Как проверяют ИП налоговая

Выездные проверки

Их иногда называют документальными. Они проходят на территории проверяемой фирмы или индивидуального предпринимателя. Судя по опыту многих бизнесменов, их можно отнести к наиболее опасным. Самое большое количество штрафов выписывается именно по результатам таких проверок. По форме проведения их можно разделить на несколько видов.

Комплексные и выборочные или тематические выездные проверки

Во время проведения комплексной проверки инспектируется правильность расчетов налоговых выплат в бюджет. Во внимание берется весь спектр налогооблагаемой деятельности за определенный период работы предпринимателей. В этом случае налоговики могут запросить все документы, фигурировавшие в хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. ИП обязан их предоставить.

Выборочная проверка проводится для сравнения данных в декларациях с действительным оборотом денежных средств на предприятии. Берется во внимание не вся коммерческая деятельность, а только та, которая касается одного или нескольких налогов. Контрольные мероприятия могут проводиться по отдельным направлениям деятельности. Такой вид называют тематической проверкой. Она охватывает, например, сделки с зарубежными партнёрами (экспорт и импорт), расчёты с поставщиками, использование различных льгот, подакцизный товарооборот и т. п.

Индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что проверяющие из налоговой инспекции наделены только полномочиями, указанными в решении. В случае если требования выходят за рамки разрешенных в перечне действий, то проверяемое лицо вправе отказать им. Указанный факт не будет считаться нарушением. Любая просьба или требования, неподтвержденные или незафиксированные документально, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

Повторные выездные проверки

В соответствии с пунктом 10 статьи 89 Кодекса они проводятся вышестоящими налоговыми инстанциями с целью проверки нижестоящих налоговых органов. У предпринимателей запрашиваются те же отчетные документы, которые он представлял в первый раз. Делегировать свои полномочия для проведения контрольных действий вышестоящий налоговый орган не имеет права. Инспекторы, участвовавшие в предыдущей проверке, не должны привлекаться повторно.

Отдел налоговой инспекции, ранее проводивший выездную проверку, может назначить её повторно в случае, если предприятие или ИП предоставили налоговую декларацию с уточненными данными, и они оказались меньше ранее заявленных. По форме и методам проведения она не будет отличаться от выездной проверки. Налоговики имеют право осматривать помещения, привлекать свидетелей и проводить другие действия в соответствии с Налоговым кодексом. При обнаружении нарушения налогового законодательства во время проведения повторной проверки вышестоящим налоговым органом, предприятие не несёт ответственности. Оно будет наказано только в случае установления факта сговора с целью сокрытия противозаконных действий с налоговым инспектором, проводившим предыдущую проверку.

Плановые и внеплановые выездные проверки

План проведения проверок юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются регулируемыми государством видами деятельности, публикуется на официальном сайте ФНС. Для того, чтобы его найти необходимо открыть главную страницу, а затем — «Юридические лица». Выбрать пункт «Меня интересует», затем — «Контроль и проверки со стороны ФНС». На последней странице будет доступен для скачивания XLS-файл с актуальной на текущий год информацией.

Предприятия и индивидуальные предприниматели имеют достаточный запас времени для подготовки к визиту налоговиков. Обычно плановым проверкам предшествует оповещение о сроках проведения и требуемых для изучения документов. Во время оперативных следственных мероприятий с целью предупреждения уничтожения важных доказательств могут быть проведены внеплановые проверки. Они обеспечивают сохранность сведений.

Предприятие рискует попасть в план проверок при возникновении перечисленных ситуаций:

  • в случае большой разницы налоговых платежей за аналогичные отчетные периоды (например, «январь — февраль — март 2014» и «январь — февраль — март 2015»);
  • если предприятие выпускает один и тот же объем продукции, а сумма квартальных платежей в течение года сильно варьируется;
  • если имеются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства;
  • если предприятие оформляет льготы на несколько налогов.

Следовательно, чем больше предприятие получает льгот, нарушений или другим образом выделяется на фоне остальных, тем больше шансов попасть в план проверок.

Встречная выездная проверка

Данная проверка назначается в рамках инспекции какой-либо сделки. Инициировать ее может налоговая служба, контролирующая любого участника финансовой операции. В этом случае у предприятия, на котором не проводится официальная проверка, могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки. Данное положение закреплено в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса. Если участники сделки зарегистрированы в одной налоговой инспекции, то проводить проверку могут одни и те же сотрудники налоговой службы.

В настоящее время термин «встречная проверка» отсутствует в Налоговом кодексе. Его часто употребляют в обиходе для определения процесса и способа проведения проверки.

Камеральная проверка

Данная проверка проводится в соответствии со статьей 88 Кодекса. Она проходит в налоговой службе без выезда к налогоплательщику. Запрашиваемые бухгалтерские и налоговые документы представляются предприятиями или индивидуальными предпринимателями непосредственно в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Актуальные изменения, которые вступили в силу с 2015 года

С января 2015 года в действие вступили некоторые поправки, которые были внесены в налоговое законодательство (Налоговый кодекс — далее Кодекс). Они коснулись многих важных моментов. Основательной переработке подверглись документы, порядок проведения проверок, расчета и уплаты налогов и сборов. Соблюдение новых правил поможет избежать взысканий при проверках. Для правильного заполнения и подачи форм необходимо знать о следующих изменениях:

В декларации по УСН:

  • внесены разделы для отражения алгоритма расчета авансовых платежей;
  • внесены разделы для фиксации налога, подлежащего уплате, с учетом объектов налогообложения — «доходы минус расходы» или «доходы»;
  • введен раздел для средств целевого назначения;

В декларации по ЕНВД:

  • изменен порядок исчисления налога для лиц, которые встали на учет или снялись с него в течение налогового периода;
  • добавлены в форму новые разделы, у некоторых поменяли названия;
  • откорректирован порядок оформления декларации;
  • код ОКТМО заменил ранее употреблявшийся ОКАТО;
  • для значений стоимостных и физпоказателей теперь применяются целые числа (если число больше 50 копеек или 0,5, то округление происходит в большую сторону, если меньше — в меньшую);
  • введена сквозная нумерация листов — нумерации подлежит каждый лист независимости от того, будет ли он заполняться или нет;
  • заполнение формы разрешено производить только черной, фиолетовой или синей ручкой;
  • запрещено использование корректирующих средств для исправления ошибок;
  • запрещено скрепление листов с помощью степлера или других приспособлений, повреждающих бумагу;
  • запрещена двусторонняя печать формы на одном листе;

В декларации по ЕСХН:

  • изменена форма;
  • ОКТМО вместо ОКАТО;
  • добавлены новые разделы;
  • доступен новый порядок подачи — электронный (необходимо заверять электронной подписью);

В декларации по НДС:

  • изменены форма, сроки предоставления, порядок заполнения;
  • с первого квартала текущего года в декларацию должны вноситься сведения из книг покупок и продаж;
  • введена подача только в электронном виде (статья 174 пункт 5 Кодекса);
  • продлен срок представления — до 25 числа.

В процесс проведения контрольных мероприятий также внесены небольшие изменения. Теперь во время камеральных проверок по НДС при обнаружении нарушений (несоответствий или противоречий) у предпринимателей могут потребовать предоставить документы. В их число могут входить счета-фактуры и другие бумаги, содержащие необходимую для подтверждения информацию (статья 88 пункт 8.1 Кодекса). С начала текущего года различие между камеральными и выездными проверками практически сотрется. Инспекции предоставят возможность проверять территории, документы, предметы и помещения (статьи 91 и 92 Кодекса).

Налоговые проверки ИП и юрлиц строго регламентируются налоговым законодательством. Не допускается нарушение установленных норм ни инспекторами, ни предпринимателями или компаниями. Плановое проведение проверок позволяет анализировать деятельность проверяемых субъектов и своевременно устранять существующие нарушения. За несоблюдение установленных законом норм предусматриваются взыскания. Грамотное ведение отчетности и бизнеса в целом позволит избежать неприятных последствий после проведения проверки.

Базовые сведения

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, лучше сразу же разработать бизнес план. Здесь необходимо учесть план ведения деятельности, изучить особенности экономики, типы налогов.

Это поможет избежать проблем во время налоговых проверок. Также стоит заранее узнать о налогах, которые нужно будет уплачивать.

Органы налоговых служб проводят проверки постоянно, от них никто не застрахован. Индивидуальному предпринимателю нужно быть подготовленным ко всему.

Он должен знать, какими правами он обладает, какие существуют типы проверок ИП. Это позволит им идеально подготовиться к проверке и не растеряться.

Что это такое

Налоговая проверка – ведение контроля за деятельностью организаций. Проверка налогового характера ИП проводится с целью осуществить контроль за отчетностью налогоплательщиков.

Проверки ИП делятся на несколько типов:

Плановые Которые проводятся ежегодно. График их заранее согласован
Внеплановые Направленные на исправление ошибок предыдущих проверок

Налоговые проверки, проводимые по плану

На сайте Федеральной Налоговой Службы можно найти подробную информацию о плане проверок для ИП. Там же указана точная дата проведения проверки налогового характера для каждого предприятия.

Таким образом, индивидуальный предприниматель сможет спокойно к ней подготовиться и привести все документы в порядок, исправить ошибки и возможные нарушения.

ФНС обязана заранее уведомить ИП о предстоящей проверке, а также сообщить, какие документы будут проверяться.

Если индивидуальный предприниматель не может присутствовать в этот день, то он имеет право перенести на другое число. Один и тот же налог не может проверять дважды за один год.

Налоговая проверка ИП камерального характера

Проверка регулярная, назначается для повторного контролирования за документацией индивидуального предпринимателя. Инспектор налоговой службы самостоятельно следит за сдачей отчетной документации.

После этого он проверяет правильность расчетов, заполнение документов, достоверность данных. Если в ходе проверки ошибок и правонарушений не будет обнаружено, то ИП даже не узнает, что она была.

Если же наоборот, то инспектор отправляет уведомление и устанавливает сроки для исправления ошибок. После чего предприниматель должен отправить в ФНС свидетельства, которые подтверждают наличие устранения нарушения права.

Выездная налоговая проверка ИП

Если индивидуальный предприниматель сдает документы в сроки, то данная проверка не назначается. В ходе проверки под контроль попадает:

Деятельность ИП По хозяйственно-финансовой части
Отдельные сферы Например, финансовые операции

Налоговые инспекторы выезжают на предприятие и проводят проверку. Длится она не более нескольких месяцев. Индивидуальный предприниматель обязан предоставить кабинет, в котором налоговая служба будет работать.

Когда начинаются налоговые проверки организации смотрите в статье: порядок проведения налоговых проверок.

По поводу проверки ПФР онлайн, .

Если офиса нет, то проверка проводится в здании Федеральной Налоговой Службы. Проверка может длиться и полгода, когда:

  1. Имеются нарушения, которые необходимо проверить повторно.
  2. Индивидуальный предприниматель нарушил сроки подачи отчетной документации.
  3. Возникли чрезвычайные ситуации (пожар, потом и прочее).

В своей деятельности ИП сталкиваются с такими налогами:

НДФЛ Выплачивается на всех физических лиц
НДС Налог на добавочную стоимость
Налог на недвижимость Используемую ИП в своей деятельности

Камеральная проверка отличается от выездной тем, что проводится в помещении налоговой службы. Индивидуальный предприниматель всего лишь сдает туда документацию. Документы они могут требовать только за 3 года деятельности.

Кем осуществляется мероприятие

Служб, которые занимаются проверкой индивидуальных предпринимателей, несколько:

Налоговая Все ИП платят налоги, поэтому избежать проверки этой службы не удастся. Плановые проверки не должны проводиться чаще, чем один раз в 3 года. Если будут обнаружены тяжкие нарушения, то возможна проверка вне плана. Длится проверка не более нескольких месяцев, но бывает и больше
Роспотребнадзор Это проверка Службой по надзору в области защиты прав потребителей. Проводится она с целью защитить потребителей от противозаконных действий индивидуальными предпринимателями, провести контроль над санитарными условиями. Инспекторы Роспотребнадзора тщательно проверяют каждого ИП. Назначить проверку может как Федеральная служба, так и клиенты. Для этого они пишут жалобу на предпринимателя
Ростехнадзор В случае, когда предприниматель в своей деятельности использует природные ресурсы, ему нужна будет на это лицензия. Она выдается только после проверки техническим надзором

Законодательная база

11 статья Налогового Кодекса гласит, что индивидуальные предприниматели – лица, которые прошли государственную регистрацию и осуществляют предпринимательскую деятельность.

Предметом проверок являются правильность ведения предпринимательской деятельности и уплата налогов в четко установленные сроки. Об этом гласит 4-й пункт 89 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели должны хранить отчетную документацию не менее 4- х лет (23 статья, пункт 1 НК РФ). В стать4 44 Кодекса указаны основания, которые допускают прекращение уплаты налоговых сборов ИП.

Проверка налоговыми службами может охватывать несколько типов налогов – 89 статья, пункт 3 НК РФ. В 5 пункте этой же статьи сказано, что налоговые инспекции не имеют права проводить более двух проверок в одно и то же время.

34 статья Конституции РФ гарантирует каждому право на ведение предпринимательской деятельности, 23 статья обязывает сначала зарегистрироваться.

В соответствии c Налоговым Кодексом (статьи 87-89) органы налоговых инспекций проводят ежегодные обязательные проверки деятельности индивидуальных предпринимателей. График утверждает Генеральная Прокуратура Российской Федерации.

Федеральный закон №294 («О защите прав ИП во время проверок») определяет следующее:

  1. Над одной сферой деятельности ИП можно проводить проверку не чаще 1 раза в год.
  2. Все налоговые службы обязаны проводить проверку согласно установленному графику.
  3. Все графики и сроки планируются Генеральной Прокуратурой.
  4. Прокуратура обязана на своем сайте выкладывать график проверок ИП.

Порядок проведения налоговых проверок ИП

При проведении проверок налогового характера должны соблюдаться следующие моменты:

  1. После принятия решения о ее назначении проверка должна осуществиться в течение нескольких месяцев.
  2. Документ о проведении выдается после ее окончания.
  3. По результатам проверки обязательно составить Акт.
  4. Обжаловать решение налоговой службы можно в течение 15 дней.
  5. Дополнительная проверка может быть назначена в течение 30 дней.
  6. После вынесения решения по результатам проверки выдается документ.
  7. В период 10 дней ИП должен выполнить требования налоговой инспекции.

Представители налоговой инспекции тщательно проверяют документы по отчетности. Их цель – выявить неточности, поэтому особое внимание они обращают на следующее:

  • насколько правдивую информацию передал ИП в налоговую службу;
  • все ли данные были сообщены;
  • своевременное ли предоставление документов;
  • точны ли вычисления.

Какие документы нужны

Инспектор может запросить у индивидуального предпринимателя документы:

  • удостоверение о регистрации;
  • отчетность по бухгалтерской части;
  • отчет по налогам (за тот период, который проверяется);
  • документы из кассы;
  • лицензия (при условии, что ИП ведет лицензионную деятельность);
  • документы из банка.

На что стоит обратить внимание

Если налоговая проверка приостановилась на время, то инспектор обязан вернуть индивидуальному предпринимателю все документы, которые он предоставлял.

В случае проведения проверки на предприятии ИП, сотрудники налоговой службы должны покинуть его территорию.

Максимальный срок приостановки проверки – полгода. Возобновиться налоговая проверка может только после решения руководителя налоговой инспекции.

На УСН

Упрощенку выбирает большинство индивидуальных предпринимателей. Она подразумевает взнос единого налога один раз в год. Предприниматель должен выбрать для себя предмет налогообложения.

Видео: налоговые проверки — инструкция по выживанию

Первый вариант (доход) предусматривает взнос в размере 6% на доход, который был получен за весь текущий период. Второй (прибыль) – 15%, но при этом учитываются издержки.

Они должны касаться только предпринимательской деятельности. Налоговый Кодекс устанавливает ограничения на использование упрощенной системы налогов.

Максимальный доход ИП в этом случае не должен превышать 60 млн рублей (в 2019 году эта сумма увеличилась). Если доход индивидуального предпринимателя превышает данную сумму, то он теряет право пользоваться УСН.

Если лимит доходов увеличился, то:

  • ИП обязан сообщить об этом в налоговую службу;
  • подать уведомление об этом необходимо до 15 числа следующего месяца;
  • также необходимо подать декларацию о налогах и уплатить единый налог;
  • начиная со следующего квартала, ИП переходит на единый для всех режим налогообложения.

На ЕНВД

Это добровольный налог, индивидуальный предприниматель выбирает его самостоятельно. Размер этого налога рассчитывается на основании размера основного налога и коэффициентов деятельности.

Коэффициент, влияющий на налог, в 2019 году увеличится на 2,083. То есть выплачивать нужно будет 16%. Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД розничной торговли необходимо предоставлять все документы, включая накладные по закупкам.

Предпринимателю лучше самому выбрать, с каким типом налога работать. Не стоит гнаться за минимальными налогами, рассчитывать нужно на прибыль от деятельности и своих возможностей.

Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Если ИП имеет намерение ликвидировать свое предприятие, то внеплановые проверки при этом могут назначаться. При этом не имеет значение, когда последний раз она проводилась. Единственное – должно быть официальное разрешение на эту проверку.

Проверка налоговыми службами при ликвидации ИП являются отличным методом проверить всю деятельность и выявить нарушения.

Сотрудники налоговых служб имеют право провести инвентаризацию, запросить любые документы и осмотреть склады. После этого составляется акт.

Во время закрытия

При закрытии ИП налоговая проводит проверку в обязательном порядке. Чаще всего назначается выездная проверка, после того, как индивидуальный предприниматель сообщит о своем решении.

Если будут обнаружены нарушения, то ему придется их исправлять в любом случае. Стоит отметить, что во время закрытия поверки не всегда назначаются, даже если индивидуальный предприниматель подаст заявление.

После завершения процесса

После полного прекращения предпринимательской деятельности также может проводиться проверка. Налоговая инспекция может посетить ИП в течение трех лет с начала прекращения деятельности.

Сколько длится камеральная проверка по НДС в 2019 году узнайте из статьи: камеральная проверка НДС.

Все про встречные проверки налоговых органов, .

Что такое сопровождение налоговых проверок, .

После аннулирования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо снимается с учета в службах налоговой проверки. Но как плательщик налогов (физическое лицо) он остается. Поэтому и проверка имеет право быть.

При обнаружении нарушений налогового характера также остается привлечение к ответственности. После всего этого налогоплательщик может обжаловать решение в течение нескольких недель.

Таким образом, проверки налогового характера для индивидуальных предпринимателей обязательны и проводятся регулярно. Если ИП правильно ведет отчетность, уплачивает все налоги, то назначается камеральная проверка.

Во время налоговых проверок инспектор имеет право потребовать любые документы, и предприниматель обязан их предоставить. Нарушение ведения деятельности грозит ему ответственностью.

Регулярные проверки налоговыми службами позволяют правильно вести предпринимательскую деятельность. Индивидуальный предприниматель обязан хранить документацию по отчетам за свою деятельность.

Предыдущая статья: Порядок проведения налоговых проверок Следующая статья: Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами

Какие документы вправе истребовать при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц?

ИА ГАРАНТ

Какие виды документов могут быть истребованы при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц?

Налоговым кодексом РФ не определен перечень документов (видов документов), которые могут быть истребованы при проведении выездных налоговых проверок у налогоплательщиков, в том числе у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц.

Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ налоговые органы в ходе проведения выездной налоговой проверки вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Перечень таких документов НК РФ не установлен.

По мнению финансового ведомства, такие документы должны удовлетворять требованиям, указанным в вышеназванных статьях НК РФ, то есть документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/1/39920). Такого же мнения придерживается и ФНС России (письмо от 23.12.2013 N СА-4-7/23196).

Согласно Рекомендациям по проведению выездных налоговых проверок (подготовленными и направленными ФНС России письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@) в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

При этом в п. 5.1 Рекомендаций приведен перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, в число которых входят: учредительные документы, учетная политика организации, налоговые декларации (расчеты), регистры налогового учета, первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов).

В связи с изложенным для определения перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц, необходимо исходить из особенностей налогообложения, установленных положениями главы 3.4 и части 2 НК РФ по соответствующим налогам.

Правила признания контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц определены в главе 3.4 НК РФ. При этом установлено, что налогоплательщики — контролирующие лица помимо уведомления налоговых органов о наличии у них КИК обязаны учитывать прибыль (убыток) контролируемых ими иностранных компаний как собственную прибыль (убыток) для целей налогообложения.

Прибыль КИК, определенная в соответствии с положениями ст. 309.1 НК РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении им налоговой базы по налогам в соответствии с главами части второй НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 НК РФ.

Кроме того, в ст. 25.13-1 НК РФ определены условия и особенности применения освобождения прибыли контролируемой иностранной компании.

Отметим, что положения вышеназванных статей требуют документального подтверждения фактов, определяющих особенности и порядок налогообложения прибыли КИК, а в отдельных случаях и представления таких документов вместе с отчетностью. При этом комплект подтверждающих документов является индивидуальным в отношении каждого из факторов.

Учитывая многообразие таких факторов, описать в рамках данного вопроса все виды подтверждающих документов не представляется возможным. Поэтому остановимся на основных.

1) Документальное подтверждение суммы прибыли контролируемой иностранной компании.

В соответствии с п. 5 ст. 25.15 НК РФ налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой иностранной компании, с приложением ее финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы. Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

Очевидно, что эти документы не будут истребованы в ходе проведения налоговой проверки в виде копий. В то же время организация обязана обеспечить возможность ознакомления с их подлинниками (п. 12 ст. 89, п. 2 ст. 93 НК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что речь идет о финансовой отчетности. Обязанность представлять в налоговый орган вместе с декларацией налоговую отчетность КИК не предусмотрена НК РФ (п. 26 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).

При этом сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании на основании абз. 2-3 п. 2 ст. 309.1 НК РФ должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании не по финансовой отчетности, а по правилам, установленным 25 главой НК РФ, она должна быть подтверждена документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть:

  • выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации;

  • первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

Документы, подтверждающие расчет прибыли контролируемой иностранной компании, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) КИК.

Согласно официальным разъяснениям НК РФ не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих наличие контроля, освобождение прибыли контролируемых иностранных компаний от налогообложения в РФ, а также расчет их прибыли (п. 26 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).

Величина выплаченных дивидендов, на которую подлежит уменьшению прибыль контролируемой иностранной компании, должна быть отражена в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании. При этом подтверждение величины выплаченных дивидендов, помимо финансовой отчетности, осуществляется посредством:

  • копий платежных поручений или кассовых документов на выплату дивидендов;

  • бухгалтерских справок, расшифровок финансовой отчетности;

  • копий решений о выплате дивидендов;

  • иных документов, предусмотренных обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения контролируемой иностранной компании (письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-12/2/26265).

2) Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства и учитываемая при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет контролирующим лицом, на основании п. 11 ст. 309.1 НК РФ должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Согласно разъяснениям финансового ведомства, подтверждением сумм налогов, подлежащих уплате контролируемой иностранной компанией и ее обособленными подразделениями, могут являться:

  • сведения о сумме налогов, отраженных в налоговой декларации, заверенной налоговым органом соответствующего иностранного государства или направленной по каналам связи, обычно используемым для направления такого документа на территории иностранного государства;

  • либо уведомление от налогового органа о величине исчисленного налога;

  • либо платежные документы,
    а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств налоговыми агентами:

  • письменное подтверждение налогового (платежного) агента;

  • сведения и информация, полученные от иностранных номинальных держателей, депозитариев, брокеров, управляющих компаний, агентов;

  • или платежный документ;

  • или иные аналогичные сведения и документы, подтверждающие исчисление и (или) уплату налогов, в том числе иными лицами в отношении прибыли контролируемой иностранной компании (п. 15 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).

3) Документальное подтверждение освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Для применения освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным пп.пп. 1, 3-8 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, налогоплательщик, являющийся контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), в соответствии с п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения. Указанные документы представляются в срок, предусмотренный п. 2 ст. 25.14 НК РФ, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.

Перечень подтверждающих документов НК РФ не установлен. С учетом этого финансовое ведомство считает, что комплект документов, подтверждающих соблюдение таких условий, является индивидуальным в отношении каждого из условий.

В частности, для подтверждения расчета эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации в соответствии с п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ подтверждением сумм налогов, подлежащих уплате контролируемой иностранной компанией и ее обособленными подразделениями, могут являться документы, перечисленные выше в пункте 2 (для п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

Для подтверждения соблюдения иных условий для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании могут использоваться:

— данные бухгалтерского учета иностранной компании и составленные на их основании регистры бухгалтерского учета;

— иные документы, в том числе:

  • представленные контролируемой иностранной компанией справки, данные аналитического учета;

  • финансовая отчетность и расшифровки к финансовой отчетности, налоговая отчетность;

  • копии договоров и платежных документов;

  • сертификаты инкорпорации, налогового резидентства;

  • выписки из уставных документов;

а также иные документы, предусмотренные обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения контролируемой иностранной компании (п. 2 письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-12-11/2/16988, п. 9 и п. 25 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395, письмо Минфина России от 20.02.2017 N 03-12-11/2/9761).

Также НК РФ не устанавливает перечень документов, подтверждающих возможность применения налогоплательщиком п. 8 ст. 25.15 НК РФ, позволяющего не учитывать прибыль контролируемой им иностранной организации для целей налогообложения. По мнению финансового ведомства, для целей применения указанной нормы наличие у иностранной организации обязанности направления нераспределенной прибыли на увеличение уставного капитала может быть подтверждено:

  • ссылками на соответствующие нормы личного закона указанной организации, которые прямо и непротиворечиво свидетельствуют об обязанности, условиях, порядке и сроках направления этой прибыли на увеличение уставного капитала;

  • а также документами, свидетельствующими о факте такого увеличения уставного капитала.

Наличие условий, необходимых для применения п. 8 ст. 25.15 НК РФ, определяется ежегодно по итогам периода, за который в соответствии с личным законом иностранной организацией составляется финансовая отчетность за финансовый год (письмо Минфина России от 29.05.2017 N 03-12-12/2/32774).

Приведенный перечень документов не исключает возможность истребования в ходе выездной налоговой проверки иных видов документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты (перечисления) налога контролирующим лицом. В связи с этим обращаем Ваше внимание на письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395, в котором представлены пояснения по вопросам документального подтверждения различных факторов, учитываемых при определении прибыли контролируемым лицом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *