Форма СЗВ м

ИП и юридические лица в обязательном порядке сдают отчетность контролирующим органам. Содержание форм, периодичность их предоставления и адресаты зависят от режима налогообложения (общий, упрощенная система, ЕНВД, патент, единый сельскохозяйственный налог и так далее) и вида деятельности организации.

Одной из таких форм является СЗВ-М, где содержатся сведения о застрахованных сотрудниках. Речь здесь идет не о страховании жизни или здоровья, а о пенсионном страховании. Следовательно, компании обязаны направлять данный отчет в ПФР, чтобы последний мог контролировать правильность начисления пенсий.

Расшифровка сочетания «СЗВ-М» отсутствует. Точнее, она нигде не определена в законе или других нормативных правовых актах. Название у данного отчета — «Сведения о застрахованных лицах». Если предположить, что первые две буквы расшифровываются как «сведения о застрахованных», то «В», скорее всего, означает то, что он входящий, то есть направляется в Пенсионный фонд РФ (документы, которые предоставляются из ПФР, обладают индексом «И» — исходящие). Буква «М», вероятно, обозначает периодичность предоставления данной формы отчетности – каждый месяц. Таким образом, СЗВ-М никак не расшифровывается. Это установленный государственными органами код, который используются для идентификации отчетности в различных информационных системах.

Содержание описываемой формы определено Постановлением Правительства РФ №83п в 2016 году. В Пенсионный фонд РФ ее предоставляют все предприниматели и организации, использующие в своей деятельности труд наемных работников. Обязанность составлять и отправлять отчет лежит также на адвокатах, нотариусах и других предпринимателях.

Важно: единственным признаком обязанности по предоставлению СЗВ-М является наличие оформленных трудовых отношений с наемными сотрудниками. Если в компании или у ИП имеется хоть один трудовой договор, они обязаны направлять данный отчет в ПФ РФ.

В некоторых ООО единственный учредитель заключает с собой трудовой договор для исполнения функций директора. В такой ситуации компания обязана предоставлять в ПФР отчет по форме СЗВ-М. В противном случае она может быть привлечена к административной ответственности. Если же трудовой договор учредитель сам с собой не заключил и получает доход только в виде дивидендов, то такой компании подавать отчет СЗВ-М в ПФР не нужно. Также отсутствует обязанность отчитываться и у ИП, если у него нет наемных сотрудников (тогда страховые взносы ИП платит в ПФР только за себя).

Описываемый отчет направляется в контролирующий орган ежемесячно не позже 15 числа. В нем должны содержаться данные обо всех сотрудниках предприятия, с которыми заключены трудовые договоры, действующие в течение месяца. Если сотрудник уволился, то информация по нему все равно включается в СЗВ-М. Однако в следующих отчетных периодах данные о нем уже подаваться не будут.

Важно: с 2017 года при расторжении трудового договора с работником работодатель должен предоставить ему выписку из отчета СЗВ-М. Работник может обратиться к руководству с заявлением о предоставлении ему сведений из описываемой формы, и работодатель обязан удовлетворить такую просьбу в течение 5 дней с момента поступления заявления.

Содержание отчетности очень простое:

  1. Сведения об отчитывающейся организации: краткое наименование, ИНН, КПП и регистрационный номер в системе пенсионного страхования.
  2. Цифровое обозначение периода, за который сформирован отчет.
  3. Тип отчета:
    • ИСХД — для СЗВ-М, который направляется впервые;
    • ДОП – для отчета, содержащего дополняющие данные;
    • ОТМ – для формы, которая отменяет предыдущую.
  4. Сведения обо всех официально трудоустроенных сотрудниках: ФИО, СНИЛС и ИНН.

Большинство организаций и ИП составляют форму в специальных программах, где ведутся регламентированные виды учета. Помимо составления отчетов, в таких приложениях можно контролировать все движения персонала (прием, перевод на другую должность, увольнение), анализировать выплаты под отчет (в том числе осуществлять учет ГСМ по топливным картам), начислять налоги и так далее. Такие программные продукты содержат форму отчета СЗВ-М, которая автоматически заполняется на основании имеющихся данных. Это существенно экономит время и повышает производительность.

Направлять форму отчетности в ПФР можно двумя способами: через системы цифрового документооборота и в бумажном варианте почтой. Первый способ требует наличия у компании или ИП электронной цифровой подписи и специального программного обеспечения. При этом он быстрее и является обязательным для компаний и ИП, численность работников у которых превышает 25 человек. Второй способ более медленный, но он не предусматривает дополнительного оборудования и обходится дешевле.

Отчет СЗВ-М необходимо сдавать ежемесячно при наличии сотрудников

Итак, чтобы вести предпринимательскую деятельность, необходимо зарегистрироваться (иначе придется платить штраф за незаконное предпринимательство). Однако после регистрации у ИП или ООО возникают не только права, но и обязанности. В частности, предоставлять в контролирующие органы отчетность.

В ПФР компании и ИП предоставляют несколько форм отчетов. Один из них СЗВ-М, в котором содержатся сведения обо всех работниках организации (ФИО, ИНН, СНИЛС). Направлять такой отчет в контролирующий орган обязаны все работодатели, то есть компании, использующие труд наемного персонала. Заполняется форма достаточно просто. В ПФР она направляется либо почтой, либо по цифровым каналам связи (при наличии у организации ЭЦП).

Что такое отменяющая форма СЗВ-М

Понятие и назначение

Отменяющая форма СЗВ-М — это документ, в котором работодатель подтверждает отмену информации, поданной в ПФР в прошлом, о застрахованных лицах— о своих сотрудниках. Такая форма похожа на ту, которую заполняют и в исходном отчёте. Только при её заполнении в разделе «Тип формы» (3) ставят пометку – «отмн».

В итоге отменяющая форма СЗВ-М является той же СЗВ-М, но с отметкой «отмн».

  • Отменяющую СЗВ-М оформляют при обнаружении неточностей или ошибок в информации о принятом новом работнике, а также когда нет никакой информации вообще. Однако это надо делать далеко не всегда.
  • В частности, в том случае, когда фирма уже составила и отправила отчёт в ПФР, а новый работник был принят на работу в конце месяца. В подобной ситуации работодатель не указывает информацию о сотруднике в отчёте, поэтому отменять исходную СЗВ-М не нужно.
  • Также не надо по новой оформлять отчёт СЗВ-М. В подобной ситуации можно сдать в ПФР дополняющую СЗВ-М.
  • Если в отчёте фирмы указан неверный ИНН, то в ПФР надо сдать 2 формы: отменяющую и дополняющую СЗВ-М.
  • В отменяющей форме документа работодатель указывает ошибочно вписанный ИНН, а в дополняющей – корректные сведения о компании. Сдавать такие бланки отчётов надо в одно и то же время.
  • Дополняющую форму также применяют, когда в представленном отчёте был указан некорректный СНИЛС рабочего.

На каких сотрудников подается

Отменяющую форму СЗВ-М составляют на таких сотрудников:

  • работников, которых уволили, но бухгалтерия все равно составила по ним отчёт;
  • сотрудников, которые сменили фамилию, и в итоге их включили в отчётность дважды.

В подобной ситуации работодатель сдаёт в ПФР отменяющую форму СЗВ-М с пометкой «отмн». Директор фирмы включает в неё только лишнего рабочего, всех в этом документе указывать не нужно. Иначе уточнённая форма аннулирует и верные сведения.

Такое может произойти в том случае, если сотрудник бухгалтерии отправил отчёт и Пенсионный фонд прислал компании положительный протокол. Затем выяснилось, что в форме есть рабочий Скороходов А.С., но его уволили ещё в прошлом месяце – в июне. В подобной ситуации бухгалтер отправляет в фонд отменяющий отчёт СЗВ-М (см. пример ниже).

Как ее заполнить

Инструкция

Вместо стандартных разделов 1–4 формы СЗВ-М, работодатель заполняет пункты, которые расположены в главном меню отменяющей формы: «Титульный лист» и «Сотрудники».

Титульный лист

  • В пункте «Отчётный период» пишут месяц, за который в ПФР предоставляют информацию о рабочем, и календарный год.
  • В пункте «Тип формы» пишут тип формы составляемого отчёта. Отчёт СЗВ-М может быть 3 видов — исходный, дополняющий или отменяющий.

При внесении информации за отчётный период (месяц) программа по умолчанию автоматически ставит отметку «исходная».

  • В том случае, если работодатель вносит дополнительные сведения в ранее поданную в ПФР отчётность, то он пишет такой тип документа СЗВ-М — «дополняющая». При этом в эту форму отчёта работодатель включает только тех рабочих, которых не было в исходном отчёте.
  • При отмене ранее указанных в отчёте СЗВ-М сведений, руководитель фирмы заполняет «отменяющую» форму документа. В этом документе страхователь указывает те физлица, которых он случайно включил в исходную форму.

В разделе «Направление сдачи» указывают региональный орган ПФР, в который сдают отчёт.

В поле «Название фирмы» пишут реквизиты работодателя:

  • сокращённое название компании;
  • ИНН и КПП компании;
  • регистрационный номер в ПФР.

Далее, в конкретных полях указывают название должности и ФИО директора фирмы.

Сотрудники

В этом разделе указывают информацию о работниках — застрахованных физлицах. Застрахованными лицами являются физлица, с которыми работодатель (страхователь) заключил трудовой или гражданский правовой договор подряда, авторский или по лицензии.

При заполнении раздела о рабочих, директор компании нажимает на кнопку «Добавить сотрудника» и в новом окне по каждому работнику вводит такие сведения:

  • ФИО;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Внимание! Раздел отменяющей СЗВ-М о сотрудниках заполняют даже в том случае, если работодатель не начислил в отчётном месяце ЗП рабочему. Главное, чтобы сам договор действовал хотя бы 1 день в отчётном месяце.

Пример заполнения отменяющей СЗВ-М на 1 человека представлен ниже.

Отменяющая СЗВ-М на 1 человека (образец заполнения)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *