Некоммерческая организация

Содержание

Некоммерческая организация

У этого термина существуют и другие значения, см. HKO (значения).

Некомме́рческая организа́ция (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации. Фонд Викимедиа, осуществляющий поддержку инфраструктуры Википедии, относится именно к некоммерческим организациям.

Некоммерческие организации в составе «третьего сектора»

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер.

Характеристика Государственный (публичный) сектор Коммерческий (частный) сектор Некоммерческий сектор
Сектор первый второй третий
Состав сектора
  • органы публичной власти всех уровней
  • государственные некоммерческие организации;
коммерческие организации некоммерческие организации
Правовая форма организации для органов власти — государственное учреждение или учреждение местного самоуправления; для государственных организаций — некоммерческая коммерческая некоммерческая
Учредители государство любые лица любые лица
Человеческие ресурсы штатные штатные и привлеченные (оплачиваемые) штатные и привлеченные (оплачиваемые и неоплачиваемые)
Оплата человеческих ресурсов заработная плата штатных — заработная плата, привлеченных — по договору оказания услуг штатных — заработная плата; коммерческие услуги привлеченных — по договору оказания услуг; услуги волонтёров (добровольцев) не оплачиваются
Основные цели деятельности Управление обществом и оказание публичных услуг Извлечение прибыли Как правило, но не обязательно, общественно значимые, включая благотворительные (филантропические), просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и проч.
Источники финансирования
государственный бюджет да. Для ряда организаций это единственный допустимый источник финансирования только для предприятий с участием государства возможен, но только для НКО, учредителем которых является государство
заёмный капитал да да да
эмиссия ценных бумаг да, но с ограничениями да нет
капитал собственников нет да нет
выручка от коммерческой деятельности да, но не для всех организаций Обязательно. Если организация не имеет выручки от коммерческой деятельности, она должна быть ликвидирована или преобразована в НКО да, но с ограничениями
инвестиции да да да
пожертвования нет нет да
Членские взносы нет нет да. Многие НКО (чаще всего — товарищества собственников) ведут свою деятельность только на членские взносы и не обращаются к иным источникам финансирования
гранты, включая государственные нет Возможно, но чаще всего не используется Возможно и чаще всего используется. Многие НКО (например, научные, культурные организации) ведут свою деятельность только на гранты и не обращаются к иным источникам финансирования.

Существует мнение, что некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции, чем государство. В этом смысле некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления, называются неправительственными.

Независимость

Для многих некоммерческих организаций обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны как спонсоров организации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги. К примеру, некоммерческая организация, являющаяся средством массовой информации, заинтересована в том, чтобы распространяемая ею информация была объективной и непредвзятой; в противном случае организация рискует потерять доверие своей аудитории, а её сотрудники — уважение коллег. Религиозная некоммерческая организация, занимающаяся благотворительностью, заинтересована в том, чтобы её деятельность не сопровождалась пропагандой религиозных воззрений её учредителей и спонсоров; в противном случае организация рискует лишиться спонсоров, не поддерживающих данные религиозные воззрения, и/или вызвать подозрения у субъектов благотворительности в попытке навязывания им религии. Для ограждения от нежелательного влияния заинтересованных лиц некоммерческие организации могут задействовать комплекс мер, включающий нормативные средства, организационные меры и процедуры независимого надзора и контроля. В частности, учредительные документы, уставы и регламенты организации могут включать нормативные положения, обеспечивающие недопущение конфликта интересов, независимость членов попечительских советов и исполнительных органов, соблюдение особых требований к кандидатам на должности и позиции в организации, прозрачность финансов организации и прочее.

Гибридные формы некоммерческих организаций

В последнее время в законодательстве ряда стран появились новые правовые формы, сочетающие в себе черты организаций второго и третьего сектора. К их числу относятся:

  • Малодоходное общество с ограниченной ответственностью (англ. Low-profit limited-liability company, L3C) — США
  • Корпорация для общественной пользы (англ. Benefit corporation, B-Corp) — США
  • Благотворительное общество с ограниченной ответственностью (нем. Gemeinnützige GmbH) — Германия
  • Корпорация с общественно полезными целями (нем. Gemeinnützige Kapitalgesellschaft) — Германия
  • Компания в общественных интересах (англ. Community Interest Company, CIC) — Великобритания

Эти формы позволяют создавать организации, работающие для социальных или экологических целей, с сохранением за ними ограниченной возможности извлечения прибыли в качестве вторичной цели.

С момента принятия соответствующего закона в 2004 году число Компаний в общественных интересах (CIC) в Великобритании превысило шесть тысяч. От компаний первого сектора их отличают две ключевые особенности: выплачиваемые акционерам дивиденды не могут превышать 35 % прибыли и компания должна быть способна продемонстрировать, что она «действует в интересах местного сообщества, либо в общественных интересах в более широком смысле слова».

Виды некоммерческих организаций

  • Автономная некоммерческая организация
  • Университет
  • Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация)
  • Ассоциация и союз (в том числе биржевой)
  • Благотворительная организация
  • Гаражно-строительный кооператив
  • Государственная корпорация
  • Государственная компания
  • Государственное и муниципальное автономное, бюджетное и казённое учреждение
  • Национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник
  • Казачье общество
  • Жилищно-строительный кооператив
  • Некоммерческое партнерство
  • Неправительственная организация
  • Кондоминиум, ТСЖ, ЖК, ГК
  • Общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе инвалидов), общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, Профсоюз)
  • Общество взаимного страхования
  • Объединения юридических лиц
  • Объединение работодателей
  • Община коренных малочисленных народов
  • Потребительские кооперативы (в том числе Кредитный потребительский кооператив (граждан, первого и второго уровня), Сельскохозяйственный потребительский кооператив (перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий), Жилищный накопительный кооператив
  • Религиозная организация /объединение (религиозная организация (местная и централизованная), религиозная группа)
  • Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение
  • Торгово-промышленная палата
  • Территориальное общественное самоуправление.
  • Учреждение (в том числе частное)
    • Автономное учреждение
  • Фонд
  • ООН

В России

Россия с учетом положительного мирового опыта должна выработать собственный вариант системы социально-экономического устройства, которая открывала бы простор для повышения роли человеческого капитала в инновационном экономическом росте страны. С учетом современных вызовов следует работать на опережение, ведя строительство системы одновременно «сверху — вниз» и «снизу — вверх», что обеспечивает создание требуемой адекватно обратной связи с органами власти. Институты НКО должны быть использованы как эффективный механизм самоорганизации предпринимательства и граждан, как часть системы мер по восстановлению доверия населения к экономической политике государства.

Полученные российскими некоммерческими организациями гранты от иностранных благотворительных организаций не облагаются налогом.

С 2008 года на поддержку НКО выделяются специальные гранты Президента России. В 2008—2013 годах на поддержку НКО было выделено из бюджета 8 млрд рублей, при этом большинство грантов получили организации, контролируемые действующими или бывшими членам Общественной палаты.

20 ноября 2012 г. вступил в силу новый закон РФ о НКО («закон об иностранных агентах»), соответствующие изменения в ГК РФ внесены 12 февраля 2013 г.

23 мая 2015 г. президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписал закон о реестре нежелательных организаций. Согласно закону, нежелательной может быть признана иностранная или международная неправительственная организация, «представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства».

4 ноября 2015 г. президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, увеличивающий в четыре раза — до одного года — срок давности по административным делам о нарушении порядка деятельности НКО-«иностранных агентов».

3 апреля 2017 года, Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Распределением средств занимается специально созданный Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества (Фонд президентских грантов). Для обеспечения в 2017 году господдержки некоммерческих организаций выделено 4,32 млрд рублей.

Международный день

Основная статья: Всемирный день НПОПекка Хаависто, министр Финляндии по вопросам международного развития официально открывает Всемирный день НКО 27 февраля 2014

Всемирный день Некоммерческие организации (Всемирный день НКО или Всемирный день НПО, англ. World NGO Day) отмечается ежегодно 27 февраля.

Миссия

  • Всемирный день НКО — это международный символ, отражающий глобальное ценности, устремления и результаты НКО, которые нацелены на свободу, общественный голос, заботу о безопасности людей, заботу о пострадавших странах, заботу о природе, заботу о культурном наследии человечества, заботу о будущем человечества и признание его ценности;
  • Всемирный день НКО подтверждает благодарность и признательность общества за вклад НКО, внесённый ими во благо сообщества, объединяя все неправительственные организации в мире под конкретным международным символом — этим днём;
  • Всемирный день НКО является днём памяти тех людей НПО по всему миру, которые отдали свои жизни при выполнении своей работы и своих обязанностей в рамках этой миссии.

Примечания

  1. К государственному сектору, как правило, не относят коммерческие организации с государственным участием (включая организации со 100%-ной долей государства), поскольку они являются предприятиями, преследующими извлечение прибыли.
  2. В качестве одного или нескольких учредителей некоммерческой организации может выступать государство или орган местного самоуправления, однако государство не является единственным учредителем.
  3. С целью обеспечения дополнительных источников финансирования своей деятельности, некоммерческая организация может создавать свои собственные коммерческие организации или инвестировать капитал в сторонние коммерческие предприятия.
  4. Ю. М. Ульянов «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций» (11.06.93 г. #ЮУ-4-06/88Н); опубликовано как Порядок налогообложения грантов // Журнал «Коммерсантъ Власть», № 25 (25), 28.06.1993
  5. Ринат Сагдиев, Ирина Мокроусова, Елена Виноградова. Кто тратит деньги президента. Ведомости (14 октября 2013). Проверено 19 октября 2013.
  6. Вступил в силу новый закон о некоммерческих организациях — иностранных агентах в России
  7. Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» / Принят Государственной Думой 25 января 2013 года. Одобрен Советом Федерации 6 февраля 2013 года.
  8. Путин подписал закон о нежелательных иностранных организациях // Интерфакс, 23.05.2015
  9. Путин подписал закон, увеличивающий срок давности за нарушения НКО
  10. Некоммерческие организации. Предпринимательская и финансовая деятельность некоммерческих организаций
  11. Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций в 2017 году — Гражданский университет | UCIVIC (рус.) ?. ucivic.ru (12.04.2017). Проверено 8 июня 2017.
  12. Во Всемирный день НКО Мэр Москвы вручит благодарности лидерам столичных некоммерческих организаций. mos.ru. Проверено 22 февраля 2018.
  13. Address by Marcis Liors Skadmanis, World NGO Day 2014, Helsinki 27 February 2014. youtube.com. Проверено 27 февраля 2014.

Некоммерческие кредитные организации

К некоммерческим кредитным организациям в основном относят различные виды кредитных кооперативов, называемых часто организациями малого кредита.

Кредитная кооперация представляет собой своеобразную форму взаимной финансовой поддержки кооперирующихся субъектов. При этом основная функция кредитных кооперативов — кредитование — такая же, как и у коммерческих банков. Однако по своим организационно-правовым и экономическим основам они существенно отличаются от последних.

Кредитная кооперация была уже известна в XIX в., когда в Германии, ряде других стран Западной Европы, а также в России под влиянием идей Ф. Райффайзена и X. Шульце-Делича возникли разнообразные формы кредитных кооперативов, такие как народные банки, кооперативы Райффайзена, ссудосберегательные и кредитные товарищества и др. Кооперативное кредитное дело получило свое эволюционное развитие в Европе и Америке, в результате чего в ряде стран (Германия, Австрия, Франция, Италия, США и др.) сформировались к настоящему времени многоуровневые кооперативные кредитные системы, составляющие достойную конкуренцию коммерческим банкам.

Для того чтобы лучше понять сущность кредитных кооперативов, особенности их организации и деятельности, дадим характеристику кредитной кооперации в развитых странах, поскольку опыт именно этих стран используется в настоящее время при создании российских кредитных кооперативов.

Принципы кредитной кооперативной системы

Можно выделить две основные модели кредитной кооперативной системы — континентальную европейскую, образцом которой служит Германия, и американскую. Несмотря на их организационные различия, принципы, на которых они строятся, едины. К ним можно отнести следующие.

  • 1. Финансовая поддержка преимущественно оказывается членам кредитного кооператива. На стадии зарождения кредитной кооперации она предоставлялась исключительно членам кредитного кооператива. В современных условиях многие кредитные кооперативы развились в кооперативные банки, которые расширили свою клиентуру за счет лиц, не являющихся их членами. Так, в Германии кооперативные банки обслуживают около 30 млн клиентов, из которых лишь половина относится к их членам. Это позволяет таким банкам конкурировать с коммерческими. Вместе с тем преимущественное обслуживание осуществляется в отношении членов банка, причем на более льготных условиях. В США кооперативные банки также имеют право на кредитование лиц, которые не являются их членами, но определяется лимит кредита. Это привело к тому, что кредиты сторонним лицам составляют чуть более 1% всех кредитов, предоставляемых такими банками.
  • 2. Основная цель кредитного кооператива заключается в предоставлении финансовых услуг своим членам, а не в максимизации прибыли. Это положение регулируется и законодательно. Однако оно не означает, что кредитный кооператив, тем более банк, вообще не стремится извлекать доход из своих операций. При такой постановке вопроса финансовая основа его деятельности была бы подорвана. В любом кредитном кооперативе займы его членам предоставляются на платной основе, условиях возвратности и срочности, в этом отношении они не отличаются от кредитов коммерческих банков. В свою очередь кредитный кооператив начисляет проценты своим членам по их вкладам, которые представлены сберегательными счетами. Кооперативные банки открывают все виды современных счетов, в том числе для осуществления расчетно-кассового обслуживания. Кредитные кооперативы имеют собственные расчетные счета в коммерческих или кооперативных банках.
  • 3. Полученные доходы в кредитном кооперативе в основном идут на увеличение ссудного фонда (в России его часто называют фондом финансовой взаимопомощи), а также на выплату процентов по сберегательным счетам его членов. В кредитных кооперативах стремятся не выплачивать полученные доходы в форме дивидендов, поскольку это уменьшает заинтересованность членов в формировании ссудного фонда и получении займов, приводит к коммерциализации деятельности. В распределении доходов проявляется одно из отличий кредитных кооперативов от коммерческих банков.
  • 4. Для кредитных кооперативов свойственен демократический характер управления. Это означает, что его члены могут участвовать в руководящих органах, как правило, имея один голос. В коммерческих банках полномочия его собственников определяются их долей в уставном капитале, особенно это характерно для акционерных банков.
  • 5. В деятельности низовых кооперативов наблюдается сочетание кредитных, торговых и снабженческих функций. Как уже отмечалось в 6.2, банки не имеют права выполнять операции нефинансового характера. Эти ограничения не распространяются на кредитные кооперативы. Так, в Германии примерно У4 всех кредитных кооперативов (помимо предоставления финансовых услуг) осуществляет также торговые и снабженческие функции. Характерно, что и в России стали появляться подобные кооперативы, хотя численность их еще невелика.

Помимо общих принципов организации деятельности обе модели кредитной кооперативной системы имеют и ряд общих черт, характеризующих их современное положение в национальной кредитной системе. Во-первых, во всех странах в процессе исторического развития кредитного кооперативного сектора происходило формирование двух групп кооперативов — сельских и городских. Последние во многих странах стали называть народными банками. Они в большей степени, чем сельские кооперативы, придерживаются в своей политике принципов, присущих деятельности коммерческих банков. Вместе с тем кредитная кооперация получила наибольшее развитие именно в сельской местности. Так, в США она называется Система фермерского кредита (Farm Credit System — FCS).

Во-вторых, в каждой национальной кредитной системе можно четко выделить два класса кредитных кооперативных организаций. К первому относятся кооперативы, созданные для предоставления кредитов на производственные нужды. Их образуют фермеры, мелкие предприниматели и другие лица, которые нуждаются в займах на производственные и предпринимательские цели. Потребительские займы в таких кооперативах не распространены. В узком смысле чаще всего их называют кредитными. Однако на практике используют и другие названия. Ко второму классу кредитных кооперативных организаций относятся кредитные союзы (credit unions), которые предоставляют в основном потребительские займы. Они объединяют физических лиц и выдают займы на цели текущего потребления, а иногда и на жилищное строительство. Организационно кредитные кооперативы и кредитные союзы, как правило, разделены, т.е. имеют собственные головные структуры.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации — это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Примеры некоммерческих организаций

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Рассмотрим основные отличия НКО от коммерческих по следующим пунктам:

  • цели организаций. В отличие от коммерческих организаций, у которых основная цель – максимизация прибыли, в основе деятельности НКО различные нематериальные цели (благотворительность, культурное возрождение и т. д.);
  • прибыль. У коммерческой организации чистая прибыль распределяется между участниками и реинвестируется в бизнес-процессы предприятия для его дальнейшего развития и экономической эффективности. Прибыль некоммерческой организации может идти только на деятельность, соответствующую ее некоммерческим целям. При этом НКО могут заниматься соответствующей доходной деятельностью, если это необходимо для достижения их благих целей, при условии, что это прописано в их уставах;
  • оплата труда. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» НКО имеет право потратить на оплату труда до 20% общих годовых финансовых средств. В НКО, в отличие от коммерческих, сотрудники не могут получить премии и надбавки, помимо своего оклада;
  • источник инвестиций. В коммерческих организациях для реинвестиций используется прибыль, средства инвесторов, кредиторов и т. д. В НКО широко распространена поддержка международных грантов, государства, социальных фондов, волонтерского сбора средств, взносов участников и т. д.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

Годовая финансовая отчетность НКО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету в соответствии с нормативными актами.

НКО вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), в случае, если соблюдены такие условия:

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволит не платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом НКО обязана уплатить так называемый единый налог, а именно:

  • по типу налогообложения «Доходы» нужно уплатить 6% с различных поступлений, считающихся доходом;
  • для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» составляет 15% от разницы доходов и затрат или же 1%, если доходы не превышают затраты.

Сегодня для страны важно способствовать дальнейшему развитию НКО как мощного двигателя реализации различных социальных нужд.

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.

Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.

Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.

Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).

Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:

  • утверждение (изменение) устава НКО;
  • образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
  • утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
  • образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
  • принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.

Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.

Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.

Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.

Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций

Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.

Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).

Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.

Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:

  1. имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
  2. имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
  3. имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  4. имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).

Регистрация некоммерческой организации

Согласно общему правилу НКО, являясь юридическими лицами, считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация НКО осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, с учетом особенностей, определяемых специальными федеральными законами об отдельных видах юридических лиц.

Согласно ст. 2 указанного ФЗ, Положению о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 функции регистрирующего органа возложены на ФНС РФ.

Так, например, согласно ст. 12 указанного ФЗ для государственной регистрации НКО в регистрирующий орган представляются:

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. решение о создании НКО;
  3. учредительные документы НКО;
  4. в случае, если учредителем НК является НКО – выписка из реестра иностранных юридических лиц, либо иной документ, подтверждающий статус иностранного учредителя;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно пдп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 4 000 рублей. При этом, размер государственной пошлины для регистрации политических партий, их региональных отделений составляет 3 500 рублей, а для регистрации общероссийских организаций инвалидов и их подразделений (отделений) – 1 400 рублей.

Как указывалось выше, законами об отдельных видах НКО предусматриваются особенности их государственной регистрации.

Так, например, согласно п. 5 ст. 136 ЖК РФ при государственной регистрации товариществ собственников жилья в регистрирующий орган представляются, помимо прочего, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании за принятие решения о создании ТСЖ, а также о принадлежащих указанным лицам долях в праве на общее имущество в многоквартирном доме.

Порядок действий органов ФНС РФ при регистрации юридических лиц определен Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2016 № 169н.

Некоммерческие организации: понятие, виды, права и деятельность НКО в 2019 году, пожалуйста!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *