Финансовое оздоровление

Если срок финансового оздоровления подходит к концу

По общему правилу не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры компания-должник должна предоставить отчет об итогах проведения финансового оздоровления административному управляющему (п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). То есть если финансовое оздоровление было введено, к примеру, на 1 календарный год, то направить отчет должнику нужно будет спустя 11 месяцев.

При этом к отчету должны быть приложены (п. 2 ст. 88 Закона № 127-ФЗ):

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, свидетельствующие о том, что требования кредиторов исполнены.

Указанные выше бумаги должен проанализировать административный управляющий и составить заключение о выполнении графика погашения задолженности. Далее он должен направить его «реестровым» кредиторам и в арбитражный суд. На все это у него есть 10 дней с даты получения отчета должника (п. 3 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Финальная стадия процедуры – назначение даты судебного заседания, где будут рассматриваться результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов. По его итогам может быть принято определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5,6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Досрочное завершение финансового оздоровления

Как было указано выше, срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Однако должник может погасить свои долги и в более короткий срок.

В случае опережения графика погашения задолженности должник подает отчет об итогах процедуры финансового оздоровления тогда, когда все требования кредиторов удовлетворены, в том же порядке, как если бы оставался месяц до окончания процедуры (п. 1,2 ст. 86 Закона № 127-ФЗ). Но в данном случае по итогам судебного заседания судья может принять (п. 3 ст. 86 Закона № 127-ФЗ):

  • или определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены (а если есть те, которые не удовлетворены, то они признаны необоснованными);
  • или определение об отказе в прекращении производства по делу, если была выявлена непогашенная задолженность.

Возможна и другая ситуация, когда должник перестает платить по долгам и выбивается из графика платежей. А при неоднократном нарушении графика более чем на 15 дней процедура финансового оздоровления может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). Для этого административный управляющий должен созвать собрание кредиторов, и уже оно будет решать, какую процедуру банкротства далее следует вводить в отношении должника и, соответственно, с каким ходатайством обращаться в суд (п. 2,3,4 ст. 87 Закона № 127-ФЗ).

2.2 План финансового оздоровления (план санации)

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника — юридического лица либо план прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее — план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания .

Собрание кредиторов вправе принять решение об:

утверждении плана санации;

утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.

Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.

По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

⇐ Предыдущая123

Ранее отмечалось, что финансовое оздоровление предприятия, т.е. восстановление его платежеспособности, является целью такой процедуры банкротства, как внешнее управление. Для этого разрабатывается план внешнего управления. В свое время Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) распоряжением от 5 декабря 1994 г- № 98-р утвердило типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), методические рекомендации по его составлению, которые в основных своих положениях актуальны и могут быть использованы в указанных выше случаях.
План финансового оздоровления носит комплексный и унифицированный характер. Он составляется по определенной форме. Рассмотрим основные разделы этого плана.
Прежде всего дается общая характеристика предприятия. В нее входят: наименование предприятия, его почтовый и юридический адрес, банковские реквизиты, подчиненность вышестоящей организации, основной вид деятельности, организационно- правовая форма и форма собственности с указанием доли в процентах государства или субъекта Федерации в капитале. Кроме того, в общей характеристике предприятия указываются дата его регистрации, номер регистрационного свидетельства и наименование органа, зарегистрировавшего предприятие; в виде схемы приводится организационная структура, а также наименование всех его структурных подразделений и дочерних компаний; указываются наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей, предприятие.
Общая характеристика предприятия завершается перечнем всех должностных лиц от руководителей предприятия до руководителей его структурных подразделений с указанием их номеров телефона, факса и краткой характеристики (фамилии, имени, отчества, возраста, стажа работы на данном предприятии, образования и квалификации, предыдущих трех должностей и места работы).
В разделе 2 бизнес-плана приводятся краткие сведения по плану финансового оздоровления, позволяющие установить цену за восстановление платежеспособности предприятия и поддержание его эффективной деятельности. В указанном разделе показываются срок реализации плана в месяцах, общая сумма требующихся предприятию средств. Приводятся данные, характеризующие финансовый результат, получаемый при реализации плана (погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов предприятия и т.д.).
Раздел 3 плана посвящается анализу финансового состояния предприятия и установлению причин, которые привели его к неплатежеспособности.
В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности делаются выводы о причинах, которые привели предприятие к неплатежеспособности.
В разделе 4 плана предлагается перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Кроме перечня предлагаемых мероприятий, указываются сроки их проведения и необходимые для этого средства.
Раздел 5 плана называется «Рынок и конкуренция». Он характеризует рынок, на котором работает предприятие, его емкость и размер, группы потребителей (население, промышленные предприятия и т.п.), действующие и предполагаемые цены на рынке данной продукции (или услуг), альтернативные варианты планируемого объема продаж исходя из предполагаемой цены и ожидаемой конкуренции. Очень важно правильно оценить последствия установления не только низких, но и чрезмерно высоких цен, поскольку получение высоких прибылей привлекает новых конкурентов. При прогнозировании доходов от продаж следует учитывать возможную реакцию не только конкурентов, но и покупателей, а также цикл покупок продукции потенциальными потребителями, В этом разделе плана приводятся данные о законодательных ограничениях в части проникновения на рынок и установления цен на продукцию. В первом случае речь идет о необходимости наличия лицензии, налоговых и таможенных запретах и т.п.


Для успешной реализации замыслов предприятия важна его деятельность в сфере маркетинга, которой посвящается раздел 6 плана. В нем находят отражение замыслы предприятия по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, стратегий развития самого предприятия, каналам распределения продукции, а также комплексу мер по воздействию предприятия на покупателя, который называется системой маркетинговых коммуникаций. В эту систему входят: всевозможная реклама выпускаемой продукции, вопросы стимулирования ее сбыта; создание и сохранение имиджа предприятия (прежде всего путем пропаганды); решения службы маркетинга, которые оказывают воздействие на внешнюю среду предприятия (сбытовая политика, стратегия маркетинга, решения об изменении цены изделия или о выпуске нового товара и т.д.).
В разделе б плана важное место занимает описание стратегии осуществления продаж. Сюда входят характеристика и анализ каналов сбыта и объем сбыта продукции по каждому каналу. Приводится описание товара (или услуг), определяется насыщение им рынка и предлагаются меры, направленные на поддержание его спроса (улучшение качества товара, снижение его цены и т.д.). Одновременно вносятся предложения по производству нового товара или модернизации существующего.
Раздел 7 плана посвящен порядку разработки производственной программы предприятия и носит название «План производства». В нем, исходя из имеющихся производственных мощнос-
290
тей и конъюнктуры рынка, определяются объем выпуска продукции в натуре по всей номенклатуре и планируемый объем продаж продукции в денежном выражении по каждому ее виду. При необходимости устанавливается потребность в увеличении производственных мощностей предприятия, что служит основанием для выбора варианта решений данной проблемы, например используются внутренние резервы предприятия, проводятся мероприятия по техническому перевооружению или реконструкции или же вводятся новые производственные мощности за счет нового строительства. Все это найдет отражение в плане технического развития и организации производства.
При определении объема продаж прогнозируемая цена товара устанавливается путем маркетинговых исследований. Затем в разделе 7 плана производится расчет потребности в материальных и трудовых ресурсах на производственную программу, определяется смета расходов и производится калькуляция себестоимости планируемой продукции, а также потребность предприятия в дополнительных инвестициях.
Завершается план разделом 8 — разработкой финансового плана. Он включает в себя прежде всего прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, а также формирование источников финансирования потребности в дополнительных инвестициях, размер которых был определен ранее.
Прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется исходя из ранее произведенных расчетов. Они позволяют определить прогнозируемую балансовую прибыль предприятия (на основе прогнозируемых объемов продаж и цен единицы продукции, затрат на ее производство, а также доходов и расходов от внереализационных операций), платежи в бюджет из прибыли и чистую прибыль предприятия.
Источниками финансирования потребности в дополнительных инвестициях являются увеличение размера акционерного капитала в течение периода реализации проекта, использование привлеченного капитала в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, а также источники финансирования.


При этом нужно иметь в виду, что денежные средства, идущие на инвестиции в начале осуществления проекта (этот момент принято называть нулевым моментом времени), в последующие годы пополняются за счет притока денежных поступлений от самого инвестирования (получаемых доходов на инвестиции). Для обеспечения сопоставимости этих сумм проводится корректировка 1. стоимрсти дополнительных средств, инвестированных в течение периода осуществления проекта, на нулевой момент времени. Этот процесс называется дисконтированием.
Размер денежных средств на нулевой момент времени показывает текущую (дисконтированную, приведенную, настоящую) стоимость.
Все последующие инвестиции, получаемые предприятием, кроме первоначальных, тоже приводятся к их текущей стоимости.
Исходя из прогноза финансовых результатов, полученных в разделе 8 плана предприятия, формируется модель дисконтированных денежных потоков в процессе реализации рассматриваемого инвестиционного проекта за весь его период.
В разделе 8 плана производится расчет коэффициента внутренней нормы прибыли. Как правило, он определяется методом подбора различных ставок дисконта с таким расчетом, чтобы чистая текущая (дисконтированная) стоимость максимально приближалась к нулевому значению, но не становилась отрицательной величиной. Затем устанавливается, в течение какого периода времени это произойдет, т.е. когда дисконтированные денежные потоки доходов окажутся равными дисконтированным денежным потокам затрат. Этот период называется дисконтным (динамическим) периодом окупаемости проекта.
В этом же разделе плана, исходя из установленных сроков погашения и договорных условий, составляется график погашения кредиторской задолженности.
Разработка финансового плана завершается составлением агрегированной формы прогнозного баланса по годам планируемого периода.
В соответствии с распоряжениями Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению1 «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. №13-р в редакции от 28 июня 1999 г. №17-р проводится систематический анализ (мониторинг) финансового состояния следующих крупных, экономически или социально значимых организаций:
‘В настоящее время — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
• входящих в число ста крупнейших компаний России по рыночной стоимости;
• имеющих фактическую численность работников свыше 10 тыс. человек (для холдингов — с учетом дочерних обществ);
• естественных монополий;
• градообразующих, имеющих фактическую численность работников свыше 1 тыс. человек;
• должников, имеющих важное значение для экономики соответствующих регионов.

II. Расчетная часть: Оценка платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия определяется значением коэффициентов текущей ликвидности (К1) и обеспеченности оборотных активов собственными средствами (К2):

где

АII — оборотные активы;

ККЗ — краткосрочные кредиты и займы;

КЗ — кредиторская задолженность.

Минимальное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2.

где

ПIV — собственные средства предприятия (раздел баланса «Капитал и резервы»);

АI — внеоборотные активы предприятия.

Нормальное значение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами равно 0,1.

Исходные данные для расчетов коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными средствами представлены в таблице 1

Показатель Предприятие 6
На начало года На конец года
Актив
1. Внеоборотные активы
2. Оборотные активы
3. Баланс
Пассив
4. Капитал и резервы
5. Долгосрочные пассивы
6. Краткосрочные пассивы
7. В том числе красткосрочные кредиты и займы
8. Краткосрочная задолженность
9. Доходы будущих периодов
10. Фонды потребления
11. Баланс

Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности средствами для предприятия 6 представлен в табл. 2.

Показатель На начало года На конец года
K1 400:(12+72)=4,76 500: (57+178)=2,13
K2 (350-240):400=0,275 (400-300):500=0,2

Значение коэффициента текущей ликвидности как на начало, так и на конец года ниже нормативного, следовательно, структура баланса предприятия А неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно. Вместе с тем на предприятии наметилась тенденция роста коэффициента текущей ликвидности. Оценить возможность восстановления платежеспособности предприятия можно с помощью специального коэффициента:

где k3 – коэффициент восстановления платежеспособности;

k1н – коэффициент текущей ликвидности на начало периода;

k1k – коэффициент текущей ликвидности на конец периода;

k1норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности

(k1норм = 2);

T – продолжительность периода в месяцах.

Если k3> 1, у предприятия существует возможность восстановления платежеспособности при сохранении сложившихся тенденций. Расчет коэффициента восстановления платежеспособности

предприятия А представлен ниже:

Особенности финансового оздоровления

Термин «финансовое оздоровление предприятий» не нов, он активно вошел в экономический и правовой оборот, когда в Российской Федерации в 1994 году началась работа с неплатежеспособными предприятиями с целью реализации государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий.

В 1994 году неплатежеспособным предприятиям выделялась целевая государственная финансовая поддержка в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Предприятие должно было разработать план финансового оздоровления организации (бизнес-план), предусматривающий восстановление платежеспособности предприятия. В соответствии с планируемыми мероприятиями определялась потребность в финансовых ресурсах, направленных на выполнение программы, анализировалось обеспечение мероприятий собственными и заемными финансовыми средствами, недостающую часть планировалось покрыть из государственного бюджета или внебюджетных фондов .

Несмотря на то, что финансовые средства были выделены небольшому количеству предприятий, разработка плана финансового оздоровления (бизнес-плана) повлекла за собой реальную работу по реализации этих мероприятий, независимо от источника финансирования.

Нередко предприятия находили собственные финансовые возможности путем продажи части активов, поскольку заемные ресурсы того периода для кризисных организаций были недоступны, в частности, вследствие высоких процентных ставок.

Не существует общепринятой, единой дня всех, регламентированной формы и структуры программы финансового оздоровления предприятия. В то же время, при значительных внешних различиях программ финансового оздоровления содержание и методы их разработки практически совпадают. Как правило, в них рассматриваются одни и те же вопросы. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработчикам программы финансового оздоровления пользоваться наиболее часто встречающимися ее формами. Во-первых, только суд может выносить решение о наложении на неплательщика фактора финансового оздоровления, и только он вправе определять график погашения задолженности. К тому же, после постановления судом наложения на должника фактора финансового оздоровления, последний обязан приставить к неплательщику внешнего управляющего, который будет наблюдать за всеми передвижениями должника. Если решение суда не устраивает одну из сторон, то оно может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.

Проводить мероприятие по финансовому оздоровлению предприятия самостоятельно на сегодняшний момент может не каждая компания. На это есть несколько причин, главные из которых — это нехватка знаний по данной теме и достаточного количества времени на эту процедуру. Именно поэтому многие компании, желающие провести финансовое оздоровление, обращаются за помощью к специализированным фирмам, предоставляющим данную услугу.

Таким образом, понятие «финансовое оздоровление», как общее во всех представленных схемах, предусматривает привлечение дополнительных финансовых ресурсов, направленных на оздоровление предприятия. Между тем, сами по себе они не решают задачи преодоления кризисного процесса в организации, а лишь являются одним из тех необходимых (но недостаточных) положительных фактор-ресурсов, способных ускорить процедуру оздоровления бизнеса.

План финансового оздоровления

Если у должника нет обеспечения для исполнения обязательств перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, то должен быть разработан план финансового оздоровления предприятия (). При наличии обеспечения достаточно графика погашения задолженности, который составляется в любом случае (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника либо собственником имущества должника – унитарного предприятия. Указанные лица вправе оформить обращение к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, и вот к нему-то и должен быть приложен такой план (п. 5 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при благополучном развитии событий собрание кредиторов утверждает план финансового оздоровления. Поскольку его утверждение – это исключительное полномочие собрания (п. 2 ст. 12 Закона № 127-ФЗ).

Отметим, что в плане финансового оздоровления должно быть прописано обоснование того, что у должника есть возможность удовлетворить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения. Иными словами, план должен подтверждать, что восстановление платежеспособности организации может быть достигнуто за счет ее деятельности.

План финансового оздоровления и график погашения задолженности

План финансового оздоровления и график погашения задолженности – это разные по содержанию и не равные по своему значению документы. Начнем с того, что введение процедуры финансового оздоровления устанавливает для должника новые (более поздние) сроки для удовлетворения требований кредиторов. Они фиксируются в графике погашения задолженности, в связи с чем он становится основным документом, влияющим на деятельность должника.

В отличие от графика погашения задолженности план финансового оздоровления утверждается не при каждой процедуре финансового оздоровления, и именно срыв графика платежей (а не несоблюдение плана финансового оздоровления) может привести к досрочному прекращению процедуры (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). То есть именно график погашения задолженности является документом, с которым Закон связывает определенные юридические последствия для должника.

В целом план финансового оздоровления во многом напоминает бизнес-план организации с более или менее подробной выкладкой финансовых показателей. В нем указываются сведения о компании на дату начала процедуры финансового оздоровления и прогнозные значения, к которым фирмы должна прийти к концу процедуры. Также в нем могут быть приведены промежуточные значения. Как вы понимаете, никакой утвержденной формы для плана не существует и для каждой организации он составляется отдельно.

План финансового оздоровления предприятия (образец) вы можете найти в разделе «Формы документов» справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *