Объекты авторских прав

Как получить авторское право

Создание нового творения – кропотливый труд, независимо от того, фотографическое оно, литературное или аудиовизуальное. Огромное количество сил и стараний тратит автор, рождая новое произведение. Но вслед за радостным завершением очередного объекта наступает довольно проблематичный период защиты права авторства. Куда обратиться? Какие документы предоставить? Сколько платить? На эти и прочие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

1 Прежде всего стоит понять, что конкретного перечня объектов, подлежащих охране авторским правом, нет и быть не может. К числу таковых можно отнести следующие творения: художественные и литературные произведения, фотографии, драматические и аудиовизуальные документы, компьютерные программы, базы данных и т.д.

2 В противовес этому имеется другой список, включающий в себя объекты, которые не подлежат охране: сообщения о событиях и новостях по типу пресс-информации, законы, постановления, фольклор, денежные знаки, государственные награды, символы, базы данных, не обладающие критериями оригинальности (расписание телепередач, движения общественных транспортных средств и т.д.).

3 Для оповещения о своем авторстве создатель может использовать стандартный знак охраны авторского права. Обычно он выглядит следующим образом: буква С, обведенная кругом, имя владельца авторского права и дата первой публикации. Если же творение создано под псевдонимом или анонимно, на право автора может претендовать издатель.

4 Если же автор не намерен ближайшее время обнародовать свое творение, он может воспользоваться правом регистрации авторства. Такая операция осуществляется Государственной службой интеллектуальной собственности. Для регистрации необходимо подать следующие документы: экземпляр произведения, заявление по форме, документ подтверждающий факт и точную дату обнародования (при наличии), подтверждение перехода по наследству (при подаче заявки наследником), доверенность (если заявку подает доверенное лицо), квитанции об оплате сбора, пошлины и т.д.

5 Если регистрируется право авторства на компьютерную программу, необходимо также предоставить установку об использовании. Аналогичное правило касается регистрации базы данных. В случаях с архитектурными творениями или объектами садово-паркового искусства обязательно должна быть приложена аннотация с названием местонахождением и описанием характеристик.

6 Если объект подается с целью регистрации авторского права, он непременно должен соответствовать основным критериям. Так, музыкальное произведение должно быть в виде нотной схемы или записи на аудио носителе, литературное – в печатном или электронном виде, изделие изобразительного искусства в виде фото от 9х12 слайдов.

7 Как правило, решение принимается в течение месяца после подачи всех необходимых документов. Обратите внимание, служба интеллектуальной собственности не проводит проверку факта возникновения или какую-либо экспертизу. Если пакет бумаг оформлен верно, вы скорей всего получите свидетельство. Более того, оплата сбора, подготовки и т.д. достаточно незначительна, доступна практически каждому человеку, желающему зарегистрировать авторство.

Вовремя полученное право авторства позволит вам не только быть единоправным владельцем личного творения, но и уберечь его от умышленного использования посторонних людей без вашего на то разрешения. К тому же процедура оформления довольно легкая и примитивная.

Требуется ли разрешение правообладателя при экспорте

В январе 2016 года поступило сразу много запросов относительно необходимости получать разрешение правообладателя при отправке на экспорт из России товаров с товарным знаком этих самых правообладателей.

С учетом того, что экспорт из России становится многим интересен, а главное интересен не только правообладателям, но и посредникам, постараемся разъяснить ситуацию.

Для начала необходимо запомнить термин «ИСЧЕРПАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК»

В пункте 16 Приложения №26 к Договору о Евразийском экономическом союзе, закреплен принцип исчерпания права на товарный знак в ЕАЭС, который заключается в том, что на территориях государств-членов применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории ЛЮБОГО из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.

В статье 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации аналогичные нормы, согласно которым не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Таким образом, Вы имеете права вывозить (экспортировать – помещать под таможенную процедуру экспорта) товары которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории ЛЮБОГО из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.

Естественно, желательно обзавестись ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ того, что товары был ПРАВОМЕРНО введен в оборот.

Если не доказать, что товар был введен в оборот правомерно, то есть риск быть привлеченным к ответственности по статье 14.10 КоАП России, а также получить имущественный иск от правообладателя.

Если речь идет например о товаре произведенном за пределом ЕАЭС, желательно получить от продавца декларацию на товары, по которой товар ввозился.

Если товар изготовлен на территории ЕАЭС, и вы его приобретаете не у правообладателя, то желательно запросить у продавца документы по которым он приобретал данный товар у правообладателя.

Кроме того, можно обратиться непосредственно к правообладателю с запросом о том, правомерно ли по его мнению товар был введен в оборот.

Правообладатель указан в свидетельстве о регистрации товарного знака.

Номер свидетельства можно увидеть в ТРОИС и затем найти это свидетельство на сайте ФИПС.

Можно найти правообладателя в поисковой системе ФИПС (платная база).

Можно теоретически найти в базе ROMARIN

ВНИМАНИЕ !!!! Если товарный знак не включен в ТРОИС, это совершенно не значит, что у товара нет правообладателя или, что таможня не имеет права приостановить выпуск товара.

Для товаров включенных в ТРОИС таможня ОБЯЗАНА проводить проверочные мероприятия и приостанавливать выпуск товара на срок до 10 дней. Для товаров не включенных в ТРОИС таможня, но по которым зарегистрированы права на товарный знак (выдано свидетельство), таможня ИМЕЕТ право проводить проверочные мероприятия и приостанавливать выпуск на срок до 7 дней.

Подробнее об алгоритме действий таможни можно прочитать в статье

В том случае, если вы удостоверились в том, что товар правомерно введен в оборот, не стоит забывать, что понятие использования товарного знака достаточно широкое.

Согласно статье 1484 ГК РФ, Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети “Интернет”, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Соответственно, если с целью продажи товара, вы начнете использовать чужой товарный знак размещая фотографии товара с этим знаком в сети интернет, в документации, на интернет сайтах, то вполне можете быть признаны НАРУШИТЕЛЕМ права на товарный знак и правообладатель может обратиться к вам с иском.

Поэтому, если Вы все же решите отправить на экспорт товар правомерно введенный в оборот правообладателем, старайтесь не использовать в документации, рекламе, объявлениях и в сети интернет чужой товарный знак, даже путем публикации фотографий на которых изображен товар с нанесенным на него товарным знаком.

Продавайте просто конфеты, просто машины или просто подсолнечное масло.

Если возникли вопросы, пишите или звоните, наши контакты вверху справа!!!

Редкий бизнес может обойтись без рекламы. Ведь именно с помощью неё о товаре или услуге узнают новые люди, растёт количество клиентов. Обычно для того чтобы продукт лучше запоминался в рекламе используют аудио и визуальные образы, вызывающие у аудитории ассоциации с брендом. Нередко используемые элементы защищены авторским правом. В данной статье мы расскажем, как использовать чужую интеллектуальную собственность на благо собственного бизнеса, не нарушив при этом закон.

Законодательная база

Использование объектов интеллектуального права регулируются Гражданским кодексом, ФЗ No38-ФЗ «О рекламе». Прежде, чем использовать объекты, находящиеся под защитой авторского права, в своих целях, необходимо изучить законодательство. В противном случае может потребоваться адвокат для защиты интересов в суде.

Перед использованием объекта интеллектуального права нужно получить на это разрешение правообладателя, оформив письменный договор.

Как составить договор

Существует специальная форма, утверждённая законом. Для правильного составления договора может потребоваться юрист по гражданским делам. В документе должна быть указана сумма вознаграждения — без этой информации бумага считается недействительной. Если по договору не происходит отчуждения прав, то регистрировать документ в специальном реестре не требуется.

В соответствии со ст. 1236 ГК, выделяется 2 формы лицензированных договоров:

  • Неисключительная. Автор вправе давать разрешение на использование кому-либо ещё, даже если срок предыдущего договора не истёк.
  • Исключительная форма. Такой договор запрещает передачу прав другим лицам до истечения его срока. Если срок в бумаге не указан, то он утрачивает силу через 5 лет.

Исключения из правил

Не всегда для того, чтобы использовать чужое произведение, необходимо получить разрешение автора. Если оно признано достоянием народа и находится в массовом доступе, то получать разрешение не нужно — достаточно указать автора при размещении.

Это исключение особенно актуально для интернета. Если на сайте используются чужие тексты, фото и пр., необходимо указать автора и источник.

Данное исключение регламентировано ст. 1276 ГК. Однако прежде чем воспользоваться им, нужно уточнить соответствие объекта условиям свободного использования.

Ответственность

При использовании объектов интеллектуального права следует помнить, что нарушение закона может повлечь за собой негативные последствия. Причём даже если за создание рекламы отвечала сторонняя организация (рекламное агентство), претензии от автора будут предъявлены и заказчику. В таком случае возможно несколько вариантов развития событий:

  • отвечать будет только заказчик;
  • виновным будут признаны и заказчик, и исполнитель;
  • ответственность ляжет на третью сторону (того, на чьём ресурсе была размещена реклама с нарушениями).

Таким образом, даже если реклама, созданная с нарушениями авторского права, была изготовлена сторонней фирмой, претензии от правообладателя поступят в первую очередь на имя заказчика. Если в рекламе использованы объекты интеллектуального права, то это должно быть отражено в сопроводительной документации.

Как закрепить право на созданную рекламу

Кроме того, следует помнить, что и сама реклама может стать объектом авторских прав. Но кому эти права принадлежат: дизайнеру или заказчику? Чтобы в будущем не возникло никаких проблем при использовании рекламы, созданной дизайнером (работающим в агентстве или на фрилансе), необходимо письменно закрепить переход прав на использование. Договор должен быть составлен грамотным юристом по гражданскому праву в соответствии с нормами законодательства, и подписан обеими сторонами. Этот документ защитит от возможных претензий со стороны дизайнера, а также позволит избежать копирования или присваивания идеи третьими лицами. Согласно ст. 1259 ГК России, рекламный образ (видео и аудио реклама, изображения, уникальное название, элементы фирменного стиля и т.п.), созданный для привлечения внимания и сохранения интереса к товару, охраняется законом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *