Как уменьшить налоги

Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность? *

<*> Solov’yova N.A. Non-taxable minimum with regard to personal income tax — myth or reality?

Соловьева Наталья Александровна, к.ю.н., преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Проблемы установления не облагаемого налогом минимума, а также анализ стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц как разновидности не облагаемого налогом минимума с точки зрения его соответствия принципам налогообложения и современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации является актуальным предметом исследования. В статье проанализирована практика установления не облагаемого налогом минимума в зарубежных странах, определены направления совершенствования регулирования стандартного налогового вычета.

Ключевые слова: необлагаемый налогом минимум, стандартный налоговый вычет, налогоплательщик, налоговые льготы.

Key words: non-taxable minimum, standard tax deduction, tax-payer, tax exemptions.

Понятие свободного от обложения минимума возникло одновременно с самим подоходным налогом. Впервые установленный в 1798 г. в Англии подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Противники установления свободного от обложения минимума ссылались на нарушение им принципа всеобщности обложения, обосновывая свою позицию как теорией обмена услуг — раз пользуются услугами государства все, то и платить налоги должны тоже все, так и морально-этическими соображениями об обязанности каждого платить налоги, являющейся другой стороной политических прав <1>.

<1> Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008. С. 138 — 139.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда. При этом, как правило, либо не облагаемый налогом минимум уменьшает сумму налога, подлежащую уплате, либо доход облагается при достижении им определенного в законодательстве размера <2>. В ряде стран размер не облагаемого налогом минимума изменяется в зависимости от величины дохода налогоплательщика или от его принадлежности к определенным социальным группам.

<2> European Tax Handbook. Amsterdam, 2008. P. 75, 225, 247 — 251, 276 — 278, 379 — 380, 513, 584, 734, 783; Taxation of workers in Europe / Edited by Moessner J.M. Cambridge, 2008. P. 34 — 36, 95 — 227.

Государства постсоветского пространства в различных формах, но все же восприняли практику установления не облагаемого налогом минимума в подоходном налогообложении физических лиц. Так, в Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы <3>. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

<3> О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Налоговый кодекс. Алматы, 2009. С. 109.

Обратимся к постсоветскому налоговому законодательству. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» <4> закреплял необлагаемый минимум объекта налога в перечне налоговых льгот. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» <5>, устанавливая прогрессивное налогообложение, закреплял возможность ежемесячного уменьшения совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, кратные установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом кратность зависела от размера дохода, а также был установлен предельный размер дохода, дающий право на вышеописанное уменьшение.

<4> Российская газета. 1992. N 56.
<5> Российская газета. 1992. N 59.

Действующий Налоговый кодекс РФ понятия не облагаемого налогом минимума не содержит вообще. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что стандартные налоговые вычеты представляют собой «вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода» <6>, что им «практически придается смысл необлагаемого минимума доходов» <7>.

<6> Коновалова Т.Е., Кузьмина Н.А. Местный бюджет и налоговые льготы // Финансы и кредит. 2005. N 27. С. 45.
<7> Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006. С. 332.

Основной массе населения предоставляется стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ и составляющий 400 руб. Налогоплательщик вправе применять указанный вычет при исчислении налоговой базы каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000 руб. Таким образом, ежемесячный стандартный налоговый вычет в денежном выражении составляет 52 руб. (400 руб. x 13%). Соответственно, в течение года налогоплательщик в денежном выражении может получить от 52 до 364 руб. максимум.

С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб. На момент введения в действие части второй Налогового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда составлял 200 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда к настоящему моменту возрос в 23 раза, в то время как размер стандартного налогового вычета не индексировался ни разу с момента его установления.

Величина прожиточного минимума, т.е. стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы <8>, в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб. <9> Потребительская корзина, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности <10> — как раз тот самый минимум, который освобождали и освобождают от обложения в большинстве стран мира.

<8> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.
<9> Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25, ст. 3601.
<10> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

Не рассматривая вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации ниже прожиточного минимума, констатируем, что стандартный налоговый вычет в настоящий момент составляет 0,8% прожиточного минимума и 1,13% минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что в различных субъектах РФ величина прожиточного минимума неодинакова. И если, например, в Центральном и Южном федеральных округах (за исключением Московской, Рязанской, Смоленской и Волгоградской областей) прожиточный минимум чуть ниже или приблизительно равен установленным Правительством РФ 6473 руб., в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах величина прожиточного минимума гораздо выше и достигает 9000 — 10 000 тыс. руб. Нет необходимости говорить о том, что стандартный налоговый вычет в настоящее время подобную разницу не учитывает.

Еще в начале прошлого века профессор И.Х. Озеров, рассматривая Existenzminimum — доход в определенном размере, освобожденный от обложения в целях обеспечения удовлетворения насущных потребностей плательщика, полагал сомнительным установление Existenzminimum’а в едином размере для всей страны. И.Х. Озеров указывал, что при установлении Existenzminimum’а необходимо учитывать особенности местности, семейный статус и некоторые жизненные условия (например, болезнь) <11>.

<11> Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Учение об обыкновенных доходах. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. Вып. 1. С. 240 — 242.

Ограничение на применение стандартного налогового вычета суммой в 40 000 руб. представляется необоснованным даже исходя из величины минимального размера оплаты труда — в год работающий налогоплательщик должен получить не менее 55 322 руб.

Ясно, что ни величина минимального размера оплаты труда, ни прожиточный минимум не являлись экономическим критерием установления размера стандартного налогового вычета. Очевидно, не стоит говорить и о том, что подобные мизерные суммы бесконечно далеки от экономических реалий, а значит, стандартный налоговый вычет не выполняет ни компенсационной функции, присущей налоговым льготам, ни свойственную ему социальную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, даже будучи установленным законодательно, не облагаемый налогом минимум в силу своего ничтожного размера фактически отсутствует.

Еще со времен Адама Смита экономисты и финансисты ратуют за обложение чистого дохода налогоплательщика, то есть дохода, свободного от расходов на поддержание минимального жизненного уровня.

Известный российский правовед-финансист А.А. Исаев указывал, что государство должно прежде всего обеспечить каждому условия для поддержания жизни, при этом первое и основное из этих условий — свобода от налога для тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает само существование его затруднительным <12>.

<12> Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. С. 56.

Представляется, что ситуация, сложившаяся в отношении стандартных налоговых вычетов, противоречит как принципу обложения чистого дохода налогоплательщика, так и приведенной выше точке зрения Андрея Алексеевича Исаева, с которой не согласиться сложно. К тому же анализ размера, порядка и условий применения стандартного налогового вычета показывает, что установленная Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» система ежемесячных уменьшений совокупного дохода была более выгодной для налогоплательщиков и в гораздо большей степени выполняла компенсационную функцию.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 г. Президент РФ указал на необходимость увеличения налоговых вычетов для всех семей с детьми и отмены при этом стандартных налоговых вычетов, т.к. для абсолютного большинства граждан они приобрели символический характер <13>. Основные направления налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. предусматривают полную отмену стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 руб. на каждого третьего и последующего ребенка <14>.

<13> Российская газета. 2010. N 271.
<14> URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <15> предусматривает повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики. Обнаруживаются противоречия между разработанной Министерством экономического развития РФ Концепцией и разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики, хотя и тот, и другой документ утверждался Правительством РФ.

<15> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47, ст. 5489.

Итак, вместо приведения размера стандартных налоговых вычетов в соответствие с экономической и социальной ситуацией в государстве предлагается упразднение стандартных налоговых вычетов вообще. Конечно, от подобной инициативы выиграют семьи с тремя и более детьми (на 390 руб. в месяц на каждого ребенка!), но большинство налогоплательщиков неизбежно пострадают. Причем среди них окажутся и семьи с двумя детьми или одним ребенком, одинокие, в т.ч. родители, вдовы и прочие наименее защищенные слои населения. То есть государство готово отнять даже те крохи, которые предоставило. Вряд ли подобная мера может быть понята и принята обществом.

Бесспорно, объем предоставляемых государством налогоплательщикам налоговых льгот, в т.ч. и величина не облагаемого налогом минимума, зависит от уровня экономического развития государства. В то же время экономический рост, пусть и незначительный, но, тем не менее, декларируемый лидерами государства, должен вести к улучшению ситуации в сфере обеспечения интересов налогоплательщиков, в особенности наименее защищенных слоев населения. К сожалению, исходя из вышеприведенных планируемых изменений, можно констатировать ухудшение положения налогоплательщиков, идущее вразрез как с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц, так и с принципами справедливости, равенства налогообложения, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Упразднение, впрочем, как и дальнейшее игнорирование незначительного размера, не облагаемого налогом минимума при пропорциональном налоге на доходы физических лиц позволит сделать вывод о сознательном понижении роли социальной функции этого налога, состоящей в перераспределении национального дохода между различными категориями граждан для поддержания социального баланса в обществе. Среди прочего, это будет способствовать дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. децильный коэффициент составил 14,8% <16> (отношение средних доходов: 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан). При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения <17>.

<16> URL: http:// www.gks.ru/ free_doc/ new_site/ population/ urov/ urov_32kv.htm.
<17> Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 161.

Таким образом, представляется, что отмена стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам до достижения установленного в Налоговом кодексе РФ предельного дохода, не обоснованна. Напротив, в качестве рекомендаций следует обратить внимание на необходимость увеличения размера стандартного налогового вычета и его доведения хотя бы до величины минимального размера оплаты труда, а также повышения предельного размера дохода, дающего право на использование такого вычета.

При этом следует иметь в виду, что применение стандартного налогового вычета уменьшает налоговую базу, поэтому установление стандартного налогового вычета в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, в денежном выражении принесет налогоплательщику только 13% минимального размера оплаты труда.

Следовательно, для обеспечения эквивалентности стандартного налогового вычета минимальному размеру оплаты труда наиболее приемлемым с точки зрения применения и администрирования будет ежемесячное освобождение от обложения доходов, не превышающих минимальный размер оплаты труда. В этом случае целесообразно сохранение предельного размера дохода, дающего право на подобное освобождение, который может быть установлен как относительно ежемесячных доходов налогоплательщика, так и относительно его дохода, исчисленного нарастающим итогом.

Налогово-правовые аспекты учета расходов на участие в торгах, конкурсах *
Реализация налоговых полномочий и повышение экономической самостоятельности органов местного самоуправления *

Суть коммерческой деятельности – получение прибыли. Последняя в свою очередь предполагает уплату налога на прибыль, если организация работает на ОСНО. Логично, что успешная компания должна делать значительные отчисления в бюджет, уклонение же от уплаты налогов зачастую карается штрафами и даже уголовной ответственностью. Тем не менее, существуют вполне законные способы того, как уменьшить налог на прибыль, проще говоря, оптимизировать собственные налоговые отчисления.

Какие расходы уменьшают налог на прибыль

Как известно, налог на прибыль рассчитывается с разницы между доходами и расходами, принимаемыми для целей налогового учета. Это доходы от реализации и внереализационные доходы согласно статьям 249 и 250 Налогового кодекса за минусом расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), и внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).

Если следовать общей логике, то фирма, которая занимаются, скажем, перепродажей товара, должна уплачивать налог на прибыль с наценки, поскольку доходом в данном случае будет ее реализация, а расходом – закупочная стоимость товаров. Та же ситуация и с производством, расходы в котором определяются, как себестоимость производимой продукции.

Учитывая это, главенствующая роль в вопросе о том, как уменьшить налог на прибыль при ОСНО, отводится проблеме соотнесения сумм доходов и расходов в рамках одного отчетного периода.

Оптимизация налога на прибыль законно

Расчет налога на прибыль производится по итогам квартала. Таким образом, планируя собственные доходы и расходы в рамках каждого квартала, компания может прогнозировать размер налоговой базы.

Тут существует определенное «но». Доходы по налогу на прибыль при методе начисления определяются по факту реализации товаров работ и услуг, и этот аспект собственной деятельности компании, как правило, могут контролировать, если в договоре с покупателями или заказчиками не заявлены слишком уж жесткие сроки. Проще говоря, дату в накладных или актах фирма может определять самостоятельно, и в зависимости от этой даты доход по сделке может отражаться в налоговых базах разных отчетных периодов. Иногда это может сыграть на руку в вопросе оптимизации налога на прибыль. При кассовом методе доход определяется по факту получения оплаты. Соответственно этот момент отследить несколько сложнее, однако определенная согласованность действий с контрагентом может решить и эту проблему.

Следующий пункт в рассматриваемой проблеме – отражение затрат. В налоговой базе по налогу на прибыль учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы. Документальное подтверждение опять же предполагает наличие оформленных по всем правилам накладных или актов от контрагентов. Отсутствие таких документов делает невозможным принятие налоговых расходов в принципе. Поэтому очень важно отслеживать получение первичной документации от поставщиков или исполнителей, причем проводить такую документальную ревизию следует до окончания отчетного квартала. Такие меры оставляют некоторое время для маневра, поскольку далеко не все контрагенты согласятся задним числом оформить не выставленные ранее по каким-то причинам документы, если их отсутствие обнаружится, допустим, ближе к сроку уплаты аванса по налогу на прибыль.

Налог на прибыль и НДС

В большинстве случаев, когда речь идет доходах или расходах, которые связаны с приобретением или продажей товаров, работ или услуг, компания сталкивается не только с необходимостью прогнозирования налога на прибыль, но и с планированием сумм НДС. Причем в некоторых случаях слишком уж успешная оптимизация прибыли может «загнать» квартальный НДС в минус. И если к убытку контролеры относятся еще более или менее лояльно, поскольку в таком случае компания просто не уплачивает налог на прибыль, то отрицательный НДС большинство бухгалтеров стараются все же не допускать, так как последующий возврат данного налога из бюджета чреват довольно неприятными проверками и тут вопрос, как убрать прибыль по налогу на прибыль столкнется с проблемой внимательной камералки по НДС.

В случае необходимости уменьшить налоговую базу по прибыли так, чтобы при этом сохранился положительный НДС, на помощь могут прийти те затратные статьи, которые учитываются в определении первого и не влияют на расчет второго налога. Самый простой пример – затраты на оплату труда и взносы в фонды – они являются расходом по налогу на прибыль, но не учитываются в расчете НДС. Еще один аналогичный пример – приобретение товаров или услуг у фирм и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Такие коммерсанты не являются плательщиками НДС, т.е. вся стоимость приобретенных у них товаров, работ или услуг отражается лишь в расходах по налогу на прибыль.

Конечно, все эти нехитрые правила не позволят решить задачу, как убрать прибыль в ноль, если фирма ведет успешную деятельность. Да и это не было бы законно в такой ситуации. Однако оптимизировать налоговые отчисления, соблюдая эти простые принципы планирования доходов и расходов в рамках квартала, вполне возможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *