Налоговые каникулы для ИП

Льготные системы налогообложения

Помимо преференций при регистрации бизнеса, ИП вправе выбирать систему налогообложения из нескольких вариантов. В зависимости от особенностей и условий труда, типа оказываемых услуг населению выбор правильного варианта позволит облегчить финансовую нагрузку. Всего их пять:

  1. Упрощенная система налогообложения. Суммы сборов по ней будут составлять 6% полученных доходов.
  2. Упрощенная система налогообложения, работающая по принципу дохода за вычетом расходов. Расчет размера сборов происходит по формуле: (Доходы – Расходы) * N% (N – размер ставки от 5 до 15%, устанавливается на региональном уровне).
  3. ЕНВД – фиксированная сумма сборов, не зависящая от полученной прибыли или суммы понесенных расходов.
  4. ПСН (патенты) – принцип определения суммы налоговых сборов аналогичен ЕНВД, отличие в том, что приобрести патент можно на короткий срок.
  5. ЕСХН – система, доступная для сельскохозяйственных предприятий и рыболовных производств. Принцип расчета аналогичен второму варианту, но ставка налога фиксирована и составляет 6%.

Для перехода на каждый из описанных вариантов налогообложения предприниматель должен отвечать условиям, которые устанавливаются на федеральном уровне и могут дополняться региональным законодательством. Например, он не сможет перейти на ЕНВД, если количество штатных сотрудников больше 100 человек, а УСН, основанная на разнице доходов и расходов, недоступна для предприятий со штатом более 100 человек и годовым доходом свыше 150 миллионов рублей.

Все виды льгот для индивидуальных предпринимателей

ИП могут рассчитывать:

  • на скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • государственные субсидии;
  • полное или частичное освобождение от налогов;
  • освобождение от необходимости подачи финансовых отчетов.

ВАЖНО! В разных регионах условия для пользования этими привилегиями могут отличаться.

Для ИП-пенсионеров

Пенсионеры, ведущие предпринимательскую деятельность, не выделяются в льготную категорию с точки зрения налогообложения. При отсутствии оснований для льгот они платят налоги и отвечают за итоги деятельности так же, как и остальные физлица-предприниматели.

Для ИП-многодетных

Помимо доступных на общих основаниях, для многодетных родителей есть льгота при открытии ИП: они освобождаются от государственной пошлины при его регистрации.

Вам может быть интересно: Какими льготами обладают многодетные отцы?

Для ИП-инвалидов

Предприниматель, имеющий группу инвалидности, освобождается от налога, начисленного по системе ЕСН, если годовая прибыль его организации не превышает 100 тысяч рублей. При этом он не теряет прав на остальные общедоступные льготы.

Налоговые каникулы

Налоговые каникулы – это период, когда расчетная ставка налогообложения деятельности индивидуального предпринимателя равна нулю. На федеральном уровне установлен период действия льготы – с 2015 по 2020 год. Однако регионы могут самостоятельно устанавливать период действия каникул.

Для получения преференции индивидуальное предприятие должно:

  • быть зарегистрированным после вступления в силу регионального законопроекта о налоговых каникулах (а в его отсутствие – федерального);
  • использовать УСН или ПСН;
  • работать в сфере производства, социальных услуг или науки.

Субъекты государства могут изменять и дополнять перечень условий. Например, согласно общим правилам, право использования налоговых каникул предоставляется только тем ИП, где штат не превышает 100 человек, однако в Москве этот лимит снижен до пятнадцати работников.

ВАЖНО! Налоговые каникулы не освобождают предпринимателя от необходимости отчисления страховых взносов за себя и сотрудников.

Отсрочка уплаты налогов

Статья 64 НК определяет ситуации, при которых предприятие, работающее по УСН, может получить отсрочку на выплату налогов:

  • нанесение вреда имуществу предпринимателя в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и других не зависящих от него обстоятельств.
  • угроза банкротства или временной неплатежеспособности (для организаций, работающих в экономической сфере);
  • при непостоянной или сезонной деятельности ИП.

ВАЖНО! Отсрочка может предоставляться в отношении сразу нескольких видов налоговых сборов на максимальный срок в один год. В исключительных случаях период действия можно увеличить.

Рассрочка налогов

Еще один вид налоговой льготы для ИП – рассрочка на сумму платежей по налогам на основании неудовлетворительного финансового состояния организации. Она предоставляется в ситуациях, аналогичных основаниям для отсрочки, но есть и другие случаи, когда можно рассчитывать на эту привилегию:

  • на счетах ИП нет средств для оплаты налога разовым платежом, но достаточно для первого взноса по нему;
  • необходимо оплатить налоговые сборы за импорт или экспорт товара;
  • предприятию не были вовремя перечислены субсидии или платежи по контрактам от государства.

Для оформления рассрочки предприниматель должен будет документально обосновать потребность в этой льготе.

Вам может быть интересно: Порядок оформления декретных пособий для индивидуальных предпринимателей

Характеристика налоговых каникул

Перед тем, так начать говорит о том, что такое налоговые каникулы для ИП, необходимо знать суть. Заключается она в том, что физическое лицо, прошедшее регистрацию в качестве ИП может не выплачивать налоги определённое время. При этом бизнесмен обязан знать, что применение программы возможно только соблюдая правила.

К ним относится:

  • предприниматель проходит регистрационный процесс первый раз;
  • воспользоваться льготами можно при условии, что в качестве системы налогообложения выбран УСН либо патент. Другие налоговые системы не подходят;
  • собственник бизнеса работает над одним из проектов: производственный, социальный либо научный.

На законодательном уровне предусматриваются ограничения для организаций, пользующимся налоговыми каникулами.

К ним относят:

  • количество штатных сотрудников;
  • размер годовой прибыли;
  • выбор кода ОКВЭД.

Когда бизнесмен рассчитывает на получение льгот относительно налоговых выплат, он должен понимать, при нарушении одного из пунктов необходимо незамедлительно сообщить об этом ФНС, где производится расчёт налоговой ставки.

Бывают случаи, когда одновременно используется несколько систем. В такие моменты следует вести учёт по каждой системе отдельно, что позволит определить, соответствует ли определённым критериям ИП для налоговых каникул.

Если при регистрации бизнеса предприниматель выбрал общее налогообложение, то имеет полное право перейти на другой режим (УСН, патент) в течение двух лет (период, на протяжении которого действуют льготы).

Кого относят к «впервые зарегистрированным?»

Претендовать на государственную программу по льготным каникулам могут только те предприниматели, которые прошли процесс регистрации впервые. Те физические лица, которые легализовали свою работу после того, как в регионе приняли закон о налоговых каникулах. Претендовать на льготы не могут те организации, которые были зарегистрированы до того момента, когда принимался закон.

Также стоит отметить, если предприниматель ранее открывал ИП, через определённое время ликвидировал его и после вступления в силу закона зарегистрировался повторно, то на него нулевая налоговая ставка распространяться не будет. Связано это с тем, что в законе чётко прописано о том, что претендовать на программу могут только те физические лица, которые первый раз зарегистрировались как ИП.

Большинство предпринимателей, которые ведут работу продолжительное время, думают над тем, как произвести оптимизацию налоговых взносов. После появления льготной программы стали задаваться вопросом: «Каким образом произвести ликвидацию ИП, а после вновь открыть, что даст право воспользоваться льготными каникулами?»

Обусловлены такие вопросы соблазном, но в законе чётко говорится, что воспользоваться данной программой не представится возможности лицам, которые ранее открывали на себя ИП.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

В налоговой службе имеется база данных, где хранится вся информация не только о действующих предпринимателях, но и бывших. Предусмотрены налоговые каникулы только для вновь открывшихся ИП.

Нюансы льготной налоговой ставки

Когда предприниматель получает возможность воспользоваться разработанной государством программой, то он должен учитывать некоторые важные моменты:

  1. Отсутствие налоговых выплат на патенте и упрощённой системе не освобождают собственника бизнеса от обязательных выплат по налогам: земельный, транспортный и другие.
  2. Находясь на «каникулах» стоит в том же порядке выплачивать социальные взносы за наёмных сотрудников в ПФР, ФСС. Подобные взносы не относят к налогам, следовательно, льготы на них не распространяются.
  3. Отчётность формируется и сдаётся в контролирующие органы даже в случае, если она является нулевой.
  4. Действие льготной программы длится на протяжении двух лет. Но если ИП зарегистрировался, например, в ноябре, то последний день этого года завершит первый год каникул.

Уточнить особенности закона можно в ФНС по месту регистрации собственника бизнеса. При необходимости необязательно посещать ФНС лично, достаточно позвонить по контактному номеру и получить консультацию.

Каждый отдельный регион сам выбирает перечень особенностей для налоговых каникул, так же как и срок действия.

Оформление налоговых каникул

Перед тем, как оформить налоговые каникулы для ИП в 2019 году необходимо знать порядок действий:

  1. При легализации бизнеса стоит пройти регистрационный процесс в качестве индивидуального предпринимателя. В момент написания заявления необходимо выбрать системой налогообложения УСН или патент.
  2. В ИФНС предоставляется пакет необходимой документации.
  3. Пока действуют налоговые каникулы, подаются отчёты в контролирующие органы с нулевой ставкой.
  4. Когда используется патентная система, то в документах указывается нулевая стоимость для патента.

Как видно, алгоритм получения права пользоваться нулевой ставкой несложный, как покажется на первый взгляд.

Министерство финансов в 2017 году на своём официальном сайте открыло раздел, полностью посвящённый налоговым каникулам, где можно выбрать регион и ознакомиться с информацией и понять, попадает ли деятельность под проводимую программу.

Если рассматривать на примере Москвы, то списка кодов ОКВЕД там нет, но зато имеется информация, что претендовать на льготы имеют право ИП, которые осуществляют работу в следующих сферах:

  • научной. Проводят исследования и занимаются разработками;
  • производят технику и оборудование для офисов;
  • занимаются разработкой персональных компьютеров;
  • работают с мехами и кожей и многое другое.

При возникновении сомнений, что ОКВЭД не попадает, можно позвонить в ИФНС и уточнить интересующие вопросы у специалиста. Но стоит учитывать, если вы, например, наносите принты на одежду, то рассчитывать на льготные каникулы не стоит. Но если в сферу деятельность входит разработка новой технологии, которая используется для создания принтов, то этот вариант подойдёт для государственной программы.

Предварительно сообщать в налоговую службу об уходе на каникулы нет необходимости, на законодательном уровне это не предусмотрено. Также не требуется подавать специальные заявления и документы, на основании которых используете программу, а вот обратиться за получением подробной информации можно.

Когда бизнес только открыт, то потребуется указать в заявлении о намерении находиться на упрощённой системе налогообложения, а при сдаче деклараций указывать в графе ставку 0%.

Если при регистрации выбирается патент, то дела обстоят немного сложнее. Подавая заявление на получение патента необходимо указывать налоговую ставку и сослаться на закон.

Находясь на данной системе, не требуется производить оплату по патенту и отчитываться об этом в федеральную налоговую службу.

Контролирование применяемой программы

Налоговые каникулы предоставляют определённые регионы Российской Федерации. Как уже говорилось, они берут на себя обязанности по внесению некоторых корректировок в программу по использованию нулевой налоговой ставки. За регионом остаётся право менять условия, срок использования и сферы деятельности, которые используют льготы. Местная власть ставит ограничения для индивидуальных предпринимателей по количеству нанимаемых специалистов, размеру годового дохода.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Если обратиться к законодательству, то становится ясно, что существует уровень годового дохода, в рамках которого предприниматель имеет право использовать льготные каникулы. В год собственник бизнеса получает не больше 60 миллионов рублей. Если размер получаемого дохода превышает данный показатель, то воспользоваться государственной программой предприниматель не сможет. Такие же дела обстоят и с количеством нанимаемых специалистов для работы. Если придерживаться правил, то их должно быть в пределах 100 человек.

Все указанные показатели варьируются в зависимости от региона, где осуществляет свою деятельность предприниматель, а также от желания местных законодателей, которые вносят поправки. Изменяться значения могут в меньшую сторону, но не больше, чем в 10 раз.

Нарушая какие-то условия, независимо от региона, предприниматель лишается права использовать программу по выплате налогов на льготных условиях.

Если получено право на льготные каникулы для ИП, в период с 2019 года, то использование нулевой ставки по налогам не освобождает собственника бизнеса от прочих выплат.

Например, от взноса в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС. Суммы выплачиваются в полном размере за всех наёмных специалистов и за бизнесмена. Также не стоит забывать про выплату налогов, которые не относятся к системе налогообложения (патенту, УСН).

Период действия льгот для ИП

Перед тем, как получить право использовать налоговые каникулы для ИП в 2019 году нужно ознакомиться со сроком их действия. Последняя программа по льготным выплатам налога принималась в 2015 году и действует она до 2020 года включительно. Таким образом, если предприниматель зарегистрировал свою деятельность в 2019 году, то пользоваться льготами он может на протяжении двух лет. Именно такой срок и предусмотрен на законодательном уровне.

Первым периодом для выплаты налога считается год, в котором произошла регистрация деятельности предпринимателя. Например, собственник бизнеса легализовал свою организацию в сентябре 2016 года, по всем условиям подошёл для льготной программы. Первый период налоговых каникул для него закончится в конце декабря 2016 года. 2017 год будет использован полностью.

Даже если регистрация осуществилась в ноябре, первый период для налогов закончится к концу года. Таким образом, если бизнесмен претендует на использование государственной программы, то не самый лучший вариант регистрировать ИП к концу года.

Если ИП выбрал в качестве системы налогообложения патент, то льготный срок окажется ещё короче, срок зависит от действия патента. Выдаваться он может, начиная от одного месяца и заканчивая одним календарным годом.

Когда предприниматель получает патент несколько раз сроком по 6 месяцев, то налоговые каникулы длятся один год. Если же получить его вначале на 3 месяца, а после продлить ещё на 6 месяцев, то длительность использования составляет 9 месяцев и после этого продление невозможно, так как были израсходованы полагаемые два периода.

Если ориентироваться на данные сведения, то можно прийти к выводу, что новые организации имеют полное право использовать льготную государственную программу. Чтобы получить право на использование налоговых каникул необходимо соответствовать определённым критериям. Нарушение условий влечёт за собой отмену программы для предпринимателя.

Подобная поддержка предоставляется среднему и малому бизнесу и является весьма востребованной на этапе становления предпринимательской деятельности.

Если появятся предпосылки для продления налоговых каникул, то в 2020 году они будут увеличены дополнительно на определённый срок.

Льготные системы для налогообложения

Оплата налогов является основным расходом в ведение любого бизнеса. На территории России кроме общей системы используется ряд других режимов, налоги по которым значительно меньше. Работать на них имеет право любой предприниматель, но для этого требуется соблюдать условия по количеству нанятых сотрудников и общему годовому доходу.

Для многих предпринимателей будет полезна информация о льготных режимах налогообложения для ИП:

  1. УСН – налог может составлять 6% от общей суммы, полученной в процессе работы, прибыли. Данная система подойдёт для тех предпринимателей, у которых минимум расходов, а доходы приходят периодически.
  2. УСН с размеров выплачиваемого налога в 15% (от суммы дохода отнимается размер расходов). Использовать подобный режим достаточно сложно. Связано это с тем, что требуется внимательно и аккуратно вести документацию, в которой отражаются все расходы. Если ведение учёта проходит грамотно, то система отлично подходит для розничных продаж или для производств, имеющих высокий уровень себестоимости выпускаемого товара. Стоит учитывать, что для упрощёнки предусмотрен лимит по размеру получаемого дохода (не больше 150 миллионов рублей ежегодно) и по количеству наёмных сотрудников (до 100 человек).
  3. ЕНВД – основное преимущество заключается в том, что размер налога известен предпринимателю заранее, и он не зависит от прибыли или расходов. Данный режим популярен среди владельцев небольших торговых точек. Доходный лимит отсутствует, но сотрудников должно быть не больше 100 человек.
  4. Патент частично похож на ЕНВД, так как не зависит от прибыли. Такой вариант подходит для предпринимателей, которые занимаются тестированием бизнес-планов, так как его можно получить даже на один месяц. Лимит по числу работников очень жёсткий, их должно быть до 15 человек, а размер дохода в пределах 60 миллионов рублей ежегодно.
  5. ЕСХН подходит для сельхозпроизводителей, размер налога составляет 6%.

Для выбора оптимального варианта рекомендуется получить консультацию специалиста. Дать общие рекомендации затруднительно, так как для каждого региона действуют свои особенности.

На кого распространяются налоговые каникулы?

Если вы хотите воспользоваться безналоговым периодом, то нужно знать о некоторых ограничениях:

  • На налоговые каникулы могут перейти только ИП;
  • Зарегистрироваться как ИП должны после 25 марта 2015 года;
  • Получать статус ИП должны в первый раз.

Пример. Ангелина Петровна Джоли в 1995 году зарегистрировалась предпринимателем. Через год она закрыла ИП.

В августе 2018 года Ангелина Петровна вновь решила стать предпринимателем, чтобы воспользоваться налоговыми каникулами для ИП. Однако, знакомая из налоговой инспекции объяснила, что каникулы ей уже не положены,если раньше ИП было открыто. Потому что регистрация происходит по ИНН, а оно присваивается физлицу один раз и на всю жизнь.

  • Налоговые каникулы действуют только для тех, кто выбрал упрощенку и патент
  • Работать предприниматель может в одной из этих сфер услуг: научно-производственной, социальной или бытовых услуг.

Все изменения в налоговых каникулах для ИП есть на сайте Минфина. Долевое значение доходов от этих видов деятельности должны быть не меньше 70 процентов от денег, полученных предпринимателем. Иначе предприниматель потеряет право на льготу.
Читайте также: Виды налогообложения для ИП в 2019 году: какую систему выбрать

Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА*

Е. И. КАРТАШОВА, ведущий аудитор ООО «Балансаудит+»

Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес (МСБ) определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика МСБ (социальная значимость, массовость, гибкость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора экономики. Так, в основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной экономической среды для предприятий любого типа, будь то малое или крупное . Однако, несмотря на это, в области налогообложения в большинстве развитых стран малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу, для которой предусмотрены специальные налоговые льготы и преференции. Такой подход объясняется принципом экономической справедливости.

Таким образом, налоговые льготы являются одним из ведущих элементов налоговой политики, которые в свою очередь преследуют социальные и экономические цели. Например, создание эффективных налоговых льгот и преференций, по мнению автора, напрямую влияет на развитие и активное функционирование сектора МСБ.

В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостано-

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2012. № 21 (219).

вить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ .

К субъектам МСБ в России относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: • для юридических лиц:

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ: бюджетным научным

учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСБ (табл. 1);

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (табл. 2).

• для физических лиц должны выполняться условия 2 и 3 .

Таблица 1

Показатель численности работников для определения категории субъекта МСБ*

* Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия .

* Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ . В этот показатель согласно нормам налогового законодательства включаются доходы от реализации по ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы по ст. 250 НК РФ.

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ 1 раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, среднесписочной численности и выручки от реализации в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.

При этом государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является в настоящий момент самостоятельным системным направлением государственной социально-экономической политики, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых следующими органами:

1) органами государственной власти Российской Федерации;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления.

Государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются (см. рисунок) .

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры :

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета;

2) упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

3) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

Категория субъекта МСБ Численность, чел.

Среднее предприятие От 101 до 250 (включительно)

Малое предприятие От 16 до 100 (включительно)

Микропредприятие До 15 (включительно)

Таблица 2

Показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) для определения категории субъекта МСБ*

Категория субъекта МСБ Выручка, млн руб.

Среднее предприятие До 1 000

Малое предприятие До 400

Микропредприятие До 60

Развитие субъектов МСБ

Основные цели государственной политики в области МСБ

Обеспечение благоприятных условий для развития МСБ

Увеличение доли товаров, работ, услуг МСБ в валовом внутреннем продукте

Основные цели государственной политики для субъектов МСБ

4) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности и др.

В Налоговом кодексе РФ до 2011 г. не было предусмотрено прямых налоговых льгот для субъектов МСБ. По мнению автора, многие субъекты малого бизнеса подходили и подходят под возможность применения специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (У СН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако право применения этих специальных режимов следовало не из определения «субъекта малого предпринимательства», а из особых положений и норм гл. 26 НК РФ.

С 2011 г. во второй части Налогового кодекса РФ появились две прямые налоговые льготы для субъектов МСБ, направленные на повышение эффективности государственных программ поддержки сектору МСБ в России, а именно :

1) полученные субсидии в рамках государственной поддержки стали учитываться в доходах, пропорционально произведенным расходам в течение двух налоговых периодов (лет) с даты их получения. При этом, если по окончании двух налоговых периодов объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль или единым налогом при УСН будет облагаться только разница между ними .

Пример 1. Организация является плательщиком налога на прибыль. В июле 2011 г. организация получила субсидию из бюджета в размере 300 тыс. руб. на пополнение оборотных средств. В ноябре 2011 г. организацией был приобретен материал на сумму 200 тыс. руб. В налоговом учете в ноябре отражен доход в размере 200 тыс. руб. и расход 200 тыс. руб. В итоге за 2011 г. налог на прибыль с полученной субсидии организация не платит. Если же организация не успеет израсходовать оставшиеся 100 тыс. руб. субсидии до 31.12.2012, то ей придется заплатить

налог на прибыль в размере 20 тыс. руб. (100тыс. руб. х 20 %);

2) операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, субъектам МСБ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Данная льгота вступила в силу с 01.04.2011 .

Пример 2. Муниципальное имущество продается за 1 180 тыс. руб. (в том числе НДС (18 %%) 180 тыс. руб.). Если покупателем такого имущества является субъект МСБ, то данная операция НДС не облагается. Таким образом, субъект МСБ приобретет такое муниципальное имущество всего за 1 000 тыс. руб. (т. е. на 180 тыс. руб. меньше).

Суть налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также эффект от их применения отражены в табл. 3.

В заключение надо отметить, что финансово-экономический кризис, возникший в мировом сообществе, повысил значимость исследований состояния институциональной среды субъектов МСБ, а также указал на необходимость осмысления и принятия антикризисных государственных мер поддержки для таких субъектов, что в свою очередь является важным условием для выхода государства из ситуации нестабильности экономики.

Одним из основных направлений антикризисных мер поддержки сектора МСБ, по мнению автора, являются совершенствование налогового законодательства и принятие эффективных налоговых льгот. Однако в настоящий момент российское налоговое законодательство содержит незначительный объем налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, первая и практически вторая части НК РФ содержат унифицированные правила в отношении всех налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Налоговый кодекс РФ предусматривает одинаковый размер налоговых санкций, перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих налоговую ответственность, одинаковые правила и размеры взыскания штрафов, единые налоговые ставки и сроки уплаты налогов.

С учетом государственной политики содействия развитию субъектов МСБ, по мнению автора,

Таблица 3

Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

№ п/п Нормативный документ Суть налоговой льготы Налоговый эффект от применения льготы

1 Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» Субъектам МСБ может оказываться бесплатная и безвозвратная финансовая поддержка в виде субсидий за счет средств региональных и местных бюджетов (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ). С 2011 г субсидии субъектам МСБ учитываются в составе доходов пропорционально произведенным расходам в течение двух налоговых периодов (лет) с даты получения субсидий. При этом, если по окончании двух налоговых периодов объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль (единым налогом) будет облагаться только разница между ними Если организация получила субсидию до 01.01.2011 и не успела ее израсходовать до окончания года, то ей было необходимо включить данные средства в состав дохода. При этом средства субсидии включались в состав дохода в полном объеме, и организация должна была заплатить налог на прибыль (единый налог), поскольку никаких особенностей учета субсидий для субъектов МСБ Налоговый кодекс РФ не предусматривал. Принятие поправок позволило МСБ начиная с 2011 г. избежать возникновения базы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и единому налогу при УСН в случаях, когда получение финансовой поддержки и ее расход осуществляются в разные налоговые периоды

2 Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, не признаются объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ) Принятие данной льготы по НДС позволит, по данным экспертов, увеличить на треть число субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих преимущественное право выкупа арендуемых государственных или муниципальных нежилых помещений, что создаст реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, крайне необходимых в условиях выхода субъектов МСБ из кризиса

3 Налоговый кодекс РФ (часть вторая) Субъектам малого предпринимательства дана возможность воспользоваться упрощенными правилами налогового учета, перейдя на специальные налоговые режимы: — систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ); — УСН (гл. 26.2 НК РФ); — ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) Использование специальных налоговых режимов предусмотрено для всех организаций, подпадающих под определенные критерии или виды деятельности, а не только для субъектов МСБ. Организация, перешедшая на УСН, освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, которые ведутся в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете

необходимо предусмотреть дифференцированный подход в области осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности, а также определения налоговых ставок и сроков уплаты налогов, исходя из специфики категорий налогоплательщиков — субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Список литературы

1. Варакс Н. Н. Трансформация систем налогообложений малого бизнеса в западных странах // Управленческий учет. 2005. № 1.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-Ф3.

5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки: Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-Ф3.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

* * *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *