Имущество некоммерческой организации

Россия:

Комментарий к ст. 26

1. Статья имеет обобщающий характер и определяет основные источники формирования имущественной базы некоммерческих организаций. Согласно этой норме имущество некоммерческой организации может формироваться за счет денежных поступлений, равно как и за счет имущественных взносов (передаче имущества в натуре).
Поступления от учредителей (участников, членов) порядок и форма их внесения определяются учредительными документами конкретной коммерческой организации. Регулярные имущественные взносы возможны и как членские взносы в некоммерческих организациях, имеющих членство, и как частичное или полное финансирование собственником созданного им учреждения. Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию. Добровольные имущественные взносы осуществляются учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, т.е. передаваться на определенные проекты и программы, но возможна просто передача имущества на уставные цели некоммерческой организации. Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования также могут быть целевыми или не предназначенными для определенных целей.
Статья 582 ГК РФ дает определение пожертвования и устанавливает правила использования пожертвований и распоряжения ими. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут передаваться различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. В случае целевого пожертвования переданное имущество должно использоваться только для обусловленных жертвователем целей. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации.
Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации наравне с другими поступлениями являются, пожалуй, основным источником формирования имущества некоммерческой организации, а также обеспечения уставной деятельности. Уставная деятельность некоммерческой организации не должна приносить прибыль, но вполне может компенсировать все расходы на осуществление этой деятельности. Доходы, получаемые от операций с ценными бумагами, посреднической, консультационной деятельности, относятся к доходам от предпринимательской деятельности, хотя и не упомянуты в комментируемой статье.
К доходам некоммерческой организации от использования принадлежащего ей имущества следует отнести: плату за аренду имущества, проценты по вкладам в банках и кредитных организациях, доход от реализации (отчуждения) имущества, доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческой организации и т.п. При этом следует помнить, что учреждения не вправе распоряжаться переданным имуществом (ст. 298 ГК РФ), например, сдавать в аренду имущество, которым владеет на праве оперативного управления.
Приведенный в ст. 26 Закона перечень источников формирования имущества не является исчерпывающим. Законодательство допускает поступление средств и из других источников, не запрещенных законом. Нормы специальных законов добавляют к уже названным поступлениям и такие, как: поступления из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; внебюджетных фондов; труд добровольцев (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»); доходы от проведения лотерей и аукционов (ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях»). К другим, не запрещенным законом поступлениям некоммерческих организаций можно отнести и доходы от использования исключительных прав, и имущество ликвидированной некоммерческой организации, переданное ликвидационной комиссией некоммерческой организации, осуществляющей ту же деятельность.
2. Некоммерческие организации, имеющие членство, получают от своих участников регулярные поступления в виде членских взносов. Учредительные документы содержат всю информацию о форме и порядке уплаты членских взносов, там же определяется и размер членских взносов. Членские взносы участников относятся не только к регулярным, но и к обязательным платежам. За неуплату членских взносов участник некоммерческой организации может быть из нее исключен. Обязательность уплаты членских взносов Законом не установлена (в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в ст. 19 эта обязанность прямо закреплена). Эта обязанность вполне может быть предписана положениями учредительных документов, более того, специальные законы могут содержать нормы, предписывающие включить в учредительные документы положения об уплате членских взносов (например, ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет положения, которые должны содержаться в уставе общественного объединения). На усмотрение учредителей оставлен вопрос о регулярных поступлениях от них некоммерческим организациям, не имеющим членства. Только для учреждений (ст. 9 Закона) установлено обязательное финансирование собственником (учредителем) в виде регулярных поступлений.
3. Основным и главным отличием некоммерческой организации от коммерческой является отношение к полученной прибыли. Некоммерческие организации обязаны направлять всю полученную прибыль на цели, для достижения которых они создавались. Несмотря на то, имеет некоммерческая организация членство или нет, прибыль, полученная некоммерческой организацией, не подлежит распределению между ее участниками (учредителями). Данная норма повторяет положение п. 1 ст. 50 ГК РФ и устанавливает общее правило для некоммерческих организаций. Однако, из этого правила есть одно исключение — потребительские кооперативы, которым разрешено распределять полученную прибыль между членами кооператива (ст. 116 ГК РФ, ст. 24 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 11 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» — СЗ РФ, 1997, N 28, ст. 3306). Необходимо помнить, что Закон, согласно п. 3 ст. 1, не распространяется на потребительские кооперативы, хотя они и отнесены ГК РФ (п. 3 ст. 50) к некоммерческим организациям (см. комментарий к ст. 1 Закона).

Имущество некоммерческих организаций

Для осуществления уставной деятельности некоммерческая организация должна располагать определенным набором экономических ресурсов, используемых для производства социальных благ. Имущество некоммерческой организации составляет его экономическую основу. Имущество некоммерческой организации обеспечивает возможность решения сю уставных задач при осуществлении основной и приносящей доход деятельности, определенную экономическую самостоятельность организации. Без наличия определенного имущества некоммерческие организации нс могут осуществлять свою деятельность.

Имущество некоммерческой организации формируется в момент ее создания и указывается в ее учредительных документах. В уставе или учредительном договоре отражаются состав, структура и условия передачи учредителями имущества, а также порядок использования имущества в случае ее ликвидации. В соответствии с учредительными документами, некоммерческая организация может получить от учредителей (участников, собственников имущества) земельные участки, здания, сооружения, жилищный фонд, транспортные средства, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Таким образом, первоначально имущество некоммерческой организации создается за счет средств учредителей (участников, собственников имущества) – граждан; организаций различных организационно-правовых форм, в том числе иностранных; органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетными фондами.

Состав имущества некоммерческих организаций

Имущество некоммерческой организации может включать следующие виды:

  • – недвижимое имущество;
  • – движимое имущество;
  • – особо ценное движимое имущество;
  • – государственное (муниципальное) имущество.

Порядок отнесения имущества к недвижимому и движимому определен ГК РФ.

К недвижимому имуществу относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты капитального строительства и все то, что прочно связано (и неразделимо) с землей.

К движимому имуществу относятся денежные средства в кассе или на расчетных и валютных счетах, ценные бумаги, транспортные средства, а также паи, вклады, доли в капитале, музейные предметы и коллекции и пр.

Амортизация движимого и недвижимого имущества некоммерческих организаций. Движимое и недвижимое имущество, как правило, является амортизируемым имуществом, его стоимость погашается путем начисления амортизации. Начисление амортизации может осуществляться при условии, что амортизируемое имущество находится в собственности некоммерческой организации, отражается в финансовой отчетности, используется для извлечения дохода. В соответствии с этим в некоммерческих организациях начисление амортизации производится только по движимому и недвижимому имуществу, используемому в деятельности, приносящей доход.

Амортизация – это процесс перенесения первоначальной стоимости амортизируемого имущества (основных средств, части нематериальных активов) по мере физического и морального износа на стоимость производимых товаров, работ, услуг.

Амортизационные отчисления – это ежемесячная сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, определяемая на основе балансовой стоимости амортизируемых объектов и установленных норм амортизации по амортизационным группам основных средств.

Амортизационные группы – это группы, в соответствии с которыми классифицировало амортизируемое имущество для целей начисления амортизации (всего десять групп).

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Для осуществления уставной деятельности некоммерческая организация может арендовать основные средства. Если с согласия арендодателя проводится их капитальный ремонт в виде неотделимых улучшений, то некоммерческая организация производит начисление амортизации по капитальным вложениям в форме неотделимых улучшений в объекты основных средств, полученных в аренду.

Кроме амортизируемого имущества, в некоммерческих организациях существуют объекты, по которым амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации (по ним не начисляется амортизация): земля, вода, недра и другие природные ресурсы; основное и вспомогательное сырье, топливо, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не начисляется амортизация по имуществу бюджетных учреждений, полученному от учредителей в качестве взноса. Вместе с тем если имущество было приобретено бюджетным учреждением для осуществления приносящей доход деятельности и используется для этой деятельности, то по нему амортизация начисляется в соответствии с установленными правилами.

Не начисляется амортизация по имуществу некоммерческих организаций, которое было получено в виде целевых поступлений или приобретено за счет средств целевых поступлений и используется для осуществления основной деятельности.

Не подлежит амортизации имущество некоммерческой организации, приобретенное на бюджетные средства целевого финансирования.

В некоммерческих организациях нс амортизируются объекты внешнего благоустройства, к которым относятся объекты лесного и дорожного хозяйства, финансирование сооружения которых осуществлялось на средства бюджетного или иного целевого финансирования.

Не амортизируются приобретенные книги, брошюры, произведения искусства.

Особо ценное движимое имущество является характерным видом имущества таких некоммерческих организаций, как бюджетные учреждения.

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу определены ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

При этом виды особо ценного имущества могут определяться, например, отдельными федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном местной администрацией (в отношении муниципальных бюджетных учреждений). Аналогичные требования также предъявляются к особо ценному имуществу автономного учреждения (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Перечень особо ценного имущества утверждается, в частности, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минтрансом России и т.д.

Требования к особо ценному имуществу в бюджетных и автономных организациях представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Виды особо ценного имущества бюджетных и автономных учреждений

Вид организации

Категория отнесения движимого имущества к особо ценному

Орган (или документ), устанавливающий данную категорию имущества

Федеральные бюджетные или автономные учреждения

Стоимость имущества от 200 000 до 500 000 руб.

Федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя

Автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетные учреждения субъекта РФ

Стоимость имущества от 50 000 до 500 000 руб.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, с соблюдением указанных ограничений (50 000 до 500 000 руб.)

Государственные органы субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, если такое право будет предоставлено высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

Автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальные бюджетные учреждения

Стоимость имущества от 50 000 до 200 000 руб.

Местная администрация

Стоимость имущества в интервале, установленном нормативно-правовым актом местной администрации, с соблюдением указанных ограничений (от 50 000 до 200 000 руб.)

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений, если такое право будет предоставлено местной администрацией

Для всех

Движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества

Соответствующий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация

Для всех

Имущество, отчуждение которого возможно только в особом порядке (например, музейные коллекции, предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда, документы Архивного фонда)

Нормативно-правовые акты РФ

В управлении особо ценным движимым имуществом бюджетных учреждений существуют ограничения, касающиеся возможности распоряжения этим имуществом. Так, бюджетное учреждение не может самостоятельно распоряжаться этим имуществом, не получив согласие учредителя.

В соответствии с российским законодательством, на особо ценное движимое имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения.

Вместе с тем расходы но содержанию особо цепного движимого имущества компенсируются бюджетному учреждению за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Однако все перечисленные ограничения не относятся к движимому имуществу, приобретенному бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности.

В соответствии с письмом Минфина России от 18.11.2011 № 02-03- 10/5026, приобретенное бюджетным или автономным учреждением имущество за счет средств от приносящей доход деятельности должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу.

Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному имуществу, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения.

Под балансовой стоимостью (англ. carrying amount, book value) понимается сумма, по которой актив отражается в бухгалтерском балансе организации. Балансовая стоимость имущества некоммерческой организации означает первоначальную стоимость имущества за минусом начисленной амортизации.

  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 10.03.2011 № 31 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, Роскомнадзору, Россвязи и Роспечати».
  • Приказ Минкультуры России от 28.04.2011 № «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник “Родина В. И. Ленина»» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»; приказ Минкультуры России от 06.04.2011 № 327 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры “Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова” учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества»; приказ Минкультуры России от 06.04.2011 № 328 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением культуры “Национальный филармонический оркестр России» учредителем либо приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества».
  • Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 37 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных и бюджетных учреждений в сфере транспорта».

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

Привет еще раз ) Меня заинтересовал ваш предыдущий вопрос, так что я решил основательно покопаться в этом деле, потому как при прохождении курса гражданского права у нас с преподавателем (профессором) возник спор по поводупечати, который так и не удалось разрешить. Действительно, ГК РФ не дает четкого ответа, нужно ли обязательно ставить печать в договоре, но рядом законов устанавливается наличие у юридических лиц обязательного наличия печатей, это требование определено в: * пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; * пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; * пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; * статье 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».То есть, косвенно закон обязывает организации ставить печати на документах. Пункт первый ГК РФ устанавливает форму письменной сделки: «Статья 160. Письменная форма сделки 1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 162).»Таким образом, договор может считаться недействительным, если в законе есть указание о том, что для данного договора строго необходима печать, а также если не предусмотрено никаких последствий нарушения данного условия. К договору поручительства, я, к сожалению, такого требования не нашел. Теперь обратимся к судебной практике. Вот выдержка из одной интересной статьи, посвященной этой теме http://www.buhgalteria.ru/page/2816 :»Договор вне формыМногие налоговые инспекторы считают, что сделка недействительна, если на договоре нет печати. При этом они ссылаются на статью 162 Гражданского кодекса. Однако в ней указано только то, что обязательна «простая письменная форма» сделки, о печатях же – ничего.Что по этому поводу думают суды? Они как раз занимают позицию фирм. Примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/799-04. В нем сказано, что «требование ИФНС о предоставлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе».Компании спорят о печатях на договорах не только с чиновниками, но и между собой. Так, фирма-арендатор обратилась по такому поводу: владелец недвижимости, не сообщая ей, подал документы на государственную регистрацию договора. Арендатор решил, что это незаконно, так как на договоре аренды не стоит его печать. В данном случае суд фирму не поддержал, ведь с заявлением на государственную регистрацию может обратиться любая из сторон (ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Что касается печати, то она не является необходимым реквизитом формы сделки, совершенной в простой письменной форме (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2002 г. № КГ-А40/384-02).Еще один пример: бывший арендатор хотел добиться, чтобы соглашение о передаче прав и обязанностей новому арендатору признали недействительным. На том основании, что одна из сторон не поставила на договоре печать. Такой аргумент судей не впечатлил. В результате они заявили, что «скрепление со

Имущество некоммерческих организаций

Как гласит ст. 25 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал.

Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Некоммерческие организации участвуют в гражданском товарообороте, но подобное участие имеет ряд ограничений, предусмотренных в их уставах. Данные организации вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения тех целей, которые прямо предусмотрены их учредительными документами. Участники таких организаций не имеют не только вещественных, но и никаких иных прав на их имущество, а в случае ликвидации созданных ими некоммерческих организаций не имеют права на получение своих имущественных взносов. Имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, направляется для использования в целях, предусмотренных учредительными документами в качестве основных целей деятельности некоммерческой организации .

Некоммерческая организация не вправе распределять полученную от занятия предпринимательской деятельностью прибыль между своими учредителями (участниками). Более того, целевой характер их деятельности требует строгого соответствия между указанными в учредительных документах задачами и характером участия в имущественном обороте. Следует отметить, что, выступая участником имущественного товарооборота, некоммерческая организация должна гарантировать своим потенциальным контрагентам надлежащее исполнение принимаемых обязательств, т.е. гарантировать защиту прав и законных интересов своих кредиторов. Важнейшими признаками юридического лица являются наличие у него обособленного имущества и его самостоятельная юридическая ответственность. Обособленность имущества организации означает, что оно отделено от имущества учредителей (участников) и принадлежит юридическому лицу или на праве собственности, или на ином вещном праве. По общему правилу ни учредители, ни участники не отвечают по долгам юридического лица. Только в случаях, прямо предусмотренных законом или уставом юридического лица, учредители (участники) несут ответственность по долгам организации. Учредители некоммерческих организаций не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество; в том числе на членские взносы, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей (членов). Право собственности на переданное в организацию имущество сохраняют учредители учреждения. Учредитель, собственник имущества, переданного учреждению, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по собственному усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных учредителем по смете средств без письменного разрешения собственника. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, некоммерческая организация должно отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *