Что такое деофшоризация

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоров Незаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом. Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами. Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности. Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества. Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями. Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий. В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году. Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией. Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам. Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах. Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций». Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями. Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Также интересно:

Закон о деофшоризации или просто — КИК

С 1 января 2015 года в России вступил в силу Федеральный закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, который в народе именуется «закон о КИК» или «Закон о деофшоризации».

С тех пор эта тема стала очень актуальной и обсуждаемой.

Данный закон направлен на то, чтобы удержать налоги с прибыли иностранных компаний, контролируемых резидентами РФ, в пользу российского бюджета, по законам России.

Россия не стала первой в этом вопросе, такого рода правила существуют во многих государствах, среди них Великобритания, Австралия, Канада, Израиль, Испания, Италия, США и многие другие. Закон не запрещает гражданам России владеть иностранными компаниями, оптимизировать с их помощью свой бизнес, но предусматривает уплату налогов в бюджет РФ.

Граждане России и ранее обязаны были сообщать о своем участии в иностранных предприятиях, но мало кто выполнял эти правила, да и сказать, что со стороны власти этому вопросу уделялось очень много внимания тоже нельзя. Последний Закон и поправки к нему (внесены Федеральными законами от 08.06.2015 № 150-ФЗ и от 15.02.2016 № 32-Ф3) имеет ряд нововведений, четко прописывает некоторые аспекты, хотя и не отвечает на все вопросы, судя по всему, будет еще не один раз дополнен.

Что изменилось

Начнем с того, что в Налоговом кодексе РФ появилось новое понятие «контролируемая иностранная компания» или КИК – это компания, что не является налоговым резидентом России, но определенной частью ее акций владеют резиденты РФ (физические или юридические лица).

Иностранные структуры без образования юридического лица также признаются КИК, если они подконтрольны резидентам РФ.

Законодательства некоторых иностранных государств позволяют создавать структуры без образования юридического лица, это могут быть партнерства, товарищества, фонды, трасты и др. формы.

Контролирующими лицами иностранной компании признаются физические или юридические лица, которые владеют более чем 25 % акций компании.

Если же иностранной компанией владеет группа лиц, резидентов РФ (на пример, супружеская пара и их несовершеннолетние дети), и суммарный процент их участия превышает 50 %, то лицо будет признано контролируемым, если его личная доля участия будет от 10 %.

Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями (пункт 4 ст. 25.13 НК РФ).

Очень интересный факт кроется в п. 6 ст. 25.13 НК РФ!

А именно, что контролирующим лицом организации может быть признано и лицо, не отвечающее признакам, указанным выше, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

На практике это значит, что про использования номинального сервиса знаем не только мы с Вами. И если Господин Петров, как бенефициар, подписывает Генеральную доверенность от номинального директора или Трастовую декларацию от номинального акционера, и по каким-либо причинам копии (или даже оригиналы) этих документов попадают в руки соответствующих органов, но Господина Петрова признают контролирующим лицом его иностранной компании, не смотря на тщательные попытки скрыть этот факт.

И если со страной учреждения иностранной компании Господина Петрова будет Соглашение об обмене информацией, то подача соответствующего запроса и наказание Петрова по всей строгости Закона – дело техники.

Как контролирующие органы получают информацию?

Мы плавно перешли к вопросу «Как налоговые органы могут получать информацию об иностранных компаниях, контролируемых гражданами РФ?».

Закончу нашу историю с Господином Петровым, основываясь на своем жизненном опыте.

Могу дать 99,9 % гарантии, что если контролирующие органы захотят найти какие – либо документы по иностранным компаниям, то они это сделают в процессе проверок офисов компаний, которые занимаются регистрацией иностранных предприятий (оффшоров).

Понятно, что ни в одной уважающей себя и своих клиентов компании не должны храниться бумажные документы в офисе.

Но часто документы по Клиентским компаниям нужны для работы юристам, переводчикам, менеджерам, которые выставляют счета. И нет гарантии того, что, к примеру, переводчик, забудет или не успеет удалить с компьютера Доверенность по компании, которую он переводил, а как раз его компьютер заберут в качестве вещдока или «для проверки».

Какая бы не была серьезная компания, которой Вы доверяете учреждение иностранного предприятия, существует человеческий фактор.

И точно могу сказать, что если контролирующие органы будут искать неплательщиков налогов через компании и сотрудников российских фирм регистраторов – они их найдут, может, не много, но найдут.

То есть, контролирующие органы могут получать информацию о КИК в следствии каких-либо оперативных мероприятий.

Также, налоговые органы могут получать нужную им информацию от компетентных органов иностранных государств на основании Соглашений об избежании двойного налогообложения, Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Автоматический обмен информацией между Россией и иностранными государствами будет возможен, если Россия присоединиться к Многостороннему соглашению компетентных органов (предусмотренному Стандартом ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией по налоговым делам).

Понятно, что и от самих резидентов РФ (которые согласно п. 3.1 ст. 23 НК РФ должны это сделать) налоговые органы получат информацию об их участии в оффшорных компаниях.

Согласно п. 3 ст. 25.14 НК РФ срок подачи уведомлений продлен с одного до трех месяцев с 15 марта 2016 года. Налогоплательщики представляют уведомления контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего жительства.

Новое законодательство предусматривает обязанность раскрытия информации об участии в иностранной структуре для доверительных управляющих имуществом.

Резиденты РФ, которые участвуют в иностранной компании через российские публичные компании уведомления о КИК не должны подавать.

Постоянные представительства иностранных компаний должны предоставить информацию об участниках своей головной компании в случае владения недвижимостью.

Изменения в финансовой отчетности

Изменились правила финансовой отчетности для иностранных компаний.

Согласно подп. 1 п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ, налоговые органы будут принимать финансовую отчетность, составленную оффшорными компаниями по собственной инициативе. КИК сами могут выбирать стандарты отчетности и варианты расчета прибыли.

Стандарты при составлении отчетности могут быть следующими:

  • Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
  • Стандарты, установленные личным законом КИК;
  • Стандарты, которые признаются иностранными биржами.

Прибыль КИК может рассчитываться по данным финансовой отчетности иностранной компании или по правилам гл. 25 НК РФ для российских организаций.

В случае выбора второго варианта, отказаться от расчета прибыли по российским правилам можно только по истечении 5 лет.

В первом случае нужно предоставить положительное аудиторское заключение (подп. 2 п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ).

К прибыли КИК относятся активные и пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), за вычетом суммы выплаченных дивидендов из прибыли за прошедший год. Раньше исключать сумму дивидендов при расчете прибыли (убытка) контролируемой компании не разрешалось, это могло привести к их двойному налогообложению.

Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации или доходу физических лиц, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.

Минимальный размер нераспределённой прибыли, подлежащей декларации в 2016 году составляет 30 миллионов рублей, а после 2017 года – 10 миллионов рублей.

Прибыль КИК включается в доходы контролирующего лица – резидента РФ и облагается либо налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %, либо налогом на прибыль по ставке 20 %.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли так называемых активных иностранных компаний, а также активных холдинговых и активных субхолдинговых организаций при определенных условиях.

Для того, что бы считаться активной, иностранная компания должна иметь более 80 % дохода от активной деятельности (торговля, производство и прочее) и, соответственно, пассивные доходы (проценты, роялти, дивиденды, доход от продажи акций и др.) не должны превышать 20 %.

При этом государство регистрации активных холдингов и активных субхолдингов не должно находиться в т.н. черном списке оффшоров или Перечне оффшорных зон, утвержденном Приказом Минфина России № 108н.

Для активных иностранных компаний такого требования пока что нет.

Выше я упоминала о том, что иностранные структуры без образования юридического лица относятся к КИК.

Ранее бенефициары таких структур должны были подавать специальные уведомления о контроле над структурой, теперь должны подаваться уведомления о КИК. Учредители таких структур (не являющиеся бенефициарами) должны уведомить налоговую об учреждении структуры.

К иностранным структурам без образования юридического лица относятся, к примеру, дискреционные трасты. В таких оффшорных трастах, как правило, бенефициары получают доход, но не имеют контроля над предприятием.

В таком случае, трастовый управляющий обязан подать информацию о КИК в момент распределения прибыли в пользу бенефициара.

Из новой редакции п. 6 ст. 105.2 НК РФ можно сделать вывод, что поскольку априори траст не является контролируемым, то и участия в других структурах через такой траст не будет контролируемым. Согласно новому законодательству (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ) учредители могут делать взносы и выводить эти средства обратно без налогообложения, поскольку они не делают прибыли. Все операции по получению дохода в пределах таких взносов не облагаются НДФЛ, если при этом в структуре отсутствует нераспределенная прибыль.

Еще одно изменение в законодательстве заключается в том, что с 1 января 2017 если доля участия контролирующего лица компании отличается от его доли участия в прибыли компании, то в расчет будет приниматься именно доля в прибыли (новая редакция п. 3 ст. 25.15 НК РФ).

Льготы

Новое законодательство предлагает льготную ликвидацию КИК до 1 января 2018 года, при этом решение о такой ликвидации должно быть принято до 1 января 2017 года.

При ликвидации в эти сроки налогоплательщики освобождаются от всех обязательств в связи с контролем над КИК.

Имущество, полученное от ликвидации такой КИК освобождается от налогообложения (п. 60 ст. 217, п. 2.3.ст. 277 НК РФ). В случае ликвидации КИК не может быть признана резидентом РФ.

Существуют льготы при продаже ценных бумаг и по дивидендам, если КИК будет ликвидирована до 1 января 2018 года.

Дивиденды от иностранных компаний в пользу российской организации освобождаются от налогообложения в РФ, если при этом налоговую уведомили о фактическом праве на прибыль компании в соответствии ст. 312 НК РФ, представлено документальное подтверждение удержания налога у источника российским предприятием.

Доход КИК от продажи ценных бумаг своему контролирующему лицу исключается из прибыли. Согласно новому закону можно передать акции дочерних компаний бенефициару по любой подтвержденной стоимости.

Штрафы

Несоблюдение норм НК РФ о КИК контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ).

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

Непредставления финансовой отчетности и аудиторского заключения, а также иных документов также влечет штраф в размере 100 000 рублей с контролирующего лица.

Непредставления сведений об участниках иностранной организации, владеющей недвижимым имуществом в РФ влечет взыскание штрафа в размере 100 % от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ.

Вступление в силу

Меры налоговой ответственности начнут применяться к налогоплательщикам за период с 2018 года.

Это значит, что резиденты РФ начнут привлекаться к налоговой ответственности с 2019 г. в виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли КИК, включаемой в налоговую базу контролирующего лица, но не менее 100 000 руб.

Невключение прибыли КИК контролирующим лицом (резидентом РФ) в свою налоговую базу по налогу на прибыль (НДФЛ) за 2016, 2017г. не влечет за собой налоговой ответственности.

Также, за этот период контролирующее лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если ущерб будет возмещен бюджету в полном объеме.

В законе о КИК на сегодняшний день есть пробелы, но власти анонсирует еще не одно дополнение. А также в ближайших планах налаживание автоматического обмена информацией по налоговым вопросам со многими странами.

Что будет на практике покажет только время.

Однозначно можно сказать, что скрытие своего участия в оффшорах становиться все более трудным делом. Мы советуем очень тщательно подбирать свою обслуживающию компанию и регистратора и смотреть в сторону респектабельных Европейских юрисдикций, как Мальта или Швейцария, Кипр или Великобритания.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице):

Использование офшоров

Законное

Незаконное

Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами

Уклонение от налогов

Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов

Легализация полученных преступным путем средств

Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества

Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ

Благотворительная деятельность и др.

Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;
  • послание президента Федеральному собранию от 12.12.2012 — среди поручений президента сформулирована необходимость разработки правительством комплексных предложений, направленных на реализацию системы мер по деофшоризации экономики;
  • перечни офшорных зон («черные списки») — их составляют ЦБ и Минфин, а также ФНС РФ;
  • закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (с поправками 2015 и 2016 годов) о налогообложении контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных компаний — первый антиофшорный закон;
  • иные нормативные акты (закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках, закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок, программа деофшоризации российской экономики «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», разработанная экспертным управлением Президента РФ и др.).

Разъяснение содержания и назначения разных нормативных актов см. в размещенных на нашем портале материалах:

  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016»;
  • «Новый закон о декретном отпуске в 2015–2016 годах — изменения»;
  • «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?».

С содержанием положений основного нормативного акта, направленного на деофшоризацию российской экономики, а также иной нормативки, посвященной данной теме, знакомьтесь в следующих разделах.

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Одним из значимых законодательных документов, принятых в последнее время в рамках реализации национальной программы по деофшоризации российской экономики, выступает закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в НК РФ). Неофициальное название этого нормативного акта — закон по деофшоризации бизнеса.

В НК РФ благодаря этому закону видоизменились отдельные статьи, появились новые определения и понятия, а также кодекс дополнился описанием отсутствующих ранее в законодательстве обязанностей отдельных лиц. В частности, благодаря закону № 376:

  • возникли новые для НК РФ термины: «контролируемая иностранная компания» (КИК), «контролирующие лица», «фактический получатель дохода» и др.;
  • предусмотрены не существовавшие ранее обязанности: уведомление налоговиков об участии лиц (физических или юридических) в зарубежных фирмах и декларирование их прибыли пропорционально доле участия.

Предельно сжато содержание закона можно уложить в 2 тезиса:

  • полученная резидентами РФ в офшорах прибыль должна облагаться российскими налогами;
  • обязанность по информированию налоговиков о факте прямого или косвенного участия в зарубежных компаниях возникает у российских налогоплательщиков.

Расшифровать отдельные понятия из закона № 376 поможет статья «Что такое контролируемые иностранные компании?».

О дальнейшей судьбе закона № 376 узнайте из следующего раздела.

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Закон о деофшоризации в 2016 году был откорректирован — поправки внесены законами от 15.02.2016 № 32-ФЗ и от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Корректировки в НК РФ, внесенные законом № 32-ФЗ:

  • ст. 25.14 — срок подачи уведомлений об участи в зарубежной фирме и прекращении такого участия увеличен с 1 до 3 месяцев, сокращен список случаев, когда необходимо уведомлять налоговиков, а также уточнен состав подаваемых сведений;
  • ст. 25.15 — уточнены особенности расчета доли прибыли контролируемой зарубежной фирмы, подлежащей налогообложению в РФ у контролирующего лица;
  • ст. 55 — уточнен порядок определения первого налогового периода для иностранных фирм, самостоятельно признающих себя налоговыми резидентами РФ по налогу на прибыль;
  • ст. 105.2 — детализированы правила определения доли участия лица в организации;
  • ст. 210 — дополнена нормами о том, что не признается факт получения дохода, если он получен в результате передачи прав на получение доходов между членами одной семьи (в отношении иностранного юрлица);
  • ст. 212 — уточнено, что к облагаемым НДФЛ доходам в виде матвыгоды не относятся доходы от покупки контролирующим лицом ценных бумаг контролируемой зарубежной фирмы по цене ниже рыночной;
  • ст. 214.1 — дополнена новыми пунктами по налогообложению операций по продаже ценных бумаг, приобретенных контролирующим лицом у своей контролируемой фирмы;
  • другие изменения и корректировки (в ст. 220, 232, 251, 277 и др.).

Дополнения и новшества, предусмотренные законом № 150-ФЗ:

  • уточнение понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица;
  • детализированы условия освобождения доходов контролируемых зарубежных фирм от налогообложения в РФ;
  • предоставлена возможность проведения симметричных корректировок и установлена схема их проведения;
  • иные изменения и дополнения.

Какими еще нормами в последнее время дополнялось отечественное законодательство в рамках проведения деофшоризации — расскажем в следующем разделе.

С актуальными нормативными корректировками, которые необходимо оперативно учесть в своей работе, вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

  • «Минфин готовит изменения в правила заполнения платежек»;
  • «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года»;
  • «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2015–2017 годах — последние изменения».

Деофшоризация и корректировка законодательства

Помимо уже рассмотренных поправок, внесенных в НК РФ законами № 376-ФЗ и 32-ФЗ, в этом главном налоговом документе регулярно появляются корректировки и положения, связанные с процессом деофшоризации. К примеру, в НК РФ нашли отражение серьезные новации в сфере трансфертного ценообразования, предусматривающие:

  • обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год;
  • конкретизирован круг взаимозависимых лиц;
  • детализированы алгоритмы определения рыночной цены для налоговых целей.

Появились специальные статьи в УК РФ, направленные на борьбу с однодневками. Например:

  • ст. 173.1 — предусмотрены санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц;
  • ст. 173.2 — установлена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания однодневки.

В рамках проведения антиофшорных мероприятий активно проходят обсуждения, а также вносятся изменения и дополнения в разнообразные нормативные документы. Как влияют на деофшоризацию российской экономики «черные списки» — узнайте из следующих разделов.

Деофшоризация и «черные списки»

«Черным списком» (в том числе для целей деофшоризации) называют перечень стран, которые:

  • предоставляют льготный налоговый режим;
  • не раскрывают информацию при проведении финансовых операций.

Можно выделить 3 вида таких списков, которые разработаны для разных целей разными ведомствами, а именно:

  • Минфином РФ (приказ от 13.11.2007 № 108н в ред. от 02.10.2014 «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;
  • ЦБ РФ (приложение № 2 к указанию ЦБ России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций )»;
  • ФНС России (приказ от 30.09.2016 № ММВ 7-17/527@ «Об утверждении перечня государств , не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»).

Остановимся на каждом виде отдельно.

Минфиновский «черный список»

Список офшорных зон в приказе Минфина характеризуется следующим:

  • установлен он в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • содержит перечисление государств и территорий со льготным налогообложением, не раскрывающих и не предоставляющих данные при осуществлении финансовых операций.

Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены на рисунке:

Взаимодействие с фирмами, зарегистрированными в попавших в указанный перечень государствах, может повлечь для российских компаний неблагоприятные налоговые последствия, такие как:

  • невозможность применения ставки 0% (по п. 3 ст. 284 НК РФ) в отношении получаемых российской фирмой дивидендов, если они получены от компании, зарегистрированной в государстве из «черного списка»;
  • лишение права на применение предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ льготы при получении российской фирмой имущества на безвозмездной основе от зарубежной компании с постоянным местонахождением на попавшей в «черный список» территории.

Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных минфиновских списках, признаются контролируемыми, что влечет:

  • повышенное внимание налоговиков, обладающих правом контроля цен таких сделок;
  • дополнительное декларирование сделок — если превышен установленный подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ годовой суммовой лимит.

Детализацию понятия «контролируемые сделки» дает статья «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2016 год».

«Черный» минфиновский перечень обновляется по мере необходимости. К примеру:

  • с 2015 года из него исключена Республика Мальта, поскольку она ратифицировала правительственное соглашение об избежании двойного налогообложения;
  • с 2009 года перечень пополнился Сейшельскими островами по причине несоответствия республики стандартам прозрачности, справедливой налоговой конкуренции и обмена информацией.

Указанные ограничения и лишение российских резидентов определенных налоговых преференций являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.

«Черный список» ЦБ РФ

ЦБ РФ разделил офшорные зоны на 3 группы с целью регулирования процесса открытия российских корсчетов в зарубежных кредитных учреждениях.

Об особенностях отечественного банковского обслуживания и планируемых нормативных корректировках в этой сфере расскажут материалы:

  • «Возможно ли открыть счет в банке через интернет?»;
  • «Блокировка расчетного счета налоговой в 2016–2017 гг.»;
  • «В закон «О бухгалтерском учете» готовятся поправки».

Центробанковское офшорное разделение представлено на схеме ниже:

Открыть российской фирме корсчет в финансовой компании, зарегистрированной в I группе территорий из указанного списка, можно без дополнительных ограничений. Если же партнер банка находится во II или III группах, ему требуется отвечать определенным требованиям. Например:

  • располагать собственными средствами величиной не менее 100 млн евро;
  • входить в список крупнейших банков мира (первые 500 позиций).

Помимо вышеуказанных условий предусмотрено банковское резервирование для компаний (в % от перечисляемых сумм):

  • I группы — 0% (резервирование не предусмотрено);
  • II группы — 25%;
  • III группы — 50%.

Центробанковские «черные списки» являются одной из мер, введенных в рамках исполнения ЦБ РФ процедур валютного контроля, которые способствуют процессу деофшоризации российского бизнеса.

С какими нюансами могут столкнуться владельцы заграничных счетов — узнайте из следующих публикаций:

  • «Куда и когда подавать уведомление о зарубежных счетах?»;
  • «Валютный контроль при переводе денег за границу»;
  • «Как компании открыть счет в иностранном банке?».

«Черный список» ФНС России

Налоговики составляют свой «черный список», обладающий следующими отличительными признаками:

  • составление такого списка предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ;
  • основная цель его составления — использование информации для определения контролирующих лиц и контролируемых компаний;
  • перечень состоит из наименований государств и территорий, не обменивающихся с РФ информацией для целей налогообложения;
  • пересмотр с целью актуализации представленной в перечне информации производится ежегодно.

Действовавший в 2016 году перечень в 2017 году сократился:

  • по количеству стран — со 111 до 109;
  • по числу территорий — с 22 до 19.

«Черный» список ФНС на 2017 год представлен ниже:

В «черный» список ФНС — 2017:

  • не вошли ранее присутствовавшие в нем Грузия, Эстония, Маврикия, Гонконг, Каймановы острова, Бермуды, Аруба, так как усовершенствовали порядок обмена налоговой информацией;
  • из-за ухудшения практики обмена информацией добавлены Южная Корея и др.

Как ресурсы CRS смогут помочь отечественным налоговикам и иным госструктурам в раскрытии теневых офшорных схем — см. в материале «Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?».

Деофшоризация российской экономики

Ключевые слова: офшор, антиофшорная политика, утечка капитала, деофшоризация экономики, офшорные финансовые сети.

Тема деофшоризации экономики России в современных условиях становится все более актуальной, по причине того, что сегодня, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Общим позитивным эффектом в данной сфере стало то, что общие намерения государства по решению проблем деофшоризации, в современных условиях стали подкрепляться конкретным действиями со стороны государственных структур.

Сегодня можно предположить, что главная цель, которую преследует государство — это полное возвращение кровного капитала на родину, или его подавляющей части. Для того чтобы организовать крупномасштабную процедуру амнистии капитала при проведении антиофшорной политики, государству необходима стратегия, с помощью которой в дальнейшем возможно будет сформировать механизм возвращения капитала в Россию на основе принципов экономической целесообразности и социальной справедливости. Создание данной стратегии должно быть урегулировано законодательно на самом высоком уровне. Антиофшорная политика должна быть ориентирована на безболезненный для национальной экономики переход, от офшорного бизнеса к чистому.

Стремление развернуть антиофшорную кампанию в масштабах всей страны сформировалось в силу внешних и внутренних причин. Среди внешних причин стоит выделить:

— активизация антиофшорной политики в глобальном масштабе, т. е. сегодня мировое сообщество признает проблему офшоров, как одну из главных экономических проблем современности;

— общее стремление подавляющего большинства государств мира установить принцип «справедливого налогообложения» и предотвратить повышение криминализации мировой экономики.

Среди внутренних причин выделяют:

— угроза финансовой, экономической и общей национальной безопасности России при дальнейшем развитии национальной экономики в условиях негативного влияния офшорной зависимости

— повышение финансовой дефицитности бюджетов всей бюджетной системы РФ, в виду снижения бюджетных доходов по причине чрезмерной офшоризации экономики;

— общественное порицание офшорных олигархов и прочих бизнес-структур, которые оптимизируют свою деятельность, тем самым причиняя вред национальной экономике.

Совокупность вышеперечисленных причин является достаточным основанием для немедленного начала проведения жесткой антиофшорной политики. Однако при этом важно понять, что именно мы будем подразумевать под офшором, и против чего именно будет строиться антиофшорная политика.

Офшор — государство (юрисдикция), которая в силу внутреннего законодательства может обеспечивать комплекс преимуществ при ведении бизнеса:

— «комфортная правовая среда обитания бизнеса», выражающаяся в создании условий для организации и дальнейшего ведения бизнеса на упрощенной основе, т. е. упрощенные условия финансового, налогового и административного надзора, понижение прозрачности проводимых операций и возможность обеспечивать анонимность бенефициаров;

— возможность значительно снизить налоговые и другие платежи, обеспечив сверхприбыль офшорной компании.

Данный комплекс преимуществ ведения бизнеса в офшорных юрисдикциях порождает проблему офшоров в целом. С одной стороны, деятельность компаний в офшорных зонах (юрисдикциях) — источник корпоративной сверхприбыли и путь повышению налоговой оптимизации, с другой стороны, с позиции экономической безопасности государства, офшоры — это прямая угроза, которая требует немедленного решения.

Потребность в проведении антиофшорной политики в России вызвана тем, что значительная часть частного капитала в России контролируется холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, входящих в офшорные финансовые сети . Офшорную финансовую сеть можно обозначить как определенную формально и неформально объединенную группу экономических акторов, целью которой является обеспечение оптимальной комбинации низкой налоговой нагрузки, удобных условий ведения бизнеса и анонимности конечных бенефициаров финансовых операций .

Так, из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн. руб., принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46 % (т. е. 23 компании) либо зарегистрированы в офшорных или спарринг-офшорных юрисдикциях, откуда контролируется от 40 % до 90 % акций таких компаний, либо там находится центр прибыли или центр принятия решений .

Также, доказательством того, российская экономика подвержена явлению офшоризации являются данные основных потоков капитала в Российскую Федерацию и из нее (Таблица 1).

Таблица 1

Структура инвестиций в разрезе отдельных юрисдикций

Страна

Доля иностранных инвестиций, направленных из РФ в другие страны

Страна

Доля иностранных инвестиций, направленных в РФ из других стран

Нидерланды

25,9

Кипр

21,2

Кипр

25,1

Нидерланды

17,0

Швейцария

6,8

Люксембург

11,8

США

6,6

Китай

7,7

Великобритания

5,0

Великобритания

7,4

Другие

Другие

Всего

Всего

*составлено по материалам: данные Росстата (www.gks.ru).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные капитальные потоки как Россию, так и из нее идут «транзитом» через офшорные и спарринг-офшорные юрисдикции.

Активизация антиофшорной политики международного сообщества в 2000-е годы привела к значительному усложнению моделей использования офшоров. Все большее распространение получили связки компаний из классических офшорных юрисдикций и компаний из престижных юрисдикций, которые также предоставляли льготы по налогообложению доходов, получаемых за рубежом (спарринг-офшорные юрисдикции). Это требовало определенных дополнительных затрат, но создавало престижный имидж бизнесу. Не случайно, что компании из престижных юрисдикций у профессионалов налогового планирования часто назывались «компаниями- прокладками». В научной же литературе получил распространение термин SPE или SPV — Special Purpose Entity/Vehicle — «компания специального назначения», или «проектная компания», созданная для определенной цели, позволяющая эффективно управлять отдельными финансовыми потоками. Чаще всего спарринг-офшорными юрисдикциями выступают Нидерланды, Великобритания, Канада, Дания, Франция, Исландия, Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Греция, Новая Зеландия, США и др.

Итак, ярким примером спарринг-офщорной юрисдикции могут служить Нидерланды — небольшое государство в Европе, не имеющее хоть какого-нибудь значительного места в мировой экономике. Однако именно эта страна является крупнейшим торговым партнером России в 2012 г. (на Нидерланды пришлось 12 % всего российского экспорта), что, несомненно, говорит об однозначно оффшорном окрасе данных взаимоотношений. Так по экспорту из России (62,6 млрд. долл.) Нидерланды опередили одну из крупнейших экономик мира — Китай (35,2 млрд. долл.). Данная пропорция экспортных потоков не является следствием сугубо экономических механизмов, она определилась в результате корпоративной оптимизации деятельности, основанной на широком применении офшорных схем.

Также, в рамках анализа проблемы деофшоризации российской экономики нельзя не упомянуть о самой популярной среди русских бизнесменов юрисдикции — Кипр. На Кипре инкорпорировано огромное количество российских офшорных компаний, многие из которых владеют крупными активами в России или являются важнейшей частью офшорных финансовых сетей, выстроенных российскими бизнесменами. Например, на Кипре зарегистрировано 14,4 тыс. компаний, которые имеют активные «дочки» в России, что составляет 34,1 % от общего числа российских «дочек» иностранных компаний .

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно утверждать, что степень офшоризации российской экономики чрезмерно велика, что ведет к значительным экономическим издержкам для страны в настоящем и будущем. Офшоризация национальной экономики — одна из основных угроз национальной (экономической) безопасности государства, решением которой нужно заниматься незамедлительно.

Как показывает опыт многих российских реформ, зачастую реформаторская деятельность исполнительной вести власти носит частичный и фрагментарный характер, что ставит под сомнение возможность достижения поставленных целей развития страны.

В этой связи хотелось бы предложить систему мер по деофшоризации российской экономики, основанной на принципах:

1) институционального улучшения условий для экономической деятельности на территории Российской Федерации;

2) налогового маневра за счет пересмотра СИДН по перенесению центра тяжести налогового стимулирования инвесторов в российскую юрисдикцию ;

3) активного взаимодействия с международными правительственными и иными структурами по обмену налоговой информацией.

Среди конкретных мер по деофшоризации экономики можно выделить следующие:

— создание системы взаимодействия национальных налоговых органов с налоговыми органами других стран и международными организациями, посредством которой будет проводиться обмен налоговой информацией;

— усиление борьбы с коррупцией, т. к. она является прямой спутницей офшоризации экономики и порождает отток капитала в офшоры;

— введение налога на финансовые транзакции, связанные с движением спекулятивного капитала;

— продолжить преследование фирм-однодневок, конечные бенефициары которых могут быть задействованы офшорных юрисдикциях;

— усиление контроля за трансфертным ценообразованием, которое является основой перемещения капитала в офшоры;

— усиление ответственности за нарушение национального законодательства в части уклонения от уплаты налогов посредством офшорных схем;

— улучшение условий ведения бизнеса в России (обеспечение постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и др.).

Таким образом, сегодня российская экономика испытывает на себе весь комплекс негативного влияния чрезмерной офшоризации (бюджетная дефицитность, повышение криминализации экономики, плохой инвестиционный климат и т. д.). Проведение жесткой антиофшорной политики способно вывести страну на новый уровень развития, однако для достижения поставленных целей деофшоризации необходима реальная политическая воля и продуманный комплекс действий, а не популистские лозунги.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *