Нарушение правил воинского учета

Ответственность за нарушения в области воинского учета может быть ужесточена

Ответственность за нарушения в области воинского учета в ближайшее время может быть ужесточена. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму Законодательным собранием Республики Карелия.

Законопроектом вносится ряд изменений в КоАП РФ. Так, срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области воинского учета предлагается увеличить с двух-трех месяцев до шести месяцев. Штраф для должностных лиц, не представивших в военкомат списки молодых людей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, планируется поднять с 300-1000 руб. до 1-5 тыс. руб.

Также может быть увеличен штраф за несвоевременное представление сведений об изменении состава военнообязанных граждан, постоянно проживающих на некоей территории либо временно зарегистрированных на срок более трех месяцев. Сейчас с сотрудников жилищных организаций, допустивших такое нарушение, взимается 300-1000 руб., в законопроекте обозначена сумма 1-5 тыс. руб.

Штрафы для медиков, которые не предоставили в установленный срок в военкомат информацию о признании военнообязанных граждан инвалидами, предлагается поднять с 300-500 руб. до 1-5 тыс. руб. Штрафы для сотрудников ЗАГСов, которые не сообщают в военкоматы об изменении гражданского состояния военнообязанных лиц, могут вырасти с 300-500 руб. до 500-1000 руб. Штрафы для работодателей и учебных заведений, которые не сообщают о принятии на работу или учебу военнообязанных граждан, могут увеличиться с 300-1000 руб. до 1-5 тыс. руб.

Самих граждан в случае неявки для постановки на воинский учет и в случае нарушения срока представления необходимых сведений сейчас штрафуют на 100-500 руб. Авторы законопроекта предлагают увеличить эту сумму до 300-1000 руб. Аналогичным образом может вырасти штраф за уклонение от медосмотра и умышленную порчу (утрату) документов воинского учета.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в 2009 году было сокращено количество военкоматов. Сейчас воинский учет осуществляется небольшим количеством сотрудников, которые с трудом справляются с нагрузкой. При этом размер штрафов за правонарушения в данной сфере не менялся с 2007 года. В настоящее время суммы, прописанные в КоАП, ни для кого не являются значительными и не удерживают от правонарушений.

С текстом законопроекта № 559534-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.

> Консультант пульс

всегда в курсе событий

Воинский учет в организации. Штрафы за неведение учета.

Можно ли не вести воинский учет в организации ? И какие штрафы за это?

Генеральный штаб Вооруженных сил РФ утвердил Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях .

Итак, что же в связи с этим должны знать руководство организаций и соответствующие службы?

Согласно п. 9 Методических рекомендаций за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители. Они должны обеспечить создание и функционирование на своих предприятиях военно-учетных подразделений, выполнение работ по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию.

Впрочем, на каждом предприятии создавать для этих целей специальный отдел не обязательно. В п. 12 Положения о воинском учете определены нормы занимающихся такой работой специалистов, которые зависят от числа работников, находящихся на воинском учете:

— один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

— один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

— два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

— один освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

При наличии в организациях двух работников и более, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Ответственность за неведение воинского учета

За нарушения в области воинского учета для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. ( ст. 21.1 КоАП РФ).

Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. ( ст. 21.2 КоАП РФ).

Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, это влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. ( ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Заметим, что п. 3 Приложения 1 к Методическим рекомендациям предписывает военным комиссариатам и органам местного самоуправления проверять ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

Ответы юристов (1)

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

КоАП РФ Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

>Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, уголовной ответственности не будет

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Уточнение клиента

Спасибо, а надо ли московскую регистрацию и на какое время?

25 Января 2017, 15:07

Есть вопрос к юристу?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ,

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;

Т.е. для постановки на воинский учет по месту пребывания необходимо иметь регистрацию по месту пребывания.

Исходя из ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Уголовная ответственность за данное деяние не предусмотрена.

Какой штраф можно получить за непостановку на воинский учет

Воинский учет, как система мероприятий по подготовке контингента к мобилизации, определяется деятельностью сразу нескольких субъектов.

  • Непосредственное лицо, которое подлежит призыву.
  • Администрация учебного заведения, в котором гражданин, подлежащий первичному учету, проходит обучение.
  • Руководитель организации, оформившей с гражданином трудовое отношение.
  • Органы местного самоуправления.
  • Военный комиссариат.

Система отношений субъектов основана на том, что под эгидой военкоматов уполномоченные органы власти или административный аппарат организации, а также лица, наделенные ответственностью, отвечают за состояние учета гражданина.

Естественно, при таком распределении обязанностей должны производиться постоянные проверки. Однако их осуществить можно только в отношении организации, предоставившей работу военнообязанному. В остальных случаях для устранения нарушений утвержденных правил воинского учета привлекаются внутренние органы.

Основной закон о воинской обязанности предусматривает несколько видов выявленных нарушений ведения воинского учета. Наказания за указанные нарушения прописаны в КоАП в форме отдельных статей. Поэтому, чтобы узнать, какие административные правонарушения в области воинского учета фигурируют в статьях кодекса, необходимо каждую из них рассмотреть детально.

Несообщение актуальных сведений

Ведение воинского учета подразумевает не только сбор информации, но и ее периодическое обновление и сверку. Нарушения выявляются в ходе проведения плановой проверки. Статьей 21.4 КоАП предусмотрен штраф за неведение ВУ или отсутствие обновления информации.

Примером могут служить действия сотрудника медико-социальной экспертизы после присвоения гражданину инвалидности. Если в течение двух недель в военкомат по установленной форме этот факт не будет донесен, то вышеуказанный сотрудник считается нарушителем закона о военной обязанности.

При изменении статуса семейного положения военнообязанного гражданина, соответствующие пометки производятся в личной карточке по месту работы. Однако, сотрудники ЗАГС обязаны оповестить военкомат об изменениях учетных данных.

При заключении с вновь прибывшим делового отношения работодатель обязан не только внести в картотеку его личное дело, но и предоставить сведения в военкомат. По истечении двух недель он будет считаться нарушителем, и его оштрафуют по решению военного комиссара.

Нарушения гражданами положения о воинском учете

Самый востребованный материал и самый объемный, так как он касается наказания самого гражданина, — штрафы за уклонение от постановки в соответствующие органы на учет или несоблюдение отведенных сроков. Рассмотрим примеры, когда деяния гражданина рассматриваются, как нарушение законодательства.

  • Гражданину должным образом была вручена повестка, а он в установленное время не явился в военкомат. Опоздания также рассматриваются в виде нарушения. Существует ряд уважительных причин: болезнь, смерть близкого родственника, форс-мажор. Если отсутствуют доказательства, то данные причины не рассматриваются.
  • Гражданин не оповестил о смене места жительства. Несмотря на то, что постановка на ВУ должна быть осуществлена на случай пребывания свыше 3- месяцев, для оповещения комиссариата отводится 14 дней. Бездействие рассматривается, как нарушение и предусматривает штраф за несвоевременную постановку на учет.
  • Гражданин не оповещает компетентные органы об изменении личных данных. К ним относится место работы, семейное положение, образование, категория здоровья.

Перечисленные нарушения рассматривает статья 21.5 и предписывает штраф по решению военного комиссара в размере 100-500 рублей. В некоторых случаях альтернативой штрафу может послужить предупреждение.

В том же пункте нарушений рассмотрим еще одну ситуацию, когда гражданин нарушает законодательство. На призывной комиссии гражданин может пожаловаться на определенное заболевание. Военная комиссия направляет его на дополнительное обследование, так как самостоятельно заниматься этим не должна. Отказ от дополнительного обследования трактуется, как нарушение закона и, согласно статье 21.6 влечет предупреждение (опять-таки на усмотрение комиссара) или штраф до 500 руб.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учете Необходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно) 1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно) 2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан 1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2. В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ, а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *