Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций и страховых взносов.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ (схему-конспект предлагаемой системы налогообложения для сельхозпроизводителей см. на с. 4 «ЭЖ» N 52, 2003 г.) На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства. В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ (ст. 346.1 Кодекса). Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана. Поэтому Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При её разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 Кодекса об упрощенной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой 26.1 «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ», распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются производители с/х продукции и выращивающие рыбу, её переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции и выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  2. организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  3. казенные, бюджетные и автономные учреждения.

С 1 января 2009 г. снято ограничение, препятствующее организациям, которые имеют филиалы и (или) представительства, переходить на уплату ЕСХН. Соответствующие изменения были внесены в п. 6 ст. 346.2 НК РФ, и теперь такие организации вправе применять указанный спецрежим. Объект — доходы — расходы. Налоговой базой доходы-расходы в денежном выражение. Налоговым периодом — календарный год. Ставка 6 %.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004—2005 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009—2011 гг. — 12 %, 2012—2014 гг. — 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ — 20 %.

Если налогоплательщик в период применения ЕСХН теряет право на данный спецрежим, то ему следует пересчитать и уплатить все налоги согласно общей системе налогообложения с начала календарного года..

Налогообложение для сельхозпроизводителей в деталях

В современных экономических условиях развитие аграрного сектора, в том числе мясной промышленности, является приоритетной задачей экономики. Одним из самых востребованных инструментов госрегулирования и поддержки указанной сферы во многих странах является возможность оптимизировать систему налогообложения в зависимости от характера и масштабов деятельности предприятия и стимулировать развитие бизнеса, работает ли такой механизм в России?
В статье подробно рассматриваются преимущества и недостатки трех режимов налогообложения для предприятий мясной промышленности.
Итак, одним из налоговых режимов для организаций мясной отрасли является режим единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН), который может применяться в случае отнесения организации к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя. Эта категория устанавливается ст. 346.2 НК РФ и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где сельхозпроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Данные условия необходимо рассматривать в совокупности осуществляемых видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельхозпродукции. Дополнительным ограничением для применения ЕСХН является получение не менее 70% доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
В случае невыполнения указанных критериев, данный спецрежим для организации мясной промышленности неприменим. В этом случае выбор возможен только между упрощенной и общей системами налогообложения (далее, соответственно, УСН и ОСНО).
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вышеперечисленных видов налоговых режимов.
При относительной схожести порядка определения налоговой базы при ОСНО в сопоставлении с ЕСХН, налоговым законодательством предусмотрено значительное количество ограничений, не позволяющих применить ЕСХН для крупных организаций мясной отрасли, что автоматически делает неизбежным использование ими ОСНО. Однако это не свидетельствует о том, что сельхозпроизводители, работающие на общем режиме налогообложения, не имеют налоговых преференций. Так законом для них предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией, произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. При этом для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, ставка составляет 6% с разницы между доходами и расходами и никаких понижающих ставок не предусмотрено.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде УСН. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6%. С 1 января 2016 г. законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%. При этом региональными властями могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, равно как и для организаций, использующих УСН, предусмотрено освобождение от обязанности по уплате некоторых налогов:

  • налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);
  • налога на имущество;
  • налог на добавленную стоимость (далее — НДС), за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ, а также при исполнении обязанности налогового агента.

В отношении налога на имущество согласно внесенным поправкам в п. 3 ст. 346.1 НК РФ, с 1 января 2018 налогоплательщики, применяющие ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на имущество только в части имущества, которое используется в предпринимательской деятельности при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. В случае применения УСН обязанность по уплате налога на имущество возникает только по объектам недвижимого имущества.
Можно резюмировать, что, исходя из норм законодательства, специальные налоговые режимы как для сельхозпроизводителей, использующих ЕСХН, так и для организаций мясной отрасли на УСН, не относящихся к категории сельхозпроизводителей, созданы в целях снижения налоговой нагрузки, поскольку отменяют обязанность по уплате определенных налогов. Однако фактически, ввиду отсутствия некоторых преимуществ, применяемых налогоплательщиками на общем режиме, а также наличия существенных ограничений по использованию ЕСХН и УСН, в настоящее время специальные налоговые режимы не достаточно стимулируют развитие аграрной мясной отрасли.
Так, для налогоплательщиков на спецрежимах НДС по приобретенным товарам (услугам), используемых в текущей деятельности учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) и относится на затраты по производству и реализации и, в отличие от налогоплательщиков, находящихся на общем режиме, не возмещается из бюджета. Освобождение от уплаты НДС негативно сказывается на условиях сбыта мясной продукции, поскольку заготовительные и перерабатывающие предприятия, как правило применяющие ОСНО, не заинтересованы в поставщиках, не выставляющих счета-фактуры с выделенным НДС. Для сохранения потенциальных покупателей сельхозпроизводители, использующие ЕСХН, могут выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, однако право на применение вычетов при данном режиме отсутствует, что приводит к тому, что такие сельхозпроизводители становятся менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными организациями на общем режиме.
В то же время с 1 января 2019 организации, применяющие ЕСХН, будут уплачивать НДС в общеустановленном порядке, а значит, как и организации на общем режиме, будут иметь возможность принимать к вычету НДС по приобретенным товарам при соблюдении требований, предусмотренных налоговым законодательством. При этом для сельхозпроизводителей предусматривается возможность освобождения от исчисления и уплаты НДС при выполнении следующих условий: сумма дохода от реализации за предшествующий налоговый период, полученного в рамках данного режима без учета налога, не должна превышать в совокупности: 100 млн. руб. за 2018, 90 млн. руб. за 2019, 80 млн. руб. за 2020, 70 млн. руб. за 2021, 60 млн. руб. за 2022 и последующие годы.

При этом, вопрос о эффективности таких мер в целях повышения конкурентоспособности малых сельхозпроизводителей и предприятий мясной отрасли остается открытым.
Также к преимуществам общего налогового режима можно отнести право организации мясной отрасли применять пониженную ставки по НДС в размере 10% при реализации мясной продукции, кроме отнесенной к категории деликатесной, а в случае импорта или реализации на территории РФ племенных животных по перечню, указанному в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069 (в редакции от 18.01.2017 № 23), для организаций мясной промышленности до 31.12.2020 предусмотрено право на освобождение от уплаты НДС при условии наличия документов, составленных в соответствии с требованиям Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», а именно: при ввозе продукции необходимо представить в таможенный орган разрешение о ввозе, при реализации – племенное свидетельство, которое подтверждает происхождение, продуктивность и иные качества племенных животных.
Таким образом, при возникновении у налогоплательщика мясной промышленности вопроса о выборе режима налогообложения, необходимо:

  • учесть масштабы ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечить выполнение критериев для применения спецрежимов;
  • учесть все преимущества льгот, установленных налоговым законодательством;
  • учесть возможности сбыта продукции при использовании спецрежима, не предусматривающего уплату НДС.

При этом важную роль для отсутствия предпосылок к включению организаций в план выездных налоговых проверок или к принятию мер по судебному взысканию задолженности по налогам и сборам играет прозрачность ведения финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие схем по получению необоснованной налоговой выгоды по расчетам с организациями-«однодневками», просрочки налоговых платежей.
Так, наличие представленных налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно сложившейся судебной практике налоговая выгода признается необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (невозможность осуществления операции с учетом времени, местонахождения имущества или объемом материальных ресурсов, трудовых ресурсов).
Необоснованно полученная налоговая выгода, так же, как и несвоевременная уплата налогов и сборов, могут привести к формированию существенной налоговой задолженности. При этом в последнее время налоговые органы осуществляют активную работу по взысканию такой задолженности не только в порядке исполнительного или искового производства, но и с применением инструментов, предоставленных им Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О (несостоятельности) банкротстве», что может повлечь для организации существенно более негативные последствия, связанные с приостановлением деятельности, потерей деловой репутации, распространением субсидиарной ответственности по долгам организации на ее руководителей и собственников.

ЕСХН — единый сельхозналог 2018

ЕНВД, УСН, ОСНО, ПСН, ЕСХН: для кого-то это ничего не значащий набор букв, а для предпринимателя — прямое указание на то, какой, в итоге, будет его налоговая нагрузка. О том, как можно сравнивать системы налогообложения, чтобы законным путем снизить выплаты в бюджет при ведении бизнеса, читайте в статье «Системы налогообложения: как сделать правильный выбор?»
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацией по налогообложению от специалистов 1С:

Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия – не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог – это один из элементов такой политики. Применять этот льготный режим вправе сельхозпроизводители и рыболовецкие производства.

Значительный сектор перерабатывающей промышленности, который может напрямую (за счет объема и цен закупок) стимулировать эффективность сельхозпроизводителей, не имеет права применять ЕСХН. Да и на самих сельхозпроизводителей распространяется жесткое ограничение – не менее 70% от их общего дохода должен составлять доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации многие предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим — УСН Доходы минус расходы, не накладывающий таких ограничений.

С 2017 года к перечню тех, кто имеет право применять ЕСХН, добавлены организации и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, причем, услуги должны быть оказаны именно в области растениеводства и животноводства. Это может быть подготовка полей, уборка урожая, выпас скота и прочее. Полный список таких услуг содержится в ФЗ-№216 от 23.06.2016.

Если вы посчитали упрощенную систему выгодной и удобной для себя, то можете подготовить заявление о переходе на УСН в нашем сервисе абсолютно бесплатно:

В чем выгода применения ЕСХН

Если говорить о тяжести налоговой нагрузки, то ЕСХН выигрывает и по отношению к ОСНО, и к УСН. Давайте сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы (напоминаем, что для ЕНВД не учитывают ни доходы, ни расходы):

Элемент системы налогообложения

ЕСХН

ОСНО

УСН Доходы

УСН Доходы минус расходы

Налоговая база

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами

Денежное выражение доходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Налоговая ставка

6%

20% (в общем случае)

6%

От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на УСН Доходы одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.

Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Ну а сравнивать ЕСХН с ОСНО даже не стоит — налоговая ставка последней при схожей налоговой базе выше в три с лишним раза, и это без учета необходимости платить НДС.

Таким образом, вывод можно сделать однозначный: ЕСХН – это режим очень выгодный налогоплательщику, если он соответствует установленным законом требованиям.

Кто может быть плательщиком ЕСХН?

Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые производят, перерабатывают и реализовывают сельскохозяйственную продукцию. Это условие надо рассматривать комплексно, то есть учесть все эти требования. Просто переработчики и реализаторы сельхозпродукции не имеют право на ЕСХН.
  2. Градообразующие и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, при условии, что численность работающих в них, с учетом проживающих с ними членов семей, составляет не менее 50% численности населения этого населенного пункта. Сюда же относят рыболовецкие артели (колхозы). При этом рыболовство должно производиться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или на основании договоров фрахтования.
  3. Организации и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Так же, как и на других специальных режимах, сельхозналог заменяет уплату следующих налогов:

Для юридических лиц ЕСХН заменяет:

  • налог на прибыль организаций (кроме налога с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств)
  • НДС, кроме того, что платят при ввозе на территорию РФ, и при выполнении договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом);
  • налог на имущество организаций.

Обращаем внимание всех ООО на ЕСХН — организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам на выгодных условиях.

Для ИП единый сельхозналог заменяет уплату:

  • НДФЛ (только относительно доходов от предпринимательской деятельности);
  • НДС, кроме того, что платят при ввозе на территорию РФ, и при выполнении договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом);
  • налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности)

Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН

Плательщики сельхозналога сдают одну декларацию в год, заполняемую в установленном порядке, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации – только регистры бухгалтерского учета.

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:

Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:

Налог платят два раза в год: один раз в виде авансового платежа по итогам полугодия не позднее 25 июля, а второй раз – по итогам года, включительно до 31 марта следующего года, учитывая уже внесенный авансовый платеж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *