Налог на прибыль некоммерческих организаций

Содержание

Общие сведения о некоммерческих организациях

Некоммерческой организацией признается та, прибыль от деятельности которой тратится на достижение уставных целей, а не распределяется между основателями. Организационные формы, предусмотренные для НКО:

  • Фонд;
  • Общественная организация;
  • Религиозное объединение.

Поступление денежных и материальных ресурсов от сторонних предприятий имеет двойственный характер. С одной стороны, НКО получает независимость. С другой – финансирование имеет нестабильный характер, денежные фонды ограничены, и не имеется возможности создать стабильную материальную основу. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Ресурсами НКО могут быть:

  • работа добровольцев на организацию;
  • денежные гранты, выданные зарубежными финансистами;
  • благотворительность, организованная коммерческими предприятиями;
  • членские взносы (см. → учет членских взносов в СРО и НКО).

Государство в свою очередь поддерживает только основную деятельность НКО, указанную в учредительных документах, предоставляя льготы при налогообложении. Но некоммерческие организации, как и любые другие, существуют в рыночной среде, а значит, и им имеет смысл вкладывать часть денег в собственный рост и делать резервы.

Наравне с коммерческими предприятиями, НКО имеют право заниматься предпринимательством, если такая деятельность не противоречит целям компании.

В любом случае, НКО не освобождены от уплаты налогов, и бухгалтерский учет ведется ими по общим правилам. Любое государство заинтересовано в получении больших сумм от налоговых сборов, однако при налогообложении НКО учитывается польза для общества. Многие некоммерческие организации работают над социальными проблемами, а значит положительно влияют на людей и снижают социальную напряженность, что идет на пользу стране.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Политика разных стран в отношении некоммерческих организаций

Обложение налогами некоммерческих организаций основано на двух подходах:

  1. Первый подход. Базируется на том, что НКО – организационно-правовая форма, и акцентируется на субъектах благотворительности, наделяя их правами и возлагая на них ответственность через особый статус компании-благополучателя.
  2. Второй подход. Основывается на схеме взаимодействия НКО и донора и ставит акцент на цели пожертвования и тратах денежных ресурсов.

В любом случае, уделяется внимание видам деятельности некоммерческих предприятий и принесенной ими общественной пользе. В развитых странах существует всесторонняя поддержка некоммерческих фирм:

  • различные льготы самим НКО и их донорам,
  • кредиты при налогообложении,
  • финансирование,
  • нормы, подкрепленные законодательством, о деятельности НКО.

Условия для предоставления льгот, схожие для всех стран:

  • предприятие официально зарегистрировано как некоммерческое;
  • НКО занимается работами, направленными на достижение официально заявленных целей;
  • организация отчитывается по установленным правилам.

Проблемой для всех стран является установление ограничений на размер налоговых поблажек для физических и юридических лиц при пожертвовании средств в некоммерческие организации.

Существует два взгляда на налогообложение НКО:

  1. НКО не должны уплачивать налоги, потому что средства, поступающие в их фонды, не причисляются к доходам, облагаемым налогом. Россия придерживалась такого мнения до 2002 года, не признавая налогоплательщиками НКО, отказавшиеся от предпринимательства.
  2. НКО освобождаются от налогов, хотя поступления в их бюджет признаются доходом. Такой политики придерживается РФ с 2002 года с той поправкой, что НКО освобождаются от налоговых отчислений только по ряду пожертвований (статья 251 НК РФ). Читайте также статью: → “Особенности разных видов НКО, их различия и цели создания».
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговая политика России по отношению к НКО

В 2002 году России удалось утвердить сравнительно низкую налоговую ставку за счет уменьшения списка налоговых льгот, включая поблажки с уплатой налогов на прибыль компаний. Кроме того, были отменены налоговые кредиты. Поэтому организации, осуществляющие безвозмездные поставки товаров и услуг или отсылающие деньги в некоммерческие фонды, не получают льгот в отношении уплаты налогов.

Подобные послабления поставили бы под угрозу всю конструкцию налога на прибыль. С 2002 г. организации вправе отправлять денежные средства в благотворительные фонды, однако делать это законно только после уплаты всех налогов и сборов. Физические же лица могут вычесть некоторые виды пожертвований в фонды НКО из налогов на доход физ.лиц.

Проблемы, связанные с налогообложением НКО:

  1. Условия налогообложения различны для всех типов НКО, в частности они разнятся для негосударственных и муниципальных предприятий.
  2. Если некоммерческой организации были переданы средства, которые затем были инвестированы с целью получения пассивного дохода, они облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, а данная деятельность признается предпринимательством, и доходы также подлежат налогообложению на прибыль.
  3. Существует зависимость необходимости уплаты налога на прибыль и НДС от особенностей безвозмездной передачи имущества в НКО на осуществление ее уставных целей.
  4. Согласно законодательству РФ, пожертвования могут быть получены в строго установленных областях, и пожертвованием признается дарение вещей или права. Список же видов благотворительности ограничивается федеральными законами. Так, всяческие ограничения не допускают НКО к многим видам деятельности, являющихся для них традиционными.
  5. Налоговое законодательство ограничивает перечень сфер деятельности НКО, финансирование которых будет высчитано из налога на прибыль компаний.

Финансовая поддержка НКО признана налоговым законодательством целевым финансированием и ограничивается им в выдаче грантов и безвозмездных отчислений.

Сравнительная характеристика мировых стран и России в области поддержки НКО

Характеристика показателей и сравнение даны в таблице:

Показатели Мировые страны Россия
Благотворительность в государственные НКО 1. Льготы коммерческим и некоммерческим организациям

2. Льготы только некоммерческим предприятиям

3. Льготы узкому кругу НКО (фондам)

Нет льгот
Благотворительность в негосударственные НКО Уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму отчислений. Для США: физлица – до 50%, юрлица – до 10% Уменьшение налогооблагаемого дохода только физлиц
Налог на доход НКО Освобождение НКО от уплаты налогов Налогообложение и бухгалтерский учет наравне с коммерческими предприятиями
НДС 1. Исключение НКО из системы НДС.

2. Применение нулевой ставки.

3. Понижение ставки НДС.

НКО – плательщик НДС по общим ставкам
Доход НКО от инвестиций НКО разрешено получать доход от инвестиций, при этом они освобождены от налогов. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы налогообложению подлежит только часть “пассивной” прибыли, или налог взимается по пониженной ставке, или же обложение налогом отсутствует при определенных видах инвестиций. Отсутствие ограничений на получение доходов от инвестирования, при этом подобная деятельность считается предпринимательством и облагается налогом на прибыль по обычной ставке.
Безвозмездные услуги для НКО Оказанные услуги и выполненные безвозмездно работы не облагаются налогом. Стоимость работ, выполненных для НКО безвозмездно, считается доходом НКО, даже когда услуги оказываются в целях поддержки уставной деятельности.

Налогообложение НКО по налоговому режиму УСН

Некоммерческие организации, как и коммерческие, могут выбрать “упрощенку” сразу при регистрации предприятия, или перейти на нее с нового календарного года с другой формы налогообложения, подав соответствующее заявление до окончания текущего календарного года.

Ограничения на переход на УСН для НКО схожи с условиями для организаций, созданных с целью получения прибыли:

  1. Не больше ста работников в компании;
  2. Годовая выручка не более 45 миллионов рублей;
  3. Собственность предприятия оценивается не более чем в 100 миллионов рублей.

Отличие НКО от коммерческой организации

Для коммерческой фирмы запрещен переход на упрощенную систему, если владельцем капитала стало другое юрлицо, и часть его прибыли составляет больше 25%. Это ограничение не распространяется на некоммерческое предприятие.

Письмом Минфина России от 28.03.2014 No 03-11-06/2/13904 установлено, что членские взносы и деньги, полученные в виде добровольных пожертвований, не будут включенные в налоговую базу по УСН, если есть подтверждающие расходование средств на содержание НКО или ведение ее уставной работы документы.

Практический пример расчета налога для НКО по УСН

Пусть некоммерческая фирма N за налоговый период получила доход в 512 тыс. руб. Она истратила 408 тыс. руб. на достижение своих уставных целей.

  • По УСН “Доходы” размер налога составит:

512,000 * 6% = 30,720 рублей.

  • По УСН “Доходы минус Расходы” налог будет равняться:

(512,000 – 408,000) * 15% = 15,600 руб.

Выбор системы налогообложения в пользу УСН “Доходы – расходы” очевиден.

Особенности налогообложения НКО на ОСНО

Сравнение двух налогов дано в таблице:

Оплата Налог на прибыль НДС
Уплачивается Когда из доходов выплачивалась заработная плата работникам. Суммы облагаются социальным налогом, который исчисляется по каждому работнику по отдельности Вне зависимости от того, занимается НКО предпринимательством, или нет
Не уплачивается Если полученные доходы были израсходованы для целей, указанных при регистрации организации Если полученный доход был потрачен на осуществление уставной цели. Для подобных случаев ведутся раздельные книги учета расходов и доходов, только при соблюдении этого требования есть возможность исключить налогообложение для таких операций

Ежегодно нужно заполнять специальную декларацию по НДС, уделяя особое внимание 7 разделу, который оформляется только тогда, когда имели место следующие операции:

  • деятельность, по отношению к которой законодательством не предусмотрено взимание НДС;
  • операции по отношению к обетам, не облагающимся НДС;
  • деятельность, результаты которой реализуются за территорией РФ;
  • производство или поставка товара, срок которых превышал бы полгода.

Практический пример обложения налогом

Некоммерческая компания, занимающаяся защитой редких животных, получила доход от образовательных услуг. На эти средства была куплена сыворотка для вакцинации редкой породы диких кошек, содержащихся в целях разведения в охраняемой природной зоне. Деньги, выплаченные за вакцины, облагаться налогом не будут, так как на них были приобретены средства достижения уставных целей предприятия.

Типовые ошибки при расчетах

Ошибка №1. НКО при безвозмездной передаче подакцизных товаров не выплачивает налог на добавочную стоимость.

ФЗ от 11 августа 1995г. No135-ФЗ позволяет не выплачивать НДС при бесплатной передаче товаров или выполнении работ в ходе благотворительной акции. Но исключение составляют подакцизные товары, которые облагаются налогом по общим правилам.

Ошибка №2. НКО не отчисляла НДФЛ с пожертвований физическим лицам, не являющихся ее сотрудниками.

В ст.217 НК РФ действительно говорится о том, что налогом не облагаются подобные выплаты, однако они должны исходить от государственных властей. На НКО данное правило не распространяется. В некоторых случаях налогом не облагаются средства, направленные в помощь членам семьи работника фирмы. Или же это могла быть необлагаемая налогом единовременная помощь (не более 2 тысяч рублей в год) семье работника (или бывшего служащего) предприятия.

Также существует понятие “подарка”, опять же в размере, не превышающем 2 тыс. руб. в год, однако налоговая относится к такому типу выплат критически и воспринимает выплату подобного рода как материальную помощь. И наконец, от налога освобождаются НКО, включенные в официальные перечни, утвержденные Правительством РФ, но пока списки обнародованы не были.

Ошибка №3. НКО не ведет бухучет за квартал, полугодие и девять месяцев.

Только бюджетные и общественные организации, объединения и их подразделения могут отчитываться по итогам года и в упрощенном составе, но при условии, что они не занимаются предпринимательством и не реализовывают товары и услуги (кроме выбывшего имущества). Читайте также статью: → “Специфика учета банковских расходов в разрезе налоговых режимов».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Облагается ли НДФЛ пожертвования физическими лицами в пользу физ.лиц?

Нет. Пожертвование (размер не ограничен законом) приравнивается в данном случае к дарению. Исключения: недвижимость, транспортное средство, доля паев (для члена семьи ограничение не действует).

Вопрос №2. Как закрыть НКО, основанное несколькими учредителями, один из которых бросил заниматься данной деятельностью и не сообщил место своего нахождения?

Ликвидировать предприятие может только высший орган управления НКО – собрание членов. Если выбывший учредитель являлся его членом, он должен быть законно исключен решением оставшихся членов собрания, в данном случае за неучастие в работе компании и неуплату взноса. После этого можно закрывать предприятие решением оставшихся членов собрания НКО.

Вопрос №3. Является ли необходимостью иметь на счету НКО собственности стоимостью от 10 тысяч рублей?

Да. П.5 ст.50 ГК РФ определено, что некоммерческое юр.лицо обязано иметь собственность в размере не меньше 10 тысяч руб. в денежной форме, имущественной форме или в виде ценных бумаг.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Некоммерческим организациям о представлении отчетности по налогу на прибыль

По гражданскому законодательству все организации, в зависимости от цели, для которой они созданы, делятся на коммерческие и некоммерческие. Если компания осуществляет свою деятельность ради систематического получения прибыли, то она является коммерческой. Если же юридическое лицо ставит перед собой иные задачи, его статус — некоммерческая организация (НКО).

Согласно общему правилу все российские организации (кроме бюджетных учреждений культуры) обязаны подавать в налоговые органы декларации по налогу на прибыль за каждый отчетный и налоговый период. НКО — не исключение. Правда, для них законодатель установил некоторые послабления (что вполне объяснимо, ведь данные организации работают не для извлечения прибыли). При отсутствии обязательств по уплате налога НКО разрешено отчитываться раз в год, к тому же путем представления декларации упрощенной формы. Но что следует подразумевать под отсутствием обязательств по уплате налога? Не так давно чиновники Минфина разъяснили, как они понимают эту фразу. Сразу оговоримся, что у судов совсем другое мнение…

Какие организации являются некоммерческими?

Прежде чем перейти к правилам представления некоммерческими организациями отчетности по налогу на прибыль, обратимся к гражданскому законодательству, которое в 2014 г. претерпело значительные изменения <1>, в том числе в части квалификации юридических лиц в качестве НКО. Напомним, что в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ таковыми являются организации, которые:

  • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
  • не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

<1> Поправки в ГК РФ внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ), положения которого (за некоторым исключением) вступили в силу 01.09.2014.

Начнем с того, что с 01.09.2014 юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ). При этом в отношении некоммерческих организаций впервые установлен конкретный и закрытый перечень организационно-правовых форм (кстати, он уже дважды изменялся), в которых могут создаваться НКО. Приведен этот перечень в п. 3 ст. 50 ГК РФ <2>. Изложим его содержание в схематичном виде.

<2> Ранее в указанной норме говорилось, что НКО могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (причем не уточнялось, каким именно законом). ———————————-¬
———————+Организационно-правовые формы НКО+——————-¬
¦ L———————————- ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Потребительские кооперативы ¦¦ Фонды ¦<+
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Общественные организации ¦¦ Учреждения ¦<+
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Общественные движения ¦¦ Автономные НКО ¦<+
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Ассоциации (союзы) ¦¦ Религиозные организации ¦<+
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Товарищества собственников ¦¦ Общины коренных малочисленных ¦<+
¦ ¦ недвижимости ¦¦ народов России ¦ ¦
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
+>¦ Казачьи общества ¦¦ Публично-правовые компании ¦<+
¦ L———————————-L———————————— ¦
¦ ———————————-¬————————————¬ ¦
L>¦ Адвокатские палаты ¦¦ Адвокатские образования ¦<-

L———————————-L————————————

Отметим, что положения п. 4 ст. 50 ГК РФ по-прежнему позволяют некоммерческим организациям вести предпринимательскую деятельность. Однако из обновленной редакции данной нормы следует, что для этого требуется соблюсти два условия:

  • право на осуществление деятельности, приносящей доход, должно быть зафиксировано в уставе НКО;
  • ее ведение может быть обусловлено лишь тем, что это служит достижению целей, ради которых создана НКО, и если это соответствует таким целям.

Еще одно нововведение в ст. 50 ГК РФ: решение некоммерческой организации (исключение касается казенных и частных учреждений) заниматься предпринимательской деятельностью обязывает ее иметь достаточное для этого имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного законодательством для ООО <3> (п. 5).

<3> Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 000 руб.

Некоммерческие организации, созданные позже официального опубликования Федерального закона N 99-ФЗ (то есть после 05.05.2014), должны соответствовать указанному требованию с момента их государственной регистрации. В свою очередь, к действующим на упомянутую дату НКО положения п. 5 ст. 50 ГК РФ стали применяться с 01.01.2015.

Добавим, что в случае ведения некоммерческой организацией деятельности, приносящей доход, на нее (в части этой деятельности) распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 ГК РФ).

К сведению. Пунктом 2 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации не учитывают при определении налоговой базы по прибыли доходы в виде целевых поступлений на их содержание и ведение уставной деятельности. В названной норме приведен исчерпывающий перечень таких поступлений. Для освобождения этих сумм от налогообложения НКО обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок представления отчетности по прибыли

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 80 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан представлять декларации по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Из данного правила есть исключения <4>, но на некоммерческие организации они не распространяются. Причем отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате в бюджет само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации за этот период (если иное не установлено нормами НК РФ).

<4> К примеру, от декларирования ряда налогов освобождены налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Такая правовая позиция сформировалась достаточно давно. Озвучена она в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. В п. 7 указанного документа разъяснено, что обязанность налогоплательщика подавать в налоговые органы декларации по тому или иному налогу обусловлена не наличием его суммы к уплате, а положениями закона об этом налоге, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

В силу п. 1 ст. 246 НК РФ все российские организации, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль. НКО, безусловно, тоже входят в их число.

Порядок представления отчетности по налогу на прибыль регламентирован положениями ст. 289 НК РФ. В п. 1 обозначенной нормы закреплено, что, независимо от наличия обязанности по внесению в бюджет налога на прибыль и (или) авансовых платежей, особенностей их исчисления и уплаты, организации, признаваемые плательщиками данного налога, обязаны подавать в налоговые органы соответствующие декларации <5>. Эти декларации представляются по итогам каждого отчетного и налогового периода в инспекции по месту нахождения организации и месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (при их наличии). Правда, в норме есть оговорка: если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

<5> Актуальная форма декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Проанализировав это «иное», положений, имеющих отношение к некоммерческим организациям, вы не обнаружите. Получается, что НКО должны отчитываться по налогу на прибыль на общих основаниях.

Но! Пунктом 2 ст. 289 НК РФ для некоммерческих организаций установлены специальные правила представления отчетности (а они, как известно, имеют приоритет перед общими). Эти правила касаются периодичности сдачи налоговых деклараций и их состава. В упомянутой норме дословно сказано: некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Что представляет собой эта форма, разъяснено в п. 1.2 Порядка. Здесь сказано, что в подобной ситуации НКО подают годовую декларацию в составе:

  • титульного листа (листа 01) с кодом 229 по реквизиту «по месту нахождения (учета)»;
  • листа 02;
  • Приложений 1 и 2 к декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов;
  • листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ.

К сведению. Статья 289 НК РФ не содержит положений, свидетельствующих об освобождении некоммерческих организаций от представления налоговых деклараций в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (если, конечно, они имеются). Такой вывод сделан в Письме ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16258@.

Авторы Письма напомнили, что состав декларации по налогу на прибыль, подаваемой за налоговый период в инспекцию по месту нахождения НКО, определен п. 1.2 Порядка. В свою очередь, состав налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений организации, установлен в абз. 2 п. 1.4 названного Порядка. Данное положение распространяется и на некоммерческие организации.

Итак, вроде бы все понятно: отсутствие налога на прибыль к уплате в бюджет (то есть нулевые показатели в разд. 1 декларации) является основанием для освобождения некоммерческой организации от декларирования доходов и расходов в течение года. Однако, как оказалось, у чиновников финансового ведомства иное мнение на сей счет.

Минфин: обязательства по уплате налога отсутствуют, если доходы и расходы равны нулю

Нарушение порядка и сроков декларирования может привести к негативным последствиям: привлечению налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 или ст. 126 НК РФ, приостановлению движения денежных средств на его счетах в банках по правилам ст. 76 НК РФ.

Поэтому НКО не раз обращались в компетентные органы с вопросами, касающимися правил представления отчетности, в том числе по налогу на прибыль. Отвечая на них, чиновники Минфина обычно только исправно цитировали положения п. 2 ст. 289 НК РФ. Пример — Письмо от 17.04.2012 N 03-02-08/41.

Налоговая служба — надо отдать ей должное — пошла дальше. В Письме от 20.05.2011 N АС-4-3/8106@ она высказала свое мнение о том, что следует понимать под отсутствием обязанности по уплате налога. В данном документе разъяснено: некоммерческие организации, при отсутствии налоговой базы по налогу на прибыль организаций, могут представлять в налоговый орган декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иными словами, если у организации нет налоговой базы (то есть она равна нулю), эта организация ничего не должна бюджету. Логично? Безусловно.

Продолжим. Раз разговор зашел о налоговой базе, напомним, что под ней подразумевается. Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ таковой признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, которая определяется по правилам, закрепленным в ст. 247 НК РФ.

Обратимся к названной норме. Из нее следует, что для российских организаций прибылью является положительная разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Причем если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ).

Резюмируем сказанное. Налоговая база по прибыли может быть равна нулю, если:

  • расходы превышают доходы (получен убыток);
  • величина ненулевых расходов совпадает с доходами;
  • доходы и расходы отсутствуют как таковые.

Судя по разъяснениям ФНС, у некоммерческих организаций во всех указанных случаях не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, что позволяет им отчитываться один раз в год — по окончании налогового периода.

А что же Минфин? Ведомство, видимо, решило не отставать от налоговиков и наконец-то поведало свою точку зрения по обозначенной проблеме. Изложена она в Письме от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832. Так вот, по мнению финансистов, только в последнем из вышеперечисленных случаев НКО вправе декларироваться раз в год. В указанном Письме сделан следующий вывод.

Вывод Минфина. Положения п. 2 ст. 289 НК РФ применяются в том случае, если некоммерческая организация за налоговый период не имела доходов (расходов), учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. В противном случае представление деклараций по налогу на прибыль производится в общеустановленном порядке.

Иными словами, ведомство считает, что льготный порядок декларирования распространяется только на те некоммерческие организации, которые осуществляют исключительно уставную деятельность за счет целевых поступлений. Если же НКО занимается бизнесом (то есть имеет доходы и несет соответствующие расходы для получения этих доходов), она обязана ежеквартально показывать сведения о данных доходах и расходах в декларациях по прибыли за каждый отчетный период. Причем результат предпринимательской деятельности, выражающийся в наличии или отсутствии обязательств по уплате налога, по версии Минфина, значения не имеет.

Согласитесь, несколько вольная трактовка положений п. 2 ст. 289 НК РФ. А что по этому поводу думают судьи?

Позиция арбитров: налоговые нормы надо трактовать буквально

Приведем несколько примеров из судебной практики. Разумеется, касается она вопросов привлечения НКО к налоговой ответственности за нарушение сроков декларирования.

В Постановлении ФАС СЗО от 05.08.2011 по делу N А42-7828/2010 арбитры сочли необходимым отметить вот что. Из буквального толкования п. 2 ст. 289 НК РФ следует, что некоммерческие организации, у которых не возникло в течение года обязанности по уплате налога на прибыль, должны представлять только годовую налоговую декларацию. При наличии же обязанности по уплате налога на прибыль таким организациям необходимо подавать поквартальную отчетность нарастающим итогом в общем порядке, предусмотренном п. 1 ст. 289 и ст. 285 НК РФ <6>.

<6> Согласно названной норме налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года или месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года, если налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Арбитры ФАС ВВО (Постановление от 13.04.2010 по делу N А29-9948/2009) установили, что в декларации, представленной некоммерческой организацией (муниципальным учреждением) за отчетный период, отражены получение дохода в сумме 300 руб. и несение расходов в той же сумме. Из этого следует, что прибыль равна нулю, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует.

В связи с вышесказанным суд пришел к выводу: обязательств по уплате налога за спорный отчетный период у НКО не возникло. Значит, в силу положений п. 2 ст. 289 НК РФ у нее отсутствовала обязанность представлять декларацию по налогу на прибыль за этот период.

Аналогичные обстоятельства явились предметом судебного разбирательства, итогом которого стало Постановление ФАС ВВО от 31.03.2010 по делу N А29-9945/2009. В данном случае судьи выявили, что некоммерческая организация (администрация городского поселения) подала в инспекцию нулевую декларацию по налогу на прибыль за отчетный период (сумма полученного дохода равнялась сумме понесенных расходов — 87 520 руб.). С учетом этого в спорном отчетном периоде у налогоплательщика не возникло обязанности по уплате налога и, следовательно, по представлению декларации.

Как видим, судебные органы трактуют положения рассматриваемой нами нормы — п. 2 ст. 289 НК РФ — так, как они изложены в законе. По мнению арбитров, отсутствие налога к уплате в бюджет означает, что нулю равняется сумма исчисленного налога на прибыль, а не величина доходов и расходов.

Подведем итоги. Полагаем, если налоговики на местах возьмут на вооружение позицию Минфина России, изложенную в Письме N 03-03-06/4/47832, неминуемо появятся новые споры. Как их будут разрешать арбитры, неизвестно. Но что-то нам подсказывает: их позиция вряд ли будет отлична от той, что высказана в рассмотренных выше судебных актах. Ведь анализируемые нормы закона за прошедшее время не претерпели изменений.

Если возникла необходимость уточнить налоговые обязательства за отчетный период

В заключение хотелось бы остановиться на такой ситуации. Допустим, некоммерческая организация, которая, помимо уставной, осуществляет предпринимательскую деятельность, отчитывается перед налоговиками только по итогам налогового периода, поскольку ее доходы от бизнеса не превышают расходы (то есть налоговая база равняется нулю).

Впоследствии обнаружилось, что часть расходов, понесенных НКО в течение отчетных периодов, не может быть документально подтверждена. Что делать в такой ситуации? Добросовестная коммерческая организация в подобном случае скорректировала бы свои налоговые обязательства путем представления уточненных деклараций за соответствующие отчетные периоды. А как быть некоммерческой организации, ведь первичную отчетность за эти периоды она не сдавала? Ответить на поставленный вопрос поможет судебная практика.

В упоминавшемся выше Постановлении ФАС СЗО по делу N А42-7828/2010 арбитры рассмотрели похожую ситуацию. Суть данного дела такова.

Представляя налоговую отчетность, некоммерческое партнерство воспользовалось особым порядком декларирования, предусмотренным п. 2 ст. 289 НК РФ (поскольку сумма доходов, расходов и налог к уплате за год составили 0 руб., была сдана только годовая декларация). Спустя время главный бухгалтер НКО выявил, в частности, что в одном из отчетных периодов (в I квартале) часть средств, полученных в рамках целевого финансирования, была использована не по назначению. Значит, эти средства в силу п. 14 ст. 250 НК РФ следовало учесть в составе внереализационных доходов и, соответственно, включить в облагаемую базу по налогу на прибыль.

Дабы исправить эту ошибку, партнерство полностью уплатило налог на прибыль и соответствующие пени и подало в ИФНС уточненные декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев, а также по итогам налогового периода.

Инспекция декларации за отчетные периоды расценила как первичные и на основании той из них, в которой был заявлен налог к уплате в бюджет, начислила организации штрафные санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление отчетности. Следует отметить, что сумма штрафа была значительна — 44 170 руб. (и это с учетом снижения размера санкции вдвое ввиду применения смягчающих обстоятельств).

НКО, разумеется, с проверяющими не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, в описанной ситуации нарушается предусмотренный п. 1 ст. 3 НК РФ принцип равенства налогоплательщиков. Получается, что некоммерческие организации, которым п. 2 ст. 289 НК РФ предоставлены льготные условия сдачи отчетности, при обнаружении ошибок в ней лишены возможности без применения налоговых санкций вносить исправления в налоговые декларации по правилам ст. 81 НК РФ.

Окружные арбитры признали данные доводы налогоплательщика обоснованными. Учитывая, что некоммерческие организации при отсутствии налога на прибыль к уплате в бюджет должны подавать в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода, судьи расценили представленную партнерством декларацию за отчетный период как уточненную. А поскольку сроки сдачи уточненных деклараций законом не установлены, предусмотренная ст. 119 НК РФ ответственность не может быть применена.

Г.П.Антонова

Эксперт журнала

«Налог на прибыль:

учет доходов и расходов»

Московские арбитры разъяснили, к какой амортизационной группе относить мфу
С «вмененки» на «традиционку»: нюансы налогового учета

Налог на прибыль некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации (далее — НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав. Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *