Географический сегмент

Понятие сегментирования рынка. Основные критерии сегментирования рынка потребительских товаров и продукции ПТН

Углубленное исследование рынка предполагает необходимость ее рассмотрения как дефиринцированной структуры в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны, — это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.

Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта).

Необходимым условием сегментации является неоднородность ожидания покупателей и покупательских состояний.

Сегмент рынка — это его часть, определенная особым образом, кото-рая может быть эффективно обслужена предприятием. Объектами сегмен-тации рынка сбыта являются:

— группы потребителей;

— группы продуктов (товаров, услуг);

— предприятия (конкуренты).

Сегментация по группам потребителей — это группировка потребите-лей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведен-ческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпа-дению у определенных групп потребителей нескольких признаков.

Сегментация по группам продуктов — это производная от сегментации рынка по группам потребителей, которая учитывает запросы и предпоч-тения потребителей по качественным характеристикам продукта (това-ра, услуг).

Основными признаками сегментации рынка но группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т. п.

Сегментация по предприятиям (конкурентам) — это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.

Сегментация рынка производится по определенным критериям и признакам.

Критерий — это способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия.

Признак — это способ выделения данного сегмента на рынке.

Наиболее распространенными критериями сегментации являются:

— емкость сегмента, по которой определяется число потенциальныхмощности;

— каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решитьвопросы формирования сети сбыта;

— устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор относительноцелесообразности загрузки мощностей предприятия;

— прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприя-тия на данном сегменте рынка;

— совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов,затраты при ориентации на таком сегменте;

— оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инже-нерного, производственного или сбытового) на выбранном сег-менте рынка и принятие соответствующих мер;

— защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

Для сегментации рынка товаров народного потребления (ПТН) основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.

К географическим признакам относятся: величина региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от предприятий производителя. Этот критерий использовался на практике раньше других, что обуславливалась необходимостью определения пространства деятельности предприятия.

Демографические признаки — возраст, пол потребителя, размер и жизненный цикл семьи, количество детей — относится к наиболее часто применяемым критериям сегментации. Это обусловлено доступностью их характеристик, а также наличием между ними и спросом существенной корреляционной связи.

Сегментация по социально-экономическому критерию заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом с переменными других критериев.

Однако зачастую однородные по общим объективным критериям сегменты оказываются значительно дифференцированными с точки зрения их поведения на рынке. В этих случаях используются субъективные специфические критерии, связанные со спецификой рассматриваемого рынка и конкретной ситуации на нем, с субъективной оценки покупателем того или иного продукта.

В отличие от сегментации рынка потребительских товаров, где большое внимание уделяется психографичесим критериям, характеризующим поведение покупателей, для сегментации рынка товаров производственного технического назначения первостепенное значение имеет экономические и технологические критерии, к которым относятся:

— отрасли (промышленность, транспорт, с/х, строительство, культура, наука, здравоохранение, торговля, связь);

— формы собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная);

— сферы деятельности (НИОКР, основное производство, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура);

— размер предприятия (малое, среднее, крупное);

— географическое положение (тропики, крайний Север).

Важными признаками сегментации являются также периодичность заказов на данные товары, специфика организации закупок (сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. Как и для рынка товаров потребления, сегментация товаров производственного назначения осуществляется на основе комбинации нескольких критериев.

Критерии, лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям:

— поддаваться изменению в нормальных условиях исследования рынка;

— отражать дифференциацию потребителей (покупателей);

— выявлять различия в структурах рынка;

— способствовать росту понимания рынка.

Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга, и все полученные результаты рассматри-ваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффек-тивный сегмент рынка.

Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку.

Микроэкономика

Понятие рынка, виды рынков

Рынок – это особая форма организации хозяйственной жизни общества, предполагающая взаимодействие экономических субъектов — хозяйственных единиц (производителей и потребителей).

Рынок – это совокупность всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Посредством товарного и денежного обращения рынок оказывает непосредственное влияние на общественное производство и экономику в целом.

Рыночные связи охватывают всю экономическую систему и распространяются на все экономические отношения между обособленными производителями товаров и услуг.

Рынок возникает при условии:

  • 1. Общественного разделение труда.
  • 2. Обособленности производителей, предполагающей ответственность за результаты деятельности.
  • 3. Появления частной собственности.

Рынок предполагает равноправие всех субъектов (производителей и потребителей), отношения между которыми выражаются в форме добровольной передачи имущественных прав на частные блага. При этом для каждой из сторон экономических отношений должны быть приемлемы условия передачи прав собственности: качество и количество товаров и услуг, цена и др. Субъекты свободны в своём праве выбора партнеров по сделкам и их условиям.

Наличие в составе рынка всех субъектов экономических отношений (предпринимателей и наемных работников, владельцев ссудного капитала, собственников ценных бумаг, конечных потребителей продуктов и услуг) предполагает наличие разных видов рынков, т.е. системы отдельных взаимосвязанных рынков с развитой инфраструктурой.

На основе различных признаков выделяют следующие виды рынков:

  • — по экономическому назначению: рынок товаров, рынок труда, денежный ранок и др.;
  • — по организации рыночного обмена: оптовый и розничный рынки;
  • — по формам собственности: частный, кооперативный и государственный рынки;
  • — по отраслям: текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный, компьютерный и другие;
  • — по видам конкуренции: рынки совершенной и несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции);
  • — по правовому положению: легальный, «теневой», криминальный рынки;
  • — по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой рынки.

Базовыми элементами любого рынка являются:

  • — спрос;
  • — предложение;
  • — цена;
  • — конкуренция.

Рыночный механизм представляет собой взаимосвязь и взаимодействие вышеперечисленных элементов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *