Логистика в бизнесе

Логистика как бизнес: главные особенности

Логистика специализируется на разработке оптимальных маршрутов для доставки любого товара. Помимо этого, в ответственность специалистов таких компаний вменяется еще и сохранение целостности груза при его перемещении и перегрузке, а также максимально точная доставка заказчику. К основным задачам компании, предоставляющей услуги логистики, можно причислить и выбор добросовестных подрядчиков, которые смогут выполнить все необходимые работы по доставке груза быстро и максимально качественно.

На видео: Бизнес на доставке товаров, влияние санкций на логистику

Среди основных особенностей бизнеса по логистике можно назвать следующие его качества:

  • востребованность;
  • невысокие стартовые вложения;
  • хорошая окупаемость;
  • отсутствие особенных требований, лицензий и разрешений для проведения деятельности. Однако следует отметить, что в процессе заключения договоров на перевозку с заказчиком, нужно учитывать тип грузов – некоторые поставки строго регулируются законодательством, также существует длинный список санкционных товаров.

Рынок логистики пока не слишком развит, и сегодня спрос превышает существующие предложения, что дает большие шансы новичкам в этой отрасли. Правда, при этом стоит учитывать, что логистика – серьезная и ответственная отрасль, поэтому многие предприятия выбирают уже проверенные, лидирующие на рынке компании. Крупные и опытные логистические организации обеспечивают страховку груза, гарантируя заказчику безопасность товара. Так как начинающая компания редко в состоянии предоставить услуги такого же масштаба, главным ее преимуществом может стать более низкая стоимость услуг и качественное их выполнение, что в ближайшее время сделает новичка полноценным участником рынка.

На видео: Особенности транспортной логистики

Как правило, чтобы начать бизнес по логистике, достаточно иметь стартовый капитал в размере 10 тысяч долларов. При этом немалая часть инвестиций должна быть рассчитана на выплату зарплат сотрудникам. Это связано с высокой квалификацией логистов, работа которых должна хорошо оплачиваться: в среднем зарплата специалистов по логистике начинается от 250 долларов и, как правило, значительно превышают этот показатель в зависимости от квалификации и масштабов работы.

Как показывает практика, более простым, хотя и менее прибыльным вариантом начала бизнесом будет небольшое предприятие, выполняющее заказы в ограниченном географическом ареале. В дальнейшем, при увеличении опыта и клиентской базы, можно расширять деятельность.

На видео: Логистика транспортная

Во многих случаях предприниматели начинают предоставлять услуги логистики не с нуля, а в результате переквалификации уже действующей транспортной компании, поскольку подобное предприятие уже имеет необходимые связи, опыт и немалую базу клиентов. Правда, сегодня это не будет необходимостью: благодаря ряду упрощений для бизнесменов открыть предприятие любого качества может даже начинающий предприниматель.

С чего начать создание бизнеса по логистике?

Бизнес-план в любом случае должен стать первым этапом при открытии новой компании: в этом документе будущий владелец предприятия просчитывает необходимые финансовые вложения и анализирует, какую прибыль и в какие сроки он сможет получать. При правильной организации деятельности новой компании уже через несколько месяцев после начала работы на рынке доход может увеличиться в разы и со временем этот показатель стабильно достигает сотен тысяч долларов ежемесячно. Таким образом, вложив в начало бизнеса всего около 10 тысяч долларов, окупить стартовые расходы можно в первые несколько месяцев.

На видео: Транспортная логистика как движущая сила экономики страны

В бизнес-плане заранее определяют географию деятельности будущей компании. Здесь же должны быть прописаны конкретные услуги, например, доставка грузов, экспедирование, страхование и прочее. В бизнес-плане стоит рассчитать, какие затраты ожидают владельца предприятия при использовании в работе собственного автотранспорта либо привлечении подрядных организаций.

После основных расчетов следует решить, каким будет источник стартового капитала: собственные финансовые вложения учредителя бизнеса, инвестиции или банковский кредит.

Престиж компании в этой области будет играть одну из преимущественных ролей: созданию такой репутации поможет открытие солидного офиса предприятия. Потенциальные клиенты будут охотнее идти на сотрудничество с компанией, имеющей достойное представительство в центре города. Поэтому опытные владельцы таких компаний рекомендуют открывать офис, даже небольшого размера, в престижном районе города. То же касается обстановки и оснащения офиса: дизайн, мебель и техника должны говорить о престиже и надежности компании.

Логистика как бизнес: открытие компании в своем городе с нуля

Подбор кадров для логистической компании будет одним из наиболее важных аспектов. Для предприятия, несущего значительную ответственность за доставку грузов, сотрудников нужно подбирать, исходя из ряда важных критериев. Прежде всего важна соответствующая квалификация и опыт работы. Так, логист должен обладать навыками составления и проверок договоров и других документов, проведением отгрузок товара. Более ценятся в этой области специалисты, имеющие связи в государственных структурах, на таможне и экспедиторских компаниях. Нередко на такую должность берут даже бывших «силовиков» и работников таможни благодаря их опыту и связям в различных структурах.

Реклама новой компании будет отличаться некоторыми индивидуальными особенностями: размещать ее произвольно нет смысла: важно, чтобы информация максимально точно была адресована потенциальному клиенту. Так, есть смысл адресовать сведения об услугах логистической фирмы непосредственно компаниям, которые могут стать клиентами предприятия. Также рекламу фирмы, занимающейся логистикой, размещают на тематических ресурсах в интернете.

Правила регистрации бизнеса

Существует несколько видов организационных форм, на основании которых может действовать логистическая компания. Так, по закону, подобной деятельностью может заниматься и юридическое лицо (ООО или ЗАО), и индивидуальный предприниматель. Правда, с учетом высоких требований, которые клиенты предъявляют к логистическим фирмам, лучше, чтобы новое предприятие вызывало максимальное доверие у потенциальных заказчиков. По этой причине рекомендуют сразу регистрировать компанию как юридическое лицо. Преимущественно учредители подобного бизнеса выбирают форму ООО, так как ЗАО отличается более сложным оформлением.

ООО представляет собой организационную форму предпринимательства, при которой уставной капитал разделен на несколько долей. Благодаря наличию уставного капитала участники не несут личную ответственность в случае убытков – эти потери покрывает внесенный каждым членом предприятия капитал.

Создание ООО можно доверить специалистам – юридическим организациям, в таком случае можно избежать ряда ошибок в предоставлении пакета документов, заполнении заявления, в том числе подборе кодов деятельности по ОКВЭД. Но в таком случае регистрация компании обойдется значительно дороже. Если же учредитель решает самостоятельно проходить эту процедуру, единственными расходами, предстоящими в процессе регистрации, будет внесение уставного капитал. Его размер должен быть не меньше 10 тысяч рублей.

Для оформления ООО обращаются в налоговую инспекцию – лично или через официального представителя.

Процедура создания ООО выполняется в определенной последовательности. В первую очередь нужно определить официальное название и предоставить в налоговой службе юридический адрес будущей компании. Помимо этой информации, в ФНС сообщают также установленный размер уставного капитала предприятия, указывают виды экономической деятельности, которой будет заниматься компания. Для этого используют коды ОКВЭД, определяемые по официальному классификатору. Важно также назвать точно используемую систему налогообложения. В предложенной форме указывают также полную информацию обо всех учредителях и распределение уставного капитала между ними. Если во главе предприятия стоит генеральный директор, в предложенной форме указывают и эту информацию.

Документы, подаваемые в ФНС для открытия ООО, будут следующими:

  • договор о создании предприятия;
  • протокол создания ООО (если учредителей более одного) либо решение, когда владеть компанией будет только одно лицо;
  • устав новой компании;
  • копии паспортов и ИНН всех учредителей;
  • копия об уплате госпошлины.

В заявлении на открытие ООО обязательно указывают коды будущей деятельности по ОКВЭД. Обязательно, чтобы предпринимательская деятельность точно соответствовала указанным видам деятельности, в противном случае, согласно закону, она будет считаться незаконной и подлежит определенным санкциям.

В отдельных случаях, открывая небольшое предприятие, его владелец принимает решение начать деятельность как ИП и лишь затем, с развитием компании, изменить его организационную форму на юридическое лицо. В таком случае регистрацию придется проходить заново.

В связи с увеличением торговых оборотов и расстояний перевозок грузов, а также тотальной автоматизацией как производств, так и области оказания услуг, логистика с каждым годом будет обретать все большую востребованность и приносить стабильный доход. В связи с этим, своевременно став полноценным участником этой ниши бизнеса, логистическая компания может выйти в лидеры отрасли.

Организационная структура и принципы создания транспортно-логистического центра

В настоящее время отсутствует сбалансированная система организации и управления перевозками белорусского транспортного комплекса, обеспечивающая необходимую стыковку различных видов транспортных средств, а также транспортных систем сопредельных государств. Поэтому необходима логистическая структура, поддерживающая сложный процесс взаимодействия различных национальных систем и видов транспорта. Важной составляющей такой структуры должно быть взаимовыгодное взаимодействие всех участников логистических схем доставки и современное информационное обеспечение, как для принятия решений в области перевозочного процесса, так и для предоставления клиентуре информационных услуг.

Функционирование транспортно-логистического центра должно базироваться на следующих основных компонентах:

  • – единое информационное пространство, включающее совокупность информации обо всех объектах транспортного рынка (данные о грузопотоках в реальном масштабе времени, о состоянии фронтов погрузки/выгрузки, данные о заявках на погрузку). Единое информационное пространство Беларуси должно корреспондировать с базами данных стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья;
  • – единое международное транспортное пространство должно обеспечивать взаимный обмен данными о транспортных единицах, находящихся на чужих территориях;
  • – единое нормативно-правовое поле, регламентирующее технологическое взаимодействие всех участников транспортного процесса (единые правила перевозок, единые перевозочные документы, единые правила взаимодействия в транспортных узлах и др.);
  • – единая нормативно-справочная информация, включающая создание баз данных по грузам, грузоотправителям, грузополучателям, грузовладельцам, железным дорогам, маршрутам следования, речным портам, транспортным узлам, экспедиторам, операторам и другим субъектам транспортного рынка;
  • – единые направления и подходы к определению задач по разработке автоматизированных, информационно-управляющих, аналитических и других технологий и программ, являющихся едиными, универсальными и типовыми для всего транспортного комплекса.

Белорусская железная дорога является ключевым и системообразующим звеном на белорусском рынке транспортных услуг (выполняет более 70 % объема грузовых перевозок) и наиболее подготовлена технически, технологически и организационно для внедрения системы транспортно-логистических центров. Поэтому изначально транспортно-логистический центр необходимо создавать с использованием технической и технологической базы Белорусской железной дороги.

Деятельность Белорусской железной дороги с множеством структурных и функциональных подразделений характеризуются:

  • – сильной специализацией работников структурных подразделений;
  • – ярко выраженной формализацией;
  • – наличием связанных информационных систем;
  • – централизацией принятия решений;
  • – высоким уровнем интенсивности контроля.

Создание системы транспортно-логистических центров на территории Беларуси позволит:

  • – вести мониторинг изучения мировых рынков спроса и сбыта товаров и продукции;
  • – привлекать объемы международных перевозок через территорию Беларуси с участием отечественного транспортного комплекса;
  • – сделать перевозки грузов общедоступными для населения республики;
  • – выстраивать интегрированные ЛСД товаров и продукции от производителя к потребителю;
  • – реализовывать интегрированные ЛСД грузов точно в срок, в нужном объеме, в полной сохранности и по низким ценам;
  • – нести имущественную ответственность за достатку груза в полном соответствии с договором на перевозку.

В организационной структуре различных видов транспорта почти все функции управления взаимосвязаны с транспортной логистической системой. Поэтому Центральный координирующий орган должен тесно взаимодействовать с различными структурными и функциональными подразделениями всех видов транспорта, обеспечивая взаимовыгодную системную оптимизацию их деятельности и устойчивость системы транспортно-логистических центров в целом.

Транспортно-логистический центр должен играть роль основного поставщика транспортных услуг, без которого предоставляемые клиентам услуги будут лишены одного из главных потребительских свойств — быть доступными любому клиенту и освобождающими от несвойственных ему видов деятельности. Создание транспортно-логистического центра позволит увязать в единое целое задачи логистического управления внутренними и внешними процессами в ЛСД с процессами грузоотправителей (производителей), посредников и грузополучателей (потребителей). При наличии в Минском железнодорожном узле транспортно-логистического центра все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, будут объединены в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Организационная структура системы транспортно-логистических центров в Республике Беларусь должна включать центральный координирующий орган, Региональные транспортно-логистические центры, Территориальные транспортно-логистические центры, агентов Региональных транспортно-логистических центров и Территориальных транспортно-логистических центров в организациях (ГТС, МЧ, ТЭРДУП, ТЭП и др.) и филиалы-представительства центрального координирующего органа в других странах (рисунок 5.1). Совокупность расположенных в одном регионе Регионального транспортно-логистического центра, Территориальных транспортно-логистических центров и их агентов в организациях представляет собой Региональную транспортную логистическую систему (Региональную ТЛС).

Центральный координирующий орган системы транспортно-логистических центров должен выступать в качестве головного поставщика услуг, сосредоточив на себе организацию всего процесса оказания транспортных и/или сопутствующих услуг, заказанных клиентом. Основной задачей центрального координирующего органа является управленческо-координирующая работа по оптимизации взаимодействия всех участников ЛСД.

Региональные транспортно-логистические центры должны располагаться в областных центрах республики. Важной особенностью создания Региональных транспортно-логистических центров в областных центрах республики является то, что практически все они расположены в местах прохождения международных транспортных коридоров. Региональные транспортно-логистические центры должны выступать в качестве поставщиков услуг, организующих процесс оказания транспортных и/или сопутствующих услуг в части заказа, выделенной им головным поставщиком. Это может быть как организация и осуществление всей ЛСД, так и отдельных ее элементов.

Территориальные транспортно-логистические центры должны располагаться в местах, требующих оперативного взаимодействия с поставщиками услуг по реализации ЛСД. Такими местами могут быть крупные промышленные районные центры, транспортные узлы взаимодействия различных видов транспорта, места прохождения международных транспортных коридоров (рисунок 5.2).

Разработка организационной структуры системы транспортно-логистических центров в Республике Беларусь, обеспечивающей механизм оптимального взаимовыгодного взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов, структур различных видов транспорта, других участников ЛСД, должна строиться на основе согласования целей и задач системы транспортно-логистических центров с экономическими интересами всех участников ЛСД.

Рисунок 5.1 — Структурная схема организации сети ТЛЦ

Рисунок 5.2 — Наиболее рациональная схема организации системы ТЛЦ в Республике Беларусь

Примерная схема организационно-функциональной структуры транспортно-логистического центра представлена на рисунке 5.3.

Структура управления транспортно-логистическим центром приведена на рисунке 5.4.

Рисунок 5.3 — Организационно-функциональная структура транспортно-логистического центра

Рисунок 5.4 — Структура управления транспортно-логистическим центром

Региональным транспортно-логистическим центром должен стать многофункциональный терминальный комплекс, расположенный в узле транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения, обеспечивающий клиентуру комплексным транспортно-экспедиционным и сервисным обслуживанием на основе координации и согласования экономических интересов участников транспортно-логистического процесса, интеграции товароматериальных и финансовых потоков. Территориальные транспортно-логистические центры могут быть сооружены на свободных площадках размером не менее 40 гектаров и возможностью расширения терминального комплекса до 100 гектаров. Новое строительство требует значительных капитальных вложений, в том числе привлечения государственных финансовых резервов.

Региональный транспортно-логистический центр должен выполнять следующие функции:

  • – вести балансирование процесса пропуска грузопотока внутри региона; организовывать пропуск грузов на стыках со смежными видами транспорта (в портах и пограничных переходах); организовывать бесперебойную выгрузку на базе своевременного подвода грузов к крупным промышленным предприятиям;
  • – осуществлять информационную поддержку перевозки в рамках региона;
  • – регулировать подвод груза к межтранспортным стыковым пунктам в установленное время на базе взаимодействия с партнерами (5-6-тидневный прогноз, согласованность родов груза, даты прибытия и др.);
  • – осуществлять организацию перевозок внутри региона с учетом нескольких видов транспорта на базе логистических принципов;
  • – вести планирование перевозок на базе заявок, поступающих в Региональный транспортно-логистический центр;
  • – обеспечивать слаженное технологическое взаимодействие всех участников транспортировки грузов в конкретном регионе.

Можно выделить следующие основные принципы построения транспортно-логистического центра:

  • 1 Транспортно-логистический центр организуется как коммерческое предприятие, нацеленное на получение коммерческой выгоды за счет разработки и организации оптимальных логистических схем транспортировки грузов всеми видами транспорта.
  • 2 Одним из оптимальных вариантов организационно-правовой формы при построении транспортно-логистического центра следует считать создание на базе существующей инфраструктуры транспортного узла, в первую очередь железнодорожного, как имеющего наиболее развитую инфраструктуру, совместно с другими участниками ЛСД, обеспечивающими выполнение сопутствующих услуг, при непосредственной координации соответствующих структур Министерства транспорта.
  • 3 Центральный координирующий орган должен выступать в качестве головного поставщика услуг и генерального транспортного агента, который должен «максимально замкнуть на себя всех участников ЛСД».
  • 4 В состав Регионального транспортно-логистического центра могут входить Территориальные транспортно-логистические центры, а также ТЭРДУП, МЧ, ЦУТО, ГТС, АТЭП и др.
  • 5 Системы планирования и управления транспортно-логистического центра должна охватывать всю ЛСД сырья, материалов или готовой продукции.
  • 6 Одно из важных преимуществ развития транспортного комплекса узла на основе логистической концепции заключается в повышении уровня взаимовыгодного взаимодействия и координации между всеми участниками ЛСД.
  • 7 Эффективность выполнения локальных операций и процедур транспортно-логистическим центром должна оцениваться с точки зрения вклада в конечные результаты деятельности всех участников ЛСД — получение коммерческой выгоды.
  • 8 Транспортно-логистический центр должен предоставлять клиентам максимальное количество услуг в объеме «эталонного» транспортно-экспедиционного обслуживания, переключив их на себя со смежных структурных подразделений Министерства транспорта, выполняющих их разрозненно и в ограниченном количестве.
  • 9 Применяя логистические методы при выполнении транспортно-экспедиционных операций, необходимо добиваться существенного снижения уровня общих транспортно-логистических издержек. Это будет способствовать снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте и в нужное время для конкретного потребителя.

Внедрение концепции логистики позволит:

  • – увеличить доходы транспортного комплекса страны и в целом ВВП республики;
  • – гармонизировать внутренние бизнес процессы транспортного комплекса республики, повысить эффективность деятельности структурных и функциональных подразделений Министерства транспорта;
  • – сократить транспортно-логистических издержки и уменьшить себестоимость операций, связанных с транспортировкой грузов;
  • – увеличить количество потенциальных и фактических клиентов, удержать и расширить рынок сбыта своих услуг;
  • – повысить качество обслуживания заказов клиентов различными видами транспорта, укрепить репутацию и авторитет транспортного комплекса в целом;
  • – повысить конкурентоспособность транспортного комплекса республики в условиях жесткой конкуренции на международном рынке транспортных услуг.

Оформление документации

Стандартно подобные организации регистрируются как ЗАО, ООО или ОАО, реже в качестве предпринимателя без юридического лица. Любая из перечисленных правовых форм достойна на существование, но не лишена определенных особенностей. Стоит разобраться:

  1. ПБОЮЛ отличается наличием налога на добавочную стоимость.
  2. ОАО и ЗАО прекрасно подойдут, если по плану вы собирались организовать быстрое и значительное расширение бизнеса. Эти же обе правовые формы достаточно трудоемко и долго получаются, сопровождаясь тоннами официальных бумаг, часами в ожидании своей очереди и потерянными нервами.
  3. ООО лучше всего подойдет конкретно для начинающего предпринимателя. Конечно, оформляется регистрация тоже значительно количество времени, зато возможностей достаточно именно для того, чтобы создать собственную компанию с нуля.

Дабы не тратить собственное драгоценное время на бумажную волокиту, стоит обратиться в специализирующуюся на данных вопросах фирму. Прежде чем начать работать с ней, обязательно сверьтесь с отзывами о ее услугах, с ее репутацией в плане надежности и скорости.

Закупка оборудования

Как и в любом бизнесе, бизнес-процессы вашей личной логистической компании потребуют присутствия на предприятии конкретного оборудования. Несомненно, покупать по возможности лучше новое, дабы уберечь себя и бизнес от будущих проблем. Кроме того, на новое оборудование всегда налагается гарантия, позволяющая вызвать бесплатного мастера для ремонта неполадок.

Первое, в чем нуждается транспортный бизнес и логистика – закупка рокл. Стандартно на предприятии необходимо иметь по одной рокле на сотрудника. Помимо этого, на складах понадобится вилочный погрузчик, работающий с поддонами, на которых станут доставляться грузы.

Стоит он довольно дорого, потому начинающие владельцы бизнеса часто покупают данный аппарат в б/у. Делать так можно, но исключительно с предварительной проверкой мастером работоспособности аппарата и наличия внутренних поломок.

Кстати, начало работы организации вовсе может обойтись без погрузчика, особенно если среди потенциальных клиентов нет предприятий с крупногабаритным грузом. Зато без мелкого инвентаря не обойтись вовсе. В перевозках грузов важна надежность, потому запасы стретч-ленты и рабочего скотча не должны заканчиваться ни на день работы предприятия.

Персонал

В самом начале владелец постарается обойтись минимальным набором сотрудников, оплачивая их работу чуть больше, но и нагружая их большим количеством обязанностей.

Владелец сам наверняка станет выполнять работу бухгалтера и ответственного за связи с клиентурой. Помните, что проект по перевозке грузов достаточно выматывающий, а потому долгое время держать одних работников на нескольких должностях не стоит, это снизит их продуктивность.

Собственно, кто конкретно нужен для быстрой и эффективной транспортировки товаров заказчика? В список обязательных вакансий входят:

  1. Бухгалтер, отвечающий за кассовую дисциплину и работу с документацией.
  2. Менеджер по работе с заказчиками, он же отвечающий по грузоперевозкам.
  3. Водитель грузового транспорта. На каждое авто стоит брать по два, а в будущем и по три человека для безопасных круглосуточных поездок по стране. Кроме того, чем больше людей, тем быстрее станут осуществляться погрузки и выгрузки грузов.
  4. Механик, осуществляющий контроль за всеми аппаратами и техническими средствами на предприятии. До покупки в парк 6-7 авто данного человека можно нанимать из других организаций.

План расходов

Составлять таблицу затрат мы станем на примере небольшой логистической фирмы в крупном региональном городе России.

Предположим, что данная организация занимается доставкой грузов исключительно в пределах страны. Для возможности закупить все необходимое владелец решил кредитоваться, поэтому фирме также придется ежемесячно выплачивать сумму по кредиту. Таблица расходов на первое время в данном случае выглядит следующим образом:

Строка расходов Сумма затрат, тыс. руб.
1 Первоначальная аренда за два месяца 60
2 Косметический ремонт 20
3 Мебель в офис 100
4 Коммунальные услуги и средства связи 30
5 Оформление документов 25
6 Заработная плата всех сотрудников 250
7 Покупка оборудования 700
8 Маркетинговая кампания 30
9 Закупка автомобилей 5 000
10 Выплата по кредиту 50
11 Непредвиденные расходы 50
Итого: 6 315

Организуя собственное предприятие, предполагайте, что денег на стартовые закупки у вас выйдет около шести с половиной миллионов. Решите для себя, стоит ли игра свеч, ведь риск не выйти за пределы конкуренции существует.

По плану некоторые из вышеперечисленных строк расходов являются ежемесячными, а именно выплата аренды, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, выплата по кредиту и поддержание рекламы.

Видео: 5 шагов достижения успеха в транспортной логистике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *