • •Начало Крымской войны. Поражение на Альме
  • •Севастопольская блокада
  • •Смерть Николая I
  • •Часть VI Царствование Александра II. Эпоха великих реформ.
  • •1855‑1881
  • •Личность Александра II. Начало реформ
  • •Отмена крепостного права
  • •Реформы управления и суда
  • •Реформа армии и флота
  • •Реформы просвещения и печати
  • •Восстание в Польше
  • •Новая внешняя политика
  • •Конец Кавказской войны
  • •Россия на Дальнем Востоке и в Средней Азии
  • •Русско‑турецкая война. Освобождение Болгарии
  • •Последний этап реформ
  • •»Народная воля» и император
  • •Убийство Александра II
  • •Часть VII Царствование Александра III и Николая II.
  • •1881–1917
  • •Александр III – «Гатчинский затворник»
  • •»Народное самодержавие» и ужесточение полицейского режима
  • •Союз с Францией
  • •Экономическая политика
  • •Дворянство и буржуазия
  • •Женский вопрос XIX – начала XX века
  • •Застолье, еда и питье
  • •Смерть императора
  • •Царствование Николая II. 1894–1917 Николай – человек и правитель
  • •Коронация и Ходынка
  • •Марксистские кружки. Ленин
  • •Русско‑японская война
  • •Революция 1905 года и Манифест 17 октября
  • •Столыпин и его политика
  • •Экономический подъем и 300‑летие Дома Романовых
  • •Начало Первой мировой войны
  • •Распутин и его убийство
  • •»Великокняжеская оппозиция»
  • •Кризис империи
  • •Февральская революция. Свержение самодержавия
  • •Хронология
  • •Литература

> Введение подушной подати в 1719-1724 г. и консолидация крестьянства

Причины введения подушной подати. Разработка проектов податной реформы

Для того, чтобы понять причины введения подушной подати нужно рассмотреть особенности налогообложения петровской поры. Во-первых, для системы налогов времен Северной войны характерен значительный архаизм. Документы фиксируют, огромное количеств мелких налогов. Каждый из этих налогов имел свое название, свой подворный оклад. Сбор от этого налога поступал в какой-либо конкретный приказ. Но уже в 1710 году эти приказы и четверти были ликвидированы и преобразованы, а система обеспечения армии была построена так, что большая часть взимаемых налогов поступала в армейскую казну.

Во-вторых, плательщики выполняли повинности и в натуральной форме (в виде поставки продовольствия и фуража), а также отправляли из своей среды рекрутов и работных, посылали лошадей, подводы и, наконец, выполняли постоянные повинности.

В-третьих, важной особенностью системы обложения первой четверти XVIII века было то, что налоги делились на постоянные и экстраординарные. Став неотъемлемой частью бюджета, экстраординарные налоги стали временными. Налогообложение петровской эпохи состояло из трех основных компонентов: единицы обложения (двор или дума), системы сбора налогов и отправления повинностей с этой единицы и, наконец, совокупности налогов, повинностей.

В-четвертых, для системы подворного обложения была характерна весьма существенная неравномерность в обложении категории плательщиков.

Все это выдвигало перед правительством задачу унификации системы налогов, ликвидации архаизма, неравномерности, пестроты повинностей населения.

Так же не стоит забывать еще одно немало важное обстоятельство, приведшее к реформе. Принцип обложения по дворам не составляет социальной политики государства. Для петровского времени характерно учесть, охватить налогами возможно большой круг потенциальных плательщиков, невзирая на то, к каким слоям и группам они принадлежали, естественно, исключая дворянство.

Нельзя сказать, что стремление преобразовать налоговую систему зародилось в один день. До проведения податной реформы были предприняты попытки изменить сложившуюся ситуацию, об этом свидетельствуют следующие указы: в указе 1714 года предписывалось взимать провиант с «доль дворового числа и с однодворцев, которые в доли не положены», а в указе 1716 года о назначении работной повинности на строительство Ладожского канала, что набор следует производить с дворов «всякого чина». В основу этих указов были, по-видимому, положены идеи Петра, сформулированные или в записке, озаглавленной «Мое мнение», от 12 сентября 1718 года, где он указывает на необходимость распространения не только на крестьян и посадских, но и на другие слои населения.

Обязанность платить налоги становится критерием, важной характеристикой непривилегированных сословий. В петровскую эпоху непременной обязанностью подданных является либо служба, либо отправление государственных повинностей. Важной чертой указа «О государственных интересах», изданного в 1713 году было то, что делом государственной важности, «интересов государства и всего народа» признавался не только сбор налогов без злоупотреблений, но и обязанность плательщиков платить налог без доимок. Пренебрежение к ней вело к самым суровым наказаниям.

Платя налоги, подданные были обязаны не выходить из тягла. Податная система привязывала население к тяглу, то есть к месту жительства, являлась своеобразной формой осуществления контроля над населением. Стремясь учесть максимальное число плательщиков, контролировать их всех по месту жительства, то есть по месту приписки в тягло, правительство тем самым реализовало помимо дополнительных целей еще и социальные.

Особенно серьезные недостатки были присущи другому важнейшему элементу подворного обложения — системе сбора налога по дворам. В 1710 году, по словам Анисимова Е.В., стало ясно, что подворное уложение не позволяет увеличить налоговые поступления и с максимальной полнотой учесть все платежеспособное население.

С этим была связана другая немаловажная причина реформы — необходимость обеспечения контроля над плательщиками и вообще населением. Подворная система с ее учетом дворов, а не населения этот контроль обеспечить не могла.

Еще одна причина проявилась в том, что с ростом власти местной администрации увеличивалась возможность злоупотреблений чиновников. Рост таких преступлений констатировал указ «О государственных интересах» от 1713 года: «возрастают на тягость всенародную и умножаются для лукавых интересов всякие неправды и грабительства, и тем многия разных чинов люди, а многие крестьяне приходят в разорение и бедность».

Для улучшения деятельности местно администрации был создан особый штат комиссаров для наблюдения за сбором текущих налогов и недоимок.

Многочисленные злоупотребления сборщиков налогов вынудили правительство Петра задумываться над реализацией и третьего элемента налогообложения — система сбора налога.

Все эти причины привели Петра к осознанию необходимости создания такой системы налогообложения, которая охватила бы податью всех потенциальных плательщиков, позволив одновременно контролировать их содержать на их средства регулируемую армию в мирное время. Кроме того, предполагалось, что такая податная система обеспечит бездоимочный, эффективный и справедливый (в понимании законодателя) сбор налогов с населения.

Проблема налогообложения в планах Петра была тесно связана с проблемой содержания армии.

Армия обеспечивалась деньгами преимущественно за счет крестьянства, и потому решение обложения было в немалой степени решением проблемы содержания армии. Важным этапом на пути создания новой системы обеспечения армии, стали мероприятия 1711 года. После проведения в 1711 году областной реформы и составления нового бюджета армейские полки были расписаны и расположены в губернии. В целом в 1711 году была создана достаточно разветвленная система обеспечения армии. Для нас наиболее важным является то, что эта система основывалась на территориальном принципе. Полки были закреплены за конкретными губерниями. Территориальный принцип обеспечения полков сохранился в течение 10 годов XVIII века и несомненно бог быть один из факторов, обусловивших появление новой системы размещение армии на местах в результате петровской податной реформы.

Разрабатывая податную реформу Петр, несомненно, воспользовался шведской моделью поселенной системы, ее основными принципами, основанными на идее установления непосредственной связи армии с плательщиками, минуя промежуточные звенья финансово-административного аппарата и на идеи содержания солдата, на средства на средства определенной группы крестьян. Идеи крупных реформ складывались постепенно, исподволь. Отдельные компоненты новой системы, плана ее введения выявились в ходе рассмотрения нескольких проектов. Видно, Петр аккумулировал идеи различных, несвязанных друг с другом проектов, обогащал их с собственными мыслями и, исходя из общих целей, выработал целостный, законченный план реформы.

Ключевым документом реформы является указ от 26 ноября 1718 года, написанный целиком Петром. Основные положения этого указа, определявшего этапы реформы, а так же принципы новой налоговой системы, встречаются в виде фрагментов в различных проектах, однако нет такого проекта, где бы все положения указа были высказаны одновременно.

В нем дается обобщенный план реформы и определяется структура новой налоговой системы. Реформа, согласно указу, состояла из двух основных этапов. На первом этапе предполагалось осуществить перепись душ мужского пола. На этом же этапе предстояло определить также норму содержания одного солдата крестьянами и средний подушный оклад, «или чего более невозможно и чего меньше не надлежит, в такой надежде, что с них более никаких податей и работ не будет, разве какое нечаянное нападение или домашнее какое замечание». Из этого отрывка следует, что Петр мечтал об универсальном характере вводимого налога, который должен был заменить все другие прямые и тем самым обеспечить функционирование подписного аппарата и отправление повинностей населением.

Здесь также можно проследить связь с петровской концепцией государства. В государстве «всеобщего блага» все равны перед институтом государства. Все в той или иной мере должны служить на него, никто не должен делать меньше других, в частности платить налоги.

Разрабатывая идею реформы Петр предполагал, что новый налог будет примерно равен старому. Однако в указе от 26 ноября ссылка на норму старых законов исчезает. Вероятно, реформатор понял, что размер налога определяется не величиной прежних налогов, а действительной суммой денег, идущих на нужды армии. Одновременно ставка налога зависела и от числа душ, учтенных в переписи, ибо она составляла величину отделения общей суммы денег, идущих в армию, на число душ плательщиков. Здесь очень хорошо проявляется принцип службы на благо отечества, одни служат в армии, другие эту армию кормят. Все обязанности перед государством четко разделены.

На втором этапе реформы предполагалось разостлать по стране «росписщиков» или «переписщиков», обязанностью которых являлось «роспись» полков по крестьянам в соответствии с установленными нормами распределения душ на полк, роту, солдата. Также в обязанности входило смотреть: правдиво поданы сказки и нет ли каких злоупотреблений.

Так же в этом указе Петр набрасывает план той системы , которая должна была действовать после завершения реформы. Ее основу составляем институт земских и полковых комиссаров, являющихся своеобразным передаточным звеном между налогоплательщиками и армейскими частями, получавшими. Основная деятельность земских комиссаров состояла в том, чтобы собирать с крестьян налоги, передавать их полковому комиссару, брать у него расписки и отдавать их в Военную коллегию.

Система налогообложения петровских времен привела к необходимости реформирования создавшегося положения. Податная реформа обеспечивала бы контроль над всеми потенциальными налогоплательщиками, что тем необходимо в «государстве всеобщего блага». Кроме того, предполагалось, что податная система обеспечит бездоимочный и справедливый (в понимании законодателя) сбор налогов с населения. Податная реформа, ставшая в десятых годах XVIII века предметом пристального внимания прожектеров, получила в указе 26 ноября 1718 года свое законное выражение. Перепись населения, проверка подданных населением сказок, раскладка полков по душам мужского пола — вот три основных элемента плана реформы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *