НДС с аренды

Удерживать или нет НДС при аренде госимущества? Это зависит от условий договора аренды

Заключение договора аренды госимущества еще не означает, что арендатор автоматически признается налоговым агентом по НДС в отношении арендной платы (см. врезку ниже). Все зависит от того, кто в договоре указан в качестве арендодателя и каким образом прописана стоимость аренды — с учетом НДС или без этого налога.

Обратите внимание! Если арендодателем является казенное учреждение, то арендатор не признается налоговым агентом по НДС

Начиная с 2012 г. организации и предприниматели, арендующие госимущество у казенных учреждений, не являются налоговыми агентами по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Дело в том, что с начала текущего года операции по выполнению работ и оказанию услуг казенными учреждениями не облагаются НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-11/86.

Поскольку обязанность по удержанию НДС при аренде казенного имущества была введена только в 2011 г., получается, что просуществовала она всего лишь один год (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

Договор аренды заключен с территориальным управлением Росимущества. При таком варианте оформления договора в качестве арендатора выступают непосредственно органы государственной власти. Поэтому организация-арендатор признается налоговым агентом в отношении НДС с арендной платы (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Примечание. Если договор аренды заключен непосредственно с территориальным управлением Росимущества, то организация-арендатор признается налоговым агентом по НДС.

Договор аренды заключен с ГУПом или МУПом. Чаще всего арендодателем по договору выступает не сам собственник госимущества, а его балансодержатель, то есть государственное или муниципальное унитарное предприятие, у которого арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении. Это предприятие должно само перечислить в бюджет НДС с арендной платы и выставить арендатору счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Значит, в данной ситуации арендатор не является налоговым агентом по НДС. Он обязан перечислить арендодателю всю сумму арендной платы, включая этот налог.

Так же считают и Минфин России (Письма от 23.08.2010 N 03-07-11/360, от 28.07.2010 N 03-07-11/314 и от 23.06.2010 N 03-07-11/266), и суды (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, Постановления ФАС Волго-Вятского от 25.08.2010 по делу N А29-12544/2009 и Северо-Западного от 15.07.2010 по делу N А56-54098/2009 округов).

Арендодатель самостоятельно уплачивает в бюджет НДС с арендной платы даже в том случае, когда арендатор вносит эту плату не на счет арендодателя — балансодержателя госимущества, а непосредственно в бюджет или на специально открытый для этих целей счет в органах казначейства.

Заключен трехсторонний договор аренды. Нередко при аренде госимущества сторонами договора являются его собственник в лице территориального управления Росимущества, балансодержатель в лице ГУПа или МУПа и арендатор. Несмотря на то что законодательством такая форма договора не предусмотрена, налоговики рассматривают его как договор с собственником госимущества. Поэтому они считают, что арендатор все равно признается налоговым агентом и, значит, должен перечислять в бюджет НДС с арендной платы (Письмо ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243@). С налоговиками соглашаются и суды некоторых округов (Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 N Ф09-7682/08-С2 и от 25.06.2008 N Ф09-4562/08-С2).

Примечание. Если договор аренды заключен с балансодержателем, то есть с государственным или муниципальным учреждением, то арендатор не является налоговым агентом по НДС. Этот налог в бюджет должно уплачивать ГУП или МУП.

Тем не менее арендатор не всегда является налоговым агентом по трехстороннему договору аренды. Чтобы решить, какая из сторон такого договора должна заплатить НДС, необходимо проанализировать его условия.

Если в договоре указано, что арендатор обязан перечислить ГУПу или МУПу всю сумму арендной платы, включая НДС, а учреждение должно самостоятельно уплатить налог в бюджет, то арендатор не является налоговым агентом. К аналогичным выводам приходят и суды (Постановления ФАС Московского от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 и Западно-Сибирского от 22.11.2006 N Ф04-7859/2006(28685-А45-41) округов).

В трехсторонний договор аренды может быть включено условие о том, что именно арендатор обязан перечислить НДС в бюджет. При таком оформлении последний признается налоговым агентом по НДС (Постановления ФАС Московского от 22.03.2011 N КА-А40/1434-11, Центрального от 22.05.2009 по делу N А68-802/07-23/13 и Поволжского от 14.11.2006 по делу N А65-41609/05-СА1-32 округов).

Еще один вариант — в договоре ничего не сказано о том, на кого возложены обязанности по уплате в бюджет НДС с арендной платы. Если в качестве арендодателя выступают органы государственной власти или местного самоуправления, то есть территориальное управление Росимущества, то организация-арендатор признается налоговым агентом по НДС. Если арендодателем является ГУП или МУП, то у арендатора не возникает обязанностей по перечислению в бюджет НДС с арендной платы.

Отметим, что отсутствие в договоре аренды условия о необходимости удерживать НДС из доходов арендодателя не может быть основанием для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42)).

НДС рассчитывают либо по ставке 18%, либо по ставке 18/118. При аренде госимущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы, включающая этот налог (п. 3 ст. 161 НК РФ). И если в договоре плата установлена с учетом НДС, арендатор исчисляет налог по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Другая ситуация — в договоре указана арендная плата без учета налога. При этом предусмотрена обязанность арендатора самостоятельно исчислить НДС согласно требованиям ст. 161 НК РФ. В этом случае арендатор должен начислить НДС по общей ставке 18% сверх арендной платы, установленной в договоре. Правомерность такого порядка расчета НДС подтвердил Президиум ВАС РФ (Постановление от 13.01.2011 N 10067/10).

Если госимущество передано в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен с учетом налога (Письмо Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-11/100). При этом используется расчетная ставка НДС 18/118.

НДС с арендной платы нужно перечислить в общеустановленные сроки. Срок уплаты «агентского» НДС отдельно в гл. 21 НК РФ не установлен. Значит, налоговый агент должен перечислить его в бюджет в общем порядке, то есть по окончании квартала, в котором он вносил арендную плату за госимущество.

Налог уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Против этого не возражают ни Минфин России (Письма от 03.08.2010 N 03-07-11/337 и от 07.07.2009 N 03-07-14/64), ни ФНС России (Письмо от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@).

Чтобы НДС с арендной платы принять к вычету, его нужно перечислить в бюджет. Для принятия НДС к вычету организация-арендатор должна:

  • состоять на учете в налоговых органах и являться плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Если арендатор госимущества уплачивает ЕНВД или ЕСХН, применяет «упрощенку» либо освобожден от уплаты НДС, то перечисленный с арендной платы НДС он не сможет принять к вычету;
  • использовать арендованное имущество для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • иметь надлежащим образом оформленный счет-фактуру на сумму аренды, выписанный самим налоговым агентом от имени продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ);
  • принять услуги по аренде госимущества к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • уплатить НДС в бюджет и подтвердить это соответствующими платежными документами (абз. 3 п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Получается, что если арендатор перечисляет НДС одновременно с внесением арендной платы, то НДС он может принять к вычету в том же квартале, в котором уплатил его в бюджет.

Примечание. Суды подтверждают, что если арендатор перечисляет одновременно и арендную плату арендодателю, и НДС с нее в бюджет, то налог он может принять к вычету в том же квартале, в котором уплатил его в бюджет.

Однако налоговики на местах часто с этим не соглашаются. Они считают, что даже в указанной ситуации НДС принимается к вычету не раньше квартала, следующего за кварталом отражения уплаченного налога в декларации по НДС. Арбитражные суды в основном отклоняют эти требования (Постановления ФАС Московского от 19.01.2011 N КА-А40/17001-10 и Северо-Кавказского от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 округов).

НДС с предоплаты за аренду принять к вычету нельзя (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). Дело в том, что одним из условий вычета НДС с авансов является наличие счета-фактуры на сумму внесенного аванса, который должен быть выставлен продавцом. Но налоговые агенты не могут выполнить это условие, поскольку оформляют счета-фактуры в одном экземпляре только для себя.

Даже если договор аренды госимущества расторгнут, налоговый агент вправе принять к вычету НДС, который он уже перечислил в бюджет (см. врезку ниже).

Обратите внимание! Расторжение договора аренды не является препятствием для вычета НДС

В случае расторжения договора аренды госимущества бывший арендатор имеет право не только на возврат арендной платы, перечисленной авансом, но и на вычет НДС, который он успел правомерно уплатить в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ). Для принятия НДС к вычету необходимо, чтобы в учете арендатора была проведена корректировка в связи с расторжением договора аренды и отражен возврат имущества арендодателю (п. 4 ст. 172 НК РФ). Вычет НДС в подобной ситуации возможен не позднее одного года с момента возврата арендованного госимущества арендодателю (п. 4 ст. 172 НК РФ).

При расчетах за аренду неденежными средствами суды разрешают не платить НДС. Нередко в счет арендной платы собственник засчитывает стоимость ремонта, проведенного арендатором. В этом случае последний не имеет реальной возможности исчислить, удержать из арендной платы и перечислить в бюджет НДС.

По мнению Минфина России, в НК РФ не предусмотрено никаких исключений для арендаторов, рассчитывающихся за аренду госимущества неденежными средствами. Значит, они все равно обязаны перечислить в бюджет НДС с арендной платы (Письма от 18.03.2011 N 03-07-11/60 и от 16.04.2008 N 03-07-11/147).

У судов нет единой позиции по данному вопросу. В некоторых федеральных округах разделяют мнение Минфина России (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 26.03.2008 N Ф08-1401/2008-512А, от 15.03.2007 N Ф08-409/2007-187А и Северо-Западного от 18.04.2006 по делу N А26-8363/2005-28 округов).

Однако в большинстве случаев суды приходят к выводу, что при внесении арендной платы в неденежной форме у арендатора не возникает обязанностей налогового агента (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 18.04.2007 N А33-11479/06-Ф02-579/07-С1 и Поволжского от 15.08.2006 по делу N А55-29380/05-43, от 04.04.2006 по делу N А65-15431/2005-СА1-29 округов).

Примечание. По мнению большинства арбитражных судов, в случае внесения арендной платы неденежными средствами у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.

Значит, если арендатор не проводил денежных расчетов с арендодателем, он не обязан перечислять НДС с арендной платы. В подобной ситуации он лишь должен письменно в произвольной форме уведомить инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать НДС и о сумме задолженности арендодателя. Сделать это необходимо в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о том, что он не может удержать сумму налога (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Аналогичные разъяснения для судов приведены в п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999.

Есть еще одна точка зрения по данному вопросу. Некоторые суды считают, что если по условиям договора аренды НДС не входит в сумму арендной платы, то при ее уплате в неденежной форме у арендатора возникают обязанности налогового агента. Ведь возможность неденежных расчетов распространяется только на саму арендную плату, а НДС с нее арендатор должен вносить непосредственно в бюджет отдельно от арендных платежей (Постановления ФАС Уральского от 02.09.2010 N Ф09-7182/10-С2 и Восточно-Сибирского от 06.10.2009 по делу N А19-5436/09 округов).

До принятия решения — перечислять НДС или нет, необходимо проанализировать судебную практику по своему округу. И принять во внимание не только постановления ФАС, но и решения судов первой и апелляционной инстанций.

В договоре на выкуп госимущества безопаснее сразу выделить сумму НДС

Организация, которая выкупает у государства имущество, признается налоговым агентом по НДС в отношении этого имущества, если одновременно выполнены два условия (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • в качестве продавца выступает территориальное управление Росимущества;
  • выкупаемое госимущество составляет казну Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Если у приобретаемого госимущества есть балансодержатель — ГУП, МУП или иное учреждение, то независимо от того, кто является его продавцом, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента.

В случае выкупа имущества, реализация которого не облагается НДС, например муниципального земельного участка или ценных бумаг, приобретатель не признается налоговым агентом по НДС (Письма Минфина России от 13.01.2010 N 03-07-11/03 и от 14.05.2009 N 03-07-07/42).

Организации — субъекты малого или среднего бизнеса вообще освобождены от уплаты НДС при выкупе госимущества (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Но эта льгота действует с существенными ограничениями (см. врезку ниже).

Буква закона. Какое имущество выгоднее выкупать у государства малому и среднему бизнесу

Чтобы организация смогла выкупить у государства имущество без перечисления НДС в бюджет, необходимо выполнить следующие условия (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Во-первых, компания должна являться субъектом малого или среднего предпринимательства, то есть соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Во-вторых, она должна арендовать имущество, которое собирается выкупить. Причем речь идет только о недвижимости (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

В-третьих, предметом сделки может быть только государственная или муниципальная недвижимость, которая составляет казну субъекта РФ или муниципального образования и не закреплена на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Положения пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяются на операции по реализации имущества, составляющего государственную казну РФ (Письмо ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@).

Получается, что организации, выкупающие у государства недвижимость, поставлены в неравные условия. Если они арендуют и выкупают имущество, находящееся в федеральной собственности, то они признаются налоговыми агентами, а значит, обязаны удержать НДС и уплатить его в бюджет. Только в случае аренды недвижимости у собственника на уровень ниже — начиная с субъекта РФ — они смогут воспользоваться льготой по НДС при его выкупе.

В-четвертых, переход права собственности на указанную недвижимость к организации малого или среднего бизнеса должен быть зарегистрирован 1 апреля 2011 г. или позднее. Дата оплаты выкупаемого имущества значения не имеет (Письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-07-11/305, от 29.08.2011 N 03-07-14/88, от 29.07.2011 N 03-07-07/40 и ФНС России от 16.09.2011 N ЕД-2-3/753).

Если свидетельство о государственной регистрации права собственности датировано ранее 1 апреля 2011 г., а расчеты производятся уже после указанной даты, покупатель недвижимости признается налоговым агентом и должен перечислить НДС в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@.

Организация малого или среднего бизнеса, которая выполнила все четыре условия, не обязана составлять счет-фактуру по данной сделке. Однако ей необходимо заполнить разд. 7 декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н).

Примечание. Субъекты малого и среднего бизнеса не уплачивают НДС при выкупе государственной или муниципальной недвижимости, если право собственности на нее перешло к ним не ранее 1 апреля 2011 г.

Есть основания не включать проценты по рассрочке в налоговую базу по НДС. В Минфине России считают, что налоговую базу по НДС следует увеличить на сумму процентов, выплачиваемых покупателем за рассрочку или отсрочку платежа (Письма от 09.09.2010 N 03-07-11/380 и от 29.07.2010 N 03-07-11/320). Такого же мнения придерживается и ФНС России (Письмо от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@).

Однако указанная позиция не является бесспорной. Арбитражные суды приходят к выводу, что проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставлена рассрочка, не являются объектом обложения НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу N А26-4056/2011 и от 13.01.2012 по делу N А42-1693/2011). Ведь проценты представляют собой плату за коммерческий кредит, а не за реализованное имущество. Следовательно, они не являются доходом продавца от реализации этого имущества, а относятся к его внереализационным доходам, не связанным с реализацией. Данный вывод основан на разъяснениях, приведенных в п. 14 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998.

Примечание. При покупке госимущества в рассрочку Минфин России требует включить сумму начисленных процентов в налоговую базу по НДС. Арбитражные суды с этим не согласны.

Если сумма НДС не выделена в договоре выкупа, суды могут потребовать начислить ее сверху. Покупатель госимущества обязан определить НДС расчетным методом, удержать его из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить удержанную сумму в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). То есть он должен использовать расчетную ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Но это применимо только в случаях, когда стоимость продаваемого имущества определена с учетом НДС.

Предположим, в договоре сумма НДС в выкупной стоимости госимущества не выделена. Минфин России неоднократно отмечал, что в таком случае цена имущества, которая рассчитана исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, уже включает в себя НДС (Письма от 25.07.2011 N 03-07-14/71, от 13.10.2010 N 03-07-11/410 и от 03.08.2010 N 03-07-11/334).

Такого же мнения и некоторые суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2010 по делу N А33-4791/2010 и от 07.10.2010 по делу N А33-4172/2010). Ведь определение рыночной стоимости без включения в нее НДС повлечет для покупателя увеличение стоимости имущества, что является неправомерным.

Правда, указанные решения были приняты до появления Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 13661/10. В нем отмечено, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС. Значит, если в договоре НДС не выделен, то налоговый агент должен начислить сумму налога сверх договорной цены по ставке 18%.

Примечание. Если в договоре о выкупе госимущества НДС не выделен, то налоговый агент должен начислить сумму налога сверх договорной цены по ставке 18%.

Последующая судебная практика в основном опирается на правовую позицию Президиума ВАС РФ (Постановления ФАС Центрального от 19.09.2011 по делу N А62-6185/2010, Северо-Западного от 19.07.2011 по делу N А05-12693/2010, Восточно-Сибирского от 08.07.2011 по делу N А33-19184/2010 и Поволжского от 30.05.2011 по делу N А12-15976/2010 округов).

О.Е.Черевадская

Директор по аудиту

ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»,

победитель

Всероссийского конкурса

«Лучший аудитор России»

Ретроспективные скидки стали более безопасными по сравнению с выплатой премий и бонусов покупателям
V налоговый форум: нюансы применения новых норм по страховым взносам

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Права и обязанности налогового агента

Подробно о правах и обязанностях налоговых агентов мы писали в шестом номере журнала за 2007 г. Однако тогда мы рассматривали торговую организацию как агента иностранного партнера по внешнеторговому контракту. Сегодня же речь пойдет о взаимоотношениях с муниципальным образованием или организацией, уполномоченной представлять его интересы. Обозначим основную норму, с которой предстоит поработать, — это п. 3 ст. 161 НК РФ. Согласно ей, если органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления предоставляют в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то НДС с таких операций исчисляют и уплачивают арендаторы имущества (налоговые агенты). Налог они удерживают из доходов, уплачиваемых арендодателю, а налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом НДС. В связи с этим налоговый агент исчисляет НДС по аренде муниципального имущества по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Полученную сумму налога следует уплатить в бюджет в полном объеме <1> (п. 4 ст. 173 НК РФ) по итогам налогового периода (до 20-го числа месяца, следующего за ним), составив отдельное платежное поручение.

<1> Постановление ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-3085/2006(22778-А27-26).

Примечание. Оформляя платежку, нужно помнить, что в поле «Статус» указывается код налогового агента (02), а не налогоплательщика (01). Иначе впоследствии не избежать «разборок» с налоговой инспекцией на предмет недоимки по «агентскому» НДС <2>. Кроме этого, как и при уплате любого другого налога, не помешает проверить соответствующий данному платежу КБК, чтобы исключить возможные ошибки и не тратить потом драгоценное время на различные административные процедуры по уточнению платежей, которые перечисляются в Письме Минфина России от 11.03.2008 N 03-02-07/1-95.

<2> Постановление ФАС ВСО от 11.10.2007 N А19-809/07-20-Ф02-7602/07.

Теперь, когда налог исчислен и уплачен, нужно определиться, как поступить с ним дальше.

Если налоговый агент является плательщиком НДС…

…то он вправе принять «агентский» налог к вычету. Основание — п. 3 ст. 171 НК РФ, в котором сказано, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии с законом покупателями — налоговыми агентами (в нашем случае арендаторами — налоговыми агентами). На этот счет имеется и Письмо Минфина (от 12.04.2007 N 03-07-08/75). Но это правило действует, только если агент арендует помещение для осуществления облагаемых НДС операций.

Если налоговый агент является плательщиком НДС, но:

  • осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (перечислены в ст. 149 НК РФ), то согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, устанавливающему возможность включения в состав расходов сумм налогов, начисленных в соответствии с законодательством РФ, арендатор вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму «агентского» НДС. Такой подход, в частности, рекомендован в Письме Минфина России от 24.03.2006 N 03-04-03/07;
  • оформил освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по правилам ст. 145 НК РФ, то по той же причине, что и в предыдущем случае, сумму НДС следует включить в состав налоговых расходов.

Во-первых, можно ли считать, что при исполнении своих обязанностей налоговый агент начисляет НДС? Ведь согласно п. 1 ст. 24 НК РФ на него возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему РФ. Поэтому вполне логично предположение, что в смысле пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ «агентский» НДС все же не является налогом начисленным. А значит, арендатор не может воспользоваться положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ при признании НДС в составе налоговых расходов. С другой стороны, если налогоплательщик сочтет подобные предположения надуманными, неизбежно возникает следующий вопрос из области терминологии.

Во-вторых, является ли «агентский» НДС в смысле п. 19 ст. 270 НК РФ налогом, предъявленным налогоплательщиком покупателю (арендатору)? Определенно нет, поскольку закон как раз и уполномочивает налогового агента предъявить (то есть исчислить, удержать, выписать счет-фактуру, уплатить) самому себе НДС за налогоплательщика.

Что получается: «агентский» НДС не соответствует правилам пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, хотя и не является исключением из них, и в расходы его включить нельзя. Косвенно такой вывод следует из содержания Письма УФНС по г. Москве от 05.07.2007 N 20-12/064127.

Отметим, что налоговики вообще не считают нужным рассматривать «агентский» НДС в качестве налогового расхода. Об этом свидетельствуют Письма ФНС России от 18.01.2007 N САЭ-20-02/32@ и УФНС по г. Москве от 01.02.2007 N 20-12/09236. Мнение инспекторов о невключении в расчет налоговой базы налога, исчисленного налоговыми агентами, основывается на содержании п. 2 ст. 170 НК РФ. Согласно ему налог, опять же, предъявленный покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в случаях их приобретения, в частности:

  • для использования в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  • лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Причем и тут неувязка. Если «агентский» НДС некорректно считать предъявленным налогом, то его нельзя учесть и в стоимости приобретаемых товаров (работ, в нашем случае услуг по аренде имущества).

К сожалению, приходится констатировать, что вопрос о признании суммы НДС, исчисленной налоговым агентом, в составе его налоговых расходов считать решенным нельзя. Все приведенные выше Письма министерств и ведомств содержат неустранимые противоречия, представляющие опасность для налогового агента в случае, если он решит руководствоваться ими при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Конечно, со стороны законодателя некорректно поручить налоговому агенту исчислить налог — и не предусмотреть механизм его признания в составе расходов, поэтому арендаторам с обостренным чувством справедливости рекомендуем воспользоваться наличием в п. 1 ст. 264 НК РФ пп. 49 — другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. И признать сумму «агентского» НДС в составе прочих экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов.

Продолжим разговор о том, как учесть для целей налогообложения исчисленную за арендодателя сумму НДС…

Стороны

На первый взгляд, состав участников договора не должен интересовать бухгалтера при начислении НДС. Однако именно эта информация определяет, нужно ли вообще арендатору исполнять обязанности налогового агента. Такие обязательства однозначно возникают, когда в качестве арендодателя выступают орган государственной власти и управления и орган местного самоуправления. Это соответствует существу закона и дополнительно обозначено в многочисленных Письмах Минфина и ФНС (например, в Письме УФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/28227). Таким образом, если договор аренды заключен между двумя сторонами, организацией (ИП) и соответствующим органом, то выбора нет, и арендатор должен уплачивать НДС. Однако такой договор — скорее исключение, чем правило. Чаще всего муниципальное имущество сдается в аренду теми предприятиями и учреждениями, которые уполномочены им управлять.

А здесь возможны варианты. Например, при аренде муниципального имущества арендатор может и не быть налоговым агентом — когда в качестве арендодателя выступает унитарное предприятие, за которым соответствующий объект аренды закреплен на праве хозяйственного ведения, или бюджетное учреждение (кроме КУМИ), вид права которого на имущество — оперативное управление.

—————————————————————————¬
¦ Муниципальное имущество ¦
L————————————T————————————-
¦/
—————————————————————————¬
¦ Собственник ¦
¦ Муниципальное образование ¦
L—————-T——————-T——————T——————
¦/ ¦/ ¦/
—————————¬ ——————¬ ————————-¬
¦ Балансодержатель ¦ ¦ Арендодатель ¦ ¦ Балансодержатель ¦
¦ КУМИ ¦ ¦ Администрация ¦ ¦ МУП (прочее бюджетное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждение) ¦
L———T—————T- L——-T——— L-T————-T———
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
——————¬ ——————————¬ ——————¬
¦ Двухсторонний ¦ ¦ Трехсторонний договор: ¦ ¦ Двухсторонний ¦
¦ договор: КУМИ — ¦ ¦администрация — КУМИ либо МУП¦ ¦ договор: МУП ¦
¦ арендатор. ¦ ¦(прочее бюджетное учреждение)¦ ¦(прочее бюджетное¦
¦ У арендатора ¦ ¦ — арендатор. У арендатора ¦ ¦ учреждение) — ¦
¦ возникают ¦ ¦ возникают обязанности ¦ ¦ арендатор. ¦
¦ обязанности ¦ ¦ налогового агента <4> ¦ ¦ У арендатора не ¦
¦налогового агента¦ ¦ ¦ ¦ возникают ¦
¦ <3> ¦ ¦ ¦ ¦ обязанности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦налогового агента¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <5> ¦
L—————— L—————————— L—————— <3> Постановление ФАС СКО от 06.11.2007 N Ф08-6533/07-2426А: администрация муниципального образования может осуществлять права собственника через специальное учреждение (в данном случае КУМИ) и возложить на него функции по ведению реестра муниципального имущества, контролю его использования, осуществлению полномочий арендодателя. Поэтому судьи пришли к выводу, что по двустороннему договору, где в качестве арендодателя выступает КУМИ, арендатор приобретает статус налогового агента (см. также Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-07-15/122).
<4> Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/28227.
<5> Письма УФНС по г. Москве от 12.09.2007 N 19-11/086673, от 21.03.2007 N 19-11/25313: уплату НДС в бюджет в общеустановленном порядке осуществляет сам налогоплательщик-балансодержатель.

Условия…

…договора аренды также могут повлиять на состав налоговых обязательств арендатора. Условно разобьем информацию на два блока.

Блок 1. Условия о порядке исчисления и уплаты налога.

Особое внимание следует уделить части договора, где установлен размер арендной платы: арендодатель (если это, конечно, не МУП) получает на счет арендную плату без НДС, поэтому встречаются случаи, когда в соглашении оговаривается стоимость аренды объекта без налога. Из анализа арбитражной практики видно, что в такой ситуации решающее значение при идентификации арендатора в качестве налогового агента имеет информация об особом порядке исчисления и уплаты НДС.

Если такая информация в договоре отсутствует и арендатор при этом добросовестно перечисляет всю сумму арендной платы арендодателю, а НДС по такой операции вообще не исчисляет и не уплачивает, то в суде он может получить поддержку арбитров (Постановление ФАС СКО от 06.11.2007 N Ф08-6533/07-2426А). Предприниматель согласно договору с КУМИ арендовал помещение и уплачивал соответствующую плату, которая была установлена без учета налога. Никаких специальных положений по исчислению и уплате НДС договор не содержал, поэтому предприниматель в полном объеме уплачивал КУМИ арендную плату, а значит, не исполнял обязанности налогового агента. В результате инспекторы указали, что за предпринимателем числится недоимка по НДС, сумму которой они рассчитали сверх арендной платы, то есть фактически обязали предпринимателя внести ее в бюджет, причем за счет собственных средств. Однако судьи торопиться не стали, обратившись к ст. 24 НК РФ, которая содержит требование об обязательном удержании налоговым агентом суммы НДС из доходов налогоплательщика (в данном случае арендодателя), об уплате налога за счет собственных средств речи не идет. Аналогичное требование закреплено в п. 3 ст. 161 НК РФ. На основании этих норм суд принял решение, что требования инспекции необоснованны <6>. Налоговики хотели его оспорить, но ВАС был солидарен со своими коллегами из ФАС СКО (Определение от 07.02.2008 N 827/08).

<6> Смотри также Постановления ФАС ПО от 29.04.2008 N А65-15765/07, ФАС ВСО от 01.04.2008 N А69-542/07-8-Ф02-1128/08, А69-542/07-8-Ф02-1548/08.

Если информация об особом порядке исчисления и уплаты НДС все же закреплена в договоре (приложениях к нему), например размер арендной платы указан без НДС, но арендатору рекомендовано исчислять налог сверх нее, то ему не стоит рассчитывать на поддержку суда. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 20.09.2007 N А17-3614/5-2006 со ссылкой на ту же ст. 24 НК РФ указано, что налоговый агент обязан исчислить и уплатить. А за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей он несет ответственность согласно законодательству РФ. Аналогичный вывод можно найти в Постановлении ФАС ЗСО от 30.08.2007 N Ф04-5318/2007(36928-А27-19).

Блок 2. Условия о неденежной форме расчетов.

Как понял читатель, проблему может создать договор аренды, согласно которому арендатор осуществляет оплату неденежными средствами. Забегая вперед, отметим, что многие арендаторы освобождают себя от обязанностей налогового агента на том основании, что выплачивают доход арендодателю в натуральной форме и не могут удержать с него налог. Перечислять его за счет собственных средств, как мы выяснили, арендаторы не должны. Поясним, что это за натуральная оплата и когда она возникает.

Довольно часто муниципальное имущество передается в аренду при условии вложения определенных инвестиций в объект аренды. Напомним, что по общему правилу (ст. 616 ГК РФ) арендодатель обязан осуществлять капитальный ремонт объекта аренды, арендатор — текущий. Закон предоставляет сторонам договора аренды возможность предусмотреть иной порядок распределения обязанностей. Например, полностью возложить на арендатора обязанности по содержанию объекта аренды. Тогда арендодатель не будет возмещать расходы арендатора на исполнение этой обязанности. У арендатора, в свою очередь, возникает отдельная статья расходов (в том числе налоговых) — на ремонт. Или же арендодатель может оставить за собой право осуществления ремонтных работ, а при возникновении необходимости просто уполномочить на их проведение арендатора. Тогда арендодатель обязан возместить ему понесенные затраты одним из следующих способов:

  • перечислить соответствующую сумму денежных средств;
  • зачесть стоимость произведенных работ в счет арендной платы;
  • уменьшить арендную плату.

С другой стороны, для полноценной эксплуатации объекта аренды может потребоваться его реконструкция (переоборудование). Как правило, такие работы приводят к улучшениям объекта, причем не отделимым без вреда для него. Здесь действует п. 2 ст. 623 ГК РФ: если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества, то он имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений. Однако и тут стороны вправе договориться и зачесть стоимость улучшений пораньше, например, в счет арендной платы.

В рассмотренных случаях по договору аренды может возникнуть натуральная оплата.

Примечание. По мнению автора, все вышеприведенные неденежные способы осуществления расчетов по договору аренды не являются зачетом взаимных требований в смысле положений ст. 410 «Прекращение обязательства зачетом» ГК РФ, согласно которым обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования. Зачет стоимости работ или неотделимых улучшений было бы уместно рассматривать как особую форму оплаты по договору аренды, которую стороны вправе предусмотреть (п. 2 ст. 614 ГК РФ).

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, который нас интересует, — должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента, когда в счет арендной платы он относит стоимость соответствующих работ или улучшений, а не перечисляет деньги через расчетный счет. Анализ арбитражной практики приводит к мысли, о том что арендатор в общеустановленном порядке должен исполнить обязанности налогового агента. Изъян весьма убедительной версии о невозможности удержания налога, по мнению автора, заключается в том, что арендодатель (муниципалитет, КУМИ) неправомочен осуществлять зачет стоимости работ (улучшений) в счет уплаты суммы НДС как составляющей арендной платы. Ведь НДС является федеральным налогом и в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса зачисляется в федеральный бюджет в размере 100%. Таким образом, зачитывая стоимость работ (улучшений) в счет уплаты НДС (пусть и в составе арендной платы), муниципалитет фактически берет на себя функцию по администрированию налоговых поступлений в федеральный бюджет, а это не его юрисдикция.

Отсюда и вывод — арендатор обязан исчислить и уплатить налог в бюджет. Описанный выше автором подход позаимствован из Постановления ФАС СКО от 30.10.2007 N Ф08-6899/07-2663А. Сразу отметим, что точка в этом споре еще не поставлена, поскольку дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях и в итоге вернулось в первую. Вкратце расскажем, в чем состояла интрига. Инспекция провела проверку и доначислила НДС, который, по ее мнению, общество должно было уплатить в бюджет в качестве налогового агента при аренде госимущества. Арендатор обратился в суд с просьбой о признании недействительными требований налоговиков. Он утверждал, что не имел возможности удержать и перечислить НДС с суммы арендных платежей в связи с тем, что они уплачивались в натуральном виде. Сначала суд удовлетворил его просьбу, руководствуясь п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999: в случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщиком не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. Однако кассационная инстанция усомнилась, имеют ли право стороны договора аренды зачесть НДС в счет произведенного обществом ремонта арендуемого помещения. В итоге дело отправилось на новое рассмотрение в первую инстанцию. Каков итог, пока не известно, однако прецедент создан, а сомнения арбитров обоснованны.

Закон на практике

От теории перейдем к практике и рассмотрим на конкретных примерах учет операций, возникающих при исполнении обязательств налогового агента по НДС.

Пример 1. ООО «Лето» по договору с КУМИ арендует помещение в административном здании. Арендная плата в месяц составляет 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.) и подлежит перечислению арендодателю без учета налога до 5-го числа (включительно) каждого месяца. ООО «Лето» перечисляет арендную плату и «агентский» НДС одновременно 5-го числа соответствующего месяца. ООО «Лето» применяет традиционную систему налогообложения, признается плательщиком НДС и осуществляет операции, подлежащие налогообложению.

В бухгалтерском учете ООО «Лето» будут отражены следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислена сумма арендной платы 44 76 100 000
Отражена сумма «входного» НДС 19 76 18 000
По состоянию на 5-е число каждого месяца
Удержана сумма НДС из доходов арендодателя 76 68 18 000
Перечислена сумма арендной платы 76 51 100 000
Перечислена налоговым агентом сумма НДС 68 51 18 000
Принята к вычету уплаченная налоговым
агентом сумма НДС
68 19 18 000

Обращаем внимание читателей, что обязанность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю (Постановление ФАС МО от 20.12.2007 N КА-А40/11879-07). Следовательно, налоговый агент должен исчислить и удержать налог из доходов арендодателя именно тогда, когда фактически уплачивает арендную плату (Постановление ФАС МО от 11.09.2006 N КА-А40/8312-06). Значит, исчислить НДС к уплате в бюджет (Дебет 76 Кредит 68) нужно именно в этом месяце.

В свою очередь, право на возмещение налога из бюджета возникает тогда, когда удержанный налоговым агентом с арендодателя НДС фактически перечислен в бюджет (Постановление ФАС ВВО от 02.05.2007 N А43-16382/2006-34-691). Хотя налоговики и придерживаются иной точки зрения, полагая, что налоговый агент вправе принять к вычету сумму удержанного и уплаченного налога только после подачи декларации, судьи их не поддерживают.

Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, ООО «Лето» применяет традиционную систему налогообложения, но при этом использует освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ.

В бухгалтерском учете ООО «Лето» будут отражены следующие проводки:

Особенности расчета арендной платы и НДС по аренде нежилого помещения

На практике нередко арендодателями помещений являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ (НК РФ) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база исчисляется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (арендной платы), и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Причем обязанности налогового агента придется исполнять, даже если организация сама не является плательщиком НДС или освобождена от его уплаты.

Иными словами, при аренде государственного и муниципального имущества речь идет не о том, является ли арендатор налогоплательщиком и имеет ли он определенные льготы, а о том, что арендатор однозначно признается налоговым агентом.

Например, частный лицей, пользующийся льготой для некоммерческих образовательных организаций (не является плательщиком НДС), арендует помещение у государственной организации. Действительно, в силу пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Если же лицей будет оказывать консультационные услуги или сдавать помещения в аренду, то он станет плательщиком НДС и обязан удерживать его из арендной платы и уплачивать в бюджет.

В Письме Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146 разъясняется, что исчисление суммы налога производится налоговым агентом в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде имущества субъекта Российской Федерации, оказываемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если с такой формулировкой согласиться можно (хотя, на взгляд автора, написано не совсем корректно, правильнее было бы написать «в момент своевременной оплаты», да и начисление НДС производят по документам, представленным арендодателем, а не в момент оплаты услуг по аренде имущества), то разъяснение относительно штрафов представляется спорным. В названном Письме в отношении штрафов и пеней, начисленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за несвоевременную оплату услуг по аренде имущества субъекта Российской Федерации, говорится, что в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

По мнению Минфина России, указанные штрафы и пени являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде. В связи с этим штрафы и пени, уплачиваемые органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации за несвоевременную оплату услуг по аренде имущества субъекта Российской Федерации, налоговому агенту следует включать в налоговую базу по НДС. Но поскольку письма официальных органов не являются нормативными актами, а носят информационно-разъяснительный характер, то налогоплательщики могут руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в упомянутом Письме.

Так, согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Следовательно, обязательство по уплате неустойки представляет собой одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае просрочки оплаты по договору. Понятие «неустойка (штраф, пени)» имеет самостоятельную правовую природу, не связанную с объектами налогообложения по НДС. Поэтому, на взгляд автора, арендатор обязан уплатить пени за несвоевременную оплату услуг по аренде помещения непосредственно арендодателю.

На практике возможна ситуация, когда между организацией и администрацией города заключен договор по аренде нежилого помещения на безвозмездной основе. При этом налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом НДС (Письмо Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-11/100). Налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивается налоговыми агентами, которыми признаются арендаторы указанного имущества.

Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, то в отношении данных услуг особенностей по исчислению и уплате НДС Налоговым кодексом не предусмотрено. В таком случае налогоплательщиком НДС является арендодатель, а не арендаторы имущества. Это связано с тем, что на основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются названным имуществом с согласия собственника имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим ситуацию, когда иностранная некоммерческая неправительственная организация, зарегистрированная по законодательству в другой стране и действующая в Российской Федерации через свое представительство, планирует заключить с российской организацией договор аренды помещения для офиса.

Согласно п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н. Однако ст. 149 НК РФ не содержит перечень документов, которые служат подтверждением аккредитации иностранных организаций в РФ.

В п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» разъясняется, что иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения (отделения, филиалы и представительства), которые приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 данного Федерального закона. Этой статьей установлено, что иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства уведомляет об этом уполномоченный орган.

На основании п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере регистрации некоммерческих организаций, в том числе международных организаций и иностранных некоммерческих организаций, является Минюст России. Таким образом, подтверждением права на применение освобождения от налогообложения НДС услуг по аренде, оказываемых филиалу некоммерческой организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций, выданная Минюстом России.

Помимо арендной платы арендатор должен оплачивать предоставляемые ему коммунальные услуги: электричество, отопление и т.д. На практике коммунальные платежи могут быть либо включены в арендную плату, либо уплачиваться отдельно.

В первом случае в договоре необходимо указать, что арендная плата включает стоимость коммунальных услуг, т.е. в договоре фиксируется вся уплачиваемая арендатором сумма.

При втором варианте расчеты осуществляются несколько сложнее. Это связано прежде всего с тем, что существуют две различные точки зрения налоговых органов по данному вопросу: 1) арендатор не может воспользоваться налоговым вычетом, так как арендодатель не вправе выставить от своего имени счет-фактуру по оказанным коммунальным услугам; 2) арендодатель перевыставляет счет-фактуру от энергоснабжающей организации арендатору, который в этом случае будет иметь право на вычет по НДС.

Аргументом, подтверждающим первую позицию, является то, что, по мнению контролирующих органов, счета-фактуры по коммунальным услугам не выставляются арендодателем арендатору, поскольку такого рода услуги самим арендодателем не реализуются. В связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур по названным услугам суммы НДС к вычету у арендатора не принимаются. Эта точка зрения содержится в Письме ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ «По вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества» (далее — Письмо от 04.02.2010). В п. 2 данного Письма разъясняется, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС согласно отдельному договору на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или по договору аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании Писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@ указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму этих платежей (компенсационных выплат) не составляет.

Налоговыми органами п. 2 Письма от 04.02.2010 трактуется как полный запрет арендодателю выделять НДС с суммы компенсации затрат на коммунальные услуги сверх арендной платы. Вместе с тем из названного Письма такой вывод не следует, ведь в п. 2 указывается лишь на то, что компенсацию расходов на коммунальные услуги (сверх арендной платы) арендодатель не включает в налоговую базу по НДС, только если в сумме этой компенсации НДС не выделен согласно условиям договора и акта на коммунальные услуги (составленного арендодателем на основании счетов-фактур снабжающих организаций). И тогда он не сможет выписать арендатору счет-фактуру с выделенным НДС, а значит, право на налоговые вычеты у арендатора не появится.

Поэтому согласно Письму от 04.02.2010 арендодателю предоставлено право выбора в ситуации, когда возмещение коммунальных платежей производится сверх арендной платы:

  • не выделять НДС с суммы компенсации коммунальных услуг и не включать ее в налоговую базу по НДС (соответственно, у арендатора не возникнет права на налоговый вычет по НДС);
  • выделять НДС с суммы компенсации и учитывать ее при исчислении налоговой базы по НДС. Такой вариант подтверждает второй подход налоговиков, позиция которых строится на том, что арендодатель, получая счета-фактуры от энергоснабжающих предприятий, может выставить их в той же самой сумме арендатору, поскольку коммунальные услуги были потреблены непосредственно арендатором. Здесь имеет место возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей, а не реализация энергоресурсов. Суммы возмещения расходов, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, так как в данном случае происходит не перепродажа этих услуг арендатору, а компенсируются затраты арендодателя.

Арбитражная практика также свидетельствует, что арендатор, оплачивающий в соответствии с условиями договора аренды стоимость коммунальных услуг арендодателю, вправе применить налоговый вычет на основании перевыставленных ему счетов-фактур.

Еще один из вариантов — арендатор вправе самостоятельно заключать договоры с организациями-поставщиками коммунальных услуг, но при этом сам будет нести расходы, связанные с данными услугами. Такой способ применяется редко, поскольку возникают довольно серьезные сложности при перезаключении договоров с организациями, которые предоставляют коммунальные услуги. Применение данного варианта имеет смысл в случае, когда в аренду передается все здание одному арендатору. В бухгалтерском учете оплату коммунальных услуг в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) он учитывает в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете указанные затраты учитываются арендатором в силу пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией; НДС, уплаченный поставщикам услуг, арендатор принимает к вычету на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

В арбитражной практике часто возникают споры по вопросу взыскания компенсации за неотделимые улучшения недвижимости, осуществленные арендатором по собственной инициативе. Ключевым моментом для разрешения спорной ситуации является согласование между сторонами условий производства, улучшений имущества, оформленного в договоре.

В договоре важно отразить:

  • согласие арендодателя на проведение ремонтных работ силами и средствами арендатора с последующей компенсацией расходов;
  • стоимость расходов по ремонту, возмещаемых арендодателем арендатору;
  • способ компенсации затрат;
  • факт неотделимости произведенных улучшений.

При отсутствии подобного согласования стоимость улучшения с арендодателя не взыскивается. В ст. 623 ГК РФ разъясняется, что стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.

Производство неотделимых улучшений в ряде случаев является вынужденной необходимостью, например, когда в аренду сдается помещение, требующее проведения отделочных работ. Целью заключения такого договора является аренда площадей по заниженной стоимости, поскольку арендодателю нужно понести расходы на отделочные работы. Право собственности на произведенные в рамках указанных работ неотделимые улучшения приобретает собственник имущества.

Во избежание судебных споров о возмещении стоимости проведенных работ, особенно в случае смены собственника сдаваемого в аренду имущества, арендатору следует требовать уменьшения размера арендной платы пропорционально стоимости проведенных работ. Этот способ расчета размера арендной платы главным образом используется в долгосрочных договорах аренды, так как арендодатель вряд ли согласится возместить расходы в полном объеме в течение одного года.

Законодательством РФ предусмотрен при определенных условиях порядок выкупа арендованных нежилых помещений. На сегодняшний день преимущественное право выкупа нежилых помещений предоставляется законодательством только субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим недвижимость, принадлежащую субъектам РФ или муниципальным образованиям. Данное положение приводится в ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 159-ФЗ).

Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее — Закон N 144-ФЗ) в том числе внесены изменения в Закон N 159-ФЗ.

С 1 июля 2013 г. согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано при условии, что:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 данного Закона, — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, названного в ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ.

Изменения, внесенные Законом N 144-ФЗ, направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства. Их основная часть касается выкупа арендованной недвижимости, находящейся в региональной и муниципальной собственности, указанными субъектами. Сняты ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений, планируемых к приватизации. Право на преимущественный выкуп предоставляется на помещения, арендуемые не менее 2 лет по состоянию на 1 июля 2013 г. Разрешен выкуп помещений, запрещенных к приватизации и предназначенных для оказания имущественной поддержки малому и среднему бизнесу, если лицо арендует это имущество по состоянию на 1 сентября 2012 г. не менее 5 лет и оно включено в перечень таких помещений также не менее 5 лет.

Те, кому ранее было отказано в выкупе по названным причинам (несоответствие площади, срока аренды, запрет на выкуп), могут повторно обратиться с заявлением о выкупе (кроме случаев, когда имущество выставлено на торги или унитарным предприятием заключен договор о его отчуждении). Также субъекты малого и среднего бизнеса могут обжаловать установленную оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости. Причем на время обжалования срок заключения договора купли-продажи этого объекта приостанавливается. При приобретении имущества в рассрочку ее минимальный срок составляет 3 года. Действие льготного периода приватизации недвижимости продлено еще на 2 года — до 1 июля 2015 г.

На практике нередко возникают спорные ситуации, связанные с арендой части здания с последующим его выкупом. Это возможно осуществить, если будут соблюдены требования законодательства. В силу ст. 551 ГК РФ переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Она осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации).

Территориальные органы Росреестра регистрируют переход права собственности только на объекты недвижимости, к которым в целях применения Закона о госрегистрации относятся земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Основанием для регистрации права собственности является договор аренды с правом выкупа. Договор аренды части здания, предполагающий переход в последующем права собственности к арендатору, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества (п. 3 ст. 609 ГК РФ).

Согласно ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие точно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих сведений в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Формы сведений, относящихся к предмету договора продажи недвижимости, приведены в Приложении 1 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219). То есть предметом договора купли-продажи недвижимого имущества может быть только индивидуальноопределенный объект недвижимости, в отношении которого есть сведения о его кадастровом номере, адресе, наименовании, назначении, площади и т.д. Если эти сведения занесены в соответствующий раздел ЕГРП и отражены в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, то это означает, что часть здания зарегистрирована в качестве объекта недвижимого имущества, имеется свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение и в дальнейшем есть возможность его выкупить. Следовательно, если у арендодателя-собственника есть свидетельство на право собственности на все здание, а не на его часть, то Росреестр в регистрации перехода права собственности на него откажет.

Индивидуальный предприниматель может столкнуться с ситуацией, при которой он приобретает имущество при неоформленных земельных отношениях. Не все предприниматели владеют нужными знаниями в области гражданского или земельного законодательства, но такое незнание может привести к плачевным последствиям, при которых предприниматель не только лишится своей недвижимости, но вынужден будет демонтировать купленную недвижимость за свой счет.

Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование конкретной части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки согласно Земельному кодексу РФ.

Но права на земельные участки автоматически не выдаются. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, после обращения граждан или юридических лиц с заявлением о приобретении прав аренды на земельный участок в двухнедельный срок со дня поступления заявления готовит проект договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Такой порядок применяется в случае наличия кадастровой карты на земельный участок.

При отсутствии кадастровой карты орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в соответствии с дежурной кадастровой картой (планом), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документацией в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. При этом первоначально подлежит утверждению проект границ земельного участка, затем принимается решение о предоставлении этого земельного участка.

О.Н.Ремизова

Консультант журнала

О правомерности учета в целях налогообложения отдельных видов расходов
Изменения в предоставлении имущественного налогового вычета налогоплательщику

НДС при аренде: общие правила

Согласно условиям НК, услуги по сдаче в аренду имущества считаются операцией, облагаемой НДС. В перечень имущества, которое является объектом лизинга, могут, в частности, входить:

  • помещения (как жилые, так и не жилые), здания, сооружения, прочее недвижимое имущество;
  • движимое имущество (транспортные средства, производственное оборудование, компьютерная техника и т.п.);
  • земельные участки.

По общему правилу, арендодатель-плательщик НДС должен выставлять арендатору счет-фактуры, в которых сумма налога выделена отдельной строкой. Размер НДС арендодатель может принять к вычету.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Арендная плата: постоянная или переменная

В зависимости от условий договора, сумма вознаграждения, выплачиваемая арендодателю, может быть как постоянной, так и переменной. В случае, если Вы передаете в аренду небольшое помещение (например, 1 кв. м. от общей площади под размещение банкомата), то в договоре имеет смысл установить фиксированную сумму аренды. Арендная плата в таком случае считается постоянной.

Если Вы передаете в аренду помещение с большой площадью, при этом арендатор использует его под магазин (банк, представительство и т.п.), то сумму аренды целесообразно рассчитывать исходя из 2-х показателей:

  • непосредственно арендной платы;
  • стоимости коммунально-эксплуатационных услуг, которые использовал арендатор в течение отчетного периода.

Последний показатель может быть зафиксирован в договоре по среднему значению и приплюсован к сумме арендной платы. В таком случае, арендные платежи от пользователя помещения будут поступать к Вам в виде постоянной суммы (аналогично примеру выше).

Если средний показатель коммунальных платежей рассчитать невозможно (к примеру, в помещении периодически ведутся строительные работы), то к размеру арендной платы стоит добавить переменный показатель. Он будет рассчитываться исходя из фактически использованных арендатором ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, услуг водоснабжения и водоотведения и т.п.).

Разберем условия налогообложения НДС по каждому случаю:

  1. Допустим, Вы передали недвижимость в аренду по договору, согласно которому установлена фиксированная плата и прописан НДС. В таком случае счета-фактуры необходимо выставлять ежемесячно (ежеквартально) в той сумме, что указано в договоре, в учете – начислять НДС и перечислять в бюджет. Арендодатель будет принимать к вычету сумму НДС по счету-фактуре.
  2. Представим, что плата за аренду помещения состоит из 2-х частей, одна из которых – возмещение коммунальных платежей. В данной ситуации Вы предъявляете арендодателю всю сумму коммунальных платежей с учетом НДС + непосредственно арендную плату. Со своей стороны Вы можете принять к вычету НДС от поставщиков электро-, теплоэнергии и прочих коммунальных услуг. Основания для вычета в Вашем случае следующие: Вы обязаны передать арендатору помещение в состоянии, пригодном к эксплуатации. Для этого Вами заключены договора с коммунальными службами, подведены необходимые коммуникации. То есть стоимость коммунальных услуг – расходы, необходимые для передачи помещения в аренду, следовательно, сумму НДС по ним можно принять к вычету.

Арендодатель – нерезидент

Сегодня нередки случаи, когда фирма-нерезидент передает в пользование на платной основе имущество (недвижимость) в РФ, которым владеет на правах собственников. При этом нерезидент обязан зарегистрироваться в налоговом органе для уплаты налога на имущества. Возникает ли у иностранной компании в данном случае обязательство по уплате НДС? Это зависит от ряда факторов, подробнее о которых – в таблице ниже.

Ситуация Описание
Нерезидент передает в аренду помещение на нерегулярной основе Если установлено, что передача в аренду недвижимости носит нерегулярный характер, то такая деятельность НДС не облагается. Оплачивать НДС должен арендатор, который в данной ситуации выступает налоговым агентом компании-нерезидента.
Нерезидент сдает недвижимость на систематической основе Нерезидент самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС тогда, когда передает имущество в лизинг регулярно. В таком случае деятельность иностранной компании признается предпринимательской.
Деятельность нерезидента образует представительство в РФ Допустим, иностранная фирма приобрела в собственность несколько помещений в РФ, открыла представительство на территории РФ и осуществляет сдачу имущества в аренду. В такой ситуации нерезидент регистрируется в ФНС и признается не только плательщиком налога на имущество, но и налога на прибыль и НДС в общем порядке.

Арендуем госсобственность

Достаточно часто предприниматели и организации-юрлица размещают торговые точки (например, киоски по продаже канцтоваров) в зданиях государственной администрации, налоговой инспекции и прочих органах государственной и муниципальной власти. В связи с этим хозяйствующий субъект берет в аренду часть помещения, которое находится в госсобственности. О том, как исчислить НДС в данном случае, расскажем ниже.

Аренда госимущества

Допустим, Ваша организация оказывает банковские услуги, в связи с чем Вы арендуете помещение площадью 5 кв. м в здании муниципалитета для размещения кассы банка. Кто (Вы или госорган) должен перечислять сумму НДС в бюджет? Согласно НК, в случае, если арендодателем по договору выступает государство, то НДС по операции должен перечислить пользователь помещения, то есть арендатор. Однако на практике применяют следующую схему: договор аренду заключают не с собственником, а с балансодержателем. В таком случае обязательства по уплате налога сохраняются за балансодержателем.

Ситуация Описание
Росимущество передает недвижимость в аренду Если Вы заключили договор аренды с Росимуществом напрямую, то обязанность по уплате НДС возлагается на Вас как на налогового агента. Аналогичное правило действует в случае заключения договоров с местными органами (например, с Региональным комитетом по управлению имуществом).
Балансодержатель передает недвижимость в аренду Допустим, договор заключен не с органами Росимущества (местными или федеральными), а с организацией, которая приняла недвижимость в оперативное управление. В таком случае обязательства налогового агента у Вас не возникает, а перечислять НДС обязан балансодержатель (например, государственное или муниципальное унитарное предприятие). Аналогично – в случае заключение трехсторонних договоров, в которых имущество передает балансодержатель, а Росимущество подтверждает его права.

Пример №1.

АО «Пресс-папье» ведет деятельность в сфере розничной продажи канцтоваров. В октябре 2016 «Пресс-папье» получил в аренду часть помещения на 1-м этаже здания Национального технического института. «Пресс-папье» использует помещение под торговую точку. Аренда оформлена трехсторонним договором, согласно которого:

  • АО «Пресс-папье» выступает арендатором;
  • Национальный технический институт (балансодержатель) передает имущество в аренду;
  • Орган Росимущества (собственник) подтверждает право Национального технического института на передачу части помещения в аренду.

Ежемесячно Национальный технический институт выставляет АО «Пресс-папье» счета-фактуры на оплату услуг аренды, в которых выделена сумма НДС. Размер налога самостоятельно начисляет и выплачивает в бюджет Национальный технический институт (балансодержатель). НА АО «Пресс-папье» обязанности налогового агента не возлагаются.

Аренда земли муниципалитета

Налогообложение операций по аренде земли у государства существенно отличается от учета НДС операций по аренде госнедвижимости. Дело в том, что при аренде участка, находящегося в госсобственности, налоговых обязательств не возникает ни у фирмы-арендатора, ни у госоргана-арендодателя. Связано это с тем, что операции по аренде природных ресурсов (в том числе земли) освобождены от налогообложения НДС. Поэтому если Вы арендуете землю у государства, то обязанности налогового агента Вам исполнять не нужно. При этом указать операцию в разделе 7 декларации Вам все же придется.

Если в аренду взят участок казенного учреждения(например, у детского сада или приюта для животных), то указывать информацию в декларации Вам не нужно. Налоговые обязательства в данном случае также не возникают.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Вопрос – ответ по теме НДС при аренде

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?

Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.

Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?

Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.

Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?

Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *