Независимая оценка квалификации

Содержание

Независимая оценка квалификаций

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

— Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

— Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

— Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

— Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

— Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

— Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

— добровольность, доступность; открытость;

— компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;

— исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;

— право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;

— поддержка работодателей в оценке персонала.

Бенефициары независимой оценки:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

2) Продвижение в профессии

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

4) Расширение возможности трудоустройства

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов

Нормативные документы:

— Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»

— Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)

— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

— Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

— Советы по профессиональным квалификациям;

— Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

— Работодатели;

— Соискатели.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

— информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;

— обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;

— содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;

— обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:

— дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.

3 июля 2016 года был принят Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». На вопросы о том, что он подразумевает, как реализуется на практике, а также на другие наиболее часто задаваемые отвечает Министерство труда России.

  1. Для чего и кому нужно оценивать квалификацию?

Перед тем как получить положительную независимую оценку квалификации, специалист обязан успешно сдать профессиональный экзамен (далее также профэкзамен). Для сдачи последнего отправляются в специализированный Центр (он же оценочный, квалификационный). Его специалисты в случае положительного результата вручают свидетельство о квалификации. Награждённый им его работник либо претендент на вакансию может предъявить документ работодателю. Тем самым он подтвердит собственную компетентность, что существенно повысит его шансы на рынке труда. Это особенно важно, если работник или претендент на вакансию не обладает образованием, необходимым для конкретной профессии, но обладает опытом работы. Высокая оценка за профэкзамен даёт ему преимущество перед конкурентами, что положительно сказывается на карьерном росте.

В свою очередь работодатель может ссылаться на результаты профэкзамена, дабы определиться, обучать ли работника, включать ли его в кадровый резерв, а также при решении многих других кадровых вопросов.

Если профессиональный экзамен будет сдан на отрицательную оценку, работнику вручается заключение о результатах и рекомендации. Эти документы служат ориентиром для не прошедшего экзамен специалиста и работодателя о том, каких знаний и умений оказалось недостаточно, чтобы подтвердить квалификацию.

  1. Получение независимой квалификации – дело обязательное или добровольное?

Сдавать подтверждающий квалификацию экзамен работник не обязан. Точно так же, как не обязан работодатель отправлять на его сдачу специалиста. Если соответствие квалификации последнего профстандартам для работодателя безразлично, введение штрафных санкций и предъявление претензий ему не грозят. Специалист направляется в оценочный центр по инициативе работодателя, лишь после того, как на письме даст собственное согласие. И в течение сдачи профэкзамена работника обеспечивают системой гарантий и компенсаций.

  1. Как часто следует проводить независимую оценку квалификации?

Ответ на вопрос о периодичности, с которой должны проводиться экзаменационные испытания, выявляющие, соответствует ли квалификация работника профессиональным стандартам и требованиям, предъявляемым к квалификации, даёт либо работодатель, либо, в ряде случаев, российский закон. Что же касается срока действия квалификационного свидетельства, которое получает работник, успешно сдавший профэкзамен, расчётом его вправе заниматься советы по профессиональным квалификациям (далее советы). Данные о сроке фиксируются в информационном реестре о проведении независимой оценки квалификации.

  1. Имеет ли право работодатель определить уровень квалификации работника своими силами, ссылаясь на данные его аттестации?

Имеет. С одной стороны, дело тут в процедуре оценки прохождения квалификации, которую нельзя проводить без письменного согласия специалиста. С другой – в самом характере аттестации, предусмотренном ст. 81 российского Трудового кодекса. Согласно этому характеру принимаются к учёту те же характеристики квалификации и профессиональные стандарты, что и при сдаче профэкзамена в оценочном центре. Именно поэтому для работодателя аттестация является своеобразным внутренним инструментом, помогающим понять, насколько квалифицирован работник. В то же время работодатель не имеет право уволить работника, который не получил квалификационного свидетельства в центре. Предоставление работнику таковых прав предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.

  1. Если специалисты заняты в отраслях экономики, требующих особого порядка подтверждения квалификации работников (кадастровые инженеры, инспекторы-аудиторы и пр.), как будет реализовываться Закон №238-ФЗ?

Проведение иного порядка оценивания квалификации работников либо претендентов на должность предусматривается п.3 ст. 1 Закона №238-ФЗ. На оценивание могут влиять другие федеральные законы или иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, если действующий Трудовой кодекс РФ даёт на это право. Таковое в современном трудовом законодательстве предоставляется при оценивании квалификации определённых категорий лиц, в том числе трудящихся в сферах, условия деятельности в которых вредны и (или) опасны. Данные правила, отражённые в ст. 11 Закона №238-ФЗ, просуществуют до 11 июля 2019 года.

Если по истечении данного периода оценивание квалификации работника либо его аттестация будут проводиться в ином порядке, нежели это предусмотрено приведённым выше законом, федеральному органу исполнительной власти понадобится внести изменения в ТК РФ, касающиеся работников определённых отраслей. В этих изменениях отразить нюансы их труда и требования к занятию должностей, определённые Законом №238-ФЗ.

  1. Где можно найти сведения о Центрах и подаваемых туда документах?

В реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее реестр, информационный реестр). В свою очередь его можно найти в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».

Данный реестр отражает информацию:

  • о Центрах – их названиях, почтовых адресах, e-mail, контактных телефонах;
  • о наименованиях квалификаций и предъявляемых к ним требованиях, на соответствие которым проводится профэкзамен;
  • о сроках действия квалификационных свидетельств;
  • о документах, которые должен предъявить соискатель, собирающийся сдать профессиональный экзамен на соответствие конкретной квалификации.
  1. Кто платит за сдачу профессионального экзамена и положены ли ему льготы?

Если инициатором прохождения независимого оценивания квалификации является работник или соискатель, то и платить за него обязан работник или соискатель, либо согласные принять на себя его траты другие лица физические и (или) юридические. Если инициатором является работодатель, соответственно, и платит работодатель.

Перед тем как внести оплату, человек (люди, неважно являются они соискателями, работодателями, другими лицами физическими и (или) юридическими) заключает с Центром договор возмездного оказания услуг. Конечную стоимость прохождения профессионального экзамена будут определять специалисты Центра, и информацию об этой сумме они разместят на своём сайте.

Если работник оплачивал прохождение квалификации из своих средств, ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. Это отражено в ст. 219 Налогового кодекса РФ в редакции Закона №238-ФЗ. А также в Законе №251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Нововведение таким образом предусмотрело расширение перечня оснований для налоговых вычетов с сохранением прежнего размера совокупного размера вычетов по всем основаниям.

Стоит напомнить, что специалист проходит независимую оценку квалификации исключительно добровольно. И даже если инициатором выступает работодатель, обращение в Центр допустимо лишь после того, как работник даст своё письменное согласие. При этом на страже его интересов стоят:

  • трудовое законодательство и прочие содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты;
  • коллективный договор;
  • соглашения;
  • локальные нормативные правовые акты.

Отражённые в них юридические нормы подразумевают: работнику, направленному на сдачу профессионального экзамена, предоставляется перечень гарантий и компенсаций. Этот постулат отражён в ст. 196 ТК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

  1. Если инициатором проведения независимой оценки квалификации является работодатель, предоставляются ли ему преимущества и льготы?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 264 Налогового Кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. №251-ФЗ. Согласно ей затраты работодателя на проведение независимой оценки квалификации можно отнести к прочим затратам, которые организация совершает в процессе производства и реализации товаров, работ или услуг.

  1. Как Закон №238-ФЗ изменил процедуру регистрации в Центре и какой пакет документов нужно подавать?

Порядок, по которому отбираются организации, в дальнейшем становящиеся квалификационными центрами, утверждён приказом Министерства труда РФ №759н от 19 декабря 2016 г. «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий».

Согласно названному выше приказу организации, которым в дальнейшем предстоит стать квалификационными центрами, отбирает совет. Алгоритм действий такой:

  • подача организацией, собирающихся стать оценочными квалификационными центрами, в совет заявления и пакета документов, составляющие которого отражены в п. 3 приложения №2 названного выше приказа. Способов подачи документов в совет три: через почту, через уполномоченного представителя подавшей заявление организации, через Интернет – когда подают электронные документы, подписанные электронной подписью;
  • проверка советом, насколько реальны сведения, содержащиеся в высланных документах, и насколько организация, обратившаяся с заявлением, соответствует требованиям, оговариваемым в п. 3 приложения №1 приказа;
  • ответ совета, который отправляется написавшей заявление организации в течение 100 календарных дней со дня получения им документов. В силах совета, изучившего документы и заявление, как наделить организацию-заявителя полномочиями квалификационного центра, так и ей отказать.

Для того чтобы получить информацию, касающуюся:

  • квалификационных центров (их наименований, почтовых адресов, e-mail, контактных телефонов);
  • названий квалификаций и требований, предъявляемых к ним (соответствие которым и призван выявить профэкзамен);
  • документов, которые работник либо кандидат на должность, желающий сдать профэкзамен, обязан предъявить в Центр – необходимо зайти на сайт nok-nark.ru, где расположен информационный реестр. «Владельцем» данного сайта является автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций».
  1. В каком порядке создаётся совет по профессиональным квалификациям в конкретном виде профессиональной деятельности?

Данный порядок определяется в соответствии с принятым 19 декабря 2016 года приказом Министерства труда РФ №758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определённому виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий». Это было необходимо чтобы система независимой оценки квалификации развивалась. Согласно названному выше приказу:

  • основанием для принятия решения о создании совета становится инициативное обращение общероссийских и прочих объединений работодателей, ассоциаций (союзов), а также других организаций, которые представляют и (или) объединяют профессиональные сообщества (далее их можно назвать организациями-заявителями) на имя председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет);
  • обращение из Национального совета отправляется в «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru), также называемое Национальным агентством. Здесь будет рассматриваться, насколько поданные при обращении документы полны и достоверны. Срок проверки отражённых в них сведений занимает 20 рабочих дней с даты их поступления;
  • по окончании рассмотрения сотрудники Национального агентства сообщают организации-заявителю о принятом решении. Обращение могут принять к рассмотрению по существу или же отклонить по причине неполноты или недостоверности предоставляемых сведений;
  • в случае положительного ответа идёт отправка обращения организации-заявителя из Национального агентства в Национальный совет. Теперь специалистам последнего придётся в течение 120 рабочих дней с даты получения обращения решать, предоставлять ли совету полномочия, позволяющие организовывать проведение независимого оценивания квалификации, в том числе одобрять его персональный состав, или же отклонять персональный состав, предложенный организацией-заявителем, или же отклонять обращение.

Ответ о том, какое решение примет Национальный состав, организация-заявитель получает от Национального агентства в течение 7 рабочих дней с даты получения результата.

Следует также напомнить, что организаций-заявителей в России более чем достаточно. Данные сообщества охватывают своей деятельностью более пятидесяти процентов субъектов РФ и (или) являются представителями более половины работников, которые вовлечены в конкретные виды профессиональной деятельности. Подвластные им субъекты в свою очередь объединяются между собой по общему виду профессиональной деятельности. А инициатором создания совета, согласно Закону №238-ФЗ, стал Национальный совет.

  1. Какие требования предъявляются к организации, желающей стать центром оценки квалификаций?

Данные требования отражены в приказе Министерства труда РФ от 19 декабря 2016 г. №759н.

В соответствии с ними под термином Центр понимается юридическое лицо, которому совет дозволил поводить независимую оценку квалификации. Совет не предоставляет данные полномочия образовательным организациям и (или) юридическим лицам (компаниям, организациям и пр.) в учредительный состав которых включены образовательные организации и их союзы (организации, объединения).

Основаниями для отбора юридических лиц, подходящих для создания на их базе квалификационного центра, становятся:

  • письменное заявление, подаваемое юридическим лицом, с просьбой предоставить ему полномочия по проведению независимой оценки квалификации (данное лицо также называется организацией-заявителем);
  • документы, подтверждающее право на эти полномочия.

Для того чтобы узнать перечень документов, необходимо заглянуть в информационный реестр. Искать его нужно в Интернете на сайтах:

  • Министерства труда РФ;
  • «Национального агентства квалификаций» (nok-nark.ru).

Все документы вместе с заявлением отправляются в совет. В его компетенции рассмотрение заявления и принятие решения насчёт наделения полномочиями или отказа. Сообщить о том, сможет ли подавшая заявление организация стать независимым квалификационным центром его специалисты обязаны в течение 100 календарных дней с даты поступления в совет документов.

Комплекс сведений о Центре совет предоставляет Национальное агентство. Последнее обязано в течение 5 календарных дней после того, как совет принял решение наделить заявителя полномочиями по проведению квалификационной деятельности, разместить в реестре сведения о том, что была проведена независимая оценка квалификации.

  1. Каким критериям должны соответствовать члены экспертной комиссии оценочного центра?

Список предъявляемых критериев определяется согласно подпункту «в» пункта 3 требований к Центрам. Это требования утверждены в приказе Министерства труда РФ от 19 декабря 2016 г. №759н.

От членов экспертной комиссии оценочного центра требуется подтверждённая советом квалификация, соответствующая положениям, предусмотренным средствами оценивания для проведения независимой оценки квалификации. Данные средства установлены согласно Закону №238-ФЗ и приказу Министерства труда РФ от 1 ноября 2016 года №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации». Под оценочными средствами понимается совокупность заданий и оценочных критериев, которую квалификационный центр использует, когда проводит профессиональный экзамен с целю выявить, соответствует ли квалификация работника или кандидата на вакансию имеющимся профстандартам либо квалификационным требованиям, диктуемым федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

Благодаря этим заданиям и критериям описывается материально-техническое и кадровое обеспечение оценочных мероприятий, в том числе описание требований к кадровому обеспечению, необходимому, чтобы провести профэкзамен.

Разработка оценочных средств организуется советом.

Чтобы рассказать гражданам, работодателям и всем заинтересованным организациям о квалификационной деятельности, ведётся информационный реестр. Это информационный интернет-ресурс, где рассказано:

  • про советы;
  • про Центры;
  • про наименования квалификаций и их виды;
  • про профессиональные стандарты и их главные положения, на соответствие которым проводится профессиональный экзамен;
  • про оценочные средства.

Вся содержащаяся в реестре информация выложена в открытый доступ. То есть доступна гражданам и организациям для свободного просмотра. Исключение составляют лишь сведения, содержащие персональные данные.

С информацией реестра о проведении независимой оценки квалификации можно ознакомиться даром. Она предоставляется «Национальным агентством развития квалификаций» (nok-nark.ru).

  1. В течение какого периода имеет силу квалификационное свидетельство?

На срок, в течение которого действие квалификационного свидетельства не прекращается, влияют темпы развития профессиональной сферы. То есть то, как часто обновляются технологии, знания и умения, используемые в конкретном виде профессиональной деятельности. Определяет этот срок совет.

При необходимости ознакомиться с перечнем наименований квалификаций и положениями профессиональных стандартов, соответствие которым призвана выявить сдача квалификационного экзамена, а также с периодами, в течение которых имеет силу вручённое по итогам экзаменационного испытания свидетельство о квалификации, сроки следует заглянуть в соответствующий информационный реестр. Найти его можно в Интернете по адресу nok-nark.ru. Это сайт «Национального агентства развития квалификаций» — автономной некоммерческой организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *