Как работает ЕГАИС

ЕГАИС

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2012.

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основное функциональное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической поддержки задач, зафиксированных в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»:

… Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

История внедрения

Внедрена для обязательного использования компаниями, работающими с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в 2005 году. Разработана во ФГУП «Научно-технический центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Внедрение на начальном этапе сопровождалось техническими неполадками и значительным финансовым ущербом, понесенным участниками рынка и государством. Разработчики не имели полноценного технического задания для разработки, а правительством на тот момент не были на должном уровне подготовлены необходимые документы и постановления, контролирующие разработку и внедрение ЕГАИС. Ухудшали ситуацию постоянные требования по внесению изменений в ПО, ранее не запланированных.

Проблемы с системой стали заметны, когда под регулирование ЕГАИС было решено подвести производителей парфюмерии (поскольку при производстве те также применяют спиртосодержащие вещества) и организации оптовой торговли алкогольной продукцией: данные отрасли остановили свою деятельность на продолжительный срок. Приказами министерств пришлось вывести производителей парфюмерии из-под контроля ЕГАИС, а саму её — в срочном порядке доработать.

К концу 2007 года ЕГАИС функционировала стабильно, но из-за отсутствия некоторых функций и необходимых отчетов система не позволяла осуществлять полный мониторинг рынка. При этом из-под действия системы были выведены оптовые предприятия, что в конечном итоге делало саму идею ЕГАИС неполноценной, поскольку отсутствовали все элементы цепи «производитель — потребитель».

В докладе, направленном министром финансов премьеру Михаилу Фрадкову 7 августа 2006 года признавалось, что ЕГАИС фактически не работает:

К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС. Это до сих пор не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объёмах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяет осуществлять мониторинг рынка.

В ноябре 2007 года было начато внедрение новой версии ЕГАИС, разработанной другой организацией — Главным научно-исследовательским вычислительным центром Федеральной налоговой службы (ФГУП «ГНИВЦ ФНС»). Закончить внедрение было запланировано в конце этого же года, однако из-за недоработок разработчиков системы (более 500 человек) сроки перехода на новую версию постоянно сдвигались.

Первоначально ПО, разработанной ГНИВЦ по своей сути напоминало простой почтовый клиент, который обеспечивает отправку текстовых файлов. Производить в ней учёт и контроль было практически невозможно.

Окончательный переход на новую версию ПО был запланирован на ноябрь 2008 года, однако внедрение началось только в январе 2009 года. К сентябрю 2009 года ПО было в целом внедрено и функционировало с незначительными недоработками. К системе есть нарекания по производительности и стоимости обслуживания: так, типичная конфигурация компьютерного парка для работы ликероводочного завода в данной системе, включая лицензионное ПО, стоит порядка 650 тыс. рублей. Дальнейшие затраты на обслуживание включают в себя ежегодную сертификацию комплекса (около 60—70 тысяч рублей), заработную плату обслуживающего персонала и обслуживание системы (свыше 300 тыс. рублей в год).

Существенный минус разработанной системы — в использовании полной синхронизации баз данных федерального центра управления и контроля с конечным предприятием. Проблема заключается в чрезвычайно больших объемах передаваемой и обрабатываемой информации.

При использовании ЕГАИС внедрение данного ПО практических не принесло положительных результатов, за исключением некоторого удорожания себестоимости продукции для небольших производств и увеличению доли контрафактной продукции на рынке. С конца 2009 года контроль над системой ЕГАИС постепенно начал передаваться во вновь созданную федеральную службу — Росалкогольрегулирование.

Летом 2012 года Росалкогольрегулированием (РАРом) поставлен вопрос о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции. В этом случае выстраивается система, которая обеспечит сплошное отражение информации о движении алкогольной продукции от производителя (импортера), поставщика до момента ее реализации потребителю (подробнее можно прочитать в статье Русского Запада «Росалкогольрегулирование планирует ввести ЕГАИС в рознице» http://westruss.ru/~G8LuF).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *