Обжалование предписания пожарного надзора

Как обжаловать предписание пожарного инспектора?

Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности может завершиться выдачей пожарным инспектором предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Право должностных лиц Госпожнадзора выдавать такие предписания закреплено в ч.10 ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». По вопросу об обжаловании предписания пожарного инспектора обладает необходимо знать следующие положения законодательства.

1.Предписание Госпожнадзора нельзя оставлять без внимания

Этот официальный документ является обязательным для исполнения (ст.34 и ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»), а за его неисполнение предусмотрена административная ответственность:

  • по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего госпожнадзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 рублей.

В соответствии с ч.14 ст.19.5 КоАП РФ за повторное совершение вышеуказанных правонарушений по невыполнению предписаний может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 150 00 до 200 000 рублей.

2. Предписание Госпожнадзора может быть обжаловано в административном и в судебном порядке

2.1. Административный порядок обжалования предписания пожарного инспектора

На проведение проверок требований пожарной безопасности распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ст.16 этого закона закреплено, что в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) письменные возражения и приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.

Перед составлением жалобы стоит ознакомиться с Административным регламентом по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 28.06.2012 №375), из положений которого следует, что:

  • проверяемый субъект вправе обжаловать предписание пожарного инспектора в орган Госпожнадзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, либо вышестоящему должностному лицу, органу Госпожнадзора в течение 15 дней с момента выдачи предписания по результатам проверки;
  • на период срока, установленного для административного рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемого предписания и его действие не приостанавливается;
  • жалоба регистрируется в течение 3 дней с момента поступления и рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации;
  • рассмотрение жалобы осуществляется без участия проверяемого субъекта (его могут привлечь только в случае необходимости);
  • по результатам рассмотрения жалобы должны выдать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

2.2. Судебный порядок обжалования предписания пожарного надзора

Право судебного обжалования предписания Госпожнадзора вытекает из ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В арбитражном суде жалоба на предписание официально называется «заявлением о признании недействительным предписания». Такое заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда проверяемому субъекту стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Требования к составлению заявления указаны в статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

По общему правилу дело об оспаривании предписания пожарного инспектора должно быть рассмотрено в трехмесячный срок, который может быть продлен до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Для того, чтобы в период судебного разбирательства не исполнять предписание, необходимо заявить суду соответствующее ходатайство на основании ч.3 ст.199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

И последнее: закон не запрещает подать одновременно обе жалобы – и в административном, и в судебном порядке. Но приостановление действия предписания возможно только в судебном порядке.

Приобрести книги по пожарной безопасности

Пожарная безопасность | Нормативная база
В сборник включены основные действующие нормативные документы по пожарной безопасности жилых и общественных зданий, помещений, сооружений и производственных объектов, наиболее широко применяемые на практике. Для руководителей и специалистов предприятий и организаций всех видов деятельности и форм собственности.
Пожарная безопасность на предприятии. Приказы, инструкции, журналы, положения | Б. Т. Бадагуев | 2013
В книге подробно изложено содержание примерного перечня локальных документов в сфере пожарной безопасности, которые должны быть на предприятии. Приведены образцы приказов, актов, протоколов по организации работ по пожарной безопасности, инструкций о порядке действий при обнаружении и тушении пожара, планов эвакуации, а также журналов, применяемых в процессе работы, и комментарии к ним. Практическое пособие написано в доступной форме, содержит достаточно необходимой информации для использования в практической деятельности. Книга носит рекомендательный характер и может быть полезна для руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, ответственных за обеспечение пожарной безопасности по предприятию и структурным подразделениям, специалистов охраны труда и пожарной безопасности.
Пожарная безопасность: все обо всем (книга + диск) | 2014
На страницах этого издания вы найдете все, что необходимо знать руководителю организации, а также лицам, ответственным за пожарную безопасность, чтобы не бояться проверок надзорных органов. К книге прилагается диск с базой нормативных документов в области пожарной безопасности, представленной в системе Гарант. Кроме того, даются рекомендации по составлению обязательных для каждой организации документов по противопожарным мерам. Примерные формы этих документов также можно найти на диске. 4-е издание, переработанное и дополненное. Прилагаемый к изданию диск CD-ROM упакован в специальный целлофановый конверт и вложен внутрь книги.

Предписание пожарного надзора: сроки обжалования

— Вопрос: Каков срок для обжалования предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации? Как приостановить исполнение предписания?

— Ответ: Предписание по устранению недостатков, обнаруженных при проверке пожарной безопасности в организации, в административном (внесудебном) порядке может быть обжаловано в течение пятнадцати дней. В случае применения внесудебного порядка обжалования действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы.
В судебном порядке предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого предписания по заявлению лица, обратившегося с административным иском.

Обоснование: Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ) федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора. Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.

Частью 12 ст. 6 Закона N 69-ФЗ закреплено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Частью 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов раскрыты Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Наряду с Законом N 294-ФЗ право обжалования в досудебном или судебном порядке юридическим лицом (далее — заинтересованное лицо) предписаний об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки органом государственного пожарного надзора, установлено Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее — Административный регламент) (п. 11 Административного регламента).
В досудебном (внесудебном) порядке решение или действие (бездействие) должностного лица органа государственного пожарного надзора, принятое или осуществленное по результатам проверки, может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в орган государственного пожарного надзора, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу государственного пожарного надзора (п. п. 98, 99 Административного регламента).

Жалоба заинтересованного лица может быть направлена руководителю органа государственного пожарного надзора, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа государственного пожарного надзора (п. 102 Административного регламента).

Жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (п. 103 Административного регламента) и должна быть рассмотрена в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации (п. 104 Административного регламента).

Действие предписания не приостанавливается на период срока, установленного для рассмотрения жалобы (п. 99 Административного регламента).

При обжаловании в судебном порядке следует учесть, что требование об отмене предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, соответственно, данное предписание подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства в соответствии со ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33а-5466/2016).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ в случае обращения заинтересованного лица в суд по его заявлению суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:
1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
В указанных случаях суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 85 КАС РФ).

По материалам «КонсультантПлюс» https://vk.cc/5F98Ga

Информация предоставлена: https://vk.com/pozh_bez

Если у Вас имеются нерешённые вопросы в области пожарной защиты, наша компания готова предложть свои услуги. Мы поможем закрыть предписания МЧС и устранить все недостатки в области безопасности на Вашем объекте.

Ознакомиться с полным списком услуг Вы можете на главной странице нашего сайта — http://st-fire.ru/

Задать вопросы можно по телефону:

Давненько не читал ничего подобного. Четко, грамотно и по существу:
Интервью газете «Экономика и жизнь» № от 9 сентября 2011 г.
С 17 июня 2011 г. действуют новые, более жесткие меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, введенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) Федеральным законом от 03.06.2011 № 120-ФЗ (далее — Закон № 120-ФЗ).

Как в связи с принятыми новациями меняется практика пожарного надзора, комментирует начальник отдела Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России полковник внутренней службы АНДРЕЕВ Михаил Александрович.

В начале несколько слов о ключевых положениях Закона № 120-ФЗ.

— ст. 20.4. КоАП РФ теперь содержит восемь частей, каждая из которых имеет самостоятельный состав административного правонарушения.

С принятием этого закона меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, а именно, штрафы значительно увеличились.

Например, сегодня за нарушение требований пожарной безопасности штраф для гражданина составляет от 1000 до 1500 руб., для должностного лица — от 6000 до 15 000 руб. Это по общему правилу ч. 1 ст. 20 КоАП РФ. Если речь идет об условиях особого противопожарного режима штрафы для упомянутых лиц могут составить от 2000 до 4000 руб. и от 15 000 до 30 000 руб. соответственно (ч. 2 ст. 20 КоАП РФ).

Что касается юридических лиц, для них установлены гораздо более существенные размеры штрафов. Так, по общему правилу за нарушение требований пожарной безопасности компанию могут оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 руб. Но, если, например, нарушение произошло в условиях особого противопожарного режима, сумма штрафа может составить от 400 000 до 500 000 руб.

И наконец, кроме штрафа применяется еще и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На практике такую меру и раньше применяли только, если существовала явная угроза жизни и здоровью людей. Теперь такое наказание может быть назначено лишь за повторное совершение отдельных правонарушений в сфере пожарной безопасности (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ).

Увеличен до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Так же внесены изменения в статью 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор). Введены части:

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, — влечёт наложение административного штрафа на граждан от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 70 000 до 80 000 руб.;

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, — влечёт наложение административного штрафа на граждан от 2 000 до 3 000 руб.; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 руб.; на юридических лиц – от 90 000 до 100 000 руб.;

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 12 и 13 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа на граждан от 4 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

Какие штрафы предусмотрены для индивидуальных предпринимателей ?

— На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть наложен штраф по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ от 6 000 до 15 000 руб. в порядке, предусмотренном для должностного лица, а по ч. 3 и 4 данной статьи от 20 000 до 40 000 руб. При повторном нарушении размер штрафа составит от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ) или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Как на практике приостанавливают деятельность объектов?

— Государственный инспектор по пожарному надзору устанавливает временный запрет деятельности до рассмотрения дела судом. Двери предприятия инспектор не опечатывает, замки на них не вешает. Исполнительного производства по таким делам не предусмотрено. Вручил инспектор протокол временного запрета деятельности — приостанавливайте работу. Не приостановили, по Закону ответит руководство компании.

Если в суде компания доказывает, что хотя нарушения были, но угроза здоровью и жизни людей до суда была устранена, суд дело не прекращает, а с учетом деятельного раскаяния лица назначает штраф, иногда сразу по нескольким статьям или частям статей, что допускает ст. 4.4 КоАП РФ. В моей практике был случай, когда предприниматель, подсчитав возможные штрафы — получилось 600 000 руб., решил, что дешевле закрыть фирму.

Такое суммирование наказаний может привести к закрытию бизнеса?

— Дело не в предпринимателях. В европейских странах штрафы за нарушение требований пожарной безопасности тоже велики и достигают нескольких десятков тысяч евро.

В связи с изменениями в КоАП РФ в регионах РФ сложилась правовая неопределенность в практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена различными частями ст. 20.4 КоАП РФ.

В связи с этим, мы обратились в Верховный суд РФ, Институт государства и права РАН за разъяснениями о возможности объединения административных дел при их рассмотрении одним должностным лицом, касающимися правил назначения наказания за совершение нескольких административных нарушений.

По этому поводу сейчас ведется активная работа.

В ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в частности, установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений. Как повлияет на практику применения этой нормы недавно обнародованное письмо МЧС России от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНИП»?

— Упомянутое письмо предназначено для того, чтобы инспекторы ГПН не выходили за рамки тех полномочий, которые им даны. У нас еще с советских времен Госпожнадзор контролировал абсолютно все. Сейчас мы от этого уходим: инспектор должен заниматься только тем, что ему предписано законодательством.

На каком основании инспекторы Госпожнадзора предписывают устранение правил нарушения эксплуатации электроустановок?

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера. Однако эти требования опосредованно связаны пожарной безопасностью: их нарушение может влиять на состояние пожарной безопасности. И около четверти пожаров от общего количества связаны с неполадками электроустановок.

С другой стороны, надзор за данными правилами и рассмотрение дел по ст. 9.11 КоАП РФ, которая определяет ответственность за нарушение правил устройства электроустановок, отнесен к компетенции органов государственного энергетического надзора (ст. 20.30 КоАП РФ).

При рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются.

Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанного времени.

Обращается внимание на то, что нормативные правовые документы, касающиеся прав и свобод граждан, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованные в установленном порядке, не могут рассматриваться в качестве обязательных и не должны предписываться для исполнения гражданами и организациями и не несут правовых последствий (см. письмо Минюста РФ от 23.10.2009 г. № 01-5316/09).

В случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, инспектор ГПН руководствуется положениями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.

То есть теперь пожарные инспекторы не контролируют состояние электросетей?

— Контролируют, но исключительно в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, где дан исключительный перечень предписаний. Нарушение ПТЭЭП, ПУЭ не является основанием для выдачи предписания инспектором Госпожнадзора и наложения соответствующего взыскания на нарушителя. Правда, инспектор может проинформировать о таком нарушении орган, уполномоченный принимать решения в этой области.

Получается, что при проверках Госпожнадзора нареканий в адрес предпринимателей станет меньше, а ясности — больше?

— Инспектор проверяет деятельность лиц на объекте защиты, руководствуясь только Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, Правилами пожарной безопасности, нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

Приказ (распоряжение) на проверку доступен для ознакомления — его предъявляют проверяемому перед началом проверки не позднее, чем за три рабочих дня или высылают почтой вместе с уведомлением о ее проведении — за две недели или даже за месяц до ее начала.

Инспектор вправе проверить любой объект?

— Нет, не любой. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов Федеральной противопожарной службы не осуществляют пожарный надзор в лесах, на подземных объектах при проведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.

Кроме того, есть постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре», согласно которому не осуществляется контроль (надзор) на объектах Министерства обороны, ФСО, ФСБ, СВР и Главного управления специальных программ Президента РФ. Такой надзор в компетенции ведомственной пожарной охраны на основании соглашений, которые утверждены Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору.

В остальных случаях инспектор Госпожнадзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уполномочен проверять объекты защиты, включенные план проверок, согласованный с органами прокуратуры и размещенный на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Организации о проверке сообщат заранее и направят уведомление с перечнем документов, касающихся пожарной безопасности, которые необходимо представить.

Перечень документов единый и обязательный для всех организаций?

— В связи с разнообразием деятельности, осуществляемой на объектах надзора, нельзя однозначно говорить об обязательном перечне документов по пожарной безопасности.

К примеру, в торговой палатке достаточно иметь приказ о назначении ответственного, инструкцию о мерах пожарной безопасности, журнал по регистрации противопожарных инструктажей. На промышленном предприятии, где есть помещения разных категорий — с точки зрения пожарной опасности, для каждого производственного участка должна быть своя инструкция. Если проводятся строительные работы, для них отдельные инструкции, как и для пожароопасных работ.

Кто подписывает протокол со стороны организации?

— В КоАП РФ сказано, что протокол подписывает законный представитель юридического лица, то есть его руководитель, а не представитель юридического лица по доверенности. Получается, что по доверенности можно управлять бизнесом, продавать и покупать, но полномочия законного представителя согласно нашему законодательству по доверенности переданы быть не могут.

Срок составления протокола ограничен: протокол составляют немедленно после выявления административного правонарушения либо в течение двух суток с момента выявления. Но, если, проводится административное расследование, этот срок может быть продлен до тридцати, а в особых случаях и до шестидесяти суток.

Есть ли смысл спорить с инспектором?

— Спорить и оспаривать — разные понятия. Всегда есть смысл доказывать свою правоту, если вы считаете, что правы.

Допустим, проверяемый не согласен с действиями проверяющего и отказывается подписывать протоколы, постановления, акты, предписания. В этом случае он ухудшает результат предусмотренной законодательством возможности доказательно обжаловать эти документы и действия инспектора у вышестоящего должностного лица или в суде.

В протоколе об административном правонарушении есть графа «объяснение». Если полагаете, что инспектор заблуждается, изложите в ней свое видение проблемы и почему не согласны с протоколом. А затем готовьте доказательную базу для того, чтобы можно было обжаловать постановление (акт, предписание) и, например, снизить сумму штрафа.

Имеет значение, находится ли проверяемая организация в собственном или арендованном помещении? Кому будет адресовать вопросы пожарный инспектор: собственнику или арендатору?

— Далеко не всегда все вопросы нужно адресовать собственнику. Обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности должны не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть арендаторы.

Другой вопрос, разграничены ли полномочия договором аренды. Например, в типовом договоре аренды может быть прописано, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности несет арендатор. В то же время объектом аренды может быть всего один кабинет в здании.

Спрашивается, за что отвечает арендатор?

Надо понимать, что есть электрическая сеть, система пожарной безопасности, наличие в здании автоматических противопожарных систем, пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода. Это то, что не может быть смонтировано в одном конкретном кабинете — только во всем здании. В этом случае мера ответственности распределяется между собственником и арендатором. Арендатор может отвечать за противопожарный режим в арендованных помещениях, за эксплуатацию бытовых электронагревательных приборов и т.п., а собственник будет нести ответственность за содержание систем обеспечения здания.

В то же время, если компания арендует все здание, разграничить ответственность сложнее. Очень важно, как в этом случае ответственность будет распределена между собственником и арендатором.

К примеру, компания арендует склад, где нет автоматической пожарной сигнализации, системы пожаротушения или, предположим, внутренний пожарный водопровод не работает.

Да, арендатор использует склад и отвечает за его пожарную безопасность, но установка пожаротушения или восстановление противопожарного водоснабжения может стоить миллионы рублей. И, если, арендатор ее смонтирует, ровно на эту сумму может измениться балансовая стоимость основных средств у собственника. Это же не огнетушитель, который можно купить, поставить, а затем снять и унести. Системы противопожарной защиты становятся неотделимым улучшением здания или помещения. К ним, также можно отнести систему вентиляции, электро и водоснабжения здания, перепланировку помещений. Если они проводились с согласия арендодателя, то арендатор после прекращения срока действия договора имеет право на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды и т.д.

В данном случае инспектор ГПН при отсутствии системы пожаротушения может предписать ее установить и собственнику, и арендатору, если иное не предусмотрено договором аренды, например, что все требования Госпожнадзора должен выполнять арендатор.

В этом случае собственник будет освобожден от ответственности?

— Есть несколько судебных процессов, где было определено, что собственника не за что наказывать в подобной ситуации. Он осуществлял деятельность только по сдаче в аренду помещения, а эксплуатировал его арендатор.

Например, в одном регионе был такой прецедент, когда владелец здания — государственная организация сдала помещение в аренду, а арендатор в свою очередь предоставил это помещение в субаренду третьему лицу. Арендатор имел право сдавать в субаренду не более 25% площади, а сдал практически 100% под кафе, оставил себе два кабинета.

В кафе не было надлежащего противопожарного режима, отсутствовала пожарная сигнализация, не была обеспечена эвакуация людей при пожаре. Инспектор Госпожнадзора, усмотрев угрозу жизни и здоровью людей, направил материалы в суд. Суд приостановил деятельность арендатора и, как следствие, работу кафе тоже.

В то же время у нас не прецедентное право. И судебная практика по делам, возбужденным в рамках осуществления пожарного надзора, может складываться в регионах по-разному.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *