Досудебная санация

Добавлено в закладки: 0

Что такое досудебная санация? Описание и определение понятия.

Досудебная санация — реорганизация предприятия с целью его оздоровления. Чтобы предупредить банкротство предприятия, его кредиторы и владельцы до подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве принимают все меры, чтобы избегнуть этого. Чтобы начать санацию, необходимо подать в арбитражный суд ходатайство.

Нельзя до официального решения суда разглашать информацию о банкротстве. Это в том числе касается периода досудебной санации.

В рамках санации предприятию можно предоставить финансовую или прочую помощь для поддержки его работы. Для оздоровления предприятия его можно перепрофилировать, увеличить квалификацию персонала, изменить политику управления, модернизировать производство. Среди юридических методов досудебной санации — заключение выгодных контрактов, получение кредитов, ликвидация неприбыльных отделений и так далее.

Санатор является субъектом, предоставляющим финансовые средства.

Финансовую помощь могут оказать как государственные структуры, так и частные лица из внебюджетных фондов или федерального бюджета. Условия государственной помощи устанавливает закон о внебюджетных фондах и федеральном бюджете. В рамках досудебной санации финансовую помощь могут оказывать субъекты РФ из внебюджетных фондов или своих бюджетов. Условия в этом случае устанавливают органы государственной власти и субъектов Российской Федерации местного самоуправления.

Досудебная санация — мера по восстановлению платежеспособности должника, которая принимается собственником имущества должника — учредителями должника, унитарного предприятия, кредиторами должника и другими лицами в целях предупреждения банкротства.

Меры по восстановлению платежеспособности

Есть множество способов восстановить платежеспособность:

Руководитель в течение 10 дней от вынесения определения о введении наблюдения должен обратиться к участниками юридического лицах для проведения общего собрания учредителей. Цель этого собрания — обращение учредителей к первому собранию кредиторов, в котором учредители в отношении должника просят ввести процедуру финансового оздоровления при помощи дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Также возможно увеличение уставного капитала при помощи размещения дополнительных обыкновенных акций по закрытой подписке за счет дополнительных вкладов учредителей. Срок этого размещения не больше 3 месяцев акционеры должника при этом имеют право преимущественной покупки акций.

Другой метод восстановления платежеспособности — замещение активов должника. Замещение проходит при помощи создания на базе должника ОАО. В это ОАО вносят все имущество и имущественные права. А затем, акции нового созданного ОАО продают на открытых торгах, и денежные средства используются на погашение задолженности должника.

Рассмотрим, более детально, что значит досудебная санация.

Финансовая санация предприятия-должника представляет собой определенную систему действий, направленных на восстановление его платежеспособности. Эти мероприятия имеют упреждающий характер и в полном объеме согласуются с целями и интересами предприятия.

Как осуществляется финансовое оздоровление предприятия

Банкротство предприятий сегодня не является редкостью. Эта процедура имеет свою специфику. Порядок признания несостоятельности компании строго определен законодательством. Однако во многих случаях ликвидацию предприятия можно избежать. Банкротство предприятий свидетельствует о недостатках их организационной структуры и нерациональное использование ими своих активов. Такие ситуации требуют глубокого анализа хозяйственной деятельности компаний. Чтобы предотвратить банкротство сторонние юридические лица, а также сама компания, испытывающая финансовые трудности могут обратиться в арбитражный суд. Досудебная санация выполняется в следующих случаях:

  • Если компания для выхода из кризиса обращается к внешней помощи по собственной инициативе еще до начала производства по делу о ликвидации;
  • Если процедура санкционирована решением арбитража по поступившим предложениям от лиц, желающих удовлетворить требования предприятия-должника и кредиторов и исполнить его бюджетные обязательства;
  • Если фирма, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением о своей неплатежеспособности, одновременно предлагает свой имеющийся план санации.

Во втором и третьем случаях процедура осуществляется в ходе производства по делу о ликвидации компании. При этом сроки санации должны быть строго согласованы с собранием кредиторов.

Выбор формы

Выбор формы санации реализуется в пределах определенного направления с учетом глубины финансово кризиса ситуации. Форма санации определяет конкретный механизм, посредством которого достигаются основные задачи процесса. Перефинансирование долга дает возможность сохранить бизнес предприятия. В основном данная форма используется для помощи в устранении неплатежеспособности, если кризис временный и не носит катастрофического характера. Реструктуризация проводится в случае большой масштабности и глубине финансового кризиса. Эта форма предполагает проведение определенных процедур, задействуя которые создаются более результативные организационные формы деятельности. Реструктуризация может привести к утрате контроля над предприятием или прекращению работы компании в виде независимого юридического лица. Такая процедура проводится в следующей форме:

  • Присоединения.
  • Разделения.
  • Преобразования.

Реструктуризация отличается от ликвидации тем, что последняя приводит к полному прекращению существования предприятия-должника и фактически останавливает ее деятельность. Именно этого стараются избежать компании, которые инициируют свою санацию. Задача процедуры ликвидации заключается в удовлетворении обоснованных требований кредиторов. А для удовлетворения таковых, продается имущество предприятия. Реструктуризация дает возможность сохранить средства и ценности, которые принадлежат компании. Однако, как правило, предприятие приобретает другой юридический статус.

Статья 20. Досудебное оздоровление

Если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, государственного органа, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

Юридические или физические лица, руководители органов (организаций), указанных в части первой настоящей статьи, в отношении которых вынесено частное определение, обязаны в срок, установленный хозяйственным судом, принять соответствующие меры по проведению досудебного оздоровления либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника.

Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, государственными органами, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

Статья 21. Публикация информации по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)

По судебному постановлению хозяйственного суда печатные средства массовой информации публикуют сведения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на условиях и в срок, установленных этим судебным постановлением.

В соответствии с судебным постановлением средство массовой информации, учрежденное Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, а также иные печатные средства массовой информации, определенные хозяйственным судом, публикуют сведения, связанные с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), за счет средств должника, а при отсутствии или недостаточности имущества должника — за счет средств кредитора (кредиторов).

Сведения, связанные с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), представляемые для опубликования государственными органами, публикуются государственными средствами массовой информации бесплатно.

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей статьей, включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве.

Порядок формирования и ведения Единого государственного реестра сведений о банкротстве, порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) сведений в Единый государственный реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в глобальной компьютерной сети Интернет устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством. Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечивает доступность этих сведений путем их размещения в глобальной компьютерной сети Интернет.

Возмещение расходов, связанных с включением сведений в Единый государственный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии или недостаточности имущества должника — в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

При проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат сведения о (об):

возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

введении защитного периода и открытии конкурсного производства;

прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

назначении, отстранении или освобождении управляющего;

удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;

изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;

иные сведения, предусмотренные настоящим Законом.

Сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать (если иное не установлено настоящим Законом):

имя (наименование) должника, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, идентифицирующие должника сведения (регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учетный номер плательщика);

наименование хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, дату принятия такого постановления и указание на наименование процедуры, применяемой в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на номер такого дела;

имя (наименование) назначенного управляющего и его почтовый адрес (для направления ему корреспонденции);

иные сведения в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Законом, передаются управляющим для опубликования в средствах массовой информации в течение пяти дней с момента получения соответствующего судебного постановления, если иное не установлено настоящим Законом.

КонсультантПлюс: примечание.

О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 N 7.

РАЗДЕЛ II

СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

ГЛАВА 2

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ

Статья 22. Порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве)

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь.

В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты, в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся закрытые судебные заседания, участие в которых могут принимать лица, имеющие соответствующий допуск к государственным секретам. При этом лицо, назначаемое управляющим, также должно иметь соответствующий допуск к государственным секретам.

Статья 23. Подсудность дел об экономической несостоятельности (банкротстве)

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в соответствии с правилами подсудности, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Статья 24. Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)

Лицами, участвующими в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), являются:

должник;

управляющий;

кредиторы, в том числе конкурсные кредиторы, их представители;

собственник имущества должника — унитарного предприятия, его представители;

учредители (участники) должника — юридического лица, их представители;

государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник или которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника;

местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника — юридического лица;

орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае подачи им заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и в случае, установленном частью второй статьи 163 настоящего Закона;

налоговые и другие государственные органы, имеющие право требования по обязательным платежам;

представитель работников должника;

прокурор, обратившийся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

другие заинтересованные государственные органы, привлеченные хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве);

иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Государственные органы иностранных государств, международные организации (их полномочные представители) могут быть привлечены (с их согласия) хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы.

Статья 25. Права лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)

Наряду с правами, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе подать жалобу на действия (бездействие) управляющего в собрание (комитет) кредиторов или в хозяйственный суд в соответствии со статьей 54 настоящего Закона.

Решение собрания (комитета) кредиторов, которым жалоба на действия (бездействие) управляющего оставлена без удовлетворения, может быть обжаловано в хозяйственный суд в течение десяти дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов.

В случае оставления без рассмотрения собранием (комитетом) кредиторов жалобы на действия (бездействие) управляющего лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе обратиться в хозяйственный суд в течение десяти дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов, на которое был вынесен вопрос о рассмотрении указанной жалобы.

Сроки, установленные частями второй и третьей настоящей статьи, могут быть восстановлены хозяйственным судом на основании ходатайства лица, участвующего в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), о восстановлении пропущенного срока при наличии уважительных причин его пропуска.

Статья 26. Основания для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) возбуждается хозяйственным судом на основании заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, поданного в соответствии со статьями 8, 9 или 12 настоящего Закона.

Статья 27. Форма и содержание заявления должника

Заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается руководителем должника либо должником — индивидуальным предпринимателем. В случае, установленном частью второй статьи 233 настоящего Закона, заявление подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), а в случае, установленном частью третьей статьи 233 настоящего Закона, — лицом, подавшим заявление должника.

В заявлении должника должны быть указаны:

наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

имя (наименование) должника, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты;

размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;

размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по выплате алиментов (при подаче заявления должником — индивидуальным предпринимателем);

сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;

размер задолженности по обязательным платежам;

обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

сведения о принятых к производству общим и (или) хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

номера счетов, открытых в банках, на которых учитываются денежные средства должника, почтовые адреса банков;

сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

сведения о количестве работников должника;

сведения о сфере деятельности, к которой относится основной вид деятельности должника;

сведения о том, является ли должник градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы;

иные сведения, подтверждающие установленные статьей 9 настоящего Закона основания для подачи заявления должника и необходимые для правильного разрешения дела об экономической несостоятельности (банкротстве);

прилагаемые документы.

Наряду со сведениями, установленными частью второй настоящей статьи, в заявлении должника — индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В заявлении должника могут также содержаться сведения об имеющихся у должника ходатайствах.

Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).

8. Санация предприятий

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.

VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сущность санации предприятия

Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;

– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Продажа бизнеса предприятия-должника

Под бизнесом предприятия-должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее – предприятие). Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника – юридического лица.

Продажа бизнеса предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

При продаже бизнеса предприятия-должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Продажа бизнеса предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Начальная цена продажи бизнеса предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.

>Досудебная санация: тактика проведения. Финансовое оздоровление предприятия(2018г)

Процедура санации предприятия при банкротстве: суть и особенности

В настоящее время, когда в стране нестабильная экономическая ситуация, необходимо знать с чем придется столкнуться, если возникнет потребность объявить банкротство предприятия. А также, необходимо различать понятия санации и ликвидации, что раскрывается в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 703-52-27

Это быстро и бесплатно!

Что такое санация

Процедура банкротства тесно связана с понятием «санация».

Рассмотрим подробнее.

Санация (в области экономики) – это система различных мероприятий, в которую входят:

  • структурные изменения на предприятии;
  • переход на смену ассортимента, производимой продукции;
  • сокращение сотрудников;
  • ликвидация лишних подразделений и так далее.

Главной целью процедуры санации является – избежать банкротства предприятия, восстановить стабильную деятельность предприятия. Процедура может производиться при помощи органов исполнительной власти, банков, различных коммерческих организаций.

Ликвидации и санация – в чем разница

Ликвидация – это полное прекращение существования предприятия, юридического лица, без возможности передачи прав третьим лицам. Виды ликвидации делятся на добровольные и принудительные. При добровольной ликвидации процесс происходит вследствие решения учредителей компании, а при принудительной ликвидации – по решению суда.

Таким образом, если проводить процедуру ликвидации предприятия, то оно полностью исчезает с рынка и более не представляет конкурента для других фирм, а процедура санации позволяет реорганизовать, реструктуризовать предприятие, сохранив за собой право передавать лицензию правопреемнику.

Когда следует проводить санацию

В жизненном цикле предприятия существует 4 стадии: становление, развитие, зрелость и смерть. Именно на последних двух стадиях следует задуматься о проведении реорганизации предприятия, для ее дальнейшего существования на рынке. В ином случае за стадией зрелости часто наступает период стагнации, когда предприятие совсем не развивается, что приводит к его гибели.

Если юридическое лицо отмечает, что финансовая активность организации идет на спад, то стоит задуматься о проведении данной процедуры, в ходе которой одной из целей является привлечение средств банков, государственных организаций или частных инвесторов, которые заинтересованы в дальнейшем развитии предприятия.

Процедура санации

Процедура санации в Российской Федерации законодательно закреплена. Следует обращаться к закону от 2008 года «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы». Данный закон был издан, чтобы обеспечить страховку крупным предприятиям в кризисный период.

Если следовать этому документу, то изначально при оздоровлении требуется принять меры, препятствующие банкротству. Сюда входят:

  • оказание прямой финансовой поддержки извне, то есть от инвесторов, банков и так далее;
  • покупка доли или акций уставного капитала;
  • финансовая помощь организациям, которые решили приобрести имущество и обязательства фирмы-должника.

Этапы «лечения» предприятия:

  1. Реструктуризация долгов (для заемщиков, которые не могут обслуживать свой долг).
  2. Введение мер по изменению функционирования предприятия, сокращение персонала при необходимости.
  3. Вложение средств санаторов, для ликвидации долга организации.
  4. Вклады частных инвесторов для укрепления финансового положения компании, которая вступает в процесс санации.

Досудебная санация – цели и особенности

Досудебная санация – процедура, которая направлена на восстановление платежеспособности должника, чтобы избежать банкротства. Таким образом, целью досудебной санации является восстановление финансовой деятельности должника.

Решение по проведению досудебной санации принимает собственник имущества должника, в роли которого может выступать унитарное предприятие, кредиторы или иные лица, целью которых является избежание банкротство данного предприятия. Все принятые меры кредиторами, унитарным предприятием производятся по согласию должника.

Еще существует понятия «внешнее управление» или «судебная санация», когда уже по решению суда назнается управитель для предотвращения банкротства организации.

Что подлежит страхованию

Агентство по страхованию вкладов страхует счета индивидуальных предпринимателей (ИП) в размере до 1,4 миллионов рублей. Для иных форм регистрации компании (АО, ООО, ПАО и другие) отзыв лицензии, значит прекращение их деятельности и заморозку средств на расчетных счетах.

В процессе ликвидации им, конечно, подлежит выплата компенсации, однако период выплаты этих денег может занять не один год.

Не являются застрахованными:

  • вклады, удостоверенные сберегательным сертификатом на предъявителя;
  • деньги на счетах адвокатов, назначенные для профессиональной деятельности;
  • активы, которые переданы в доверительное управление;
  • депозиты в филиалах кредитного учреждения за границей;
  • электронные деньги;
  • обезличенные металлические счета.

Особенности управления организацией при санации

Перед началом проведения процедуры финансового оздоровления предприятия необходимо разработать план. Необходимо определить какая именно часть компании подлежит реструктуризации, сколько необходимо сократить сотрудников и так далее.

Продолжительность проведения санации не должна быть больше 18 месяцев. Далее ее срок может продлить арбитражный суд, но максимум на 6 месяцев.

Оздоровление завершается тогда, когда достигается его главная цель – прекращение производства по делу о банкротстве фирмы.

В ином случае, если процедура оказалась неэффективной, арбитражный суд принимает решение о несостоятельности предприятия и открывает конкурсное производство.

Заключение

Таким образом, необходимо учесть все особенности проведения процедуры санации и ликвидации, чтобы при необходимости определить какая из них наиболее подходит под сложившуюся ситуацию в компании.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-52-27

Это быстро и бесплатно!

Досудебная санация предприятия

В кризисное время многие приходят к состоянию банкротства. А чтобы этого избежать, существует досудебная санация. В нашей статье мы подробнее поговорим об этой процедуре и узнаем, как она применяется и для чего используется.

Под финансовой санацией понимают действия, которые направлены на возвращение компании платежеспособного состояния. Такие действия носят предупредительный характер, и их основная задача – не допустить банкротства. Поэтому если в компании возникла кризисная ситуация, то вовремя проделанная санация позволит избежать негативных последствий. У санации есть два этапа: досудебный и судебный.

Досудебные процедуры финансового оздоровления проводятся, если кредиторы не усмотрели нарушений судебного процесса. Сущность санации заключается в оказании компании помощи финансового характера. Деньги могут давать как кредиторы, так и инвесторы.

Конечно же, за такую помощь потом придется заплатить, но иногда это является единственным способом избежать полного краха в виде банкротства.

Такая процедура популярна во многих европейских странах, и сейчас она доходит и до России, ведь наше законодательство допускает такую меру.

За такую помощь потом придется заплатить, но иногда это является единственным способом избежать полного краха.

Досудебная процедура финансового оздоровления предприятия применяется в следующих случаях:

  • Еще до того, как началось производство по ликвидации компании, если фирма просит помощи у инвесторов или кредиторов по собственной инициативе.
  • Когда данная процедура разрешается судебной инстанцией, которая разбирает данное дело.
  • Компания сама обращается в суд, чтобы тот разрешил ей использовать досудебную санацию.

Только в этих случаях возможно проведение этого оздоровительного мероприятия.

Если же говорить о целях проведения досудебной санации, то они такие:

  • Закрытие расходов и устранение факторов, которые привели к повышенным тратам.
  • Восстановление прежнего уровня платежеспособности.
  • Сокращение всех видов долгов предприятия.
  • Улучшение оборотных финансовых средств.
  • Открытие ресурсов, которые помогают провести полноценную санацию.

Интересно, что особенности этой меры заключаются в том, что она может проходить в нескольких формах. Это преобразование, присоединение и разделение. Кроме того, она может осуществляться с сохранением юридического статуса компании или с его изменением.

Как проходит

Финансовое оздоровление – это длительный и трудный процесс, который не всегда приводит к желаемым результатам. Начинается все с того, что определяется целесообразность проведения мероприятия. Затем происходит обоснование концепции и выбирается форма. Дальше подбирается санатор, разрабатывается и утверждается проект.

Санация может включать в себя такие процедуры:

  • Производственная оптимизация.
  • Сокращение численности работников фирмы.
  • Меняются виды деятельности на менее затратные.
  • Меняется налоговая система.
  • Задолженность подвергается реструктуризации.
  • Имущество продается.

В качестве санатора может выступать руководитель фирмы, кредитор или представитель банка, который занимается обслуживанием компании. Если же происходит реструктуризация, то санатором может быть весь коллектив компании или внешние юридические лица.

Обязательно необходимо на всех этапах вести серьезный мониторинг. Он позволяет понять, достигнуты ли цели оздоровления, и если да, то в полном ли объеме.

Результат можно считать достигнутым, если хозяйственная деятельность компании стабилизировалась и удалось избежать процедуры банкротства. Сроки досудебной санации не могут быть меньше чем восемнадцать месяцев.

Чаще всего требуется даже более длительное время, чтобы фирма пришла в порядок и могла нормально развиваться.

И в заключение

Досудебная санация – это спасительная соломинка, за которую может схватиться фирма, находящаяся на грани банкротства. Если эта процедура будет предпринята руководителями компании вовремя и будут выбраны самые правильные действия, то фирма может быть спасена от закрытия. С долгами компания сможет рассчитаться и при этом не утратить свою положительную репутацию.

Досудебная санация: формы, виды, особенности и социально-экономическое значение

: 07 апреля 2018

Возникающие кризисные ситуации, приводящие к несостоятельности и неплатёжеспособности, не всегда приводят к банкротству. Так, законодательством предусмотрена возможность проведения антикризисных мер даже при доказанном факте неплатёжеспособности и протекающих стадиях процедуры банкротства.

Решением проблемы может стать досудебная санация – финансовая помощь предприятию-должнику, поступающая со стороны. В рамках санации производится удовлетворение всех требований заявленных кредиторов и возвращение предприятия к деятельности.

Общее понятие досудебной санации

Под санацией предприятия до начала судебной процедуры принято понимать комплекс мероприятий, направленных на финансовое оздоровление компании-должника.

На сегодняшний досудебная санация – это, прежде всего, финансовая помощь, оказываемая в том объёме, который достаточен для погашения имеющихся задолженностей и исполнения обязательств финансовой направленности.

Таким образом, предприятие, освободившись от долговой кабалы, восстановив платёжеспособность, получает возможность продолжить свою деятельность и иметь прибыль.

Все стадии банкротства есть в одной из предыдущих публикаций.

Когда проводится

Досудебная санация актуальна в следующих случаях:

  1. До факта подачи заявления о признании должника банкротом со стороны его кредиторов, при этом предприятие самостоятельно привлекает финансовую помощь со стороны.
  2. На стадии самостоятельного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве, при этом предприятие также самостоятельно предлагает комплекс мер и привлечение сторонних ресурсов с целью приведения его к состоянию платёжеспособности.
  3. Решение о необходимости санации может быть принято и арбитражным судом при наличии заявлений от желающих восстановить платёжеспособность должника, удовлетворив требования всех заявленных кредиторов. Смотрите здесь образец отзыва на требование кредитора.

В последних двух ситуациях процедура возможна исключительно при наличии согласия со стороны собрания кредиторов, подтверждаемого соответствующим решением. Порядок проведения первого собрания кредиторов такой.

Основная цель санации заключается в восстановлении платёжеспособности организации и предотвращение факта банкротства.

Действующим законодательством порядок проведения санаций, равно как вопросы ответственности участников процедуры и контроля её проведения, не предусмотрены.

Данные процедуры не предусматривают ответственности ни должников, ни кредиторов. Они не могут являться основанием для прекращения уголовных преследований по фактам неправомерных действий при банкротстве, остановки исполнительских действий и производств, прекращения обязательств.

Не исключает законодательство и привлечения бюджетных средств в рамках процедур санации. Но, данные моменты регламентируются и осуществляются в рамках федерального экономического законодательства.

В частности, такие возможности использования средств бюджета определяются Положением о порядке предоставления государственной финансовой помощи неплатежеспособным предприятиям.

Оно утверждено правительственным Постановление за № 498, от 20 мая 1994 года.

Досудебная санация осуществляется в рамках проектов антикризисного менеджмента. Она осуществляется в рамках антикризисного бизнес-планирования, включающего следующие моменты:

  • разработка плана выхода из кризисного состояния;
  • мониторинги и диагностирование финансового положения компании;
  • подбор методов и форм антикризисных процедур и мероприятий, например, антикризисного управления персоналом.

Законодательство не исключает привлечения бюджетных средств в рамках процедур санации.

Может проводиться в двух основных формах или видах:

  • Санации при сохранении имеющегося юридического статуса или организационно-правовой формы.
  • Санации с изменением юридического статус-кво санированного предприятия, в частности, с изменение организационной формы.

Также целесообразно рассмотреть и основные тактики проводимых санаций:

  • Тактика защиты или оборонительная санация – она выражается в сокращении активности предприятия и балансирования денежных потоков. При данной тактике на основе привлечения внешних финансовых активов производится реструктуризация предприятия;
  • Наступательная санация направлена на увеличение диверсификационной оперативной деятельности предприятия, активизации инвестиционной деятельности, поиска новых партнёров и рынков сбыта.

В зависимости от масштабов последствий кризиса досудебная санация может проводиться в форме рефинансирования или реорганизации.

Использование инструмента посредством рефинансирования позволяет сохранить существующий юридический статус предприятия. Данная форма возможно в условиях, если последствия кризиса не столь масштабны и носят временный характер.

Рефинансирование может носить форму дотаций и субвенций со стороны государства. В основной массе такой механизм санации применяется к стратегически значимым отраслевым объектам.

В режиме санации допускаются механизмы:

  • государственного кредитования на льготных условиях,
  • выдачи целевых банковских кредитов,
  • изменения краткосрочных кредитов на долгосрочные,
  • отсрочки по кредитным обязательствам,
  • получения средств за счёт выпуска облигаций.

Реорганизация проводится посредством слияния с другим предприятием, а также разделения и преобразования.

Таким образом, санирование предприятий может производиться посредством их слияния с другими предприятиями, работающие в рамках данной отрасли или посредством их ликвидации. Также оздоровление может проводиться с сохранением санируемого юридического лица.

Практическое выражение и значение санаций

Процедуры санаций важны не только в финансовом отношении, но и имеют большое социальное значение. Последнее обусловлено тем фактом, что нередко в рамках антикризисных управлений предусматриваются сокращения штата сотрудников.

В ситуации, когда речь идёт о крупных предприятиях, являющихся основным работодателем в районе или регионе, массовые увольнения при ликвидации рискуют обернуться социальным кризисом.

В подобной ситуации досудебная санация на предприятиях регионов-банкротов может осуществляться и из бюджетных средств. Тогда в рамках антикризисных процедур могут быть предусмотрены вопросы переквалификации сотрудников, а для высвободившегося персонала поиск альтернативных вакансий.

Досудебная санация осуществляется в рамках проектов антикризисного менеджмента.

Также в рамках антикризисного управления предусматривается как обновление материально-технических и производственных баз, так и модернизации и конверсии предприятий.

Выяснение причин несостоятельности, а также оценка предшествующих сложившемуся положению управленческих решений, дает возможности для смены стратегического и тактического управления предприятием, поиска новых инвесторов и партнёров.

Соглашение о санации (Кабанов О.М., 2009)

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 25.12.2009.
Соглашение N _____
о санации
г. _____________
«___»________ ____ г.
________________, именуем__ в дальнейшем «должник», в лице ________________, действующ___ на основании ________________, с одной стороны, ________________, именуем__ в дальнейшем «учредитель (участник, собственник имущества должника», в лице ________________, действующ___ на основании ________________, с другой стороны, ________________, именуем__ в дальнейшем «кредитор», в лице ________________, действующ___ на основании ________________, с третьей стороны, ________________, именуем__ в дальнейшем «иное лицо», в лице ________________, действующ___ на основании ________________, со своей стороны, все равно именуемые «стороны», руководствуясь ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ
1. В соответствии с настоящим соглашением, в целях предупреждения банкротства должника, учредитель (участник, собственник имущества должника), кредитор и иное лицо до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры по предупреждению банкротства, предоставлению финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санации).
2. Учредитель (участник, собственник имущества должника) оказывает следующую финансовую помощь должнику:
— в срок до «___»________ ____ г. предоставляет заем в сумме ____ (______) рублей на условиях ____ процентов годовых;
— в срок до «___»________ ____ г. предоставляет целевой безвозмездный
заем в сумме ____ (______) рублей на _____________________________________;
(цель займа)
— в срок до «___»________ ____ г. предоставляет безвозмездную помощь в сумме ____ (______);
— исполняет обязательства должника перед ________________ в сумме _____ (____) рублей;
— участвует в увеличении уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций (долей) в сумме _____ (______) рублей.
3. Учредитель (участник, собственник имущества должника) в срок до «___»________ ____ г. гарантирует исполнение должником обязательств при освоении инвестиций в сумме _____ (______) рублей, в том числе:
— предоставляет поручительство на сумму ____ (______) рублей;
— предоставляет залог на сумму ____ (______) рублей.
4. Учредитель (участник, собственник имущества должника) в срок до «___»________ ____ г. гарантирует исполнение должником обязательств по кредитам (займам) в сумме _____ (______) рублей, в том числе:
— предоставляет банковскую гарантию на сумму ____ (______) рублей;
— предоставляет поручительство на сумму ____ (______) рублей;
— предоставляет залог на сумму ____ (______) рублей.
5. Учредитель (участник, собственник имущества должника) в срок до «___»________ ____ г. принимает следующие организационные меры:
— принимает решение о перепрофилировании _____________________________;
(отдельные виды производства)
— принимает решение о закрытии _______________________________________;
(нерентабельные виды производства,
структурные подразделения)
— замещает активы должника ___________________________________________;
(вид активов)
— принимает решения о продаже ________________________________________;
(части имущества должника)
— проводит мероприятия по погашению дебиторской задолженности и др.;
— ликвидирует ________________________________________________________;
(неэффективные органы управления должника)
— создает ____________________________________________________________;
(эффективные органы управления должника)
— изменяет систему управления и контроля должника ____________________;
(описание)
— заменяет прежнего руководителя ________________ на _________________;
(фамилия, инициалы) (фамилия, инициалы)
— ____________________________________________________________________.
(иные меры)
6. Кредитор в срок до «___»________ ____ г. соглашается на следующие меры:
— уменьшить долг с суммы _____ (_______) рублей до ____ (_____) рублей;
— отсрочить исполнение долга в сумме _____ (_______) рублей до «___»________ ____ г.;
— заменить долг по оплате _____________________ в сумме ______ на обязательство по ______________________;
— отложить предъявление исполнительных документов к взысканию на сумму ____ (______) рублей;
— ____________________________________________________________________.
(иные меры)
7. Иное лицо в срок до «___»________ ____ г. соглашается на следующие меры:
— выкупить товары (оплатить работы, услуги) должника на сумму ______ (_____) рублей по цене ____ (_____) рублей за _______________;
— заключить предварительный договор на _________________ в сумме ______ (_____) рублей до «___»________ ____ г.;
— участвовать в увеличении уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций (долей) в сумме ______ (______) рублей;
— исполнить обязательства должника перед __________________ в сумме _____ (_____) рублей;
— ____________________________________________________________________.
(иные меры)
8. В случае недостаточности мер для санации должника стороны в срок до «___»________ ____ г. обязуются:
8.1. Учредитель (участник, собственник имущества должника) в срок до «___»________ ____ г. — _____________________________.
8.2. Кредитор в срок до «___»________ ____ г. — ____________________.
8.3. Иное лицо в срок до «___»________ ____ г. — ___________________.
9. Должник обязуется создать необходимые условия и всемерно содействовать учредителю (участнику, собственнику имущества должника), кредитору, иному лицу в реализации мер.
Должник еженедельно (ежемесячно) представляет иным сторонам отчет об исполнении в рамках настоящего соглашения мер, направленных на санацию.
10. Для контроля за реализацией настоящего соглашения из представителей сторон создается комиссия в составе:
от учредителя (участника, собственника имущества должника) —
_________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество, должность)
от кредитора — _______________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество, должность)
от иного лица — ______________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество, должность)
от должника — ________________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество, должность)
11. Регламент работы и методы контроля за исполнением сторонами настоящего соглашения комиссия вырабатывает на первом заседании, но не позднее «___»________ ____ г.
12. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами принятых на себя обязательств виновная сторона возмещает потерпевшим сторонам причиненные убытки.
13. Соглашение заключено на ___________________________________.
14. Настоящее соглашение прекращается с даты:
применения к должнику процедуры банкротства;
принятия решения о ликвидации должника;
истечения срока действия настоящего соглашения.
15. Учредитель (участник, собственник имущества должника), кредитор, иное лицо вправе отказаться от настоящего соглашения в случае:
нарушения должником требований федеральных законов и неоднократного неисполнения настоящего соглашения.
16. В случае прекращения (расторжения) настоящего соглашения предоставленные денежные средства подлежат возврату и меры обеспечения отзываются.
17. В случае прекращения (расторжения) настоящего соглашения стороны составляют акт сверки.
18. Соглашение составлено в __ экземплярах.
АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ
Учредитель (участник, Кредитор:
собственник имущества
должника)
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________/_____________ _____________/__________
М.П. М.П.
Иное лицо: Должник:
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________/_____________ _____________/__________
М.П. М.П.
Приложения:
1. Оценка финансово-экономического состояния должника за три предшествующих и текущий годы, содержащая вывод о наличии признаков банкротства и причинах неудовлетворительной структуры баланса должника.
2. План мер, направленных на санацию платежеспособности должника.
3. Список кредиторов должника, упорядоченный по величине задолженности, с разбивкой на резидентов и нерезидентов, с указанием сроков возникновения и погашения задолженности, а также вступившие в силу судебные решения, подтверждающие размер кредиторской задолженности, и копии предъявленных к исполнению исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, с указанием кредитора и величины взыскиваемой суммы (либо реестр требований кредиторов).
4. Справка налогового органа по месту налогового учета должника о состоянии расчетов должника по налогам, сборам и взносам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения соглашения.
5. Документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных должнику отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на дату утверждения плана мер.
6. Копия бухгалтерской отчетности должника за три последних года и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения соглашения.
7. Копии аудиторских заключений о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности должника за три последних года, предшествующих дате заключения соглашения.
8. Копии судебных актов по рассмотрению споров о взыскании задолженности с должника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *