Как открыть творческую мастерскую бизнес план

Оказалось, что и в Санкт-Петербурге достаточно как мастеров в поисках рабочего пространства, так и людей, которые хотят научиться работать руками. «Класс труда» славится душевной атмосферой и отсутствием всякой предвзятости: девочки здесь учатся строгать, мальчики — делать украшения, офисные сотрудники — лепить из глины. Тая и Денис следят за порядком, разрешают конфликты и заботятся о том, чтобы у их резидентов было не только рабочее место, но и возможность заработать благодаря своему труду.

Как всё начиналось

Однажды Тая увлеклась хендмейдом и за неимением другого подходящего места в доме устроила свою творческую мастерскую на кухне. Работала она в основном по ночам, так что, когда Денис рано утром приходил завтракать, кухонный стол часто был в полном беспорядке, а по полу были разбросаны булавки.

Когда у тебя нет отдельной комнаты для мастерской, твоё увлечение становится проблемой для близких, так как твои вещи постоянно кому-то мешают, их приходится перекладывать, в процессе обязательно что-нибудь теряется. Мы подумали, что наверняка с такой проблемой сталкиваемся не только мы. Многие творческие люди мучаются в неподходящих условиях, а возможностей арендовать собственную студию у них нет, так как это дорого. Мы решили проверить, есть ли в городе коворкинги, куда можно было бы прийти работать хендмейдеру, и удивились, когда поняли, что никто пока ничего подобного не придумал.

Самый продвинутый из всех существовавших вариантов заключался в том, что несколько мастеров в складчину арендовали одно помещение, где вместе работали. Но у этого варианта было слишком много рисков — могли испортиться личные отношения, возникнуть конфликты на почве денег.

Один наш товарищ подсказал нам, что в Штатах есть компания, работающая по интересующей нас модели, — TechShop. Мы зашли на их сайт и поняли, что это именно то, что мы хотим сделать. TechShop — это, по сути, огромный цех, в котором сосредоточено множество инструментов и технологическое оборудование, всё необходимое — от лобзика до лазерной машины. Клиенты покупают абонемент и получают доступ к станкам и рабочим столам. Увидев работающую бизнес-модель, мы решили не изобретать велосипед и просто попробовать её у нас. Технически мы пока сильно отстаём от американского аналога, но мы не переживаем — сейчас у них 11 филиалов по стране, но они когда-то начинали с небольшой мастерской. Мы перестали волноваться насчёт успешности модели уже через три-четыре месяца после открытия.

Резиденты

Изначально мы, конечно, не были уверены, что что-то получится. Мы арендовали часть заводского помещения, сами сделали в нём ремонт, но, не сойдясь с владельцем в вопросе цены, переехали в новое помещение, где сейчас и находимся. Больше всего мы боялись того, что мастера просто не захотят выходить из своих квартир, покидать пусть и неудобное, но привычное рабочее место, где их никто не видит, не тревожит. Мы ожидали, что им будет неприятно, что кто-то наблюдает за их работой и, возможно, захочет скопировать какие-то их приёмы и идеи, что они не захотят общаться с другими мастерами. До нашей мастерской все жили по принципу «это моё, это я не дам, не подходите, не трогайте меня». Оказалось, что наши страхи были беспочвенны. Уже через несколько месяцев всё пространство коворкинга заполнилось резидентами.

В реальности оказалось, что мастера вовсе не против общаться с единомышленниками. Раньше они если и встречались, то на каких-нибудь ярмарках, где воспринимали друг друга как конкурентов. А у нас они начали сотрудничать и помогать друг другу, спрашивать совета, делать совместные проекты. Когда ты работаешь в одиночку, то варишься в своём соку и не видишь, что происходит вокруг, барахтаешься в море информации в интернете. Чтобы, например, сделать деревянную пуговицу для своей сумки, тебе обычно нужно пролистать километры страниц, а у нас можно просто пойти в соседнюю комнату и за чаем поговорить с мастерами по дереву, узнать всё из первых уст.

Мы не хотели делать бизнес ради одних денег, у каждого из нас за спиной работа в офисе, и мы хотели заниматься чем-то совершенно другим. В результате мы придумали бизнес, которым приятно заниматься каждый день, и прежде всего благодаря нашему окружению. Люди, умеющие делать что-то своими руками, сильно отличаются от людей, существующих в офисных реалиях. Мы уже не можем представить себе, что сможем когда-нибудь вернуться обратно. Офисная жизнь полна стрессов, связанных с ненормальным человеческим общением, там постоянно конкурируют за лучшее место, боятся начальников, скучают, занимаются интригами. В «Класс труда» многие приходят по вечерам, после работы, чтобы отдохнуть здесь душой, пообщаться с людьми из другого мира, окунуться в другую атмосферу и тем самым перезарядить батарейки.

Как это работает

Месячный абонемент для резидентов у нас стоит 6 тысяч рублей. Сейчас у нас около 25 постоянных резидентов, и пространства хватит ещё человек на десять. Другие наши клиенты покупают разовые посещения или абонементы на 10, 20, 30 часов работы. В стоимость абонемента резидента входит рабочий стол, место для хранения своих материалов, а также возможность пользоваться всеми инструментами мастерской. Если у нас чего-то пока нет, можно попросить соседа по коворкингу одолжить инструмент. Несмотря на количество мастеров, очередей у станков и толкучки за столами у нас практически никогда не бывает, так как все приходят работать в разное время, кто-то в 7 утра, кто-то поздно вечером.

Мы также помогаем нашим резидентам объединиться для выполнения какого-либо крупного заказа. К нам то и дело обращаются заказчики из различных баров, кафе и хостелов с просьбой как-то оформить им интерьер, например сделать барную стойку или необычный шкаф. Чаще всего для этого требуются мастера разного профиля, и «Класс труда» в данном случае выступает как генеральный исполнитель, который согласовывает работу с клиентом.

Мастер-классы

«Класс труда» у многих ассоциируется больше не с самой мастерской, а с нашими мастер-классами. Видимо, это следствие того, что в нашей группе в VK мы чаще пишем о них, а не о наших резидентах. Мастер-классы мы либо организуем сами, либо предоставляем площадку для их проведения (в данном случае люди просто платят нам за часы работы в коворкинге). Мы сами попробовали разные форматы занятий и пришли к выводу, что разовые занятия — это не то, что нам нужно. В городе проводится очень много мастер-классов, где тебе предлагается за два часа сделать какую-нибудь штучку. За такое время невозможно по-настоящему чему-то научиться.

Мы подумали, что людям будет интересно глубже погрузиться в ремесло, поэтому решили сосредоточиться на проведении полноценных курсов. Те, кто посещает такие курсы, затем покупают у нас абонементы, приходят после работы, чтобы что-то самостоятельно пилить и шить, а рядом с ними работает тот же мастер, у которого они могут в любое время что-нибудь спросить. Благодаря курсам мастера могут заработать на аренду мастерской и найти учеников, которые захотят заниматься индивидуально. Так что для нас проведение мастер-классов — это одновременно и пиар, и заработок, и новые клиенты, и новые возможности для наших резидентов. Так как мы заинтересованы в том, чтобы курсы были качественными, мы очень ответственно относимся к выбору преподавателей. Сперва всегда делаем разовое тестовое занятие, чтобы понять, как сам мастер чувствует себя в роли преподавателя и насколько он нравится ученикам. Самой большой популярностью у нас пользуются курсы по ювелирным изделиям и по работе с деревом.

Трудности

Когда начинаешь свой бизнес, проблем у тебя, возможно, и больше, чем в обычном офисе, но при этом ты чётко понимаешь, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для самого себя. Работая в офисе, ты можешь в 6 часов вечера просто отключить голову и заняться другими делами. Здесь так не получится. Поэтому так важно создать место, где тебе комфортно и интересно работать, чтобы не перегореть.

Проблем у нас немало: начиная со сломанных инструментов в момент сдачи срочного заказа и заканчивая сезонностью бизнеса. Всегда можно недобрать людей на курс, неверно рассчитать стоимость затрат на материалы для заказа и так далее. В управлении коворкинга есть специфический риск — неправильно выстроить атмосферу. В этом вопросе нет рецептов, приходится действовать интуитивно. Мы беседуем с каждым потенциальным резидентом, чтобы понять, что он за человек, сможем ли мы комфортно сосуществовать на одной территории. Потому что, по сути, это место — наш дом. Резидент должен уметь, прежде всего, уважать чужие границы. У нас было несколько прецедентов, когда резиденты начинали своим присутствием «напрягать» окружающих и мы твёрдо сообщали им, что их дальнейшее присутствие в коворкинге нежелательно. Удивительно, но через несколько дней после их ухода атмосфера снова приходила в норму. Обычно мы выступаем арбитрами в возникающих спорах, стараемся сохранять нейтралитет. Для нас каждый творческий человек, работающий у нас, равен всем остальным. Не важно, кто из них более известен, опытен или у кого больше наглости.

Мастера

Большая часть наших резидентов зарабатывают своим ремеслом на жизнь. Когда их называют хендмейдерами, их это чаще всего оскорбляет. Они предпочитают слово «мастер». Мир хендмейда сейчас разделился на две группы: одни занимаются этим профессионально и ответственно, другие — делают что-то любительски и не очень качественно. «Профессионалы» чаще всего не участвуют в многочисленных ярмарках и базарах и выполняют частные заказы. Некоторые мастера развивались у нас на глазах. Мы, конечно, не считаем, что это наша заслуга, но видим, что в мастерской, где мастера могут находиться в среде себе подобных, они работают более продуктивно, чем когда работали в одиночку. Чтобы растение росло, для него нужно создать благоприятную среду. Наша мастерская — это нечто вроде теплицы для хендмейдеров, им в разы проще здесь заниматься своим делом и расти.

Планы

В ближайшее время мы планируем расширить парк инструментов и сделать мастерскую более комфортной для жизни в зимний период. Запустим новые курсы, в том числе и для детей. Сейчас у нас есть небольшой перекос в сторону работы с деревом, а основная концепция мастерской — это универсальность, поэтому мы будем расширять направление деятельности в сторону металла, кожи и керамики. Среди далекоидущих планов — органический рост мастерской. Как только поймём, что нам становится тесно, увеличим площади мастерской. Мы также открыты предложениям открытия филиалов «Класса труда» в других городах.

Художественная школа-студия «ЛЕОНАРДО»

«Леонардо» — это первая и единственная подобного формата в Санкт-Петербурге частная художественная школа-студия, открытая в 2009 году.

Программа включает полный курс обучения в художественной школе (рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусства и история города, декоративно-прикладное творчество, основы дизайна и мультипликации), но построена в принципиально ином формате, ненавязчиво интерактивна и значительно расширена за счет коллекции тщательно отобранных интереснейших фактов, фото-и-видео материалов и объемных моделей (макетов) для рисования.

Сочетание практических навыков рисования с интереснейшими фактами из истории искусства, в рамках каждого занятия, – это отличительная особенность программы и формата обучения в студии «Леонардо». Во время работы над каждой своей картиной или скульптурой, ученики Леонардо знакомятся с шедеврами мирового искусства (живописи, скульптуры или архитектуры) по схожей тематике. Знакомство с творчеством известных художников максимально “осязаемо” и предметно: теоретический материал дополняется изучением отличительных особенностей их художественной манеры и техники (Леонардо обучает различным техникам рисования, а также декоративно-прикладному искусству), так что даже не зная автора произведения, ученики Леонардо смогут безошибочно угадать его почерк. В рамках тематических занятий ученики Леонардо также выполняют свои работы в технике того или иного художника, пытаясь воспроизвести присущие мастеру особенности композиционного и колоритного решения.

Любому занятию, будь то знакомство с мировой архитектурой или рисование животных (вплоть до передачи отличий различных пород) способствует коллекция реалистичных объемных копий — 3D – моделей, а также занятие дополняется изучением натуры в рамках выездных занятий.

Последовательность и планомерность в обучении позволяют ученикам чувствовать себя уверенно на всем пути освоения художественного мастерства, — от метода рисования на основе простых геометрических форм, к рисованию от руки с натуры, во всем богатстве цветопередачи. Творческая обстановка, игровой формат, веселые задания и интересные факты из истории искусства характеризуют атмосферу школы “ЛЕОНАРДО”.

“ЛЕОНАРДО” — это:

— Вся программа художественной школы в принципиально новом формате!

— Увлекательно об истории искусства и истории города!

— Современные методики обучения, авторская программа.

— Пленэрная живопись, архитектурные зарисовки, экскурсии по желанию.

— Разные возрастные группы: для детей от 4 лет и для взрослых.

— Уникальная возможность «примерить» будущую профессию:

возможность участия в настоящих рекламных и оформительских проектах.

— Прохождение художественной практики для участников проектных групп.

— Дифференцированная стоимость оплаты в зависимости от количества лет обучения.

Будем рады видеть вас среди учеников “ЛЕОНАРДО”!

Т.8(911)217-17-55

Московский район, ул.Типанова 40, вход с Витебского пр.

Открываем гостевую арт-студию для детей

Извечная проблема посетителей торговых центров, которые решили совершить покупки с маленькими детьми, как угомонить своих чад, занять их каким-либо делом, чтобы процесс выбора товаров был спокойным и неторопливым. Иногда можно отправить ребенка играть в детскую игровую комнату, которая есть почти в каждом уважающем себя ТЦ. Но не всем нравится такой вариант. Потому что дети в игровых комнатах быстро устают, начинают искать родителей, становятся непослушными. Здесь слишком высока вероятность получить ушибы и травмы, особенно в пик посещаемости. Одной из альтернатив игровым комнатам являются арт–студии или гостевые комнаты творчества для детей. Обстановка здесь куда спокойнее: детишки занимаются рисованием, лепкой, создают открытки и предметы интерьера. Мастера студии показывают им небольшие мастер-классы, наносят аквагрим, организуют праздники. Все это увлекает, и усидчивые дети могут проводить здесь очень много времени, занимаясь полезным для себя делом. Это хорошо их родителям, которые свободно идут по своим делам, зная, что их ребенок в полной безопасности.

Спрос на услуги подобных гостевых комнат для детского творчества есть. Но пока таких студий открыто немного, так что нишу можно считать практически свободной! Одной из первых подобный формат бизнеса стала развивать франчайзинговая сеть «Фан Чулан», которая открыла несколько гостевых студий в Казани. «Фан-Чулан» — это место, где можно оставить ребенка. Его займут здесь интересными творческими мероприятиями на пару часов. Подобный формат студий необходим каждому торговому центру, чтобы родители могли спокойно совершать покупки. «Фан-Чулан» также нужен в курортных городах при гостиницах, чтобы родители могли с удовольствием пойти на экскурсию»,- говорит Элеонора Арифова, руководитель проекта Фан-Чулан».

Успех подобного проекта заключен сразу в нескольких важных деталях. Дело в том, что бизнес будет работать только при удачном месторасположении. Открывать студию подобного формата в спальном районе, может стать неудачным решением. Родителям просто лень будет целенаправленно вести детей, хотя они и понимают, что это полезно для их развития. Чем они будут заниматься, пока их дети рисуют час-два? Также важна проходимость студии, причем немалая. Такие требования может выполнить только крупный торговый центр.

Вторая важная составляющая – дизайн помещения. Студия может быть выполнена в небольшом островном формате, расположившись посередине прохода между бутиками ТЦ. Надо, чтобы она была яркой, привлекающей внимание абсолютно любого ребенка. Тогда дети будут крутиться здесь постоянно. Сами же торговые центры охотно сотрудничают с подобными досуговыми организациями. Потому как это увеличивает поток посетителей центра.

И третья важная деталь – уровень мастерства персонала и наличие увлекательных творческих программ. Одно дело — привлечь ребенка, более сложная задача – удержать его на одном месте. Мастера студии должны уметь общаться с детьми на их языке, предлагать им не только рисование карандашом, но и проводить увлекательные мастер-классы, устраивать мини-спектакли. «Люди стали активнее заниматься творчеством, рукоделием, растёт интерес к настольным играм. В этой связи интерес к нашим игрушкам примечателен и тем, что дети используют их для кукольных мини-спектаклей, в качестве талисманов. Дети в наших студиях занимаются разрисовыванием гипсовых 3D игрушек, создают сувениры и дизайнерские открытки своими руками. Все это они могут свободно забрать домой и поделиться своими успехами с родителями «, — говорит Элеонора Арифова.

Так что подбор квалифицированного и ответственного персонала, а также разработка нужных программ – пожалуй, одна из самых сложных задач при организации прибыльной арт-студии.

Размер вложений в открытие подобного бизнеса оценивается в 600 – 800 тыс. р.

Регистрация и организация бизнеса

Прежде чем приступить к регистрации, важно понять, что существует два понятия школ:

  1. Негосударственные, но выдающие по окончании соответствующий документ выпускнику.
  2. Созданные как кружки для получения некоторых знаний без подтверждающих документов.

Открыть школу по второму типу гораздо проще и дешевле. Первый связан со сложным оформлением бумаг, открывается только на юридическое лицо. Для большинства предпринимателей первоначальные вложения в школу, открытую по первому типу, будут необычайно высоки. Никто не захочет, чтобы окупаемость его бизнеса длилась слишком долго. Что касается второго типа, то регистрацию можно будет пройти и в качестве индивидуального предпринимателя.

Необходимая документация

Нет необходимости в получении документов, если вы не планируете выдавать своим выпускникам дипломы. Регистрация ограничена:

  • выбором вида предпринимательской деятельности;
  • выбором системы налогообложения;
  • регистрацией кассового аппарата, поскольку доход будет получен наличными;
  • при необходимости можно открыть счет в банке.

Как только все готово, можно переходить к поиску помещения для школы. Здесь нужно учесть большое количество нюансов.

Помещение

И взрослым, и детям, которые желают обучиться искусству рисования, живописи, графики, лепки и так далее, важно, где расположена школа, а также расписание занятий. Многие отказываются посещать подобные кружки и школы только на основании крайней нехватки времени. Стоит помнить об этом заранее. Выбор помещения сопряжен с этой проблемой.

Дополнительно нужно решить, сколько учеников планируется обслуживать. Площадь классов зависит от этого параметра. Возможно, в помещении дополнительно будут стоять:

  1. Парты.
  2. Мольберты.
  3. Подиум и иное оборудование, для которого нужно время.

Все это занимает определенную площадь, и этот момент нужно обязательно учитывать. Если школу планируется открыть только для взрослых, которым удобно обучаться вечером, то в качестве экономичного варианта можно заключить договор аренды с любой из художественных школ.

Расположение учебного заведения тоже играет значение. Оно может находиться:

  • недалеко от центра;
  • в густонаселенном спальном районе;
  • в центре города.

Если город крупный, рядом обязательно должна располагаться станция метро, транспортная развязка или остановка общественного транспорта. Место должно быть по-настоящему удобным. Наличие парковки обязательно.

Оборудование и оснащение

Для любой художественной школы необходимо некоторое количество оборудования и комплектующих. Предполагается, что человек будет приходить на обучение с минимальным комплектом художника.

Также необходимы учебные материалы. Сегодня их продается очень много. Рассчитывается оборудование и учебные материалы исходя из предполагаемого количества учеников. Некоторые бизнесмены способны организовать обучение сразу нескольких групп, некоторые берут объемы поменьше. Если хочется уделить внимание всем ученикам, то для одного преподавателя набирают класс в 8-10 человек максимум.

Как минимум потребуется приобрести:

  1. Мольберты.
  2. Кисти и краски хорошего качества для профессиональной работы.
  3. Картон и холсты.
  4. Учебные материалы.

Все должно быть хорошего качества, чтобы не испортить репутацию художественной школы. Покупку материалов осуществляют не в магазинах, а на оптовых базах. Дополнительно потребуется следующая мебель:

  • парты;
  • стулья;
  • столы;
  • тумбы для учебного материала;
  • стеллажи.

В кабинете для рисования обязательно должна быть вытяжка, в том числе и принудительная, а также удобная мойка, ведь учителю и ученикам придется отмывать руки и кисти.

Учебная программа и материалы

Программа разрабатывается заранее. Обучать можно как рисованию, так и другим дисциплинам на ваше усмотрение. Художественная школа — это обширное понятие. Учебная программа может быть рассчитана как на новичков, так и на опытную группу. Обо всем этом нужно договариваться заранее с персоналом.

Если вести группу самостоятельно, сделать это будет проще, но учеников будет меньше. Материалы для программы обучения напрямую зависят от количества учеников и методики. Это могут быть восковые фигуры, вазы с цветами. Из гипса также изготавливаются модели фигур для рисования и лепки.

Некоторые материалы ученики могут приобретать самостоятельно, это практикуется во многих государственных школах.

Персонал

Как правило к открытию художественной школы приходят профессиональные художники. Люди, далекие от искусства, не касаются этого бизнеса вообще. Исходя из этого можно легко понять, что обучением можно заниматься самостоятельно. В некоторых случаях целесообразнее дополнительно нанять еще одного преподавателя.

Количество преподавателей можно увеличить, если спрос на услуги возрастет. Некоторые педагоги не хотят и не могут работать с детьми. Это нужно учитывать. Однако именно от их навыков будет зависеть, сколько клиентов будут учиться в вашей школе.

Реклама

От процесса рисования люди получают удовольствие. О том, что открылась новая художественная школа, должны узнать большинство жителей города. Для истинного успеха необходимы:

  • грамотная маркетинговая программа;
  • профессиональные навыки обучающего персонала.

Реклама должна быть целевой. Нет смысла размещать ее там, где она не будет работать. Это лишняя трата денег. Реклама может быть следующего характера:

  1. Яркие плакаты.
  2. Реклама в интернете.
  3. Создание собственного сайта.

Если вы планируете набирать классы из детей и подростков, разместите рекламу возле школ, в спальных районах. Если есть планы по набору классов из людей старшего возраста, можно разметить рекламу в торговых центрах, вблизи офисов.

Дополнительно хорошо бы продумать организацию выставок как ваших работ, так и работ учеников. Это будет дополнительным стимулом. На таких выставках посетители могут приобрести понравившиеся работы.

Финансовая составляющая бизнеса

Конечно, основной вопрос всегда касается финансов. Поговорим о том, сколько стоит открыть среднюю художественную школу. Ниже приведены приблизительные цифры, взятые на основе статистических данных.

Стоимость открытия и поддержания

Для открытия школы потребуется стартовый капитал. Это дело не потребует крупных вложений, однако риски при открытии довольно высоки. Их нужно учесть на самом первом этапе. Оценивают их не менее, чем в 30%. Первоначально потребуется сумма в 300-500 тысяч рублей.

Учтите, что можно сидеть без дохода порядка двух-трех месяцев.

Размер будущих доходов

Размер будущих доходов напрямую зависит от концепции художественной школы, стоимости обучения и количества учеников. Это самые важные моменты. Продавать можно как индивидуальные занятия, так и вводить ежемесячную плату и распространять годовые абонементы.

Ежемесячная прибыль может составлять 50 000 рублей и выше. Конечно, многое зависит и от того, в каком городе вы проживаете.

Срок окупаемости

Несмотря на высокие риски данного бизнеса, рентабельность его достаточно высока. Окупаемость в среднем составляет полтора года, максимально — два. Это достаточно быстро. Более того бизнес принесет истинное удовольствие владельцу, поскольку не связан с серьезными проблемами:

  • оформлением документации;
  • получением лицензий;
  • частыми проверками со стороны государственных органов.

Открытие художественной школы — интересный бизнес. Если вы задумались о нем, стоит составить бизнес план и оценить свои возможности. Здесь важно хорошо разбираться в живописи и уметь найти особый подход к каждому ученику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *