Ликвидация некоммерческой организации

Содержание

Ликвидация некоммерческой организации пошаговая инструкция

Ликвидация некоммерческой организации

Последний вариант возможен в случае грубейших нарушений со стороны учредителей как на момент регистрации. так и в процессе деятельности. Например, отсутствуют необходимые лицензии, или организация вела деятельность, противоречащую законодательству.

Ст. 123.20 ГК РФ указывает на то, что закрытие фонда осуществляется только по решению судебных органов, куда подают документы его учредители.

Особенности ликвидации АНО

Важно: Согласно ст.

22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей», все документы для ликвидации АНО предоставляются в уполномоченные органы не раньше чем через два месяца после утверждения решения о предстоящем закрытии. Отклонение от первоначальных целей, которые преследовались учредителями в момент регистрации организации. Невозможность осуществления запланированных мероприятий, связанных с достижением целей.

Ликвидация НКО: как это происходит

Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также сам порядок действий в данном случае. Итак, в первую очередь, необходимо установить, кто может выступать инициатором в случае НКО, и по каким причинам.

Если посыл идёт от учредителей, то мотивация для этого вполне ясна и прозрачна: НКО достигла цели, для которой открывалась; Истёк срок, отведённый на деятельность организации, прописанный в уставе; Наблюдается нецелесообразность дальнейшего функционирования (не достаточное финансирование, невозможность достижения поставленных целей и т.д.)

№ 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» . принятие решение о ликвидации некоммерческой организации; формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, установление порядка и сроков ликвидации; публикация сообщения о организации в органах печати; составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами; составление и утверждение ликвидационного баланса; государственная регистрация юридического лица в связи с.

Ликвидация общественной организации пошаговая инструкция

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии с приложением сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) по форме № РН0006, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г.

№ 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах); 3.

Задача ПЛБ выявить все статьи финансовой деятельности и привести к созданию «нулевого» баланса.

Кроме того по решению суда, организацию можно ликвидировать, если ее деятельность проводилась без лицензии, или ее деятельность вовсе была запрещена на законных основаниях.

Деятельность организации подлежит прекращению, если она велась в противоречии с целями, оговоренными в уставе, при учреждении компании.

В других случаях ликвидация некоммерческой организации предусматривается согласно Гражданскому кодексу.

Ликвидация некоммерческой организации (Ликвидация НКО)

Упрощенно процедуру ликвидации можно разделить на следующие этапы: Принятие решение о ликвидации→формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)→публикация сообщения о в органах печати→составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса→осуществление расчетов с кредиторами→составление и утверждение ликвидационного баланса→государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Нужно закрыть некоммерческую организацию

Под ликвидацией действующее законодательство понимает прекращение деятельности юридического лица без передачи прав и обязанности третьим лицам.

Простыми словами в результате проведения процедуры ликвидации в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации и не остается правопреемника.

В других случаях, когда подобной записи нет, о ликвидации говорить нельзя, все остальное псевдоликвидация.

К такого рода псевдоликвидации можно отнести предложения реорганизовать НКО или просто сменить руководителя и адрес НКО.

Ликвидация АНО — пошаговая инструкция, стоимость, по решению суда

В процессе ликвидации автономной некоммерческой организации понадобится предоставить ряд документов в органы регистрации юридических лиц:

  • оригинал свидетельства о регистрации в органах регистрации юридических лиц;
  • заявление о намерении прекратить деятельность организации;
  • ликвидационный баланс организации, который имеет специальную отметку налоговой инспекции;
  • квитанция об уплате государственного сбора;
  • справка о том, что печать юридического лица изъята;
  • справка из пенсионного и страхового фонда;
  • копия публикации объявления о намерении ликвидировать организацию;
  • список всех членов управленческого органа организации;
  • ИНН учредителя или всех учредителей, паспортные данные (должны прилагаться ксерокопии паспортов с ФИО и местом регистрации);
  • если состав учредителей менялся в поточном году, необходимо предоставить копию документов о кадровых переменах или их отсутствия;
  • необходимо сделать копию государственного реестра;
  • копия внутреннего устава организации, который составляется на момент учреждения организации;
  • должна также прилагаться контактная информация и телефон главбуха.

Важно: Стоит помнить, что необходимо уделить особое внимание составлению всех документов, фактические ошибки могут стать причиной отказа в ликвидации и спровоцировать ряд внутренних разбирательств.

Стоимость

В процессе ликвидации АНО предусматривается государственный сбор, который оговаривается действующим законодательством, на сегодняшний день эта сумма составляет 400 рублей.

Также управляющий орган организации имеет право воспользоваться услугами юридической фирмы, которые проведут ликвидацию.

Каждый юрист может запросить свою цену в процессе закрытия, это зависит от способа прекращения деятельности, в случае ликвидации некоммерческой организации с долгами стоимость услуг будет значительно выше. Как правило, стоимость услуг может составить от 30 тысяч и до 150 тысяч.

Важно: Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица происходит только в момент закрытия данных об АНО в государственном реестре.

При альтернативных методах ликвидации юридическое лицо по-прежнему остается действующим и всегда есть вероятность предъявления судебных исков или кредитных взысканий.

Порядок добровольной ликвидации АНО

В случае добровольной ликвидации автономной некоммерческой организации, процесс занимает наиболее длинный промежуток времени, но это один из самых лучших методов.

  1. Необходимо утвердить решение о ликвидации. В течение трех дней с момента принятия решения необходимо подать документы в местное представительство Министерства Юстиции.
  2. После чего принимается внутреннее решение о составе ликвидационной комиссии и обговаривается план проведения ликвидации. В Министерство Юстиции подается уведомление по форме РН0006 + персональные данные о ликвидаторе. После назначения ликвидатора управление организацией полностью переходит в его руки.
  3. Производится публикация объявления о предстоящей ликвидации. Кредиторам должно предоставляться не менее двух месяцев для предъявления требований.
  4. Необходимо также проинформировать кредиторов в письменном виде, о принятии решения прекратить деятельность АНО.
  5. Составляется промежуточный баланс по форме РН0007 по истечении двух месяцев с момента публикации объявления. В отчет должны войти сведения:
    • об имуществе организации.
    • о состоянии кредитных обязательств и задолженностей перед бюджетом.
    • список требований кредиторов и результаты их рассмотрения.
  6. Если компании не хватает средств для погашения долгов, ликвидатор обязан произвести аукцион имущества компании. Выплата средств по долговым обязательства в порядке очереди, которая предусматривается ГК РФ.
  7. Предоставление ликвидационного баланса.
  8. Регистрация ликвидации АНО.

Протокол и его образец

Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции.

Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать. Документ должен быть заверен всеми учредителями.

Также документируется процесс ания, на основании, которого принималось решение о ликвидации и составлении ликвидационной комиссии.

Важно: После того, как процесс ликвидации будет завершен, выдается соответствующий документ о снятии учета с государственного реестра.

По решению суда

Также автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда. В этом случае учредителям не требуется проводить все внутренние процессы подготовки.

Ликвидация происходит в момент постановления суда, на основании заявления уполномоченных органов, которые могут возбудить судебное разбирательство в случаях, предусмотренных действующим законодательством и потребовать ликвидировать АНО.

После того как решение вступает в силу, в управление организации о регистрации юридических лиц приходит копия решения суда, на основании которого происходит регистрация ликвидации и снятие с реестра юридического лица.

Законодательством предусматриваются нормативные нормы проведения ликвидации всех видов юридических лиц и предпринимателей, поэтому лучше всего получить квалифицированную помощь специалистов, которые помогут разобраться с нюансами именно в случае прекращения деятельности АНО.

Как правило, процесс ликвидации занимает очень много времени, поэтому не исключено применение методов альтернативной ликвидации.

Сдача отчетности при ликвидации ООО описывается тут.

Отзывы о ликвидации ООО через оффшор вы можете найти на этой странице.

Ликвидация некоммерческого партнерства: инструкция, порядок

Добавлено в закладки: 0

И физические, и юридические лица могут создавать некоммерческие объединения и осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако прибыль с этой деятельности, согласно ГК РФ и законодательству, регламентирующему деятельность таких партнёрств в году, должна быть истрачена только на те задачи, которые прописаны в Уставе партнёрства.

Некоммерческая организация не имеет права закрыться просто так, она подвергается сложной процедуре ликвидации. В свою очередь существует определённый порядок ликвидации некоммерческого партнёрства, который необходимо соблюдать на основании российского законодательства.

Завершением процесса является окончательная остановка деятельности партнёрства. В этом случае права и обязательства партнёра к правопреемникам не переходят. Для правильного закрытия объединения необходимо знать, как ликвидировать товарищество правильно и соблюсти установленный законодательством порядок. Лучшим выходом станет консультация специалиста по данным вопросам.

Дачное некоммерческое сообщество

Ярким примером некоммерческого партнёрства является дачное некоммерческое сообщество, когда несколько учредителей создают некоммерческую организацию, объединяя свои дачные участки или загородные участки с жилыми строениями.

Ликвидация дачного некоммерческого партнёрства не отличается от закрытия любого другого партнёрства. Как правило, бухгалтерия такого сообщества отличается своей простотой и не требует тщательной проверки.

У такой формы юридического лица очень много своих плюсов. Люди, объединённые одной целью, действуют слаженно и оперативно, и быстро добиваются намеченных результатов.

Основания для ликвидации

Закрытие некоммерческого партнёрства происходит в двух случаях:

  1. По решению учредителей партнёрства если достигнуты цели, намеченные при создании объединения; если учредители потеряли интерес к деятельности организации; если срок, на который было организовано сообщество, истёк.
  2. По решению суда если осуществляемая товариществом деятельность вне закона или нуждается в лицензировании; если оно не выполняет судебные предписания; если деятельность партнёрства осуществляется с нарушением действующего законодательства.

Стадии закрытия

Основные этапы закрытия сообщества состоят из:

  • печать в «Вестник государственной регистрации» о намерении закрыть сообщество;
  • полный расчёт с кредиторами;
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса (формируется после истечения времени, когда закончится срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять требования);
  • госрегистрация партнёрства в связи с закрытием.

В пятидневный срок Федеральная налоговая служба вносит в реестр соответствующую запись о прекращении работы партнёрства. А затем направляет учредителям организации извещение о том, что информация внесена в реестр и зарегистрирована.

Для проведения процедуры ликвидации, необходимо наличие определённой документации:

  • извещение о решении ликвидировать объединение – 2 экземпляра;
  • извещение о создании ликвидирующей комиссии и назначении конкурсного управляющего – 2 экземпляра;
  • протокол о ликвидации некоммерческого партнёрства – 2 экземпляра;
  • экземпляр журнала, где было сделано объявление о ликвидации.

Следующая стадия ликвидации предполагает предоставление следующей документации:

  • извещение о формировании промежуточного ликвидационного баланса – 2 экземпляра;
  • промежуточный ликвидационный баланс – 2 экземпляра;
  • заявление на госрегистрацию в связи с закрытием – 2 экземпляра;
  • устав и свидетельство о госрегистрации партнёрства (подлинники) – 2 экземпляра;
  • ликвидационный баланс – 2 экземпляра;
  • квитанция об оплате госпошлины (оригинал + копия).

Инструкция по закрытию

Пошаговая инструкция по завершению деятельности некоммерческого объединения включает в себя несколько важных моментов:

  1. Принятие решения о закрытии. Собрание учредителей принимает решение о закрытии и по итогу составляется протокол о ликвидации некоммерческого партнёрства, образец которого можно найти в сети. Если один или несколько учредителей выступают против такого действия, то будет проводиться ликвидация некоммерческого партнёрства по решению суда.
  2. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. С момента назначения только ликвидатор осуществляет какие-либо действия и принимает решения от имени партнёрства.
  3. Сбор документации и подача в регистрационный орган (осуществляется в трёхдневный срок с момента принятия решения о закрытии).
  4. Публикация в СМИ. В объявлении указываются контакты объединения и сроки, когда могут быть предъявлены кредитных требований.
  5. Составление промежуточного баланса. Данная операция позволяет свести активы и пассивы воедино и существенно упростить проверку налоговой. После завершения данного этапа в регистрирующий орган направляется уведомление.
  6. Погашение имеющихся долгов. Если объединение отказывается погашать долги и отрицает требования кредиторов, тогда решение принимают судебные органы.
  7. Формирование ликвидационного баланса. При отсутствии долгов ликвидационный баланс будет совпадать с промежуточным. При уплате имеющихся долгов, сумма будет отлична ровно на сумму выплат.
  8. Оплата госпошлины. Если в отношении компании проводится процедура банкротства, госпошлиной не облагается.
  9. Изъятие из единого государственного реестра юридических лиц. Этот этап является завершающим. После подачи в налоговый орган всей документации, выдаётся свидетельство о закрытии партнёрства.

Представляя себе все этапы проведения процедуры ликвидации, представляется возможны легко понять, как закрыть некоммерческое товарищество в соответствии с действующим законодательством.

Принудительная ликвидация

Существует такое понятие как принудительная ликвидация некоммерческого партнёрства. Как правило, решение о принудительном закрытии принимается, при условии, что сообщество нарушает законодательство или бездействует (товарищество не осуществляет заявленной некоммерческой деятельности).

Однако, нередки случаи, когда решение о ликвидации отменяется в судебном порядке. Для этого учредители должны предоставить доказательства деятельности партнёрства (свидетельские показания или соответствующие документы), или доказать, что обвинения являются ложными и неправомерными.

У сообществ, не осуществляющих коммерческую деятельность, как правило, простая бухгалтерия и процесс ликвидации осуществляется быстрее. Обычно промежуточный баланс такого партнёрства утверждается без выездных проверок налоговой инспекции, и она не проводит дополнительных проверок, что сокращает время процедуры.

После ликвидации некоммерческой организации прекращаются не только её права, но и обязанности. Имущество, находившееся на балансе компании, распределяется между его участниками. Во время процесса ликвидации объединение существует на утверждённый на это время бюджет.

Если соблюдать установленный законом порядок и действовать грамотно, процедура ликвидации пройдёт довольно быстро и не доставит дополнительных хлопот. Однако, человеку, далёкому от юридической практики довольно сложно справиться с такой задачей, может возникнуть ряд трудностей. Именно поэтому лучшим выходом станет обращение к специалистам.

Ликвидация нко пошаговая инструкция

Совет 1: Как закрыть общественную организацию

Пакет документов должен состоять из уведомления о том, что было принято решение о ликвидации общественной организации по форме РН0005; уведомление о назначении ликвидационной комиссии, а также ликвидатора некоммерческой организации по форме РН0006; протокол о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии в двух экземплярах. Ликвидационная комиссия должна утвердить промежуточный ликвидационный баланс и направить в регистрирующий орган уведомление о том, что был составлен этот документ по форме РН0007.

Как проводится ликвидация некоммерческой организации

Как проходит ликвидация АНО (автономной некоммерческой организации)

Ликвидация АНО должна производиться только по строго определенной процедуре, которая должна быть известна всем ее учредителям, а также сам процесс проходит только в несколько специализированных этапов. При этом ликвидации может быть реализована как учредителями организации, так и специализированными государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями для этой работы.

Какие этапы должны быть пройдены при ликвидации АНО Важно знать, как именно осуществляется этот процесс, а для этого первоначально выносится специальное решение о ликвидации.

Как ликвидируется некоммерческое партнерство

Участники такой организации, согласно действующему законодательству, отчуждают в пользу организации имущество, которое необходимо для достижения тех целей, которые обозначены в Уставе.

Закон предусматривает, что имущество может быть приобретено на членские взносы. Что касается порядка внесения членских взносов, то это определяется Уставом такой организации.

В большинстве случаев членские взносы осуществляются в денежной форме, тем не менее они могут осуществляться и иным путем.

Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческой организации

Некоммерческая организация – это юридическое лицо, главной целью деятельности которого не является извлечение прибыли. Такое предприятие создаётся на основании членских взносов его участников.

Как правило, целями деятельности некоммерческого предприятия является достижение и удовлетворение культурных, моральных, общественных, политический, научных и других целей и потребностей общества.

Законодательство О ликвидации предприятия речь в ст.

Ликвидация нко пошаговая инструкция в 2015 году

В 2014 году были внесены некоторые изменения в Законе об ООО, а именно как открыть свое дело в 2015 году. Подробная пошаговая инструкция для регистрации ООО. Индивидуальный предприниматель «ПЛЮСЫ»: 1. Самое существенное преимущество является упрощенная процедура регистрации в качестве ИП: — государственная регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления Вами документов в регистрирующий орган.

а также территориальные подразделения внебюджетных фондов Пенсионный фонд и Фонд социального страхования — ПФР и ФСС. Сам процесс регистрации включает в себя три этапа: Подготовка необходимой документации. Вся информация Специфика закрытия Под закрытием или ликвидацией понимают полное прекращение существования организации как юридического лица, а, следовательно, и участника гражданско-правовых отношений.

Как у Обществ, деятельность НКО регулируется федеральным законом №129-ФЗ, принятым в августе 2001 года. Однако НКО, как и любая юридическая структура, может стать невостребованной, тогда вам будет необходима ликвидация некоммерческой организации. При этом она может быть как добровольной, так и принудительной.

В случае принудительного ликвидирования инициатором процедуры может выступать государственный представитель или один из контрагентов компании, обратившийся в установленном порядке в арбитражный суд.

В случае ликвидации добровольно заявителем может быть сама компания, если: ее Уставом предусмотрена ликвидации при выполнении НКО поставленных перед ней задач, цели и задачи НКО не могут быть достигнуты, средств для ведения деятельности не достаточно (банкротство), сменились направления деятельности.

Обратившись в «Юрист-Ликвидатор», вы можете получить подробные консультации по вопросам ликвидирования НКО, а также заказать у нас выполнение услуг под ключ. Этапы ликвидации некоммерческой организации Обсуждение целей с клиентом Оставить заявку Документы Перечень документов для проведения данной процедуры может отличаться в зависимости от выбранного метода закрытия НКО.

Но просто закрыть главный офис не получится, для прекращения деятельности предстоит пройти сложный путь.

Порядок ликвидации АНО предусмотрен действующим законодательством ГК РФ . Условия Учредители обязаны информировать общественность о намерении ликвидировать АНО, но от объяснений причин закрытия руководство может отказаться. Также стоит учитывать, что процесс займет достаточно много времени, даже если совет директоров примет решение придерживаться альтернативного метода.

Законодательством предусматривается соблюдение условий для ликвидации автономной некоммерческой организации: наличие пакета документов; проведение ания о ликвидации организации в присутствие всех учредителей; подать объявление в редакцию уполномоченной газеты, о намерении провести ликвидацию организации; проведение ликвидации начинается через два месяца после размещения объявления в средствах массовой информации; формирование ликвидационной комиссии и ликвидатора; составить промежуточный баланс;

составление уведомления в уполномоченные органы регистрации юридических лиц о намерении закрыть организацию с предоставлением всех необходимых документов и сведений о ликвидаторе. необходимо предоставить данные о ликвидационном балансе организации; необходимо сдать печать юридического лица и получить соответствующую справку; необходимо подать соответствующие документы в Министерство Юстиции.

Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный, последовательный и многоэтапный процесс, который требует знания соответствующих законов и множества нюансов

Как закрыть общественную организацию пошаговая инструкция

Несмотря на все особенности форм деятельности, ликвидация некоммерческой организации – вполне распространённое явление. Учитывая, что данная форма организации является юридическим лицом, осуществление данного процесса должно проводиться в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.

В частности, процедура регулируется положениями из Гражданского кодекса, а также рядом законов и указов. Мы рассмотрим основные причины, по которым может проводиться ликвидация НКО, а также сам порядок действий в данном случае.

Закрытие некоммерческой организации: инициаторы, причины и последствия Итак, в первую очередь, необходимо установить, кто может выступать инициатором в случае ликвидации НКО, и по каким причинам.

Очень важно с самого начала определить оптимальный путь ликвидации бизнеса, приняв во внимание все аспекты ликвидируемого субъекта хозяйствования, в частности такие, как его организационно-правовую форму, состав участников, его финансовое положение, наличие активов и пассивов, их соотношение, определить, обременено ли имущество такого предприятия залогами (ипотеками), установлены ли какие-либо запреты на его отчуждение (аресты), а также учесть временной фактор урегулирования взаимоотношений с дебиторами и кредиторами, в том числе и с теми, с которыми возникли споры, находящиеся на рассмотрении в судах, и трудовым коллективом, и прочее.

Ликвидация нко: как это происходит

Решения о закрытии обособленных подразделений принимаются полномочными органами согласно с уставными документами; 7) следует обратиться с заявлениями в соответствующие органы лицензирования для аннулирования разрешительных документов (лицензий, разрешений и прочих); необходимо также осуществить все необходимые действия для урегулирования вопросов, связанных с взысканием задолженности с контрагентов, которые не могут или не хотят добровольно выполнять обязательства перед ликвидируемым предприятием; 9) следует провести оценку и инвентаризацию активов (имущества) юридического лица; 10) одним из важных вопросов, который необходимо разрешить в ходе ликвидации юридического лица, является вопрос увольнения сотрудников, пребывающих в трудовых отношениях с таким юридическим лицом.

Порядок и сроки регистрации общественной организации

Обращаем внимание, что кредиторские претензии (требования), которые были заявлены с пропуском срока для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения претензий (требований) кредиторов, которые заявили их своевременно.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Важно

Процедура банкротства НКО может быть начата по инициативе или по заявлению кредитора такой некоммерческой организации, а также по решению самой организации, имеющей долги перед бюджетом, внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФОМС) и иными кредиторами.

При банкротстве некоммерческой организации всё её имущество подлежит продаже на публичных торгах в порядке конкурсного производства, в связи с чем будут получены денежные средства, которые направляются на погашение задолженности НКО в порядке очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

По окончании процесса банкротства некоммерческой организации налоговые органы вносят запись о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ в связи с несостоятельностью (банкротством).

Ликвидация некоммерческой организации, порядок и способы закрытия нко

В случае ликвидации автономной некоммерческой организации, которая не вела предпринимательской деятельности, данная процедура довольно проста, так как она не включает фиксацию движения финансовых средств по счетам. По этой же причине довольно часто налоговая отказывается от проведения выездных проверок.

  • Следующая стадия – расчёт с кредиторами и сотрудниками организации в соответствии с Трудовым и Гражданским кодексом Российской Федерации.
  • После того, как все долговые обязательства полностью погашены, составляется окончательный ликвидационный баланс.
    Именно этот документ является главным основанием для официального закрытия НКО.
  • Если после расчётов на балансе некоммерческой организации остались средства, они распределяются между участниками в порядке, прописанном в уставе.

Ликвидация нко

Внимание

Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процедуру прекращения деятельности и закрытия общественного объединения (организации и движения), некоммерческого партнёрства, частного учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации и союза с внесением соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ликвидация или закрытие некоммерческой организации осуществляется порядке, предусмотренном гражданским кодексом РФ, законом о некоммерческих организациях и законом о государственной регистрации юридических тиц и индивидуальных предпринимателей.

Для этого Минюст вправе предоставить суду доказательства, которые подтвертдят те обстоятельства, на которые ссылается соответствующее управление Минюста, выступающее с ходатайством о ликвидации недействующей организации. Ликвидация НКО через вынесение судебного решения о закрытии недействующей некоммерческой организации может быть обжаловано представителем такой организации.

Судебное решение о ликвидации недействующей некоммерческой организации является основанием для внесения записи о закрытии НКО в ЕГРЮЛ. По решению арбитражного суда некоммерческая организация может быть признана банкротом (несостоятельной).

Банкротство некоммерческой организации (несостоятельность НКО) может наступить вследствие неисполнения ею своих финансовых обязательств и наличия долгов перед кредиторами при условии, что превышен крайний срок исполнения обязательств, предусмотренный договором и (или) законом.

Неофициальная альтернативная ликвидация некоммерческой организации путем смены руководящих органов НКО (директора, президента, председателя и др.

) 1,5 месяца 14 рабочих дней 30000 рублей Неофициальная альтернативная ликвидация некоммерческой организации путем смены руководящих органов и юридического адреса НКО 1,5 месяца 14 рабочих дней 50000 рублей Официальная ликвидация недействующей некоммерческой организации по решению суда и инициативе Минюста более 1 года — договорная Официальная ликвидация некоммерческой организации в результате несостоятельности (банкротство НКО) от 6 месяцев — договорная Порядок закрытия НКО по решению органов управления НКО производится в той же последовательности, что и закрытие общества с ограниченной ответственностью.

Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.

О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.

Законодательство

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).

Так как некоммерческие организации приравниваются к юридическим лицам, то прекращение их существования признается только после внесения изменений в ЕГРЮЛ. До этого момента организация считается действующей, её работа регулируется законодательными актами.

Возможные причины

Согласно законодательным нормативам, основанием для инициализации прекращения деятельности могут выступать следующие факторы:

  • добровольное решение юридического лица (или уполномоченной на то личности с предоставленными ей полномочиями);
  • решение суда о ликвидации недействующих некоммерческих организаций;
  • банкротство (могут инициировать при накоплении долговых обязательств).

Необходимая документация

Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).

Основные требования к протоколу собрания НКО о ее ликвидации следующие:

  • указаны место и дата проведения собрания;
  • есть содержательная часть протокола, где и указаны рассматриваемые вопросы;
  • есть приложение к протоколу (где отражаются результаты голосования, а также перечень всех тех, кто присутствовал в зале);
  • документ подписан всеми членами руководящего состава.

Только после этого отправляется уведомление о принятии решения в ФНС – именно этот орган уполномочен вносить изменения в ЕГРЮЛ и прекращать деятельность юридического лица.

Порядок ликвидации НКО: пошаговая инструкция

Порядок действий при ликвидации НКО включает следующие шаги:

  1. Принятие решения на общем собрании.
  2. Уведомление ФНО о прекращении деятельности. Для этого подается документ по форме РН0005, к нему прикрепляют копию протокола собрания вместе с результатами голосования.
  3. Оповещение кредиторов и должников о ликвидации организации. Все имущественные претензии принимаются в течение последующих 2-х месяцев.
  4. Ликвидация автономной некоммерческой организации с последующим созданием ликвидационного баланса – он будет использоваться для заключительных финансовых расчетов с должниками и кредиторами.
  5. Расторжение всех договоров, в том числе с сотрудниками, как того требует Трудовой Кодекс РФ.
  6. Составление окончательного ликвидационного баланса, получение извещения от налоговой (об окончании процесса ликвидации).
  7. Подача сводки о ликвидационном балансе в ФНС, после чего вносятся окончательные сведения в ЕГРЮЛ.

Все оставшиеся финансовые средства после прекращения деятельности распределяются между участниками, прописанными в уставе организации. Это допускается только при отсутствии имущественных претензий и активных рассматриваемых в судовом порядке дел.

Порядок использования имущества

Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.

Госпошлина за начало процесса ликвидации НКО составляет 800 рублей. Не взимается эта сумма только в тех случаях, когда прекращение деятельности было вызвано банкротством юридического лица.

Сроки

Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.

Судебная практика

В течение 2 месяцев с момента получения извещения ФНС ведется прием имущественных претензий со стороны кредиторов и должников. Если есть спорные моменты, они рассматриваются в судебном порядке, а завершение ликвидации осуществляется только после решения всех споров и исполнения обязательств.

Вопрос-ответ

Нарушение нормативов процесса ликвидации влечет за собой не только отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ, но и наложение штрафов, санкций. Поэтому все неясные моменты лучше уточнять заблаговременно.

Где найти решение суда о ликвидации некоммерческой организации?

Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).

Информация о прекращении деятельности НКО также публикуется в СМИ (согласно законным нормативам), без этого завершить ликвидацию не получится.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации НКО?

Ликвидатором может выступать абсолютно любое лицо, полномочия для которого были установлены общим решением собрания руководителей некоммерческой организации. Естественно, в некоторых случаях такие полномочия берут на себя судебные исполнительные органы.

Образцы документов

Протокол (решение) о ликвидации

Образец протокола общего собрания о добровольной ликвидации некоммерческой организации вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/MjnmfThsYSKYKg

Заявление в суд

Шаблон заявления в суд мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/0rN1grGZfhShSw

Таким образом, ликвидация НКО – довольно сложный с юридической точки зрения процесс, инициировать который могут по добровольному соглашению руководящего состава либо через судебное решение. Завершается данный процесс внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и выдачей уведомления об этом уполномоченному лицу.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Как проходит ликвидация общественной организации

Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства (ФЗ «Об общественных организациях»).

Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

Общественные организации могут быть в виде:

  • политических партий;
  • гражданских объединений;
  • профсоюзов;
  • других форм.

Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

  • добровольного;
  • принудительного;
  • альтернативного способов.

При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести решение о закрытии организации.

Образец решения о ликвидации

Образец решения при единственном участнике ООО

К ним относят:

  • нарушение прав и свобод граждан;
  • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
  • ведение деятельности без указания ее в уставе;
  • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.

Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

Общие положения

Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие документы требуются для процедуры.

Решение и документы

Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

При подсчете голосов не нужно обязательное одобрение всех участников голосования. Достаточно, чтобы 2/3 голосовавших были за ликвидацию.

Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

Также проводится оповещение:

  • Министерства юстиции;
  • Налоговой службы;
  • Фонда социального страхования;
  • Пенсионного Фонда;
  • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).

Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

При этом необходимы формы документов:

  • о начале ликвидации;
  • о выборе ликвидатора или комиссии;
  • об утверждении промежуточного баланса;
  • о государственной регистрации по поводу ликвидации.

Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

  • устава;
  • свидетельства о налоговой регистрации;
  • ИНН;
  • выписки из единого госреестра юридических лиц;
  • паспортов членов комиссии по ликвидации.

Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

Правовые основы

Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста.

Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

  • политические партии;
  • общественные движения массового характера;
  • отделения профсоюза и др.

Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

Этапы

Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2019 году состоит из следующих пунктов:

Первый этап Принимается решение о ликвидации организации. Выносится оно руководством объединения.
Второй этап В течение трех дней посылается письменное уведомление в Управление Минюста.
Третий этап Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор.
Четвертый этап Публикация в СМИ – Вестнике государственной регистрации – сообщения о прекращении деятельности.
Пятый этап Необходимо утвердить промежуточный ликвидационный баланс, расплатиться с кредиторами и составить окончательный баланс.
Шестой этап Подается заявление, регистрирующее прекращение деятельности общественной организации.

Оговорки при ликвидации общественной организации

Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия подразумевает обязательно участие государства в виде наличия представителя государственных органов в составе комиссии по ликвидации.

Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по .

Фирма-посредник

Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

Они могут предложить несколько вариантов процесса:

  • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
  • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
  • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
  • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.

Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

Оспаривание

Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

Это можно сделать до внесения в Единый госреестр юридических лиц отметки о ликвидации организации. До этого момента региональное объединение или политическая партия могут считаться действующими согласно ст. 63 Гражданского Кодекса РФ.

При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

Предусмотрен порядок его проведения в случае:

  • добровольного решения о прекращении деятельности;
  • принудительной ликвидации по постановлению суда.

Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

Процесс производится в суде.

Образец решения об отмене ликвидации предприятия

Также необходимо приложить следующие документы:

Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

Запреты

Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

  • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
  • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
  • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.

Рассмотрение дела может производиться:

  • верховным судом республики;
  • краевым судом;
  • областным судом;
  • судом города федерального значения;
  • судом автономной области;
  • судом автономного округа.

Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:

  • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Гражданского процессуального кодекса РФ.

При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

Пример постановления решения суда об отмене ликвидации

Причины устранения

Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

  • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
  • ведении деятельности, запрещенной законами России;
  • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
  • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.

Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

К ним относят:

  • нарушение безопасности и порядка в обществе;
  • действия, приравненные к экстремистскими;
  • склонение людей к разрушению семьи;
  • посягательство на права и свободы личности;
  • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
  • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
  • введение запрета на образование;
  • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
  • насильственный запрет на выход из организации;
  • призыв к нарушению законодательства.

Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

  • действия экстремистской направленности;
  • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
  • вмешательство в образовательную систему;
  • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.

Особенности ликвидации имеют фонды. Инициаторами прекращения их деятельности могут быть только органы государственной регистрации или учредители фонда. Решение выносится судом.

Среди причин, по которым может быть ликвидирован фонд, выделяют:

  • недостаточность имущества;
  • недостижимость целей организации и невозможность их изменений;
  • уклонение от основных целей по уставу.

Для ликвидации организации необходимо изучить нормативно-правовые акты, которые определяют порядок прекращения деятельности в зависимости от типа объединения.

Выходное пособие при ликвидации организации предназначено для социальной защиты уволенных сотрудников в строгом соответствии с нормами Трудового Кодекса.

Примерный расчет стоимости ликвидации ООО приведен .

Чем полезен официальный сайт АСВ в процессе ликвидации банковских учреждений? Читайте в этой статье.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

30 мая 2018

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

11 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *