Компенсация за автомобиль

Оформляем как компенсацию

Итак, в ст. 188 ТК РФ сказано, что при использовании работником своего личного имущества с согласия или ведома работодателя и в его интересах работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, ему принадлежащих. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Обратим внимание также на Письмо N 57 , в котором даны разъяснения об условиях выплаты и оформления компенсаций работникам за использование ими личных автомобилей для служебных поездок. Хотя это письмо было выпущено до введения нового ТК РФ, отдельные его положения до сих пор цитируют сотрудники официальных органов в своих разъяснениях и в судебных решениях.
Согласно п. 1 Письма N 57 выплата компенсации за использование работниками личного транспорта производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями. Но при этом не стоит забывать про Трудовой кодекс, в котором сказано, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Необходимая запись может быть сделана, например, в самом трудовом договоре, если при его заключении известно, что работник будет использовать личный автомобиль в служебных целях. Приведем пример формулировки в трудовом договоре:
«4. Обязанности сторон
4.2. Работодатель обязуется:
8) предоставить автомобиль для служебных поездок или выплатить компенсацию при использовании для служебных целей личного автомобиля в следующем порядке: ежемесячная компенсация в размере 2 000 рублей, а также полное возмещение расходов согласно представленным документам (чеки об оплате ГСМ, акты о выполнении ремонтных работ и т.д.);».
Если же такая необходимость возникла неожиданно, нужно внести изменения в трудовой договор, подписав с сотрудником дополнительное соглашение к нему.

Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личное имущество в служебных целях, является приказ руководителя организации, в котором устанавливается размер такой компенсации. Он может быть любым (как сказано в ст. 188 ТК РФ, размер определяется соглашением сторон трудового договора), но для целей налогообложения прибыли необходимо руководствоваться нормами, установленными Постановлением N 92 : для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно компенсация составляет 1 200 руб./мес., свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб./мес. Компенсация, установленная сверх предельных норм, будет выплачиваться за счет чистой прибыли.

Трудовой кодекс предусматривает два вида выплат. Во-первых, собственно компенсация за износ личного имущества. А во-вторых, работнику положено возмещение расходов на использование своей собственности в служебных целях. Значит, организация вправе самостоятельно определять порядок и размер возмещения затрат, связанных с возмещением расходов при использовании личного имущества работника.
Однако стоит отметить, что с 1 января 2008 года применяются нормы расхода топлив и смазочных материалов, установленные Распоряжением Минтранса РФ N АМ-23-р . Эти нормы необходимо учитывать при определении обоснованности для целей налогообложения произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля (письма Минфина РФ от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6, N 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640).
Расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при их определении налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителями автомобилей.
Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования авто для служебных поездок (п. 3 Письма N 57) и устанавливается руководителем организации в приказе самостоятельно. Компенсация будет включать возмещение затрат по эксплуатации данного автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Обратите внимание! Работнику на основании приказа один раз в месяц компенсируются фактически понесенные им затраты, связанные с использованием личного автомобиля для служебных поездок.
Для получения компенсации сотруднику необходимо принести в бухгалтерию следующие документы (Письмо Минфина РФ от 02.06.2004 N 04-2-06/419@ «О возмещении расходов при использовании работниками личного транспорта»):
— копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке;
— другие документы, подтверждающие обоснованность понесенных расходов, в порядке, установленном правилами бухгалтерского учета (чеки на горюче-смазочные материалы, акты о выполненных работах по ремонту данного автомобиля и т.д.).
Кроме этого, бухгалтер должен регулярно заполнять путевой лист, так как он служит первичным документом, подтверждающим использование сотрудником личного транспорта в служебных целях. Форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса РФ N 152 . Форма путевого листа, утвержденная Постановлением N 78, носит обязательный характер для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Сотрудники финансового ведомства подчеркивают, что кроме вышеуказанных обязательных реквизитов в путевых листах обязательно должна быть информация о конкретном месте следования автомобиля. Иначе они не могут подтверждать осуществление организацией расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (письма от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 15.11.2005 N 03-03-04/1/363, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117). Во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами мы рекомендуем использовать унифицированную форму.

Обратите внимание! За время нахождения сотрудника в отпуске, командировке, больничном, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не используется, компенсация не выплачивается (письма Минфина РФ N 57, от 16.05.2005 N 03-03-01-02/140, МНС РФ от 02.06.2004 N 04-2-06/419@, от 22.02.2007 N 20-12/016776).

Оформляем договор аренды

При использовании личного транспорта сотрудника для служебных целей заключается договор аренды между организацией и этим сотрудником. Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Он не подлежит государственной регистрации договоров аренды в силу ст. 643 ГК РФ. Арендатор в течение всего срока такого договора обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Кроме того, арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, которые возникают в связи с его эксплуатацией. При этом все понесенные расходы по договору аренды (арендная плата, затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, проведение ремонта) работодатель может включить в состав расходов при определении налога на прибыль.
Рассмотрев ситуацию использования личного автомобиля сотрудника в служебных целях с точки зрения трудового и гражданского законодательства, можно сделать следующий вывод:
— если организация будет выплачивать сотруднику компенсацию, установленную Трудовым кодексом, ей стоит руководствоваться предельными нормами, установленными Постановлением N 92, в противном случае (если сумма компенсации будет превышать установленные нормы) суммы превышения будут идти за счет чистой прибыли организации;
— при заключении договора аренды транспортного средства все понесенные расходы будут учитываться для целей налогообложении прибыли.

Представители некоторых профессий буквально живут в дороге, постоянно находясь в разъездах и длительных командировках. Это относится к курьерам, снабженцам, торговым представителям. Разумеется, все поездки совершаются в интересах компании, но на первоначальном этапе оплачивать накладные расходы приходится из собственного кармана. В этом случае, все затраты, понесённые сотрудником на проездные билеты, аренду гостиничных номеров или заправку собственного автомобиля, возмещает работодатель.

Согласно действующему законодательству, работникам компенсируются расходы, сопряжённые с выполнением трудовых обязанностей. Посмотрим, как работает эта норма на практике, когда и в каком размере происходит возмещение.

На что можно рассчитывать

Понятие компенсации понесённых расходов закреплено статьей 164 ТК РФ. Здесь указано, что под этим определением понимаются денежные выплаты, которые покрывают затраты, связанные с исполнением трудовых обязанностей.

Если говорить о конкретике, то под такими расходами подразумевается следующее:

  • использование личного автомобиля сотрудника для служебных нужд;
  • приобретение проездных билетов на общественный транспорт, включая железнодорожные, воздушные и водные пути сообщения;
  • пользование услугами служб коммерческого такси, при условии целесообразности совершения таких поездок;
  • аренда движимого и недвижимого имущества, включая затраты на его содержание и обслуживание.

Важно! Следуя положениям этой статьи, работодатель обязан возместить сотруднику все расходы, понесённые в служебных поездках и командировках, при условии, что эти затраты сделаны в интересах компании. Более того, все финансовые издержки должны быть обоснованными и подкрепляться соответствующими документами: чеками, квитанциями, проездными билетами и пр.

Разобравшись с основными определениями, рассмотрим особенности компенсации каждой статьи расходов в отдельности.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 164 Трудового кодекса РФ «Понятие гарантий и компенсаций»

Использование автотранспорта сотрудников

Если в связи со служебной необходимостью работник предприятия пользуется личным автотранспортом, он вправе требовать от руководителя возмещения накладных расходов. Такая практика применима к монтажникам, торговым представителям и снабженцам, которые ввиду специфики работы не могут пользоваться общественным транспортом.

Возмещению подлежат:

  • обслуживание: заправка, мойка, ремонт и пр.;
  • амортизационный износ.

Отметим, что выплата компенсации возможна лишь в тех случаях, когда возможность использования личного авто в служебных целях согласована с работодателем. При этом договорённость должна иметь письменную форму. В теле договора обязательно прописываются условия компенсационных выплат и размер возмещения.

Скачать образец договора о выплате компенсации за использование транспорта сотрудника

Если компания арендует авто у сотрудника

Такая практика актуальна для случаев, когда предприятие не имеет собственного автопарка, поэтому заключает договор аренды автотранспорта с сотрудниками. Здесь порядок возмещения несколько изменяется, и работник вправе требовать от начальства следующих выплат:

  • арендная плата в размере, предусмотренном договором;
  • расходы на содержание авто;
  • затраты, связанные с заправкой и прохождением техосмотра;
  • расходы на ремонт.

Как и в предыдущем случае, письменное соглашение, заверенное подписями сторон, является обязательным условием для подобного рода сделок.

Расходы в поездках

Сюда можно отнести следующие виды затрат:

  • покупка билетов, в том числе, проездных абонементов на все виды общественного транспорта;
  • дополнительные расходы, например, в поездах дальнего следования человек оплачивает постельное бельё.

Такие расходы обычно регулируются внутренним регламентом предприятия, и начальство утверждает список сотрудников, которые могут претендовать на компенсационные выплаты. Возможность таких расходов прописывается в условиях трудового договора.

Компенсация поездок на такси

Такие расходы возможны в ситуациях, когда речь идёт о встрече партнёров, прибывающих самолётами или поездами. В исключительных случаях, услугами коммерческих перевозчиков могут пользоваться курьеры, когда другая возможность выполнить служебные обязанности просто отсутствует.

В целом, порядок возмещения расходов за поездку на такси не отличается от рассмотренных выше вариантов. Такая возможность должна предусматриваться условиями трудового соглашения или внутренними нормативными актами предприятия.

Важно! С компенсацией таких расходов всё не так однозначно. Компенсация возможна лишь в тех случаях, когда пользование услугами коммерческих перевозчиков было действительно необходимо и целесообразно.

Дополнительные затраты

Здесь речь идёт о служебных командировках в другой город, область или за пределы Российской Федерации. По вполне понятным причинам, здесь мало купить проездной билет, поэтому помимо транспортных расходов, сотрудникам возмещаются:

  • затраты на оформление визы и загранпаспорта;
  • комиссионные сборы и госпошлины, связанные с оформлением выездных документов;
  • приобретение медицинской страховки;
  • покупка полиса международного страхования автогражданской ответственности Green Card (в случае необходимости выезда за границу на личном транспорте);
  • суточные расходы на питание;
  • аренда гостиниц или квартир.

Важно! Закон обязывает работодателя выплачивать компенсации, но не регламентирует способы поездки и прочие технические нюансы. Поэтому руководитель вправе самостоятельно определить маршрут поездки: вид транспорта, конкретные отели, определённые заправки и пр. Несоблюдение данных предписаний может послужить поводом для отказа в компенсации расходов, если такая возможность предусмотрена условиями договора.

Документальное оформление компенсационных выплат

Возмещение транспортных и иных расходов, понесённых в связи с выполнением трудовых обязанностей, производится на основании заявления сотрудника. Документ составляется в свободной форме на стандартном листе формата А4, и содержит такую информацию:

  • кому: фамилия, инициалы, должность;
  • от кого: фамилия, инициалы, должность;
  • цель и дата поездки;
  • пункт назначения: область, город, адрес места пребывания;
  • сумма расходов.

Подкрепляется заявление документами, подтверждающими факт расходов.

Скачать образец заявления на возмещение понесенных расходов

Как подтвердить затраты

К заявлению прилагаются:

  • проездные билеты до места назначения и обратно, включая транспортные расходы на месте;
  • справки с железнодорожных вокзалов (подтверждает отсутствие поезда, если сотрудник выбрал авиаперелёт);
  • посадочные талоны;
  • гостиничные чеки.

В целом, во время деловых поездок необходимо скрупулезно собирать все чеки и квитанции, вплоть до трамвайных билетов.

Если билеты приобретаются через интернет

Это довольно распространённая услуга, которую предлагают многие транспортные компании. Факт электронной покупки билетов или бронирования номеров в гостиницах подтверждается распечаткой из «Личного кабинета» платёжной системы, через которую проводились средства.

Возмещение расходов на использование личного автомобиля

Порядок и размер такой компенсации обычно оговаривается заранее и закрепляется условиями трудового договора. Поэтому для возмещения расходов обычно нужен только приказ о командировке, подписанный руководителем и чеки с заправочных станций.

Как подтвердить транспортные расходы

Чтобы возместить понесённые расходы в полном объёме, собирается такой пакет документов:

  • копия соглашения о порядке использования персонального авто для нужд предприятия;
  • копия регистрационного свидетельства автотранспорта;
  • первичная документация: путевые и маршрутные листы, служебные записки и прочие бумаги;
  • фактические расходы: квитанции с платной стоянки, заправочные чеки, оплата ремонта и техобслуживания.

Установленный размер выплат

Трудовое законодательство не ограничивает размер компенсационных выплат, поэтому этот вопрос решается в индивидуальном порядке между работодателем и сотрудником. Основные положения по этому вопросу закрепляются внутренними актами предприятия, и условиями трудового соглашения.

При налогообложении компенсация затрат, связанных с использованием автотранспорта, включается в статью «иные расходы», и не может превышать следующих значений:

  • мототехника — 600 рублей;
  • авто с объёмом двигателя до 2 литров — 1 200 рублей;
  • авто с объёмом двигателя более 2 литров — 1 500 рублей.

Суммы указаны для расчётного периода, равного одному календарному месяцу.

Пример

Представим ситуацию, что торговый представитель Иванов заключил с руководителем соглашение на использование личного автотранспорта для нужд предприятия. Условия соглашения следующие:

  • возмещение за эксплуатацию авто — 5 000 рублей ежемесячно;
  • оплата ГСМ из расчёта 7 рублей за 100 км пробега.

За месяц работы Иванов проехал 800 километров. В этом случае, ему полагается:

  • 5 000 — 1 200 = 3 800 рублей за эксплуатацию авто;
  • 7 * 800 : 100 * 45 (средняя цена литра топлива) = 2 520 рублей компенсации за ГСМ.

Списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях

Расход топлива и смазочных материалов на транспортное средство должно приниматься предприятием с учетом распоряжений Минтранса «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», которое было опубликовано за номером АМ-23-р.

Указанный документ был утвержден постановлением правительства № 395, обнародованного 30 июля 2004 года.

Сообразно правилам установленного на предприятии документооборота должно осуществляться:

  • оформление первичных документов по учету расхода топлива и смазочных материалов;
  • сроки передачи их в бухгалтерию для составления ведомости потребления ГСМ.

Если на предприятии организовано ежедневное движение ГСМ на счету бухгалтерского учета в количественно-суммовом выражении, то лучше использовать учетные цены. в такой ситуации оприходование следует производить на основе отчета водителя, к которому прилагаются чеки АЗС с объемом купленного топлива.

Списание ГСМ в сложившейся ситуации надлежит осуществлять аналогично первому варианту. В любом случае выбор способа учета определяет предприятие.

Учет по лимитам

Предприятие, использующее автомобиль сотрудника в производственных целях может установить систему контроля ГСМ «учет по лимитам».

Он подразумевает установление некого лимита ресурсов, которые предприятие каждый месяц тратит на покупку топлива на период служебных поездок и смазочных материалов, необходимых для поддержания автомобиля в надлежащем виде.

Денежные средства, потраченные на покупку топлива сверх лимита, водитель в такой ситуации вынужден платить из собственных сбережений. Такой пункт должен быть введен в трудовой договор либо в договор аренды автомобиля.

Такой вид контроля реализуется различными способами. В отдельных предприятиях применяют топливные карты, которые выдает поставщик топлива.

Средства перечисляются на счет поставщика, поэтому он выдает бензин соразмерно уплаченным средствам.

Топливная карта оформляется отдельно на каждый автомобиль, поэтому сумма денежных средств должна соответствовать установленному ежемесячному лимиту.

Не исключается вероятность выдачи на руки сотруднику всей суммы лимита из кассы предприятия, чтобы он своевременно заливал необходимый объем топлива, приобретал смазочные материалы.

Указанная система учета не вызывает проблем, если маршрут передвижения автомобиля и потребление топлива изо дня в день приблизительно одинаково.

При перерасходе ГСМ материальный бухгалтер должен оформить:

  • распоряжение директора на выделение дополнительных средств;
  • справку с расчетом сверхлимитной стоимости ГСМ.

В документах будет четко прослеживаться причина превышения лимита, размер переплаченной сотруднику суммы. По усмотрению руководства не исключается вероятность списания ГСМ за счет предприятия.

В сложившейся ситуации нужно будет отразить о превышении лимита в налоговом учете. Сотруднику полагается выдать разницу сумм лимита и превышения. В противном случае сотрудник должен погасить сумму превышения из собственных средств.

Нормы списания ГСМ на легковые автомобили вы можете узнать в статье: нормы списания ГСМ.

Как составить приказ на списание ГСМ по Глонасс, описывается в этой статье.

Компенсация расходов

Одним из наиболее распространенных способов стало использование личного автомобиля в служебных целях, который основан на указаниях статьи 188 Трудового кодекса.

В ней отмечено, что компания должна выплатить компенсацию, если работник использует свой личный автотранспорт и интересах работодателя. Но работник должен так поступать с его согласия и ведома.

В сложившейся ситуации работодатель должен выплатить работнику некие денежные средства за износ автотранспорта и покрыть все его расходы.

Оформляется такой вид использования автотранспорта в заявительной форме, для чего работник должен подать заявление.

К нему следует приложить копию технического паспорта автомобиля. На его основании руководство предприятия издает соответствующий приказ, в котором устанавливает размер компенсации и порядок его выплаты.

Бухгалтерия предприятия производит начисление компенсации, после чего списывает расходы на покупку ГСМ и эксплуатацию автомобиля.

Но в данной ситуации наиболее рациональным будет установление индивидуального размера компенсации, исходя из производственных заданий работника, загруженности автомобиля с учетом дальности поездок, их маршрута.

Сообразно предписаниям статьи 264 НК облагаемая налогом база уменьшается на величину определенной нормы.

Такого рода ограничения установлены постановлением правительства № 92, которое было обнародовано 8 февраля 2002 года. Они предусмотрены для использования транспортных средств на период времени, равный одному месяцу.

Ограничения по размеру компенсации установлены для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя:

2000 куб. см и меньше 1200 рублей
более 2000 куб. см 1500 рублей

Также предусмотрена для мотоциклов норма, размер которой равен 600 рублей. На величину норматива расстояние поездок не влияет, она полностью обусловлена объемом двигателя.

В бухгалтерском учете отражается исключительно установленная норма, поэтому списание ГСМ производится по ней.

Если дополнительно заключить гражданско-правовой договор по подряду, то можно списать суммы, превышающие установленные нормы в качестве вознаграждения. О чем отмечено в письме Минфина РФ № 03-03-07/24, которое было опубликовано 15 октября 2008 года.

Недостаток указанного способа списания расходов на ГСМ заключается в возникновении необходимости уплаты отчислений в социальные фонды.

Компенсация и вознаграждение за использование личного автомобиля в производственных целях являются двумя независимыми друг от друга выплатами.

Данное положение разъяснено в статье 188 ТК, в которой дается четкое определение компенсации и возмещения. Первая выплата производится за износ автомобиля, вторая – возмещает расходы относительно его использования.

Списание ГСМ в бухгалтерском учете осуществляется на основе первичных документов, то есть путевом листе и накопительной ведомости, составленных по чекам автозаправочных станций выданных за покупку топлива.

И в заключении необходимо отметить, что использование личного автотранспорта в производственных целях оформляется в качестве аренды без экипажа. Сотрудник выступает в лице арендодателя, предприятие – арендатора. Он обязан платить каждый месяц арендную плату.

Как показывает практика, в сложившейся ситуации возникает много затруднений, так как сотрудник ездит на арендованной машине в служебное и свободное время.

При этом часть потребляемого топлива расходуется на служебные поездки, другая часть на личные поездки, поэтому трудно вычленить объем топлива, израсходованного на служебные поездки.

Образец акта на списание ГСМ вы можете найти в статье: акт на списание ГСМ.

Списание ГСМ по путевым листам .

О процедуре банкротства юридического лица .

Облагается ли НДФЛ и страховыми взносами сумма компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях сверх нормы?

Добрый день. Подскажите,пожалуйста, по такому вопросу:
Выплата работнику компенсацию расходов по использованию автомобиля в служебных целях. Я так понимаю, что в размере компенсации учтено возмещение затрат по эксплуатации авто,в том числе расходы на ГСМ. Существуют нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92. Согласно нормам размер компенсации составляет для машин с рабочим объемом двигателя до 2000 куб.см включительно — 1200 руб.Если мы составляем соглашение об использовании авто в служебных целях и прописываем сумму в твердой денежном выражении, например 10000 руб. в месяц, то я так и не поняла, прочитав нижеприведенную статью,облагается ли НДФЛ, страховыми взносами сумма превышения — 8800 рублей(10000 -1200) над нормой и учитывается ли сумма 8800 в расходах при УСН?
Вопрос получается спорным и если не облагать взносами и не удерживать НДФЛ, то свою позицию придется отстаивать в суде.
Организация выплачивает компенсацию за использование личного автотранспорта работнику в размере 1200 руб. в месяц, но фактически ее затраты превышают эту норму, и приходится платить НДФЛ с суммы превышения компенсации.
Вопрос удалён модератором. Есть ли оптимальный вариант возмещения работнику затрат на бензин, при котором нет необходимости платить НДФЛ с превышения норм компенсации? Какими документами это должно оформляться (путевой лист и так далее)?
1. Компенсация расходов при использовании личного автотранспорта работника
В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. То есть, выплаты могут производиться в размерах, установленных локальным нормативным актом организации. Выплата указанной компенсации производится в тех случаях, когда работа сотрудников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление N 92). Заметим сразу, что уже из названия этого документа следует, что нормы установлены исключительно в целях исчисления налога на прибыль.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ все виды компенсационных выплат, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ. Но специальные нормы компенсации за использование личного транспорта для целей налогообложения НДФЛ не установлены, поэтому можно сделать вывод, что нормой можно считать сумму компенсации, установленную сторонами трудового договора в соглашении об использовании личного имущества работника.
Однако контролирующие органы придерживаются несколько иной точки зрения. Так, в письмах Минфина России от 24.12.2007 N 03-11-04/3/513, от 01.06.2007 N 03-04-06-01/171, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/19 и УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 N 28-11/4115 даны разъяснения о том, что поскольку Трудовой и Налоговый кодексы не содержат норм, в пределах которых компенсации работникам за использование личного автотранспорта не облагаются НДФЛ, в этих целях следует применять нормы, установленные Постановлением N 92. При этом сами выплаты могут производиться в размерах, установленных локальным нормативным актом организации, но сумма компенсации в размере, превышающем определенную норму для целей налогообложения прибыли, облагается НДФЛ.
Между тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.01.2007 N 10627/06 по поводу обложения НДФЛ компенсаций, выплаченных по трудовым договорам, за использование имущества сотрудников в служебных целях определил, что предельные нормы компенсаций, предусмотренные Постановлением N 92, установлены для целей налогообложения прибыли, и не могут применяться для целей обложения НДФЛ. Поэтому компенсация работнику за использование его имущества (автотранспорта) в служебных целях не облагается НДФЛ в размере, установленном организацией и работником. Также, Президиум ВАС РФ указал, что в целях применения п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.
Отметим, что позиция ВАС РФ поддерживается и нижестоящими судами. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 18.03.2008 N Ф09-511/08-С2 разъясняется, что выплаты в виде компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, не подлежат обложению НДФЛ в размере, определенном соглашением между работником и работодателем. При этом судьи указали на обязательность составления расчетов (калькуляций), подтверждающих обоснованность размера компенсаций.
Обращаем Ваше внимание на то, что, несмотря на наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу, налоговые органы при проверках будут руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, поэтому доказывать свою правоту, скорее всего, придется в суде. Чтобы выиграть такой спор необходимо грамотное оформление и наличие первичных документов. А именно, при выплате денежной компенсации необходимо учитывать следующее:
— основанием для ее выдачи должен являться приказ руководителя предприятия;
— все понесенные предприятием расходы должны быть экономически обоснованы не только в целях налогообложения, но и относительно эффективности их использования. Эксплуатация личного автомобиля сотрудника должна быть обусловлена его должностными инструкциями (например, она должна быть связана с постоянными служебными разъездами, смотрите п. 3 письма Минфина РФ от 21.07.1992 N 57);
— работники, использующие личный транспорт для служебных поездок, должны представить в бухгалтерию предприятия копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, а также документы, подтверждающие расходы (приобретение топлива и горюче-смазочных материалов и другое). При этом в соответствии с разъяснениями, данными в письмах Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192 и в письме МНС РФ от 02.06.2004 N 04-2-06/419@, работникам для получения компенсации необходимо предоставлять в бухгалтерию не только копию технического паспорта личного автомобиля, но и вести учет служебных поездок в путевых листах.
Следует сказать, что в соответствии с п. 3 приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об апробации обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), вступившего в силу с 21.10.2008 г., к обязательным реквизитам путевого листа не относится маршрут движения транспортного средства. В обязательном порядке в путевом листе должно отражаться показание одометра (полные км. пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо). Но, чиновники Минфина России считают, что отсутствие данных о маршруте следования транспортного средства и пунктах назначения не позволяет судить о том, было ли оно использовано именно в производственных или служебных целях, а, следовательно, такие путевые листы не подтверждают затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (смотрите письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).
Арбитражная практика по этому вопросу делает противоречивые выводы. Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2008 N А05-6956/2007 и ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2008 N А82-1453/2007-37 суды соглашаются с мнением Минфина России. А в постановлениях ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07 и ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1053/08-С3 суды пришли к выводу о том, что отражение в путевом листе маршрута следования транспортного средства и пунктов назначения необязательно. И, следовательно, факт приобретения горюче-смазочных материалов может подтверждаться расчетно-кассовыми документами, а право на списание — приказами руководителя предприятия о нормах расходов горюче-смазочных материалов.
Итак, мы видим, что выводы арбитражных судов Московского и Уральского округов в настоящее время полностью согласуются с Приказом N 152. Однако, учитывая наличие отрицательной арбитражной практики, все-таки рекомендуем указывать в путевых листах маршрут движения транспортного средства и пункты назначения. В этом случае, если дело дойдет до судебного разбирательства, риск неблагоприятных последствий будет сведен к нулю.
Также следует отметить, что согласно ст. 57 ТК РФ размер компенсаций работнику за использование личного автотранспорта не может быть ниже установленного законодательством, так как условия трудового договора не должны ущемлять права работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Что касается оптимального варианта возмещения затрат на приобретение бензина, при котором с уплачиваемых работнику сумм, превышающих нормы компенсации, не удерживается НДФЛ, то других вариантов, кроме как не облагать такие суммы в соответствии с позицией, подтвержденной Арбитражной практикой, нет.Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Федерации налоговых консультантов Никифорова Татьяна
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *