Гидропоника бизнес план

Сбыт продукции

Перед началом производства следует тщательно изучить рынок сбыта, конкуренцию, ценовую политику. Для успешного процветания бизнеса на гидропонике, необходимо иметь возможность сбывать выращенную продукцию по выгодной цене.

Каналы сбыта.

  • Местные магазины. Сбыт товаров в магазины – один из самых прибыльных вариантов.
  • Общепит. Рестораны и кафе нуждаются в надежных поставщиках свежей и высококачественной продукции.
  • Сельскохозяйственный рынок. Открытие собственной точки на рынке – прекрасная возможность для реализации выращенной продукции.
  • Перерабатывающие предприятия. Наличие консервного завода в вашем регионе – хорошая возможность для сбыта продукции оптом.
  • Реклама в интернете. Зарегистрируйтесь на сайтах, где фермерские хозяйства размещают информацию о своей продукции.
  • Участие в конкурсах и ярмарках. Прекрасный способ заявить о своём производстве. На таких мероприятиях есть возможность наладить деловые контакты, заключить выгодные сделки с оптовыми закупщиками.
  • Оптовые базы. Товар реализуется по заниженной стоимости. Преимущество – оптовики сами приезжают на вашу ферму, что избавит вас от транспортных расходов.

Внимательно изучите требования покупателей, работу конкурентов. При выборе растения следует основываться на свои знания о выращиваемой культуре. Переоценка своих навыков может стать причиной неудач.

Выбор помещения или участка

Определившись с культурой, следующий шаг – выбор места. В качестве помещения, можно использовать любое доступное вам строение. Под производство можно приспособить: мансарду, гараж, ангар, или чердак.

Недостаток естественного света компенсируется за счёт установок дополнительного освещения. Использование современных осветительных систем приводит к дополнительным затратам на электроэнергию. Целесообразно будет утеплить помещение, при качественной изоляции, расходы на отоплении будут снижены в несколько раз.

При наличии участка, оптимальный вариант – постройка теплицы, оранжереи. Тепличная конструкция состоит из каркаса и материала, пропускающего свет. Самый доступный материал покрытия – полиэтиленовая плёнка. Недостаток: малый срок эксплуатации.

Стекло и поликарбонат – популярные и долговечные материалы для накрывания теплицы. Стекло хорошо пропускает солнечный свет, устойчиво к влаге. Отличительные свойства поликарбоната – высокая теплоизоляция. Слабая светопроницаемость позволяет защитить растения от ожогов. Высокая цена, на стекло и поликарбонат – компенсируется сокращением расходов на освещение и отопление.

Расчёт рентабельности

Грамотное планирование основано на учёте расходов и доходов. Предпринимателей, решивших открыть производство по выращиванию культур на гидропонике, интересует вопрос: «Сколько вложить денежных средств, чтобы получить хорошую прибыль?». Объём капиталовложений зависит от масштаба производства.

Минимальная смета расходов:

Закупка семян 15 000 рублей
Система гидропоники 5 000 рублей
Оплата за электроэнергию, воду ( в месяц) 15 000 рублей
Покупка субстрата 3 000 рублей
Ежемесячная зарплата ( на одного сотрудника) 15 000 рублей

Дополнительные затраты: плата за аренду (если нет своего помещения), постройка теплицы, закупка вспомогательного оборудования.

Российские предприниматели, работающие с системами гидропоники, получают ежемесячную прибыль до 180 тыс. рублей.

Итак, гидропоника бизнес прибыльный, даже дорогостоящие проекты быстро окупаются. Многим бизнесменам, работающим в данной сфере, удаётся вернуть вложенные инвестиции в течение одного-двух сезонов. Сегодня, когда супермаркеты и рынки заполнены продукцией ГМО – существует естественный спрос на полезные и качественные продукты.

Удачи в бизнесе!

Гидропоника бизнес план: эффективный и малозатратный бизнес 3 (60%) голосов: 2Доля привозных тепличных овощей в России составляет около 70% в объеме продаж. Ее качество оставляет желать лучшего; российские огурцы и помидоры гораздо вкуснее, вызывают меньше опасений, и пользуются большим спросом у покупателей. Санкции, рост цен на импорт вынудили ритейлеров повернуться лицом к отечественным производителям. Отсутствие крупных тепличных комплексов дают шанс для развития малому бизнесу.

Потребление тепличных овощей составляет на каждого жителя России примерно 11 кг в год. Из них 4 кг приходится на отечественную продукцию, и 7 кг – на привозную из-за рубежа. В последние 10 – 15 лет их стали покупать больше, чему способствует мода на «здоровое питание», приближение к западным стандартам жизни. Поэтому российский тепличный бизнес переживает второе рождение.

В 2012 году была принята Государственная программа по развитию растениеводства на 2013-2020 годы. В нее заложили выделение крупномасштабных субсидий на тепличное хозяйство: до 50% на оборудование, и до 30% компенсацию затрат на электроэнергию в период эксплуатации до 2020 года. На начало ее введения в России было всего около 2 000 га теплиц, большая часть которых требовала реконструкции (для сравнения: в Голландии – 10 000 га).

Это вызвало бум интереса у крупных агрохолдингов, ритейлеров, инвесторов. Вложились Сбербанк, Газпромбанк, Владимир Потанин, младший Абрамович, Михаил Фридман и многие другие. За последние два года начато строительство тепличных комплексов площадью около 600 га, и нескольких крупных распределительных центров. Однако государственные деньги поступают нерегулярно, а затраты на первоначальном этапе очень большие. Срок окупаемости проектов 7 – 10 лет.

Пока гиганты бизнеса «раскачиваются» и делят государственные деньги, малые и средние производители потихоньку занимают освобождающуюся от импорта нишу. Рассмотрим подробнее слагаемые успешного производства овощей в закрытом грунте. Теплица как бизнес выгодна, если предприниматель:

  • хорошо изучил местный спрос и нашел постоянный канал сбыта;
  • использует современные конструкции и агротехнические приемы;
  • решил проблему энергоемкости, что делает бизнес рентабельным.

Спрос на овощи и предпочтения покупателей

Из-за сурового российского климата даже жители южных областей получают овощи «с грядки» в течение максимум 5 месяцев, а для остальных они доступны 2 – 3 месяца в году. Опрос покупателей компанией FDFgroup, проведенный летом 2015 года в Москве, показал, что жители столицы покупают свежие овощи:

  • не реже 1 раза в месяц – около 90%;
  • чаще 1 раза в неделю – порядка 60%;
  • покупают изредка – всего 8% респондентов.

При этом регулярно приобретают огурцы и лук около 60%, помидоры – около 56%, капусту и зелень – 50% покупателей. А зимой это, разумеется, только овощи, выращенные в закрытом грунте. По данным исследования в прошлом году их покупали меньше, чем в 2014, что, безусловно связано с повышением цен. Преобладающие места покупки отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Места покупки свежих овощей в % от числа опрошенных респондентов.

Интересно, что качество товара оценивается иначе: 94% довольных покупателей на рынке, в универсамах – 81%, а в обычных магазинах – 77%. При этом ниже всего показатели по качеству и ассортименту в крупных сетевых магазинах «Магнит» и «Пятерочка». Причина: импортный товар – невкусные твердые, накачанные специальными растворами овощи и фрукты, большей частью из Турции. Но теперь и они попали под санкции. Кстати, оба названных ритейлера начали строить свои тепличные хозяйства.

Огурцы и зелень пользуются постоянным спросом, и это самые простые для производства культуры, в том числе и малыми предприятиями. Сложнее дело обстоит с помидорами. Однако, спрос на них растет, а львиная доля их ввозилась из-за границы (рис.2). Поэтому переход на выращивание томатов имеет хорошие перспективы.

Рисунок 2. Структура импорта свежих помидоров в натуральном выражении.

Как устроено современное тепличное производство

Основная задача теплицы – создание искусственного микроклимата для выращивания овощей в круглогодичном режиме. Это требует гораздо больших затрат, чем производство в открытом грунте. Громоздкие металлические конструкции, покрытые стеклом, с морально устаревшими традиционными системами отопления, уже не конкурентоспособны. Современное тепличное сооружение определяют следующие параметры.

Конструкция каркаса

Большинство теплиц представляют собой галерею стандартной ширины, которую, как правило, можно нарастить в длину. Крыши двускатные, односкатные или цилиндрические. Каркасы монтируют из деревянных арочных конструкций, пропитанных антисептиком, с гвоздевой запрессовкой; из металлической трубы, стального оцинкованного профиля. Срок их службы до 25 лет. Устанавливаются они на фундаменте, сваях, а иногда просто на поверхности. Предусмотрены двери, фрамуги, форточки, стеллажи, реже перегородки.

Рисунок 3. Двускатные промышленные теплицы из поликарбоната. Площадь 2 га, длина инженерных коммуникаций 2,5 км. Фермерское хозяйство Девдариани, Южный Урал.

Качество покрывного материала

На смену стеклу пришли пленочные покрытия и поликарбонат. Полиэтиленовая пленка – доступный по цене материал, но срок ее службы – до 3-х лет. Она прекрасно пропускает солнечный свет, благодаря чему теплица в солнечные дни хорошо прогревается. Но ночное понижение температур вызывает конденсацию влаги, что повышает влажность, способствует заболеванию растений. Этих недостатков лишены многослойные пупырчато-воздушные пленки нового поколения. Сотовый поликарбонат – легкий, прочный, пластичный материал, выдерживающий до 100 кг/м2, устойчивый к ветру и граду. Стоимость существенно выше, чем у пленки. Он выдерживает зимние температуры до минус 50°, имеет хорошие теплоизолирующие свойства. На сегодняшний день – это лидер среди тепличных покрытий.

Эффективность системы отопления

Это самая затратная часть технологического процесса. Доля расходов на обогрев воздуха, грунтов, воды, составляет свыше 40% в себестоимости продукции. А общие энергозатраты с учетом досвечивания в зимний период, вентиляции летом – достигают 60%. Это основная причина, сдерживающая развитие тепличного производства. Ежегодный рост цен на газ, электричество приближается к 15%, а всего за последние десять лет энергоносители подорожали более чем вдвое. Например, при выращивании самой выгодной культуры: огурца, затраты на электричество при использовании обычных люминесцентных трубок для зимнего освещения превышают стоимость самих ламп в 2 раза, и сопоставимы с капитальным ремонтом (заменой) всей системы освещения.

Снижают расход энергии всеми доступными способами, используя энергосберегающие технологии; двойное покрытие стен, комбинирование материалов, теплозащитные экраны, активные почвенные субстраты, выделяющих тепло в процессе разложения (льняная костра). Многие предприниматели строят собственные котельные с баками, покупают автономные теплоэлектростанции.

Именно здесь малые предприятия выигрывают перед крупными тепличными хозяйствами. Одно дело обогреть 5 – 10 теплиц на 20 сотках, и совсем другие масштабы энергозатрат на площадях от 2 га и выше. Так, российские умельцы для сохранения тепла заглубляют сооружения в землю, иногда на метровую глубину; снижая высоту, уменьшая расходы на покрытие стен, обогрев, используют простые печи-буржуйки, отапливая их доступным местным сырьем. К этому нужно прибавить разнообразные «ноу-хау» в части создания систем отопления собственной конструкции и способов подключения к бытовым энергетическим сетям (особенно на приусадебных участках).

Предприниматели Виктор и Валентина Столяровы из села Красное Тверской области сначала выращивали в теплицах рассаду овощей, а сейчас – розы. Цветочный бизнес оказался выгоднее. Несмотря на то, что к участку подведен газопровод, отапливают теплицу дровами. Это экономичнее, хотя и более трудоемко.

Автоматизация климат-контроля

Гарантированная урожайность зависит от соблюдения температурного режима и влажности. Это обеспечивают системы полива, увлажнения, испарительного охлаждения, шторные экраны. Кроме того, обустраивается дренажная система внутренних водостоков, подачи растворов удобрений и ядохимикатов. Вентиляция чаще естественная, через систему форточек. Все это отслеживается системой датчиков автоматического контроля. Приведем для примера средний набор оборудования для одной теплицы (табл.1).

Таблица 1. Примерный объем вложений в обустройство одной теплицы.

Наименование

Средняя цена, руб.

Промышленная теплица «Фермер 7,5»:

ширина – 7,5 м, длина – 12,7 м, высота – 3,9 м

в сборе с поликарбонатом

248 000

Система капельного полива почвенного субстрата

13 900

Система увлажнения и охлаждения воздуха

9 730

Автоматизированная линия подкормки и удобрения

8 700

Контроллер и комплект датчиков для отслеживания температуры и влажности

3 500

Всего, в т.ч. 14% вспомогательное оборудование:

283 830

Современная агротехнология

В первую очередь она включает подбор культур, качественных семян, современных почвенных субстратов. Использование рассадного метода ускоряет процесс на 2-3 недели, облегчает уход, повышает эффективность. На одном квадратном метре теплицы в течение года можно выращивать 3-4 разные овощные культуры, в зависимости от времени года и спроса. Это требует постоянного удобрения и контроля над составом почвы, знаний агротехники, в то же время, позволяя использовать площадь по максимуму.

Самая распространенная культура: огурцы. Их средняя урожайность составляет 22-35 кг/м2. За ними следует зелень: лук, укроп, петрушка, салат и редиска. А вот помидоры – выращивают гораздо реже. Несмотря на то, что цены на них высокие, и урожайность хорошая, они более капризны и растут дольше. Перцы, баклажаны практически в небольших хозяйствах практически не выращивают. Считается, что они рентабельны только в промышленных комбинатах (от 20 га). Однако ниже приведен пример, который говорит об обратном.

Хакассия, Красноярский край. Фермер Николай Кутуков организовал выгодный тепличный бизнес, начав в 2010 году с нуля, построив первую теплицу самостоятельно. Выращивал сначала только зеленый лук, постепенно перешел на другие культуры. Сейчас у него пять теплиц, выращивает огурцы, помидоры, сладкий перец, баклажаны. Реализует продукцию через местные магазины и рынок. Район отдаленный, вблизи отсутствуют крупные конкуренты, поэтому предприниматель планирует расширять хозяйство.

Самый больной вопрос для малых предприятий: найти канал сбыта. Здесь все зависит от местных условий. В центре и на юге России многие мелкие производители предпочитают продавать урожай оптовикам. Последние обрабатывают, упаковывают его в собственных распределительных центрах, перепродавая ритейлерам. Иногда выгоднее открыть собственный магазин (павильон), если есть спрос и целевая аудитория.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *