Меры по предупреждению банкротства

Меры по предотвращению банкротства

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным

управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация, как досудебная, так и судебная, представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.

Все это в определенной мере связано с реформированием предприятий, при которым понимается их реструктуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономике принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании.

Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов

деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности юридических лиц и устранением кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию

рыночных механизмов и инструментов.

Цели антикризисной стратегии предприятий:

обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его являются макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства.

В этих целях необходимо:

разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у них собственные оборотные средства;

принятие экономических мер, расширяющих возможности юридических лиц по использованию заемных средств; в этих целях необходимо снижать учетную ставку Центрального банка до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

принять самые энергичные меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчетов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;


изменить налоговую поли гику, направив ее па стимулирование производства и инвестиции;

направить таможенную политику на защиту национального производителя

и конкурентоспособных товаров.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность

мер предприятий по внедрению рыночных механизмов будут определяться

следующим.

Система управления финансами предприятия определяется стратегическими

целями и тактическими задачами его деятельности. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность дела гь регулярную оценку своего финансового состояния. Главные направления этого анализа.

оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования,

а также показателей структуры капитала; оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и на этой основе типа финансового состояния;

выявление тенденций, связанных с оборачиваемостью средств предприятий;

определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия; выявление тенденции рентабельности на основе системы показателей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, в

решении проблем и платежеспособности — профессиональное управление

оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств на основе выработанной стратегии, а с другой — размещение этих средств между материальными активами, а также в сфере производства и сфере обращения.

Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага.

В то же время при существующей учетной ставке это практически невозможно.

Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Важнейшим механизмом такого управления является активное использование товарных векселей, что не всегда возможно в современных условиях.


Одной из целей финансовой стратегии предприятий является получение прибыли и обеспечение рентабельной работы. Основу этого составляют анализ и управление взаимосвязью «затраты — выручка — прибыль», что предполагает широкое внедрение на предприятии управленческого учета.

Кроме перечисленных направлений финансовой стратегии, предприятия должны уделять серьезное внимание амортизационной, инвестиционной, дивидендной политике, политике на рынке ценных бумаг и другим направлениям своей деятельности.

Основные мероприятия по санации неплатежных юридических лиц при определенной финансовой поддержке:

внедрение новых форм и методов управления;

переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

повышение эффективности маркетинга;

снижение производственных затрат;

сокращение дебиторско-кредиторской задолженности;

повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно в части средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации, а также продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

временная остановка капитального строительства;

конверсия долгов преобразований краткосрочной задолженности в долгосрочную;

изыскание возможностей расширения эффективности экспорта;

сокращение численности занятых;

другие мероприятия.

Общая информация

Предупреждение банкротства — это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник — унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

  1. Прогнозирование банкротства с помощью различных моделей и способов во время нормальной (эффективной) работы предприятия. Этот способ позволяет вычислить коэффициент банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.
  2. Санация. Это финансовая помощь со стороны учредителей (участников), собственников имущества, кредиторов и иных лиц для восстановления платёжеспособности организации. В том числе для обеспечения необходимых выплат, погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям работников, перечисления обязательных платежей. Она может быть предоставлена на безвозмездной и (или) безвозвратной основе, либо сопровождаться принятием должником ряда обязательств по отношению к лицу, оказавшему такую помощь.
  3. Реструктуризация долга — отсрочка, рассрочка, конвертация, списание, перекредитование в другой финансовой организации, взаимозачёт, преобразование краткосрочной задолженности в долгосрочную, перевод долга на другое лицо; его обмен на акции или иное участие в уставном капитале организации.
  4. Финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

  • Слияние. Оно бывает горизонтальное (с предприятиями одного вида деятельности), вертикальное (со связанными или смежными организациями (например, поставщик и потребитель)), конгломератное (объединяются ничем не связанные друг с другом предприятия). При этом должник теряет статус юридического лица, вместо него появляется новый хозяйствующий субъект.
    Финансовые потоки сливаемых организаций объединяются, создавая синергетический эффект и повышая устойчивость и платёжеспособность нового юридического лица.
  • Присоединение. В этом случае присоединяемая организация перестаёт существовать, а все её активы и обязательства переходят к присоединяющему юридическому лицу.
  • Разделение — используется на предприятиях с многоотраслевой производственной деятельностью. При этом вместо одного юридического лица образуется несколько, а его активы и обязательства делятся между вновь созданными.
  • Выделение — создаётся новая организация на базе части имущества первоначальной. Права и обязательства разделяются пропорционально разделению имущества.
  • Преобразование — смена организационно-правовой формы юридического лица. Примером может служить создание на базе организации акционерного общества, что позволяет увеличить размер уставного капитала и привлечь новых собственников и инвесторов за счёт выпуска акций.

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом — введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления — два года.

Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

Главное отличие — это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об антикризисном регулировании экономики? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка . Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

Стратегические организации

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Кредитные организации

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.

Удачи!

Меры по предупреждению банкротства и проблемы их реализации

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга, а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов.

Закон о банкротстве подробно регламентирует восстановительные процедуры, которые могут быть применены к должнику после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), — финансовое оздоровление и внешнее управление.

Такие меры именуются в законодательстве мерами по предупреждению банкротства. К преимуществам досудебного восстановления платежеспособности можно отнести то, что оно проводится по решению учредителей (участников) должника и может быть применено более оперативно, нежели судебные восстановительные процедуры. Предупреждение банкротства — деятельность учредителя (участников) должника, а в установленных законом случаях и иных лиц по реализации комплекса мероприятий, осуществляемых до возбуждения дела о банкротстве и направленных на восстановление платежеспособности должника.

Мероприятия по предупреждению банкротства в узком смысле — это меры, направленные на недопущение судебного разбирательства, т.е. меры, связанные с устранением самих условий для обращения в суд с заявлением о банкротстве должника.

Итак, меры по предупреждению банкротства — осуществляемые учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, а по соглашению с должником — кредиторами и иными лицами до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридические и экономические мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника. В установленных законом случаях они осуществляются под контролем уполномоченного административного органа.

Меры по предупреждению банкротства организаций и санация не упоминаются в статье 27 Закона о банкротстве в числе процедур, применяемых в деле о банкротстве, однако, исходя из содержания и значения названных мер, мы полагаем, что меры по предупреждению банкротства организаций и санация, по существу, представляют собой процедуры, направленные на предупреждение банкротства (процедуры предупреждения банкротства).

Оценивая таким образом процедуры предупреждения банкротства, исходим из того, что существо, содержание первично, а форма, процедура производна, вторична, поэтому несмотря на то что суд еще не принял заявление о признании должника банкротом, не возбудил производство по делу о банкротстве, однако лицами, заинтересованными в восстановлении платежеспособности должника принимаются соответствующие меры, по существу, проводится процедура предупреждения банкротства, имеются все основания считать такие действия специальной процедурой банкротства.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о банкротстве в случае возникновения признаков банкротства, или обстоятельств, обязывающих должника подать заявление в суд о своей несостоятельности, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника.

Руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии указанных обстоятельств, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника.

Неисполнение руководителем юридического лица в установленный законодательством о несостоятельности (банкротстве) срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом влечет административную ответственность.

Мерами по предупреждению банкротства следует считать санацию, реструктуризацию задолженности.

Санация состоит в следующем: учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация) (ч. 1 ст. 31 Закона о банкротстве).

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника, в процессе санации могут быть приняты следующие особенные меры:

· ликвидация (полная или частичная) дебиторской задолженности;

· погашение всех обязательств предприятия должника собственными финансовыми средствами или с помощью третьих лиц;

· оказание юридическому лицу помощи в виде финансовой выплаты из специализированных фондов для поддержки обанкротившихся предприятий (владельцами таких фондов являются органы государственного управления);

· изменение процесса производства вплоть до полного перепрофилирования;

· устранение нерентабельных видов производств;

· реализация какой-то части капитала предприятия — должника;

· помощь со стороны государства в виде предоставление субсидий, дотаций или субвенций;

· продажа обанкротившегося предприятия на открытых торгах (цена предприятия устанавливается хозяйственным судом);

· другие меры.

Суть антикризисной финансовой стратегии управления заключается в том, чтобы быстро возобновить платежеспособность предприятия и в кратчайшие сроки восстановить уровень финансовой устойчивости, достаточный для нормального ведения дальнейшей экономической деятельности и избежание банкротства.

Реструктуризация долгов (задолженности) — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия погашения долга.

Двойственный характер имеет временная администрация — специальный временный орган управления финансовой организацией, назначаемый органом, осуществляющим контроль за деятельностью организации, в целях проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и обеспечения сохранности его имущества. В положениях о банкротстве финансовых организациях она рассматривается как орган, реализующий меры по предупреждению банкротства, а в положениях о банкротстве кредитных организаций она названа в числе мер по предупреждению банкротства.

Мероприятия (меры), осуществляемые в рамках досудебного восстановления платежеспособности, можно разделить на юридические (взыскание задолженностей, кредит, ликвидация подразделений и др.) и экономические (модернизация или перепрофилирование производства, изменение политики управления и др.)

Одним из способов предупреждения банкротства является применение различных моделей и способов для вычисления коэффициента банкротства, обнаружить и предотвратить возможные проблемы платёжеспособности или решить их на стадии возникновения, не доводя до критического уровня.

Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь. Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства. Если предприятие трудится в специфической отрасли, например, стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.

Возможна финансовая стабилизация организации-должника путём изменения состава и структуры её активов и пассивов. Например, за счёт продажи имущества для уплаты долга, сдачи его в аренду; увеличения уставного капитала через дополнительный выпуск акций или взносы участников; продажи долей (паёв, вкладов) в уставном капитале иных организаций и т. д.

Отличия мер по предупреждению банкротства от восстановительных процедур:

· применяются до возбуждения дела о несостоятельности. Причем за некоторыми исключениями эти меры применяются по инициативе или с согласия должника;

· меры по предупреждению банкротства обычно не предполагают участия специально назначенных лиц в их осуществлении, ограничения право- и дееспособности должника, а также контроля со стороны государства за их осуществлением;

· в Законе о банкротстве нет исчерпывающего перечня мер по предупреждению банкротства, а также нет подробной регламентации условий их проведения, тогда как возможные судебные восстановительные процедуры определены императивно, порядок их осуществления подробно регламентирован законодательством;

· положительное завершение восстановительных процедур влечет за собой прекращение дела о банкротстве, при отрицательном результате возможен переход к иной восстановительной процедуре или конкурсному производству. Положительный результат мер по предупреждению банкротства влечет за собой погашение требований кредиторов и, как следствие, отпадение оснований для возбуждения дела о банкротстве. При отрицательном результате, как правило, у должника возникает обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве (ст. 9 Закона о банкротстве).

Указанные особенности не относятся к мерам по предупреждению банкротства отдельных категорий должников, в частности финансовых и кредитных организаций. Они проводятся под контролем государственного органа и подробно регламентированы законодательством РФ.

Список литературы: 1. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств. Учебное пособие. – М., 2015. 2. Баринов А.М., Бушев, А.Ю., Городов, О.А. и др. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.Ф. Попондопуло. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. 3. Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) «О несос-тоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 43. – ст. 4190. 4. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. – М., 2012. Пирогова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 16-20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *