Как открыть издательство

Особенности издательского дела

Создание и выпуск книг, другой печатной литературы выполняет просветительские, социальные и интеллектуальные функции. Чтобы успешно реализовать идею в данной сфере нужно обладать многими знаниями и навыками:

  • быть начитанным и разбираться в хороших книгах;
  • иметь опыт работы на издательском рынке;
  • постоянно искать и налаживать контакты с перспективными молодыми авторами;
  • понимать, за какие проекты стоит браться;
  • четко представлять целевую аудиторию, ее вкусы, пожелания;
  • уметь доносить продукт до потребителя;
  • разбираться в законодательстве (издательство, авторское право, реклама) и т. д.

И хоть опытные предприниматели говорят о сложностях данного бизнеса, многочисленных минусах проекта, все же уровень вхождения не является слишком высоким. И если хотя бы одна из выданных вами книг станет бестселлером, то успех всего дела гарантирован.

Стоит отметить и тот факт, что многие издательства в нашей стране начинались не с попытки выгодно вложить инвестиции, а с возможности выпустить на рынок ту литературу, которой не хватает. К примеру, владельцы фирмы «Манн, Иванов и Фербер» начали свое дело за счет желания компенсировать недостаток на полках качественной специализированной полиграфической продукции в сфере бизнеса.

С чего начать?

Если вы желаете открыть свое издательство с нуля, нужно, прежде всего, составить план действий:

  1. Определиться с направлением выпускаемой литературы, узким сегментом. При этом вы сориентируетесь в том, на какую целевую аудиторию можно рассчитывать. Уточните предпочтения, пожелания и потребности читателей.
  2. Создать бренд, логотип компании, продумать, как назвать издательство, чтобы имя стало со временем узнаваемым.
  3. Найти источник финансирования для реализации проекта.
  4. Пройти процесс официального оформления фирмы в налоговой службе. Получение всех требуемых разрешений, заключение договоров.
  5. Нанять персонал для эффективной деятельности издательства.
  6. В современных реалиях уместно будет создать и собственный сайт, на котором указывается вся информация, способная заинтересовать как авторов, так и дистрибьюторов.
  7. Поиск перспективных писателей, заключение с ними договоров, получение права на перевод и пр.

Сам же процесс издания не связан с какими-либо техническими сложностями. Выпуск книги занимает не дольше 3-4 месяцев и проходит стандартные шаги полиграфической печати. Простота данного этапа – один из плюсов издательского бизнеса.

Выбор специализации

На сегодняшний день самый высокий спрос наблюдается на остросюжетную литературу, к которой относятся детективы и женские романы. Второе место занимают обучающие книги, пособия, методички. Еще одним популярным направлением стала детская тематика. Но новичкам не рекомендуют сразу браться за художественную литературу, так как этот сегмент рынка связан с высокими рисками и более крупными инвестициями.

Считается, что лучше начинать издательское дело с узких специализированных направлений, например, бизнес-литературы, кулинарии, выпуска календарей, книг по психологии или эзотерике.

Также выгодными и перспективными считаются такие сегменты:

  • Периодическая печать – газеты, журналы, которые получают прибыль не только от тиража, но и от размещаемой в них рекламы. Это направление сопряжено со своими сложностями. Здесь нужно уметь находить актуальную информацию и подавать ее в сжатые сроки. Помните и о том, что рекламодатели, за счет которых и процветает данный бизнес, предпочитают красивые глянцевые издания.
  • Электронные книги – сегодня набирают все больше популярности. Для начинающего предпринимателя они выгодны тем, что не требуют крупных капиталовложений и сотрудничества с типографией. Реализация же продукции происходит с помощью интернета.
  • Создание мини-игр – одно из современных направлений. Здесь есть своя специфика. Над каждым проектом работает множество профессионалов – от авторов до программистов. Распространяется продукция в интернет-магазинах, через гаджеты, социальные сети, приложения, специализированные игровые порталы и пр.

Быть универсальным издательством, которое может позволить себе заниматься сразу разноплановыми проектами, изначально вряд ли получится. Таким преимуществом обладают лишь крупные компании, давно утвердившиеся на рынке. А вот конкурировать с подобными гигантами можно как раз счет выбора узкого специализированного направления, которое и создаст вам узнаваемое имя.

Какие нужны документы?

В зависимости от предполагаемых объемов печатной продукции следует выбрать один из доступных способов регистрации – ООО или ИП. При небольших стартовых вложениях можно ограничиться вторым вариантом, то есть стать индивидуальным предпринимателем. В данном случае подают минимальный пакет документов, а вести бухгалтерию намного проще.

Но у общества с ограниченной ответственностью есть больше шансов на расширение и дальнейшее развитие. Правда, тогда нужно создать устав компании, заложить уставный капитал в определенном размере, оплатить более высокую госпошлину. Система налогообложения в любом случае может быть упрощенной (УСНО), при которой государству выплачивают 6% от всех доходов издательства или же 15% от разницы между прибылью и расходами.

В своей работе нужно руководствоваться существующим законодательством в сфере авторского права, полиграфической деятельности, области СМИ и рекламе. Преимуществом является то, что сегодня такой бизнес не требует лицензирования и получения специальных разрешений. При выпуске периодического издания нужно лишь заполнить заявление в Роскомнадзоре.

Обязательно укажите все коды ОКВЭД:

  1. 1 – издательская деятельность.
  2. 13 – выпуск журналов и газет.
  3. 40 – печать рекламной продукции.
  4. 15 – прочие разновидности полиграфии.

Поиск перспективных писателей

Основная сложность состоит в работе с авторами. Именно они могут сделать ваш бизнес успешным или провальным. Для начинающего предпринимателя этот пункт оказывается еще более сложным, так как рассчитывать на раскрученные имена не приходится, вы просто не сможете обеспечить им требуемые условия работы и высокие гонорары.

Единственный шанс – найти такого же новичка, но в писательской сфере. Успешные тандемы гарантируют длительное сотрудничество и прибыль для обеих сторон. Но нужно понимать, что прежде чем обнаружить ценную «изюминку» придется пересмотреть тысячи рукописей, которые были отвергнуты другими редакторами.

Существует такая статистика – на 2000 присылаемых в издательства текстов только 1-2 обладают ценностью. Многое же зависит от вкусов и предпочтений читателей. Если людям понравится книга, то вам обеспечен успех, если нет – это зря потраченные деньги на тираж.

Издательский бизнес также отличается еще одной специфической деталью. Вы не можете заключать договор с автором на будущие книги. Поэтому очень часто перспективных новичков перекупают или просто переманивают более крупные компании. Иногда это действительно выгодно, так как предложенная за автора сумма окажется выше, чем прибыль от годовой продажи его книг. Но вам придется опять заняться поиском нового писателя.

Риски

Недаром опытные издатели говорят о сложностях и проблемах в данном деле. Среди них самые ощутимые для новичка:

  • Непредсказуемость популярности того или иного проекта. Можно как угодно хорошо разбираться в литературе, модных тенденциях в данной сфере, предпочтениях читателей. Но если выпущенная книга по какой-то непонятной причине не понравится покупателям, то она останется лежать на полках в магазине.
  • Работа с авторами – сложность состоит не только в их поиске, но и в дальнейшем сотрудничестве. Здесь существует довольно широкий спектр форс-мажорных обстоятельств и человеческого поведения. Так, перспективный и успешный начинающий писатель может получить аванс, но не выдать книги, затянуть на несколько лет с ее написанием, начать экспериментировать в сомнительном направлении, перейти к другому издателю, если там ему предложат более интересные условия или высокий гонорар.
  • Также существует и сильнейшая зависимость от автора, если за счет кого-то одного издательство стало узнаваемым. Его успех и неудачи напрямую влияют на прибыль.

Реализация продукции

Еще одной сложностью в издательском деле является процесс дистрибуции, то есть распространение книг в массы. Большинство компаний, которые закупают и развозят по магазинам печатные издания, интересуются лишь популярными экземплярами, бестселлерами. Да и приобретать желают только большие оптовые партии. Сотрудничество с новичками и малым тиражом для них непривлекательно.

В таком случае лучшим выходом становится личная работа в данном направлении. То есть, вы как владелец бизнеса или же нанятый менеджер должны приложить все усилия по реализации выпущенной книги. Для этого существуют такие методы:

  1. Налаживайте контакты с ретейлерами.
  2. Распечатайте рекламную продукцию для популяризации книги.
  3. Сотрудничайте с книжными магазинами напрямую. Но ориентируйтесь не только на Москву или другие мегаполисы, но и на менее крупные города.
  4. Купите рекламное место перед заведением, в котором ваше печатное издание выставлено на продажу.
  5. Проследите за тем, как именно размещают на полках вашу продукцию.
  6. Используйте и другие рекламные площадки – глянцевые журналы, радио, телевидение, интернет и пр.

Чем больше будет задействовано каналов сбыта и рекламы, тем выше шансы на то, что люди заинтересуются именно вашей книгой. Хотя результат все равно будет зависеть от того, понравится она им или нет. А на этот фактор повлиять практически невозможно.

Рентабельность проекта

Сумма вложенных средств существенно будет отличаться в зависимости от объемов выпускаемой продукции, выбранного направления и формата работы. Так, если вы доверяете всю техническую часть типографии или другим подрядчикам, тогда инвестиции окажутся минимальными.

При организации полного цикла выпуска полиграфической продукции придется закупить профессиональное оборудование, что существенно увеличит затратную часть. Но тогда и себестоимость каждого экземпляра окажется значительно ниже. По средним подсчетам, для старта в издательском деле достаточно иметь 650-700 тысяч рублей. Если же ориентироваться на выпуск электронных книг, то инвестиций потребуется намного меньше.

Доходы и рентабельность проекта также зависят от выбранного направления. Более перспективным считается издание глянцевых журналов, календарей, кроссвордов, игр и пр. На тираже периодической печати в 5000 экземпляров можно заработать около 80 000 рублей. Но просчитать заранее полученные доходы довольно сложно.

Все рекламные технологии гарантируют лишь 20% успеха, а большая часть его зависит только от читателей и их вкусов, настроений. Что и составляет основную сложность в данном деле.

Видео: издательский бизнес.

Шаг за шагом к конечной печатной продукции

Шаг первый:выбираем специализацию

Выбор специализации напрямую зависит от имеющегося опыта. Так, универсальный издательский дом — роскошь, которую могут позволить себе крупные компании, «акулы» издательского бизнеса. Новичкам надежнее выбрать собственную нишу: книги, журналы, газеты. Если книги, то не «художественная литература вообще» (не рекомендовано для старта из-за сложностей просчета рынка), а кулинария, эзотерика, фантастика, детская литература, прочее.

Важно: несмотря на обилие печатной продукции, система ее реализации развита слабо. Особенно сложно продвигать на рынке книги. Вывод: продумайте возможность реализации продукции силами издательства.

Шаг второй:подбираем кадры

Кадровый вопрос — основной в издательстве, требующий решения по двум направлениям: выбор автора (авторов) и подбор персонала.

Авторы — главная возможность достичь успеха и главный фактор риска одновременно. Работа с новым автором — как лотерея: книга или «пойдет», или нет. В то же время именитый автор вряд ли согласится работать с начинающим издательством. Только за хороший гонорар.

Мозг издательства — редактор. От его идей и профессионализма зависит качество продукции и ее привлекательность в глазах аудитории. Также важно позаботиться о специалисте, который займется продажами. Издательству нужны и многие другие специалисты: от наборщиков и корректоров до печатников и резчиков.

Важно: любое издательство — это производство, связанное со стрессами. На конечном результате сказывается необходимость экстренно реагировать на новости, дедлайны, срывы сроков и другие факторы. Вывод: нужна команда, умеющая работать в стрессовой ситуации.

Можно ли обойтись без команды? Можно. Нужны подрядчики, которых несложно найти на рынке.

Шаг третий:формируем материальную базу

Выбор материальной базы зависит от того, по какой схеме вы решите работать: выпускать от А до Я самостоятельно или использовать подрядчиков. В последнем случае кроме соответственно оборудованного кабинета редактора ничего не нужно: подготовку материалов, допечатную подготовку и печать выполнят смежники.

Если вы затеяли предприятие полного цикла, понадобятся:

— обустроенные помещения для персонала и встреч с авторами;

— компьютеры для допечатной подготовки: от набора текстов до верстки;

— печатное оборудование;

— устройства послепечатной обработки: резательные и листоподборные машины, брошюровщики, переплетное и другое оборудование.

Важно: рост объемов производства неизбежно связан с расширением материальной базы. Вывод: необходимо сопрягаемое оборудование, а также станки с запасом производительности.

Основные специалисты издательства

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование и некоторые другие. Остановимся подробнее на их функциях.

Редактор. Традиционное назначение редактора — редактирование текста, то есть «приведение содержания и формы любого документа, написанного или подготовленного кем-либо, в соответствие с общепринятыми или специально установленными требованиями и нормами». Редактор — ведущий специалист в издательстве, и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг. Так было всегда. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. Если говорить коротко, то на смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Что это означает? Прежде всего то, что помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репертуар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в конце концов, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного издательского проекта. Зачастую редактор сегодня работает не над каким-то одним конкретным изданием или не только над ним, но возглавляет отдельные направления, книжные серии и проекты. Конечно, подобная работа требует высокого уровня профессионализма и значительного личного опыта, что приходит не сразу. Отметим поэтому, что в любом случае по самой сути своей работы редактор должен быть творческой личностью, специалистом в той области знаний, к которой относится редактируемая им литература, в полной мере владеть методикой редактирования, быть способным критически анализировать произведение, хорошо разбираться в основах издательского дела, полиграфии и маркетинга.

Следует все же оговориться, что подобный подход к существу редакторской работы характерен для относительно небольших и малых издательских структур. В крупных фирмах, где ежемесячно выпускаются сотни названий книг, где фактически работает конвейер, и где в силу самого масштаба производства превалирует узкая специализация, содержание работы редактора в большей мере соответствует традиционному его толкованию.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше. Это говорит о том, что роль издательского персонала, занимающегося продвижением книги на рынке, чрезвычайно велика.

С уходом в прошлое монополизированного государственного рынка главным ориентиром для издателя стало желание потребителя, его интересы и возможности. Отсюда и необходимость выделения специальных людей, которые бы хорошо ориентировались в этих самых желаниях, интересах и возможностях, и которые бы за счет этого знания могли определять издательские приоритеты в режиме, так сказать, «реального времени». В более широком смысле деятельность специалиста по маркетингу связана с выстраиванием отношений издательства с внешним миром, поэтому она весьма многопланова.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела — сочетание интеллектуального процесса создания книги с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), нужно изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит, и соответствующие специалисты. В издательствах в зависимости от объемов производства могут функционировать специальные подразделения по ресурсам, а может быть только один специалист, но так или иначе бумагой и материалами для печати должны заниматься профессионалы. Им приходится решать множество вопросов, прямо влияющих на эффективность работы издательства.

Бумагу изготавливают бумажные комбинаты. Но если издательство не нуждается в регулярных поставках больших партий бумаги, то нет необходимости обращаться на комбинат. Прежде всего нужно определиться: самим закупать бумагу или поручить закупку типографии, в которой будет печататься тираж. Может, и вовсе не заниматься закупкой бумаги, а воспользоваться той, что уже есть на складах типографии. Но на складе, как правило, в наличии ограниченное число сортов бумаги определенного качества либо она уже закуплена у традиционных поставщиков под определенный заказ. Иногда бывает проще оформить этот заказ через типографию. Если вопрос о закупке бумаги все же возник — у кого ее лучше покупать? Непосредственно у комбината, у его агента, у торговой организации? Самостоятельная закупка бумаги и материалов означает необходимость аренды или приобретения складских площадей, автотранспорта, привлечения дополнительного персонала и т.д. И это только часть вопросов, в большей мере организационных. Добавьте к ним выбор необходимых для конкретного издания сортов бумаги и переплетных материалов, оценку их качества, контроль при печати тиража. А если издательство самостоятельно закупает, транспортирует, хранит и поставляет бумагу и материалы в типографию, число вопросов многократно умножается.

Специалист по производству. Это работник, который соединяет издательство с типографиями. В круг его обязанностей входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфическим предприятием. Специалист по производству должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художественный редактор. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача — создать художественный образ книги, превратить доработанный редакторами авторский оригинал в издательский.

В настоящее время издательства, как правило, работают с внештатными художниками, а всю работу, связанную с художественным оформлением и художественным редактированием изданий ведет главный художник (в крупных издательствах) или художественный редактор. Они занимаются оформлением каждого издания, заказывают внештатным художникам оформление и иллюстрирование книг, принимают готовые работы — эскизы и оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, переплетов, форзацев и иных элементов оформления книги, оценивают качество их исполнения, отслеживают сроки выполнения заказа. Зачастую именно штатные издательские художники занимаются разработкой издательского стиля, издательской марки, оформлением основных издательских книжных серий, нестандартных издательских проектов.

Художественный редактор, естественно, должен иметь специальное художественное образование. Но не только. Важно, чтобы он хорошо знал технологию полиграфического производства книги, основательно изучил свойства бумаги и материалов, используемых в издательском деле, экономические аспекты своего ремесла.

За последнее время технология художественного оформления изданий в значительной мере изменилась за счет использования компьютерной техники в книжном дизайне. Компьютерные программы верстки позволяют выполнять значительную часть работ по подготовке оригинал-макета в автоматическом режиме. Имеются готовые шаблоны оформления, а если они не устраивают издателей, можно создавать новые. Интерактивный режим работы программного обеспечения дает возможность вносить коррективы непосредственно в процессе работы над версткой. Сканирование позволяет активно работать с иллюстративным материалом, к тому же постоянно увеличиваются возможности компьютерной графики.

Таким образом, компьютерная техника вроде бы позволяет верстальщику конкурировать с художником, а издателю обходиться без последнего. Но это ошибочное мнение. И если при работе над простыми изданиями оно может быть и оправдано, то уже при работе даже над средней сложности издательским проектом нельзя обойтись без участия профессионального художника.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению. В частности, требования ОСТа 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» и ОСТа 29.76-87 «Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования», а также нормативных материалов, касающихся подготовки изданий для детей или учебной литературы.

Работа технического редактора тесно связана с работой редактора и художественного редактора, он также контролирует работу верстальщика оригинал-макета в части соблюдения им принятого оформления книги и правил верстки книги, поэтому он должен разбираться в вопросах искусствоведения и графики, быть образованным в области технического и художественного оформления, знать технологию и экономику полиграфических процессов, хорошо ориентироваться в применяемых в книжном деле бумаге и материалах.

Выше мы говорили о тех специалистах, которые составляют основу издательского коллектива, вернее, выполняемые ими функции составляют содержание издательского процесса. Понятно, что далеко не во всех издательствах эти специалисты являются штатными сотрудниками, да в этом и не всегда есть необходимость. Но то, что каждая подготавливаемая издателем рукопись должна побывать в их руках, пройти все необходимые этапы, прежде чем она станет книгой и попадет к своему читателю, в этом сомнений нет.

Вспомогательные службы. Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

По сравнению с теми издательскими структурами, которые традиционно существовали в период плановой экономики, эти службы, конечно же, претерпели изменения, однако суть их осталась прежней — обеспечение нормального функционирования издательства как предприятия. Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое подразделения. Но если бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д., то с юридическими службами дело обстоит иначе.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы. В крупных издательствах это, как правило, отдельное подразделение. В малых и средних — такого подразделения может и не быть, чаще юридическое обеспечение их деятельности осуществляется внешними юридическими агентствами или юристами, с которыми заключаются соответствующие договоры.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, например, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *